Меню

вокальные упражнения для заикающихся детей

Вокальные упражнения для заикающихся детей

Настасья, эти песенки реально помогают!! Мы поем с нашими детками эти «дыхательные» песенки (так мы их называем) ежедневно.

Программа Лазарева M.JI. впервые предложила оздоровление детей на основе музыкальной психорегуляции дыхания, т.е. на базе пения. Сам процесс пения рассматривается как вокально-речевой процесс, в котором на дыхание «нанизывается»:

 Эмоциональная реакция — «вокал».
 Интеллектуальная — идея, смысл текста.
 Моторная деятельность — речь.

Песни влияют на эмоциональную сферу ребенка, меняют настроение ребенка, позволяют почувствовать себя здесь и сейчас у моря, среди цветов, друзей зверюшек, таким образом отвлечься от болезни. Оживляя эмоциональную сферу, восстанавливается иммунобиологический процесс, и дети реже болеют. Давно известно, что большое количество негативных эмоций снижает иммунитет ребенка, а с помощью хорошей песни, игры, доброжелательной обстановки эмоциональный тонус повышается.

Кроме того, с помощью пения развивается экспрессия ребенка: дыхательная, речевая, двигательная, мимистическая. Развиваются музыкально- сенсорные навыки:

 «внешний слух» — способность слышать вокруг себя звуки,
 «внутренний слух» — способность слышать музыку внутри себя, чувство ритма, чистота интонации, динамика,
 звуковысотный слух, укрепляются мышцы органов дыхания и голосового аппарата, улучшает здоровье, укрепляет легкие, а повышает качество пения.

По мнению лучших врачей и других специалистов: пение — лучшая форма дыхательной гимнастики.

ПЕНИЕ как одно из СРЕДСТВ КОРРЕКЦИИ заикания
Заикание чаще всего проявляется в дошкольном возрасте от 2 до 6 лет, т.е. есть в момент становления речи. У заикающихся детей нарушено чувство ритма и темпа, при движениях излишнее напряжение мышечного тонуса. Появление заикания резко сужает коммуникативные возможности. Традиционные методы «борьбы» с заиканием построены на том, чтобы научить ребенка правильно пользоваться дыханием, свободно говорить и общаться. Ребенок получает специальные инструкции: «Вдохни. Задержи дыхание. Теперь выдыхай и говори — медленно, плавно, спокойно».

Практический опыт психокоррекционной работы средствами музыкального искусства, в частности пения, показывает ее большой терапевтический и коррекционный эффект в работе с детьми, имеющими заикание. Психологический аспект воздействия музыки, пения на заикающегося ребенка связан, прежде всего, с коррекцией нарушений эмоционально-личностной сферы детей, где важное место занимают коммуникативная сфера, расширение социального опыта детей, умения адекватно общаться, взаимодействовать в совместной деятельности со сверстниками и взрослыми.

Вокальное и хоровое пение испокон веков использовали для лечения физических и душевных недугов, а также, заикания. Поэтому, пение — работа со звуком (высотой, долготой, силой), ритмом, дыханием, интервалами, эмоционально-выразительное, образное насыщение песни не только приводит к лечебному эффекту заикания, но и формирует, корректирует личность человека, повышает иммунитет к стрессам. Научившись вокальному пению, человек получает эффективнейшее средство снятия внутреннего напряжения и самовыражения. Доказано, что речь заикающихся, поддержанная внешне заданным ритмом — стихотворением, песней — получает в нем опору и восстанавливает равновесие, то есть, заикание исчезает.

Во время ПЕНИЯ у заикающихся исчезает повышенное напряжение дыхательных и артикуляционных мышц. Пение помогает развивать силу голоса, чистоту его звучания и мелодику речи. Пению уделяется настолько большое внимание, что оно вводится не только в музыкальную деятельность, а на каждое логопедическое занятие.
В начале обучения дошкольников пению определяется диапазон голоса каждого ребенка, умение правильно управлять вдохом и выдохом в пении, одновременно проверяется слух, память и чувство ритма, которые развиваются в процессе певческой деятельности. Упражнения для работы над дыханием, голосом и артикуляцией проводятся в комплексе, поскольку эти три компонента речевой деятельности очень тесно связаны между собой.

Читайте также:  упражнения для развития силы и выносливости у детей

Прежде чем научиться правильно петь, необходимо научиться правильно дышать, поэтому дыханию в работе с заикающимися детьми на музыкальных занятиях уделяется большое внимание. Работа начинается с упражнений в глубоком дыхании. Объясняется и показывается, как делать вдох глубоко, не спеша, задержать ограниченное время воздух, а затем начинать медленно выдыхать через рот, как бы дуя на блюдечко, в котором находится горячий чай. Все движения делаются ритмично, под счет: на «раз, два» делается вдох, на «три» дыхание задерживается, затем на «раз, два, три» делается выдох. Обязательно наблюдаем, чтобы процесс глубокого дыхания проходил при полном спокойствии и равномерности вдоха и выдоха не только во время пения, но и речи. Иногда предлагаем детям перед вступлением «понюхать цветок» и сразу начать петь, «сдуть пушинку», «задуть свечу».

Постепенно дети овладевают глубоким дыханием и ощущением опоры звука. Приучаем детей брать дыхание организованно, всем вместе, перед началом пения, при окончании музыкальных фраз, на паузах и т.д., используя дирижерский жест. Объясняем и показываем, как взятое дыхание в распеваниях «расходовать» планомерно, брать его глубоко или поверхностно, в зависимости от темпа и характера музыкального произведения.

Источник

Дыхательные техники избавления заикания от доктора Стрельниковой

Дыхательные упражнения при заикании

Дыхательная гимнастика нашла широкое применение в борьбе с заиканием из-за своей высокой эффективности.

Заикание является распространённой речевой патологией приносящей множество проблем людям, которые им страдают. Однако каждодневное выполнение упражнений поможет избавиться не только от речевого нарушения, но и от причин, которые спровоцировали его развитие.

Дыхательная гимнастика при заикании способна полностью наладить разговорную функцию пациента при условии регулярного соблюдения всех правил выполнения

Расстройство ритма и темпа речи называется заиканием.

Чаще всего им страдают мальчики в возрасте от двух до пяти лет.

Именно в это период малыши активно начинают пользоваться фразовой речью. Соответственно любые негативные факторы (патологии нервной системы, психологические проблемы, частые простудные заболевания) могут спровоцировать нарушения разговорной функции различного типа, в том числе и заикание.

Также не исключается наследственная предрасположенность к данному заболеванию.

При возникновении симптомов заикания у ребёнка, необходимо вместе с ним посетить несколько специалистов – невролога, психолога и логопеда.

Физиология заикания заключается в следующих процессах, протекающих в организме человека:

  • Происходит дисбаланс в передаче нервных импульсов в зону, отвечающую за репродуцирование речи.
  • Появляются спазмы мышц, так называемые «судороги». В органах артикуляционного аппарата (язык, гортань, губы, глотка). Также в патологическом процессе принимают участие диафрагма, мышцы груди и брюшины.
  • Заикающимся пациентам присуща высокая эмоциональность, психологическая неуравновешенность.
  • Присутствует постоянное расстроенное, напряжённое выражение лица.
  • Слова произносятся с заметным удлинением, неконтролируемыми остановками в процессе произношения – ррр-ря-бина, бб-бита.
  • Наблюдается тремор мышц рта.

Важно! Заикание гораздо легче и быстрее поддаётся коррекции при максимально раннем обращении к врачу. Ребёнок, столкнувшись сильным напряжением в общении, может вовсе отказаться разговаривать

Образование голоса, дыхание, артикуляция – это три неразрывно связанных процесса. Соответственно дыхательные упражнения будут очень полезны для восстановления разговорной функции при любом виде заикания, а также нормализации нервной системы.

Однако для полного выздоровления пациента необходимо комплексное лечение. Часто наряду с дыхательной гимнастикой, применяются медикаментозная терапия и различные психотерапевтические методики.

Общая характеристика дыхательной гимнастики

Читайте также:  когда выполнять упражнения на расслабление мышц

Пациентам, которые заикаются, огромную помощь в борьбе с заболеванием, окажет дыхательная гимнастика, специально подобранная врачом после медицинского обследования.

Она состоит из разных по сложности упражнений.

Дыхательная гимнастика от заикания, при условии регулярного выполнения, поможет, наладить правильный ритм и темп речи.

Первоначально упражнения осуществляются без включения голосовой функции далее, усложняются воспроизведением звуков.

Для того чтобы достичь максимального эффекта от гимнастики необходимо понимать основные задачи, которые решает данная техника. Например, такие, как:

  • Соблюдение правильного баланса вдоха и выдоха.
  • Увеличение тонуса брюшных мышц.
  • Развитие диафрагмального дыхания.
  • Самостоятельное регулирование дыхательного ритма.
  • Формирование расслабленного дыхания при разговоре.

Систематическое выполнение дыхательных упражнений от заикания научит пациента вдыхать нужное количество кислорода при разговоре, постепенно придаст уверенность в себе, полностью избавит от патологии.

Однако следует запастись терпением. Избавление от заикания проходит медленно. Лечение требует больших усилий, но прогноз благоприятен при патологии любой степени тяжести.

Метод Стрельниковой

Существует большое количество дыхательных методик от заикания. Гимнастика Стрельниковой считается наиболее эффективной.

С техникой выполнения основных упражнений можно ознакомиться в таблице ниже.

  • Необходимо стоять прямо.
  • Губы сомкнуть.
  • Руки, согнуть в локтях, поднять вверх.
  • Выполнить с шумом восемь вдохов через нос. В это время сжимать ладони.
  • Выдох через рот, с разжатыми губами, плавно без задержек. Ладошки разжать.
  • Пауза 2-3 секунды.
  • Повторять упражнение 24 раза.

Необходимо контролировать плечи, следить, чтобы они не поднимались во время работы над дыханием

  • Сжатые в кулаках руки положить на талию.
  • Сделать восемь активных полноценных вдохов, плавных выдохов.
  • В процессе вдоха кулаки толкать с силой вниз. Во время выдоха возвратить обратно.
  • Пауза 3 секунды.
  • Цикл повторить 12 раз
  • Наклониться с опущенными вниз руками.
  • Сделать восемь вдохов.
  • При выдохе возвращаться в положение стоя.
  • Перерыв около трёх секунд.
  • Повтор 12 раз.

Чтобы легче было представить, как делается данное упражнение, необходимо визуализировать, что ручным насосом накачивается автомобильная шина

На занятие уходит примерно пятнадцать минут. Гимнастику нужно проделывать регулярно два раза в день: утром и вечером.

Читайте также:  какие упражнения делают для раскрытия шейки матки

Следует соблюдать некоторые правила при выполнении дыхательной техники. Например, такие, как:

  • Внимание должно быть направлено именно на вдох (только через нос, шумный и резкий, напоминающий хлопок в ладоши).
  • Выдох пассивный, бесшумный через рот.
  • Все движения выполняются только одновременно с вдохом.
  • Комплекс упражнений осуществляются в любом удобном положении для пациента.

Важно! Необходимо знать, что в период, когда пациент дышит по данной методике, у него может закружиться голова. Если присутствует такое проявление, упражнения следует выполнять сидя

Когда ребёнок перестаёт испытывать затруднения во время занятий, врач добавляет более сложные упражнения.

Для закрепления дыхательной техники во время общения необходимо запомнить следующие основные аспекты:

  • Перед тем, как начать разговаривать очень важно, сделать вдох.
  • Слова произносятся на выдохе, один выдох – 3-4 слова.
  • Должно присутствовать абдоминальное дыхание (животом).
  • Стараться вдыхать во время пауз, соответствующих смыслу разговора.
  • При воспроизведении речи нужно следить за состоянием мышц – избегать зажимов в области лица, шеи, артикуляционном аппарате.

Дыхательная гимнастика при заикании, как и любой другой вид терапевтических мероприятий, имеет свои противопоказания.

Например, такие, как:

  • Различные острые состояния (свежая черепно-мозговая травма, высокая температура тела, болевые ощущения).
  • Повышенное артериальное и внутричерепное давление.
  • Мочекаменная болезнь. При данном заболевании доктор к выбору упражнений подходит избирательно. Например, такая техника, как «насос» может спровоцировать обострение.
  • Травмы позвоночного столба.
  • Врождённый порок сердца является относительным противопоказанием. Возможно, выполнение упражнений будет разрешено врачом после внесения некоторых ограничений, в зависимости от степени тяжести заболевания.

Необходимые условия для выполнения дыхательной гимнастики

Для того чтобы достичь максимально положительный эффект во время выполнения упражнений при заикании необходимо соблюдать следующие правила:

  • Всегда проветривать помещение перед занятиями.
  • Следить за чистотой комнаты, регулярно вытирать пыль, проводить влажную уборку.
  • Не заниматься в помещении с повышенной влажностью.
  • Приступать к дыхательной гимнастике нельзя на голодный желудок, однако с полным животом также не рекомендуется. После приёма пищи должно пройти минимум 2 часа.
  • Необходимо избегать физического переутомления и высыпаться.
  • Важно добавить пациенту, борющемуся с заиканием занятия спортом, которые благоприятно сказываются на работе сердца, нервной и дыхательной системах (бег, плавание, катание на коньках, лыжах).
  • Необходимо улучшить пищевой рацион. Ребёнку нужно употреблять нежирное мясо, кисломолочные продукты, свежие фрукты, овощи, зелень, морскую рыбу, крупы. Лучше организовать четырёх разовое питание с соблюдением точного режима времени приёма пищи.
  • Если у больного появились жалобы на затруднённое дыхание (ринит, кашель), занятия лучше отложить до полного выздоровления.

Важно понимать – дыхательная гимнастика при заикании у детей должна вызывать положительные ассоциации. Нельзя кричать на малыша во время выполнения упражнений, заставлять тренироваться силой. В семье необходимо поддерживать спокойную благоприятную обстановку. Малыш должен доверять своим родителям и чувствовать их поддержку.

Источник

Adblock
detector