Меню

язык художественного произведения задания и упражнения

Урок русского языка по теме «Язык художественной литературы»

Цель: обобщение и систематизация сведений о языке художественной литературы.

Задачи урока:

  • разграничить понятия «литературный язык» и «язык художественной литературы»;
  • углубить знания о художественном стиле речи, его особенностях;
  • развивать умение анализа литературно-художественного текста;
  • развивать умение определять и обосновывать принадлежность текста к художественному стилю речи.
  • формировать эстетический вкус, чувства прекрасного, любви к природе.

Форма проведения урока: урок совершенствования знаний, умений и навыков.

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

1. Конструирование и анализ текста художественного стиля

(Задание выполняется по вариантам.)

1 вариант

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
Запишите его в соответствии с нормами построения тек­ста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя приме­ры слов, относящихся к данному стилю, и средств художест­венной выразительности, используемых автором.

А. Доброе солнце улыбается ночной игре волн, кружащихся теперь вокруг.

Б. Волны моря высоко поднимают белые головы, кланяются солнцу, как придворные красавицы своему королю.

В. Самое лучшее в мире — смотреть, как рождается день.

Г. В небе вспыхнул первый луч солнца, и ночная тьма тихонько прячется в ущелья гор, в кружевах травы, окрашенной росой.

2 вариант

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

Запишите его в соответствии с нормами построения текста. Определите стиль. Свой ответ обоснуйте, приведя примеры слов, относящихся к данному стилю, и средств художественной выразительности, используемых автором.

А. Здесь начали делать знаменитые валдайские колокольчики.

Б. Издавна этот край славился мастерами кузнечного и литейного дела.

В. Среди хвойных лесов, на берегу живописного озера, раскинулся старинный город Валдай.

Г. А на местном колокольном заводе отливали колокола, которые потом отправляли в разные города России.

2. Повторение орфографии

Запишите слова, вставьте пропущенные гласные, объясните их выбор.
Скучн..ватый, доверч..вый, совет..вал, потреб..вал, потч..вать, ноч..вал, устойч..ва, отрасл..вой, воспит..вал, посе..нный, учит..вать, загляд..вающий.

3. Теория

Суффиксы -ова-(-ева-) употребляются в тех глаголах, в которых в 1-м лице единственного числа настоя­щего (будущего) времени этого суффикса не будет: горевать — 1 лицо—я горюю.

Если же в 1 лице единственного числа настоящего вре­мени глагол оканчивается на
-ываю(-иваю), то и в остальных формах этот суффикс сохраняется. Следовательно, предложенные в этом задании глаголы нужно поставить в 1лицо; я налаживаю (суффикс
-ива- есть, значит, он будет и в предложенной в задании неопределённой форме) — налаживать.

Главная сложность при определении гласной в суффиксе состоит в том, что глагольные суффиксы -ова-(-ева-),-ива нельзя путать с суффиксом -ва-! В глаголах преодолеть, одолевать как раз и употребляется суффикс -ва-, а гласный после л проверяется ударением: одолеть.

III. Сообщение темы, постановка её цели

4. Особенности художественного стиля

Сфера общения: словесно-художественное творчество.

  • образность,
  • широкое использование изобразительно — выразительных средств языка,
  • использование средств всех стилей,
  • все средства подчиняются ЭСТЕТИЧЕСКОЙ функции,
  • использование лексики публицистического стиля

5. «Литературный язык» и «язык художественной литературы»

Используя материал учебника, запишите в таблицу, в чём, по-вашему, различия между понятиями «литературный язык» и «язык художественной литературы»?

Язык художественной литературы

1. Это образцовый, нормированный язык, прошедший длительную обработку в текстах авторитетных мастеров слова.

1. Характеризуется образностью и широким использованием изобразительно-выразительных средств.

2. Сложился постепенно, в течение нескольких столетий. Особенности: устойчивость, стабильность, высокая социальная престижность (обслуживает все сферы человеческой деятельности).

2. Фонетика, лексика, грамматика литературного языка и языка художественной литературы одни и те же, но в языке художественной литературы используются и элементы диалектной и профессиональной речи, и просторечие, и жаргонизмы.

3. Нормы литературного языка — это общие правила произношения и написания слов, их изменения и соединения друг с другом. Они закреплены в грамматиках, словарях, справочниках и охраняются законом.

3. Язык художественной литературы предназначен для создания художественных, поэтических образов, эмоционально-эстетического воздействия.

6. Закрепление изученного материала. Анализ текста

В обычных ситуациях при свободном владении языком человек не задумывается над словесной формой выражения своей мысли — она выстраивается автоматически. Совсем не так с речью художественной. Она для нас не только носитель информации но и сама информация. Подбор слов грамматических форм и конструкций даже звуков не менее важен чем тема разговора. В литературе мы ищем не столько содержания речи сколько саму речь. Художника ведёт чутьё. Он напряжённо ищет такие созвучия слова предложения которые точно выражают именно то что он думает и чувствует. В художественном тексте основное творческое усилие переносится с того что сказано на то как сказано глубину неповторимость и силу. Читая художественное произведение ощущаешь себя соавтором.

Задание:

1. Спишите текст, расставьте знаки препинания.

2. Согласны ли вы с высказанной точкой зрения? Обоснуйте свой ответ, соглашаясь или не соглашаясь с автором. Запишите ваше мнение в виде сочинения-рассуждения. Приведите не менее 3–4 аргументов.

IV. Подведение итогов. Рефлексия. Домашнее задание

1) Проанализировать произведения поэтов и писателей и найти примеры образной речи.

Источник

Обучение пониманию художественного текста

Пояснительная записка.

Предлагаемый комплекс упражнений направлен на подготовку мотивационной и познавательной базы и на обучение навыкам восприятия и понимания художественных текстов.

Комплекс построен с учетом требований Федерального государственного образовательного стандарта и предназначен учащихся 5-8 классов общеобразовательных и коррекционных школ с целью формирования навыков анализа художественного текста, речемыслительной деятельности и творческих способностей учащихся.

Обучение имеет два направления.

  • I направление: обучение языковому анализу художественного текста.
  • Цель данного направления – формирование семантической структуры слова.
  • II направление: работа над смысловым содержанием художественного текста.

Цель данного направления – формирование навыков смыслового анализа текста.

Работа по первому направлению подготавливает обучающихся к восприятию и пониманию художественного текста и включает в себя речевые упражнения и задания, направленные на реализацию следующих задач:

  • Учить определять семантику слов различными способами.
  • Включать слова в различные учебно-коммуникативные контексты.
  • Учить самостоятельно интерпретировать слова.

Для реализации поставленных задач предлагаются упражнения, направленные

  • на выяснение значения слова путём сопоставления с однокоренными и родственными словами;
  • формирование умений определять значение слова по известным словообразовательным компонентам;
  • на формирование умений определять значение слова путём подбора синонимов.
  • на развитие речевой догадки.

Второе направление обучения заключается в работе над смысловым содержанием текста, ориентированной на вычленение идеи из художественного текста, и включает в себя речевые упражнения и задания, направленные на реализацию следующих задач:

  • Формирование первичного восприятия и эмоциональной оценки текста.
  • Формирование структурно-функционального анализа.
  • Формирование умения устанавливать идею художественного произведения.

Для реализации поставленных задач предлагаются упражнения, направленные на

  • развитие первичного восприятия текста с целью формирования эмоциональной оценки текста и формирования смысловых установок, умения раскрывать содержательную сторону текста путём ответов на вопросы учителя и самостоятельной формулировке вопросов;
  • формирование умений выделять в тексте основные смысловые части, устанавливать смысловые связи в тексте и составлять план;
  • формирование умений соотносить текст и план текста;
  • формирование умений устанавливать тему и соотносить заголовок с темой текста, выбирать подходящий заголовок из предложенных вариантов, самостоятельно формулировать заголовок;
  • развитие умения находить в тексте выражения, в которых заключена основная мысль текста.

Комплекс упражнений.

Упражнения первого направления обучения.

Речевое упражнение №1 направлено на развитие умений толковать значение слова путём подбора однокоренных слов.

Обучение проводится в таблице 1.

Литературный язык
белизна подводный проводник

В условиях данного задания ученикам предлагается подобрать к каждому слову однокоренные слова, объяснить значение исходного слова и составить предложение с каждым из этих слов.

Речевое упражнение №2. В условиях данного задания ученикам предлагается послушать слова и распределить их в две колонки с учётом общности значений. С помощью данного приёма проводится работа по развитию слухового восприятия.

Угол, треугольник, углекоп, угловатый, уголь, углы, угольщик, уголок.

Речевое упражнение №3. В условиях данного задания учитель предлагает вывести значение слова, исходя из значения родственных слов, и составить предложения с исходными словами.

Омшаник мох мшистый
Позлащённый злато золото

позолоченный позолотить

Взирать взор * взгляд зрить взглянуть.

Речевое упражнение №4.

Обучение проводится в форме лингвистической игры “Собери слово”.

В условиях данного задания ученикам предлагается собрать слова из разрозненных частей и объяснить значение каждого слова.

Речевое упражнение №5.

В условиях данного задания учитель предлагает указать, как образованы данные слова и попытаться объяснить их значение, исходя из значения, заложенного в корне:

  • Землянка;
  • белокурая (девушка);
  • вместилище;
  • подснежник.

Далее предлагается составить с данными словами предложения.

Речевое упражнение №6. В условиях данного упражнения ученикам предлагается установить способ образования выделенных слов и объяснить значение приставок.

Беспорядок в доме, безопасная дорога, предугадать событие, невысокий пригорок, подземное царство, обновить гардероб.

Составить предложения с любыми двумя словосочетаниями.

Речевое упражнение №7.

Обучение проводится в предложенной таблице.

В условиях данного задания ученикам предлагается методом классификации распределить слова в таблице 3:

профессия Род деятельности Место жительства Вид спорта Особенности характера

Продавец, гимнаст, секретарь, волгоградец, глупец, гребец, астраханец, шахтёр, активист, фигурист.

Далее предлагается составить предложения с любыми тремя словами.

Речевое упражнение №8 направлено на формирование способности объединять слова в синонимичные ряды на основе общности значений.

В условиях данного задания ученикам предлагается сравнить слова из первого и второго рядов и образовать пары синонимов.

Далее предлагается составить словосочетания с каждым словом.

Речевое упражнение №9. В условиях данного задания ученикам предлагается схема, в центре которой расположено слово, которое наиболее полно выражает общее понятие для всех слов данного ряда, слово – доминант идти, как стилистически нейтральное и наиболее употребительное.

Ученикам предлагается дополнить схему синонимами с разными оттенками значения.

Далее предлагаются упражнения на уровне словосочетаний.

Речевое упражнение №10.

В условиях данного задания ученикам предлагается расположить синонимы в порядке возрастания семантического признака.

* Свирепый, жестокий, лютый, безжалостный, бессердечный, злой ( враг).

* Оскорбительный, обидный, резкий, грубый, невежливый, бестактный (поступок).

* Лихой, храбрый, смелый, бесстрашный, доблестный, удалой, отважный (воин).

Далее предлагаются упражнения на уровне предложений.

Речевое упражнение №11.

В условиях данного задания учитель предлагает прочитать пары предложений и указать во втором предложении синоним к слову, выделенному в первом.

1) Наш ментор – помните, колпак его, халат, перст указательный.

2) А смотрели в калитку соседушки, на нас пальцем показывали.

1). Повсюду в ратном украшенье блистают воинства ряды.

2). Через несколько дней узнали они, что Владимир уехал в армии.

Речевое упражнение №12.

В условиях данного задания ученикам предлагается выбрать из предложенного синонимического ряда наиболее подходящий по контексту глагол и вставить в предложение.

1) К полудню ветер (успокоился, стих) и вдали по краю степи (задвигались, заходили) волны жара.

2) Тося (взобралась, вбежала, взошла) на крыльцо общежития, ( ухватилась, уцепилась, взялась) за ручку двери и (притихла, оцепенела, замерла), щурясь от яркого солнца.

3) Небо над посёлком было ещё по-зимнему белым, но на солнце уже было больно (взирать, смотреть, поглядывать).

Речевое упражнение №13.

В условиях данного задания учитель, используя приём верификации, предлагает подобрать наиболее соответствующее слово из правого ряда и установить соответствие устаревшей лексики и лексики современного русского языка с опорой на заданный лексический материал.

“Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать…” Узнавать

Различать Называть

“От зелёного вина Отрекалася она…” Отталкиваться

“Вмиг по речи те спознали,
Что царевну принимали…”
Назвать

Речевое упражнение №14.

В условиях данного задания ученикам предлагается исправить предложения, заменив однокоренное слово синонимом.

* Затем следует следующее предложение.

* Свои обязательства они обязательно выполняют.

* Иногда случаются такие случаи.

Упражнения второго направления обучения.

Упражнение №1.

Обучение проводится на материале первой главы повести А.С.Пушкина “Капитанская дочка”.

В условиях данного задания ученикам предлагается ответить на вопросы, ориентированные на запоминание текстовой информации.

  1. От лица кого ведётся повествование?
  2. О ком рассказывается в этой главе?
  3. Какова была семья Гринёва?
  4. Какими словами напутствовал Петрушу отец при расставании?

Упражнение №2.

Обучение проводится на материале текста повести “Шемякин суд”.

В условиях данного задания ученикам предлагается разделить текст на смысловые части и поставить точки в тех местах, где, по мнению учеников, заканчивается одна смысловая часть и начинается другая. Далее предлагается поставить вопросы к каждой смысловой части текста.

Упражнение №3 направлено на формирование умения осознавать структуру и смысловые связи текста.

Обучение проводится на материале рассказа Е.Пермяка “Пичугин мост”.

В условиях этого задания ученикам предлагается прочитать текст и установить смысловую структуру с помощью графических обозначений: каждая смысловая часть обозначалась кругом, связи между частями – параллельно в виде стрелок. С целью удержания в памяти смысловых частей текста и умения в дальнейшем восстановить его содержание, учитель предлагает написать к середине круга название части текста.

Упражнение №4.

Обучение проводится в форме лингвистической игры. Учитель предлагает школьникам карточки с деформированным текстом.

В условиях данного задания ученикам предлагается помочь однокласснику восстановить своё сочинение, которое разорвала на части маленькая сестра.

Однажды мы с папой поехали за грибами. Он вручил мне пластмассовое ведро, в котором лежала масса нужных вещей: ключи от дома, очки, кое-какие предметы одежды.

Возвращаясь назад, я не нашёл ни ведра, ни отца.

Мы поехали в лес и разошлись по разным грибным местам.

Только после долгих блужданий и с пустым рюкзаком встретил я, наконец, папу. Он нёс полную корзину грибов и ведро, брошенное мною в лесу.

Я с рюкзаком на спине и с ведёрком в руке пошёл вперёд, настроенный на самую

активную и богатую добычу. И вдруг – увидел маленького совёнка. И до того мне захотелось поймать его, что я бросил ведро и побежал за ним. Когда я подходил к птенцу близко, он перелетал на небольшое расстояние. Мне казалось, что я его вот-вот поймаю, и я продолжал погоню, а на деле получилось так: я за ним – он от меня.

Рассказал я отцу о своих приключениях, а он в ответ:

— За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь. Запомни это!

Увлечённый погоней, я забыл и о ведре, и о грибах, и о том. Что могу заблудиться. В конце концов совёнок взлетел на высокую ветку, и я ничего не мог поделать. Погоня кончилась.

Упражнение №5.

Обучение проводится на материале исторической повести “О покорении Сибири Ермаком”.

В условиях данного задания ученикам предлагается соотнести текст и деформированный план к этому тексту и расположить пункты плана в правильной последовательности.

  1. Царь узнаёт о богатой земле за Уралом.
  2. Ермак открыл ворота Сибири.
  3. Ермак отправляется за Урал.
  4. Царь посылает верного слугу искать Ермака Тимофеевича
  5. Битва Ермака с воинами из Кучумова царства.

Упражнение №6.

Обучение проводится на материале отрывка из повести А.С.Пушкина “Дубровский”.

В условиях данного задания ученикам предлагается определить, правильно ли озаглавлен текст. Этот приём используется с целью подведения учеников к пониманию темы текста.

Владимир Дубровский воспитывался в кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию. Отец не щадил ничего для приличного его содержания.

Однажды вечером, когда несколько офицеров сидели него, камердинер Гриша подал Владимиру письмо. Он поспешно его распечатал и прочёл следующее:

“Государь ты наш, Владимир Андреевич, я, твоя старая нянька, решила тебе доложить о здоровье папенькином! Он очень плох…”.

Владимир Дубровский несколько раз сряду перечитал письмо с волнением. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург. Мысль потерять отца своего терзала его сердце, а положение бедного больного, которое угадывал он из письма своей няни, ужасало его. Он воображал отца, оставленного в глухой деревне, на руках глупой старухи.

Прочитав письмо, Владимир решился к отцу ехать и даже выйти в отставку, если болезненное состояние отца потребует его присутствия.

Упражнение № 7.

Обучение проводится на материале отрывка из рассказа Е.Евстратовой “Наша Москва”.

В условиях данного задания ученикам предлагается прочитать текст и выбрать из ряда предложенных заголовков правильный вариант ответа.

Первый большой памятник в Москве находится на Красной площади. Он посвящён Минину и Пожарскому и появился в начале девятнадцатого века, когда город отстраивали после пожара тысяча восемьсот двенадцатого года.

В семнадцатом веке, когда поляки уже заняли Москву, нижегородский купец Козьма Минин призвал народ пожертвовать деньги для победы над врагом. На собранные средства наняли войско. Его военачальником стал князь Пожарский. Войско двинулось к Москве и освободило город от поляков.

Скульптор выбрал для памятника важный момент: Козьма Минин вручает меч князю Пожарскому. Поза Минина величественна. Широким жестом он указывает в сторону врага. Князь Пожарский, который к этому времени ещё не оправился от полученных на войне ран, сидит, опираясь на щит. Минин и Пожарский похожи на античных героев, готовых пожертвовать жизнью ради Отечества.

Нельзя представить себе Москву и без замечательного памятника А.С.Пушкину. Скульптор изобразил Пушкина как поэта-гражданина, как поэта-мыслителя. Об этом говорят строки, выбитые на постаменте: “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…”.

Поэт словно бродит вдоль шумных улиц столицы, наклонив голову.

Памятник сооружён на народные деньги и открыт в тысяча восемьсот восьмидесятом году. Этот день был праздником для всего русского народа.

Много памятников в Москве, и у каждого своя история.

Предлагаемые варианты заголовков:

1. Памятник Минину и Пожарскому.

2. Памятники Москвы.

4. Московские достопримечательности.

После выполнения задания предложить ученикам доказать свой выбор.

Упражнение №8.

Обучение проводится на материале отрывка из рассказа А.П.Чехова “Невероятный случай”.

В условиях данного задания ученикам предлагается определить тему, то есть ответить на вопрос, о чём говорится в тексте, и озаглавить текст.

“В одном маленьком городе поселился пожилой, одинокий господин. Профессия у него была благородная: он лечил людей. Он был всегда угрюм, необщителен и говорил только тогда, когда этого требовала его профессия. Ни к кому он не ходил в гости, ни с кем не знакомился и жил очень скромно.

Дело в том, что он был учёный, а в ту пору учёные не были похожи на обыкновенных людей. Они проводили дни и ночи в чтении познавательных книг и лечении болезней и совсем не имели времени говорить лишних слов. В груди этого человека билось ангельское сердце.

Жители города были для него чужие, но он любил их, как детей, и не жалел для них своей жизни, хотя у него самого была тяжёлая болезнь. Когда его звали к больному, он забывал про свою болезнь и, задыхаясь, шёл к человеку, как бы далеко он не жил.

Жители города отлично понимали это и старались не надоедать ему. Они были очень рады, что бог послал им человека, умеющего лечить болезни, и гордились, что именно в их городе живёт такой благородный человек”.

Упражнение №9.

Обучение проводится на материале текста Н.М.Карамзина “Владимир Мономах”.

В условиях данного упражнения ученикам предлагается задание: найти выражения, с помощью которых писатель раскрывает основную мысль текста. Как

дополнительное задание, с целью формирования нравственной оценки текста, предлагается вопрос: что важного для себя ты вынес из чтения данного текста?

Княжив в Киеве 13 лет, Владимир Мономах скончался на 73 году от рождения. Все хвалили его набожность, привязанность к отцу, милосердие, щедрость. Но яснее ясного изображает его душу поучение, им самим написанное для сыновей..

“О дети мои! Хвалите бога! Любите человечество. Не забывайте бедных, кормите их и мыслите, что всякое достояние есть божие. Будьте отцами сирот, не давайте сильным губить слабых. Не убивайте ни правого, ни виновного: жизнь и душа христианина священна… Не оставляйте больных, бойтесь всякой лжи, пьянства. Чтите старых людей как отцов, любите юных как братьев… Чего не знаете, тому учитесь. Отец мой, сидя дома, говорил на пяти языках, за что хвалят нас чужестранцы. Леность – мать пороков. Берегитесь её! Человек должен всегда заниматься: в пути, на коне… Так жил и ваш отец.

Список использованной литературы:

1. Федеральный государственный образовательный стандарт

2.В.П.Белянин. Психолингвистические аспекты художественного текста, “Московский университет”, 1988г.

3. Баринов Е.А. Развитие речи на уроках литературного чтения в V — VIII классах. М., “Просвещение”, 2001г.

4. Воробьёва В.К. Особенности смыслового восприятия и воспроизведения речевого сообщения учащимися, страдающими моторной алалией.

5. Вульфсон Р.Е. Упражнения по лексике и фразеологии. М., “Просвещение”, 1993 г.

6. Граник Г.Г., Бондаренко С.М. Как учить ребёнка работать с книгой. М., 2006 год.

7. Граник Г.Г., Концевая Л.А. Восприятие школьниками художественного текста. “Вопросы психологии”, №33, 1996г.

8. Дружкин Ю. Понимание художественного текста как предмет мыследеятельностной педагогики. М., 2007г.

9. Зепалова Т.С. Методическое руководство к учебнику-хрестоматии “Литература”. М., “Дрофа”, 2005г.

10. Коровина В.Я., Коровин В.и. Литература 5- 8 класс. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. М., “Просвещение, 2006г.

11. Лотарёв В.К. Родной язык. М., “Просвещение”, 1978г.

12. Маранцман В.Г., Черновская Т.В. Проблемное изучение литературного произведения в школе. М.,1977г.

13. Ожегов С.И. Толковый словарь. М., 1990 г.

Источник

Читайте также:  как влияют физические упражнения на работу сердца
Adblock
detector