Меню

значение физических упражнений для поддержания работоспособности

Значение физических упражнений для здоровья человека.
статья по физкультуре

Физическая активность и здоровье — весьма связанные одно с другим понятия. Крайне важно с самого раннего возраста прививать привычку к регулярным занятиям физическими упражнениями.

Скачать:

Вложение Размер
znachenie_fizicheskih_uprazhneniy_dlya_zdorovya_cheloveka.docx 13.85 КБ

Предварительный просмотр:

Значение физических упражнений для здоровья человека.

Автор: Дудко Наталья Алексеевна

Наши движения чрезвычайно разнообразны, но не все они являются физическими упражнениями. Физические упражнения делятся на естественные (ходьба, бег, прыжки. плавание) и специально созданные (гимнастические упражнения, упражнения с предметами).

Физические упражнения появились с возникновением человеческого общества. Решающую роль в этом сыграли условия жизни людей. Сначала физические упражнения были подготовкой к охоте, к военному делу и имели в основном прикладной характер. С развитием общества менялся и характер физических упражнений. Они стали приобретать характер соревновательности.

Физические упражнения возникли из естественной потребности человека в движении. Только благодаря движениям организм человека может нормально развиваться. Недостаток движений отрицательно сказывается на здоровье, физическом состоянии человека, его духовном развитии.

Сидячий образ жизни все больше и больше вписывается в повседневную жизнь современного человека. Условия жизни улучшаются, совершенствуются технологии, тем самым отодвигая на задний план так всем необходимую физическую нагрузку. Значение физических упражнений для здоровья человека очень велико. И чем больше его возраст, тем потребность в физических нагрузках должна быть такая же, как и у молодых, если не больше.

Регулярные физические занятия обеспечивают не только прекрасный мышечный тонус, но и помогут держать в норме вес, сжигая лишние калории. К тому же они сохраняют крепость и плотность костной ткани, улучшают работу легких, печени и сердечно-сосудистой системы.

Значение физических упражнений для человека заключается не только в укреплении физического здоровья, но и, как оказалось, положительно воздействует и на умственное развитие. Также занятия физкультурой помогает поддерживать в норме обмен веществ. Это особенно актуальным становится по мере старения человека. Ведь с возрастом у человека замедляется обмен веществ и организму все труднее и труднее приходится перерабатывать жирные кислоты. А это, в свою очередь, оказывает отрицательное влияние на все органы человека, иммунитет снижается и увеличивается риск заболеть атеросклерозом.

Повседневная физическая нагрузка включает в себя выполнение обычной домашней работы, хождение по лестнице вместо лифта и ежедневные прогулки на улице. Это полезно для здоровья и не заставляет человека особо напрягаться. Физические упражнения для устойчивости тела предусматривает занятия плаванием, бегом, теннисом и ездой на велосипеде. Подобные тренировки очень полезны для сердца и легких.

Занятия для роста силы и развития гибкости включают в себя поднятие тяжести (гантели, тренажеры), занятие йогой или чем-нибудь подобным. Поддержание тонуса и силы мышц, их гибкости особенно важно для пожилых и людей среднего возраста. К тому же такие упражнения приносят дополнительную пользу, способствуя увеличению плотности кости и, сокращая тем самым, риск получения травмы в результате падения или другого несчастного случая.

Поэтому необходимо пересмотреть свой режим дня и полностью включить в него все виды физических нагрузок. Только сразу все выполнять не стоит, нагрузку следует увеличивать постепенно. Выполнение физических упражнений даст возможность прожить долгую здоровую жизнь и наполнит ее активными и яркими минутами.

Источник

Разработка по теме Основы знаний. 6 класс

НОУ ПРАВОСЛАВНАЯ ГИМНАЗИЯ ИМ. ПРП. АМВРОСИЯ ОПТИНСКОГО ЛИПЕЦКОЙ ЕПАРХИИ

Раздел «Основы знаний»

Учебной программой в VI классе по разделу «Основы знаний» предусмотрено изучений следующих тем: «Значение физических упражнений для поддержания работоспособности», «Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале, на пришкольной площадке, в плавательном бассейне и открытых водоёмах», «Двигательный режим».

Тема 1. «Значение физических упражнений для поддержания работоспособности

Знаменитый французский врач XVIII века Симон Андре Тиссо отмечал поразительную эффективность физических упражнений и их исключительно благотворное влияние на человека. Он указывал, что движение как таковое может по-своему действие заменить любое средство, но все лечебные средства мира не могут заменить действие движения.

В ходе научно — технического прогресса создаются и совершенствуются различные механизмы, освобождающие человека на производстве и в быту от утомительных физических усилий. Это способствует резкому сокращению доли мышечных усилий в жизни современного человека. Учёные — медики обращают внимание на то, что мышечная деятельность человека утратила в настоящее время свойственную ей на протяжении всей предшествовавшей истории роль «генераторной» энергии. Если в 1852 г. 94% всей работы, выполнявшейся на Земле, производилось за счет мышечных усилий и только 6% обеспечивалось «посторонней» энергией (ветром, водой, сгоранием топлива и т.п.), то сто лет спустя лишь 1% всей планетарной энергии вырабатывалась мышцами, тогда как 99% её производилось машинами.

Нарастающее в ходе технического прогресса ограничение двигательной активности имеет самое прямое отношение к здоровью и особенностям течения возрастных изменений в организме современного человека. С одной стороны, человек переложил на машины огромную часть подчас непосильного для него труда и это предохранило его от преждевременного износа. Но, с другой стороны, вся нарастающая механизация жизни современного человека привела к гиподинамии, к недостатку необходимой для его жизнедеятельность дозы мышечной работы, движений.

Движение — это жизнь. Данную фразу мы слышим довольно часто. Вот и анализ распространения болезней сердечно — сосудистой системы говорит о такой характерной особенности: они поражают главным образом людей умственного труда (кстати, таковыми являются и школьники), которые болеют в 2-3 раза чаще тех, кто занимается физическим трудом.

Исследования учёных — физиологов показали, что мышцы являются источником мощных влияний на ткани и функциональные системы организма. Мышечная деятельность в ходе выполнения физических упражнений стимулирует все процессы, происходящие в организме. Уровень двигательной активности особенно тесно связан с экономичностью работы сердечно — сосудистой системы и продолжительностью жизни человека. Физические упражнения являются стимулятором жизнедеятельности организма, всех его функций.

А сколько различных простых и сложных упражнений можно использовать на занятиях физической культурой? Подчеркнём также, что аппарат движения человек, по данным анатомов, содержит 639 мышц. Это обеспечивает проведение, по сути дела, беспредельного, в миллиарды раз превышающего количество лекарственных препаратов, числа различных физических упражнений.

Регулярные и правильно дозируемые физические упражнений расширяют функциональные и адаптационные возможности сердечно — сосудистой, дыхательной, нервной, пищеварительной, выделительной, опорно-двигательной и других систем, приводят к повышению уровня окислительно — восстановительных процессов, способствуют увеличению общей приспособляемости организма к неблагоприятным условиям среды, повышают и поддерживают его работоспособность.

Особенно большое значение физические упражнения имеют в жизнедеятельности растущего организма, все системы и функции которого проходят ещё необходимый период «наладки». Невозможно переоценить их роль и в поддержании работоспособности детей и подростков, юношей и девушек. Физические упражнения должны сопутствовать школьникам и дома, и в школе. Оптимальная двигательная активность школьников способствует улучшению их здоровья, бодрому физическому и нравственному самочувствию, повышает жизнестойкость по отношению к разного рода нагрузкам и стрессам, содействует разумному переходу от умственного труда к физическому, положительно влияет на успеваемость, стимулирует творческую активность.

Нельзя забывать и о том, что достижение необходимого оздоровительного и развивающего эффекта на занятиях физическими упражнениями связано с соблюдением ряда важнейших условий. Необходимы, в частности, соответствие физических нагрузок возрастно-половым и индивидуальным возможностям организма, рациональная регламентация направленности, объёма и мощности воздействия нагрузок, их разнообразие, сменяемость и т.п.

Разрабатывая эту тему, учитель физической культуры, должен использовать накопленный опыт, личные наблюдения, весь арсенал методической и педагогической литературы, раскрывающий значение физических упражнений для поддержания работоспособности.

Тема 2. «Правила безопасности при выполнении физических упражнений в спортивном зале, на пришкольной площадке, в плавательном бассейне и открытых водоёмах» Надо ещё раз напомнить основные правила безопасности при занятиях различными видами физических упражнений на уроках, тренировочных (в спортивных секциях) и самостоятельных занятиях. Общими для всех видов занятий можно считать такие правила:

соблюдение дисциплины в ходе занятий;

обязательное выполнение разминки, способствующей разогреванию основных групп мышц;

запрещение без педагога выполнять сложные и неизвестные упражнения;

выполнение упражнений только на исправном оборудовании;

соответствие спортивной одежды и обуви погодным и другим условиям, изучаемому виду упражнений;

участие в занятиях только при хорошем самочувствии.

Пятиклассникам, кроме этого, можно сообщить об основных требованиях безопасности во время занятий конькобежным и санным спортом, борьбой, велосипедным спортом, туризмом. Более подробно можно остановиться и на подобных требованиях в различных спортивных играх.

Занятия физической культурой и спортом напрямую связаны с охраной здоровья занимающихся, служат неисчерпаемым источником его укрепления и относятся к числу наиболее массовых профилактических мероприятий. Это положение целиком можно отнести и к занятиям плаванием, которые проводят в плавательных бассейнах или на естественных открытых водоёмах.

При проведении уроков плавания в закрытом бассейне учащиеся, так же как и их педагоги, должны знать и соблюдать следующие правила:

бассейн должен соответствовать утверждённым санитарно- гигиеническим требованиям;

на занятиях надо придерживаться строгой дисциплины, вход в воду и выход из неё производить только по команде учителя (тренера);

к занятиям допускаются только учащиеся, имеющие разрешение врача;

Занятия с не умеющими плавать организуют на мелком месте, все плавательные упражнения выполняют в сторону мелкого места;

занятия можно проводить при температуре воды не ниже +25-26С

нельзя входить в воду вспотевшим и разгорячённым, сразу после приёма пищи, занятий подвижными и спортивными играми;

не следует заниматься плаванием при головной боли или каких- либо других признаках недомогания;

категорически запрещается нырять, прыгать в воду вниз головой, заплывать за ограждения;

Тема 3. «Двигательный режим»

Известная пословица гласит: «Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — много потерял, здоровье потерял — все потерял». Здоровье — это совокупность физических и духовных качеств человека, которые являются основой для его долголетия и необходимым условием успешной учёбы, трудовой деятельности, воинской службы.

В период обучения в школе происходит интенсивное развитие, формирование и созревание организма. Один из наиболее важных факторов, способствующих укреплению здоровья, достаточная физическая нагрузка. Её может обеспечить только оптимальный двигательный режим, который следует соблюдать ежедневно.

Важнейшие компоненты двигательного режима учащихся среднего школьного возраста в учебные дни таковы:

утренняя гигиеническая гимнастика с закаливающими процедурами;

прогулки по дороге из дома в школу и из школы домой после окончания уроков;

физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного дня (гимнастика до занятий, физкультминутки, физические упражнения и подвижные игры во время удлинённых перемен, «час здоровья», спортивный час в группах продлённого дня»;

уроки физической культуры;

выполнение домашних заданий по физической культуре, самостоятельные занятия физическими упражнениями.

Кроме того, в двигательный режим входят занятия в спортивных секциях, различные внутри классные и внутри школьные соревнования, сдача норм комплекса ГТО и др.

В каникулярные, выходные и праздничные дни двигательный режим меняется. В это время очень часто организуются туристские походы и слеты, спортивные праздники «Мама, папа, я — спортивная семья», традиционные соревнования «Кожаный мяч», «Золотая шайба», а также районные физкультурно-массовые и спортивные мероприятия.

Необходимо помнить, что компоненты, обеспечивающие оптимальный двигательный режим. Подбираются дифференцированно для различных групп учащихся. Используемые формы занятий, комплексы упражнений и их дозировка зависят от возраста, пола, физической подготовленности школьников. Большое внимание обращается на самостоятельные занятия. Учащиеся VI класса должны уверенно ориентироваться в выборе упражнений, позволяющих развивать определённые двигательные качества. Можно посоветовать им, выполнять такие упражнения.

общеразвивающие упражнения с предметами (мальчики- с отягощениями от 1 до 3кг);

подтягивание в висе (мальчики);

сгибание и разгибание рук в упоре лёжа;

поднимание прямых ног или туловища из положения лёжа на спине;

приседание на одной ноге с опорой и без; упражнения в парах на сопротивление.

Для развития скоростно-силовых качеств:

прыжки через скакалку;

выпрыгивание из приседа;

бег с высоким подниманием бедра;

бег на спринтерские дистанции;

подвижные и спортивные игры.

Для развития общей и силовой выносливости :

серийное выполнение силовых упражнений;

вис на согнутых руках;

длительное удержание угла в упоре и висе;

прыжки через скакалку до 3мин.;

катание на коньках;

езда на велосипеде.

Для развития ловкости и координации движений :

разнонаправленные движение руками и ногами;

жонглирование различными предметами;

метание на точность;

преодоление полос препятствий;

упражнения с малым и большим мячами;

упражнения в равновесии;

подвижные и спортивные игры.

Для развития гибкости :

пружинящие наклоны туловища из различных положений;

повороты и вращения туловища с большой амплитудой;

«мост» из положения лёжа (девочки);

движения руками и ногами с максимальной амплитудой;

Источник

Читайте также:  упражнения на мышцы плечевого пояса в тренажерном зале

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Adblock
detector