Меню

я не выговариваю букву р что делать упражнения

Неправильное произношения звука «Р». Как исправить самостоятельно с помощью эффективных тренировок

Красивая речь – обязательный атрибут успешности человека: любые отклонения приводят к психологическим проблемам. Исправить их намного труднее, нежели учить с ранних лет правильно говорить. Для этих целей существуют логопеды. Но иногда можно научить правильно, произносить злосчастный звук «Р» самостоятельно.

Давайте разберемся, что для этого нужно делать:

Когда бить тревогу?

Эта буква, пожалуй, самая трудная в русском алфавите. Именно взрослые обязаны своевременно увидеть первые случаи неблагополучия и попробовать самим исправить дефект или обратиться за помощью.

Известно, что правильно и без ошибок ребенок должен произносить практически все звуки к 5 годам, за исключением букв «Р» и «Л». Если в 5 лет малыш не говорит раскатистое «Р», следует насторожиться. Может быть, ребенок просто неправильно произносит этот звук.

Самые частые случаи коверканья детьми трудного звука:

  • звук пропускается;
  • заменяется другими звуками;
  • произношение нехарактерно для русской речи.

Если же у ребенка нет данной проблемы, то дефект картавости скрыт в другом:

1. Медленная артикуляция.

2. Неразвитый фонематический слух.

3. Проблемы с дыханием.

4. Наследственные недостатки.

Итак, тренировки!

Самый простой вариант – заставить малыша рычать, как тигр; произнести понятные для него слова (корова, ворона, трава). Ориентируясь на эти данные, постановка этой буквы проходит в 3 этапа:

  • Если малыш не произносит отдельный звук, то сначала и нужно его отрабатывать – имитация рычания волка, урчание кота, гудение трактора.
  • Если изолированно звук произносится без труда, учить медленно или нараспев произносить отдельные слоги с данной буквой, а потом слова.
  • Самый трудный этап – скороговорки и предложения.

Родители должны помнить: не спешить! Учить говорить букву именно в такой последовательности! Иначе ребенок испугается и откажется от такого обучения. Только терпение и труд дадут желаемый результат. Нельзя требовать от детей быстрых результатов. Все делать не спеша, поэтапно.

Все начинается с разминки – подготовки аппарата артикуляции. Упражнения повторяются по 10 раз. Обязательно взрослые показывают правильное выполнение задания.

  • «Прятки»: немного открыть рот, положить язычок на губу, потом спрятать за зубки.
  • «Художник»: поднять язык вверх и гладить нёбо, как художник рисует кистью.
  • «Маятник»: вытянутым язычком делать повороты в стороны.
  • «Чистка зубов»: сначала провести язычком по ряду зубов, а потом по каждому зубику.
  • «Комар»: улыбнуться, высунуть кончик язычка и зудеть, потом спрятать язык за зубы и опять произносить звук «з».
  • Цоканье – поднять язык кверху и щелкать им.

Для более эффективных упражнений нужно приобрести особую лопаточку в специализированном магазине

1. С открытым ртом имитировать жужжание пчелы. Через несколько секунд аккуратно просунуть лопатку под язычок и произвести вибрирующие передвижения в разные стороны. Ребенок продолжает произносить звук «Ж» при выдохе.

2. Малыш произносит звук «З», а взрослый осторожно двигает язычок назад. Опять поместить лопатку под язык и делать движения в стороны.

3. Теперь можно подключать говорение слогов с данной буквой и скороговорок.

4. Скороговорки выбирать в соответствии с возрастом малыша.

Нельзя торопиться в этом деле, ведь отработка этого трудного звука проходит у каждого ребенка строго индивидуально.

Спасибо, что рядом, если понравилась статья ставьте палец вверх, оставляйте свои комментарии. Подписаться можно здесь!

Источник

Избавляемся от картавости: учим выговаривать букву Р

Проблема того, что ребенок не произносит букву Р актуальна для многих родителей. Некоторые дети быстро осваивают данную букву, а некоторым нужны многомесячные занятия с логопедом. Чтобы процесс пошел быстрее, родители могут самостоятельно дома тренироваться с детьми.

Когда обратить внимание на проблему

Нормальным считается, если ребенок начинает правильно проговаривать все буквы в возрасте 5-6 лет. Все дети развиваются по-разному. Некоторые в 3 года говорят чисто. Если же существует проблема, то ребенок не сможет в 6 лет начать разговаривать правильно.

Что влияет на произношение букв:

• Развитие мышц языка, неба и губ
• Дыхание при разговоре у ребенка должно быть ровным, а не прерываться
• Речь родителей должна быть правильной, если малыш слышит плохую речь, то и у него она будет плохо формироваться
• Слова должны четко проговариваться
• Врожденные патологии

Организация занятий дома

Для правильной организации занятий дома и для достижения результата, можно использовать следующие рекомендации:

1. Ребенок и родитель должны находиться на одном уровне. Лучше делать это сидя за столом друг напротив друга. Тогда малыш сможет наблюдать за жестами и мимикой взрослого.
2. Массаж лица маленькому ребенку делается взрослым, а старше дети делают самостоятельно, повторяя за взрослыми.
3. Массаж необходимо делать каждый день по 7 минут. Упражнения не более 20-30 минут. Для детей 3 лет – можно сократить время.
4. Гимнастику и проговаривание скороговорок можно чередовать день через день.
5. Занятия должны проходить на позитивной ноте, нельзя силой заставлять ребенка.

Массаж и упражнения

Существует несколько примеров массажа. В данной статье приведен наиболее доступный для освоения:
• Массировать поглаживанием вокруг бровей и говорить «Я люблю себя, приголублю себя»
• Поглаживая нос (крылья и ближе к глазам) произносится «красивый носик, нос – курнос»
• Круговыми движениями описывать вокруг рта, двигаясь по скулам к ушам – «Ушки наши на макушке» и «роток не молчунок»

Читайте также:  статодинамические упражнения лыжников гонщиков

Упражнения для языка, губ и неба:

1. Надувать воздушный шар. Можно использовать настоящий или воображаемы шарик. Это упражнение поможет развить правильное дыхание и регулирует положение языка.
2. Поезд. Губы вытягиваются в трубочку и изображается гудок поезда. Потом отдых и описывать круги, так же вытянутыми губами. Сначала по часовой стрелке, потом против.
3. Улыбка. Ребенок должен улыбаться, растягивая губы, а потом быстро сворачивать в трубочку. Повторять это упражнение 5-7 раз в 3 подхода с отдыхом между ними в 1 минуту.
4. Целовашки. Губки трубочкой и выполняется поцелуй, чтобы было слышно чмоканье.
5. Лошадка. Сначала цокаем языком, потом быстро останавливаем лошадь «трррр».
6. Поглаживание зубов. Язык прижимается к внутренней стороне зубов и выполняется их поглаживание с одной стороны в другую и обратно. Сначала верхние зубы, потом нижние.
7. Соревнование у кого язык длиннее. Просто высовывается язык, сначала он тянется вверх к носу, потом вниз.

Важным в процессе тренировок является постоянство. Только в этом случае можно получить результат. Если же у ребенка к 6 годам не появляется звучание буквы Р, то стоит дополнить домашние занятия посещением логопеда.

Источник

Простые логопедические упражнения на постановку звука Р

Многие логопеды утверждают, что научиться произносить звук Р — это едва ли не самая сложная проблема для детишек раннего возраста. Однако, есть те малыши, кто справляются с этой задачей, но не без помощи специалистов. Родители так же способны помочь деткам в этом деле.

В соответствии с принятыми нормами развития ребенка, уже к 4,5 годам он может выговаривать почти все звуки, кроме «Р» и «Л», для них сделано исключение: дети могут научиться выговаривать их к 5-6 годам.

Почему этот звук сложный?

Данный звук считается самым труднодоступным в русском языке. Причин несколько:

  • Должна быть соответствующая амплитуда, с которой язык будет двигаться.
  • Вовлекается речевой аппарат.
  • Вибрация, создаваемая трением языка о небо, также важна.

Глядя на такие внушительный условия, неудивительно, что многие детки и взрослые страдают этим несовершенством речи. Самые часто встречаемые коверкания этого звука, которые встречаются у подрастающего поколения — это просто пропускание его в словах.

К примеру, в таких словах как: вместо красного (к_асный), вместо гречка (г_ечка), вместо бархат (ба_хат). Обычно у таких людей получается любой звук, например, Л, Й или даже Ы, кроме Р. Ледиска (редиска), кайавай(каравай), лисунок (рисунок), а также ычаги (рычаги).

Еще одним расстройством может быть выговаривание самого звука, но он характеризуется мягкостью или же вибрацией, лавированием. То есть, ребенок произносит слова, но звук не твердый и «картавый», что очень характерно для французского произношения.

Как проверить речь ребенка?

После того как вы, дорогие родители, узнали «симптомы» неправильного произношения, давайте попробуем протестировать речь ребенка. Сперва лучше попросить произнести сам звук Р, вне состава каких-либо слов. Далее, попросите говорить вместе с вами следующий ряд слов: корона, репа, трамвай, радость, порядок и прочие, в составе которых имеется эта буква.

Если же ребёнок затрудняется произносить отдельно звук, как было описано в первом задании, лучшей помощью будет упражняться именно в произношении одиночной Р. В случае если звук выходит отлично, а вот в составе слов ребенок проглатывает букву, произношение надо будет практиковать в сочетании слогов, таких как ра-ро-ри-ры-ор-ир-ар-ур.

Так как статья делает упор на домашние способы обучения ребенка, следует напомнить одно правило. Если даже вы, уважаемые родители, со всей своей теплотой и любовью, приняли решение самостоятельно обучить дитя правильному произношению звука Р, дабы продвинуть его навык в декламировании стихов на всех утренниках в детском саду, вам все же понадобится, как минимум, одна консультация умудренного опытом и знаниями специалиста, потому как причин для этого может быть масса.

Начиная от недоразвитого или слабо развитого артикуляционного аппарата, малоподвижностью языка, заканчивая обычной уздечкой. Да, даже такая вроде ничего не значащая деталь нашей ротовой полости может испортить любую речь, стих, анекдот, изобилующие большим содержанием звука Р. И это может определить лишь специализированный, именно на данной области, человек.

В значительной части таких случаев «виновата» недоразвитость уздечки: по сути, язык просто не может достать до твердого неба, что и обуславливает трудности в произношении не только звука Р, но и других. К счастью, этот недостаток можно легко и беспроблемно нейтрализовать, используя специальные упражнения и даже массаж!

В других, менее частых случаях, виновата «длинная уздечка», она затрудняет также произношение тем, что язык становится малоподвижным, как бы это парадоксально не звучало. Тогда на помощь придет операция по подрезанию уздечки. Вот такую спорную проблему и способен решить специалист: резать или делать нужные упражнения.

Но, дорогие бабушки, дедушки, родители, не переживайте! Врачи сейчас предпочитают менее травматичные методы корректировки и рекомендуют растяжение уздечки, благодаря упражнениям, направленным на улучшение гибкости языка.

Какие еще могут быть проблемы

Однако, не только наличие уздечки может быть причиной. Например, малоподвижность артикуляционного аппарата. Давайте разберемся для начала, что это такое.

Все слышали такое выражение, но в точности мало кто может сказать, что входит в этот аппарат. Небо, голосовые связки, резонаторные полости, нижняя и верхняя челюсти, губы — это то, что помогает нам выдавать желаемые звуки и слова.

Читайте также:  передача мяча сверху двумя руками специальные упражнения

Если же причина именно в этом, ребеночку кроме упражнения могут помочь… барабанная дробь — ГРИМАСЫ!

Да, именно гримасничая, ребенок может добиться успехов в выговаривании звуков.

Но нужно не просто строить смешные или пугающие рожицы, попросите малыша по ходу игры скрутить язычок трубочкой, или же пусть попробует достать языком до подбородка или носа, большая улыбка в стиле Чеширского кота, также поможет укрепить и развить поперечно полосатую мускулатуру и двигательную функцию органов речи, перечисленных выше.

Еще одной причиной может послужить: нарушение фонематического слуха. Сам термин предложил один психолог и включает он в себя целую фонетическую теорию. В основе лежит понимание и анализирование ребенком взрослой речи и подражание ей. В случае, если произошел какой-то сбой, нарушение проявляется в виде того, что ребенок путает звуки, слова. К примеру, он может плохо различать звонкий-глухой, мягкий- твердый звуки: дерево — терево, курица — гурица, любовь — любоф.

Следующее на подходе — это сбой в речевом дыхании. Заметим, что данный тип дыхания участвует в нормальном звукообразовании. Часто причинами нарушения являются оториноларингологические болезни:

  • синусит;
  • тонзиллит;
  • воспаленные миндалины.

Для того, чтобы искоренить данную проблему, нужно делать гимнастику, сочетающую в себе речевые движения. Как бы вам не хотелось, но тут также нужна помощь логопеда. Он подберет специальную тренировку, направленную на корректировку речи.

Ссылаясь на исследования, способность выговаривать некоторые звуки зависит не только от двигательной функции артикуляционного аппарата, но и закладывается на генетическом уровне. Дикция может быть нарушена и не из-за речевого аппарата, поэтому проконсультируйтесь у логопеда и начинайте ежедневные тренировки.

Что за логопедические упражнения?

Подобный вид упражнений понадобится тогда, когда ребенку уже около 6-7 лет, а вот мурлыкать или рычать он еще не умеет и не проявляет особой увлечённости. У таких детей в зоопарке киокодилы, в небе летают волоны, а коевы дают вкусное молоко.

Итак, что вам даст консультация у логопеда? Во-первых, специалист сможет проанализировать и изучить проблему «изнутри», то есть поймет и скажет, что точно спровоцировало дефект речи, ведь причин очень много, как было описано в этой статье. Во-вторых, логопед, основываясь на проблеме, подберет специальный комплекс упражнений, который можно будет практиковать с ребенком.

Однако, помимо специализированных тренировок, есть общий набор упражнений, способствующих развитию выговаривания звуков и слогов. Но будьте готовы к тому, что занятия с крохой затянуться на год, а может и на два года, в случае, если будете уделять этому примерно полчаса каждый день!

Как правило, тактики, позволяющие развить должную речь, разделятся на несколько этапов:

  • первоначально нужно научить ребёнка произносить сам звук, вне слов.
  • второй шаг заключается уже в том, чтобы проговаривать сами слова, включающие эту букву.
  • и в конце вы можете тренироваться с предложениями или скороговорками, составленными из вышеперечисленных слов.

Как бы это печально ни звучало, обычная картина выглядит следующим образом: родители нависают над ребенком, давят на него, призывая разом выговорить скороговорку, а когда же у него это не получается, вдобавок злятся, что пагубно отражается на детской психике.

Запомните, что такая тактика уже обречена на провал, ведь это все только «поможет» ребенку замкнуться, а то и вовсе прекратить разговаривать.

Секрет победы в терпении и работе

Увы, логопедические занятия легко не дадутся, и поставить речь быстро не получится. Путь лежит от самых азов, будь то игры или ежедневные упражнения в произношении, результатом должно стать полноценное выговаривание буквы Р в словах. Если смотреть объективно, то чтобы научить ребёнка плавать, требуется куда меньше усилий, ведь речь идёт об артикуляционном аппарате, а не о движении конечностей в воде.

Большинство репетиторов не соблюдают одного важного правила — развлечение. Дети на то и дети, что вечно пребывают в движении и играют (с тем что им интересно само собой). Такую же методику нужно применять и в изучении, ваша задача показать ребенку, что учёба — это интересно. Придумывайте игры, заставляйте ребёнка испытывать самые положительные эмоции, чтоб ребёнку было весело и интересно. Запомните, не стоит дразнить, шутить и тем более ругать малыша за неправильное произношение. Пробуйте выбирать различные игры, не то ребенку это быстро наскучит, и он перестанет играть в нее. Учитывайте, что это вам легко и просто, а для ребенка может оказаться болезненно, постепенное усиление звука Р — вот главная задача, поторопитесь — ничего не выйдет. И помните, успешный результат в терпении.

Значимые процессы для разминки

Перед работой всегда следует разминаться. В нашем случае разминка нужна для разогрева артикуляционного аппарата.

Одними из основных разминочных упражнений являются:

Упражнение Кисть маляра или Малярная кисть, предрасполагает движение языком от верхних зубов до неба и ближе к мягкому небу. В то же время ребёнок должен улыбаться. Выполняется по 10 раз.

Маятник. Условия почти такие же, открываем рот и держим улыбку, далее высовываем язык и просим повертеть им от стороны к стороне, то есть касаемся кончиком языка левого угла рта, потом правого и так примерно от 15 раз.

Читайте также:  бодибилдинг в домашних условиях упражнения для девушек

Гармошка. Работаем в таком же порядке, открываем ротик и просим коснуться языком верхнего нёба так, будто хотим произнести слог «нь», далее раскрываем широко ротик и закрываем. Повторяйте от 10 раз

Чистка зубов. Просим открыть рот и улыбнуться. Языком проводим по внутренней части зубов в противоположные стороны тоже 10 раз, языком трогаем каждый зубик с внутренней стороны, будто проверяем на месте они или нет.

Упражнение — летит комарик. Здесь же, мы будем пародировать такое насекомое, как комар (очень понравится малышам). Открываем рот, улыбаясь высовываем язык к основанию наружной части верхних зубов и произносим звук «з-з-з-з-з.…». Далее преподносим язык к небу и снова «з-з-з-з-з….». 20 раз с каждой стороны.

Но, как и было сказано, это лишь разминка, для точного произношения буквы Р, стоит уже использовать особые упражнения. Напомним, разминка предрасполагает «разогрев» мышц связок, артикуляционного аппарата и растягивает уздечку.

Работа над произношением р

Нижеперечисленные задачи отлично подойдут для каждодневных гимнастических тренировок, что приведёт к скорейшему улучшению произношения:

  • Язык подводим к началу верхних зубов, говорим букву «д», в интервале 1-2 секунды просим сделать глубокий выдох, при этом издавая звук «д-д-д-д….». Слышимости буквы «Р» не будет ожидаться, но появится примерное ощущение языка к вибрации, что со временем приведет к улучшению произношения.
  • Будем создавать вибрацию детским шпателем, который можно купить в любом аптечном пункте, интернет Маркете. Взяв шпатель в руки, осторожно проводим кончик языка к верхней части рта и к нижней попеременно, на данный момент задача ребенка заключается в создании звука «Жжжжж», а наша — это с помощью шпателя симулировать вибрацию языка. Все движения шпателем должны производиться медленно и осторожно, у детей очень слабая слизистая на нёбе. И следите за дыханием ребёнка, если он делает глубокий выдох, то и вдох должен быть глубокий.
  • Также шпатель пригодится нам в последнем упражнении. Подвинув язык ближе к горлу, просунуть его под язык и протащить влево, затем вправо, симулируя вибрацию, на этот раз малыш говорит звук «зззззз». Для проверки правильности выполнения данного задания вы должны отчётливо слышать звук «ррррррр». Слышите ли вы его? Перепроверьте правильность и пробуйте заново, но лучше всего обратиться к специалисту (логопеду).

Также во избежание проблем в будущем с такими словами как: рифма, Рим, Рига, нужно повторять те же самые упражнение со шпателем, только произносить не «ззззз» а «з-зиии»

Приведем исторический факт. Владимир Ильич Ленин имел такой маленький недостаток, как картавость, букву Р в детстве он не выговаривал. Пришлось ему учиться уже во взрослой жизни, некоторые очевидцы из прошлого пустили слух, что он сидел в своей комнате, запершись, и выговаривал слова с буквой Р. Так как Д и Р слышатся почти одинаково, он произносил слова с буквой Р и Д вместе, то есть: драбант, дрожжи, дракон и т.д.

Вы будете прекрасным учителем!

Позвольте напомнить, что детки так и норовят повторить за взрослыми, только дай волю! Поэтому, при любой возможности, не ленитесь и покажите пример того, как сами произносите звук Р. Даже таким простым способом вы сможете немного ускорить обучение, ведь вы самый главный авторитет в жизни ребенка.

Не нужно смотреть на него сверху вниз, лучше наклонитесь поближе, чтобы ребенок мог уловить мельчайшие подробности того, как вы произносите слова. При этом наберитесь побольше терпения, ведь постановка звука Р требует не просто нескольких недель, а месяцев и даже лет. Будьте тем самым добрым, понимающим и смешным родителем, которых так любят детки. Все делайте последовательно:

  • Если ваши труды дали свои плоды, и вы заметили, что ребёнку уже намного проще выговаривать звук Р, плавно переходите к слогам: -ар-ор-уру-ару-ыри-иро-оры. Любые слоги будут полезны, главное, чтобы буква стояла не только на одном месте.
  • Следующим шагом станет уже ступень потяжелее: переходите на слова, которые сочетают в себе проблемную букву. Например, практикуйтесь с простыми словами: «корова, морковь, корабль, керосин, дорога». И снова помните про правило места — буква Р должна быть в разных местах, не только в середине или в конце.
  • Последний шаг самый тяжелый. Придется складывать слова в целые предложения. Когда вы уже поймете, что ребенок готов и эмоционально и физически, приступайте к заключительному этапу. Тут уже можно подключить и скороговорки, но это когда ребенок будет чувствовать себя свободно в разговорах и дискуссиях.

Среди родителей очень распространено преувеличивать проблемы с речью. Нанимаются логопеды, родители злятся, все это вкупе с незнакомой атмосферой давит на ребенка, никак не помогая. Остановите это на ранней стадии.

Если вы любите свою кроху и переживаете за нее, отнеситесь к проблеме проще и с трезвой головой. Только в таком случае у вас получится превратить занятия по тренировке произношения в захватывающую игру, которая пробудит интерес и поможет в совершенствовании навыков.

Неважно, научится ребенок правильно произносить звуки или нет, ведь он получит бесценный опыт преодоления препятствий весело и непринужденно.

Источник

Adblock
detector