Меню

значение музыкально ритмических упражнений

Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка

Ирина Шорникова
Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка

Научная статья на тему «Значение музыкально-ритмических движений в жизни ребенка»

Автор: Шорникова Ирина Эдвардовна, музыкальный руководитель ГБДОУ детский сад №7 общеразвивающего вида с приоритетным направлением физической культуры, г. Санкт-Петербург

С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. Содержание музыки эмоционально. Ритм же – одно из выразительных средств музыки, с помощью которого передается содержание. Поэтому чувство ритма составляет основу эмоциональной отзывчивости на музыку. Теоретические и методические подходы к занятиям по музыкально-ритмическому воспитанию были обоснованы с научной точки зрения в начале 20 века. Их создателем был швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз (1865-1950). Он решил выделить музыкальную ритмику в отдельную отрасль музыкальной педагогики, и видел в музыкально — ритмических упражнениях универсальное средство развития у детей музыкального слуха, памяти, внимания, выразительности движений, творческого воображения. Далькроз считал, что процесс занятий с детьми должен приносить радость.

Отечественные и зарубежные ученые, музыканты, учителя музыки накопили большой опыт по применению выразительных движений в процессе музыкального воспитания. Среди них – Карл Орф. Это выдающийся немецкий педагог-музыкант, композитор, который создал систему музыкального воспитания под названием «Шульверк». В ней огромная роль отводится ритмическому воспитанию детей. Он отмечал, что музыка не существует сама по себе. Она связана с движением, танцем, словом. В процессе восприятия музыки ребенок должен не только слушать её, но и быть её исполнителем.

Одним из основателей ритмики в нашей стране была Н. Г. Александрова. Она участвовала в длительном и трудном процессе приспособления зарубежной педагогической системы к нашим условиям. Как показывает практика, а также исследования психологов, педагогов, музыковедов выразительные движения способствуют развитию восприятия музыки детьми с раннего детства. Российские педагоги понимали важность распространения музыкально-ритмического воспитания для детей. В 50-60 годы на основе идей Э. Жака Далькроза, Н. А. Ветлугиной, А. В. Кенеман и другими разрабатывались программы музыкального воспитания, методика работы с детьми и разнообразный музыкально-ритмический репертуар для детей дошкольного возраста. Эти материалы были включены в раздел «Музыкально-ритмического воспитания детей» типовой программы. Музыкально-ритмические движения как вид деятельности играют большую роль не только в музыкальном, но и в общем развитии ребёнка. Овладевая навыками ритмичного выразительного движения, ребенок учится владеть своим телом, у него формируется правильная осанка, выразительная легкая походка. Работа педагога по развитию музыкальных способностей ребенка в музыкально- ритмической деятельности строится по двум направлениям – развитие музыкально-ритмических навыков и навыков выразительного движения. Музыкально-ритмические навыки- это навыки передачи движения наиболее ярких средств музыкальной выразительности (формы, темпа, динамики, ритма). Они осваиваются детьми в процессе разучивания танцев, народных плясок и хороводов, упражнений, музыкальных игр. Требования в работе над этими навыками последовательно усложняются. Навыки выразительного движения – это запас движений,которые заимствованы из физической культуры: гимнастические упражнения, различные виды ходьбы, бега, перестроений;из области сюжетной драматизации: изображение птиц, зверей, человека и его деятельности. Из области танца элементы народных плясок, бальных танцев. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект

Музыкальное воспитание средствами движения осуществляется в музыкальных играх, хороводах, танцах, упражнениях, музыкально-ритмических композициях. Говоря о развитии музыкальных способностей в музыкально – ритмической деятельности имеют ввиду прежде всего способность ощущать ритмическое своеобразие в музыке и передавать это в своих движениях. Поэтому перед педагогом стоит задача учить воспринимать развитие музыкальных образов и согласовывать с ними свои движения.

Читайте также:  изометрические упражнения в домашних условиях видео

Перспективный годовой план музыкальных развлечений Утверждено 09.09.2012 г. Перспективный годовой план музыкальных развлечений на 2012/2013 уч. год музыкального руководителя ГДОУ Евиной Т. А.

Презентация к развлечению «Первоцветы» муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 1 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности.

Источник

Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста

Елена Мамедова
Роль музыкально-ритмических движений в развитии детей дошкольного возраста

РОЛЬ МУЗЫКАЛЬНО-РИТМИЧЕСКИХ ДВИЖЕНИЙ В РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Торопова Т. А., музыкальный руководитель,

Мамедова Е. В., воспитатель

МБДОУ г. Иркутска детский сад № 94

«Танцевать — ум развивать»

«Без музыки трудно представить себе жизнь человека. Без звуков музыки она была бы не полна, глуха, бедна…Любителями и знатоками музыки не рождаются, а становятся». Эти слова крупнейшего композитора современности Д. Шостаковича как нельзя более полно отражают основной взгляд на музыкальное воспитание и развитие ребенка. Музыка, движение и развитие интеллекта тесно связаны. Эмоциональное воздействие музыки глубоко осмысливается ребёнком, приобретает личностное воздействие. Воспитать умного ребёнка сложно, а вырастить тонко чувствующего человека ещё сложнее.

Ещё в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и поэзии была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Далькрозом, который ещё в начале 20 века разработал на её основе систему музыкально-ритмического воспитания детей, известную во многих странах под названием «Метода ритмической пластики». Э. Жак-Далькроз был убежден, что обучать ритмике необходимо всех детей. Он развивал в них глубокое «чувствование», проникновение в музыку, творческое воображение, формировал умение выражать себя в движениях, вместе c тем считал, что музыка является первоосновой. Синтез музыки и движений конкретизирует игровой образ. C одной стороны, музыкальный образ способствует более точному и эмоциональному исполнению движений, c другой – движения поясняют музыку, основные средства выразительности. Такие сложные явления, как метроритм, регистр, музыкальная форма, которые трудно объяснить детям словами, дошкольники воспринимают не только ухом, но и всем телом, это увеличивает музыкальное переживание, делает его более осознанным.

Движения под музыку имеют неоценимое значение, а особенно для соматически ослабленных детей, детей с неустойчивой нервной системой, незрелостью эмоционально-волевой сферы. Ведь двигательные упражнения тренируют в первую очередь мозг и подвижность нервных процессов. Поэтому так важно приобщать к движению под музыку неловких, заторможенных в двигательном отношении детей, которым необходимо помочь обрести чувства уверенности в свои силы или, наоборот, расторможенных и гиперактивных детей, чтобы научить их контролировать свои эмоции и чувства. Музыка, движение – это средства, которые благотворно действуют на здоровье ребёнка. Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение. Движение и танец, помогают ребёнку подружиться с другими детьми, даёт определённый психотерапевтический эффект. Музыкально – ритмические движения, являются наиболее естественным и важным способом самовыражения художественной личности ребенка от 3 до 7 лет. В этот возрастной период формируется детская психика, развивается речь, закладываются начальные эстетические представления о красоте окружающего мира, вырабатывается правильная осанка, правильное дыхание, умение красиво и выразительно двигаться под музыку.

Основываясь на опыте в работе с детьми, можно сказать, что наиболее трудоемким является процесс развития двигательной памяти, координации движений, ориентации в пространстве. У многих детей, в силу их возрастных особенностей, ещё не развито чувство ритма, координация движений, пространственное воображение, а сухой неоднократный повтор за музыкальным руководителем или воспитателям гасит интерес к этому виду деятельности. Поэтому, в своей работе, мы используем различные игры и игровые приёмы, как в музыкальном зале, так и в группе. В занимательной, игровой ситуации ребёнок выполняет движения легко и непринуждённо, увлекаясь самим процессом обучения, он не стесняется сделать движение неправильно, так как захвачен игрой, сюжетом,ведь давно известно: если ребёнку интересно, то гарантия того, что у него всё получится, возрастает во много раз.

Читайте также:  самостоятельные упражнения для голосовых связок

Наиболее доступным для детей являются естественные движения,к которым относятся так называемые основные: ходьба, бег, прыжки, поскоки. Очень важно обучить ребенка сначала непринужденно, свободно, красиво, выразительно двигаться под музыку, выполняя музыкально – ритмические задания на основе естественных движений, и уже потом исполнять простейшие танцевальные элементы и несложные танцы.

Во время разучивания музыкально-ритмических движений мы используем различные методы и приёмы, учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей. Так как, ведущим видом в детской музыкальной деятельности является слушание – восприятие, то в начале работы применяли наглядно – слуховой метод. В процессе прослушивания мелодии напоминали, что надо слушать очень внимательно музыку, что она обязательно подскажет, какой характер у этого произведения, какие движения можно выполнять под эту мелодию.

После прослушивания проводили обсуждение: какой характер у музыки, какой темп, сколько частей в этом произведении и какой характер каждой части. Затем включали повторно эту же музыку и предлагали двигаться на свое усмотрение. Наша задача заключалась в том, чтобы снять с ребенка напряжение, мы использовали элементы психогимнастики и аутотренинга.

Основной акцент в психогимнастике был сделан на обучение элементам техники выразительных движений, а также на приобретение навыков в расслаблении. С помощью предлагаемого материала дети обучались передаче эмоций – выразительными и разнообразными движениями («Ем лимон», «Сердитый дедушка», «Тепло – холодно»).

Дополнительно проводили специальные игры с наглядными пособиями, например, «Определи настроение». Очень нравились игры на координацию движения «Тень», «Зеркало». Давали упражнение на расслабление рук,ног: «Легкие и тяжелые руки» и т. п. Элементы психогимнастики и аутотренинга успешно использовались как в непосредственно образовательной деятельности, так и в режимных моментах и совместной деятельности. В ходе работы было отмечено, что детям стало проще выражать свои чувства эмоции, понимать чувства других, обращаться друг с другом, появилась уверенность в себе во время выполнения движений.

Игры – превращения помогали детям освоить выразительность образа, оживить фантазию и воображение, например, «Деревянные и тряпочные куклы» помогали наладить координацию движений, научить детей ориентироваться в пространстве. Игры «Веревочки», «Стряхнем воду с локоточков» помогали после занятий расслабить мышцы. Упражнения «Пружинки», «Качание рук с лентами», «Рисуем на песке» помогали ребятам улучшать качество движений, развивать у них умение непринужденно придавать движениям пружинный, плавный или маховый характер в зависимости от особенностей музыкально-двигательного образа.

Большое место в развитии творческой инициативы детей занимает выполнение несложных музыкальных этюдов. Этюд – это набросок, импровизация. Во время исполнения детьми этюда следили за качеством исполнения движений.

Нередко дети чувствовали характер музыки, но не могли или не умели передать его в движении.В таком случае использовались вспомогательные упражнения: «Стряхивать воду с пальцев» и т. п., напоминая детям или повторяя ранее усвоенные упражнения со сходными задачами.

Если следовать формуле, что «учиться нужно весело», то лучшего материала для занятий с детьми как коммуникативные игры и сюжетные танцы ничего не придумаешь! Они не только просты, но и веселы, что обусловлено созданием своеобразной игровой ситуации, образным перевоплощением, разнохарактерностью персонажей и их общением между собой. Для того чтобы произошло общение, своеобразный диалог между партнёрами, необходимо их взаимопонимание, которое невозможно без знания выразительного языка пантомимических и танцевальных движений, без умения видеть в танце особую форму «рассказа» и воспринимать отдельные выразительные движения, как специфические средства, передающие сюжетное развитие танца. Особенности сюжетного танца и коммуникативных игр создают благоприятные условия для возникновения и развития танцевального творчества у детей

Читайте также:  правополушарное развитие мозга упражнения

Перед разучиванием сюжетных игр, в группе с воспитателями, проводился ряд упражнений, помогающий детям войти в образ. Например, к игре “Звероловы и звери” (муз. Е. Тиличеевой, детям предлагалось выполнить прыжки волка, поступь медведя, шаги звероловов. Вначале рассказывалось содержание (сюжет) игры, затем предлагалось детям играть. В процессе игры велось наблюдение за детским исполнением, не прерывая игры. После проводился общий анализ игровых действий детей, предлагались упражнения, уточняющие игровые действия.

Очень большое значение в развитии танцевальных навыков детей всей группы имеет показ танцев, которые являлись результатом индивидуальной работы. Когда дети на празднике видят танец, который разучивался на индивидуальном занятии, у них появляется желание танцевать. Для детей такие сюрпризы играют только положительную роль, развивают интерес к танцам, стремление к лучшему исполнительскому творчеству. Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать.

Многое меняется в нашей жизни, но хочется верить, что один из принципов гуманистической педагогики М.Монтеля: «Где для детей польза, там же для них должно быть и удовольствие», поможет решать поставленные перед нами, педагогами и родителями, задачи помочь детям дошкольного возраста в эстетической игре выйти в мир музыки, ощущать и переживать её чувственно, создать предпосылки к формированию творческого мышления, способствовать практическому усвоению музыкальных знаний.

1. Горшкова Е. В. О музыкально-двигательном творчестве в танце. // Дошкольное воспитание, 1991. — № 12. С. 47-55.

2.Нашим детям: Игры, пляски и музыкально-двигательные упражнения для дошкольников: Сост. Е. М. Дубянская. – Л., 1986. – Изд. 5.- 78 с.

3. Руднева С., Фиш Э. Музыкальное движение. Методическое пособие для педагогов музыкально-двигательного воспитания, работающих с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. 2-е изд., перераб. и дополн. -СПб. : Издательский Центр «Гуманитарная Академия», 2000. — 320 с.

4. Тарасова К. В. Онтогенез музыкальных способностей. – М., 1988.- 176 с.

Игры на основе музыкально-ритмических движений «ПРОГУЛКА»Для игры дети образуют «змейки» по 5-6 человек, назначенный ведущий за- дает характерное, импровизированное движение для своей.

Консультация для родителей и воспитателей «Роль музыкально-ритмических движений в оздоровлении детей» Одним из средств оздоровления детей в нашем детском саду является музыкально-ритмическая деятельность. Занятия музыкально-ритмической деятельности.

Консультация для родителей «Роль музыкально-ритмических движений в развитии ребёнка» «Возможно, самое лучшее, самое совершенное и радостное, что есть в жизни – это свободное движение под музыку и научиться этому можно у ребенка».

Опыт работы по теме «Развитие музыкально-ритмических движений младших дошкольников через игровые методы и приемы» Муз. -ритмическое воспитание – один из стержневых видов деятельности, объединяющиймузыку,движение и слово. На сегодняшний.

Роль театральной деятельности в речевом развитии детей дошкольного возраста Выступление с докладом на районном методическом объединении Воспитатель: Глушаченко Анна Викторовна 22.03.2017г. Роль театральной деятельности.

Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Статья Роль общения с взрослым в речевом развитии детей дошкольного возраста Введение Общение пронизывает все сферы деятельности человека.

Театрализованное выступление воспитателей о пользе зарядки, подвижных игр и музыкально-ритмических движений Звучит музыка. Поочерёдно появляются Мальвина, Пьеро и Артемон с различными гимнастическими предметами в руках. Они танцуют под музыку с.

Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста Тема: «Роль фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это.

Роль игры в развитии и воспитании детей дошкольного возраста Роль игры в воспитании и развитии ребенка дошкольного возраста была раскрыта в работах Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, Н. Н. Поддьякова.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector