Меню

значение кинезиологических упражнений в речевом развитии дошкольников

Кинезиологические техники для развития речи детей
консультация на тему

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Скачать:

Вложение Размер
kineziologicheskie_tehniki_dlya_razvitiya_rechi_detey.docx 20.32 КБ

Предварительный просмотр:

Кинезиологические техники для развития речи детей.

Кинезиология – наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения. Кинезиология существует уже 2000 лет, используется во всём мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клеопатра также была обязана кинезиологии

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаём предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М.Бехтерева, А.Н.Леонтьева, А.Р.Лурия, Н.С.Лейтеса, П.Н.Анохина, И.М.Сеченова доказали влияние манипуляций рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения.

Кинезиологические методы влияют не только на развитие умственных способностей и физического здоровья, они позволяют активизировать различные отделы коры больших полушарий, что способствует развитию способностей человека и коррекции проблем в различных областях психики. В частности, применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка развиваются межполушарные связи. В связи с улучшением интегративной функции мозга у многих детей при этом наблюдается значительный прогресс в способностях к обучению, а так же управлению своими эмоциями.

Кинезиологические техники в логопедической практике

Известно, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Кинезиология уделяет особое внимание таким упражнениям, в которых используются одновременные разнотипные движения рук. Регуляция таких движений осуществляется на уровне головного мозга, в отличии от симметричных содружественных движений, регуляция которых, в основном, происходят на уровне спинного мозга.

  • «Колечко» (соединяем поочерёдно пальцы в «колечки» с большим от указательного к мизинцу и назад; выполняем сначала одной рукой, потом двумя, обязательно с речевым сопровождением)
  • «Кулак-ребро-ладонь» (выполняем серию последовательных движений, убыстряя темп)
  • «Лезгинка» Левую руку сложить в кулак, большой палец отставить в сторону, кулак разворачиваем пальцами к себе. Выпрямленной ладонью правой руки прикасаемся к мизинцу левой. Одновременно меняем положение правой и левой рук. Повторяем 6-8 раз, добиваясь высокой скорости смены положений.
  • «Буратино» Ладонь левой руки ребром к лицу, большой палец приставить к носу. Прижать к мизинцу левой руки большой палец правой, пальцы не прижимаем друг к другу. Двигать пальцами вместе, по одному и перебирают от указательного пальца левой руки до мизинца правой. Руки поменять.
  • «Ухо-нос» Левой рукой беремся за кончик носа, а правой за противоположное ухо. Отпускаем одновременно ухо и нос, хлопаем в ладоши, меняем положение рук с точностью «до наоборот».

ЗЕРКАЛЬНОЕ РИСОВАНИЕ. Берем в обе руки по карандашу, рисуем одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения расслабляются глаза и руки, синхронизируется деятельность обоих полушарий головного мозга.

Эффект артикуляционной гимнастики усиливается, если она выполняется с кинезиологическими упражнениями под счёт, под музыку, с хлопками, с движениями рук (попеременно каждой рукой и двумя руками вместе), с движением глаз.

Развитие мелкой моторики пальцев рук.

упражнения для пальчиков без предметов: одной рукой (ведущей), второй рукой;
– выполнение упражнения одновременно двумя руками;
– специальные навыки (лепим из пластилина, выстригаем из бумаги, клеим, перебираем фасоль, играем со шнуровками, с крупой и т.д.)
– упражнения для пальчиков с предметами (цветные фишки, бусинки, карандаши);
– пальчиковый театр;
– моторно-графические навыки работы в тетради (штриховки, игры с контурами и шаблонами, рисование по клеточкам, печатание).

“Карандаши” (Сиротюк А. Л.) Логопед раскладывает на столе для каждого ребёнка по 10 – 15 карандашей и предлагает без помощи левой руки собрать их правой в кулак по одному. Затем также по одному выложить карандаши на стол. Упражнение повторить левой рукой, двумя руками.

Применение кинезиологических упражнений дает результаты при соблюдении следующих условий:

  • систематичность выполнения
  • постепенное увеличение темпа и сложности
  • точность выполнения движений и приемов

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

  1. Картушина.М. Ю. Логоритмические занятия в детском саду. М.: Сфера, 2003 г.
  2. КоноваленкоС, В. Развитие познавательной деятельности у детей от 10 до 14 лет. Москва, 1999 г.
  3. Сиротюк А. Л. Коррекция обучения и развития школьников. -М.: ТЦ Сфера, 2002. г.
  4. Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников.- М: ТЦ Сфера, 2001г
  5. .Цвынтарпый В.В. Играем пальчиками и развиваем речь, СПб, 1996
  6. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекция нарушений речи. Программы для дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида. М., 2010.
  7. Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребёнок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М., 2006.
  8. Цветкова Л.С., Семенович А.В. Актуальные проблемы нейропсихологии детского возраста. М., 2006.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместить коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков можно, используя нетрадиционные техники рисования. В изобразительной деятельности значительно быс.

Кинезиологические методы в развитии способностей детей через определенные двигательные упражнения.

В данной презентации рассказывается как на занятиях физического воспитания применяется кинезиологическая гимнастика для развития речи детей с ОНР.

консультация для педагогов дошкольного образования по использованию различных нетрадиционных техник рисования для развития речи детей.

Речь — основное средство коммуникации и познания, мощный фактор успешного умственного развития.К сожалению, у большинства детей, которые поступают в детский сад, наблюдается задержка в речевом р.

Одна из основных задач, стоящих сегодня перед ДОУ – развитие речи детей. Речь – это не прирождённый дар. Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития .

Цель: Развитие речи стимуляция детей с помощью песочной техники.Задачи: Реабилитационные задачи:стабилизация эмоционального фона воспитанников с помощью песочной техники.развитие поз.

Источник

Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи
статья по теме

Применение данных упражнений позволяет улучшить у ребенка речь,память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических выполнений кинезиологичесикх упражнений у ребёнка исчезают явления дислексии,дисграфии и развиваются межполушарные связи.

Скачать:

Вложение Размер
kinezialogicheskie_uprazhneniya_v_rabote_s_detmi_doshkolnogo_vozrasta_s_narusheniem_rechi.docx 24.31 КБ

Предварительный просмотр:

Автономное дошкольное образовательное учреждение

муниципального образования г. Долгопрудного

детского сада общеразвивающего вида №13 «В гостях у сказки»

(АОУ детский сад №13 «В гостях у сказки»)

«Кинезиологические упражнения в работе с детьми дошкольного возраста с нарушением речи»

на педагогическом совете

Подготовила и провела:

Развитие межполушарного взаимодействия является основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие, а также стимуляцию интеллектуального развития, возможно, осуществлять при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений. Развивая моторику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Под влиянием кинезиологических тренировок в организме происходят положительные структурные изменения

Ещё одна методика, которая позволяетвыявить скрытые способности ребёнка и расширить границы возможностей его мозга — КИНЕЗИОЛОГИЯ.

Кинезиология –наука о развитии головного мозга через движение, наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные упражнения.

Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. В ходе систематических занятий по кинезиологическим программам у ребёнка исчезают явления дислексии, развиваются межполушарные связи.

Современные кинезиологические методики направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

Возраст до 10 лет благоприятный период для интеллектуального развития, так как кора больших полушарий ещё до конца не сформирована. Р.Е. Левина в своих работах выделяет, что речевая активность формируется и функционирует в тесной связи со всей психикой ребенка, с различными ее процессами, которые протекают в сенсорной, интеллектуальной, аффективно-волевой сферах.

Раскрытие связей между речевыми нарушениями и другими сторонами психической деятельности помогает найти оптимальные пути воздействия на психические процессы, которые участвуют в образовании речевого нарушения. Многие психические процессы будут формироваться благодаря развитию пальчиковой моторики.

В исследовательских работах И.М. Сеченова, П.Н. Анохина, А.Р. Лурия, В.М. Бехтерева, А.Н. Леонтьева, было доказано влияние манипуляций рук, мелкой моторики на функции высшей нервной деятельности и развитие речи. Следовательно, направление развивающей работы должно быть от движения к мышлению, а не наоборот.

А.Л. Сиротюк указывает, что под влиянием кинезиологических упражнений (двигательные, дыхательные упражнения, растяжки, пальчиковая гимнастика и т.д.) в организме проходят положительные структурные изменения. При этом, изменения будут более значительными, если будут интенсивные нагрузки (но оптимальна для данных условий).

Успех в обучении детей зависит от своевременного развития межполушарного взаимодействия и подбора индивидуальных методик, которые учитывают индивидуальный профиль функциональной асимметрии полушарий.

Функциональная асимметрия полушарий — это свойство мозга, отражающее различие в распределении нервно-психических функций между его правым и левыми полушариями.

Психофизиологии выделяют 32 типа функциональной организации мозга. А.Р.Лурией было выделено три основных типа организации мозга:

— левополушарный тип — определяет склонность к абстрагированию и обобщению, словесно-логический характер познавательных процессов. Левое полушарие отвечает за письмо, счёт, способность к анализу, абстрактное, концептуальное, двумерное мышление. Информация, которая поступает в левое полушарие, обрабатывается достаточно медленно.

— правополушарный тип — определяет склонность к творчеству, конкретно-образный характер познавательных процессов. Правое полушарие мозга оперирует образами реальных предметов, отвечает за ориентацию в пространстве и легко воспринимает пространственные отношения.

— равнополушарный тип — отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий предполагает их синхронную деятельность в выборе стратегий мышления. Кроме того, существует гипотеза эффективного взаимодействия правого и левого полушария как физиологической основы общей одарённости.

Основой развития интеллекта является интегрированное межполушарное взаимодействие, которое служит для передачи информации из одного полушария в другое.

В последнее время возросло количество детей с различными дефектами в развитии, с трудностями в обучении и адаптации. Необходимо проведение комплексной психокоррекционной работы для устранения нарушений, которые у детей имеются, предупреждения развития патологических состояний, укрепления психического здоровья. Одним из составляющих элементов такой работы является кинезиологическая коррекция.

Использование данного метода в работе позволяет улучшить у ребёнка память, внимание, речь, пространственные представления, мелкую и крупную моторику, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю. Применение кинезиологических тренировок на логопедических занятиях помогает улучшить почерк, повысить работоспособность, активизировать интеллектуальные и познавательные процессы.

Польза кинезиологических упражнений:

  • улучшают мыслительную деятельность, внимание и память
  • синхронизируют работу полушарий
  • формируют пространственные представления
  • развивают речь, а также мелкую и крупную моторику
  • снижают утомляемость
  • повышают способность к произвольному контролю
  • гармонизируют работу головного мозга
  • облегчают процесс чтения и письма

Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать те участки мозга, которые раньше не участвовали в учении, и решить проблему неуспешности

Для результативности коррекционно-развивающей работы необходимо учитывать определённые условия:

  • занятия проводятся ежедневно, без пропусков
  • занятия проводятся в доброжелательной обстановке
  • от детей требуется точное выполнение движений и приёмов
  • упражнения проводятся стоя или сидя за столом
  • алгоритм проведения любого занятия должен включать набор упражнений, активизирующих работу разных полушарий и развивающих их взаимодействия

Все упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно усложняя и увеличивая время и сложность. Продолжительность комплекса упражнений может составлять от 5-10 до 20-35 минут в день, в зависимости от возраста

Упражнения проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

  • Растяжки
  • Дыхательные упражнения
  • Глазодвигательные упражнения
  • Телесные упражнения
  • Упражнения для развития мелкой моторики
  • Упражнения на релаксацию
  • Массаж пальцев рук и ушных раковин

В работе учителя-логопеда особое значение уделяется работе с кистями рук, поскольку кинезиологическая тренировка движений пальцев рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционной моторики, подготовке кисти руки к письму и, что особенно важно с нейропсихологической точки зрения, является мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга

  • Колечко
  • Кулак—ребро—ладонь
  • Лезгинка
  • Зеркальное рисование
  • Ухо—нос
  • Горизонтальная восьмерка

Регулярное выполнение кинезиологических упражнений способствует активизации межполушарного взаимодействия, синхронизации работы полушарий.

Оказывает положительное влияние на коррекцию обучения, развитие интеллекта , улучшает состояние физического здоровья и социальной адаптации детей, снижает утомляемость, повышает способность к произвольному контролю, а главное способствует коррекции недостатков речевого развития дошкольников.

Такой подход позволяет наполнить наше ежедневное общение с дошкольниками новыми играми, несущими в себе важнейшее коррекционно-развивающее значение.

Источник

Читайте также:  преобразования рациональных выражений упражнения
Adblock
detector