Меню

вокально хоровые упражнения для мальчиков

Подборка игровых упражнений для развития начальных вокально-хоровых навыков в младшем хоре

Игровые упражнения, позволяющие легко и «в обстановке большой заинтересованности» ввести маленьких начинающих хористов в серьёзный мир настоящего хорового творчества.

Скачать:

Вложение Размер
Игровые приёмы в младшем хоре 24 КБ

Предварительный просмотр:

Флерко Светлана Анатольевна

Преподаватель хоровых дисциплин,

МКОУДО «Лопухинская ДШИ»,

Педагогический стаж: 2 года.

«Подборка игровых упражнений для развития начальных вокально-хоровых навыков в младшем хоре».

Хоровое пение — процесс увлекательный, но не всё и не сразу в нем выходит так, как нам хочется. Это тем более касается «вчерашних дошколят» (как правило именно в этом возрасте находятся дети, пришедшие к нам в хор). И конечно, наша нелёгкая работа по «воспитанию из них хористов» ни только не должна быть в тягость нашим будущим артистам, но наоборот, не должна выглядеть работой вообще. По крайней мере — на начальном этапе. Ведь, как мы знаем, психологическими особенностями возраста участников младшего хора (7-8 лет) являются быстрая утомляемость, неспособность долго удерживать внимание на одной задаче. Поэтому для постепенного «вживания» детей в правильные певческие установки и для развития концентрации слухового внимания в младшем хоре я активно использую игровые приёмы.

В основном они сосредоточены в распевке, и здесь важно помнить (прежде всего педагогу), что мы не просто проводим время в играх с детьми. У распевки есть свои задачи: подготовить певческий и артикуляционный аппарат к работе и собрать внимание детей, возможно, отработать некоторые сложные фрагменты в разучиваемых произведениях. Поэтому наша распевка — это подборка — последовательность игр, вводящих детей в «рабочую атмосферу».

Конечно, львиная доля игр собиралась из разных источников и лишь некоторые были мной модифицированы. Детям ведь интересней, когда игры «обновляются». Но что бы вы им не предложили, самое важное качество, позволяющее достигать наилучших результатов — это эмоциональное наполнение. Все должно быть ярко и «от души».

«Регулировщик» — собираем внимание, отрабатываем реакцию на жест дирижера.

Я – регулировщик, стою на музыкальном перекрестке. Ученики – музыкальные машинки, готовые ехать по моему жесту.

Я поднимаю руки на уровень груди – «машины» готовы (жест внимания) → перевожу руки вверх – машины набирают воздух (вдох) → опускаю руки обратно – машины поехали (запели) → немного опускаю руки ниже – машины едут тихо → приподнимаю руки выше – машины едут громко. В конце опускаю руки вниз – машины останавливаются (заканчивают петь).

«История маленькой лошадки» — «разогреваем» артикуляционный аппарат (на основе артикуляционной гимнастики А.П. Савиновой-Крайновой).

«Жила-была маленькая лошадка.

Однажды вышла она погулять во двор (мелко и быстро цокаем языком),

тут на улицу вышла её мама-лошадь («крупное» цоканье),

маленькой лошадке надоело гулять во дворе и захотелось ей пойти на улицу. Вот она и спрашивает у мамы-лошади: «Можно мне пойти погулять снаружи?» («ммо-у» вопросительная интонация — звук как бы «забрасываем» наверх).

Мама-лошадь отвечает: «Можно» («Хо-о» утвердительная интонация сверху вниз, «Хо» — с придыханием глиссандируем на «полу-зевке»).

Пошла маленькая лошадка со двора гулять (мелкий цокот), и не заметила, как забрела в лес.

Тут из-за кустов выползла большая змея (шипим).

Маленькая лошадка испугалась и ускакала (цокот).

Увидела полянку на которой рос очень красивый цветок, и подошла его понюхать (медленный вдох через нос). Как только она это сделала, цветок взлетел — это оказалась бабочка.

Скачет лошадка дальше (цокот) и попадает в рой мушек (высокий «З» с «мелизмами»), а тут еще и большой шмель вылетел (низкий «Ж»). Ускакала от них лошадка (цокот).

Вдруг деревья закачались и подул сильный ветер (с усилием выдуваем воздух). Маленькая лошадка замерзла («дррррр») и поскакала домой (цокот). А ей навстречу уже скачет мама-лошадь («крупный» цокот). И стала она маленькую лошадку греть (дуем на руки как бы согревая их). Так и вернулись они домой.

*Может показаться, что история очень длинная, но всё это выполняется буквально за пару минут.

«Путешествие на Марс» — подготавливаем певческий аппарат (фонопедический метод Е.Е. Емельянова)

Все дети — ракеты (можно предложить выбрать, какого цвета, что везут)

Садимся ровно, ноги крепко стоят на полу, руки на поясе. После выдоха наклоняемся вперёд (следим, чтобы спина оставалась прямой). Из такого положения делаем вдох в «заправочные баки», находящиеся на поясе, задерживаем дыхание и на обратный отсчет (от 5 до 0) начинаем постепенно выпрямляться. На счет «ноль» — «ракеты» взлетают (прыжок вверх) одновременно делая выдох.

На Марсе мы пересаживаемся в марсоход и заводим его (вибрация расслабленными губами). Когда мотор завёлся, едем на экскурсию по Марсу и по пути попадаем то «на горки», то «в кратеры» (та же вибрация но с соответственным повышением высоты звука, или его понижением).

Наконец мы встретили марсианина. А у него антенны и хоботок, и он так смешно разговаривает. (рот хорошо открыт, но звук направляем в нос: глиссандируем квинты сверху вниз, можно проработать трудные места из разучиваемых произведений).

«Кукушка ругается» — отработка скачков вниз-вверх в единой позиции (желательно — из изучаемых произведений) — посыл звука в «маску».

Кукушка возмущенно доказывает, что она прав а: «У-у-У-у» («прокол» верхнего звука при поднятом нёбе → переход на нижний звук без смены вокальной позиции → тут же возврат наверх и опять — вниз).

«Вью венок» — небольшая попевка на выстраивание унисона.

«Нюхаем цветочки» (спокойный вдох через нос, задержка дыхания) и поём «Вью-вью-вью венок» (три «вью» опевают тонику (II-VII-I) и фокусируют на ней слуховое внимание — выстраиваем интонацию, и на слове «венок» (продолжаем тонику) выходим на более округлый звук).

Всё, дети готовы перейти к работе над песнями.

Конечно, приведенными здесь вариантами игры-попевки не ограничиваются. Очень много интересных маленьких песенок, подобрано педагогами В. К. Колосовой, Н. Я. Френкелем, Н. А. Метловым, М. Ю. Картушиной. Еще есть замечательные песни композиторов Е. Тиличеевой, В. Карасевой, народные песни-попевки.

А еще мне очень понравилась идея Евдотьевой Аллы Анатольевны (музыкальный руководитель «МБДОУ №15 «Центр развития ребенка – детский сад» г. Калуги, заслуженный учитель РФ (Калуга, Россия) награждать ребят, хорошо справившихся с определёнными задачами при разучивании основного репертуара соответствующими «наградами» («Д» — за хорошую дикцию, «нотки» — чисто спетая мелодия, «Сердечко» — за выразительность исполнения), и побуждать тем самым внимательней относиться к своему исполнению.

Таким образом систематически вводя новые различные игровые песни-упражнения и другие методические приёмы, мы почти незаметно формируем устойчивые певческие навыки у участников младшего хора и их более осознанное отношение к пению, которые закрепляются и совершенствуются при разучивании песенного материала.

Буду рада, если кому-то помогут мои наработки.

Источник

Вокально-хоровая работа с мальчиками 8-11 лет
методическая разработка на тему

Методическая разработка предназначена для учителей музыки и педагогов хоровых студий.В ней раскрываются методы работы с мальчиками на начальном периоде обучения.

Скачать:

Вложение Размер
методическая разработка 111.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Центр внешкольной работы Калининского района г. Санкт-Петербурга

Вокально-хоровая работа с мальчиками 8-11 лет

Адресована педагогам дополнительного образования

Отдел: Хоровая студия мальчиков и юношей Санкт-Петербурга

Автор составитель: Слепенкова И.А.
педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург, 2010 г.

1. Пояснительная записка ‘» стр. 3

2. Основное содержание

Раздел 1 «Певческая установка» стр. 4

Раздел 11 «Дыхание» стр. 5

Раздел 111 «Звукообразование» стр. 7

3. Список литературы стр. 12

Данная методическая рекомендация предназначена для педагогов дополнительного
образования, работающих с мальчиками первого года обучения 8 — 11 лет. Эта возрастная
категория требует особого внимания, что обусловлено психологическими и
физиологическими процессами, происходящими в данный период. Задача педагога: увлечь
ребят, «оторвать» их от улиц, негативного влияния телевидения и поголовной
компьютеризации. Открыть им мир музыкального искусства, научить видеть прекрасное и
тем самым обогатить их внутренний мир. Детей надо заинтересовать, зажечь своей
влюблённостью в музыку, суметь им понравиться (очень важный фактор для мальчиков) —
это удаётся далеко не всем руководителям хора, но к этому должен стремиться каждый, кто
решил посвятить себя благородной цели — музыкальному воспитанию детей.

Цель создания хорового коллектива состоит в том, чтобы приобщить как можно
большее число людей к искусству хорового пения. На занятиях выполняется и учебно-
воспитательная работа: проводятся беседы (

В основе хорового пения лежит правильная вокально-техническая культура
исполнения. Поэтому именно работа над певческими навыками есть тот стержень, вокруг
которого разворачиваются все остальные элементы учебно-хоровой работы. Педагогические
задачи руководителя хора во многом сходны с работой педагога сольного пения, но
усложняются тем, что хормейстер имеет дело с коллективом певцов.

Целью подготовительных вокально-хоровых упражнений является систематическое
воспитание у певцов хора единых певческих навыков, установление единого способа
дыхания, установление единого способа звукоизвлечения.

Задачей данной работы является выявление компонентов, из которых складывается
певческий процесс и техника вокального исполнения.

Раздел 1 «Певческая установка»

3вукоизвлечение является процессом физиологическим, поэтому действие всей
голосообразующей системы подчиняется определённым закономерностям, о которых
хормейстер должен иметь представление и на собственном опыте уметь «прочувствоватьэ
певческий процесс.

Главное условие пения — это внутренняя полная физическая свобода исполнителей.

Она достигается естественной позой певца. Мышцы лица, шеи, плеч в спокойном состоянии.
Это должен контролировать руководитель постоянно, особенно на первых порах вокальной
работы. Можно разнообразить положение корпуса: распевать стоя, разучивать репертуар
сидя, готовый репертуар пропевать также стоя, проводить «фиэминутки» для
раскрепощения мышечного тонуса. Нужно добиваться, чтобы процесс пения был таким же
естественным и органичным, как процесс речи.

Освобождение мьппц артикуляционного аппарата и овладение их работой — вот
первый навык, с которого следует начать вокальную работу в хоре. И первым этапом в этой
работе является умение открывать рот. Нужно обратить внимание ребят на необходимость
большого раскрытия рта при пении, но не за счёт растяжения губ в стороны, а только за счёт
опускания нижней челюсти. Это всё нужно преподносить детям в игровой форме, рассказать
сказку про звуки. Можно взять за основу программу «Фонопеднческий метод развития
голоса» В.В.Емельянова, особенно l-ый цикл «Артикуляционная гимнастика» (рекомендую
упражнение «Змея»: широко открьт рот сказать [А] Ш, затем менять согласные, оставляя
гласную [А], в последовательности: С, Ф, К, Т, П, Б, Д, Г, В, ж, 3), 2-0Й цИКЛ
«Координирующие интонационно-фонетические упражнения».

Важнейшим фактором голосообразования у певцов является дыхание. В широко
известном афоризме — «школа пения — это школа дыхания» — очень правильно отмечается
огромная роль дыхания как фундамента, на котором формируется певческий голос.
«Певческое дыхание» — это особая приспособительная деятельность дыхательной системы во
время пения. Оно требует постоянного развития, систематической тренировки, ибо развитое,

продолжительное, гибко управляемое дыхание

большое достоинство певца

(Л’КЯрославцева «К вопросу о рациональных режимах певческого дыхания»).

Первое время участникам хора полезно держать руки на поясе и научиться вдыхать
носом, а выдыхать ртом. Полезными на данном этапе могут оказаться упражнения
Стрельниковой (стимулируют правильный вдох и выдох, проводятся В игровой форме,
помогают сократить число ОРВИ заболеваний).

Приведу примеры нескольких упражнений на укрепление певческого дыхания,
такими упражнениями в течение первого полугодия необходимо начинать буквально каждый

1. Мягко, по руке, взяв глубокое дыхание (следить чтобы плечи не поднимались, а
живот несколько идёт вперёд), ребята равномерно, медленно и беззвучно выдыхают воздух,
произнося согласную Ф, с. Можно предложить поставить перед собой ладошку и ощутить
мягкую воздушную волну или принести свечку и во время выдоха пронести перед ребятами.
Задача: пламя не должно потухнуть.

2. Очень полезно в качестве тренировки заставить певцов почувствовать ощущение
беззвучного крика (беззвучно кричать А). При этом внимание должно быть сосредоточено
на ощущении диафрагмы.

3. Использование упражнений в грудном режиме В.В.Емельянова:
а) в «позе кучера» (сидя, положив локти на колени)

Эти упражнения помогают ощутить работу диафрагмы.

4. Использование принципа «цепного дыхания» — умение незаметно вступать.

Процесс певческого дыхания нужно довести до сознания ребят и последовательно
отрабатывать его механизм, на каждом уроке напоминать хористам принципы певческого

дыхания, следить за правильностью его выполнения.

После начала работы над дыханием звук в хоре, как правило, становится более
слабым по силе и как бы бестембровым, это не должно пугать руководителя, так как это
явление временное. И сила и тембр вернутся к хору, причём В новом, лучшем качестве.

При пении упражнений нужно обращать своё внимание на исполнение первого ;ШУ!@..
так как начинающие певцы, не владеющие ещё в достаточной степени своим дыханием, не
могут правильно распределить его и на первом звуке, обычно расходуют дыхание гораздо
больше, чем это нужно.

Закрепить понятия певческой установки и дыхания поможет песня «Петь приятно и
удобно» ( N2 1). Данный сборник может
стать настольной книгой хормейстера, так как содержит много полезных упражнений и

Раздел IП «Звукообразование»

Звукообразование, или фонация (от греч. фоне — звук), происходит в результате
действия голосового аппарата. Певческий звук возникает от колебаний голосовых связок, а
усиливается и темброво окрашивается с помощью резонаторов.

Возможности певческих голосов мальчиков первого года обучения ограничены.

Хормейстер должен знать, что красота и прелесть детского звучания не в силе голоса, а в
звонкости, полётности, эмоциональности. Добиться всего этого можно лишь при условии,
что мальчики поют в фальцетном режиме. Чтобы ощутить этот регистр нужно просить ребят
петь «тоненьким» голосом и использовать пение звуков верхнего регистра ( от си-бемоль
первой октавы и выше). Интересно, что спеть звук на один тон выше своей примарной зоны
мальчикам сложно, а сразу высоко они начинают правильно интонировать, так как высокие
звуки благодаря своим акустическим свойствам легче воспринимаются на слух, чем низкие.
В распевках нужно добиваться ощущения «пения головой», развивать головной регистр
«когда ученики упражняются на высоких звуках, то они должны их начинать с головного
регистра. В этом случае полезно произносить в вокализации букву У, потому, что она
способствует вызову головного голоса» (Г’Ломакин «Руководство к обучению пению в
народных школах»), Это вытекает из механизма образования гласного У: активизируется
работа голосовых связок и дыхания. Гласный У помогает выработке пения «на зевке», так
как при его формировании мягкое нёбо и маленький язычок находят правильное положение.
К тому же использование этого гласного позволяет вырабатывать в хоре единую манеру
пения. Вот несколько упражнений:

1) Поётся на одном звуке, педагог поёт текст, а ребята заканчивают на У (по
полутонам вверх и вниз).

Педагог: Сидит ворон на дубу
Педагог: Он играет во трубу
Педагог: Труба точеная
Педагог: Позолоченная

Дети: ( у — у — у )
Дети: ( у — у — у )
Дети: ( у — у — у )
Дети: ( у — у — у )

)JW-V — у у _ о — •• _ а _

3) Пение на слог КУ формирует звук в высокой позиции

Многие хормейстеры отмечают полезность пения с закрытым ртом, ноя бы не
советовала использовать этот приём для детей первого года обучения, так как он сложен на
данном этапе. Развивая головной регистр, нужно уделять внимание и грудному. Чтобы
ощутить разницу, можно попросить ребят положить руку на грудь и почувствовать как она

Для развития грудного регистра можно использовать следующие упражнения (в

пределах ля малой октавы — ми бемоль первой октавы) в грудном режиме В.Б.Емельянова.

в распевках рекомендую избегать звуков среднего регистра, так как только после
овладения головным и грудным будет озвучен средний.

переключение грудного регистра в головной хорошо

отрабатывается в данном упражнении:

Но чтобы овладеть техникой пения в грудном и головном регистрах хормейстер
должен иметь слуховой идеал такого звучания. Для этого ему необходимо накопить как
можно больше слуховых впечатлений, посещать открытые занятия и мастер-классы, чаще
слушать звучание лучших хоровых коллективов и отдельных исполнителей.

Особое место в хоровой работе занимает воспитание унисона . Это серьёзная, трудная
и очень важная задача, потому, что хороший унисон в хоре — основа чистого многоголосного
пения (упражнение «цепочка» — звук передаётся по цепочке на слог «лю» или «лё» педагогом
одному из ребят, а он другому и так далее). Работу над унисоном целесообразно начинать с
пения попевок на одной ноте: «Андрей-воробей», «Лётчиком буду», «Барашеньки», затем на
двух: «Лиса», «Сорока», «Дон-дон», и так далее, постоянно расширяя диапазон.

Для выработки определённых вокальных навыков целесообразно использование
небольших отрывков музыкальных произведений: «Колыбельная» обработка Г .Мельо, «Спи,
моя милая» чешская народная песня, «Колечко» русская народная песня (Приложение N!! 2).

Для разучивания названий нот можно выучить с ребятами песни Герчик «Нотный
хоровод», Роджерс «Звуки музыки».

Очень важным и эффективным методом на начальном этапе является показ педагога.

И педагог должен демонстрировать яркое и эмоциональное пение (обязательно готовиться к
занятиям). Хормейстеру следует использовать не только метод подражания — «сделай как я»,
но также спрашивать наиболее активных, способных детей — тех, кто может служить
примером для подражания. (Рекомендую играть в «солистов», выучить небольшие попевки с
текстом от первого лица: «Птичка-синичка», «Здравствуй, Утёнок» (Приложение N!! 3).

Не надо отвергать игровые приёмы в работе с мальчиками 8-11 лет, они охотно
откликаются на эту форму деятельности и намного быстрее усваивают учебный материал.

Ещё один важный ПРИНЦИП в работе с детьми — принцип «наглядности». Мы
используем плакаты (при разучивании песен, для ладовой работы), карточки (для усвоения
ритма, запоминания написания нот).

В работе с мальчиками необходимо помнить, что им нужна частая смена заданий,
песен, упражнений, интенсивного ведения занятия. В своей практической работе я
использую метод «быстрого ведения урока» — один из методов дидактической системы
психолога Л.В.3анкова. Он является действенным средством формирования готовности к
певческой деятельности, так как активизирует учебный процесс.

Огромное значение в работе хорового коллектива играет музыкальный материал. Репертуар
— одно из основных условий формирования певческой деятельности, необходимо включать
песни на спортивную, военную, героическую тематику, сюжеты из школьной жизни, лирику,

юмор. Репертуар хора должен быть разноплановым, систематически подобранным по
трудности, чтобы каждая песня закрепляла уже освоенные навыки.

  1. Кюи «Мыльные пузыри»
  2. Кюи «Зима»
  3. Кюи «Под липами»
  4. Зильхер «АНе Jahre Wieder»
  5. Чайковский «Зима»
  6. Бах «Ты шуми зелёный бор»
  7. Парцхаладзе «Снега-жемчуга»
  8. Паулс «Ветры»
  9. Литовко «Музыка»
  1. Брицын «Очки»
  2. Миталлиди «Отчего вы плачете, берёзы»
  3. Латышская народная песня «Солнышко вставало»
  4. Французская народная песня «Пастушья»
  5. Дубравин «Гаммы»
  6. Гаврилин «Песня о городе»
  7. Русская народная песня «Блины»
  8. Сариев «Акварель»

Данная методика вокально-хоровой работы позволит педагогу в течение первого года
обучения добиться ровного звучания хорового коллектива, «полётности» звука, точности
интонирования и поможет перейти к многоголосному пению. Для ребят обучение будет
увлекательным и неутомительным, что явно способствует сохранности контингента.

В заключении хотелось бы напомнить слова выдающегося хормейстера Бончо Боева,
создателя болгарского детского хора «Бодра смена»: «Возможности детей безграничны:
ограниченными бывают только возможности тех, кто с ними работает».

  1. «Работа с детским хором. Сборник статей» (Москва, «Музыкая», 1981 г.)
  2. «Искусство хорового пения» (Москва, Гос. муз. издательство, 1963 г.)
  3. Л.Шамина «Работа с самодеятельным хоровым коллективом» (Москва, «Музыка», 1981 г.)
  4. «Основы вокальной работы с хором» (Ленинград, 1972 г.)
  5. Е.Лобачёва «Хор и хороведение» (Москва, «Музыка», 1964 г.)
  1. к.Ф.Никольская-Береговская «Развитие школы хорового пения в России» (Москва,
    издательство «Советская Россия», 1974 г.)
  1. ГЛ.Стулова «Хоровой класс» (Москва, «Просвещение», 1988 г.)
  2. В.В.Емельянов «Фонопедический метод развития голоса» (Методическая разработка)

Источник

Читайте также:  упражнения на мышцы бедра в домашних условиях видео
Adblock
detector