Меню

вокальные упражнения при ринолалии начинаются с пения терций

Реферат на тему: «Коррекционная работа по исправлению ринолалии.»
статья по коррекционной педагогике на тему

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность.

Скачать:

Вложение Размер
referat_rinolaliya.docx 36.21 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки РФ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Алтайская государственная педагогическая академия»

Институт дополнительного образования

Кафедра управления образованием

на тему: «Коррекционная работа по исправлению ринолалии.»

Выполнил слушатель курсов:

Никулина Наталья Николаевна _____________

Сурнина Марина Владимировна. К.п.н.. доцент ______________

Содержание:

1. Особенности коррекционно — логопедической работы по исправлению ринолалии.

2. Технология коррекции голоса при ринолалии.

3. Работа по коррекции дыхания.

4. Список литературы.

1 .Особенности коррекционно- логопедической работы по исправлению ринолалии.

Коррекционно-логопедическая работа по исправлению ринолалии предусматривает строгую физиологически обоснованную последовательность. Она не зависит от возраста ребенка, степени тяжести нарушения фонетической стороны речи, вида анатомического дефекта, его состояния (до или после пластической операции). В первую очередь проводятся мероприятия по компенсации недостаточности нёбно-глоточного затвора. Тем самым подготавливается анатомо-физиологический базис для нормализации речи. После этого все внимание уделяется постановке физиологического и фонационного дыхания, поскольку оно является основой полноценного голосообразования, голосоведения и звукопроизношения. Активное нёбно-глоточное смыкание и дыхательная «опора» позволяют приступить к решению основной задачи — устранению избыточного носового резонанса и выработке навыков физиологического голосоведения со сбалансированным резонансом в соответствии с нормой русского языка. Только после этого целесообразно исправление звукопроизношения, поскольку сильная направленная воздушная струя позволяет продуцировать полноценные звуки. Введение их в слово или фразу на основе правильно организованных дыхания и голосоведения обеспечивает возможность выработки стереотипа нормальной речи. Логопеды же очень часто прельщаются сомнительной перспективой как можно скорее исправить звуки. Но коррекция артикуляций, проведенная до постановки дыхания и голоса, улучшает лишь разборчивость речи, сохраняя смазанность согласных и избыточный носовой резонанс.
Коррекционно-логопедическая работа по исправлению ринолалии строится с учетом особенностей строения артикуляционного аппарата до и после операции уранопластики, влияния ограничений функций нёба и глотки на звукопроизношение и голосообразование, индивидуальной реакции обучающегося на свое состояние. В зависимости от этого индивидуально подбираются методические приемы.

Однако для всех приняты четыре общих этапа работы.

1. Дооперационный подготовительный этап.
2. Послеоперационный этап. Постановка гласных звуков. Устранение избыточного носового резонанса.
3. Этап коррекции звукопроизношения, координации дыхания, фонации и артикуляции.
4. Этап полной автоматизации новых навыков.

Продолжительность этапа определяется индивидуально. Характерной для каждого этапа является основная направленность работы на решение определенной задачи, хотя могут применяться упражнения, соответствующие другим этапам.

Приступать к целенаправленному исправлению ринолалии следует как можно раньше — с 3 лет. Занятия проводят амбулаторно, не менее двух раз в неделю.
Прежде всего необходимо тщательно обследовать ребенка, чтобы выявить индивидуальные особенности речевого развития. На основании этих данных составляется индивидуальный план коррекционно-воспитательной работы.

В обследование входят:

1) описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и самого врожденного дефекта;
2) определение состояния физиологического и речевого дыхания;
3) выявление особенностей звукопроизношения;
4) определение уровней общего речевого и интеллектуального развития;
5) изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка.

Обследование начинается с осмотра артикуляционного аппарата. Логопед классифицирует вид расщелины, выясняет, в каком возрасте были сделаны пластические операции губы и нёба, а затем подробно описывает состояние всех органов артикуляции.
При расщелине верхней губы отмечают ее подвижность, выраженность рубцовых изменений, состояние уздечки.
Осматривая нёбо до операции, фиксируют внимание на размере дефекта и подвижности сегментов мягкого нёба. После операции описывают форму свода, рубцы, степень их выраженности, длину и подвижность нёбной занавески.
Известно, что в норме в состоянии покоя маленький язычок отстоит от задней стенки глотки на 7 ± 0,1 мм и свисает от плоскости жевательных поверхностей верхних зубов на 0,9 ± 0,3 мм. Если расстояние от края маленького язычка до задней стенки глотки можно измерить довольно точно небольшой продизенфицированной линейкой с неострыми краями, то высоту расположения язычка определить очень трудно и чаще всего приходится это делать на глаз.
Подвижность нёбной занавески легко наблюдать при плавном протяжном произнесении гласного звука а, когда рот ребенка широко открыт.
Одновременно логопед имеет возможность визуально оценить плотность нёбно-глоточного смыкания и активность боковых стенок глотки при фонации.
При полной неподвижности мягкого нёба необходимо попытаться вызвать глоточный рефлекс, прикасаясь шпателем к задней и боковой стенкам глотки. Наблюдаемый при этом непроизвольный рывок небной занавески вверх, во-первых, показывает, что подвижность мягкого нёба в принципе возможна и ее следует развивать, а во-вторых, демонстрирует приблизительный уровень смыкания, который может быть достигнут в дальнейшем.

Одновременно возможна оценка глоточного рефлекса, который в зависимости от степени выраженности характеризуют как сохранный, повышенный или сниженный. Известно, что затухание реакции глоточных мышц на раздражитель может начаться в 5 и закончиться уже в 7 лет. Особенно важна правильная оценка активности мышц глотки для детей, которым предстоит носить функциональный глоточный обтуратор.
Язык необходимо описывать подробно, останавливаясь на особенностях его позиции в полости рта, состоянии корня и кончика. Отмечают его излишнюю напряженность или вялость, ограничение подвижности. Для этого выкладывают широкий язык на нижнюю губу, вытягивают его «жалом», поднимают, опускают, водят направо-налево, облизывают губы и т. д. Все движения выполняют по подражанию, а затем по инструкции логопеда перед зеркалом и без него.
Изменения зубных рядов фиксируют лишь в случае их влияния на речь, а изменения прикуса помечают обязательно, так же как при наличии ортодонтического аппарата необходимо записать цель его наложения, вид, плотность фиксации и решить, не помешает ли он артикуляционным упражнениям и звукопроизношению.
Особенности нёбных дужек и открывания полости рта отмечаются только при наличии каких-нибудь отклонений. В конце осмотра проверяют направленную воздушную струю. Для этого ребенку предлагают плюнуть, подуть на ватку губами, а потом подуть с высунутым языком. Все это выполняется открытыми и зажатыми крыльями носа.

Уровень речевого развития выясняют, проверив звукопроизношение, словарный состав речи, ее грамматический строй, а также фонематический слух.

Анализируя особенности звукопроизношения, логопед проверяет звучание и артикуляции всех фонем русского языка вначале по подражанию, а затем при самостоятельном произнесении изолированных звуков, слов и предложений. Ребенок вначале повторяет за логопедом отдельные фонемы, а затем слова — простые и со стечением согласных, а грамотные дети и читают их. Дошкольники называют предметные картинки, а по сюжетным картинкам с ними проводится беседа.
Следует помнить, что ребенок может по-разному произносить звуки при повторении за логопедом, чтении и беседе по заданию и в спонтанной речи, и поэтому необходимо проверить все эти виды речевой деятельности . Наиболее ярко особенности звукопроизношения спонтанной речи проявляются при ответах на простые бытовые вопросы, когда ребенку не нужно задумываться над содержанием ответа и он может говорить быстро, например: «Как тебя зовут? Где ты живешь? На чем вы с мамой приехали? Ты ходишь в детский сад? В какую группу? Как зовут твоих воспитательниц?»

Установив дефектный звук, в карте нужно пометить, в каком виде речевой деятельности он страдает и каков характер нарушения: искажение, замена, отсутствие, беззвучное произнесение, сопутствующее смыкание. При искажении звука точно указывается дефект артикуляции, например: боковой свистящий сигматизм, глоточный (или фарингеальный) шипящий и свистящий сигматизм, оглушение взрывных фонем, призубное произнесение губно-губных звуков п, п’, б, б’ и т. п.
Весь используемый при обследовании материал должен соответствовать возрасту и развитию ребенка, так как, повторяя незнакомые слова или пытаясь назвать или охарактеризовать новые предметы или явления, он может продемонстрировать худшее звукопроизношение, чем обычно ему свойственное.
После обследования произношения указывается общее впечатление о спонтанной речи: разборчивая, неразборчивая, смазанная, с избыточным носовым резонансом. При этом возможна объективная оценка разборчивости по таблицам Н. Б. Покровского. Однако такое обследование занимает много времени, не влияя существенно на организацию и результаты коррекционно-педагогической работы.

Источник

РАССТРОЙСТВА ГОЛОСА ПРИ РИНОЛАЛИИ И ИХ КОРРЕКЦИЯ

Расстройства голоса при ринофонии и ринолалии многообразны. Ведущим является изменение тембра голоса — открытая назализация — неприятный носовой резонанс, придающий к тому же смазанное, глухое звучание всей речи. Назализация возникает из-за отсутствия разграничения носовой и ротовой полостей. Она значительно изменяет акустические характеристики фонем. Голос становится монотонным, неполетным и слабым.

Расщелина нёба, как анатомический дефект надставной трубы, приводит к асимметрии в строении резонаторных полостей гортани, глотки, носа, а также дискоординирует функцию комплекса нёбо — гортань, в котором нёбо играет роль пускового двигательного возбудителя. Доказано, что положение мягкого нёба вызывает изменение положения голосовых складок. Поэтому нарушение целостности, анатомическая и функциональная асимметрия мышц мягкого нёба и глотки приводят с возрастом к функциональной асимметрии голосовых складок, что снижает силу голоса, делает его сдавленным, истощимым, немодулированным.

Анатомический дефект, гортанные звукообразования, двигательная дисфункция в сочетании с неправильным голосоведением провоцируют узелковые и воспалительные процессы в гортани, фонастению, парез внутренних мышц гортани у 70—80% подростков и взрослых с расщелинами нёба. Эти заболевания ослабляют и истощают голос, придают ему осиплость и охриплость.

Все перечисленные патологические качества голоса усугубляются нарушением фонационного дыхания и особенностями поведения людей, страдающих ринолалией или ринофонией.

В результате звучание голоса и механизм фонации при расщелинах нёба становятся настолько специфичными, что М. Зееман выделил голос при ринолалии в самостоятельное расстройство и назвал его дисфония палатина или палатофония. Современная фониатрия вообще классифицирует ринофонию и ринолалию как голосовое расстройство.

Из всего вышесказанного становится ясно, какое важное место занимает коррекция голоса в комплексе коррекционно-педагогической работы по исправлению ринофонии и ринолалии. Основные задачи этих мероприятий — нормализация резонанса, развитие природных голосовых данных детей, восстановление двигательной функции гортани при заболеваниях голосового аппарата и воспитание навыков правильного голосоведения.

К мерам, способствующим улучшению голоса детей до пластической операции нёба, относятся постановка физиологического и фонационного дыхания, профилактика дистрофии мускулатуры глотки и нёба, коррекция звукопроизношения.

После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выход и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиления нёбно-глоточного смыкания, постановки сбалансированного резонанса, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи.

На I, подготовительном, этапе основное внимание уделяется дифференцированному выдоху и уточнению артикуляции гласных звуков. На II этапе занятия дыхательной гимнастикой продолжаются, но направлены они на нормализацию соотношения вдоха и выдоха.

Непосредственно голосовые упражнения на II этапе позволяют решить две задачи. Подвижность нёбной занавески развивается вокальными упражнениями, а избыточный носовой резонанс устраняется фонопедическими.

Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки.

Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука. Методика проведения вокальных упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.

На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков а и э, через 2—3 урока прибавляется о, еще через неделю и и последним у. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.

Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняют слуховые дифференцировки.

К вокальным упражнениям приступают на 3—4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.

При практической неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения а или э на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. Расслабление нёба, уменьшение амплитуды его подъема являются показателями для дозировки тренировок. Обычно поют гласные по 2—3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.

Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты нёба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5— 4 тона.

Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.

Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.

Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Как указывают В. Г. Ермолаев и Н. Ф. Лебедева, детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции. Подбирая вокальные упражнения, следует руководствоваться схемой средних диапазонов детских голосов. Наиболее легко, без усилий и усталости детские голоса до периода мутации звучат в следующих диапазонах (по В. Г. Ермолаеву и Н. Ф. Лебедевой, 1970):

3—4 года — ми 1 — соль 1

5—6 лет — ми 1 — си 1

7—10 -лет — ре 1 — ре 2

10—14 лет — ми 1 — ре 2

При правильном выполнении вокальных упражнений носовой резонанс в пении вначале значительно уменьшается и постепенно совсем исчезает. Желательно петь под аккомпанемент фортепиано, но можно и под магнитофон, вместе с логопедом и после него.

Активизация нёбно-глоточного смыкания и овладение среднереберным (для детей) или диафрагмально-реберным (для подростков и взрослых) выдохом позволяют приступать к постановке сбалансированных по резонансу гласных звуков.

Развивая подвижность нёбной занавески на начальных упражнениях с гласными звуками а и э, внимание сосредоточивают на кинестезиях подъема мягкого нёба. При этом ощущения нёбно-глоточного смыкания соотносятся с непривычным для детей с ринолалией ротовым резонансом. Следует обязательно обращать внимание ребенка на звонкость и чистоту сбалансированного по резонансу звука, хвалить его после каждой удачной попытки фонации. Следующий шаг в обучении — сделать этот процесс осознанно управляемым.

Вначале определяется основной, наиболее естественный тон голоса ребенка. Этот тон закрепляется в ненапряженной, наиболее физиологичной манере фонации.

Определение наиболее удобного тона происходит при повторении ребенком за логопедом по подражанию звука м на разной высоте, с фиксацией внимания на носовом резонансе и мягкой голосовой атаке. Логопед после проведения начальных вокальных упражнений уже должен быть сориентирован на средний тон голоса ребенка. Его задача — дать ребенку почувствовать и запомнить этот тон, который станет опорным при постановке голоса.

В течение двух-трех дней ребенок повторяет фонему м на основном тоне голоса средней громкости, протяжно (на стоне), «в маску» по 2—3 раза подряд 8—12 раз в день.

Выбор фонемы м как исходной при постановке голоса в фонопедической практике определяется ее физиологической основой, удобной для правильной фонации. Она отличается незначительной напряженностью, большим импедансом, выраженным резонансом носовой и придаточных полостей, что в итоге активизирует работу голосового аппарата. При произнесении м с сомкнутыми губами, опущенным корнем языка и с небольшой щелью между зубами легко достигается подача звука «в маску». Первоначально фонему произносят кратко, но постепенно звучание удлиняют.

Далее с детьми без органических изменений в голосообразующем аппарате начинаются тренировки в произнесении гласных звуков на закрепленном «мычанием» основном тоне.

Упражняются в произнесении изолированных гласных, а потом их сочетаний, что объясняется ориентацией занятий на дальнейшие тренировки подвижности нёбной занавески. Количество гласных в сочетаниях постепенно увеличивается до трех.

Упражняясь в произнесении сочетаний гласных, нет необходимости соблюдать приведенный порядок. Логопед сам отбирает нужные по звуковому составу сочетания. Постановка гласных проводится в порядке а, э, о, и, у с ориентацией на степень подъема и напряженности нёбной занавески.

Ребенок повторяет гласные за логопедом, подражая его манере фонации. Логопед же произносит гласные на основном тоне голоса ребенка, громко, но без напряжения и крика, на мягкой атаке, с открытым звучанием. Довольно трудно при этом дать ребенку доступную инструкцию. Важно обратить его внимание на широкое открывание рта, утрированно открытую артикуляцию (особенно гласных звуков и, ы, у), продвижение кончика языка к нижним резцам, на ощущения раскрытия глотки и правильной ненапряженной фонации.

Для детей со здоровым голосовым аппаратом бывает достаточно проведения нескольких занятий по обучению правильной фонации. Как только дети ощутят кинестетически и смогут дифференцировать правильную фонацию на слух, они будут в состоянии выполнять, опираясь на нее, все последующие упражнения для расширения диапазона и увеличения силы голоса.

В литературе неоднократно указывалось на уменьшение носового оттенка при фонации в грудном регистре. Однако переводить фонацию в грудной регистр детям до 13 лет не стоит, поскольку подобное голосоведение несвойственно до мутации, нефизиологично и его редко удается ввести в спонтанную речь.

Для сознательного контроля за резонансом сразу после овладения артикуляцией гласных звуков упражняются в произнесении их по контрасту. Вначале ребенок учится распознавать на слух, с каким резонансом (носовым или ротовым) произносит гласные звуки логопед. Затем сам за логопедом повторяет эти звуки, меняя резонанс. Для привлечения внимания к кинестезиям резонанса пальцами одной руки ребенок касается переносицы, а ладонь другой кладет на грудь у основания шеи. Произнося звуки, направляет резонанс то к пальцам, то к ладони.

После усвоения этих упражнений можно отказаться от повторения гласных звуков с носовым резонансом, но обязательно следует продолжать слуховые дифференцировки, а также дифференцировки ребенком его собственного резонанса.

Произнесение гласных звуков (изолированных, в сочетаниях по два и по три) — с утрированной открытой артикуляцией продолжается несколько недель. Эти упражнения служат разминкой в начале каждого занятия и помогают настроить ребенка и его голосовой аппарат на фонацию со сбалансированным резонансом.

Звукосочетания приходится подбирать индивидуально. Так, если ребенок научился чисто произносить изолированные у, и, но назализует их в звукосочетаниях, то последние следует составлять так, чтобы гнусавые гласные оказывались после или между а, э. Тогда при слитном произнесении гласных ребенок на втором звуке только меняет положение губ, удерживая манеру фонации и резонанс первого звука.

Овладение произнесением гласных звуков со сбалансированным резонансом позволяет переходить к изолированным йотированным звукам ja, \э, jo, jy и к их звукосочетаниям в интервокальной позиции: aja, э]э, ojo, yjy.

Известно, что при ринофонии и ринолалии имеется тенденция перенесения в слове носового резонанса звука на последующий. То же самое происходит и с эмиссией воздуха в нос. Это и создает впечатление смазанности речи. Чтобы затормозить указанные явления и научить ребенка сохранять ротовой резонанс, приходится упражняться в произнесении звукосочетаний с согласными в интервокальной позиции: гласный — согласный — гласный. Разумеется, упражняются только правильно артикулируемые согласные. Звонкие сонорные и фрикативные звуки включаются в упражнения в следующей последовательности: м, и, л, р, в, з, ж. Звукосочетания произносят слитно, плавно, с протяжной фонацией на равноударных гласных.

Сформированные предыдущим упражнением кинестезии позволяют приступать к повторениям изолированных слов, начинающихся на ударные гласные звуки. Эти слова должны включать как можно больше сонорных и звонких фрикативных согласных в интервокальной позиции. Упражнение закрепляет кинестезии сбалансированного резонанса в сочетании с физиологичной манерой фонации.

Источник

Читайте также:  двойные союзы в немецком языке упражнения с ответами
Adblock
detector