Меню

вопросительно относительные местоимения упражнения русский язык

Вопросительно-относительные местоимения
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс)

Раздаточный материал к уроку по теме «Вопросительно-относительные местоимения»

Скачать:

Вложение Размер
voprositelno-otnositelnye_mestoimeniya._kartochki_2.docx 15.22 КБ

Предварительный просмотр:

Задание 1. Спишите, вставляя местоимения. Какими по цели высказывания являются записанные предложения?

  1. В — году ты р..дился (р..дилась)? 2. — тебе лет? 3. — тебе было лет, кода ты научился читать? 4. — книги нравятся тебе больше всего? 5. — из л..тературных г..роев тебе х..телось бы подр..жать? 6. — ты обычно делаешь после того, как приг..товишь уроки?

Задание 2. Спишите, подчеркните главные члены предложения. Найдите качественные прилагательные.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт…

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты´ и сухи´?

Кого я люблю и ж..лею? 4

О ком соч..нила стихи?

Задание3. Из данных простых предложений составьте сложные предложения, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который . Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец . Мы пошли в лес. В нем многое изменилось весной. – Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.

  1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Яркие лучи солнца осв..тили дерев(?)я. Они за минуту до этого к..зались слившимися в одну темн..ю массу. 3. Мы остановились у крайней избы. За ней начинал..сь поле.

Задание 1. Спишите, вставляя местоимения. Какими по цели высказывания являются записанные предложения?

  1. В — году ты р..дился (р..дилась)? 2. — тебе лет? 3. — тебе было лет, кода ты научился читать? 4. — книги нравятся тебе больше всего? 5. — из л..тературных г..роев тебе х..телось бы подр..жать? 6. — ты обычно делаешь после того, как приг..товишь уроки?

Задание 2. Спишите, подчеркните главные члены предложения. Найдите качественные прилагательные.

Кто варе..ки пёстрые вяж..т,

Стари(н,нн)ые песни поёт?

Кто сказку такую ра(с,сс)каж..т,

Что снится всю ночь напролёт…

Ч..и волосы снега белее,

А руки желты´ и сухи´?

Кого я люблю и ж..лею? 4

О ком соч..нила стихи?

Задание3. Из данных простых предложений составьте сложные предложения, используя вместо личного местоимения относительное местоимение который . Отделяйте запятой простые предложения, входящие в состав сложного.

Образец . Мы пошли в лес. В нем многое изменилось весной. – Мы пошли в лес, в котором многое изменилось весной.

  1. Охотник вышел к реке. В ней купались медвежата. 2. Яркие лучи солнца осв..тили дерев(?)я. Они за минуту до этого к..зались слившимися в одну темн..ю массу. 3. Мы остановились у крайней избы. За ней начинал..сь поле.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по русскому языку в 6 классе для урока по вопросительно-относительным местоимениям.

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру.

Конспект к уроку открытия новых знаний.

Урок подготовлен учителем русского языка и литературы Амбуевой С.В. Урок изучения новой темы. На уроке используется материал по истории г. Улан-Удэ.

Источник

Урок русского языка. 6 класс. Вопросительные и относительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дан сценарий первого урока русского языка в 6 классе по теме «Вопросительные и относительные местоимения», построенного в соответствии с требованиями ФГО ООО и на основе заданий из Единой коллекции электронных образовательных ресурсов.

Скачать:

Вложение Размер
http://nsportal.ru/sites/default/files/filefield_paths/urok._voprositelnye_i_otnositelnye_mestoimeniya.docx 32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Сценарий урока русского языка в 6 классе по теме

«Вопросительные и относительные местоимения»

(УМК: Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А.и др. Русский язык. 6 класс. В 2 ч./Под науч. рук. Н.М.Шанского. (Комплект с электронным приложением.) – М., 2015)

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления обучающихся с вопросительными и относительными местоимениями; способствовать развитию познавательных психических процессов; содействовать воспитанию уважительного отношения к русскому языку.

предметные: анализируют и различают вопросительные и относительные местоимения, конструируют предложения с относительно-вопросительными местоимениями; правильно образовывать и употреблять отдельные формы вопросительных и относительных местоимений (чей, сколько) в речи; имеют представление о русском языке как языке русского народа, государственном языке Российской Федерации, его роли в жизни человека и общества; понимают определяющие роли родного языка в развитии интеллектуальных способностей, русского языка – в процессе самообразования; владеют видами речевой деятельности ( аудирование и чтение: адекватно воспринимают информацию устного и письменного сообщений, владеют разного вида чтениями, приемами работы с книгой; говорение и письмо: свободно и правильно излагают свои мысли в устной и письменной форме, соблюдают в практике речевого общения основные нормы современного русского языка, стилистически корректно используют лексику; применяют при письме основные правила орфографии и пунктуации, участвуют в речевом общении с соблюдением норм речевого этикета, уместно пользуются внеязыковыми средствами), основами научных знаний о родном языке, понимают взаимосвязи его уровней и единиц;

метапредметные: познавательные – владеют всеми видами речевой деятельности (понимают информацию устного сообщения, владеют разными видами чтения, приемами отбора и систематизации материала на определенную тему, умением вести самостоятельный поиск информации, ее анализ и отбор, извлекают информацию, проявляют способность к преобразованию (схема, кластер), сохранению и ее передаче); применяют приобретенные знания, умения и навыки в повседневной жизни, проявляют умение в использовании родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам; регулятивные – принимают и сохраняют цели учебной деятельности, определяют последовательность действий, оценивают достигнутые результаты и адекватно формулируют их в устной и письменной форме; коммуникативные – владеют коммуникативно целесообразным взаимодействием в процессе речевого общения, совместного выполнения учебной задачи, участия в обсуждениях, национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях общения; проявляют способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

личностные: понимают, что русский язык является одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, осознают определяющую роль родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значение в процессе получения школьного образования; осознают эстетическую ценность русского языка, проявляют уважительное отношение к родному языку, гордость за него, стремление к речевому самосовершенствованию, испытывают потребность в сохранении чистоты русского языка как явления национальной культуры, имеют достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения, проявляют способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

надо уважать за их полезную работу,

за их деловой подход к речи.

1 шаг. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Источник

Конспект урока по русскому языку на тему: «Вопросительно – относительные местоимения»
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Конспект к уроку открытия новых знаний

Скачать:

Вложение Размер
voprositelno_-_otnositelnye_mestoimeniya.doc 87.5 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: русский язык, класс 6 «А»

Ф.И.О. учителя русского языка: Газизова Анастасия Ильясовна

Тема урока: Вопросительно – относительные местоимения

Программа, по которой работает учитель «Русский язык. Учебник для 6 класса под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова.»

Цель урока: Дать представление о вопросительно — относительных местоимениях, их склонениях и употреблении в тексте и предложении

  • закрепить полученные ранее знания о местоимениях;
  • научить учащихся отличать вопросительно – относительные местоимения от местоимений других разрядов;
  • сформировать у учащихся представление о морфологических особенностях вопросительно – относительных местоимений;
  • совершенствовать устную и письменную речь учащихся;
  • формировать интерес к изучению русского языка с помощью занимательного материала;
  • обогащать активный словарный запас учеников путем введения в употребление новых языковых средств.
  • содействовать воспитанию уважения к одноклассникам через организацию слушания устного ответа;
  • воспитывать интерес к русскому языку;
  • формировать интерес к чтению художественных текстов.

Оборудование: Слайд-проектор, компьютер.

Список используемой литературы:

  1. «Русский язык. 6 класс под редакцией С.И. Львовой, В.В. Львова»

Методы работы на каждом этапе

Вводное слово, приветствие, педагогическое требование.

Повторение изученного материала

Выполнение задания, инструкция, оценочные высказывания.

Объяснение нового материала

Выполнение задания, беседа, инструкция, педагогические требования, оценочные высказывания.

Закрепление изученного материала

Выполнение задания, беседа, инструкция, педагогические требования, оценочные высказывания.

Объяснение домашнего задания

Инструктирующее слово учителя.

Обобщение изученного материала

Заключительное слово, похвала, прощание.

Конспект урока русского языка по теме «Вопросительно — относительные местоимения» (6 класс)

Говорение. Жанр речи: слово учителя, вводное слово. Приветствие. Педагогическое требование.

Здравствуйте, ребята. Садитесь.

Откройте тетради и запишите дату: восемнадцатое апреля, вид работы: «Классная работа» и тему урока «Вопросительно – относительные местоимения».

Слушание (информативное, детальное).

Оформление тетрадей к уроку.

Вопросительно – относительные местоимения.

«Вопросительно – относительные местоимения»

Повторение изученного материала

Говорение. Жанр речи: слово учителя, вводное слово.

Ребята, на прошлом занятии вы познакомились с определительными местоимениями. Сегодня нам предстоит узнать еще об одном разряде этой части речи, вопросительно – относительных местоимениях. Но начнем мы работу с повторения.

Напишем проверочный диктант.

Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструкция к выполнению задания.

На ваших столах лежат листочки. Подпишите их в правом верхнем углу Ф.И. в родительном падеже. Ваша задача записать словосочетания, определить падеж местоимения и написать его начальную форму. Слушайте внимательно. Работаем быстро. Каждое словосочетание читаю два раза.

Появился у него (Р.п. он), блестит надо мной (Т.п. я), проявлять заботу обо мне (П.п. я), думать о нём (П.п. он), прибыл с ним (Т.п. они), у него (Р.п. он) в оранжерее, расстилаться над нами (Т.п. мы), трава подо мной (Т.п. я), объясняться с ним (Т.п. он), сожалеть о нём (П.п. он), подарил им (Д.п. они).

Незаметно для себя( Р.п.) взял меня(Р.п. Я) с собой (Т.п.).

Передаем работы с последних парт на передние.

Слушание (детальное, информативное, рефлексивное)

Слушание (детальное, информативное, рефлексивное)

Запись диктанта на листочках.

Объяснение нового материала

Говорение. Жанр речи: слово учителя, инструкция к выполнению задания.

Ребята, внимание на слайд. Прочитайте предложения, записанные на слайде. ( Кто готов заниматься серьезно и упорно? О чём мы мечтаем сейчас? Чего тебе надобно, старче?)

Какие это предложения по цели высказывания? (вопросительные) Что помогает нам это определить ? (интонация, вопросительные слова) Перечислите вопросительные слова. Это вопросительные местоимения, они служат для выражения вопроса. Вопросительные местоимения используются также при изучении частей речи. Давайте вспомним, на какие вопросы отвечает имя существительное, прилагательное, числительное. (кто? что? какой (-ая, -ое)? чей? сколько?каков?) Эти вопросы являются вопросительными местоимениями. Вопросительные местоимения кто и что не изменяются по родам и числам.

А сейчас прочитаем вторую группу предложений. Внимание на слайд. ( Я знаю, кто готов заниматься серьезно и упорно. Непременно сбудется то, о чем мы мечтаем сейчас. Я спросил, чего он хочет.) Какие это предложения по цели высказывания? (повествовательные) Простыми или сложными являются эти предложения? (сложными) Прочитайте предложения, опустив в них выделенные местоимения.

Сохранилась ли при этом связь между частями сложного предложения? Итак, у вопросительных местоимений есть братья – близнецы. Относительные местоимения, которые употребляются без вопроса, для связи простых предложений в составе сложных.

Итак, местоимения кто (?); что (?); какой (?); каков (?); чей (?); который (?); сколько (?) могут употребляться то, как вопросительные местоимения то, как относительные. Поэтому такие слова называют вопросительно-относительными местоимениями.

Ребята, а сейчас подумайте и скажите можно ли просклонять местоимения кто и что? (Да) Устно просклоняем эти местоимения

— В каком из вышеназванных местоимений произношение не соответствует написанию? (кого, чего; в транскрипции – [каво], [ч`иво]). Верно, будьте внимательны при написании. Составьте предложение с одним из этих местоимений и запишите в тетрадь.

Изменяются ли местоимения какой (?); каков (?); который (?) чей (?) по родам, числам и падежам? (Да) Докажите примерами. (какая (ж.р.), какие (мн.ч.), чьих (род. падеж)).

А теперь давайте просклоняем письменно словосочетания птичий пух и чей голос.

И.п. птичий пух, чей голос

Р.п. птичьего пуха, чьего голоса

Д.п. птичьему пуху, чьему голосу

В.п. птичий пух, чей голос

Т.п. птичьим пухом, чьим голосом

П.п. о птичьем пухе, о чьём голосе

Что общего в правописании прилагательного птичий и местоимения чей?

(появляется мягкий знак при склонении данных слов, это орфограмма «Разделительный ь»)

Местоимение сколько (?) заменяет собой числительное. Даже склоняется оно в косвенных падежах как порядковое числительное. Когда будете склонять, обратите внимание на ударение. Оно остается неподвижным во всех формах.

Составьте предложение с местоимением сколько (?).

Итак, ребята, вопросительно-относительные местоимения употребляются в вопросительных и в сложноподчиненных предложениях в роли союзного слова, которое служит для связи частей предложения. Эти местоимения имеют свои особенности. Местоимения кто (?); что (?); сколько (?) изменяются по падежам, но не изменяют форму рода и числа, и при склонении местоимения сколько (?) ударение остается неподвижным. Местоимения какой (?); который (?); чей (?) изменяются по числам, родам и падежам, и в местоимении чей (?) при склонении появляется разделительный мягкий знак. А местоимение каков (?) в отличие от них меняет форму числа и рода, но не склоняется.

Слушание (детальное, информативное, рефлексивное)

Источник

Читайте также:  упражнения для логопедических занятий для взрослых
Adblock
detector