Меню

значение строевых упражнений в гимнастике

Значение и характеристика строевых упражнений

Характеристика и классификация общеразвивающих упражнений.

Методика обучения построениям и перестроениям в разных возрастных группах.

Значение и характеристика строевых упражнений.

План

4. Методика обучения ОРУ в разных возрастных группах

Начнем с первого вопроса

Строевые упражнения — совместные действия занимающихся в том или ином строю. (Как вы думаете для чего нужны строевые упражнения?)

С помощью строевых упражнений решаются задачи воспитания коллективных действий, чувства ритма и темпа, дисциплины и организованности.

Так же значение строевых упражнений состоит в формировании осанки человека.

Применение на занятиях строевых упражнений позволяет быстро и целесообразно размещать группу в зале или на площадке. Для удобства пользования строевыми упражнениями в гимнастическом зале устанавливаются условные точки – центр, середина и углы.

Строевые упражнения классифицируются на 4 группы:

IV. Размыкания и смыкания.

Строй – размещение занимающихся для совместных действий.

Управление строем осуществляется посредством команд и распоряжений.

Команда — приказание, обязательное к выполнению движения по строго установленной форме .

Команда разделяется на предварительную, произносимую ясно, громко, протяжно и исполнительную, произносимую громко, чётко, отрывисто ( Например: «Напра – во!»)

Распоряжение – приказание, выраженное словами в произвольной форме («Повернитесь ко мне лицом»)

Шеренга – размещение занимающихся по росту с интервалом, равным ширине ладони.

Колонна – строй в котором занимающиеся стоят один за другим в затылок. Дистанция между стоящими в колонне равна одному шагу или вытянутой вперёд руке.

Для построения занимающихся в строй подаются команды или распоряжения:

« СТАНОВИСЬ! » (в шеренгу, в колонну) — принимая основную стойку (О.С.)

« РАВНЯЙСЬ !» (направо, налево) — соответственно поворот головы.

« СМИРНО! » — соответствует О.С.

Команда « ОТСТАВИТЬ !» — принимается предшествующее положение.

Команда « ВОЛЬНО! » — занимающиеся не сходя с места ослабляют одну ногу и встают свободно.

Команда « РАЗОЙДИСЬ !» — занимающиеся действуют произвольно.

«По порядку номеров РАССЧИТАЙСЬ!»;

«На первый, второй РАССЧИТАЙСЬ!»;

«По три (четыре, пять и т. д.) РАССЧИТАЙСЬ!»

Расчёт начинается с правого фланга. Называя свой номер, занимающиеся быстро поворачивают голову к стоящему слева и быстро принимают И.П.

Повороты налево, направо, кругом могут выполняться по распоряжению («Повернитесь ко мне лицом») и по командам «КРУ – ГОМ!», «НАЛЕ – ВО!», «НАПРА – ВО!»

«Построения и перестроения»

Построения – действия занимающихся после команды преподавателя для принятия того или иного строя.

Направляющий – занимающийся, стоящий первым, по которому все другие берут равнение, направление и темп движения.

Замыкающий – занимающийся, стоящий последним в строю.

Дети строяться и перестраиваются: в шеренгу, колонну, круг.

Для построения подаётся команда:

«В одну (две, три и т. д.) шеренгу – СТАНОВИСЬ!»

Одновременно с подачей команды староста (дежурный, первый по росту) становится лицом к фронту в положение «СМИРНО». Группа выстраивается слева от него.

Построение в колонну выполняется по команде:

« В колонну по одному (по два, по три) – «СТАНОВИСЬ!»

Группа выстраивается за преподавателем.

Перестроение из одной шеренги в две.

После предварительного расчёта на 1 и 2 подаётся команда:

«В две шеренги – «СТРОЙСЯ!»

По этой команде вторые номера делают шаг назад левой ногой (счёт « раз»), правой ногой шаг вправо (счёт «два») и вставая в затылок первому приставляют левую ногу (счёт «три»). Выполняется на три счёта.

Перестроение из колонны по одному в колонну по два (три, четыре) в движении поворотом.

При движении группы вдоль границ зала или площадки подаётся команда «В колонну по два (три, четыре) налево – «Марш!» (как правило команда подаётся когда направляющий находится на верхней и нижней границе зала). Первая двойка (тройка, четвёрка) поворачивает налево и двигается в новом направлении, следующие пары (тройки, четвёрки) делают повороты на этом же месте и первый ждёт свою (двойку, тройку). Здесь можно дать указание об интервале, дистанции.

Для обратного перестроения подаётся команда:

«Напра – во!» («Нале – во!») «В колонну по одному направо (налево) «Марш!»

ЧАСТЬ III: «Передвижения»

Строевой шаг – шаг, при котором нога выносится на высоту 15 – 20 см. от пола и ставится твёрдо на всю ступню, движения руками выполняются вперёд и назад (руки прямые, отводятся назад до отказа, пальцы сжаты в кулак). Команда: «Строевым шагом – «Марш!»

Походный шаг – отличается от строевого большей свободой движений. Команда : «Шагом – марш!»

Прекращение движений по команде «Группа – стой!» — подаётся под левую ногу (выполняется шаг правой и приставляется левая нога).

Читайте также:  упражнения для улучшения осанки для дошкольников

Для изменения длины шага подаются команды:

«Шире шаг!»; «Короче шаг!»; «Чаще шаг!»; «Реже шаг!»

Подаётся команда: «Бегом марш!»

Команда: «Нале –во!» («Напра – во!») в обход «Шагом – Марш!» («Марш!» подаётся у угла зала или площадки).

Движение по диагонали.

Выполняется по команде: «По диагонали – Марш!»

Исполнительная команда подаётся в момент подхода направляющего к углу зала.

Выполняется по команде: «Противоходом направо (налево) – «Марш!» Движение всей колонны за направляющим в противоположном направлении. Интервал между встречными колоннами – один шаг.

«Размыкания и смыкания»

Размыкания – способы интервала или дистанции строя.

Смыкания – приёмы уплотнения разомкнутого строя.

Размыкание приставными шагами на вытянутые руки в стороны в шеренге, в колоннах по два (по три, по четыре).

Выполняются по команде:

« На вытянутые руки в стороны от направляющего (от середины) – «Разом – кнись! »

Все занимающиеся кроме направляющего в колоннах и средних в колонне по три начинают отодвигаться влево (влево и вправо) поставив руки в стороны до нужного интервала.

Для возвращения на свои места подаётся команда:

«Сом – кнись!» (к направляющему, к середине).

Размыкание на вытянутые руки вперёд.

По команде: «На вытянутые руки вперёд – «Разом – кнись!» все занимающиеся за исключением направляющего поднимают руки вперёд и отходят назад на указанную дистанцию, после чего руки опускают.

— Что такое строевые упражнения?

— На какие 4 группы делятся строевые упражнения?

Источник

Гимнастика

Гимнастика — строевые упражнения на месте и в движении

Занятия гимнастикой созданы для того, чтобы развивать у человека ловкость, силовые навыки, выносливость, скорость, способность ориентироваться в пространстве. Параллельно с этим воспитываются художественные и моральные качества. Наличие многочисленного количества спортивных комплексов в сфере гимнастики, делает этот вид спорта практически незаменимым в современном мире. Довольно интересным фактом считается и то, что гимнастика включает в себя строевые упражнения.

Основные моменты в строю

Упражнения в строю являют собой одновременные манипуляции каждого участника и содержат в себе следующие понятия:

  • шеренга – участники стоят рядом на одном уровне;
  • фланг – разные стороны строя (после осуществления поворотов, наименования флангов остается таким же, как и в начале);
  • фронт – то направление, куда спортсмены повернуты передом;
  • интервал – расстояние между каждым спортсменом;
  • двушереножный строй – гимнасты стоят в две шеренги, а расстояние между ними составляет один шаг вперёд;
  • строй сомкнутого типа – интервал между спортсменами идентичен ширине ладони;
  • строй разомкнутого типа – расстояние между людьми составляет не меньше шага или тот показатель, который был указан тренером;
  • колонна – строй, характеризующийся тем, что все спортсмены смотрят друг к другу на затылки.

Для успешного проведения занятия все спортсмены должны чётко знать каждое из представленных понятий, а также разбираться в командах преподавателя. В обратном случае, занятие серьёзно усложняется, а строй будет сбиваться всего из-за одного человека.

От спортсменов требуется:

  • иметь понятие о месте своего расположения и уметь стать на него после получения указания;
  • в процессе упражнений сберечь отмеченный тренером интервал и расстояние от другого спортсмена;
  • не покидать строй без получения соответствующего позволения;
  • в ходе выполнения упражнений не разговаривать;
  • чётко осуществлять команды тренера и в ходе следования этой задаче, не выступать в качестве препятствия для других.

Приёмы и движения в строю

Занять позицию в строю требуется после получения команды «Становись!». Как только это указание будет услышано, требуется незамедлительно занять место в строю и максимально выровняться. В теле должно отсутствовать напряжение, пятки соединяются, а носки поворачиваются вперёд. Ноги в коленках выпрямляются, но их тоже следует максимально расслабить. Грудная клетка приподымается, туловище выставляется вперёд. Живот втягивается, плечи разворачиваются. Руки располагаются так, чтобы кисти повернулись ладонями внутрь. Пальцы полусогнуты и прикасаются к бедру. Голова удерживается ровно, лицо смотрит вперёд.

Услышав команду «Смирно!» требуется прекратить принимать стойку и замереть. После приказа «Вольно!» принимается свободное положение, колени ослабляются, но строго запрещено начинать разговоры.

Повороты на месте и в движении осуществляются посредством получения указания. Под понятием полповорота подразумевается поворот на 45 градусов, это действие производится через левое плечо. В остальных случаях нужно поворачиваться через правое плечо.

Повороты осуществляются на два счёта: на «один» нужно повернуться, при этом сохраняется правильное расположение туловища, колени прямые, весь вес перенесён на расположенную спереди ногу; на счёт «два» быстро приставляется вторая нога.

Читайте также:  упражнения после перелома плеча и операции на плечо

Все движения строевого типа, производятся в процессе бега или марширования. Оптимальной считается скорость передвижения шагом, составляющая сто двадцать шагов за 60 секунд (при условии, что длина шага составит около семидесяти сантиметров). При беге норма – до ста восьмидесяти шагов.

При этом учитывается тот факт, что шаги подразделяются на строевые и походные. В первой ситуации осуществляется команда «Строевым шагом – Марш!», во второй ситуации – «Шагом – Марш». По первичной команде тело немного выдвигается вперёд, весь вес идёт на правую ногу, позиция должна быть устойчивой. После получения команды требующей незамедлительного исполнения, следует двигаться с левой ноги и полным шагом.

В ходе осуществления строевого шага, носок оттягивается вперёд, а нога поднимается на 150-200 мм. Постановка ноги твёрдая и на ровную ступню. Параллельно производится работа руками: они направляются вперёд и сгибаются в области локтей, кисти размещаются на уровне пряжки пояса, назад – до отказа в области плеча. Пальцы немного согнуты. Выполняя указание, голову и тело нужно удерживать прямо и смотреть вперёд. При выполнении походного шага, в движении намного больше свободы.

Для старта требуется, чтобы прозвучала команда «Бегом – Марш!». Если бежать с места, то шаг должен производиться левой ногой. Чтобы после полученного приказа перейти с шага на бег, требуется немного согнуть локти и отвести их назад. Команда для исполнения должна осуществляться параллельно с установкой левой нижней конечности на землю. По этому же указанию делается шаг правой ногой, а уже переход на бег делается другой ногой.

Особенности перемещения строем

Чтобы в процессе гимнастических занятий в короткие сроки разместиться в зале, используют перестроение, движение и размыкание.

Перестроение бывает следующих типов:

  1. Из шеренги в три других. После произведения расчёта, тренер даёт команду по перемещению группы в три шеренги. Услышав это указание, гимнасты, получившие в расчёте 2-е номера, остаются в неподвижном состоянии, спортсмены под 1-м номером шагают назад с правой ноги, левая – не приставляется. После этого они осуществляют движение влево, и приставляют ногу, в итоговом положении они должны смотреть в затылок к спортсменам со вторым номером. Участники группы получившие номер 3, с левой ноги шагают вперёд, затем производятся аналогичные действия вправо и приставляется вторая нога. Итоговая позиция спортсменов, получивших при расчёте 3-и номера – спереди спортсменов со 2-ми номерами. Чтобы построиться обратно, тренер даёт команду об отделении группы в одну шеренгу. Гимнасты выполняют те же движения, только в обратном порядке.
  2. Уступом. После выполнения изначального расчёта, тренер даёт указание определённым номерам осуществить указанное ним количество шагов. Спортсмены шагают, а затем приставляют ноги.
  3. Из простой колонны в колонну по три или четыре человека. Тренер даёт указание «Группа налево в колону по 3 (или 4) – МАРШ!». Услышав эту команду, первая тройка или четвёрка спортсменов поворачивает в указанном направлении и движется прямо: остальные спортсмены выполняют отмеченное движение без новой команды. Руководитель отмечает интервал и размер дистанции между участниками строя, которые они обязаны соблюдать. После получения указания произвести обратное построение, первая тройка или четверка спортсменов направляется прямо, на ходу выполняя перестроение в колонну по одному. Другие спортсмены выполняют шаг на месте, в результате этой команды, они должны смотреть в затылок других членов коллектива.

Движение тоже бывает нескольких видов:

  1. По периметру зала. Получив требуемую команду, гимнасты двигаются по линиям, обозначающим границу площадки, заход выполняется правым плечом, без осуществления вспомогательных указаний.
  2. По диагонали. Команда «По диагонали – МАРШ!», выполняется только в той ситуации, если спортсмены подходят к углу зала. Получив указание тренера, гимнасты, за направляющим, передвигаются к другому углу.
  3. Противоходом. В этом случае вся колонна движется за направляющим задним ходом (спиной вперёд).
  4. Змейкой. Движение состоит из нескольких противоходов. Длина змейки напрямую зависит от первого противохода.

Переходя к размыканию, стоит отметить, что это метод увеличения дистанции и интервала строя. Если было не отмечено число шагов, то размыкание составляет один шаг в любую из сторон отмеченных тренером.

Все, кроме человека от которого выполняется размыкание, поворачивают направо или налево, а затем продвигаются так, чтобы расстояние между спортсменами, расположенными по бокам, сзади или спереди было равно отмеченному количеству шагов. После этого выполняется поворот лицом к фронту. Произведя указание, тренер выполняет подсчет по два до того момента, пока каждый участник группы не займёт свою исходную позицию в строю.

Читайте также:  групповые психологические упражнения для детей

Размыкание бывает нескольких видов:

  1. Используются приставные шаги. Осуществляется по фронту после получения указания: «От центра влево (вправо) на 2 (или 3) шага приставными шагами разомкнись». Выполнив указание, тренер считает до двух, пока каждый член группы не займёт своё место.
  2. По распоряжению. К примеру: «Займите позицию на три шага один от другого».
  3. По направляющим в колоннах. В такой ситуации, тренер устанавливает определённый интервал.

Указания

При осуществлении строевых упражнений в гимнастических классах, существует разделение команд на два вида:

  • предварительные – заставляют спортсмена собраться и подготовиться к дальнейшим действиям;
  • исполнительные – требуют от спортсмена незамедлительного исполнения команды.

В число исполнительных команд входят «Равняйсь!», «Смирно!». Но при желании привлечь внимание учащихся, тренер может впереди вставить такие слова, как «группа», «внимание».

Подача предварительной команды выполняется как можно чётче и громко, даже немного протяжно. Это необходимо для того, чтобы спортсмены сразу разобрались, что от них ожидают и подготовились к исполнению задачи. Подача команды исполнительного типа, осуществляется после произведения незначительной паузы, энергично и отрывисто.

Громкость и длительность передышки при этих командах, напрямую связана с размерами строя: чем большее количество людей находится в строе, тем более протяжной является команда предварительного типа и длительнее пауза между ними.

Исполнительный тип указаний способствует подаче сигнала о начале работы, произношение обязано совпадать с характером выполнения дальнейших действий. К примеру, чтобы строй начал бежать, команда должна осуществляться громко и отрывисто, если планируется замедление, то она должна быть громкой и протяжной. Независимо от разновидности команд интонация делается как можно твёрже и повелительнее. Тренер обязан осуществлять правильный подбор слов, а также варьировать тон и силу движения.

Громкость команды, должна соответствовать её необходимости. Строго запрещено давать невероятно громкие команды или очень тихие, поскольку это дезориентирует учащихся. В процессе подачи команды, тренер должен принять положение основной стойки.

При выполнении предварительной команды, гимнасты занимают стойку «смирно», поэтому тренер не должен злоупотреблять этим указанием. Если же команда всё-таки была дана, то её следует строго соблюдать.

В ряде ситуаций рекомендуется вместо команд использовать распоряжения. Если в ходе получения команды спортсмен выполняет строго определённые действия, то получив распоряжение, он может не следовать счёту и исполнять указанное действие другими способами. К примеру, вместо того, чтобы учащимся, которые сидят на полу дать команду «Направо!», предпочтительнее будет попросить их «Повернитесь направо».

Подавая указания на осуществление перестроения, требуется следовать ряду действий:

  • произносится наименование строя;
  • указывается сторона, в которую будет производиться движение;
  • указывается метод выполнения.

Обучающая методика

В ходе ознакомления со строевыми упражнениями в гимнастике, в преимущественном числе случаев используют метод показа, все объяснения производятся частями. В результате того, что строевые упражнения обладают низким уровнем сложности, в процессе обучения тренер чаще всего комбинирует объяснения и показ, после чего требует, чтобы указанное действие одновременно выполнила вся группа.

Сложные варианты этих упражнений, изучаются по частям. В данной ситуации для осуществления какого-то действия, нужно услышать отдельную команду. Для примера, в ходе перестроения из шеренги в две, спортсмены, получившие по расчёту 2-е номера, сначала делают шаг назад левой ногой, затем шаг вправо и в конце только приставляют вторую ногу.

В ходе изучения частей команд, гимнаст полностью понимает и запоминает выполненные действия, а тренер, до того как произнесёт новую команду, вполне может подкорректировать уже заметные ошибки.

Для того чтобы хорошо изучить вышеуказанные упражнения, требуется с первых занятий практиковаться в их исполнении. Строевые упражнения невозможно изучать теоретически, поэтому прежде чем что-то требовать от спортсменов, тренер обязан сам показать им правильную технику выполнения того или иного упражнения, а также показать, как исполняются различные команды. Существуют и парные упражнения, здесь успех выполнения зависит не только от одного человека, но и от его партнёра, поэтому разучиваются ещё и особенности работы в команде, умение прийти на помощь, а возможно где-то взять на себя всю нагрузку.

Благодаря использованию строевых упражнений, гимнасты тренируют выдержку и дисциплинированность. В современную программу обучения гимнастов эти упражнения вошли совсем недавно, но уже приобрели большую популярность, поскольку обучают спортсменов строго следовать правилам, не поддаваться эмоциям, что особенно важно при выступлении на всевозможных чемпионатах. Только собранность и уверенность в собственных силах приведут к победе и позволят завоевать многочисленное количество медалей и грамот и уважение в спортивной сфере.

Источник

Adblock
detector