Меню

значение физических упражнений для укрепления сердечно сосудистой системы

Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы

Учитель физической культуры МАОУ СОШ №1 г. Кунгур

Надежда Рафаиловна Курочкина

Межпредметный урок физической культуры в 7 классе

«Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы»

Цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.

Показать влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.

Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.

Тип урока: Межпредметный урок «Физкультура и биология».

Вид урока: Практическая работа.

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 45 минут

Оборудование: секундомер, листы самоконтроля, магнитофон и записи любая ритмичной музыки, спортивный инвентарь (гимнастические скамейки, стойки, скакалки, туристические коврики).

Подготовительная часть (5 мин.)

Построение учащихся, проверка спортивной формы,

Сообщение темы урока и его задач:

Тема урока: “Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”.

а) Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки;

б) Определить по пульсу степень тренированности вашего организма;

в) Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель: Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью меня (учителя физкультуры) выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

ЧСС после разминки

ЧСС после круговой тренировки ( m 1)

ЧСС после восстановления

Результаты определяются по формуле: (m1-m) : (m•100%) = X

m1 — пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m — пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

Х — увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения X :

выше 31% — сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% — сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

Основная часть (33 мин.) Выполнение практической работы.

Учащиеся определяют величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

В течение 5 минут в игровой форме учитель проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки. (ОРУ с игрой «Вызов номеров», или «Смена фронтов»)

Учащиеся определяют величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий:

1 круг — бег без препятствий;

2 круг – «зигзаг» (обегая стойки);

3 круг – прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

4–5 круги – «кочки» (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом);

6 круг — прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

7 круг — “зигзаг” (обегая стойки);

8 круг — бег без препятствий.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Читайте также:  как подобрать комплекс упражнений для мужчин

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку:

Учащиеся делятся на команды по 3 человека. На каждую станцию даётся 1 минута для выполнения упражнений. После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№ 1 – прыжки через скакалку;

№ 2 – отжимание от скамейки;

№ 3 – прыжки в длину с места;

№ 4 — поднимание туловища на наклонной скамейке;

№ 5 – удержание уголка ног на перекладине;

№ 6 – подтягивание на перекладине;

№ 7 – вис на перекладине и поднимание ног;

№ 8 – наклоны вперёд сидя;

№ 10– стойка на лопатках.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.

Команды строятся в колонны.

По команде учителя “На месте шагом — марш!” учащиеся маршируют на месте.

По команде “Копна” учащиеся встают в круг и поднимают руки “домиком”.

По команде “Тропинка” учащиеся кладут руки на плечи друг другу.

По команде “Кочки” учащиеся должны присесть на корточки.

«Невнимательная» команда зарабатывает штрафной балл.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Заключительная часть (7 мин.) Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учитель выступает в роли консультанта.

Учитель комментирует полученные результаты:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что «…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца». Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.

3. Перестроение класса в одну шеренгу. Подведение итогов урока . Рефлексия.

Учитель: Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

— Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

— Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

4. Домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Влияние пагубных привычек на сердечно – сосудистую систему»

Источник

Конспект интегрированного урока : «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы».

Работа подготовлена совместно с Еленой Владимировной Коржевой учителем биологии Караваевской средней школы

Цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости физической нагрузки для сохранения и укрепления здоровья.

Задачи:

Показать влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки.

Развить умения применять теоретические знания на практике, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия, преодолевать трудности в достижении поставленной цели.

Продолжить формирование интереса к собственному здоровью.

Тип урока. Интегрированный урок биологии и физкультуры.

Вид урока. Практическая работа.

Оборудование: секундомеры, листы самоконтроля, учебные таблицы “Сердце”, “Влияние физических упражнений на развитие сердечной мышцы”, магнитофон и записи Высоцкого “Утренняя гимнастика”, любая ритмичная музыка, спортивный инвентарь.

План урока:

1. Организация начала урока.

2. Сообщение темы урока и его задач.

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

4. Выполнение практической работы.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Читайте также:  таблица упражнений с собственным весом на различные мышечные группы

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

7. Формулирование выводов

9. Подведение итогов.

Ход урока

1. Организационный этап урока.

Учитель физкультуры проводит построение учащихся. Звучит “Утренняя гимнастика” В. Высоцкого.

2. Сообщение темы урока и его задач

Учитель биологии сообщает тему урока и его задачи.

Более 2500 лет назад лучшему воину скороходу было поручено сообщить жителям Афин о победе греков над персами в Марафонской долине. Гонец пробежал около 40 километров за 3 часа. Появившись на площади, он крикнул: “Мы победили!” и упал замертво. От чрезмерного напряжения произошла внезапная остановка сердца. С 1896 года проводятся соревнования на марафонскую дистанцию. Сегодня она доступна даже людям пенсионного возраста.

В чём причина этого явления? Попробуем разобраться.

Тема урока: “Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы”.

Задачи урока:

1. Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки.

2. Определить по пульсу степень тренированности вашего организма.

3. Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

3. Инструктаж по выполнению практической работы.

Учитель биологии проводит инструктаж по выполнению практической работы.

Для решения поставленных задач мы выполним практическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью учителя физкультуры выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

Лист самоконтроля

Таблица 1.

Таблица 2.

Результаты определяются по формуле: m1-m/m•100%=х

m1 — пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m — пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

Х — увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения х:

выше 31% — сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% — сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

4. Выполнение практической работы.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

Учитель физкультуры в течение 5 минут в игровой форме проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки.

Класс делится на команды путём построения на 2 колонны. Команда №1 получает красный кубик, №2 – жёлтый. Капитаны с флажками остаются на месте, команды добегают до конца зала и возвращаются назад. Капитаны в это время по знаку учителя могут поменяться местами и поменять положение кубика:

верх – построение в колонну

в сторону – в шеренгу.

Вернувшиеся команды располагаются в заданном капитаном порядке.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий.

1 круг — бег без препятствий;

2 круг — “зигзаг” (обегая кубики);

3 круг — “зигзаг, барьер” (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки);

4–6 круги – “ зигзаг, барьер, кочки” (перепрыгивать из обруча в обруч, лежащие на полу;

7 круг — “зигзаг, барьер” (перепрыгивая зигзагообразно через скамейки);

8 круг — “зигзаг” (обегая стойки);

9 круг — бег без препятствий;

Читайте также:  упражнения на союзы в 7 классе русский язык

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку.

Учащиеся делятся на команды по 2 человека. На каждой станции есть карточка с заданием, на которое даётся 1 минута (определяется песочными часами). После выполнения заданий команды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№ 1 – прыжки через скакалку;

№ 2 – отжимание от скамейки;

№ 3 – прыжки в длину с места;

№ 4 — поднимание туловища на наклонной скамейке;

№ 5 – удержание уголка ног на перекладине;

№ 6 – подтягивание на перекладине;

№ 7 – вис на перекладине и поднимание ног;

№ 8 – наклоны вперёд сидя;

№ 9 – челночный бег 3х10 м;

№ 11 – стойка на лопатках.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.

Команды “Красных” и “Жёлтых” строятся в колонны.

По команде учителя “На месте шагом — марш!” учащиеся маршируют на месте.

По команде “Копна” учащиеся встают в круг и поднимают руки “домиком”.

По команде “Тропинка” учащиеся кладут руки на плечи друг другу.

По команде “Кочки” учащиеся должны присесть на корточки.

Учитель биологии определяет с учащимися величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

5. Проверка выполнения практической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учителя могут выступать в роли консультантов.

Учитель биологии комментирует полученные результаты, используя учебные таблицы.

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше.

6. Проверка результатов учебной работы на уроке.

Учитель биологии выкладывает в центре зала фигуру вопросительного знака из бумажных сердечек, на нижней стороне которых записан вопрос по теме урока. Учащиеся садятся вокруг, по очереди берут вопросы и отвечают на них. Учитель при необходимости корректирует ответы.

1. Чем определяется биение пульса?

2. Как изменяется снабжение мышц кровью при переходе от состояния покоя к работе? Почему?

3. Как осуществляется питание сердечной мышцы?

4. Почему учащается пульс после выполнения физической нагрузки?

5. Чем отличается строение тренированного человека от нетренированного?

6. Как изменяется работа тренированного и нетренированного человека при выполнении физической нагрузки?

7. Для чего проводят разминку перед выполнением основной нагрузки?

8. Почему физическую нагрузку надо повышать постепенно?

9. Как изменяется работа сердца при переходе от физической нагрузки к покою?

10. Как объяснить факт, что заяц, выросший в клетке погибает при первом же беге?

7. Формулирование выводов

Известный американский учёный Бол Уайт заметил, что “…если бы мы использовали свой ум и ноги больше, чем будильник и желудок, то меньше бы страдали от болезней сердца”. Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.

8. Рефлексия

Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

9. Подведение итогов урока.

Источник

Adblock
detector