Меню

волейбол упражнения для развития внимания

Развитие внимания в волейболе

1 МИНОБРНАУКИ РОССИИ Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ухтинский государственный технический университет» (УГТУ) Развитие внимания в волейболе Методические указания Ухта 2012

2 УДК : И 26 Игнатенко, Т. С. Развитие внимание в волейболе [Текст] : метод. указания / Т. С. Игнатенко, Л. Р. Кравчук. Ухта : УГТУ, с. В методических рекомендациях изложены анатомо-физиологические основы центрального и периферического зрения, рассмотрены процессы восприятия и внимания в быстроменяющихся игровых ситуациях, оценена роль бокового зрения в тактике игры. В работе подробно показана роль периферического зрения при выполнении отдельных игровых приемов, а также предложена целая система разнообразных упражнений для его развития. Тренеры могут использовать предложенные упражнения, варьируя их по своему усмотрению для выработки зрительномоторной координации. Методические указания рассмотрены и одобрены на заседании кафедры физического воспитания от г., пр. 3. Библиографический список 1. Железняк Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский. М., Клещёв Ю. Н. Волейбол / Ю. Н. Клещёв. М. : Физкультура и спорт, Железняк Ю. Д. Юный волейболист / Ю. Д. Железняк. М. : Физкультура и спорт, Платонов В. Н. Закономерности и принципы системы спортивной подготовки / В. Н. Платонов. М. : СААМ, С Аль Раггад Раид. Скоростно-силовая подготовка на ранних этапах многолетнего тренировочного процесса легкоатлетов-спринтеров / Аль Раггад Раид. Волгоград, с. 6. Айрапетьянц Л. Р. Спортивные игры (техника, тактика, тренировка) / Л. Р. Айрапетьянц, М. А. Годик. Т.: Изд-во им. Ибн Сины, с. 7. Железняк Ю. Д. Волейбол: У истоков мастерства / Ю. Д. Железняк, В. А. Кунянский; под ред. Ю. В. Питериева. М. : ФЛИР-бресс, с. 8. Клещев Ю. Н. Волейбол. Подготовка команды к соревнованиям / Ю. Н. Клещев. М. : Спорт. Академия. Пресс, с. Рецензент: И. Б. Бирюкова, старший преподаватель кафедры ФВ Ухтинского государственного технического университета. В методических указаниях учтены предложения рецензента. План 2011 г., позиция 212. Подписано в печать г. Компьютерный набор. Объем 19 с. Тираж 100 экз. Заказ 260. Ухтинский государственный технический университет, , Республика Коми, г. Ухта, ул. Первомайская, д. 13. Типография УГТУ , Республика Коми, г. Ухта, ул. Октябрьская, д

3 Для достижения победы в состязаниях надо уметь применять целесообразные методы борьбы, находить наиболее эффективные в данных условиях способы и приемы, применять неожиданные для соперников комбинации, создавать ситуации, благоприятные для своей команды. В целях повышения тактического мастерства волейболистов необходимо развивать следующие способности: а) наблюдательность умение быстро и правильно подмечать по ходу поединка важные моменты соревновательной борьбы, быстро и правильно ориентироваться в сложной игровой обстановке; б) сообразительность умение быстро и правильно оценивать сложившиеся ситуации, учитывать их последствия; в) инициативность умение быстро самостоятельно принимать эффективные тактические приемы; г) предвидение умение разгадывать тактические замыслы противника и предвидеть результаты как его, так и своих действий на площадке. Содержание Введение. 4 Глава 1 Периферическое зрение Анатомо-физиологические основы бокового (периферического) зрения Роль бокового (периферического) зрения в тактике игры. 9 Глава 2. Развитие процессов восприятия Зрительное восприятие Восприятие движений Специализированные восприятия Развитие внимания Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения Библиографический список

4 ВВЕДЕНИЕ За сто лет своего существования волейбол игра в «летающий мяч» превратился в один из самых распространенных и общедоступных видов спортивных игр. Любители волейбола всех возрастов и профессий играют на пляжах, лесных полянах, открытых летних и зимних площадках и в залах. Достоинства волейбола заключаются в сравнительной простоте оборудования (стойки с сеткой) и правил игры, в зрелищности, обилии разнообразных тактических комбинаций, эмоциональности борьбы команд-соперниц и коллективизме. Волейбол привлечет тех, кто способен подчинить свои действия интересам команды, готов помогать своим партнерам в трудных игровых ситуациях, может поступиться своими преимуществами во имя победы команды. Занятия волейболом дают разностороннее развитие физических качеств и психофизических способностей. Волейболисты отличаются силой и быстротой движений, гибкостью и подвижностью, высокой скоростью реакций, прекрасной пространственной ориентацией, отличным тактическим мышлением и оперативностью решений в сложных игровых ситуациях. В волейболе каждый может проявить лучшие черты своего темперамента и характера, природные способности, выработать неповторимый индивидуальный стиль игры, найти творческое решение стандартных тактических задач. Волейбол привлекает непредсказуемостью развития каждой очередной игры, внезапностью игровых моментов, требующих нетривиальных решений и молниеносных действий. В игре нужны точный глазомер, высокая чувствительность зрительных восприятий, быстрое переключение внимания в игровом поле, отличные ориентировочные реакции. Волейбол помогает выработать выдержку, самообладание, целеустремленность, настойчивость в достижении цели. и т. п. Количество этих одновременно или последовательно протекающих процессов может быть различно, также как и степень их отчетливости. Все это характеризует распределение внимания. Кроме того, волейболисту во время игры приходится постоянно менять объекты, на которые направлено его внимание. Так, сделав передачу для нападающего удара, волейболист переключает свои действия (внимание) на страховку. Например, только за одну секунду его внимание переключается поочередно на 3-6 объектов. Перечисленные качества внимания значительно изменяются в зависимости от состояния тренированности. Так, месячный перерыв в занятиях снижает объем внимания на 23,6%, а это означает, что резко снижается арсенал тактических действий. Внимание нужно развивать следующим образом. Прежде всего, надо приучать себя быть внимательным при любой работе и в разнообразных условиях, серьезно подходить к физической подготовке, так как недостаточная физическая подготовка приводит к быстрому утомлению, а при быстром утомлении резко снижается внимание. Объем внимания можно тренировать не только на занятиях. Например, посмотрев на витрину магазина, можно попытаться описать выставленные там предметы. Во время тренировки иногда полезно создавать волейболисту такие условия, при которых необходимо одновременно воспринять несколько динамических или статических объектов, но не более 8-9. Развитие интенсивности и устойчивости внимания человека в определенной степени связано с развитием его волевых качеств. Надо дисциплинировать себя, приучать даже в мелочах быть хозяином своих действий. Для распределения и переключения внимания в тренировку волейболистов включают различные упражнения с несколькими мячами и всевозможными перемещениями; упражнения, где требуется быстрое переключение внимания с одного объекта на другой, а также умение выделять наиболее важные объекты или действия Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения В тактических действиях волейболистов реализуется их творческое мышление, память, представление и воображение. В волейболе побеждает тот, кто действует не по стандарту, кто обладает умением осуществлять тактические замыслы с учетом действий команды противника, причем все это необходимо делать в условиях жесткого лимита времени и в состоянии сильного эмоционального возбуждения. 17

5 В психологии спорта эти восприятия изучены еще недостаточно. Но можно смело сказать, что «чувство мяча», «чувство сетки» и др. являются для волейболистов убедительным показателем их технического мастерства и состояния спортивной формы. Образуются же они в результате длительной и систематической тренировки Развитие внимания Анализ игры в волейбол и проведенные исследования показывают, что успешность технических и тактических действий волейболистов в значительной степени определяется высоким уровнем развития у них таких свойств внимания, как объем, интенсивность, устойчивость, распределение, переключение. Волейболисту в процессе игровых действий приходится одновременно воспринимать большое количество объектов и их элементов, что и определяет объем его внимания. Причем волейболист воспринимает в этих объектах малейшие детали, например отдельные элементы движения противника, его взгляд и т. д., что позволяет ему быстро и правильно организовать свои действия. Исследования показывают, что уже сами занятия волейболом способствуют развитию данного свойства внимания. Об этом убедительно свидетельствует такой показатель: объем внимания у волейболистов больше, чем у гимнастов, борцов, пловцов на 25-31%. В волейболе бывают моменты, которые требуют очень напряженного внимания во время розыгрыша мяча и ослабления его в промежуточные периоды. Чем интенсивнее внимание, тем больше нервной энергии затрачивает спортсмен. И не удивительно, что волейболист расходует колоссальное количество энергии. Достаточно посмотреть на позу и лица игроков во время подачи, особенно при игре в защите. Длительность игры, разнообразие тактический ситуаций требуют высокой устойчивости внимания, сохранение способности к эффективной мобилизации его на протяжении всего поединка, способности противостоять различным отвлечениям. Современный волейбол характеризуется высокой скоростью полета мяча, быстрым перемещением игроков, быстрой и внезапной сменой игровых ситуаций все это предъявляет высокие требования не только к объему, интенсивности и устойчивости внимания, но и требует от спортсмена мгновенного переключения и широкого распределения внимания. Например, волейболист, принимая мяч, одновременно распределяет свое внимание между многими моментами определяет расстояние до мяча и до игроков, следит за перемещением своих игроков и игроков противника, выбирает способ для передачи мяча 16 Глава I. Периферическое зрение Высокое тактическое мастерство всех игроков команды является залогом победы. Принято считать, что совершенная тактика должна опираться на высокий технический уровень игроков, и это положение не вызывает сомнения, однако, высокая техника игры автоматически не рождает тактически грамотных игроков. Нередко мы видим на площадках команды самого высокого ранга, где технически прекрасно подготовленные игроки в сложной, а иногда и в самой простой игровой обстановке сплошь и рядом допускают грубые тактические ошибки: посылают передачу на удар игроку передней линии, лежащему на земле после приема трудного мяча; нападающий производит обманный удар прямо в руки страхующего игрока; связующий делает передачу на удар в зону, где находятся трое блокирующих и так далее. Следовательно, дело не только в уровне технической подготовки, но и еще в каких-то качествах игроков, на которые недостаточно обращается внимания в учебной работе. Этим «таинственным» качеством является умение игроков видеть поле, перемещения своих игроков и игроков противника, и умение быстро ориентироваться в игровой обстановке, исходя из этих наблюдений. Это не просто, так как во время игры волейболист за редким исключением должен все время смотреть на мяч. Умение видеть поле осуществляется за счет бокового (периферического) зрения, которое в сочетании с технической подготовкой является основой тактического мастерства волейболистов. Тактически грамотный игрок должен обладать хорошо развитым периферическим зрением и высокой техникой игры: первое поможет игроку разобраться в игровой обстановке, какой бы сложной она ни была, и подскажет, что он должен делать в данный момент игры, а второе позволит эти объективные наблюдения реализовать. 1.1 Анатомо-физиологические основы бокового (периферического) зрения Глазное яблоко представляет собой сферическое образование размером около 2,4 сантиметра во всех трех основных диаметрах. В нем различают передний полюс, занимающий переднюю поверхность глаза и задний обращенный к глазнице. Для простоты изложения все анатомо-физиологические образования глаза делят на четыре группы: капсулу глаза, сосудистую оболочку, светочувствительную оболочку и светопреломляющий аппарат. Первые три оболочки образуют стенки глазного яблока (рис. 1). Капсула глаза представляет собой самую наружную его оболочку, состоящую из склеры и роговицы, то есть внешний скелет глазного яблока. Скле- 5

Читайте также:  грыжа межпозвоночного диска поясничного отдела позвоночника упражнения

6 ра, или белочная оболочка, состоит из плотных волокон, поэтому световых волн она не пропускает. Толщина ее колеблется от 0,5 до 1 миллиметра. Тоньше всего склера в области заднего полюса глаза, где через нее проходят волокна зрительного нерва. В области переднего полюса склера переходит в прозрачную роговую оболочку роговицу, которая как бы вставлена в склеру наподобие часового стекла. Рис. 1. Схематический разрез глазного яблока в горизонтальной плоскости Сосудистая оболочка выстилает изнутри склеру. Ее принято делить на три составляющие: собственно сосудистую оболочку, реснитчатое тело и радужную оболочку. Собственно сосудистая оболочка состоит из кровеносных сосудов различного калибра, обеспечивающих питание всех оболочек глаза. Впереди она утолщается и переходит в реснитчатое тело, в толще которого расположена аккомодационная мышца. В месте перехода склеры в роговицу сосудистая оболочка неплотно прилегает к задней поверхности склеры и образует вертикально стоящую диафрагму радужную оболочку, в середине которой имеется отверстие зрачок. В толще радужной оболочки заложены две мышцы, расширяю- 6 чительно ухудшается интенсивность внимания и особенно устойчивость, распределение и переключение, что выражается в увеличении числа ошибок. Исследования показывают, что даже после незначительного раздражения вестибулярного аппарата время реакции увеличивается на 13-20, а в отдельных случаях до 70%. Наблюдения над высококвалифицированными волейболистами показали, что только включение на занятиях специальных упражнений для тренировки вестибулярного аппарата повысило эффективность игры в защите на 8-10%, а точность второй передачи возросла на 10-12%. Однако тех приемов, упражнений, которые имеются в арсенале волейбольной игры, недостаточно для повышения вестибулярной устойчивости волейболистов. Тренировка вестибулярного аппарата должна носить специфический характер. Об этом говорит тот факт, что технические приемы, осваиваемые на фоне раздражения вестибулярного аппарата, нарушаются меньше, чем осваиваемые в обычных условиях. Вот один из примеров неиспользованных возможностей повышения спортивного мастерства волейболистов. В тренировочном процессе для развития вестибулярной устойчивости используются сложнокоординированные виды упражнений, требующие при их выполнении активности занимающихся и противодействия неприятным субъективным ощущениям. Это различные виды акробатических и гимнастических упражнений, прыжки на батуте, прыжки в глубину (1,8-2,5 м), различные вращательные движения, всевозможные ускорения, резкие изменения направления бега, мгновенные остановки, прыжки в воду, борьба и т. д. Однако наибольшее воздействие оказывают те упражнения, которые включены в выполнение того или иного технического приема игры. Например, выполнение передачи после кувырка или вращательного движения, или после резкого ускорения вперед, назад, вправо, влево и т. п Специализированные восприятия Специфические особенности деятельности волейболистов способствуют развитию специфических качеств внимания, ощущений, восприятий, в результате чего у занимающихся волейболом появляется высокоразвитое специализированное восприятие. В основе этих восприятий лежит тонкая дифференцировка раздражений, поступающих в различные анализаторы. Основную роль при этом играют мышечно-двигательные, зрительно-вестибулярные и слуховые ощущения. В волейболе имеются следующие специализированные восприятия «чувство мяча», «чувство сетки», «чувство площадки», «чувство времени», «чувство партнера». 15

7 различные упражнения, связанные с дифференцировкой мышечных усилий, например упражнения в тройках, четвёрках, двумя мячами один из которых волейбольный, другой баскетбольный. Игра в волейбол требует от каждого спортсмена максимальной скорости реагирования. Следовательно, деятельность волейболиста связана с готовностью выполнения ответных действий в условиях острого дефицита времени. Все действия волейболистов проходят по механизму сложных реакций выбора и характеризуются не только быстротой, но и точностью, своевременностью как восприятия, так и ответного движения. Время сложной реакции имеет большие колебания в зависимости от состояния тренированности. В состоянии спортивной формы у волейболистов не только резко уменьшается время реагирования и точность, но и, что особенно важно, реакции становятся стабильными, что говорит о высокой игровой надёжности. Особенно изменяется время реакции на периферийные раздражители, причём главным образом связующих игроков. Вероятно, их деятельность требует более быстрой и точной реакции на внезапно меняющуюся игровую обстановку. Напрашивается вывод: пора приблизить подготовку нападающих к уровню связующих игроков. Для развития быстроты реакции необходимо выполнять большое количество скоростных упражнений, требующих быстрого переключения с одного действия на другое; упражнений с различными неожиданными и нелогичными продолжениями; упражнений, в которых надо сокращать расстояния, увеличивать скорость, играть с закрытой сеткой. Броски, быстрые перемещения, прыжки, неожиданные изменения направления движения, резкие рывки, падения, быстрые повороты головы при ориентировке всё это вызывает значительные сдвиги всех отделов вестибулярного аппарата. В связи с этим достижение высоких результатов в волейболе находится в тесной связи с теми возможностями человека, которые в той или иной степени позволяют приспособиться к выполнению действий в непривычных положениях, перемещениях и выполнять максимальные по сложности приёмы, т. е. определённым образом зависят от вестибулярной устойчивости. Экспериментально установлено, что деятельность вестибулярного анализатора взаимосвязана с деятельностью других анализаторов, в частности мышечно-двигательным и зрительным, и его раздражения оказывают значительное влияние на психомоторные и сенсорные процессы. Раздражение вестибулярного аппарата вызывает замедление скорости движения рук и ног, а также нарушение координации движений, вызывает ухудшение зрительных восприятий до 30% и более, зна- щие и суживающие зрачок. Благодаря этому он выполняет функцию диафрагмы, регулирующей количество световых лучей, поступающих в глаз. Светочувствительная оболочка (сетчатка) является самой внутренней оболочкой глазного яблока. Она прилегает к внутренней поверхности сосудистой оболочки и состоит из высокодифференцированных нервных элементов, образующих десять слоев. Четыре наружных ее слоя, обращенные к сосудистой оболочке, выполняют световоспринимающую функцию, а шесть остальных слоев образованы клетками и нервными волокнами, проводящими световое раздражение. Основой светочувствительного слоя сетчатки являются особые нервные клетки палочки и колбочки. Благодаря этим клеткам глаз обладает способностью воспринимать свет, цвет и форму предметов. Палочки обладают значительно большей чувствительностью к свету, чем колбочки, однако последние являются носителями цветного зрения и способны воспринимать форму предметов. В сетчатке находится до семи миллионов палочек, что и определяет высокую чувствительность глаза к свету. Распределение палочек и колбочек по сетчатке неравномерное: в боковых отделах сетчатки преобладают палочки, в средней ее части колбочки. В задней части сетчатки расположены два участка, имеющие существенные особенности. Один из них расположен в области заднего полюса глаза и называется желтым пятном. Это наиболее чувствительная часть сетчатки, управляющая центральным зрением. Желтое пятно по своему гистологическому строению резко отличается от всей остальной сетчатки, так как в нем расположены преимущественно колбочки, а средняя часть его (центральная ямка) состоит исключительно из колбочек. Этот участок сетчатки имеет самые утонченные колбочковые элементы и обладает самой высокой остротой зрения. Приблизительно на 4 миллиметра ближе к носу от желтого пятна находится сосок зрительного нерва. Это место называется слепым пятном, так как здесь сетчатка не имеет световоспринимающих клеток, и изображение, попадающее на сосок зрительного нерва, не вызывает зрительного ощущения. Однако пробел в поле зрения, связанный с наличием слепого пятна, не замечается, так как он компенсируется деятельностью соседних участков сетчатки. Светопреломляющий аппарат состоит из роговицы, водянистой влаги, хрусталика и стекловидного тела. Анатомию и физиологию этих важных образований глаза нет нужды освещать, так как они не имеют прямого отношения к интересующему нас вопросу. Опираясь на сказанное выше, попробуем определить разницу между центральным и периферическим зрением. Обычным раздражителем сетчатки, вы- 14 7

Читайте также:  сборник упражнений по французскому языку григорьева горбачева лисенко

8 зывающим у нас те или иные зрительные ощущения, является свет. Зрительный акт начинается с того, что свет, пройдя через светопреломляющие среды глаза, воздействует на сетчатку. Нервное раздражение, возникающее в палочках и колбочках, по зрительным путям передается зрительным центрам в затылочную долю мозга, где уже получается ощущение. Однако это ощущение различно в зависимости от того, какой участок сетчатки раздражается. Если изображение падает на сетчатку в области желтого пятна, и особенно на ее центральную ямку, мы отчетливо видим мельчайшие детали предмета, можем читать текст. Это зрение носит название центрального зрения. Если световые лучи падают на периферические отделы сетчатки, они вызывают менее отчетливые изображения: деталей человек не видит, читать даже крупный текст не может. Такое зрение называется боковым или периферическим. Отличия центрального и периферического зрения можно показать на простом примере: на столе лежит коробка спичек и, примерно в полуметре от нее, пачка папирос. Взор сидящего перед столом человека направлен на спичечный коробок. Благодаря особенности центрального зрения (коробок проецируется на желтое пятно) человек отчетливо видит форму и цвет коробка спичек, может прочитать, что написано на нем (основная зрительная ось). Одновременно за счет периферического зрения (поскольку световые лучи попадают через зрачок не только на желтое пятно, но на все участки сетчатки) человек видит, что рядом со спичками лежит пачка папирос, но она проецируется на периферическую часть сетчатки, а поэтому прочитать название папирос человек не может, цвет и другие детали предмета практически тоже определить не может. Человеку необходимо как центральное, так и периферическое зрение: первое для различения деталей предметов, второе, для ориентировки в пространстве. Центральное зрение зрение желтого пятна определяет остроту зрения. Ее исследование проводится по специальным таблицам. Периферическое зрение это функция сетчатки вне желтого пятна. Исследование этого зрения проводится путем измерения поля зрения пространства, воспринимаемого неподвижным глазом. Для этого применяются специальные приборы периметры, которыми определяют периферические границы поля зрения. В медицинской практике детально изучены в основном только случаи сужения поля зрения. Проблема повышения чувствительности бокового зрения, в частности, у спортсменов почти не изучена. Однако очевидно, что применение специальных упражнений для тренировки бокового зрения, повышающих его чувствительность, особенно важно для спортсменов, у которых правильная ориентировка в игровой обстановке в основном определяет уровень тактического мастерства. 5. Групповые упражнения в передачах: смотреть на одного партнёра, а передачу делать другому. Рекомендуется во время передач или нападающего удара контролировать мяч то центральным, то периферическим зрением. 6. Упражнения в парах, тройках; двумя, тремя мячами со смещением вправо, влево, вперёд, назад. 7. Выполнение упражнений со словесным отчётом (например, во время нападающего удара о номере зоны площадки, незащищённой игроками противника: «шестая», «пятая», «первая»). 8. Упражнений для развития поля зрения, точность глазомера можно подобрать очень много, всё зависит от фантазии тренера Восприятие движений В восприятии движений (как целого действия, приёма, так и его отдельных частей) отражаются различные их особенности и свойства, такие, как характер, форма, амплитуда, направление, продолжительность, скорость и ускорение движения. Выполнение любого технического приёма в волейболе и других видах спорта проходит под постоянным контролем сознания. Одной из очень важных психологических особенностей двигательных навыков волейболистов является то, что спортсмен, выполняя те или иные приёмы, например, передачу мяча, регулирует свои движения и мышечные усилия в связи с оценкой расстояния между игроками. Всё это связано с выработкой зрительно-моторной координации, очень точных и дифференцированных пространственных, временных восприятий и выполняемых движений. Большое значение для волейболистов при выполнении технических приёмов имеет тонкая дифференцировка мышечно-двигательных ощущений, которые имеют специализированный характер и являются специфичными для данного вида спорта. Исследование точности восприятия мышечных усилий кистей рук, которое играет очень важную роль при выполнении основного технического приёма верхней передачи мяча, показало, что точность существенно изменяется в зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы точность мышечно-двигательных усилий возрастает более чем в 2,5 раза в сравнении с данными, когда спортсмены были в состоянии нетренированности. При этом точность дифференцировки связующих игроков в 3 раза выше, чем у нападающих. Развитию точности мышечно-двигательной чувствительности надо уделять большое внимание, особенно у нападающих. С этой целью используют 8 13

9 Немаловажно и влияние цвета на психику человека. Психофизиологическая функция цвета обеспечение наиболее благоприятных условий зрительного восприятия, снижение утомления, улучшение освещённости. Различные цвета неодинаково воспринимаются глазом, поэтому зрительное восприятие меняется в зависимости от цвета. Лучше других воспринимается белый цвет, затем жёлтый и зеленый. При длительном восприятии тёмных цветов (красного, фиолетового, синего) утомление наступает быстрее. Цвет вызывает впечатление теплоты или холода, создаёт иллюзии изменения длины, ширины или высоты помещения, разницы веса предметов. Цветовое оформление связано с его эмоциональным воздействием и благоприятным влиянием на нервную систему человека. При монотонной работе полезна окраска стен в яркие, бодрящие тона, в частности в оранжевый. При работе, требующей напряжённого внимания, целесообразен спокойный светло-зелёный цвет. Как можно развить точность глазомера, тренировать «чувство дистанции»? Главное требование как можно больше в тренировках варьировать дистанции при передачах, подачах, различных нападающих ударах и т. п. Для этого необходимо выполнять передачи на разное расстояние с различной скоростью и траекторией; различные передачи при схождении и расхождении волейболистов; подачи мяча в цель различными способами и с различного расстоянии; нападающие удары по сигналу тренера в различные зоны площадки; броски теннисного мяча с различной силой и с различного расстояния в цель. Спортсмен должен постоянно приучать себя следить за малейшими изменениями дистанции. Очень эффективны упражнения с различными приспособлениями для фиксации определённой траектории полёта мяча, а также игра в теннис, футбол, баскетбол. Полезны также разнообразные упражнения в приёме подачи, нападающего удара или двусторонняя игра с закрытой сеткой. Для развития периферического зрения применяются следующие упражнения: 1. Ведение, перебрасывание и ловля мяча без зрительного контроля; 2. Передача в парах, тройках, четвёрках с поочерёдным контролем периферическим зрением мяча и партнёра; 3. Броски или передачи мяча в баскетбольное кольцо при контроле кольца только периферическим зрением; 4. Различные передачи мяча в парах, тройках в движении между беспорядочно расставленными на площадке различными предметами (скамейки, набивные мячи и т. п.); 1.2 Роль бокового (периферического) зрения в тактике игры Основное правило игры в волейбол гласит: «В игре взор игрока все время должен быть направлен на мяч!». Если игрок нарушит это правило, мяч будет проигран. Впрочем, есть единственное исключение: блокирующий во время удара должен в прыжке смотреть не на мяч, а на нападающего. Некоторые игроки непосредственно перед выполнением нападающего удара смотрят на площадку противника, создавая у зрителей впечатление, что нападение будет построено, исходя из этих наблюдений. Если нападающий после этого проводит удачный удар, то, действительно, такое впечатление может создаться. Но можно прямо сказать, что целесообразность таких действий сомнительна: расстановка блокирующих и защитников на площадке противника, которую нападающий видит перед выполнением удара, моментально изменится за то время, когда он вынужден будет смотреть только на мяч. Покажем роль периферического зрения при выполнении отдельных приемов игры. Передача мяча. Связующий вышел с задней линии на переднюю. Трое нападающих стремительно разбегаются, готовясь нанести нападающий удар. Для того, чтобы выполнить передачу на удар в наиболее выгодном направлении, связующий игрок за счет бокового зрения (ведь основная зрительная ось глаза должна быть направлена на мяч) должен оценить, где находятся блокирующие и в какой зоне им труднее организовать групповой блок. Если он разберется в игровой обстановке правильно, нападающий удар будет результативным. Нападающий удар. Велико значение бокового зрения в индивидуальной тактике нападения: благодаря этому зрению игрок должен увидеть свободную j от блока зону над сеткой и направить удар именно туда; увидеть расположение страхующих, что позволит ему правильно выбрать свободную зону для обманного удара. Игра в защите. Важную роль играет боковое зрение и в этом приеме игры. Благодаря ему защитник ориентируется в расположении своих игроков и правильно выбирает направление выполняемой им передачи; определяет, идет ли подача или удар противника в аут или мяч надо принимать, и так далее. 12 9

Читайте также:  упражнения для развития перцептивного общения

10 Глава II. Развитие процессов восприятия 2.1 Зрительное восприятие Умение видеть как можно больше игроков, их положение и перемещение по площадке, непрерывное движение мяча, умение ориентироваться в сложных игровых условиях важнейшие качества волейболистов. Это прежде всего связано с развитием определённых особенностей зрительных восприятий. Как было сказано, игровая деятельность волейболистов требует, чтобы у них было высокоразвитое периферическое зрение (т. е. большой объем поля зрения). В волейболе многие действия и приёмы, например блокирование, приходится совершать на основе периферического зрения. Развитое периферическое зрение в волейболе является основой тактического мастерства спортсменов. Ограниченный объём поля зрения приводит к тому, что спортсмен не использует благоприятные ситуации для развития атаки, принимает неправильные решения, чем создаёт условия для успешных действий противнику. Наблюдения и исследования, проводимые в течение ряда лет, показали, что у волейболистов в результате систематической тренировки происходит значительное расширение границ поля зрения, которое намного превышает средние показатели объёма поля зрения взрослого человека, а также представителей других видов спорта (Таблица 1). Из приведённой таблицы следует, что показатели объёма поля зрения у волейболистов больше, чем данные Министерства здравоохранения России. Таблица 1 Объём поля зрения у спортсменов различных видов спорта (в градусах) Группы Наружу Внутрь Кверху Книзу Кверху- Кверху- Книзу- Книзуобследованных наружу внутрь наружу внутрь Волейболисты Футболисты Боксёры Лыжники Данные Минздрава РФ Измерения, проведённые у волейболистов в состоянии спортивной формы и в состоянии натренированности, показали, что периферическое зрение у последних снижается больше всего в направлении кверху наружу и кверху. Такое сужение поля зрения значительно снижает поток информации. А это значит, что игровой потенциал волейболиста только из-за уменьшения перифери- 10 ческого зрения снижается на 25-30%. В результате спортсмен хуже ориентируется, замечает меньше выгодных положений для продолжения атаки, совершает больше ошибок и т. д. Для восстановления таких потерь необходимо 2-4 месяца систематической тренировки. Опыты с выключением периферического зрения во время игровых действий показывают, что у спортсменов резко ухудшалось ощущение направления движений и равновесия, отмечалось нарушение координации, возникали дополнительные мышечные напряжения, значительно замедлялся переход от одного движения к другому, ухудшалась точность глазомера. Правильное и своевременное выполнение того или иного технического приёма тесно связано со способностью точно оценивать расстояние между движущимися игроками, мячом. От своевременного и точного определения расстояния зависит правильный выход игрока к мячу; от точного определения расстояния до партнёра по команде, до сетки зависит точность, направление и траектория передачи мяча. Мастерство волейболистов во многом зависит от точности глазомера (глубинное зрение). Как показали многочисленные исследования, волейбол способствует развитию глазомера. Так, у волейболистов точность глубинного зрения оказалась в 2-2,5 раза лучше, чем, например, у гимнастов, пловцов, борцов. Было также установлено, что даже у волейболистов, выполняющих различные игровые функции в команде, точность глазомера различна. Например, у волейболистов, выполняющих функции связующих (диспетчеров), точность глубинного зрения значительно выше, чем у нападающих. При этом точность глазомера при восприятии удаляющегося мяча (т. е. в момент передачи) у них оказалась более чем в 2 раза выше, чем у нападающих. Точность глазомера, так же как и периферическое зрение, находится в прямой зависимости от состояния тренированности. Так, в состоянии спортивной формы точность глазомера у волейболистов в среднем выше на 43,2%, чем в состоянии нетренированности. Пропуск занятий на 2-3 недели приводит к ухудшению точности глазомера на 20-30%. Поскольку периферическое зрение и точность глазомера имеют в волейболе большое значение, различные приёмы и упражнения для развития данных зрительных восприятий должны занять достойное место в учебно-тренировочной работе. Занятия и игры должны всегда проходить в нормальных условиях дневного и электрического освещения. При недостаточном или чрезмерном освещении происходит перенапряжение мышц глаз. В результате глазное яблоко деформируется и принимает удлиненную форму (одна из причин развития близорукости), что приводит к значительному сужению объёма поля зрения и особенно к ухудшению точности глазомера. 11

Источник

Adblock
detector