Меню

значение упражнении для умственного развития дошкольников

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.
методическая разработка

Разработка направлен на развитие умственных способностей детей начиная с раннего возраста

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskaya_razrabotka_igr_i_uprazhneniy_po_razvitiyu_umstvennyh_sposobnostey_u_detey_doshkolnogo_voz.docx 11.04 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Выполнил воспитатель ГБДОУ 14

Методическая разработка игр и упражнений по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста.

Умственное развитие дошкольника – важнейшая составная часть его общего психического развития, подготовки к школе и ко всей бедующей жизни. Но и само умственное развитие – сложный процесс — это формирование познавательных интересов , накопление разнообразных знаний и умений, овладение речью. «Ядром» умственного развития, его основным содержанием является развитие умственных способностей. Умственная способность — это те психические качества, которые определяют легкость и быстроту усвоения новых знаний и умений, возможности их использования для решения разнообразных задач. В старшем дошкольном возрасте, как и раньше, детям полезны игры и упражнения, направленные на формирование и совершенствования умений обозначать предметы при помощи разнообразных заместителей, анализировать их строение, использовать наглядные модели при ориентировкив пространстве и при создании образов.

Но задачи, которые ставятся перед детьми в играх и упражнениях, усложняются. Дети не только используют предложенные взрослыми заместители предметов и ситуаций, но и сами их придумывают. От придумывания отдельных предметов и ситуаций они переходят к созданию целостности сюжетов, выраженных в рассказе или рисунке.

Повышение уровня интеллектуальных способностей детей старшего дошкольного возраста через систему развивающих игр и упражнений.

Создавать условия для развития умственных способностей детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей

Формировать у дошкольников с помощью развивающих игр мыслительные действия

Формировать умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами

Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения

Укреплять процесс к играм требующие умственного напряжения

Интеграция образовательных областей

«Познавательная», «Речевая», «Социально-Коммуникативная», «Физическая», «Художественно-Эстетическая

Игры и упражнения для детей старшей группы

Что сначала, что потом !

Детям старшего возраста предлагается самостоятельно нарисовать ряд картинок по сюжету знакомой сказки ил истории. Взрослый поощряет эту деятельность детей, не заостряя внимание на качестве рисунков (достаточно схематических изображений, показывающих развитие сюжета) один из детей может быть ведущим.

Куда спрятался жучок!

Для старших дошкольников пользуются планом, перевернутым на 180 градусов. Взрослый кладет перед ребенком план вверх ногами, и его нельзя поворачивать (план должен поворачиваться в уме). В связи со сложностью количество спрятанных предметов следует сократить их до 3-5. Первые задания с перевернутым планом предлагается взрослому, а далее по мере овладения ими, и самими детьми.

Воспитанники старшей группы самостоятельно прячут секреты и указывают на плане их местонахождения.

Дидактическая задача. Учить детей создавать образы на основе схематического изображения.

Материал. Карточки с изображением какого -либо предмета, или геометрическая фигура. Карандаши.

Дети сидят за столиками, получают карандаши, карточки. Дети дорисовывают фигурку так, что быполучилась картинка. Затем такую же карточку взять и перевернутьи дорисовать, получится другая картинка.

Цель: упражнять детей в сравнении и подборе признаков, противоположных по значению.

Ход: воспитатель объясняет детям, что она будет называть два противоположных признака разных объектов, а их задача – найти ошибку и подобрать нужное, противоположное значение. Например: на столе лежало 2 яблока: одно кислое, а другое красивое. Вместо слова красивое необходимо назвать слово сладкое. 1) Маша и Даша – две подружки: первая – веселая, а вторая – красивая … (грустная). 2) Вокруг деревни текут 2 реки: одна – широкая и глубокая, а вторая – узкая и холодная …(мелкая). 3) У Артура башня выше, а у Сережи – крупнее … (ниже). 4) На площади, у новогодней елки, стоят 2 ледяные горки: одна – высокая и скользкая, а вторая – маленькая … (низкая) и гладкая … (нескользкая). 5) Папа купил 2 книги: одна – красочная и интересная, а другая – без ярких картинок и веселая … (скучная). 6) У Динара собака большая и храбрая, а у Тимура – маленькая и умная (трусливая).

«Как ты думаешь, скажи»

Цель: упражнять детей в понимании образного сравнения.

Ход: воспитатель предлагает ребенку подумать и сказать, что он понимает под следующими понятиями: 1) трава, как ковер; 2) солнце, как печка; 3) мужчина, как скала; 4) лед, как камень; 5) девушка, как лебедь; 6) тонкая, как спичка и др.

Цель: упражнять детей в ясном разграничении существенных и несущественных отличительных признаков и свойств предметов.

Ход: воспитатель предлагает детям карточки с изображениями предметов. Предлагает найти как можно больше существенных и несущественных отличительных признаков и свойств этих предметов (не менее четырех 1) телевизор и видеомагнитофон; 2) стул и кресло; 3) ручка и маркер; 4) чайник и кофейник; 5) ролики и коньки

Достаньтечемодан или спортивную сумку и скажите ребенку, что вы едете на море (на природу, к бабушке) и что вам можно взять с собой только 5 вещей. Начинайте складывать вещи вместе с малышом, при этом называйте цифру. Так ребенок учится считать. Постепенно увеличивайте счет и включайте порядковые числительные (первый, второй и т. д.). Эту игру вы можете использовать в другой форме: корзинка на пикник, продукты в магазин, портфель в садик – вариантов множество. Благодаря данному упражнению также формируется логическое мышление.

Назад -вперед и лево- право.

Используйте ватман либо пространство комнаты. Нарисуйте схему города, в котором запрятан клад – его и нужно будет отыскать малышу. По дороге к кладу направляйте ребенка: сделай два шага вперед, повернись налево, теперь три шага вперед, под столом возьми письмо с загадкой. Прочитайте загадку малышу, а он должен будет отгадать – и так пока он не дойдет до финиша. Не делайте игру слишком долгой и сложной.

Источник

Статья на тему: Гимнастика мозга — как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.
статья (подготовительная группа) по теме

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст. Обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности возможно при помощи комплекса специальных упражнений «Гимнастика мозга «, которые были разработаны и апробированы Полом Денисоном.Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности и письма. В результате систематического выполнения упражнений, у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю.

Скачать:

Вложение Размер
statya_na_temu_gimnastika_mozga_-_kak_sredstvo_aktivizatsii_umstvennoy_deyatelnosti_i_intellektualnogo_razvitiya_doshkolnikov_i_mladshih_shkolnikov.docx 803.44 КБ

Предварительный просмотр:

Статья на тему: Гимнастика мозга — как средство активизации умственной деятельности и интеллектуального развития дошкольников и младших школьников.

Мозг человека представляет собой «содружество» функционально ассиметричных полушарий – левого и правого, каждое из которых – не зеркальное отображение другого, а необходимое дополнение. Для того чтобы ТВОРЧЕСКИ осмыслить любую проблему необходимы оба полушария: левое полушарие, логическое, выделяет в каждой проблеме важнейшие, ключевые моменты, а правое полушарие, творческое, схватывает ее в целом. Когда полушария функционируют правильно и между ними сохраняется баланс, то взаимодействие между ними выражается в идеальном партнерстве, результатом которого является эффективная творческая работа мозга.

Учеными доказано, что успешность обучения детей зависит от своевременного развития межполушарных взаимодействий. Сензитивным периодом для интеллектуального развития является возраст до 10 лет, когда кора больших полушарий головного мозга еще не окончательно сформирована. Основной период развития приходиться на дошкольный возраст.

Как же обеспечить эффективное взаимодействие полушарий и развить их способности?

При помощи комплекса специальных упражнений», которые были разработаны и апробированы американским доктором философии Полом Денисоном Он назвал свое детище Гимнастика мозга

Гимнастика мозга состоит из простых и доставляющих удовольствие движений и упражнений, которые активизируют полноценную работу левого и правого полушария, помогают управлять эмоциональной, физической и умственной жизнью и используются в отношении детей, чтобы повысить навык целостного развития мозга . Упражнения тщательно продуманы и объединены в систему. Причем, их можно комбинировать по-разному , в зависимости от результата, который хотите получить. Например, если у ребенка упадок сил — один комплекс. Если нужно сосредоточиться для чтения после шумной игры — другой комплекс. Эти упражнения облегчают все виды обучения и особенно эффективны для оптимизации интеллектуальных процессов и повышения умственной работоспособности. и письма.

Упражнения улучшают мыслительную деятельность, синхронизируют работу полушарий, способствуют запоминанию, повышают устойчивость внимания, помогают восстановлению речевых функций, облегчают процессы чтения

«Гимнастика мозга» напоминает обычную зарядку и проста в исполнении. Состоит из 26 упражнений, каждое из которых направлено на восстановление, активацию, тренировку различных сенсомоторных навыков, оптимальное состояние которых непосредственно влияет на способности к обучению).

Все упражнения разделены на 4 группы, применение которых направлено на развитие трех видов сенсомоторных навыков:

Первая группа включает упражнения, пересекающие среднюю линию тела (линия, проходящая вертикально и делящая тело на правую и левую половину). Упражнения способствуют одновременной работе двух глаз, рук, ног, ушей, интеграции двух полушарий мозга и включают механизм «единства мысли и движения». В результате человек может двигаться и думать одновременно, обрабатывать информацию как от целого к частному, так и от частного к целому, легко пересекать срединную линию тела, что является необходимым требованием для свободного чтения, письма и множества других навыков.

Вторая группа – это упражнения энергетизирующие тело, т.е. обеспечивающие необходимую скорость и интенсивность протекания нервных процессов между клетками и группами нервных клеток головного мозга. Таким образом, улучшается саморегуляция эмоционального состояния, навыки организованности и целеполагания.

Третья группа – растягивающие упражнения. Когда мышцы растягиваются и принимают нормальное, естественное состояние и длину, они посылают сигнал в мозг о том, что человек находится в расслабленном, спокойном состоянии и, следовательно, о его готовности к познавательной работе. Таким образом, эти упражнения способствуют снятию стрессового напряжения в теле.

Четвертая группа – упражнения, повышающие позитивное отношение. Они стабилизируют нервные процессы в организме и помогают взглянуть на тревожащую ситуацию по-новому.

Приведем несколько упражнений из комплекса «Гимнастика мозга», которые можно выполнять с детьми 4 – 7 лет.

Упражнения движения, пересекающие среднюю линию тела

Данные упражнения помогают использовать оба полушария гармонично, что способствуют улучшению координации левой и правой половины тела, ориентации в пространстве, способствуют улучшению слуха и зрения, обеспечивают прилив жизненных сил. Они так же улучшают навыки орфографии, письма, аудиального восприятия, чтения и понимания.

1. Упражнение «Перекрестные шаги»

Ребенок стоит прямо, голова находится по средней линии тела. Одновременно поднимает правую руку и левую ногу, легонько касаясь локтем руки левого колена. Затем, возвращается к исходной позиции и поднимает левую руку и правую ногу, дотрагиваясь локтем левой руки до противоположного колена. Повторяет эти движения в течение минуты, как при ритмичной ходьбе. Голова остается на месте (Рис. 2).

Рис.2 Упражнение «Перекрестные шаги»

2. Упражнение «Ленивая восьмерка»

Ребенок рисует большим пальцем вытянутой руки знак бесконечности на уровне глаз. Движение влево — вверх, против часовой стрелки 3 раза, затем, то же самое другой рукой. Ребенок повторяет всё упражнение правой и левой рукой ещё 3 раза. После этого, соединяет ладони «в замок» (при этом большие пальцы окажутся перекрещенными) и выполняет упражнение ещё 3 раза (Рис.3).

Рис.3 Упражнение «Ленивая восьмерка»

3. Упражнение «Двойной рисунок»

Ребенок берет в каждую руку карандаш или ручку. Двигая обеими руками одновременно: навстречу друг другу; вверх-вниз, т. е. левой рукой вверх, правой рукой – вниз, и наоборот; разводя в разные стороны (Рис.4).

Рис.4 Упражнение «Двойной рисунок».

Упражнения, повышающие энергию тела

Данные упражнения улучшают внимание, способствуют более полному восприятию информации.

1. Упражнение «Энергетическая зевота»

Ребенок , изображая зевание, плотно закрывает глаза и массирует зоны, где соединяются челюсти (в районе нижних и верхних коренных зубов). Массаж сопровождается глубоким расслабляющим звуком зевания в течении 1 -2 минут (Рис.5).

Рис.5 Упражнение «Энергетическая зевота».

2. Упражнение «Кнопки мозга»

Правая рука ребенка на пупке, левая — на нижнем основании ключицы по правую сторону от грудины. Массирует левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторяет то же, переменив руки (Рис.6).

Рис.6 Упражнение «Кнопки мозга»

3. Упражнение «Кнопки Земли»

Ребенок прикасается двумя пальцами правой руки к точкам под нижней губой, а левой – к верхнему краю лобовой кости. Держит руки на точках, делая глубокий вдох и выдох (Рис.7).

Рис. 7 Упражнение «Кнопки Земли»

Упражнения, растягивающие мышцы тела

Данные упражнения направлены на улучшение внимания, моторной координации для письменной работы, улучшение дыхания и состояние спокойствия, улучшение способности выражать идеи, увеличение энергии в руках и пальцах.

Ребенок плотно сжимает мышцы правого плеча левой рукой. Поворот головы назад через плечо. Глубокий вдох и разворачивает плечи. Смотрит через левое плечо и распрямляет плечи. Опускает подбородок на грудь, делает глубокий вдох, расслабляя мышцы. Повторяет то же самое, схватив левое плечо правой рукой (Рис.9).

Рис.9 Упражнение «Сова»

3. Упражнение «Заземлитель»

Ребенок, стоя свободно, разводит ноги в стороны. Правую ступню направляет вправо, а левую — прямо вперед. Выдох, сгибает правое колено; вдох – выпрямляет правое колено. Во время упражнения плотно прижимает руки к пояснице, это усиливает работу мышц пояса. Повторяет упражнение трижды, а потом выполняет его, сменив ногу (Рис.10).

Рис.10 Упражнение «Заземлитель»

Упражнения, углубляющие позитивное отношение, поднимающие настроение

Данные упражнения повышают способность к организованной деятельности, активизирует работу памяти, учебных навыков. Снимают стресс перед контрольными работами, спортивными соревнованиями, публичными выступлениями и помогают при чтении вслух.

1. Упражнение «Позитивные точки»

Ребенок прикасается легко кончиками пальцев каждой руки к точкам, которые находятся над центром каждого глаза и на средней линии между бровями и линией роста волос. Использует легкое давление, чтобы немного натянуть кожу. Держит примерно минуту до легкой пульсации под пальцами (Рис.11).

2. Упражнение «Шляпа мышления»

Ребенок массирует мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения растирает уши руками.

Рис.11 Упражнения «Позитивные точки», «Шляпа мышления»

3. Упражнение «Крюки»

Упражнение состоит из двух частей. Показ ребенку.

Первая часть: скрестите лодыжки. Вытяните вперёд руки, поверните ладони тыльной стороной друг к другу, и скрестите запястья, ладони при этом соединяются. Теперь переплетите пальцы обеих рук и притяните «замок» к грудине (при этом вы делаете движение, когда сплетённые кисти описывают полукруг через низ и переворачиваются костяшками пальцев вверх, когда приближаются к грудине). Оставайтесь в этом положении около минуты, дышите медленно и глубоко, глаза можно закрыть. Когда делаете вдох, касайтесь твёрдого нёба кончиком языка, и расслабляйте язык на выдохе.

Вторая часть: когда вы закончили первую часть упражнения и готовы приступить ко второй, расплетите «замок» и соедините их кончики пальцев снова перед грудиной. Продолжайте глубоко дышать и поднимать кончик языка к твёрдому нёбу при вдохе. (Рис.12).

Рис.12 Упражнение «Крюки»

В работе с детьми рекомендуется системно применять упражнения «Гимнастики мозга» для тренинга определенных функций. Ее можно применять как пятиминутку между занятиями в детском саду или как физкультурные занятие все будет зависеть, какой конечный результат планируете получить.

Упражнения гимнастики мозга дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в обучении, и решить проблему неуспеваемости ребенка.

Высшим достижением педагога, работающего по данной методике, было бы обучение этим упражнениям ребенка, чтобы он мог выполнять их самостоятельно дома. Но поскольку речь идет о детях дошкольного возраста, то необходимо научить родителей применять эту методику дома вместе с ребенком.

Вот один из вариантов комплекса ГИМНАСТИКИ, которую можно проводить с дошкольниками

1. Массаж ушных раковин.

Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т.д. Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем сразу двумя руками.

Ребёнку показывают три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямлённая ладонь на плоскости стола. Ребёнок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8 – 10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом – левой, затем – двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребёнку помогать себе командами («кулак – ребро – ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук. Повторить 6-8 раз. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой – за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок. Выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

7. Зеркальное рисование.

Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально – симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

В результате систематического выполнения упражнений у детей улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повысилась способность к произвольному контролю.

1. Гимнастика мозга (Гимнастика ума) [Электронный ресурс]: СоДействие центр практической психологии – Режим доступа: http://kinhelp.ru/gimnastika-mozga-gimnastika-uma/

2. Деннисон П. И., Деннисон Г. Гимнастика мозга [Электронный ресурс]: Просто в непростом.рф – Режим доступа: http://tao-online.net/gimnastika-mozga/ .

3. Подготовка к обучению. Гимнастика мозга / Brain Gym [Электронный ресурс]: СПбГМТУ Среднетехнический факультет – Режим доступа: http://stf-smtu.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=99&Itemid=141 .

4. Рашкова Т. Гимнастика мозга или обычная зарядка? [Электронный ресурс]: Дети Будущего – Режим доступа: http://www.deti-budushego.com/node/217 .

5. Упражнения Гимнастики Мозга [Электронный ресурс]: Образовательная кинезиология – Режим доступа: http://creativekinesiology.ru/uprazhneniya-gimnastiki-mozga .

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные сети и улучшить .

Значение игры в жизни ребенка дошкольника.

Сюжетно-ролевая игра как средство интеллектуального развития детей.В творческой сюжетно-ролевой игре ребенок активно воссоздает, моделирует явления реальной жизни, переживает их, и это наполняет его ж.

В данном материале рассмотрен вопрос использования метода рифмотерапии в работе педагога-психолога. Проанализированы характерные особенности рифмотерапии. Показана значимость и весомость рифмотерапии .

В данной статье представлен материал о роли речевой культуры педагога и ее роли в развитии дошкольников.

Меняется жизнь, поколения людей сменяют друг друга, но духовно – нравственное воспитание во все времена остается одним из главных и актуальных вопросов челове.

Школа и детский сад – два смежных звена в системе образования. Успехи в школьном обучении во многом зависят от качества знаний и умений, сформированных в дошкольном детстве, от уровня развития п.

Источник

Читайте также:  тренинг личностного роста для женщин упражнения на знакомство

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector