Меню

урок письма упражнения в составлении предложений

Методическая разработка по русскому языку » Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений»
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс)

Методическая разработка по русскому языку » Упражнение в письме букв, соединений слов и предложений»

Скачать:

Вложение Размер
metodicheskih_razrabotok_po_russkomu_yazyku_2.doc 136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнение в письме букв,соединений, слов и предложений

Данный урок разработан для 1 класса УМК “Школа России” под редакцией В.П. Канакиной, В. Г. Горецкого. Структура занятия соответствует всем требованиям ФГОС. При разработке урока руководствовалось целями, задачами и планируемыми результатами ,которые были поставлены вначале занятия.

Процесс обучения должен быть развивающим, интересным, требующим умственных усилий. Поэтому каждый этап занятия направлен на результат. Учащиеся учатся сравнивать, обобщать, применять знания.

Курс русского языка в 1 классе начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка, развитие речевых умений. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению.

В 1 классе центральное место занимает работа над фонетикой и графикой:звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки, звонкие и глухие согласные звуки, слог и ударение. Особое внимание уделяется обозначению мягкости согласных в середине слов мягким знаком.

Занятия “Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений”начинаются после изучения всех букв,когда учащиеся уже умеют различать все звуки и буквы и каллиграфически правильно писать их.Поэтому по типу : урок повторения изученных знаний.

В ходе занятия учащиеся выполняли различные задания “Лисицы”. По форме: урок -игра. Много на уроке игровые моменты и всё сопровождается музыкой : и пальчиковые гимнастики, и физкультминутки, и появление лисички.

Тема урока: Упражнение в письме букв, соединений, слов и предложений.

Цель урока: тренировка в каллиграфическом письме и списывание текста с соблюдением каллиграфических норм.

Задачи: -освоение первоначальных знаний о фонетике,грамматике русского языка;

-овладение умениями правильно писать, составлять несложные письменные тексты;

-воспитание позитивного отношения к русскому языку.

Предметные: воспроизводить форму изучаемой буквы иее соединения с другой буквой по алгоритму.Устанавливать связь слов в предложении, дополнять предложение словом в соответствии со смыслом предложения.

Метопредметные: понимать учебную задачу урока. Осуществлять решение учебной задачи под руководством.Отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения.

Личностные: владеть навыками сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуации.

Оборудование : для учителя:персональный компьютер, мультимедийное оборудование,листочки с заданиями,лиса(рисунок или игрушка лисы), песня из мультфильма “Бурёнка из Маслёнки”,таблица Правило посадки при письме,наклейки “улыбки”,муз.гимнастика для пальчиков-прятки,физкультминутка проходит с сопровождением музыки,песня “Как живешь-вот так!”,цветок ромашка изготовленный из бумаги.

для учащихся: цветные карандаши,средние бусинки,картонки с пластилином.

I .Мотивация к учебной деятельности.

Проверка готовности класса к уроку.Эмоциональный и психологический настрой учащихся на урок.

Учитель:- Сегодня будем знания закреплять,

Слов написание тренировать.

Задания простые и сложные выполнять

Речь и мышление развивать.

II.Введение в учебную деятельность и актуализация знаний.

1. Пальчиковая гимнастика

а) музыкальная гимнастика для пальчиков “Прятки”(звучит песня,учащиеся выполняют гинастику для пальчиков под музыкальное сопровождение)

б) выкладывание из бусинок печатные буквы м,л,н на заранее приготовленные картонки с пластилином.

2. Повторение правило посадки при письме(показ рисунка).

-спина касается спинку стула;

— голову, плечи держи ровно;

а) Ла ло лу ля лю ли ле (показ образца на пректоре)

Учитель:-На какую букву начинаются все слоги? (на букву л).

-На что похожа буква л? (ответы учащихся).

Ножка правая болит.

б) Спиши и поставь ударение.

Труд кормит,а лень портит.(образец на проекторе).

в) Работа над пословицей.

Учитель: -Как вы понимаете эту пословицу?(Если мы будем хорошо учиться, то добьемся очень много,а если будем лениться, то — ничего).

III.Постановка темы и цели урока.

Учитель :- У нас сегодня на уроке гость. А кто узнаете,если отгадаете загадку.

-Молодцы! Это лисица.

-К нам сегодня пришла в гости лисица (вывешивается рисунок или игрушка лисы, включается п есня из мультфильма «Бурёнка из Маслёнкино» песенка лисы ).

-Она сегодня с вами будет весь урок наблюдать, оценивать, а где- то и помогать. И ещё принесла с собой несколько заданий.

Учитель:- Кто догадался,какая тема будет сегодня на уроке?( Упражение в письме букв,соединений, слов и предложений).

IV. Работа над темой урока.

Учитель : — И первое задание от лисы!Выполняем устно.

1. Сделайте звуко-буквенный анализ слова «белка» [ б’ э л к а]

б — [ б’] — согласный, звонкий, мягкий

е — [ э ] — гласный, ударный

л — [ л ] — согласный, звонкий, твёрдый

к — [ к ] — согласный, глухой, твёрдый

а — [ а ] — гласный, безударный

-Молодцы! Лисичке очень понравилось,как вы выполнили задание.

-А теперь,она просит подобрать родственные однокоренные слова к слову “белка” и записать их в тетрадь.

-Кто мне скажет, что это такое, подобрать родственные однокоренные слова? (Это слова с одним корнем).

2. Белочка, беличий,бельчиха,бельчонок. — запишите их в тетрадь.

Учитель:- Молодцы! Теперь давайте проверим. Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и оцените его работу. Рисуем зеленый кружочек-если твой сосед нашёл 4 и более слов,жёлтый-если 3 и красный ни одного слова..(Слова появляются на проекторе).

3.Лисица с собой принесла письмо, но некоторые слова она написала не правильно, помогите лисице. Исправьте ошибки, допущенные в письме.

(Каждый ученик получает карточку с текстом, исправляет ошибки и списывает текст в тетрадь.) ( Приложение 1)

-Лисичка говорит спасибо,всё верно!

(физкультминутка проходит с сопровождением музыки,песня “Как живешь-вот так!”)

VI. Продолжение работы по теме урока.

Учитель:-Продолжаем наш урок!-Помогите лисичке назвать ласково.

2.- Закончите предложение и спишите в тетрадь(предложения написаны на доске).

Лисичка живёт в . У кометы длинный. Жеребёнок- это детёныш. Собака и кошка -это . А морковь,свёкла.лук -это.

3.-Скажите наоборот (Выполняется устно).

Белый-черный, много-. (мало),холод-. (тепло),длинный-. (короткий),узкий-. (широкий), быстро-. (медленно).

4.-А теперь, все мы будем художниками, разукрасьте рисунок. ( Приложение 2)

5.-Лисичка сорвала цветок.Угадайте какой?(показ цветка).Ромашка. (Приложение 4)

-Правильно,ромашка.Но ромашка не простая,на каждом лепесточке есть задания.(Работа парами,каждая парта вытягивает по одному листочку,на каждом листочке с обратной стороны задания,узнать из нарисованных элементов какая буква спряталась.Здесь учитель пишет на каждом листочки элементы букв и дети угадывают буквы).

Учитель:-Лисице очень понравилось, как вы выполняли задания,как отвечали на вопросы и дарит вам улыбки, чтобы весь день эти улыбки были у вас на лице.И она прощается с вами.

VII. Подведение итогов урока.

-Итак, сегодня на уроке мы с вами вспоминали как пишутся слоги,как составлять предложения и правильно и без ошибок списывать их.

-Продолжите предложение: -Самым интересным для меня на уроке было…-Что показалось самым трудным на уроке?

-Оцените,свои достижения на уроке.(”Светофор”)(Приложение 3)

Структура урока соответствует всем требованиям ФГОС. Учитывалась рациональная организация урока. На уроке присутствовали сказочные моменты- это появление лисы, что очень заинтересовало учащихся работать и выполнять задания. Учащиеся активно работали, при этом оценивали себя и других. В ходе урока были проведены пальчиковые гимнастики,физкульминутки с сопровождением музыки, учащиеся радостно с восторгом выполняли. Использование ИКТ на уроке направлено на то, что у детей повышается интерес к уроку и растет мотивация.Рефлексия включает самооценку урока.

Билка-это небольшой зверёк с пышним хвостом. Белочки кушают грибы,арешки,шышки. Билки-очень забавные и интересные жывотные.

Источник

Урок письма по теме «Оформление предложений в тексте»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Обучени грамоте 1 класс, урок письма в послебукварный период УМК «Школа России» по теме «Оформление предложений в тексте»

Скачать:

Вложение Размер
Обучение грамоте (урок письма), УМК «Школа России», 1 класс. Конспект урока по теме «Оформление предложений в тексте». 41.66 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 41»

Обучение грамоте (урок письма)

УМК « Школа России»
1 класс

Конспект урока по теме

«Оформление предложений в тексте»

учитель начальных классов

Горбунова Людмила Николаевна

МОУ «СОШ №41» г. Саранска

Урок письма в послебукварный период

Тема урока: Оформление предложений в тексте

Цель урока продолжить формировать у учащихся знания о предложении как единице речи.

— развивать устную и письменную речь учащихся, умение отвечать на заданный вопрос полным ответом;

— развивать мелкую моторику кисти рук;

— развивать навык самоконтроля;

— воспитывать доброту и взаимопомощь к людям, к близким и друзьям,

— воспитывать положительную мотивацию к процессу обучения.

  • формирование уважения к иному мнению;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.
  • формирование умения использовать различные способы поиска информации (словари, справочники, энциклопедии);
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать свою деятельность;
  • работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий;
  • формулировать вопрос (проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;
  • формирование умения слушать и слышать, ясно и чётко излагать свою точку зрения, готовить полные речевые высказывания.
  • формирование умения задавать вопросы по составлению предложения, правильно ставить знаки препинания в конце предложения, составлять простые предложения.

Ресурсы урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку, лента букв, карточка-тренажер.

I. Организационный момент

(Приветствие, проверка готовности к уроку)

— Ребята, у нас урок письма, проверим, всё ли готово у вас к уроку? Садитесь.

Прозвенел и смолк звонок.
Начинается урок.
Тихо девочки за парту сели,
Тихо мальчики за парту сели,
На меня все посмотрели.

II. Мотивация познавательной деятельности

Доброе утро солнцу и птицам,

Доброе утро, приветливым лицам!

Ну, теперь проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Всё ль на месте,
Всё в порядке,
Ручка, книжка и тетрадки?
Все ли правильно сидят?

— А девиз у нас какой?

— Все, что надо — под рукой!

— Попробуйте с помощью улыбки передать настроение. Ведь, Человеческая улыбка – одно из самых удивительных явлений в мире. Повернитесь и подарите улыбки друг другу. Вижу, что настроение у вас радостное! Тогда за работу!

III. Актуализация имеющихся знаний и навыков

1. Работа со скороговоркой

( Учитель читает скороговорку быстро )

В декабре метели пели.
Прилетели свиристели,
А за ними – снегири,
Тридцать три и тридцать три.

— Что я сейчас прочитала? (Скороговорку)

2. Словарная работа

а) — Все ли слова понятны?

— Метель — сильный ветер со снегом, вьюга.

б) — Как вы понимаете предложение:

В декабре метели пели.

(На улице были метели, сильно дул и выл на улице ветер)

(На экране фото Сергея Ивановича Ожегова)

— Значение этого слова я посмотрела в словаре Сергея Ивановича Ожегова. Он один из составителей «Толкового словаря русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова. Сергей Иванович собирал и записывал самые разные слова.

4. Проговаривание скороговорки

— Теперь постараемся проговорить быстро эту скороговорку.

(Дети проговаривают скороговорку)

1. Знакомство с темой урока

— О ком и чём говорится в скороговорке?

(В ней говорится о метелях, о свиристелях и снегирях.)

— Сколько в ней предложений?

(В скороговорке два предложения)

— Кто догадался, о чём мы будем говорить на уроке?

2. Беседа по вопросам

— Из чего состоит наша речь? (Из предложений)

— Из чего состоит предложение? (Из слов)

— Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

— Что выражает предложение? (Законченную мысль)

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительные знаки)

3. Повторение правила, что такое предложение

— Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные.

4. Повторение правила посадки при письме

— Что нужно знать и помнить на каждом уроке письма?

((Дети просматривают изображение на экране и вспоминают правила посадки)

V. Упражнение по чистописанию

1. Анализ печатных и письменных заглавных и строчных букв

— Посмотрите на печатную заглавную букву С и письменную заглавную букву С .

— Что у них общего? (Одинаковые элементы — полуовалы)

— В чём отличие? (В наклоне буквы)

— Посмотрите на печатную строчную букву с и письменную строчную букву с .

— Что у них общего? (Одинаковые элементы — полуовалы)

— В чём отличие? (В наклоне буквы)

(Просмотр написания письменных заглавной буквы С и строчной буквы с на экране)

2. Подготовка к письму

(Вспоминаем правила посадки при письме)

В нашей тетради, ребята,

Нужно буквы написать.

Только правила, ребята,

Надо строго соблюдать.

Каждой буквы знай начало,

Сядь за парту очень прямо,

Тетрадь с наклоном положи.

— Правильно держите ручку.

3. Прописывание букв в воздухе

— Пропишите заглавную и строчную буквы С в воздухе комментируя.

4. Работа в тетрадях

а) прописывание букв в тетрадях С и с

(Дети открывают тетради)

Я тетрадь свою открою

Я, друзья, от вас не скрою —

Ручку я вот так держу.

Сяду прямо, не согнусь,

За работу я возьмусь!

— Пропишите буквы до конца строки, обведите самую удачную букву на строке, сравните её с образцом на экране. (Дети пишут)

б) письмо слогов Са, Си, Су, Се, сё, сы, ся, сю

— Прочитайте слоги. (Дети читают)

— Обозначьте гласные и согласные в слогах.

— Какие гласные указывают на твердость предыдущего согласного звука? (а, у, о, ы)

— Какие гласные в этих словах указывают на мягкость предыдущего согласного? (и, е, ё, я, ю)

— Пропишите эти слоги. (Дети пишут)

VI. Словарная работа

1. Беседа по вопросам

— О каких птицах мы говорили на уроке окружающего мира?

(Воробей, ворона, галка, сорока, голубь, синица, снегирь, поползень, дятел, клёст)

— Как, одним словом, можно их назвать? (Зимующие)

— Как мы можем им помочь зимой? (Сделать кормушки, кормить птиц)

2. Отгадывание загадок

— Ребята, отгадайте загадку.

1) Любо-дорого взглянуть,

Птичка — красненькая грудь!

Дом родной ее Сибирь,

Как зовут ее? Снегирь.

2) Кто зимой средь хвойных веток

В феврале выводит деток?

Необычный клюв — крестом,

Птичку ту зовут. клестом.

3. Анализ правописания слов

а) анализ правописания слова снегирь

— Произнесите слово [сн’иг’ир’] .

— Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

(Слог — гирь , звук — [и])

— Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог — сни , звук — [и] )

— Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

— Кто догадался, какую букву надо вставить в слово сн…гирь ?

(В слове сн…гирь напишу букву е )

— Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

б) анализ правописания слова клесты

— Произнесите слово [кл’исты] .

— Назовите ударный слог и гласный звук в нём.

— Назовите безударный слог и гласный звук в нём.

(Слог — кли , звук — [и] )

— Подберите пару к этому слову, чтобы в подобранном слове безударный звук был бы ударным.

— Кто догадался, какую букву надо вставить в слово кл…сты ?

(В слове кл…сты напишу букву е )

— Что надо сделать, чтобы правильно написать гласную безударную букву?

(Изменить слово или подобрать такое слово, чтобы безударный гласный звук стал ударным)

в) запись слов парами в тетрадях

— Запишите эти слова в два столбика парами.

(Дети пишут слова в два столбика в тетрадях)

VII. Работа над новой темой урока

1. Работа со словами — названиями зимних месяцев

а) отгадывание загадок

— Ребята, назовите времена года.

— А какое сейчас время года?

1) Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его — всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдёт,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)

2) Щиплет уши, щиплет нос,
Лезет в валенки мороз.
Брызнешь воду — упадёт
Не вода уже, а лёд.
Даже птице не летится,
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)

3) Снег мешками валит с неба,
С дом стоят сугробы снега.
То бураны и метели
На деревню налетели.
По ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (Февраль)

4) Запрягает Дед Мороз
Трех коней в тяжелый воз.
Как зовут их, вспоминай! –

Март, Апрель иль теплый Май? (Декабрь, Январь, Февраль)

б) анализ правописания слов — названий зимних месяцев

— Ребята, назовите ударные и безударные гласные в этих словах.

— Чтобы правильно писать эти слова, надо запомнить правописание этих слов. У этих слов нет проверочных слов.

в) запись слов с комментированием

— Запишем в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки Декабрь, январь, февраль с комментированием.

(Дети пишут в тетрадях в строчку, через запятую, слова-отгадки с комментированием)

2. Работа с предложением

а) работа с записью на экране

— Ребята, на экране дана запись. Найди предложение.

1. Пришла холодные зима.

2. Вот и наступила зима.

3. На идёт снег улице.

(Предложение под цифрой №2: Вот и наступила зима. )

— Докажите, что это предложение.

(Слова в этой записи связаны между собой по смыслу. Эта запись выражает законченную

мысль. Первое слово написано с большой буквы. В конце записи стоит точка.)

б) письмо под диктовку

— Запишем это предложение под диктовку.

(Дети пишут предложение под диктовку)

в) составление предложений

— Составьте предложения из групп слов под цифрами №1 и №3.

— Что нужно сделать, чтобы получились предложения?

(В группе №1 связать слова по смыслу. В группе №3 поменять местами слова.)

г) нахождение главных членов предложения

1. Пришла холодная зима .

2. Вот и наступила зима .

3. На улице идёт снег .

3. Повторение правила, что такое предложение

а) беседа по вопросам

— С какой буквы пишется первое слово в предложении? (С заглавной)

— Как связаны между собой слова в предложении? (По смыслу)

— Что выражает предложение? (Законченную мысль)

— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? (Точка, восклицательный или вопросительный знаки)

— Какие бывают предложения ) (Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)

б) повторение правила

— А теперь скажите, что такое предложение.

(Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

— Какие бывают предложения?

(Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)

4. Работа со схемами

а) анализ схем предложений

1) ________׀ _________ _________.

2) ________׀ _________ _________!

3) ________׀ _________ _________?

— Ребята, на экране даны схемы предложений. Сделайте анализ данных предложений.

(Предложение №1 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит точка, значит оно повествовательное.

Предложение №2 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит восклицательный знак, значит оно восклицательное.

Предложение №3 состоит из трёх слов, в конце предложения стоит вопросительный знак, значит оно вопросительное.)

б) составление предложений по схемам

— Составьте предложения по схемам.

(Дети составляют предложения)

Рано утром в парк ходили (ходьба на месте)

Там снеговика лепили (показываем руками, как лепили)

А потом с горы катились (волнообразные движения руками)

Веселились и резвились (прыжки)

В Надю кинули снежком, (имитирующие движения)

В Колю кинули снежком, (имитирующие движения)

Получился снежный ком! (радостно показываем какой ком)

Холодно гулять зимой (киваем головой, руки «в боки»)

Побежим скорей домой! (садимся на место)

IX. Продолжение работы над темой урока

1. Работа с деформированным текстом

— Ребята, на экране даны слова, составьте из этих слов предложение.

Зимой, летом, глубокий – хлеб, снег, высокий.

(Дети составляют предложение)

Зимой снег глубокий — летом хлеб высокий.

— Что это за предложение? (Пословица)

— Как вы понимаете эту пословицу? (Дети объясняют смысл пословицы)

2. Списывание с печатного текста

— Ребята, спишите это предложение.

(Дети списывают предложение с экрана)

3. Пальчиковая гимнастика.

Сцепим пальчики в замок,

Чтоб никто войти не смог.

Пустим только ёжика,

Пустим только зайчика,

Пустим только девочку,

Пустим только мальчика.

X. Закрепление пройденного материала

1. Чтение предложений

1) Зима без мороза не бывает.

2) Зимой солнце сквозь слёзы улыбается.

3) Хороший снежок урожай сбережёт.

— Ребята, что это за предложения? (Пословицы)

2. Работа с пословицами

— Как вы понимаете смысл этих пословиц?

(Дети объясняют смысл этих пословиц)

3. Подбор предложения к схеме

— Подберите к этой схеме предложение.

׀ ______ ______ ______ ______.

(На доске дана схема. Дети подбирают предложение к схеме.)

(Хороший снежок урожай сбережёт.)

1. Беседа по вопросам

— О чём мы говорили на уроке?

— Что такое предложение?

(Предложение — это группа слов, связанных между собой по смыслу. Предложение выражает законченную мысль. Первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения ставится знак препинания: точка, восклицательный или вопросительный знаки)

— Какие бывают предложения?

(Предложения бывают: повествовательные, восклицательные или вопросительные)

2. Хорошо вы потрудились,

Вам пора и отдыхать.

И начнем урок опять.

— Справились ли мы с поставленными нами в начале урока задачами?

— Удалось ли вам сохранить ту улыбку, которая была в начале урока?

— Что у тебя получилось хорошо?

— Над чем надо ещё поработать?

— Оцените свою работу по «светофору».

(Дети закрашивают один кружочек светофора)

XIII. Список литературы и Интернет-ресурсов

Источник

Читайте также:  виды грамматических упражнений по русскому языку в начальной школе
Adblock
detector