Меню

языковые и речевые упражнения для 3 класса

Сборник упражнений по теме «Части речи» (3 класс)

Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна

1. Образуй и напиши неопределенную форму и прошедшее время глаголов:

Ночую, кочую, гарцую, рассматриваю, показываю, чувствую, участвую, шествую, шефствую, командую, заведую, интересуюсь, присматриваюсь, агитирую, преследую, оканчиваю.

2. Спишите, вставляя, где нужно, Ь. Вставь пропущенные орфограммы, подчеркни. В первом предложении определи падежи имен сущ. В 4 – ом предложении выдели грамматическую основу.

1. Сла__ко спит…ся у костра в л__су, на б__р__гу р__ки, на палубе корабля, что плывет в открытое море. 2. __довитая вода должна была подвергат…ся сложной химической обработке. 3. Сколько завязывает…ся новых дружб и добрых знакомств! 4. Д__леко за р__кою слышат…ся в__селые песни косцов. 5. Летом 3 убирает…ся сено.

3. Вставьте, где нужно, Ь. найдите «четвертое лишнее», подчеркни.

Брат…ся, одеват…ся, сдават…ся, купает…ся.

Собирает…ся, считат…ся, ломат…ся, гневат…ся.

Катат…ся, задават…ся, сознават…ся, волнует…ся.

Загибат…ся, зажигает…ся, смеят…ся, прощат…ся.

4. Спиши предложения. Рядом запиши тоже самое предложение изменив глагол на совершенный вид. Надпиши, какой частью речи является каждое выделенное слово. Вставь пропущенные орфограммы, подчеркни. Подчеркни ГЧП.

1) Г_рняки добывают золото (__ п.) .

2) С_стра покупает золотое кольцо. (__ п.) .

3) Со_нце золотит верхушки д_рев_ев (__ п.) .

5. Спиши, подчеркни глаголы противоположные по значению. Вставь пропущенные орфограммы, подчеркни.

6. Спиши, подчеркни глаголы, обозначь их число и время. Вставь пропущенные орфограммы, подчеркни.

В конце в_сны 3 по_вляется _дуванчик. Неприхотливое растение цв_тёт почти всё лето.
В одних странах _дуванчик считают сорной тр_вой. А ж_тели (Я,я)понии и (И,и)ндии выращивают его и с удовольствием _дят. Из м_л_дых листьев делают салат, а из сухих готовят приятный напиток.

7. Спиши. Поставь данные в скобках глаголы в прошедшем времени. Выдели суффиксы глаголов.

Свежая струя (пробежать) по моему л_цу. Я (открыть) глаза: утро (начинаться). Ещё нигде не (румяниться) з_ря, но уже заб_лелось на востоке. Бледно-серое небо (светлеть, холодеть, синеть). Звёзды то (мигать) ярким светом 3 , то (исчезать).

8. Составьте и запишите связный текст из деформированных предложений. У глаголов определи число и время.

1. рядом, сад, со, открылся, школой, детский

2. ребята, для, подарки, малышей 3 , готовили

3. шили, кукол, девочки

4. игрушечную, мальчики, мебель, делали

5. и, картинками, нашлись, с, книжки

6. малыши, рады, подаркам, и, были, гостям

9. От данных глаголов с помощью приставки образуй однокоренные глаголы. Напиши их в два столбика: что делать ? что сделать ? Образец: бежать – прибежать

Выдели приставки и корень.

Вязать, молчать, тянуть, тащить, чинить, цвести, качать, светить.

10. Раскройте скобки и вставьте пропущенные буквы. Спишите. Выделите орфограммы. Над словами пятого предложения напиши какими частями речи они являются. Во втором предложении подчеркни основу и определи падежи имен сущ.

(В)л. су ч. дно пели свои прекрас. ные песни с. лов. и. Р. бята (по)бежали (по)у. кой доро. ке купаться в реч. ке (с,С)еребрянке. К. рилл х. р. шо (по)думал и реш. л задач. (по)геометрии. Капельки р. сы (с)текали (с)веточ. ки м. л. дой б. рё. ки. (На)пеньке с. дела прелес. ная белоч. ка, (по)глядывала (по)сторонам и ела сла. кие . го. ки.

11. Из каждой группы однокоренных слов выпиши только глаголы. Выдели корень.

Глотать, глоток, глотательный, наглотаться, проглотить.

Баловать, баловство, баловаться, баловень, балованный, избаловать.

Готовый, подготовить, подготовка, приготовить, подготовительный, заготовитель, заготовить.

12. Образуйте глаголы неопределённой формы.

А) Кусает, ходит, шумит, прыгнул, сверкает.

Взмахнул, смотрел, любит, срезают, делает.

Б) Свист, лов, золото, шум, белый, грусть.

Дело, винт, пляс, чёрный, блеск, крик.

13. Образуйте глаголы совершенного вида.

Стоит, поставишь, смотрит, спляшет, ездят.

Желает, гонит, дышит, звенят, несут, рисую.

Позвали, захотели, учует, скосишь, уехал, сколотят.

Увидели, бледнеешь, вступаешь, едете, пишет

Д) (не)остановят (не)починишь

15. Из группы однокоренных слов выпиши глаголы неопределённой формы. Выдели окончание, основу и корень.

А) Топотушки, топать, потопать, топаешь.

Бегун, побегаете, перебегать, бегать.

Улов, ловить, наловить, ловим.

Распилить, выпилим, подпилить, пилка.

Б) Повалить, свалить, свалка, повалишь.

Водитель, разводить, водить, проводим.

Любить, полюбить, любовь, любишь.

Связать, повязала, развязать, завязки.

16. Спиши, вставляя вместо точек подходящие по смыслу местоимения. Вставь пропущенные орфограммы, подчеркни. Раскрой скобки, выдели приставки. В 4 – ом предложении подчеркни ГЧП.

Укажи число, лицо и время глагола.

В воскресенье … пришли 3 (_ ч., _. л., _. вр.) в лес. В этот день со_нце было яркое и в_сёлое. … даже (при)гревало (не)много. Д_ревья стояли в красивом (на)рядном уборе. … были украшены серебристым инеем. Неожиданно … увидел дятла. Своим крепким клювом … долбил дер_во. А вот и белка. Ловко прыгала … по веткам ели.

Читайте также:  комплекс упражнений с резиновым эспандером видео

Слова для справок : они, оно, я, мы, она, он.

17. Запиши. Дополни пословицы подходящими по смыслу глаголами с не .

Без труда ____ и рыбку из пруда. Торопливость делу ___ . Лёжа хлеба ___ . Ложь человека ___ .

Слова для справок: добудешь, красит, помогает 3 , вынешь.

18. Спиши пословицы, раскрывая скобки.

Чужими руками крапиву (не)дёргай. Одна пчела много мёду 1 (не)принесёт. За один раз дерева (не)срубить. (Не)учась и лаптя (не)сплести.

19. Спиши, вставляя подходящие по смыслу глаголы. Вставь пропущенные буквы.

|_____ весна. В полях ____ первые проталины. |_____ грачи. Они ____ носами поля, ____ из земли червей. Жаворонки _____ в поле зёрнышки. 4 Скворцы ____ оживших насекомых.

Слова для справок : появились, примчались, ковыряют, вытаскивают, собирают, ловят,

20. Спиши, вставляя пропущенные буквы. Подчеркни глаголы, определи их число.

Веч..ром ст..хает вет..р. На западе 3 исчезают облака. Ноч..ю вып..дает обильная р..са. 4 Утром стр..жи л..тают выс..ко над з..млёй.

21. Спиши, заменяя подчёркнутые имена существительные местоимениями. В 3 – ем предложении определи падежи у имен сущ., подчеркни ГЧП. У глаголов определи время, число.

Я увидел ёлку. Ёлка росла 3 в т_ни и оттого суч_я у ёлки были опущены вни_. Т_перь после ру_ки леса ёлка оказалась на св_ту. Каждый сук ёлки стал расти кверху. Под ёлкой был ш_лашик.

Слова для справок : она, её, у неё, под ней.

Выберите книгу со скидкой:

ЕГЭ. Русский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Русский язык в картинках для современных детей

Русский язык. Типовые варианты

Идеальная грамотность Русский язык без правил и словарей

Русский язык. 4 класс. Контрольные и диагностические работы.

ОГЭ-2020. Русский язык. Итоговое собеседование

ОГЭ-2020. Русский язык (60х84/8) 10 тренировочных вариантов экзаменационных работ для подготовки к основному государственному экзамену

Русский язык. Все виды разбора: фонетический, морфологический, по составу, разбор предложения

Русский язык в схемах и таблицах

Русский язык. Тематические тренировочные задания

Русский язык в таблицах

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Взаимосвязь инноваций и традиций в развитии современной педагогики

Свидетельство каждому участнику

Скидка на курсы для всех участников онлайн-конференции

10 – 12 ноября 2020г 19:00 (МСК)

Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении глаголов в начальной школе.

Упражнения содержат материал для активизации словарного запаса учащихся, обогащения их грамматических знаний и навыков.

Методика использования упражнений зависит от особенностей учащихся: возраста, успеваемости, уровня готовности к началу работы и т.д.

Процесс организации выполнения упражнений условно расчленен на несколько этапов. На первом этапе учитель, опираясь на осмысленные учащимися знания, объясняет им цель и задачи предстоящей деятельности. На втором – учитель показывает, как нужно выполнять то или иное задание. На третьем – первоначальное воспроизведение сильными учащимися учебных действий. Четвертый, окончательный этап заключается в многократном тренировочном повторении учебных действий, направленных на приобретение практических умений и навыков.

Грамматические умения формируются постепенно в процессе выполнения специально подобранных тренировочных упражнений. Комплекс упражнений предполагает строгий подбор видов упражнения в соответствии с этапом усвоения понятия и его спецификой, установление последовательности их выполнения с учетом возрастающей сложности и роста самостоятельности учащихся.

Источник

Комплекс упражнений для развития связной речи младших школьников в 3 классе на уроках русского языка.

Комплекс упражнений для развития связной речи младших школьников для 3 класса по русскому языку при изучении морфологии.

Третий класс является центральным в формировании понятия «часть речи». Учащиеся знакомятся с совокупностью лексико-грамматических признаков, свойственных каждой части речи: роль в языке, обобщенное лексическое значение, категория рода, числа, времени (у глаголов), функция в предложении. Нас интересует именно морфологическая сторона этих признаков, поскольку она играет не маловажную роль в развитии связной речи учащихся. В результате изучения морфологии школьники усваивают теоретические сведения, обучаются распознавать части речи, морфологические категории, обогащается и развивается детская связная речь.

Читайте также:  методика разработки специального комплекса упражнений

Мы обратимся к теме «Имя существительное». Система работы над темой «Имя существительное» (как и над другой грамматической темой) представляет собой целенаправленный процесс, предполагающий строго определенную последовательность изучения грамматических признаков данной части речи, научно обоснованную связь компонентов знаний, а также постепенное усложнение упражнений, которые имеют своей конечной целью формирование навыков точного употребления имен существительных в речи и правильное их написание.

Связная речь младших школьников является основным показателем развития их мышления и требует постоянного усовершенствования, т.к. она является основой для налаживания социальных контактов и овладения знаниями. Работа над связной речью младших школьников должна проводиться регулярно и с помощью всех разделов учебника по русскому языку. Так как изучение морфологическим тем занимает центральное место в третьем классе, мы проанализировали именно морфологические разделы учебников для третьего класса и пришли к выводу, что работу по развитию связной речи младших школьников при изучении морфологических тем тормозит недостаточно хорошо разработанная методическая база. Поэтому мы видим необходимость разработки специального комплекса упражнений, позволяющих развивать связную речь младших школьников при изучении грамматической темы «Имя существительное» .

Проведенный нами анализ учебников русского языка (см. Гл.1 п. 1.6), показал, что учебник Т.Г.Рамзаевой, Г.С. Щеголевой необходимо дополнять упражнениями по развитию связной речи через морфологические разделы.. Поэтому мы разработали комплекс упражнений, который позволил бы работать над связной речью младших школьников и формированием навыков точного употребления грамматических форм в речи, правильное их написание одновременно. Разрабатывая данный комплекс упражнений, мы использовали материал, предложенный М.Ф. Скорняковой, Т.Г. Рик и материал, основанный на собственных знаниях и опыте.

В данном тексте исправьте ошибки в выделенных существительных, которые употреблены в неправильной форме (число, падеж). Например: Ветер подхватил охапку листья. Ветер подхватил охапку листьев.

Подкормка животные зимой очень важное дело. Заготовку корм нужно проводить летом и осень .

В августе поспевают семян березы. Их охотно клюют снегирь . Соберите и сохраните семена до зимних морозы .

В сентябре осыпаются желудь с дуба. Это прекрасный корм для белок. Но желудей нужно умело хранить. В теплой комнатах они быстро просыхают.

Составьте предложения на тему «В магазине» со словами, которые стоят во множественном числе:

1) Апельсины, абрикосы, бананы, яблоки, фрукты;

2) Помидоры, огурцы, баклажаны, килограммы.

В данном тексте слова в скобках замените словами, стоящими в подходящем по смыслу падеже.

Это случилось в начале (лето). Мы возвращались с рыбалки. Тропинка шла лесом.

Вдруг из (трава) выскочил зайчонок. Он сильно хромал. Мы поймали (зайчишка) и принесли его домой. Назвали его (Яшка). Наложили зайчику на перелом две меленькие шины и забинтовали (лапка). Налили мы в бутылочку с (соска) молока и накормили беднягу.

Вскоре лапка у (зайчик) срослась, и мы сняли (повязка). В конце лета мы выпустили своего любимца на (воля) и пожелали счастливого (путь).

В данном тексте пропущены имена существительные. Из ниже перечисленных существительных выберите слова, подходящие по смыслу и по форме и вставите вместо пропусков в текст.

Как хорошо …………… ! Можно плавать, нырять, загорать, собирать ……………. и ……………… .

А …………… можно любоваться чудесным листопадом и вспоминать ушедшее лето.

Зимой так замечательно лететь с горы на …………… , мчать на лыжах по …………… , играть в снежки!

Но лучше всего встречать долгожданную …………… и мечтать о лете.

Цветы, ягоды, весну, осенью, летом, санках, лесу.

Придумай и напиши письмо Деду Морозу. Расскажи ему в своём письме о своих мечтах. Для этого используй 10 существительных в предложном падеже (можно больше).

В данном тексте из слов, заключенных в скобки, выберите и запишите подходящее по смыслу (стоящие в правильной форме).

Раз я шёл по берегу (ручей, ручья, ручье) и под кустом заметил (ежа, ёж, ежу). Он тоже заметил меня, свернулся, зафыркал. Я дотронулся до него кончиком (сапог, сапога, сапоги). Ёж страшно фыркнул и ткнул (иголка, иголку, иголками) сапог.

Тогда я кончиком сапога спихнул его в (ручья, ручей, ручью). Ёж сразу развернулся в воде, поплыл к (берегу, берега, берег). Я взял палочку, скатил ею ежа в свою (шляпа, шляпе, шляпу), понёс домой.

Прочитайте текст. Расскажите его от третьего лица. Главного героя зовут Виталик. Попробуйте рассказать о нём.

Например: Виталик живет в Москве и учится в школе. И т. д.

Читайте также:  упражнения на удовлетворение потребностей

Я живу в Москве и учусь в школе. Я очень люблю животных, каждое лето я езжу на дачу, там подбираю каких – нибудь птенцов и кормлю их.

Первого мая папа купил мне однодневных цыплят. Как я обрадовался! Вместе с папой мы тут же смастерили ящик, сверху затянули его сеткой. Внутри папа подвесил электрическую лампочку для тепла.

Такое упражнение поможет лучше усвоить содержание текста.

Составьте текст по картинке на тему «Зимой в лесу» так, чтобы каждое предложение начиналось именем существительным. Текст должен состоять из 5 и более предложений.

В данном тексте придумай и впиши вместо пропусков существительные, подходящие по смыслу.

Когда на улице холодно, у меня мёрзнет …………… . Тогда я пытаюсь растереть его своими ……………. .

Когда я прихожу домой и смотрю в зеркало, я замечаю, что ………… у меня красный-красный. Я раздеваюсь: снимаю шубу, ………….. , …………… и иду на кухню попить горячего …………. .

Ну вот, я согрелся и теперь у меня хорошее настроение, а на моем ……….. сияет широкая улыбка. Я твердо решил что, когда в следующий раз пойду на …………. , обязательно укутаю своё лицо в теплый шарф.

Придумайте рассказ на тему «В гостях у бабушки». В своем рассказе 10 существительных женского рода (например: чашка, игрушка, конфета).

Прочитай текст. Попробуй поставить все существительные единственного числа во множественное число. Что получилось?

Я уже давно мечтаю о собаке. Иногда даже вижу собаку во сне. Мне кажется, если у меня будет собака, я буду лучше учиться. Я буду ходить с улыбкой на лице, и радоваться каждому новому дню.

Напишите рассказ о том, как сделали что-либо своими руками (например, делали скворечник, табуретку; шили кофту, сарафан для куклы).

Данное упражнение служит для развития умения конструировать свой текст по заданному типу и осознавать границы высказывания.

Преобразуйте из данных слов существительные, обозначающие принадлежность профессии (например: стройка — строоитель).

Двор, петь, печь, летать, уборка, учить, писать, милиция, скрипка, шить.

Придумайте и запишите текст на тему «Однажды в лесу». Причём существительное должны выступать в роле подлежащего.

Даны предложения со словом мама. Существительное мама во всех предложениях стоит в разных падежах. Запишите предложение в порядке следования падежей, чтобы получился связный текст.

1) У моей мамы карие глаза. 2) У меня очень хорошая и добрая мама. 3) Я всегда стараюсь заботиться о своей маме. 4) Я очень люблю свою маму. 5) Недавно я подарил маме свой рисунок. 6) Мы с мамой — хорошие друзья.

В данном тексте из слов заключенных в скобках выберите и запишите существительные мужского рода.

У нас в саду растет замечательный (дерево, дуб, ива). Я посадил его, когда был ещё (мальчиком, девочкой). Мне этот саженец подарил (тётя, бабушка, дядя) на День Рождения. Я ухаживал за ним, поливал его, посыпал удобрениями и даже иногда разговаривал с ним.

Однажды, мы с (мамой, папой) вышли погулять в наш сад и увидели, что на нашем дубе сидит (ворона, дятел, сорока). Эта птица стала жить на нашем дубе, а мы стали каждый день слышать её веселый (стук, щебетание, песню). Мы назвали птицу (Яшкой, Дусей). Он до сих пор живет у нас в (деревне, саду) и выстукивает свои весёлые песни.

В данном тексте из слов заключенных в скобках выберите и запишите неодушевленные существительные.

С ветки большого дерева вниз спускался (паучок, листок). С начало он ловко закружился, а потом упал на ( тётю Асю, землю).

Вдруг его подхватил (ветер, ребёнок) и аккуратно положил его на (гусеницу, скамейку). Мимо пролетал (жук, фантик) и приземлился на скамейку рядом с листком. Теперь им будет не скучно вместе.

Придумайте рассказ на тему «Летние каникулы». Используйте в своем рассказе 5 (можно больше) существительных среднего рода.

Дополните текст именами существительными (поставьте существительное снег в нужный падеж).

Перед концом зимы валом валит снег. Но такого . я за всю жизнь не видал. Желтое небо целые сутки вываливало последний . Даже деревья скрылись под . Невидимый скульптор природы лепил по . удивительные фигурки. Когда солнце осветило лес, эти фигурки как бы воскресли и бросились друг с другом играть. А ветер запел о .

Источник

Adblock
detector