Меню

значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры

Значение физических упражнений и культуры труда для формирования скелета и мускулатуры

12. Значение физических упражнений для правильного формирования скелета и мышц

Развитие опорно-двигательной системы человека. Скелет и мышцы начинают формироваться у зародыша человека и развиваются в основном в детском и юношеском возрасте.

Мышцы у новорожденного очень слабые. Они не способны к длительным сокращениям. С возрастом мышцы становятся все сильнее. У ребенка развиваются согласованные движения.

Правильное формирование скелета связано с развитием мышц. На тех местах костей, куда прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, выступы, гребни (рис. 51 ). Они тем больше, чем сильнее прикрепляющиеся к ним мышцы. Это и понятно: ведь кость растет особенно усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает наиболее сильное натяжение или сжатие.


Рис. 51

Таким образом, чем сильнее развиты мышцы тела, тем прочнее становится скелет.

Значение тренировки мышц. Человек, регулярно занимающийся физическим трудом, физкультурой, спортом, становится ловким, мускулатура его тела развивается, движения делаются точными. Тренированные люди сильны, выносливы, работоспособны. Почему же постоянное упражнение мышц влияет на их развитие ?

Ученые установили, что при работе органа в него поступает больше крови, чем во время покоя. Это доказывается опытом. Человека кладут на горизонтальную платформу больших, но очень чувствительных весов и уравновешивают их. Стоит лежащему на весах несколько раз пошевелить пальцами ног, как стрелка прибора покажет, что та сторона платформы, где лежат ноги, немного опустилась. Если человек сделает несколько жевательных движений, то опустится другой конец платформы. Это происходит потому, что увеличивается снабжение работающих мышц кровью.


Сеченов Иван Михайлович (1 августа 1829 — 2 ноября 1905) — русский естествоиспытатель, мыслитель-материалист, основоположник русской физиологической школы, создатель естественнонаучного направления в психологии, член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1869 года, а с 1904 года — ее почетный член. В 1863 году в журнале ‘Медицинский вестник’ была впервые напечатана знаменитая работа И. М. Сеченова ‘Рефлексы головного мозга’, которая является образцом боевой материалистической литературы 60-х годов XIX века. В 1866 году была опубликована работа И. М. Сеченова ‘Физиология нервной системы’, в которой он изложил новаторские идеи в области физиологии. В 1901 году выходит в свет работа ‘Очерки рабочих движений человека’, которая положила начало изучению гигиены труды

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит к ним кровь. У человека, регулярно занимающегося физический работой, физкультурой, мышцы развиваются — становятся сильнее, так как их волокна растут и утолщаются. В результате хорошо развивается не только мускулатура тела, но и скелет. Кости делаются крепче, на них появляется бугристость.

Вот почему очень важно с детства заниматься физическими упражнениями, работать на школьном учебно-опытном участке, в школьных мастерских, убирать классы, выполнять необходимую работу дома. Все это способствует физическому развитию, укрепляет здоровье.

Искривления позвоночника, плоскостопие и их предупреждение. Наше тело поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, например спины и некоторыми другими мышцами туловища. Эти мышцы очень важно развивать, чтобы скелет формировался правильно. В упражнениях, которые вы выполняете на уроках физкультуры, есть много таких, которые развивают именно эти мышцы. Таковы упражнения, связанные с прогибанием позвоночника вправо и влево, круговые движения туловища, наклоны вперед, прогибание назад.


Рис. 52

Тренировка мышц, поддерживающих наше тело в выпрямленном положении, способствует развитию хорошей осанки, т. е. правильного положения тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы (рис. 52, 2). Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, а после 18 лет выправить ее недостатки (2) очень трудно. В детском и юношеском возрасте, когда хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, особенно важно следить за своей осанкой, посадкой за столом, партой. У школьника, изо дня в день сидящего или работающего в какой-либо неправильной позе, может искривиться позвоночник (рис. 53 ). Искривления позвоночника затрудняют деятельность внутренних органов.


Рис. 53

Если ребенок часто поднимает большие тяжести или носит тесную обувь, то это может вызвать неправильное развитие стопы. Ее свод уплощается — возникает плоскостопие (рис. 54 ).


Рис. 54

Плоскостопие может развиваться и у взрослых, которые в связи со своей профессией вынуждены подолгу стоять на ногах или ходить. При ходьбе и стоянии у людей, страдающих плоскостопием, возникает боль в своде стопы. Чтобы предупредить искривления позвоночника и плоскостопие, надо соблюдать ряд правил.

Запомните: каждому необходимо заниматься физическими упражнениями; никогда не следует горбиться; нельзя спать свернувшись калачиком; не надо поднимать очень тяжелые предметы; при переносе даже небольших тяжестей нужно равномерно нагружать обе руки; за столом или партой надо сидеть прямо; во время письма, работы в мастерской нельзя гнуться в сторону и держать одно плечо постоянно приподнятым; нельзя носить тесную обувь и обувь на высоком каблуке.

Ученые-гигиенисты рекомендуют для учащихся и людей разных профессий корригирующие упражнения. Эти упражнения предупреждают вредные изменения в организме.

Влияние физической работы и физических упражнений на организм. Физический труд оказывает благотворное влияние не только на развитие мускулатуры, но и на деятельность других систем органов.

Читайте также:  сборник задач и упражнений по химии гольдфарб ходаков додонов ответы

Великий русский ученый-физиолог Иван Петрович Павлов прожил долгую жизнь. Он умер в возрасте 86 лет и до конца жизни оставался бодрым, физически крепким, поразительно работоспособным.

Уже в глубокой старости он писал: «Всю мою жизнь я любил и люблю умственный труд и физический и, пожалуй, даже больше второй». Действительно, И. П. Павлова можно было очень часто видеть и вскапывающим грядки огорода, и увлеченно играющим в городки, и стремительно бегущим на лыжах, и совершающим прогулку на велосипеде. Физический труд и физические упражнения до последних лет жизни И. П. Павлова помогали его научному творчеству.

Но физическим трудом, упражнениями и спортивными играми нужно заниматься умеренно. Без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, хоккей, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

Влияние физических упражнений на организм человека, в частности ребенка, изучал русский ученый П. Ф. Лесгафт. Он разработал ряд принципов физического воспитания.

? 1. Почему регулярное упражнение мышц способствует их развитию? 2. По каким причинам могут возникать искривления позвоночника? 3. Как следует предупреждать искривления позвоночника? 4. Каковы причины возникновения плоскостопия? 5. Как можно предупредить плоскостопие? 6. Как влияет на организм физический труд?

▲ Если вы не делали до сих пор утренней зарядки, то начните ежедневно ее выполнять. В первый раз измерьте сантиметром толщину вытянутой руки в самом широком месте плеча (на уровне двуглавой мышцы) и выпрямленной ноги в самом широком месте голени (на уровне утолщения икроножной мышцы). Повторяйте такие измерения каждый месяц. Записывайте в тетрадь дату (месяц, число) и числа, получаемые вами при измерении окружности плеча и голени. Запись ведите по такой форме.

Влияние физических упражнений на толщину мышц

Дата Окружность плеча(в мм) Окружность голени(в мм)

Если вы уже делаете утреннюю зарядку или занимаетесь спортом, то начните такие наблюдения с завтрашнего дня. Тетрадь-дневник будет нужна вам и для записи других наблюдений.

Источник

Интегрированный урок (физическая культура + биология) по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

Цель урока: Раскрыть роль физических упражнений на формирование опорно-двигательной системы.

  • Образовательные: раскрыть условия формирования опорно-двигательной системы, влияние физических упражнений на ее развитие; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления.
  • Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.
  • Воспитательные: формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование: Учебник Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. “Биология 8 класс. Человек и его здоровье”, М., Дрофа,2008 г.; рабочие листы; компьютер с мультимедийным программным обеспечением, СД-диск “Кирилл и Мифодий”; таблицы “Клетка”, “Ткани”, “Органы”, “Нервная система”, “Скелет”, “Мышцы”, “Предупреждение плоскостопия”, “Значение тренировки сердца”, “Правила посадки во время занятий”; памятка “Режим дня”; секундомер, гимнастические палки, мешочки с песком, гантели.

I. Организационный момент (учащиеся делятся на две группы, усаживаются за круглые столы).

II. Сообщение целей урока.

Учитель физкультуры: Сегодня у вас, ребята, необычный урок физкультуры. Мы проведём его вместе с учителем биологии. Попытаемся вместе с вами, показать влияние физических упражнений на работу опорно-двигательной системы и на согласованность физиологических процессов всего организма.

– Прошу капитанов представить свои команды.

III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала.

Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.

Учитель биологии: Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.

(Работа на листиках (30 сек.))

(Ответ: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.)

– Капитаны команд, прочтите варианты ваших ответов.

Учитель физкультуры: Сегодня на уроке мы будем говорить о влиянии оптимального двигательного режима и рационального питания на развитие опорно-двигательной системы.

– Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. На столах у вас лежат памятки “Режим дня”. Рассмотрите режимные моменты и проанализируйте свой распорядок дня. Соответствует ли он установленным правилам?

“Режим дня” (у учащихся на столах)

Режимные моменты Время проведения
Пробуждение, гимнастика, процедуры закаливания, личная гигиена.

– Какое значение гимнастики для организма?

Учитель биологии: да, ребята, в процессе выполнения гимнастики вы насыщаете клетки своего тела питательными веществами, богатыми энергией и кислородом воздуха, активизируете нервные центры органов дыхания и кровообращения.

Учитель физкультуры: а сейчас посмотрим, кто из вас делает утреннюю гимнастику для пробуждения организма.

Дети становятся на физразминку.

– на растяжку мышц: потянуться в разные стороны;
– на гибкость: наклоны туловища
– приседания и отжимания;
– водные процедуры.

7.00
Завтрак.

Учитель биологии: Каждый ли из вас завтракает дома перед уходом в школу?

– Какое значение завтрака для организма?

Ответ. Растущий организм нуждается в питательных веществах и энергии. Завтрак повышает работоспособность учащихся на занятиях.

Потребность организма в энергии в вашем возрасте составляет 2300–2500 ккал. в сутки.

7.30
Дорога в школу.

Желательно – пешком, почему?

Ответ: растут кости и мышцы за счет окисления органических веществ пищи в клетках, синтеза веществ, соответствующих организму.

7.50
Занятия в школе развивают высшие психические функции человека: речь, память, внимание, мышление, сознание. 8.30–14.10
Дорога из школы домой пешком оказывает благотворное влияние на деятельность всех систем органов, организм отдыхает, так как происходит смена видов деятельности. 14.10–14.30
Обед. В процессе пищеварения происходит восстановление строительного материала и энергетических ресурсов организма. 14.30–15.00
Приготовление уроков активизирует деятельность нервных клеток. 15.00–16.30
Спортивные секции развивают скелет и мышцы, формируют правильную осанку. 17.00–18.00
Домашние дела – это активный отдых. 18.00–19.00
В процессе ужина вещества продуктов питания регулируют обмен веществ в клетках. 19.00
Отбой. В процессе сна восстанавливается нервная сила, которая определяет здоровье, силу, жизнеспособность организма. 22.00

Вывод. Режим дня предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы так как функции различных систем органов легко перестраиваются ,когда человек переходит от одних видов деятельности к другим.

Учитель биологии: Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые в

свою очередь организуются в клетки, (табл. “Клетка”) клетки – в ткани,(табл. “Ткани”) ткани – в органы, органы – в системы органов (табл. “Система органов”). А они в совокупности образуют целостный организм. Форму тела человека определяют скелет и мышцы.

Ответ. Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. (табл. “Скелет человека”.)

– Какие вы знаете нарушения в строении скелета?

Ответ. (Сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.)

– К чему приводят эти нарушения?

Ответ. (Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.)

Учитель физкультуры: Какие виды упражнений вы выполняете на уроках физической культуры по предупреждению этих заболеваний? Обсудите в своих командах упражнения, обоснуйте свой выбор, выберите человека, который покажет эти упражнения.

(Представители каждой команды показывают упражнения на прямохождение, с предметом на голове и с палочкой).

Учитель физкультуры: Эти виды упражнений способствуют формированию правильной осанки. А что такое правильная осанка?

Просмотр СД -диск “Кирилл и Мифодий”

Итак, правильная осанка – голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделе и небольшую выпуклость в грудном отделе.

– А сейчас проверим, правильная ли у вас осанка. Станьте в шеренгу, расслабьте руки, медленно наклоняйтесь вперед, руки расслаблены. Я вижу, что у некоторых из вас проявляются нарушения осанки. Чтобы не допустить серьезных нарушений, надо выполнять упражнения для профилактики нарушения осанки.

– Разучим комплекс упражнений. Распределитесь вдоль стены, чтобы вам ничего не мешало.

Упражнения для профилактики нарушения осанки.

  1. Встать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.
  2. Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.
  3. Стоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.
  4. Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.
    Спасибо, все на свои места. А остались две девочки и продолжите упражнения.
  5. В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д.
  6. Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.

Учитель биологии: Вы сейчас показывали и разучивали упражнения для позвоночника. О каком нарушении опорно-двигательной системы еще не сказали?

– Что такое плоскостопие? Ответ. Болезненное изменение стопы, при которых уплощаются ее своды.

– Каковы причины появления плоскостопия? Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Учитель физкультуры: Команда Рыжкова Дмитрия покажет упражнения по предупреждению плоскостопия, а команда Асланян Ашота обоснует эти упражнения.

Учитель физкультуры: Есть еще упражнения для профилактики плоскостопия. Возьмите памятки и разучите их дома. На следующем уроке физкультуры вы покажете эти упражнения.

Упражнения для профилактики плоскостопия

  1. “Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.
  2. “Разбойник” – поза – сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрывают от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараются подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.
  3. “Маляр” – поза – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводят по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяют 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.
  4. “Сборщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывают их в кучки. Другой ногой повторяют тоже самое. Затем без помощи рук эти предметы перекладывают из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.
  5. “Художник” – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисуют на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.
  6. “Гусеница” – сидя на полу, с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, подтягивают пятку вперед к пальцам, затем снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.
  7. “Кораблик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижав подошвы ног, друг к другу, постепенно стараются выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараются придать ступням форму кораблика).
  8. “Мельница” – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.
  9. “Серп” – сидя на полу, с согнутыми коленями, ставят подошвы на пол (на расстояние между ними 20 см.). Согнутые пальцы ног сначала сближают, а затем разводят в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.
  10. “Барабанщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигают ступнями вверх и вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.
  11. “Окно” – стоя на полу, сводят и разводят ноги, не отрывая подошвы от пола.
  12. “Ходьба на пятках” – ходьба на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

Учитель физкультуры: Итак, для предупреждения патологической деформации скелета надо:

  1. Заниматься физкультурой,
  2. Следить за правильной осанкой за письменным столом,
  3. Не спать, свернувшись, лучше спать на животе,
  4. При переносе тяжести нагружать обе руки, поднимать тяжесть с помощью мышц ног с прямой спиной,
  5. Не носить тесную обувь на высоком каблуке.

Учитель биологии: Движение тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц.

(Показ СД-диск “Кирилл и Мифодий” “Строение мышц”.)

Следовательно: сокращение мышц в организме происходит рефлекторно.
Показать схему рефлекторной дуги на экране. Что вы наблюдаете?

Скелет и мышцы образуют опору нашего тела и являются органами движения.
Формирование скелета связано с развитием мышц.
– Объясните, какие группы мышц обеспечивают движения при выполнении данного упражнения на уроках физкультуры?
(Повороты головой)
(Руки к плечам повороты руками.)
(Голова запрокинута назад, лопатки сведены.)
(Руки вдоль туловища, наклоны туловища влево, вправо.)
(Наклоны туловища вперёд, назад, руки на поясе.)
(Стоять прямо, отводить ногу назад.)
(Стоять прямо, руки вперёд, в стороны.)
(Сгибание разгибание рук.)
(Сжимать и разжимать кулаки.)
(Поднятие колена к груди, руки на поясе.)
(Удар ногой по мячу.)
(Стойка на носочках.)

Учитель физкультуры: Ребята, а сейчас вместе с вами выполним упражнения, в которых задействованы все группы мышц, влияющие на формирование скелета и правильной осанки.

  1. Круговые движения предплечьями.
  2. Наклоны туловища вправо – влево (руки за голову).
  3. Приседание.

Учитель биологии: Вы заметили, что в результате выполнения упражнений, ваше дыхание, частота сердечных сокращений увеличились?

Учитель биологии: Почему на уроках физкультуры учитель постепенно увеличивает нагрузку на опорно-двигательную систему?

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит им кровь, мышцы развиваются – становятся сильнее, т.к .их волокна растут и утолщаются.

Учитель физкультуры: Работоспособность мышц зависит от ритма работы и нагрузки.

Чем быстрей работа мышц и больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.

– Средние нагрузка и ритм наиболее оптимальны для работы мышц.

Учитель физкультуры: Многие из вас не придают большого значения роли физическим упражнениям. А ведь недостаток физических нагрузок на организм, приводит к развитию гиподинамии.

Учитель биологии: Какое заболевание кровеносных сосудов появляется в процессе гиподинамии?

Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь. Связываются с холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом.

Учитель физкультуры: Здоровье человека – самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами, восстанавливается – граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными необходимо регулярно заниматься физическим трудом, спортом.

Учащиеся работают с индивидуальными карточками-заданиями и проводят затем самопроверку. (2 мин)

Учитель физкультуры: Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота – это показатель состояния здоровья.

Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание:

  1. По физической культуре:
    Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.
  2. По биологии:
    Напишите благодарственное письмо своей опорно-двигательной системе.

Источник

Adblock
detector