Меню

значение физ упражнений для правильного формирования скелета и мышц

Значение физических упражнений для формирования скелета мышц
презентация к уроку (биология, 8 класс) на тему

В данной работе предсатвленны физические упражнения для формирования скелета ребенка. Обращено внимание на строение скелета, мышц, осанки.

Скачать:

Вложение Размер
prezentaciya_microsoft_office_powerpoint.pptx 1.46 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Значение физических упражнений для формирования скелета мышц Учитель биологии: Елдышева Т.Н. МБОУ « Краснобаррикадная СОШ»

Мощность и величина мышц находятся в прямой зависимости от упражнений и тренировки. В процессе работы усиливается кровоснабжение мышц, улучшается регуляция их деятельности нервной системой, происходит рост мышечных волокон, т.е. увеличивается масса мускулатуры.

Способность к физической работе, выносливость являются результатом тренировки мышечной системы. Увеличение двигательной активности детей и подростков приводит к изменениям в костной системе и более интенсивному росту их тела.

П од влиянием тренировки кости становятся более крепкими и устойчивыми к нагрузкам и травмам.

Физические упражнения и спортивная тренировка, организованные с учетом возрастных особенностей детей и подростков, способствуют устранению нарушений осанки. Нарушенная осанка

Скелетные мышцы оказывают влияние на течение обменных процессов и на осуществление функций внутренних органов.

а мышцы брюшного пресса способствуют нормальной деятельности органов брюшной полости, кровообращения и дыхания. Дыхательные движения осуществляются мышцами груди и диафрагмой.

Малоподвижный образ жизни — гипокинезия — вреден здоровью. Избыточная масса, развивающийся склероз и связанные с ним сердечно-сосудистые нарушения — следствия гопокинезии .

При систематическом выполнении физических нагрузок формируются более совершенный механизм дыхательных движений. Увеличивается глубина дыхания, повышается использование кислорода тканями организма.

Под влиянием тренировок увеличивается жизненная емкость легких. Кровеносные сосуды в процессе тренировки становятся более эластичными, что улучшает условия передвижения крови.

Постепенно развивается сутулость. Нарушается координация движений. Слабость мышц спины вызывает изменение осанки. Изменение осанки Сутулость Упражнения от сутулости

Нет возрастного предела для занятий физической культурой. В пожилом возрасте систематическое выполнение физических упражнений препятствует отложению солей в суставах, способствует сохранению их подвижности, укрепляет связочный аппарат и мускулатуру

Физические упражнения являются эффективным средством совершенствования двигательного аппарата человека. Они лежат в основе любого двигательного навыка и умения.

При систематической тренировки достигается увеличение мощности и полезного действия мышц тела.

Это увеличение достигается, с одной стороны, благодаря развитию мышц, участвующих в данной работе (тренируемые мышцы увеличиваются в объеме, в связи с чем возрастает их сила), а также в результате изменений, которые претерпевают сердечно-сосудистая и дыхательная системы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивный урок «Роль физических упражнений в формировании скелета» позволяет ученикам быть активными партнерами при работе в группах,позволяет отрабатывать навыки публичного выступления,помогает в.

Интегрированный урок по теме «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц» имеет цель раскрыть роль физических упражнений в формировании скелета, воспитывать учащихся на примерах ве.

Развитие познавательной и регулятивной компетенции на комбинированном уроке (биология и физическая культура).

Методидеская разработка включает:Текстовую разработку урока и презентацию.

Интегрированный урок. Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц.

Интегрированный урок в 8 классе . Биология , физкультура.

Раскрыть значение физических упражнений на формирование опоры и движения. Познакомиться с отрицательными последствиями гиподинамии, плоскостопия и нарушения осанки.

Источник

«Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»
материал по физкультуре на тему

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

Скачать:

Вложение Размер
vliyanie_fizicheskih_uprazhneniy_na_formirovanie_myshts_i_skeleta.doc 36.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Влияние физических упражнений на формирование мышц и скелета»

Развитие опорно-двигательной системы человека.

Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.

Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

Значение тренировки мышц.

Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

Какова роль движений в гармоничном развитии человека?

Что же происходит в организме при физической работе?

Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?

Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости.

Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода.

Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

Жизненная емкость легких возрастает.

Тренируется сердечная мышца.

В организме быстрее протекают обменные процессы.

Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры.

Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.

Гиподинамия и ее последствия.

К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.

Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы – разгибатели. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, мышцам – разгибателям приходится противостоять не силе мышц – сгибателям, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой-либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз.

Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом.

Не горбиться. Делать зарядку на укрепление мышц туловища.

Прогулки на свежем воздухе.

Своевременное и полноценное питание.

Закаливающие процедуры. Массаж и гимнастика.

Источник

Интегрированный урок (физкультура+биология).»Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

Интегрированный урок (физическая культура + биология). Тема: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

Интегрированный урок (физическая культура + биология).

Тема: «Значение физических упражнений для формирования скелета и мышц»

Разработали: учитель биологии МБОУ СОШ №4 В.М. Подгайнова и учитель физической культуры МБОУ СОШ №4 Л.С. Куницына

Цель урока: осознать значение мышечной активности, физического труда и занятий спортом для формирования и развития организма подростка; выявить причины нарушения осанки и плоскостопия; меры предупреждения и исправления

Развивающие: развивать логическое мышление, монологическую речь, внимание, наблюдательность, умение применять свой жизненный опыт на уроке, умение обобщать и делать выводы.

Воспитательные : формировать бережное отношение к своему здоровью, аккуратность при выполнении работ, чувство ответственности за результаты своего труда, культуру общения, интерес к предмету.

Оборудование : таблицы “Клетка”, “Ткани”, “Органы”, “Нервная система”, “Скелет”, “Мышцы”, “Предупреждение плоскостопия”, “Значение тренировки сердца”, “Правила посадки во время занятий”; памятка “Режим дня”; секундомер, гимнастические палки, , гантели.

I. Организационный момент

II. Сообщение целей урока.

Учитель биологии: Сегодня у вас, ребята, необычный урок биологии. Мы проведём его вместе с учителем физкультуры. Попытаемся вместе с вами, показать влияние физических упражнений на работу опорно-двигательной системы и на согласованность физиологических процессов всего организма.

III. Актуализация знаний. Повторение ранее изученного материала.

Учитель физкультуры: Хорошее здоровье, пожалуй, – главный источник полноценного счастья и радости человека, его неоценимое богатство. Занимаясь физическими упражнениями и спортом, мы укрепляем своё здоровье. Особенно в юности организм развивается и совершенствуется при выполнении физических упражнений.

Учитель биологии: Чтобы не растерять свое здоровье, необходимо вести здоровый образ жизни. Напишите на листочках составные компоненты ЗОЖ.

(Работа на листиках (30 сек.))

(Ответ: отказ от вредных привычек; оптимальный двигательный режим; рациональное питание; закаливание; личная гигиена; положительные эмоции.)

– Капитаны команд, прочтите варианты ваших ответов.

Учитель биологии: Сегодня на уроке мы будем говорить о влиянии оптимального двигательного режима и рационального питания на развитие опорно-двигательной системы.

– Большое значение для полноценной жизни человека имеет определённый распорядок, или режим дня: правильное чередование трудовой деятельности с физическими упражнениями, с играми, при условии регулярного питания и отдыха. На столах у вас лежат памятки “Режим дня”. Рассмотрите режимные моменты и проанализируйте свой распорядок дня. Соответствует ли он установленным правилам?

“ Режим дня” (у учащихся)

Режимные моменты Время проведения

Пробуждение, гимнастика, процедуры закаливания, личная гигиена.

– Какое значение гимнастики для организма?

Учитель биологии: да, ребята, в процессе выполнения гимнастики вы насыщаете клетки своего тела питательными веществами, богатыми энергией и кислородом воздуха, активизируете нервные центры органов дыхания и кровообращения.

Учитель физкультуры: а сейчас посмотрим, кто из вас делает утреннюю гимнастику для пробуждения организма.

Дети становятся на физразминку.

– на растяжку мышц: потянуться в разные стороны;

– на гибкость: наклоны туловища

– приседания и отжимания;

– водные процедуры. 7.00

Учитель биологии: Каждый ли из вас завтракает дома перед уходом в школу?

– Какое значение завтрака для организма?

Ответ. Растущий организм нуждается в питательных веществах и энергии. Завтрак повышает работоспособность учащихся на занятиях.

Потребность организма в энергии в вашем возрасте составляет 2300–2500 ккал. в сутки. 7.30

Желательно – пешком, почему?

Ответ: растут кости и мышцы за счет окисления органических веществ пищи в клетках, синтеза веществ, соответствующих организму. 7.50

Занятия в школе развивают высшие психические функции человека: речь, память, внимание, мышление, сознание. 8.30–14.10

Дорога из школы домой пешком оказывает благотворное влияние на деятельность всех систем органов, организм отдыхает, так как происходит смена видов деятельности. 14.10–14.30

Обед. В процессе пищеварения происходит восстановление строительного материала и энергетических ресурсов организма. 14.30–15.00

Приготовление уроков активизирует деятельность нервных клеток. 15.00–16.30

Спортивные секции развивают скелет и мышцы, формируют правильную осанку. 17.00–18.00

Домашние дела – это активный отдых. 18.00–19.00

В процессе ужина вещества продуктов питания регулируют обмен веществ в клетках. 19.00

Отбой. В процессе сна восстанавливается нервная сила, которая определяет здоровье, силу, жизнеспособность организма. 22.00

Вывод. Режим дня предотвращает быстрое развитие утомления нервной системы так как функции различных систем органов легко перестраиваются, когда человек переходит от одних видов деятельности к другим.

Учитель биологии: Как и все живые организмы, человек рождается и умирает, питается и дышит, воспроизводит потомство. Все живые тела состоят из отдельных молекул, которые в

свою очередь организуются в клетки, (табл. “Клетка”) клетки – в ткани,(табл. “Ткани”) ткани – в органы, органы – в системы органов (табл. “Система органов”). А они в совокупности образуют целостный организм. Форму тела человека определяют скелет и мышцы.

Ответ. Скелетом называют совокупность костей, хрящей и укрепляющих их связок. (табл. “Скелет человека”.)

– Какие вы знаете нарушения в строении скелета?

Ответ. (Сколиоз, лордоз, кифоз, плоскостопие.)

– К чему приводят эти нарушения?

Ответ. (Неправильное положение костей приводит к смещению или сдавливанию внутренних органов, что нарушает их кровоснабжение и затрудняет работу.)

Учитель физкультуры: Какие виды упражнений вы выполняете на уроках физической культуры по предупреждению этих заболеваний? Обсудите в своих командах упражнения, обоснуйте свой выбор, выберите человека, который покажет эти упражнения.

(Представители каждой команды показывают упражнения на прямохождение, с предметом на голове и с палочкой).

Учитель физкультуры: Эти виды упражнений способствуют формированию правильной осанки. А что такое правильная осанка?

Итак, правильная осанка – голова слегка приподнята, грудная клетка развернута, плечи находятся на одном уровне. Голова и позвоночник, если смотреть сзади, составляют прямую вертикальную линию, если смотреть сбоку, позвоночник имеет небольшие углубления в шейном и поясничном отделе и небольшую выпуклость в грудном отделе.

– А сейчас проверим, правильная ли у вас осанка. Станьте в шеренгу, расслабьте руки, медленно наклоняйтесь вперед, руки расслаблены. Я вижу, что у некоторых из вас проявляются нарушения осанки. Чтобы не допустить серьезных нарушений, надо выполнять упражнения для профилактики нарушения осанки.

– Разучим комплекс упражнений. Распределитесь вдоль стены, чтобы вам ничего не мешало.

Упражнения для профилактики нарушения осанки.

Встать спиной к стене так, чтобы ее касались: затылок, лопатки, ягодицы и пятки. Напряжением мышц ощутить принятое положение и запомнить его. Отойти от стены и сохранить эту позу в течение 10-30 секунд.

Стоя у стены в положении правильной осанки, присесть и встать.

Стоя у стены в положении правильной осанки, отводить, поднимать и сгибать ноги, не отрывая головы, спины и таза от стены.

Стоя на одной ноге, подъем другой ноги вперед, в сторону назад.

Спасибо, все на свои места. А остались две девочки и продолжите упражнения.

В положении правильной осанки у стены положить на голову груз и пройти до противоположной стены и обратно, обойти стул, стол т.д.

Удерживая груз на голове, медленно присесть и встать.

Учитель биологии: Вы сейчас показывали и разучивали упражнения для позвоночника. О каком нарушении опорно-двигательной системы еще не сказали?

– Что такое плоскостопие? Ответ. Болезненное изменение стопы, при которых уплощаются ее своды.

– Каковы причины появления плоскостопия? Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела.

Упражнения для профилактики плоскостопия

“ Каток” – катание, вперед назад мяча, скалки или бутылки. Упражнение выполняется сначала одной, потом другой ногой.

“ Разбойник” – поза – сидя на полу с согнутыми ногами. Пятки плотно прижаты к полу и не отрывают от него в течение всего периода выполнения упражнения. Движениями пальцев ног стараются подтащить под пятку разложенное на полу полотенце (салфетку), на котором лежит какой-нибудь груз. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.

“ Маляр” – поза – сидя на полу с вытянутыми ногами, колени выпрямлены. Большим пальцем одной ноги проводят по подъему другой ноги по направлению от большого пальца к колену. “Поглаживание” повторяют 3-4 раза. Упражнение выполняется сначала одной, затем другой ногой.

“ Сборщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, собирают пальцами одной ноги различные мелкие предметы, разложенные на полу, и складывают их в кучки. Другой ногой повторяют тоже самое. Затем без помощи рук эти предметы перекладывают из одной кучки в другую. Следует не допускать падение предметов при переносе.

“ Художник” – карандашом, зажатым пальцами ноги, рисуют на листе бумаги различные фигуры, придерживая лист бумаги другой ногой. Упражнение выполняют сначала одной, потом другой ногой.

“ Гусеница” – сидя на полу, с согнутыми коленями, пятки прижаты к полу, сгибая пальцы ног, подтягивают пятку вперед к пальцам, затем снова распрямляются и движение повторяется (имитация движения гусеницы). Передвижение пятки вперед за счет сгибания и выпрямления пальцев ног продолжается до тех пор, пока пальцы могут касаться пола. Упражнение выполняется обеими ногами одновременно.

“ Кораблик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, и прижав подошвы ног, друг к другу, постепенно стараются выпрямить колени до тех пор, пока пальцы и пятки ног не будут прижаты друг к другу (стараются придать ступням форму кораблика).

“ Мельница” – сидя на полу, с выпрямленными коленями, описывают ступнями круги в двух направлениях.

“ Серп” – сидя на полу, с согнутыми коленями, ставят подошвы на пол (на расстояние между ними 20 см.). Согнутые пальцы ног сначала сближают, а затем разводят в разные стороны, при этом пятки остаются на одном месте. Упражнение повторяется несколько раз.

“ Барабанщик” – сидя на полу, с согнутыми коленями, не касаясь пятками пола, двигают ступнями вверх и вниз, касаясь, пола только пальцами ног. В процессе выполнения упражнения колени постепенно выпрямляются.

“ Окно” – стоя на полу, сводят и разводят ноги, не отрывая подошвы от пола.

“ Ходьба на пятках” – ходьба на пятках, не касаясь, пола пальцами и подошвой.

Учитель физкультуры: Итак, для предупреждения патологической деформации скелета надо:

Следить за правильной осанкой за письменным столом,

Не спать, свернувшись, лучше спать на животе,

При переносе тяжести нагружать обе руки, поднимать тяжесть с помощью мышц ног с прямой спиной,

Не носить тесную обувь на высоком каблуке.

Учитель биологии: Движение тела и отдельных органов всего организма обеспечивается деятельностью мышц.

Следовательно: сокращение мышц в организме происходит рефлекторно.

Показать схему рефлекторной дуги на экране. Что вы наблюдаете?

Скелет и мышцы образуют опору нашего тела и являются органами движения.

Формирование скелета связано с развитием мышц.

– Объясните, какие группы мышц обеспечивают движения при выполнении данного упражнения на уроках физкультуры?

(Руки к плечам повороты руками.)

(Голова запрокинута назад, лопатки сведены.)

(Руки вдоль туловища, наклоны туловища влево, вправо.)

(Наклоны туловища вперёд, назад, руки на поясе.)

(Стоять прямо, отводить ногу назад.)

(Стоять прямо, руки вперёд, в стороны.)

(Сгибание разгибание рук.)

(Сжимать и разжимать кулаки.)

Учитель физкультуры: Ребята, а сейчас вместе с вами выполним упражнения, в которых задействованы все группы мышц, влияющие на формирование скелета и правильной осанки.

Круговые движения предплечьями.

Наклоны туловища вправо – влево (руки за голову).

Учитель биологии: Вы заметили, что в результате выполнения упражнений, ваше дыхание, частота сердечных сокращений увеличились?

Учитель биологии: Почему на уроках физкультуры учитель постепенно увеличивает нагрузку на опорно-двигательную систему?

Чем большую работу совершают мышечные волокна, тем больше питательных веществ приносит им кровь, мышцы развиваются – становятся сильнее, т.к .их волокна растут и утолщаются.

Учитель физкультуры: Работоспособность мышц зависит от ритма работы и нагрузки.

Чем быстрей работа мышц и больше нагрузка, тем быстрее наступает утомление.

– Средние нагрузка и ритм наиболее оптимальны для работы мышц.

Учитель физкультуры: Многие из вас не придают большого значения роли физическим упражнениям. А ведь недостаток физических нагрузок на организм, приводит к развитию гиподинамии.

Учитель биологии: Какое заболевание кровеносных сосудов появляется в процессе гиподинамии?

Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь. Связываются с холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом.

Учитель физкультуры: Здоровье человека – самое большое богатство, его не купишь ни за какие деньги, не выпросишь. Теряется здоровье пудами, восстанавливается – граммами. Чтобы стать сильными, ловкими, выносливыми и работоспособными необходимо регулярно заниматься физическим трудом, спортом.

Учащиеся работают с индивидуальными карточками-заданиями и проводят затем самопроверку. (2 мин)

Учитель физкультуры: Роль физических упражнений огромна, и в этом мы убедились на уроке. Ведь каждый из нас хочет быть красивым, а красота – это показатель состояния здоровья.

Хорошая осанка – правильное положение тела при ходьбе, не только имеет эстетическое значение, но и является необходимым условием нормального развития и полноценного функционирования всех внутренних органов.

V. Выставление оценок за урок.

VI. Домашнее задание:

По физической культуре:

Разучить комплекс упражнений для профилактики плоскостопия.

Источник

Читайте также:  упражнения по математике с одаренными детьми
Adblock
detector