Язык жестов как средство общения упражнения
Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) — все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.
Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.
Упражнение на развитие периферического зрения. Выбрать какую-либо точку и неподвижно на нее смотреть, стараясь увидеть как можно больше (расфокусировка взгляда).
Обсуждение вопроса о значении периферического зрения в процессе общения. Информация о том, что именно периферическим зрением замечаем мелкие движения.
28. „Мимика и жесты». Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).
То же самое, только при помощи мимики (без жестов). То же самое при помощи мимики и жестов. Рефлексия.
29. „Приветствие королеве». На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы — ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).
Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства», дистанции общения.
30. „Выбор дистанции». Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5—7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „
Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции .
31. „Слепец и поводырь». Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами» первого.
Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:
Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?
32. „Аукцион скульптур». Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора», другой — „материала». Скульптор „лепит» скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.
Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив» ли „материал»? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?
33. Соприкоснуться указательными пальцами с партнером, под танцевальную музыку поводить руками в разных направлениях, быть в движении. Стараться не нарушать контакт. Отрефлексировать.
34. „Отражение эмоционального состояния» („зеркало»). Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).
35. „Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.
Вопросы для обсуждения:
Кто смог расслабиться, снять зажимы?
Кто не боялся упасть?
Оцените свое доверие по пятибалльной системе.
Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.
36. В разговоре с членом семьи или приятелем намеренно используется неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.
37. На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.
38. Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью
39. Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.
40. Выразить невербально (мимика, пантомима) заданную тему. Темы могут быть выбраны в групповой дискуссии, могут быть заданы ведущим („как я преодолеваю трудности»).
41. Примеры для анализа ситуаций.
а) Человек, став заведующим кафедрой, приказал оставить в своем кабинете одно кресло для себя, все стулья велено было убрать.
Проанализировать данную ситуацию с позиций взаимодействия, привести другие примеры.
б) Вы сделали покупки в магазине, придя домой и выкладывая купленное, увидели, что с прилавка забрали не все. Идете в магазин, чтобы забрать то, что забыли.
Варианты разговора с продавцом.
Варианты поведения в данной ситуации разыгрываются, затем проводится анализ вербальных и невербальных способов общения.
42. „Животное». Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.
43. „Эмоция». Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.
На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо», „Радость. Губы», „Чванство. Правая рука», „Гордость. Спина», „Страх. Ноги» и др.
Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.
Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете „отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40—45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не „увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.
Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее — когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .
Источник
Классный час по теме: «Язык, мимика, жесты как средства общения»
план-конспект занятия (3 класс) на тему
Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.
Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Не умение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
klassnyy_chas_po_teme_yazykmimika_zhesty_kak_sredstvo_obshcheniya.doc | 35 КБ |
Предварительный просмотр:
Классный час по теме: «Язык, мимика, жесты как средства общения»
Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.
Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.
Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Не умение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.
ХОД классного часа
1 этап Вступительная часть
Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?
Обоснованные ответы детей:
Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.
2 этап. Определение темы и цели занятия
Учитель: — А какие средства общения вы знаете?
Дети: — Речь, мимика, жесты, язык.
Учитель: — Молодцы, это и есть тема нашего занятия. А как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить.
Дети: — С какими людьми общаться легко? А с какими трудно? Как научиться общаться без ссор и крика?
3 этап Язык, как средство общения.
Учитель: — Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?
В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.
В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.
— Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом?
/Учитель читает выдержку из толкового словаря значение слова ЯЗЫК/
— Какое значение слова язык подходит к нашему занятию.
Язык – речь, средство общения.
— Объясните смысл пословиц:
Слово жжет сильнее огня.
Мягко стелет, жестко спать.
Слово не стрела, а пуще стрелы.
(Можно предложить детям вспомнить другие пословицы по теме)
Учитель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить?
4 этап. Жест, как средство общения.
Учитель: /выдержка из толкового словаря, что такое — ЖЕСТ/
Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.
— Задание по группам.
Пользуясь языком жестов показать:
Учитель: — Жесты так же несут культуру народа. Одни и теже жесты, могут нести разное значение у разных народов.
Кивок головы — у русских – ДА, у болгар – НЕТ.
Помашем рукой — у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.
5 этап. Мимика, как средство общения
Учитель: — Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/
Задания по группам.
Учитель: — С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?
6 этап. Подведение итога
Учитель: — Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?
Учитель: — А как сделать наше общение приятным?
Я предлагаю вам записать правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.
Сначала работа идет в группах, а затем оформляется на один общий плакат в классном уголке.
В воспитанном обществе нельзя!
Обзывать друг друга.
Показывать на других пальцем.
Смеяться над неудачами товарищей.
Учитель: — Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный.
На уроке младшие школьники знакомятся с различными формами прооявления чувств (мимика, жесты и т.п.). В увлекательной форме в ходе практической деятельности дети овладевают умением выражать свои чувст.
Презентация к занятию по риторике. Занятие № 10 Тема: Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд (2 класс).
материал содержит конспект классного часа и презентацию.
Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения».
Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме «Язык -средство общения» Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник.
Тематический реферат «Исследования мимики в процессе делового общения».
Источник
Язык жестов. Невербальное общение.
классный час по теме
Итак, язык телодвижения – это искусство. Как и Другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду.
ЦЕЛИ: научить студентов понимать язык жестов, а также понимать крытые чувства и пожелания собеседника.
ЗАДАЧИ:
· Создать благоприятную атмосферу в группе.
· Развивать адекватную самооценку участников семинара.
· Формировать приемы эффективного взаимодействия партнера по общению.
· Познакомить с основными правилами эффективного общения
· Актуализировать знания основных приемов публичного выступления и проработать их на практике.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Умелое и грамотное использование навыков эффективной вербальной невербальной коммуникации, как в профессиональной деятельности, так и в семье, в кругу друзей. Потребность в самосовершенствовании. Снятие страхов перед публичными выступлениями.
Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.
Второй этап — основное время семинарского занятия — предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы- подсказка. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.
Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых.
Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchetmimika_zhesti.docx | 93.61 КБ |
Предварительный просмотр:
|
|