Меню

урок общие сведения о русском языке упражнения

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».
план-конспект урока по русскому языку

Конспект урока русского языка

Предмет: русский язык

Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.

Название раздела: На каком языке мы говорим.

Тема урока: «Общенародный русский язык».

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Технологии: системно-деятельностного подхода, технология развития критического мышления

Формы работы учащихся: коллективная, индивидуальная, групповая.

Методы познавательной деятельности: проблемный, частично-поисковый

Цель урока: создание условий для формирования представления о значимости русского языка, ценностного отношения к нему как носителю духовной памяти русского народа.

Целевые установки урока (задачи):

  1. Метапредметные: умение выделять главное, систематизировать, понимать проблему, выдвигать гипотезы, аргументировать собственную точку зрения, находить в тексте главную информацию, формулировать выводы, умение работать в группе.
  2. Предметные (образовательные): умение определять связи языка и культуры народа, понимание особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка.
  3. Личностные: воспитание чувства любви к Отечеству, уважительного отношение к родному языку, осознания учащимися эстетической ценности русского языка.
  1. Познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме, структурирование знаний;
  2. Личностные УУД: установление учащимися связи между целью деятельности и её мотивом, самоопределение;
  3. Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и изменений в работе в случае расхождения с эталоном;
  4. Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать собственную позицию.

На этом этапе происходит включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

Учитель обращается к учащимся, высказывая им добрые пожелания, и предлагает вместе придумать девиз урока. В результате на доске записываются некоторые из них. Например: «Если есть желание, всё получится!», «Мы активны и умны – значит, победители!», «Хочу – значит, могу!»

  1. Мотивация учебной деятельности (определение учащимися темы и цели урока).

Учитель использует ПК (показывает слайды с изображением природы России, пейзажных зарисовок, которые должны вывести учащихся на понятие «Родина, Отчизна»).

После просмотра учитель предлагает учащимся составить ассоциативный ряд, который возник у них при просмотре презентации. Каждый ученик высказывается, при этом он может повторить то, что сказал его одноклассник, в случае совпадения точек зрения. Главное – мнение каждого важно и услышано! Предполагаемые ассоциации: природа, красота, родина, Россия, Отчизна, родная природа, родной край. Следующий этап работы – в группе: найти однокоренные слова (родной, родина, природа), выделить ключевое слово («Родина») и составить к нему кластер, ответив на вопрос: что объединяет всех людей, считающих Россию своей Родиной?

любят её — РОДИНА — родились в России

гордятся ею — — говорят на русском языке

Учитель акцентирует внимание учащихся на одном из важнейших критериев: способности общаться и понимать друг друга. Учащиеся приходят к выводу, что на данном уроке речь пойдет о русском языке (записывают тему урока в тетрадь). Цель формулируется ими после вопроса, заданного учителем: для чего нужно изучать русский язык?

Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

— С раннего детства и до глубокой старости жизнь человека неразрывно связана с языком. С детства люди впитывают родную речь, узнают новые слова и выражения. Всюду необходимо глубокое знание родного языка, умение ясно и ярко выражать свои мысли. Обратимся к эпиграфу урока (слайд презентации):

Читайте также:  упражнения для постановки голоса назарова

«Можно с уверенностью сказать, что человек, говорящий на хорошем языке, богаче мыслит, чем человек, который говорит на плохом и бедном языке». А. Н. Толстой (ученики записывают эпиграф к уроку в тетрадь).

Следующий этап — использование приема технологии развития критического мышления «Верные и неверные утверждения» (даются утверждения на ещё не изученную тему, согласившись или не согласившись с ними, ученики пытаются аргументировать свое мнение. После знакомства с основной информацией нужно вернуться к данным утверждениям и оценить их достоверность).

Учитель предлагает учащимся самостоятельно проанализировать утверждения, согласившись или не согласившись с ними (материал распечатан для каждого ребенка).

Источник

Конспект урока по русскому языку «О русском языке»

Урок-беседа.

Цели: на примере творческих заданий показать международное значение русского языка; рассказать о русском языке как средстве межнационального общения народов; расширить понятие «синтаксис».

1. На доске записаны высказывания о языке. Задача учащихся: понять, как необходим язык для общения, что таким языком для населения нашей страны является русский язык, что авторитет русского языка как языка великой страны во всем мире и с каждым годом все более возрастает.

Высказывание 1: . Самая большая ценность народа — его язык — язык, которым он пишет, говорит, думает. Думает! Это надо понять досконально, во всей многозначности и многозначительности этого факта. Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Язык человека — это его мировоззрение и его поведение. И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык.

Высказывание 2: Русский язык богат, образен и точен.

Высказывание 3: Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна.

Высказывание 4: Язык народа — лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни.

Высказывание 5: Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней жизни.

Высказывание 6: Обращаться с языком кое-как — значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

Высказывание 7: . кто далее в нем углубляется. тот увидит безмерно широкое поле или, лучше сказать, едва пределы имеющее море.

Высказывание 8: Русский язык в умелых руках и в ОПЫТНЫХ устах красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен

Докажите, что язык необходим для общения. Язык — важнейшее средство человеческого общения. Что такое общение? Вспомогатель­ные средства общения.

Что такое родной язык?

Найдите высказывания о русском языке. Докажите их правильность.

Какую роль играет русский язык во всем мире и в нашей стране? Сформулируйте свое мнение.

5)Почему русский язык необходим как язык межнационального
общения для народов стран ближнего зарубежья?

Что дает изучение русского языка другим народам?

Расскажите, что вы знаете о международном значении русского языка?

Читайте также:  упражнение крушение самолета для тренинга

Почему язык — важнейшее средство человеческого общения?

Расскажите о языке и мышлении.

Обшение — это обмен мыслями, чувствами, знаниями. В качестве орудия общения в человеческом обществе используются самые разнообразные средства в зависимости от целей и условий общения и характера самого используемого средства.

Язык в отличие от всех других средств общения, таких, как жесты, различные виды сигналов, различные системы научной символики, различные коды, играющих вспомогательную роль, является всеобъемлющим средством человеческого общения, с его помощью можно передавать любую информацию: о приближении врага, о дорожной ситуации, о радости, горе и т. д. Язык является всеобщим средством общения для людей, владеющих этим языком. Он обслуживает человека во всех сферах его разнообразной деятельности.

3. Грамматическая работа.

Запишите первое высказывание, объясните известные вам орфограммы

Составьте схему пятого предложения.

Объясните значение слов многозначность и многозначительность.

Разберите четвертое предложение по членам.

Найдите в отрывке простые и сложные предложения. Какой раздел науки о языке объединяет в себе изучение данных единиц языка?

Что такое пунктуация?

Как синтаксис связан с пунктуацией?

4)Найдите взаимосвязь синтаксиса с другими разделами науки о
языке.

5)Чем отличается изучение синтаксиса в 8 классе от 9?

4. Работа с текстом.

Запишите текст о русском языке и выполните грамматические задания.

Если вы идете по улице городка где-нибудь в чужой стране и видите магазин, под непонятной вывеской которого красуется огромная перчатка, а рядом — другой, перед которым укреплен золоченый крендель, вы легко разберетесь, где здесь булочная и где галантерейная лавка. Нет надобности разъяснять, как именно вы дойдете до верного решения.

Определить тему отрывка.

Объяснить знаки препинания и правописание выделенных слов.

Составить схему 1-го предложения, дать его общую синтаксическую характеристику.

Работа с текстом о русском языке.

— Запишите стихотворение В. Брюсова. Вставьте пропущенные буквы и выполните задания.

Мой верный друг, мой враг коварный.

Мой царь, мой раб, р..дной язык.

Мои стихи — как дым алтарный.

Как вызов ярос(?)ный — мой крик.

Ты дал мечте безумной крылья.

Мечту ты путами обвил.

Меня сп..сал в часы бе(?)силья

И сокрушал избытком сил.

Как часто в тайне звуков стра.ых

И в потае..ом смысле слов

Я обретал напев (не) жда..ых,

Овладевавших мной стихов.

Но часто, радостью измучен

Иль тихой упоен тоской,

Я тщетно ждал, чтоб был созвучен

С душой дрожащ..й — отзвук твой.

Ты ждеш(?), подобен великану,

Я пред тобой склонен лицом,

И все ж борот(?)ся не устану

Я, как Израиль, с божеством.

Нет грани моему упорству.

Ты — в веч(?)ности, я — в кратких днях,

Но все ж, как магу, мне покорствуй

Иль обрати безумца в прах.

Твои богатства, по наследству,

Я, дер..кий, требую себе.

Призыв бросаю — ты ответствуй,

Иду — ты будь готов к б..рьбе.

Найдите слова, употребленные в переносном значении.

Найдите предложения с причастиями или причастными оборотами. Какова их роль в стихотворении?

Какова роль последнего четверостишия?

Выполните морфемный разбор слова овладевавших.

Объясните орфограммы в словах созвучен, бессилен, ответствуй, потаенном.

Читайте также:  развивающие упражнения для детей слабослышащих

Выполните фонетический разбор слова (душой) дрожащей.

Произведите синтаксический разбор 2 абзаца.

Каково же , по- вашему мнению, значение русского языка

Используя материалы урока и учебника, подготовить устное сочинение «Мой родной язык»

Источник

Урок русского языка 10 класс по теме «Общие сведения о языке»

Урок 3. Язык и история народа.

Составить представление о происхождении, распространении и развитии и развитии русского языка; научиться составлять тезисный план; отработать навыки правописания.

Пунктуационный разбор первых двух предложений из упр. 269, часть II .

Фронтальный опрос по теме предыдущего урока.

— Что такое язык? Дайте определение.

— Раскройте смысл утверждения, что у каждого языка есть своя «картина мира». Приведите примеры.

— Расскажите о взаимосвязи языка с обществом, культурой, историей народа.

II . Работа по теме урока

Слово учителя об истории развития языка.

Работа по учебнику (упр. 267). Из упр. Вы получите общие сведения о языке. Внимательно прочитайте и составьте тезисный план текста. (Самостоятельная работа).

О принадлежности русского языка к восточнославянской подгруппе и функции языка в мире.

Численность людей, говорящих на русском языке.

Функционирование русского языка как государственного.

О преподавании русского языка.

Формы существования русского языка.

Три периода в истории русского языка.

Расширение лексики русского языка.

Формирование норм русского национального языка.

Роль писателей в развитии современного русского языка, влияние языка, науки и публицистики

Пути пополнения русской лексики

1.Русский язык принадлежит к восточнославянской подгруппе индоевропейских языков. Русский язык – язык русской нации, средство межнационального общения, один из официальных рабочих языков международных организаций.

2. В конце 20 в. в мире владеют русским языком свыше 250 миллионов человек. В России – 143,7 млн., в других государствах – 88,8 млн. человек.

3. Как государственный язык РФ русский язык активно функционирует во всех сферах общественной жизни, имеющих всероссийскую значимость.

4. Русский язык преподается во всех школах РФ и в некоторых учебных заведениях СНГ и др. стран.

5. Современный национальный русский язык существует в нескольких формах – литературный язык с одной стороны, территориальные и социальные диалекты, а также просторечия – с другой.

6. Первый период ( VI VII XIV в.в.) – выделение восточных славян из общеславянского единства. В XIV в. начинается деление на три языка: русский, украинский, белорусский. Второй период – распад единого восточнославянского языка и выделение языка великорусской народности. Третий период – начиная с XVII в. – начало формирования русского национального языка.

7. Расширение международных связей нашло отражение в активизации заимствования из западноевропейских языков.

7.В процессе синтеза…

8. Со второй половины 19 в. на развитие русского литературного языка оказывает большое влияние языковая практика крупнейших художников слова, язык науки и публицистики.

9. словообразовательно мотивированные слова (95%), лексические заимствования.

— Что вы узнали о происхождении, распространении и развитии языка? (Учащиеся приводят примеры цитат из тезисного плана и рассказа учителя.)

Подготовить связный рассказ по пунктам тезисного плана, используя дополнительные материалы из др. источников.

Выучить 3 периода истории русского языка

Повторить орфограмму «гласные в чередующихся корнях».

Источник

Adblock
detector