Меню

язык жестов как средство общения упражнения

Язык жестов как средство общения упражнения

Молчаливое приветствие друг друга (элементы психогимнастики) — все молча ходят по классу, прикасаются друг к другу, смотрят в глаза, при этом не произносится никаких слов.

Предложить участникам походить по комнате и прикоснуться друг к другу с закрытыми глазами. Попытаться определить, с кем возникает кинестетический контакт.

Упражнение на развитие периферического зрения. Выбрать какую-либо точку и неподвижно на нее смотреть, стараясь увидеть как можно больше (расфокусировка взгляда).

Обсуждение вопроса о значении периферического зрения в процессе общения. Информация о том, что именно периферическим зрением замечаем мелкие движения.

28. „Мимика и жесты». Группа делится на пары. Каждый только с помощью рук показывает два противоположных состояния (например, гнев и удовольствие).

То же самое, только при помощи мимики (без жестов). То же самое при помощи мимики и жестов. Рефлексия.

29. „Приветствие королеве». На стол ставится стул, на стуле сидит королева, остальные члены группы — ее подданные, которые должны ее приветствовать. При выполнении упражнения возможно использование атрибутов, помогающих войти в роль (это упражнение позволит почувствовать разные позиции в процессе общения).

Рефлексия: свои ощущения от непривычной роли, ощущение от „открытого пространства», дистанции общения.

30. „Выбор дистанции». Работа в парах. Один партнер сидит на полу, другой стоит на близком расстоянии. В таком положении ведется разговор в течение 5—7 минут. Затем партнеры меняются ролями. „

Рефлексия. Обратить внимание на ощущение „дистанции .

31. „Слепец и поводырь». Группа разбивается на пары. Партнеры в парах от упражнения к упражнению меняются. Один из партнеров должен закрыть глаза, а другой — провести его по помещению, познакомить с этим помещением, уберечь от столкновений, дать пояснения, так как является „глазами» первого.

Начать обсуждение: «Как важно в нашей жизни доверять людям, самому себе? Часто нам этого недостает, и мы многое теряем из-за того, что нет доверия». Вопросы для обсуждения:

Уверенно ли вы себя чувствовали в роли слепца? Было ли желание полностью довериться партнеру? Что вселило такую уверенность?

32. „Аукцион скульптур». Работа в парах. Лучше, если партнеры в парах меняются. Один из партнеров выполняет роль „скульптора», другой — „материала». Скульптор „лепит» скульптуру молча, используя только руки. Скульптура запоминает окончательный вариант работы, чтобы потом продемонстрировать ее. Затем партнеры меняются ролями. Идет демонстрация скульптур, каждой дается название.

Рефлексия. Ответить на вопросы: „Податлив» ли „материал»? Каков характер прикосновений скульптора? Обратить внимание на субъективность восприятия скульптур: какое ощущение рождается от того или иного положения тела? Всегда ли наше тело нас слушается? Не возникает ли ощущение, что тело живет самостоятельно?

33. Соприкоснуться указательными пальцами с партнером, под танцевальную музыку поводить руками в разных направлениях, быть в движении. Стараться не нарушать контакт. Отрефлексировать.

34. „Отражение эмоционального состояния» („зеркало»). Все участники разбиваются на пары. Один выполняет роль зеркала, которое должно отразить показанное партнером эмоциональное состояние. Упражнение выполняется молча. Эмоциональное состояние показывается с помощью мимики и пантомимы. Каждый выполняет упражнение по 3 раза (разные эмоциональные состояния).

35. „Восковая палочка». Игра для создания атмосферы доверия и поддержки в группе. Встать всем в круг поплотнее друг к другу. Один участник входит в центр круга. Играющий в центре расслабляется. Остальные, поставив руки перед собой, покачивают участника в центре из стороны в сторону. Поддерживая его, не дают упасть 1—2 минуты. Пусть через процедуру пройдут все.

Вопросы для обсуждения:

Кто смог расслабиться, снять зажимы?

Кто не боялся упасть?

Оцените свое доверие по пятибалльной системе.

Оцените характер прикосновений. Предлагается высказаться всем желающим. Условия игры можно усложнить. Один встает на стул, вся группа стоит сзади, подставив руки. Стоящий на стуле падает вниз спиной. Стоящие ловят его, не давая упасть.

36. В разговоре с членом семьи или приятелем намеренно используется неправильное поведение (взгляд в сторону, смена темы разговора на ту, что интересна для инициатора контакта, напускной унылый вид). В другой раз ведение разговора должно быть грамотным (визуальный контакт, поддерживание разговора, интересного для собеседника, улыбка). Сравнить самочувствие.

37. На листе бумаги записывается небольшое сообщение. Затем с помощью жестов это сообщение передается партнеру по общению. Упражнение выполняется до тех пор, пока партнер не даст знать, что сообщение понято. Правильность понимания проверяется по записи. Упражнение может выполняться парами, всеми участниками группы одновременно. Либо одна пара выполняет, остальные участники группы являются зрителями. Затем можно сверить понимание ситуации всеми участниками занятия.

38. Изобразить эмоциональное состояние (гнев, радость, обиду, ожидание и т. д.) с помощью

39. Изобразить с помощью жестов и мимики психологические особенности человека (себя, другого), содержание пословицы, поговорки.

40. Выразить невербально (мимика, пантомима) заданную тему. Темы могут быть выбраны в групповой дискуссии, могут быть заданы ведущим („как я преодолеваю трудности»).

41. Примеры для анализа ситуаций.

а) Человек, став заведующим кафедрой, приказал оставить в своем кабинете одно кресло для себя, все стулья велено было убрать.

Проанализировать данную ситуацию с позиций взаимодействия, привести другие примеры.

б) Вы сделали покупки в магазине, придя домой и выкладывая купленное, увидели, что с прилавка забрали не все. Идете в магазин, чтобы забрать то, что забыли.

Варианты разговора с продавцом.

Варианты поведения в данной ситуации разыгрываются, затем проводится анализ вербальных и невербальных способов общения.

42. „Животное». Упражнение предназначено для педагогов и выполняется либо дома, либо в отдельной комнате перед уроком. Заготовьте для себя набор карточек, на которых напишите названия животных, характерных в плане внешности и знакомых вам (например, волка, зайца, льва, лисицы, бегемота, змеи). Наугад выньте одну из карточек и проиграйте в позах и движениях роль животного, отмеченного на ней. Затем возьмите другую карточку. Хорошо, если вы осуществите упражнение перед зеркалом. Позвольте себе быть совершенно свободным в мимике и пантомиме, возможно, даже немного смешным.

43. „Эмоция». Заранее заготовьте набор карточек, на которых отметьте эмоции и части тела человека, при помощи которых следует эти эмоции выразить. Например, карточка „Грусть. Руки» означает, что эмоцию грусти следует выразить при помощи рук.

На карточках могут быть отмечены следующие эмоции: „Горе. Лицо», „Радость. Губы», „Чванство. Правая рука», „Гордость. Спина», „Страх. Ноги» и др.

Упражнение направлено на активизацию комплекса актерских способностей и достижение состояния раскованности и свободы.

Время проведения данного упражнения не ограничено. Вы почувствуете сами, когда начнете „отходить» от конфликта и относиться к нему более спокойно, трезво и объективно. Но в любом случае более 40—45 минут заниматься таким самоанализом не следует, чтобы не „увязнуть» в сфере своего сознания и не потерять живые связи с реальностью.

Выскажите друг другу свои впечатления. В какой ситуации вам было эмоционально комфортнее — когда вы давили или когда ваш партнер давил на ваши ладони? Возможно вы не испытывали приятных минут ни в первом, ни во втором случае. Тогда попробуйте не давить друг на друга, а реализовать совместные движения обращенными друг к другу ладонями рук так, чтобы между вами возникло взаимное ощущение тепла (психоэнергетический контакт) .

Источник

Классный час по теме: «Язык, мимика, жесты как средства общения»
план-конспект занятия (3 класс) на тему

Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.

Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.

Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Не умение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.

Скачать:

Вложение Размер
klassnyy_chas_po_teme_yazykmimika_zhesty_kak_sredstvo_obshcheniya.doc 35 КБ

Предварительный просмотр:

Классный час по теме: «Язык, мимика, жесты как средства общения»

Формировать навыки и привычки, облегчающие установление контактов в общении, создание атмосферы доверия.

Развивать речь, внимание, умение слушать друг друга.

Воспитывать чувство дружелюбия и внимания к окружающим.

АКТУАЛЬНОСТЬ: Не умение детей общаться или сложности в общении приводят к частым конфликтам учащихся в классе.

ХОД классного часа

1 этап Вступительная часть

Учитель: — Ребята, скажите, пожалуйста, без чего человек не может прожить, живя среди людей?

Обоснованные ответы детей:

Без общения человек не может прожить, т.к. он живет среди людей и общение неизбежно. У человека есть друзья и недруги, и со всеми ему приходится встречаться и общаться.

2 этап. Определение темы и цели занятия

Учитель: — А какие средства общения вы знаете?

Дети: — Речь, мимика, жесты, язык.

Учитель: — Молодцы, это и есть тема нашего занятия. А как вы думаете, на какие вопросы нам предстоит ответить.

Дети: — С какими людьми общаться легко? А с какими трудно? Как научиться общаться без ссор и крика?

3 этап Язык, как средство общения.

Учитель: — Ребята, сейчас я расскажу вам легенду. А вы внимательно послушайте и ответьте на вопрос: В чем смысл этой легенды?

В Древней Греции жил знаменитый баснописец Эзоп, который был рабом у царя Ксанфа. Однажды Ксанф пригласил гостей и попросил Эзопа приготовить на обед лучшее кушанье. Эзоп отправился на базар, купил языки и сделал из них три блюда. Гости очень удивились и стали спрашивать, почему Эзоп считает лучшим на свете какие-то языки. На это Эзоп отвечал: “Ты велел, Ксанф, купить самое лучшее. А что на свете может быть лучше языка? С помощью языка люди объясняются друг с другом, получают знания, приветствуют друг друга, мирятся, объясняются в любви”. Такое рассуждение понравилось Ксанфу и его гостям.

В следующий раз, чтобы испытать Эзопа, приказал Ксанф приготовить блюдо из самого плохого, что есть на свете. И опять Эзоп отправился на базар и купил……языки. Все опять удивились. Тогда Эзоп начал объяснять: “Ты велел мне купить самое плохое, а что на свете хуже языка? Посредством языка люди огорчают и обманывают друг друга, хитрят, ссорятся. Язык может сделать людей врагами, он может вызвать войну, он приказывает разрушать города и целые государства. Может ли быть что-нибудь хуже языка?” Этот ответ заставил Ксанфа и его гостей задуматься над мудрыми словами Эзопа.

— Как вы поняли, почему язык может назвать другом и врагом?

/Учитель читает выдержку из толкового словаря значение слова ЯЗЫК/

— Какое значение слова язык подходит к нашему занятию.

Язык – речь, средство общения.

— Объясните смысл пословиц:

Слово жжет сильнее огня.

Мягко стелет, жестко спать.

Слово не стрела, а пуще стрелы.

(Можно предложить детям вспомнить другие пословицы по теме)

Учитель: Часто наше благополучие зависит от доброго слова, взгляда. И на оборот: злое слово нас больно ранит. А как общаются люди, которые не умеют говорить?

4 этап. Жест, как средство общения.

Учитель: /выдержка из толкового словаря, что такое — ЖЕСТ/

Мы с вами каждый день пользуемся языком жестов.

— Задание по группам.

Пользуясь языком жестов показать:

Учитель: — Жесты так же несут культуру народа. Одни и теже жесты, могут нести разное значение у разных народов.

Кивок головы — у русских – ДА, у болгар – НЕТ.

Помашем рукой — у русских жест прощания, у латиноамериканцев приглашение в гости и др.

5 этап. Мимика, как средство общения

Учитель: — Как называется изменение выражение лица при помощи лицевых мышц?. /Выдержка из толкового словаря. Что такое – МИМИКА/

Задания по группам.

Учитель: — С каким человеком приятнее общаться? Какое выражение лица располагает к приятному общению?

6 этап. Подведение итога

Учитель: — Ребята, с каким человеком общаться легко, какое общение приносит радость?

Учитель: — А как сделать наше общение приятным?

Я предлагаю вам записать правила общения в воспитанном обществе и пользоваться ими в нашем коллективе.

Сначала работа идет в группах, а затем оформляется на один общий плакат в классном уголке.

В воспитанном обществе нельзя!

Обзывать друг друга.

Показывать на других пальцем.

Смеяться над неудачами товарищей.

Учитель: — Давайте будем уважать друг друга. Пожелаем друг другу удачи и радости.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Цель урока: организовать деятельность учащихся по знакомству с несловесными средствами общения: мимикой и жестами; способствовать взаимопониманию и развитию культуры жестов у младших школьников.Данный.

На уроке младшие школьники знакомятся с различными формами прооявления чувств (мимика, жесты и т.п.). В увлекательной форме в ходе практической деятельности дети овладевают умением выражать свои чувст.

Презентация к занятию по риторике. Занятие № 10 Тема: Мимика, жесты, поза. Говорящий взгляд (2 класс).

материал содержит конспект классного часа и презентацию.

Интегрированный урок рус.языка и литературного чтения в 4 классе по теме «Язык как средство общения».

Конспект урока русского языка. Обобщение знаний по теме «Язык -средство общения» Перспектива 4класс.Урок- рефлексия., сиспользованием психолого-педагогических техник.

Тематический реферат «Исследования мимики в процессе делового общения».

Источник

Язык жестов. Невербальное общение.
классный час по теме

Итак, язык телодвижения – это искусство. Как и Другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду.

ЦЕЛИ: научить студентов понимать язык жестов, а также понимать крытые чувства и пожелания собеседника.

ЗАДАЧИ:

· Создать благоприятную атмосферу в группе.

· Развивать адекватную самооценку участников семинара.

· Формировать приемы эффективного взаимодействия партнера по общению.

· Познакомить с основными правилами эффективного общения

· Актуализировать знания основных приемов публичного выступления и проработать их на практике.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Умелое и грамотное использование навыков эффективной вербальной невербальной коммуникации, как в профессиональной деятельности, так и в семье, в кругу друзей. Потребность в самосовершенствовании. Снятие страхов перед публичными выступлениями.

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап — основное время семинарского занятия — предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы- подсказка. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых.

Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.

Скачать:

Вложение Размер
otchetmimika_zhesti.docx 93.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Информация любого сообщения делится следующим образом: 7% ее передается вербально, то есть словами, 38% — вокально (тоном голоса, ударением и способом произношения звуков) и 55% — невербальными сигналами»

В то время как для слова характерно обобщение, для жеста — конкретность. Отсутствие в жесте широкого обобщения, ограниченного изображением признака предмета и характера действия, видно из того, что например, нет единого жеста для передачи таких слов, как большой (большой дом, большая собака, большой заработок, большой человек.) и идти , обозначающего движение, перемещение, отправление, наступление (человек идет, солдаты идут, весна идет, поезд идет, лед идет, письмо идет, деньги идут). Слова такого рода показываются разными жестами, конкретно и точно передающими признак, движение и т. п. В отличие от слова, называющего предмет (номинативная функция), жест изображает. Если элементы слова (звуки и буквы) не зависят от материальной характеристики предмета, то движение руки передает признак предмета или действия — поэтому жесты всегда образны. Например, при показе жеста дом кисти рук как бы рисуют крышу, книга — раскрывают страницы, любить — прикладываются к сердцу, дружить — складываются в рукопожатие.

Так как название какой-либо вещи не имеет ничего общего с ее природой, мы не можем объяснить, как возникли непроизводные слова, сказать, почему стол называется столом, день — днем, хлеб — хлебом. Зато происхождение ручных знаков в подавляющем большинстве случаев можно легко проследить. Даже у самых неясных по этимологии жестов можно найти истоки, восстановить их первоначальный рисунок, хотя, как правило, он стирается со временем, становится схематичным, более условным.

Семинар предназначен для студентов всех курсов.

Язык чувств: мимика как средство выразительности

Вы уже знаете, что такое выражение лица, знаете, что оно может быть радостным, грустным, удивлённым. А ещё каким? Что же помогает нам передать, выразить радость, грусть, удивление, любое наше настроение?

Мимика – движения лицевых мышц, выражающие душевное состояние – это средство эмоционального неречевого воздействия на слушателей. Ещё в начале XIXвека известный теоретик ораторского искусства Я.В.Толмачёв писал: «Лицо есть зеркало души. На нём изображаются все чувствования: любовь, ненависть, печаль, гнев, угрозы, ласки; на нём мы читаем мысли оратора прежде, нежели он говорить начинает». Язык эмоциональной мимики подчёркивает или дополняет то, что передаётся словами.

А что же всё-таки самое важное в мимике, что создаёт её в первую очередь?

Вот что об этом говорит великий римский философ, оратор, теоретик ораторского искусства Марк Туллий Цицерон (чтение слов, напечатанных на листе).

Выражение лица – главный показатель чувств. Легче всего распознаются положительные эмоции – счастье, любовь и удивление; труднее воспринимаются, как правило, отрицательные – печаль, гнев и отвращение.

Художникам и фотографам давно известно, что лицо человека асимметрично, в результате чего левая и правая стороны нашего лица могут отражать эмоции по-разному. Недавние исследования объясняют это тем, то левая и правая стороны лица находятся под контролем различных полушарий мозга. Левое полушарие контролирует речь и интеллектуальную деятельность, правое управляет эмоциями, воображением и сенсорной деятельностью. Связи управления перекрещиваются так, что работа доминирующего левого полушария отражается на правой стороне и придаёт ей выражение, поддающееся большему контролю. Поскольку работа правого полушария мозга отражается на левой стороне лица, то на этой стороне лица труднее скрыть чувства. Положительные эмоции отражаются более или менее равномерно на обеих сторонах лица, отрицательные эмоции более отчётливо выражены на левой стороне.

Однако оба полушария мозга функционируют совместно, поэтому описанные различия касаются нюансов выражения.

Задолго до появления экспериментальной психологии экспрессивного поведения внимание многих философов было обращено на связь между внешним обликом и свойствами личности. Гиппократ и Аристотель с пристальным вниманием изучали лицо человека. Один – как врач, устанавливая признаки болезни, второй – как «физиогномист» (собственно, один из создателей физиогномики), прогнозируя по движениям мышц лица, по языку эмоций человека его поведенческие реакции. В трактате Аристотеля «Физиогномика» обосновывается связь между душой и телом. Понятие «душа» используется Аристотелем для обозначения внутреннего мира человека, его психических состояний и переживаний. Родиной восточной физиогномики считается Древний Китай.

Для удобства чтения физиономисты условно делят лицо человека горизонтальными линиями на три зоны: верхнюю, среднюю и нижнюю. Верхняя зона – это в основном лобная часть. Средняя зона – от бровей до кончика носа. Нижняя зона включает в себя верхнюю губу, челюсти, рот, подбородок. Кроме того, принимается во внимание состояние пяти основных частей лица: бровей, глаз, носа, рта, ушей. Сбалансированность этих частей: их пропорциональность, цвет, чистота являются благоприятными признаками. Изъяны на лице человека свидетельствуют о трещине в его характере.

Брови. Идеальными считаются широкие, длинные брови. Пропорционально развитые брови (их форма, цвет, густота) указывают на сбалансированность эмоций, ума и характера. Приятная взгляду форма бровей сигнализирует о том, что их обладатель ладит с окружающими. Густые, тяжёлые, соединившиеся брови демонстрируют неодолимое стремление к доминированию, власти. Высоко расположенные брови – признак целеустремлённости. У бровей насчитывают 40 позиций, из них значимых – 20. Считается, что мимическое объединение позиций бровей и глаз даёт бесконечные возможности выражения эмоций.

Глаза. Издавна глаза считали окнами души. В Евангелии от Матфея сказано: «Глаза – зеркало души. Светильник для тела есть око. Итак, если око твоё будет чисто, то всё тело твоё будет темно». Один из величайших умов древности – философ Платон считал, что «из органов боги прежде всего устроили светоносные глаза». Боги богами, но факт остаётся фактом: именно благодаря глазам мы получаем 85% информации об окружающем нас мире. А по подсчётам русского учёного И.М.Сеченова, глаза дают человеку до тысячи ощущений в минуту. По глазам определяли внутренние переживания людей. Считается, что человек с красивыми и притягательными глазами обладает здоровьем, волей, умом, темпераментом. Такие глаза, по мнению физиогномистов, имеют целый ряд положительных характеристик. Они хорошо защищены веками, имеют выразительную радужную оболочку, излучают свет и тепло.

Отклонения говорят о дефектах в характере и интеллекте. Большие глаза обычно указывают на чувствительность души, мужество и стремление к лидерству. Глаза маленькие часто принадлежат замкнутым, самодовольным и упрямым людям. Большая радужная оболочка глаза является признаком мягкости и спокойствия, малая свидетельствует о несбалансированности внутренних процессов, то неблагоприятно отражается на взаимоотношениях с окружающими. Цвет радужной оболочки указывает на наличие или отсутствие жизненной силы: чёрный, коричневый и зелёный – энергичность; голубой – чувствительность; светло-коричневый – застенчивость.

При оценке характера и судеб людей глаза занимают центральное место. Глаза могут иметь 81 выражение. В мимике глаз важна прежде всего степень их подвижности: смотреть в упор, бегать глазами, беспокойный взгляд, ленивый взгляд, живой, твёрдый, блуждающий взгляды и т.д. Затем важно направление: смотреть исподлобья (скрытый, недоверчивый, напряжённый взгляд), смотреть в пространство, скосить глазами, смотреть сверху вниз и т.д. Глаза можно описывать с точки зрения чувств, которые они выражают: скромность – глаза опущены вниз (потуплены), взгляд снизу вверх; гордость – взгляд сверху вниз; неправдивость – глаза отводятся в сторону, бегают; правдивость, внимание – глаза устремлены на собеседника, взгляд пристальный.

Нос – орган обоняния, действует согласно «ситуации запахов»: повести носом, втянуть воздух – принюхиваться, улавливать запахи. Подвижной выразительной частью носа являются ноздри – выразить презрение. Считается, что идеальный нос имеет округлый кончик и чётко оформленные крылья. Слишком большие ноздри наводят на мысль о личностных дефектах. Принято считать, что человек с идеальным носом отличается мужеством, страстностью, напористостью. Длинный нос, как правило, является признаком ярко выраженной индивидуальности. Многое о человеке говорит кончик его носа. Человек с кончиком носа, напоминающим «подвешенную каплю», обычно жизнерадостен и, как следствие, удачлив. Если же кончик носа похож на клюв, его обладатель проницателен, хитёр и нередко злопамятен. Полный, большой, луковицеобразный кончик носа – свидетельство сердечности и теплоты.

Рот – прямо-таки книга чувств. Писатель В.В.Вересаев точно подметил: «Глаза – зеркало души. Какой вздор! Глаза – обманчивая маска, глаза – ширмы, скрывающие душу. Зеркало души – губы. И хотите узнать душу человека, глядите на его губы. Чудесные, светлые глаза и хищные губы. Девически невинные глаза и развратные губы. Берегитесь глаз! Из-за глаз именно так часто и обманываются люди. Губы не обманут».

Положение рта, губ – множество. Рот раскрыт – готовность вступить в контакт, внутренние сильные эмоции; полуоткрытый рот и немного вытянутые губы – чувственность; открытые в улыбке верхние зубы – жеманство, кокетство. Рот закрыт – нежелание вступать в контакт, внутреннее напряжение: раздумье, сомнение, сдержанность. Человек с большим ртом и спадающими углами губ обладает сильной волей, на него трудно оказать влияние.

Итак, язык телодвижения – это искусство. Как и Другие жесты языка телодвижений, это полностью бессознательный жест, он подсказывает вам, что собеседник говорит в данный момент правду.

ЦЕЛИ : научить студентов понимать язык жестов, а также понимать крытые чувства и пожелания собеседника.

  • Создать благоприятную атмосферу в группе.
  • Развивать адекватную самооценку участников семинара.
  • Формировать приемы эффективного взаимодействия партнера по общению.
  • Познакомить с основными правилами эффективного общения
  • Актуализировать знания основных приемов публичного выступления и проработать их на практике.

Умелое и грамотное использование навыков эффективной вербальной невербальной коммуникации, как в профессиональной деятельности, так и в семье, в кругу друзей. Потребность в самосовершенствовании. Снятие страхов перед публичными выступлениями.

ФОРМА ПРОВЕДЕНИЯ: семинар

Форма проведения выбрана не случайно. Так как семинар представляет собой интерактивное практическое учебное мероприятие, направленное на обсуждение участниками тематических сообщений, докладов, то участники концентрируются на информации по заданной теме, что, несомненно, способствует ее наиболее глубокому изучению, которое происходит в довольно короткое время. Основная цель семинара заключается в закреплении ранее полученной информации и знаний на практике, а так же в выработке у участников определенных навыков. Семинар учит более точно выражать свои взгляды и мысли и учит вести дискуссию по выбранной теме.

Семинар проводиться совместно с участниками клуба «Лидер 21 века».

Первый этап состоит из вступительного слова преподавателя, где определяется цель, задачи, значимость темы, форма проведения занятия.

Второй этап — основное время семинарского занятия — предполагает обсуждение проблем темы. В арсенале преподавателя должны быть разнообразные вопросы, пробуждающие интерес к семинару. Это и информационные, и вызывающие дискуссию, и вопросы- подсказка. Педагог организует логические переходы от одного вопроса к другому.

Третий этап предполагает подведение итогов, обобщение результатов, исправление ошибок, оценку работы обучаемых.

Форму проведения семинарского занятия определяет преподаватель. Выбор формы проведения зависит от образовательных целей, задач конкретной темы, индивидуального стиля преподавания, опыта студентов.

Слово предоставляется Масенкиной Н.А.

Представление ведущего тренинга.

Общение составляет значительную часть человеческой жизни и основу взаимодействия людей. Наш способ общения, стиль и манера говорить обуславливает то, что нам будут говорить в ответ, как нас будут принимать и видеть.
Сегодня мы с вами узнаем, что такое общение, выясним основные правила общения. Познакомимся с основными способами эффективного общения посредством вербальной и невербальной коммуникации. Научимся преодолевать страхи перед публичным выступлением.

«Единственная роскошь — это роскошь человеческого общения»

Антуан де Сент-Экзюпери

Рада всех вас приветствовать. Меня зовут Наталья Александровна, я педагог –психолог Октябрьского нефтяного колледжа. Представляю Вам своих помощников- участников клуба «Лидер 21 века». Алексей Холод, Ибрагимова Альвина.

Наши правила. А сейчас я хочу познакомить вас с главными правилами поведения на семинаре, более подробно вы можете ознакомиться с ними прочитав инструкцию (рабочая тетрадь участника, стр2, ( приложение 1 ).

  • Проявляйте творчество, будьте активными
  • Уважайте мнение других участников в группе
  • Не бойтесь быть оригинальными
  • Смело высказывайте свои мысли
  • Не затрагивайте личность других участников
  • Любая интересная идея – это здорово!
  • Юмор – спутник творчества
  • Верьте в успех!

У кого есть вопросы, задавайте.

Напишите Ваши ожидания. Чего вы ждете от данного мероприятия. Чему хотите научиться. Почему ВЫ здесь? (работа в тетради, стр. 2). Желающие могут высказать вслух и поделиться своими ожиданиями.

Спасибо. Я постараюсь, чтобы наше занятие прошло не только интересно, но и с пользой для Вас.

«Основы невербального общения»

Да, вся жизнь человека связана с языком. В языке можно увидеть всю человеческую жизнь с её радостями, бедами, прекрасной природой, родным домом, близкими и не очень людьми, любимыми песнями, книгами, историей и всем-всем, что окружает человека.

Однако язык – не единственное средство общения людей. Почти все люди при коммуникации используют мимику и различные жесты, то есть невербальные ее виды. Чем эмоциональнее человек, тем энергичнее он жестикулирует. И чем спокойнее человек, тем сдержаннее он ведёт себя и почти не прибегает к жестикуляции.
Жестами человек выражает своё настроение, внутреннее состояние, намерения. Одна и та же фраза, произнесенная с различной интонацией и сопровождаемая различными жестами, может иметь разное значение, иногда даже противоположное словам, которые вы произносите. Есть жесты, которые сами по себе являются сигналами и не требуют слов.
Люди, говорящие на разных языках, часто пытаются объясниться друг с другом с помощью жестов, и они понимают друг друга.

Нет ни одного человека на Земле, который не пользовался бы языком жестов. В Колумбии даже составлен специальный словарь, где поясняются 2000 жестов. Многие жесты пришли к нам из глубокой древности и имеют свою историю.

Говоря о языке жестов, нельзя не упомянуть о том, что очень важная роль ему отводится в отношениях мужчины и женщины. Так, женщина может играть с любым предметом, находящимся в руке, или теребить его, если ей понравился мужчина, с которым она говорит. Это же значение имеет и поглаживание пряди волос.
Если женщина решила пофлиртовать с мужчиной, то она будет стоять так, чтобы каждый изгиб ее тела просматривался в самом лучшем ракурсе.

Цель упражнения : Научиться правильно понимать язык жестов и настрой окружающих.

Инструкция: Участникам дается следующее пояснение: Пара (парень и девушка) должны разыграть сценку первого знакомства. Задача зрителей проанализировать поведение выступающих и прокомментировать их.

Секрет № 2. Первое впечатление – основа дальнейшего знакомства.

Упражнение «Коллективное общение»

Цель упражнения : Понять, как происходит общение среди небольших компаний (от двух и более людей) и научится внедряться в беседу.

Инструкция: Ведущий просит трех парней из аудитории и просит чтобы их продемонстрировать обычный диалог между тремя людьми.

Задача зрителей проанализировать поведение каждого из участников и сделать вывод.

Секрет № 3 . Мимика, поза, взгляды и жесты далеко не мелочи в общении. Общение начинается именно с них.

Упражнение «За столом»

Цель упражнения : Разобрать поведение людей в зависимости от их положения за столом.

Инструкция: Ведущий просит трех человек из аудитории и просит сесть их за один стол, так как им удобно. Затем участникам дают некоторое количество предметов и просят разложить их так как им пожелается. Затем ведущий вместе со зрителями обсуждают поведение участников и расположение вещей на столе.

Подведение итогов по первой части семинара.

«Основы ораторского мастерства»

Цель: о бучение участников семинара практическим умениям и навыкам публичного выступления; помочь выработать необходимые навыков для того, чтобы, выступая, чувствовать себя уверенно и спокойно.

Искусство говорить ценилось с самых древних веков. Оратор – одна из древнейших профессий. Достаточно вспомнить восточные сказки, в которых описываются целые ораторские баталии, сказки о Хадже Насреддине, прославившемся своими речами.

Вспомним древнюю Грецию и Рим. Оратор в этих странах ценился на вес золота. За большие деньги богатые люди нанимали себе собственных трибунов.

Не только в древнем мире ценилось это искусство. Кто читал Пушкина, помнит: «Имел он счастливый талант без принужденья в разговоре коснуться до всего слегка». («Евгений Онегин»). У Экзюпери есть хорошее высказывание: «Умение говорить – величайший подарок людям» («Ночной полет»).

Великие ораторы входят в историю. Демосфен, Дамокл, Хаджа Насреддин – были только ораторами. Как оратор вошел в историю и ученый Архимед.

А можно ли научиться говорить? Например, Демосфен, который с детства страдал от заикания и тихого голоса, поставив себе целью стать оратором, поселился у моря и репетировал свои речи, стоя на берегу и держа за щекой камушки, добиваясь, чтобы речь звучала громко и понятно.

Нужно ли сейчас в наш век информационного взрыва умение хорошо говорить?

В речи имеется нечто, помимо слов, и это нечто имеет значение. Дело не столько в том, что Вы говорите, сколько в том, как Вы это говорите.

Многие ораторы игнорируют своих слушателей, смотрят поверх их голов или на пол. Они как будто бы говорят сами с собой. Между аудиторией и оратором нет контакта, нет взаимосвязи. Такое поведение убивает беседу, оно также убивает публичное выступление.

Хорошее выступление – это, прежде всего, разговорный тон и непосредственность, несколько акцентированные.

Любой человек способен произнести речь. Если Вы в этом сомневаетесь, проверьте сами: сбейте с ног самого невежественного человека, какого только знаете, и, когда он поднимется, он, вероятно, что-то скажет, причем скажет без всяких запинок. Мы хотим, чтобы Вы обладали такой же непосредственностью, выступая перед аудиторией. Чтобы выработать это качество, нужно практиковаться. Не подражайте другим. Если Вы говорите непосредственно, вы непохожи ни на кого на свете. Вносите в выступление свою индивидуальность, свою собственную, свойственную только Вам манеру. Говорите со слушателями так, как будто бы вы ожидаете, что они сейчас встанут, и будут отвечать Вам. Если бы они задавали вопросы , Ваше выступление почти наверняка сразу же значительно улучшилось бы. Поэтому вообразите себе, что кто-то задал Вам вопрос, и что Вы отвечаете на него. Скажите вслух: «Вы спросите, откуда я это знаю. Я Вам скажу. ». Такие вещи кажутся совершенно естественными; Ваша фразеология не будет больше асоциальной , это согреет и очеловечит выступление.

ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСТУПЛЕНИЯ

  • Одевайтесь опрятно и изящно . Сознание того, что вы хорошо одеты, повышает самоуважение, укрепляет уверенность в себе. Если у оратора мешковатые брюки, нечищеные ботинки, непричесанные волосы, то слушатели, видимо, будут чувствовать к оратору столь же малое уважение, как он, наверное, испытывает к самому себе.
  • Улыбайтесь. Выходите перед слушателями с таким выражением лица, которое должно говорить, что вы рады находиться перед ними.
  • Соберите слушателей вместе . Очень трудно оказывать воздействие на них, если они разбросаны по разным местам.
  • Если вы выступаете перед небольшой группой слушателей, то соберите их в небольшом помещении. Не стойте на возвышении, а спуститесь на один уровень с ними.
  • После того, как вы появились перед слушателями, не спешите начать говорить , ибо это свойственно дилетанту. Сделайте глубокий вдох. Окиньте взглядом ваших слушателей и, если где-то слышен шум, сделайте паузу до тех пор, пока он не прекратится, т.е. должен быть визуальный контакт — он разрушает барьеры между Вами и слушателями и вовлекает слушателей.
  • Жесты должны быть естественными , должны исходить из вашего сердца, ума, интереса к затрагиваемому предмету, из вашего стремления заставить других видеть так, как видите вы. Жест нельзя надеть на себя, как смокинг. Он является только внешним выражением внутреннего состояния. Нельзя обучать жестикулированию. Жесты человека должны быть сугубо личными. Ведь все люди непохожи друг на друга, и если они будут вести себя естественно, их жесты будут индивидуальными.
  • Не теребите одежду или ювелирные украшения , так как это отвлекает внимание слушателей, такое поведение создает впечатление о вашей слабости и об отсутствии у вас самоконтроля, ухудшает впечатление о вас, поэтому стойте спокойно и контролируйте свое физическое состояние. Это создаст впечатление о вашей психической и физической уравновешенности.
  • Не игнорируйте своих слушателей, не смотрите поверх их голов или на пол . Между аудиторией и оратором должен быть визуальный контакт.

Применяйте следующие приемы:

— акцентируйте важные слова и подчиняйте им неважные.

— меняйте тон голоса (внезапно понизив или повысив голос, вы можете достичь того, что любая фраза или слово, выбранные вами, будут выделяться на общем фоне)

— делайте паузу до и после важных мыслей

Помните, что люди обычно запоминают около 10% того, что они услышали, 20% того, что увидели, и около 50% того, что увидели и услышали одновременно . Поэтому используйте графические иллюстрации и слайды. Это поможет сосредоточить внимание слушателей, а также поможет и вам при выступлении. Схемы, графики, таблицы выступают в роли записей, тезисов доклада.

  1. Алан Пиз – Язык жестов.
  2. Дейл Карнеги – Как вырабатывать уверенность в себе и влиять на людей выступая публино.

Источник

Читайте также:  мышцы живота после родов расхождение видео упражнения
Adblock
detector
  1. Пояснительная записка
  1. Основные понятия
  1. Язык чувств
  1. Цели задачи
  2. Ожидаемые результаты
  3. Форма проведения
  4. Ход мероприятия
  1. Организационные вопросы
  2. Вводная часть
  3. Основная часть (I) «Основы невербального общения»
  4. Часть II. «Основы публичного выступления»
  1. Литература
  2. Приложение