Меню

значение физических упражнений для правильного формирования скелета мышц

«Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»
материал по физкультуре на тему

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy_na_formirovanie_myshts_i_skeleta.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»

Развитие опорно-двигательной системы человека.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.

Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

Значение тренировки мышц.

Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

Какова роль движений в гармоничном развитии человека?

Что же происходит в организме при физической работе?

Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?

Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости.

Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода.

Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

Жизненная емкость легких возрастает.

Тренируется сердечная мышца.

В организме быстрее протекают обменные процессы.

Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры.

Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.

Гиподинамия и ее последствия.

К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.

Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы – разгибатели. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, мышцам – разгибателям приходится противостоять не силе мышц – сгибателям, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой-либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз.

Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом.

Не горбиться. Делать зарядку на укрепление мышц туловища.

Прогулки на свежем воздухе.

Своевременное и полноценное питание.

Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика.

Источник

Значение физических упражнений для формирования скелета мышц
презентация к уроку (биология, 8 класс) на тему

В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Значение физических упражнений для формирования скелета мышц Учитель биологии: Елдышева Т.Н. МБОУ « Краснобаррикадная СОШ»

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры.

Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела.

П од влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Нарушенная осанка

Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.

а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой.

Малоподвижный образ жизни — гипокинезия — вреден здоровью. Избыточная масса, развивающийся склероз и связанные с ним сердечно-сосудистые нарушения — следствия гопокинезии .

При систематическом выполнении физических нагрузок формируются более совершенный механизм дыхательных движений. Увеличивается глубина дыхания, повышается использование кислорода тканями организма.

Под влиянием тренировок увеличивается жизненная емкость легких. Кровеносные сосуды в процессе тренировки становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови.

Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки. Изменение осанки Сутулость Упражнения от сутулости

Нет возрастного предела для занятий физической культурой. В пожилом возрасте систематическое выполнение физических упражнений препятствует отложению солей в суставах, способствует сохранению их подвижности, укрепляет связочный аппарат и мускулатуру

Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения.

При систематической тренировки достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела.

Это увеличение достигается, с одной стороны, благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок «Роль физических упражнений в формировании скелета» позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в.

Интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве.

Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура).

Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура.

Раскрыть значение физических упражнений на формирование опоры и движения. Познакомиться с отрицательными последствиями гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

Источник

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц
план-конспект урока по биологии (8 класс) по теме

Скачать:

Вложение Размер
integrirovannyy_urok._znachenie_fizicheskih_uprazhneniy_dlya_formirovaniya_skeleta_i_myshc.doc 68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

(биология, физическая культура)

Интегрированный урок биологии и физкультуры

Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

  1. Раскрыть роль физических упражнений и спорта в формировании скелета.
  2. Продолжить воспитание учащихся на примерах великих ученых, спортсменов, а также героев художественных произведений.
  3. Показать взаимосвязь физиологических процессов организма под влиянием нервной системы и физических упражнений.

Подготовительная часть : (учащиеся самостоятельно готовили дополнительный материал к уроку по плану, предложенному учителем биологии).

  1. Репродукции картин художников (о красоте тела).
  2. Модель скелета человека.
  3. Таблицы «скелет человека», «мышцы».
  4. Лозунги, плакаты
  5. Магнитофон, музыка для проведения физкультминутки.

-учитель биологии (вводное слово) – 2 м.

-Здравствуйте , ребята! Мы рады приветствовать Вас в этом зале. Стихотворение…

Сегодня у нас необычный урок, мы попытаемся вместе с вами показать влияние физических упражнений на работу всех систем и органов, на согласованность физиологических процессов всего организма.

Упр. №1 И.п.- о.с. 1- наклон головы вперед

2- наклон головы назад

3- наклон головы влево

4- наклон головы вправо

Упр. №2 И.п. – о.с. 1- 2 –руки через стороны вверх, подняться на носки

Упр. №3 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

  1. наклон туловища вперед
  2. наклон туловища назад
  3. наклон туловища влево
  4. наклон туловища вправо
  5. 8 – то же

Упр. №4 И.п. – ноги на ш.п., руки перед грудью

  1. рывок руками перед грудью
  2. рывок руками с поворотом налево
  3. рывок руками перед грудью
  4. рывок руками с поворотом направо
  5. 8 – то же

Упр. №5 И.п. – широкая стойка ноги врозь, руки в стороны

  1. наклон к правой ноге левой рукой
  2. наклон к левой ноге правой рукой
  3. 4 – то же

Упр. №6 И.п. – о.с. 1 – полуприсед, руки вперед

-Да, значение физических упражнений для формирования скелета и мышц человека огромно. Их необходимо выполнять, чтобы быть стройными, здоровыми, красивыми, чтобы надолго сохранить работоспособность.

— Как вы думаете, ребята, что значит слово «человек»? И какова роль здоровья в его жизни?

— Чело – лоб, лицо. Век – столетие. Мы должны жить долго, а это зависит в основном от нас самих. Здоровье человека – это основное богатство, его не купишь ни за какие деньги. Теряется здоровье пудами, а восстанавливается граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными. Необходимо регулярно заниматься физическим трудом и спортом. 250 лет на скале в Элладе были высечены слова: «Хочешь быть сильным – бегай. Хочешь быть красивым – бегай. Хочешь быть умным – бегай».

— Какова роль мышечной силы для формирования скелета?

— Способность мышц выполнять работу зависит от их тренированности, которая повышает мышечную силу, действует благоприятно на мышцы и на состояние скелета.

Мышечная работа способствует улучшению настроения, создает ощущение бодрости, силы, здоровья.

— А сейчас немного истории.

— Гимнастика как средство физического воспитания возникла еще в Древнем Китае и Индии, где физические упражнения использовались в основном в лечебных целях. Вершины своего развития гимнастика достигла в Древней Греции. Греки занимались спортом под теплыми лучами солнца обнаженными. Отсюда и происходит слово «гимнастика» — «Gymnos» — обнаженный.

Гимнастика, как вид спорта, цельная система физического воспитания зародилась в Древней Греции.

Помимо привычных для нас общеразвивающих упражнений (ОРУ) и специальных упражнений на снарядах, гимнастика Древних Греков включала в себя плавание, бег, борьбу, бокс, езду на колесницах.

Многие великие люди Древности были хорошими спортсменами и даже побеждали на Олимпийских играх. Великого математика Пифагора и его учеников заботило не только духовное и нравственное, но и физическое развитие. Он не только сам участвовал в Олимпийских играх, но и победил 2 раза в кулачных боях. Он воспитал целую плеяду Олимпийцев. Чемпионом Олимпийских игр в кулачном бою был и великий математик Архимед.

— Что говорили великие люди о пользе физических упражнений?

— О пользе спорта убедительно говорят примеры спортивного долголетия. Русский борец Иван Поддубный 33 года подряд был чемпионом Мира. Он так и остался непобежденным богатырем, возведенным в ранг национального героя. Даже в 66 лет он не оставил ковра. Он не курил, не употреблял спиртных напитков, систематически тренировался.Тренированные мышцы И.Поддубного не уступали по объему и крепости мышцам молодых борцов.

— Какие примеры вы можете привести доказывающие роль спорта в долголетии?

— Известен знаменитый волжский богатырь – Никитушка Ломов. Он один вбивал сваи чугунной бабкой – это работа была под силу 8 рабочим.

— В парижском музее хранится рельс, согнутый волжаниным Иваном Заикиным во время его гастролей во Францию.

— Павел Касьянов разрывал цепи. В Мадриде он убил ударом кулака разъяренного быка.

— Да, невольно возникает вопрос. Почему в настоящее время состояние физической культуры обстоит немного иначе? И многие из нас не придают ей большого значения.

— Развитие городского транспорта и таких средств передвижения как лифт, эскалаторы, развитие телефонной и других средств связи привели к малоподвижному образу жизни – к ГИПОДИНАМИИ –понижению двигательной активности.

— У людей развивается слабость скелетных мышц, сердечной мышцы. Одновременно происходит перестройка костей, накопление жира в организме, развитие атеросклероза. Все это приводит к ускорению старения организма. Но основными способами борьбы с последствиями гиподинамии – это все виды спорта , туризма.

— Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета, а особенно мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в прцессе роста и развития организма. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами. К 18 годам мышечная система становится такой, как у взрослого человека.

И сейчас мы постараемся доказать это , решив несколько проблем.

Учитывая при этом ведущую роль нервной системы, т.к. мышцы действуют согласованно под контролем нервной системы.

1. Проблема (вывешивается на доску)

-Что происходит при сгибании и разгибании руки в локте и фиксации костей в суставе?

— Когда нервные центры двуглавой мышцы возбуждены, нервные центры трехглавой мышцы – заторможены, следовательно двуглавая мышца сокращается, а трехглавая расслабляется и рука сгибается в локте (показ этих мышц учащимися)

А когда центры двуглавой мышцы заторможены, нервные центры трехглавой мышцы возбужденыЮ следовательно двуглавая мышца расслабляется, а трехглавая мышца сокращается и рука в локте разгибается (показ мышцы)

Чтобы выяснить механизм действия сгибателей кисти, необходимо знать, что в этом участвуют сухожилия этих сгибателей в области лучезапястного сустава (показ мышц).

— А сейчас мы покажем комплекс упражнений, при котором будут задействованы эти группы мышц.

Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса:

Упр.№1 И.п. – о.с. – руки вперед

  1. – сжимаем кисти рук
  2. – разжимаем кисти рук
  3. – 4 то же

Упр. №2 И.п. – о.с., руки в стороны

1-4- вращаем кисти рук в одну сторону

5-8- вращаем кисти рук в другую сторону

Упр. №3 И.п.- о.с., руки перед грудью, ладони вместе.

1-2 – наклоны ладоней влево (с усилием)

3-4- наклоны ладоней вправо (с усилием)

Упр. №4 И.п. – о.с. 1 – руки вперед

Упр. №5 И.п. – о.с.- руки в стороны, ладонями вверх

1 – с усилием согнуть руки

2 – с усилием разогнуть

Учитель биологии: 2 Проблема (на доске)

Прямохождение – важная приспособленность человека. Так ли это?

Да, это так! Особое внимание необходимо уделить мышцам, поддерживающим тело в вертикальном положении. Глубокие мышцы спины напряжены не только тогда, когда человек стоит вертикально, но и при наклонах вперед. Эти мышцы, вместе с мышцами живота, ягодичными мышцами и четырехглавыми мышцами бедер участвуют в непрерывной работе, связанной с поддержанием равновесия тела.

Впервые изучил работоспособность мышц человека И.М. Сеченов. Его исследованиями был заложен целый раздел физиологии.

Мы предлагаем вашему вниманию упражнения для этой группы мышц: (выполняются под музыку).

Комплекс №2. Упражнения для мышц спины, живота, ягодиц, бедер.

Упр. №1 И.п. – о.с., руки на поясе

1 – наклон вперед . руки вперед

3 – наклон вниз, руки вниз

Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади

2 – поднять ноги (угол 45 град)

Упр. №3 И.п. – о.с., руки на поясе

1 –поднять левую ногу вперед, руки вперед

3 – то же правой ногой

5 – поднять левую ногу в сторону, руки в стороны

7 – то же правой ногой

Упр. №4 И.п. – о.с., руки на поясе

1 – выпад вперед левой, руки вперед

3 – выпад вперед правой, руки в стороны

5 – выпад в сторону левой, руки в стороны

7 – выпад в сторону правой, руки в стороны

Упр. №5 И.п. – о.с. Приседания

1 -4 – глубокий сед, руки вперед

И вот еще проблема, которая вытекает из предыдущих.

3 Проблема: Работоспособность мышц зависит от ритма работы?

Да, действительно это так. Если давать нагрузку мышцам сразу больше, чем нужно, то быстрее наступает утомление. А это сказывается на функционировании всего организма.

— Здесь можно отметить и учащенное дыхание и сердцебиение. Так как все системы в организме взаимосвязаны.

Учитель физкультуры выполняет комплекс упражнений, где ритм работы влияет на мышцы.

Упр. №1 И.п. – о.с. 1 – руки вперед

Повторить 2 раза в медленном темпе

Повторить 2 раза в быстром темпе

Упр. №2 И.п. – ноги на ш.п., руки на поясе

1 – прыжком скрестить ноги, левая впереди

3 – прыжком скрестить ноги, правая впереди

Повторить 2 раза в медленном темпе

Повторить 2 раза в быстром темпе

Исходя из того, что при выполнении упражнений возникла достаточная нагрузка на мышцы, необходимо решить такую проблему как:

4 Проблема: Расходуется ли энергия при мышечном сокращении?

5 Проблема: Действительно ли к работающим мышцам поступает больше крови, чем к неработающим?

Расходуется энергия в результате распада и окисления органических веществ. Энергия накапливается в мышцах в виде АТФ.

При распаде образуется углекислый газ и вода, которые выводятся из организма.

Расход энергии в мышцах влечет за собой и увеличение скорости крови по сосудам, к работающим мышцам и органам поступает больше крови, чем к неработающим. После выполнения упражнений это можно заметить по внешним признакам, а именно – по покраснению кожи, так как сосуды расширяются и это способствует теплоотдаче.

При выполнении упражнений усиливается кровообращение, теплоотдача, учащается дыхание и сердцебиение. Это можно проследить по ЧСС.

Взять пульс до и после упражнений.

Сейчас мы выполним комплекс упражнений с отягощениями . При этом расход энергии будет гораздо больше, так как мышцам приходится выполнять большую нагрузку.

Упр. №1 И.п. – ноги на ширине плеч, руки вверху

  1. наклон к левой ноге
  2. и.п.
  3. наклон к правой ноге
  4. и.п.
  5. 8 то же

Повторить 2 раза (без предмета)

Повторить 2 раза с предметом (набивной мяч)

Упр. №2 И.п. – сед на полу, упор сзади

2 – поднять ноги вверх

Повторить 2 раза без предмета

Повторить 2 раза с предметом (набивные мячи)

В завершение урока необходимо отметить, что после любой максимальной нагрузки возникает утомление…Как вы считаете, ребята?

6 Проблема – разрешима? Утомление – это естественный процесс?

Естественно, без утомления тренировка не дает ощутимого результата. А с другой стороны, не умение заметить у себя признаки утомления, может привести к переутомлению.

Подведение итогов урока:

Вопрос к учащимся: Удалось ли нам решить проблемы, которые мы поставили

Учащиеся высказывают свое мнение.

Роль физических упражнений огромна и в этом мы убедились на уроке.

Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, стоя, при выполнении различных видов работы, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

Задание на дом : закрепить навык выполнения физических упражнений для формирования скелета и мышц.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок «Роль физических упражнений в формировании скелета» позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в.

В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки.

Интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве.

Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура).

Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура.

Влияние физических упражнений на формирование скелета человека.

Источник

Читайте также:  упражнения после операции на толстой кишке
Adblock
detector