Меню

значение спортивных упражнений в физическом развитии дошкольников

Спортивные игры и упражнения в физическом развитии дошкольников
консультация на тему

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Скачать:

Вложение Размер
sportivnye_igry_i_uprazhneniya_v_fiz.razvitii_detey.docx 18.84 КБ

Предварительный просмотр:

Спортивные игры и упражнения в физическом развитии дошкольников

Большую роль во всестороннем физическом воспитании детей дошкольного возраста играют спортивные игры, элементы спортивных игр и спортивные упражнения. Они подбираются с учетом возраста, состояния здоровья, индивидуальной склонности и интересов детей. В них используются лишь некоторые элементы техники спортивных игр, доступные и полезные детям дошкольного возраста. На основе этих, разученных детьми, элементов, могут быть организованы игры, которые проводятся по упрощенным правилам.

Спортивные игры укрепляют крупные группы мышц, развивают психофизические качества: силу, быстроту, ловкость, выносливость. В спортивных играх у ребенка повышается умственная активность, ориентировка в пространстве, развивается сообразительность, быстрота мышления, происходит осознание собственных действий. Ребенок учится согласовывать свои действия с действиями товарищей; у него воспитывается сдержанность, самообладание, ответственность, воля и решительность; обогащается его сенсомоторный опыт, развивается творчество. Чем богаче сенсомоторный опыт ребенка, тем легче формируются его двигательные навыки. Этот опыт успешно приобретается при выполнении специально подобранных, методически правильно организованных физических упражнений. Оказывается, что одним из удачных в этом смысле упражнений являются упражнения и игры с мячом – элементы баскетбола, футбола, волейбола и тенниса. Мяч имеет форму шара. Никакое другое тело не имеет большей поверхности соприкосновения с ладонью, которое дает полноту ощущения формы. Шар оптимально задействует все анализаторы – двигательный, вестибулярный, зрительный, тактильный, что усиливает эффект положительного воздействия на совершенствование точных движений рук и пальцев, психическое состояние ребенка и его физиологические функции.

Чрезвычайно важно учитывать развивающую роль мышечной радости, сильных переживаний, незатухающий интерес к результатам игры. Увлеченность ребенка игрой усиливает физиологическое состояние организма. Кроме этого, спортивные игры упражнения пополняют и обогащают словарный запас такими словами, как «ракетка», «волан», «стойка» (бадминтониста или теннисиста), «городки», «кегли», «бита» и др. Спортивные игры снимают нервное напряжение, помогают свободному выражению эмоций.

В существующих современных программах воспитания детей, реализуемых сегодня педагогами дошкольных учреждений, перечислены спортивные игры и спортивные упражнения, которые могут быть включены в двигательный режим детского сада. Это хоккей, футбол, баскетбол, городки, настольный теннис, бадминтон, а также катание на санках, велосипеде и самокате, лыжах и коньках, плавание, скольжение по ледяной дорожке. В спортивной и педагогической литературе описано их содержание, однако большинство педагогов затрудняются в выстраивании системы обучения детей той или иной игре, спортивному упражнению и чаще всего ограничиваются тем, что выносят на прогулку спортивное оборудование и предоставляют детям полную самостоятельность в его использовании.

Но только целенаправленное, планомерное, не реже 1-2 раз в неделю обучение спортивным играм и спортивным упражнениям даст детям возможность по-настоящему ощутить азарт спортивной игры и её пользу. Однако, прежде чем приступить к систематическому обучению детей спортивным играм и спортивным упражнениям, необходимо познакомить их с различными видами спорта, спортсменами, провести экскурсию или целевую прогулку на стадион ( городской, школьный, дворовый), рассмотреть иллюстрации. Цель их – вызвать интерес, сформировать желание заниматься спортом. Вторым этапом является накопление опыта общения с предметами: ракеткой, мячом, городками и т. д. Для этого целесообразно поместить их в спортивный уголок и дать возможность самостоятельно манипулировать ими и лишь после этого приступить к обучению. При этом следует помнить о строгом контроле за самочувствием детей и учитывать противопоказания при использовании отдельных видов движений. Например, детям, имеющим плоскостопие, не следует увлекаться ездой на велосипеде, детям с нарушением зрения противопоказан настольный теннис и т. д.

Большое значение имеет использование в режиме дня различных спортивных игр и упражнений в комплексе. При комплексном использовании легче удовлетворить индивидуальные склонности детей и сделать их интересы более разнообразными. В комплекс включают упражнения, разные по двигательному содержанию, уровню усвоения и технической сложности. Разнообразие движений в них способствует улучшению общей физической подготовки детей. Использование упражнений с разным уровнем сложности облегчает организацию и педагогический контроль за их ходом. В таких условиях педагог может уделить больше внимания контролю за более сложными упражнениями в то время как другие дети будут самостоятельнее в простых.

Спортивные игры и упражнения преимущественно проводятся на свежем воздухе. Поэтому, подбирая их, следует учитывать сезонные, погодные условия. Так, в теплое время года отдается предпочтение спортивным упражнениям и играм с мячом, играм в кегли, городки, настольный теннис, бадминтон, с элементами баскетбола, волейбола; купанию, плаванию, езде на велосипеде; зимой — катанию на санках, развлечениям со снежками, скольжению на беговых дорожках, ходьбе на лыжах, бегу на коньках. Подбирая развлечения к тому или иному периоду дня, следует помнить о педагогических задачах, которые надлежит решить в предстоящем периоде, а также о физических нагрузках предыдущего.

Спортивные игры и упражнения в дошкольном учреждении следует использовать в разные периоды дня. Утром, принимая малышей, можно привлечь к развлечениям небольшие группы детей в зависимости от их состояния. Дети, которые рано встают и пешком идут в детский сад, достаточно бодры, с удовольствием выполняют определенные движения. А те, которые встают поздно, приходят иногда сонные, вялые и не изъявляют желания двигаться. Таких ребят следует вовлекать в двигательную деятельность постепенно. Утром нецелесообразно использовать спортивные игры и упражнения, вызывающие сильное эмоциональное возбуждение или требующие больших затрат физической энергии. Это будет истощать детей, снизит их возможности в овладениями знаниями, навыками и умениями на занятиях. Это нужно учитывать и при подборе упражнений для вечернего времени, ведь вечером, через 2-3 часа после дневного отдыха, работоспособность детей начинает снижаться. Но и не сразу после сна, так как дети ещё вялые, поэтому нагрузку следует повышать постепенно. На дневной прогулке можно использовать спортивные игры и упражнения с максимальной физиологической и эмоциональной нагрузкой. В эти отрезки режима дня изучаются основы техники видов спорта, которые будут ведущими в следующем и текущем сезонах. На дневной прогулке спортивным играм и упражнениям следует уделять больше внимания, чем во все остальные периоды дня. Но их место в течение прогулки определяется с учетом других видов деятельности: наблюдений за окружающим, трудом, играми, в частности творческими, и пр. В начале прогулки спортивные игры и упражнения проводить не желательно. Тут целесообразно отдать предпочтение наблюдениям, чтобы сосредоточить внимание детей, которые ещё не увлеклись играми.

Решающая роль в руководстве спортивными играми и упражнениями принадлежит воспитателю. Дошкольники не способны регулировать величину физических нагрузок, не умеют самостоятельно осваивать физические упражнения, предусмотренные программой. Им нужна помощь воспитателя в освоении техники и элементов тактики спортивных упражнений, игр. Поэтому педагог обязательно должен знать технику упражнений и элементов спортивных игр. Собственный пример педагога, физическая подтянутость, бодрость, оптимистический настрой, искреннее стремление привить ребятам любовь к физической культуре благотворно влияют на них. Очень важно создать для развлечений условия, отвечающие гигиеническим и педагогическим требованиям: наличие свободного места, свежего воздуха, нужного оборудования и свободный доступ к нему, удобной одежды и обуви. Руководя играми и упражнениями, воспитатель использует общеметодические приемы обучения и воспитания детей – объяснение, показ, вопрос, указание, оценку действий, поощрение, пример другого ребенка.

При этом следует все время поддерживать эмоциональный подъем детей. Длительная инструкция, детальный показ движений могут задержать начало развлечения, которое дети с нетерпением ждут, и, таким образом, охладить их желание. Всяческая поддержка эмоционального настроя ребят побуждает их к более энергичному выполнению движений, действий.

Из этих соображений объяснение и показ уместны до начала деятельности лишь в той мере, от которой зависят начальные действия участников, а затем в процессе деятельности можно дополнительно давать советы или указания. Но одна из главных задач руководителя – суметь войти в детский коллектив, найти ключ к сердцу каждого ребенка, вжиться в сферу игровых действий. Иногда он может и сам вступать в игру. Это важно в тех случаях, когда необходимо наладить контакт или показать образец умения играть. Такое участие вызывает доверие к педагогу, который может войти в детский мир игры, оставаясь справедливым и авторитетным судьей.

Качество организации и проведения спортивных игр и упражнений- от выбора до её окончания- зависит от психологической готовности взрослого к этой деятельности, его педагогических знаний, опыта и умения общаться с детьми. Искренность и доброжелательность, жизнерадостность и открытость, сопереживание и умение помочь, заметить успехи – вот те качества, которые притягивают детей, вызывают их симпатию и уважение к взрослому, а иногда являются главным мотивом участия в игре.

Источник

Роль спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.
консультация по физкультуре (старшая группа) на тему

Роль спортивных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста огромна.Они занимают важное место в воспитании детей.

Скачать:

Вложение Размер
rol_sportivnykh_igr_v_fizicheskom_vospitanii_detey.doc 38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Роль спортивных игр в физическом воспитании детей

Важное место в системе физического воспитания детей дошкольного возраста занимают спортивные игры. В спортивных играх у детей развиваются такие физические качества, как ловкость, быстрота, координация движения. В баскетболе совершенствуются навыки большинства основных движений, так как дети упражняются не только в бросании и ловле мяча, забрасывании его в корзину, метании на дальность и в цель, но также в ходьбе, беге, прыжках. Все виды движений дети выполняют в постоянно изменяющейся обстановке. А это способствует формированию у детей умений самостоятельно применять движения в зависимости от условий игры. Разнообразные спортивные упражнения позволяют всесторонне воздействовать на мышечную систему, укрепляют их костный аппарат, развивают дыхательную и сердечно — сосудистую системы. Способствуют совершенствованию двигательной реакции детей, точности, сознательному воспроизведению движений во времени и в пространстве.

Баскетбол — игра коллективная, где нередко возникают споры, конфликты, разрешать которые дети учатся в ходе игр. В спортивных играх создаются благоприятные условия для воспитания нравственно — волевых черт ребенка. Такие игры воспитывают товарищеские взаимоотношения, основанные на сотрудничестве, взаимопомощи, выдержке. Общая цель — стремление всех игроков попасть мячом в корзину (ворота) — способствует развитию взаимопонимания. Элементы спорта помогают повысить функциональные возможности детского организма. В игре ребенок всегда имеет возможность испытать свои силы и убедиться в успешности действия. Двигательные навыки, сформированные у детей до 7 лет, составляют фундамент для их дальнейшего совершенствования в школе, позволяют в дальнейшем достигать высоких результатов в спорте.

Для оптимального решения задач обучения детей дошкольного возраста спортивным играм — баскетболу, футболу, волейболу и др. в настоящее время особое значение приобретает использование подвижных игр.

Спортивные игры являются более сложной формой деятельности, по сравнению с подвижными играми. Следовательно, и влияние их на организм значительно шире. Для дошкольников предпочтительнее движение с частой сменой направления перемещения тела, что и лежит в основе игр с элементами спорта.

Организационно — методические рекомендации.

Решающим условием успешного обучения элементам спортивных игр является рациональность избираемой методики, которая строится на основе учета возрастных особенностей детей и их интересов.

В зависимости от того, насколько будут учтены возрастные особенности и физические возможности дошкольников, упражнения могут давать различные результаты в оздоровительном, воспитательном и образовательном отношении.

Цель занятий со спортивными играми в ДОУ — ознакомление с определенным видом игры с мячом и основами ее техники, доступность детям старшего дошкольного возраста, выделение тех действий, которые дают наиболее эффективный результат в решении игровых задач.

Основной задачей обучения игре в баскетбол является формирование определенных умений обращаться с мячом, затем следует научить обращаться с мячом, затем следует научить правильно держать мяч двумя руками на уровне груди.

Не менее важно научить детей принимать и в дальнейшем сохранять основную стойку баскетболиста. Учитывая индивидуальные возрастные особенности ребенка, следует целенаправленно развивать и совершенствовать качества и особенности в ходе выполнения заданий требующих посильных физических и психических усилий.

Отличительная особенность обучения элементам спортивных игр в дошкольном возрасте — это ее эмоциональная направленность. Положительный эмоциональный тонус является важнейшей предпосылкой здоровья, предупреждает развитие различных заболеваний, а также повышает у детей интерес к физической культуре. Разнообразие игровых упражнений, подвижных игр увлекает детей настолько, что они иногда «забывают» о времени. Познав радость и удовольствие от предложенной им деятельности, дошкольники уходят с занятия с желанием продолжить его как можно скорее. Так формируется осознанный интерес и мотивация к занятиям не только к спортивным играм, но и к физкультуре в целом.

В основу методик и обучения спортивным играм положена игровая форма проведения занятий. В содержании занятий эффективно сочетаются игровые упражнения и эстафеты, подвижные игры и спортивные упражнения.

Обучение элементам баскетбола протекает более успешно при реализации всех общедидактических принципов. Но особенно важно обеспечить сознательное их усвоение. Понимание детьми смысла движений ускоряет процесс формирования двигательных навыков, способствует умению в последующих играх самостоятельно подбирать эффективные действия и целесообразно их применять. Индивидуальный подход достигается при подборе методов обучения и воспитания в независимости от уровня усвоения учебного материала каждого ребенка, при учете реакции на данную физическую нагрузку. Обучение технике проводится постепенно, путем усложнения условий выполнения движений.

Обучение дошкольников элементам спортивных игр целесообразно разделить на три этапа: подготовительный, основной, заключительный.

На подготовительном этапе главными задачами являются: повышение общей физической подготовленности, совершенствование общей выносливости, техники бега, улучшение состояния здоровья и работы всех функций и систем организма. Реализация этого этапа осуществляется в повседневной жизни дошкольников посредством подвижных игр и физических упражнений на прогулках, во время самостоятельной двигательной деятельности детей непосредственно во время физкультурных занятий и спортивных развлечений.

Основной этап — этап непосредственного обучения элементам спортивных игр — баскетбола, футбола, волейбола. Основная и наиболее эффективная форма обучения дошкольников спортивным играм — занятия, которые целесообразно проводить в форме физкультурно — оздоровительного кружка у нас «Олимпионик». Элементы спортивных игр «Школа мяча»,»Юный футболист» или «Мы футболисты» может быть включен в программный обучающий материал на протяжении учебного года. Длительность 20 — 30 минут.

Наличие такой структуры занятия позволяет педагогу рационально распределить учебно — тренировочный материал.

Для каждого занятия определяются оздоровительные, образовательные и воспитательные задачи.

Вводная часть — это разминка, целью которой является подготовка организма ребенка к более интенсивной работе в основной части занятия. В содержание вводной части включаются различные виды ходьбы и бега в разных направлениях, с остановкой по сигналу, перемещения приставными шагами, спиной вперед и т.д., задания на внимание, подготовительные игры. Продолжительность 1 части 3 — 5 минут.

Содержание основной части разнообразно. Сюда входят ОРУ, подводящие упражнения при обучении техники спортивных игр, т. е. движения сходные по структуре с главными элементами техники того или иного движения.

Продолжительность основной части до 20 минут.

При разучивании ловли, передачи, ведения и бросков мяча в баскетболе подводящие упражнения играют важную роль.

Например, при обучении броскам мяча в корзину первым подводящим упражнением является обычная передача мяча, затем выполнение передачи с высокой траекторией, далее передачи мяча через различные высоко расположенные препятствия (веревка, сетка) с попаданием в горизонтальную цель и, наконец, броски непосредственно в кольцо.

Часто в играх с мячом возникает необходимость оказывать помощь игроку, попавшему в затруднительное положение. При этом иногда приходится рисковать любимой ролью в игре. Этому следует приучать детей.

В качестве одного из тактических элементов во многих играх с мячом допускается (и даже поощряется) применение обманных действий. Они направлены на то, чтобы отвлечь внимание противника путем ложных действий, с целью обыгрывания его. Дети 6 — 7 лет увлеченно выполняют такие действия с мячом и без мяча. Например, в игре «Охотники и утки», «Не давай мяч водящему».

Заключительный этап — необходимо привести организм ребенка в относительно спокойное и ровное состояние. Этому будут способствовать: ходьба в сочетании с дыхательными упражнениями, упражнения на расслабление и релаксацию, спокойная игра и т. п.

Продолжительность заключительной части составляет 4 — 5 минут.

Дошкольникам необходимо знать элементарные правила игры в баскетбол, футбол:

— Баскетбол — игра двух команд, в каждой из них по 5 игроков и несколько запасных;

— Один из игроков капитан;

— Игроки каждой команды стремятся в игре — забросить как можно больше мячей в корзину соперника, соблюдая при этом правила игры.

— Игра состоит из двух пятиминутных таймов, между которыми дается пятиминутный перерыв.

— При попадании мяча в корзину команде дается 2 очка.

— Баскетбол — игра коллективная, и игроки относятся друг к другу с уважением, несмотря на дух соперничества и желание победить.

Участвуя в играх с элементами спорта, дети могут переживать и отрицательные эмоции. Если мы в процессе игр будем переключать отрицательные эмоции на действия, игра доставит ребенку чувство удовлетворения и радости, что будет способствовать снятию нервных перегрузок, напряжения.

Главное условие успешного обучения играм — многократное совместное повторение действий при условии частой смены работы и отдыха.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Спортивные игры и упражнения играют важную роль в физическом воспитании детей старшего дошкольного возраста. В любое время года они проводятся преимущественно на открытом воздухе, что, несомненн.

Праздники и развлечения — яркие и радостные события в жизни детей дошкольного возраста. Сочетая различные виды искусства, они оказывают большое влияние на чувства и сознание детей. П. К. Крупская подч.

К большому сожалению наши малыши стали чаше болеть , а происходит это потому что они мало двигаются. Родители из- за педагогической безграмотности и занятности на работе не уделяют должного внимания р.

Консультация на тему: «Роль подвижных игр в физическом воспитании детей&quot.

Консультация для родителей «Роль подвижных игр в физическом воспитании детей&quot.

Роль подвижных игр в физическом воспитании детей дошкольного возраста.

Источник

Читайте также:  комплекс упражнений для мышц ног на уроке физкультуры
Adblock
detector