Меню

урок диалог упражнения в составлении диалога

Методическая разработка урока русского языка по теме «Диалог»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Урок предназначен для учащихся 2 класса, к разработке прилагается презентация

Скачать:

Вложение Размер
urok_russkogo.doc 56.5 КБ
prezentatsiya_k_uroku_russkogo_yazyka.ppt 1.01 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

учитель Попова С. В.

Цель: создать условия для ознакомления с понятием «диалог», формировать умения отличать диалог от монолога.

-познакомить с диалогом, как видом речи;

-учить составлять диалоги, записывать диалоги.

-содействовать развитию устной и письменной речи

-приучать к работе в паре.

-способствовать воспитанию уважительного отношения к

Тип урока : комбинированный урок.

  • Ориентироваться в поведении на принятые моральные нормы.
  • научиться вести диалог;
  • научиться оформлять диалоги на письме.
  • формировать умение и готовность слушать.
  • учить строить понятные для партнера высказывания.

Оборудование: учебник А. Полякова «Русский язык», рабочая тетрадь, слайды к уроку.

Сегодня на уроке математики вы все хорошо поработали. Я думаю, что и на уроке русского языка от своей работы вы получите большое удовлетворение.

Учитель — Что вы сейчас прослушали?

Ученик — Мы услышали монолог.

Учитель — Что такое монолог?

Ученик — Монолог – это речь одного человека.

  1. Тема урока. Постановка задач урока. /Слайд 1 /

Учитель — А как можно назвать то, что сейчас происходит между мной и вами?

Ученик – Можно назвать это разговором между учителем и учениками.

Ученик — Я думаю, что это был диалог .

Учитель – Правильно. Назовите тему сегодняшнего урока?

Ученик – Тема урока «Диалог».

Учитель — Какие задачи на уроке мы поставим перед собой?/ Слайд 2/

Ученик – Узнаем, что такое диалог.

Ученик – Я думаю, будем сами составлять диалоги.

Учитель – Еще мы познакомимся с тем, как надо записывать диалог?

  1. Учитель – А знаете ли вы, откуда пришло к нам слово «диалог»?

Ученики выдвигают свои версии ( из Германии, Америки, Англии)

Учитель — Картинки на экране будут вам подсказкой. /Слайд 3/

Ученик — Слово диалог произошло от греческого слова «диа» — два,

  1. Запишем соединения диа лог
  1. Составление и запись 1 предложения со словом диалог.

Например: На уроке чтения мы работали с диалогами.

Выделение главных членов. /мы работали/

Установление связи слов в предложении, их запись.

/ работали (с чем?) с диалогами

работали (где?) на уроке

на уроке (чего?) чтения/

Учитель — Так, что такое диалог?

Ученик – Я думаю диалог – это разговор двух людей.

  1. Чтение правила в учебнике на стр. 102

Учитель – Выполнили мы задачу поставленную перед собой узнать, что такое диалог ?

Ученик – Да, мы теперь знаем, что такое диалог.

  1. Учитель — Жизнь без общения невозможна. И мы даже не замечаем, как постоянно ведем диалоги. Посмотрите на слайды и скажите, где мы ведем диалоги и с кем? /Слайд 4-9/

Ученики – Мы ведем диалоги в школе, дома, в транспорте, в магазинах, аптеке.

Учитель — А как нужно общаться при ведении диалога?

Ученик – Нужно обращаться доброжелательно друг к другу?

Ученик – Нужно внимательно слушать собеседника, стараться не перебивать?

Ученик – Надо смотреть в глаза тому с кем ты ведешь диалог?

Ученик – Если ты что-то спросил у незнакомого человека, то

нужно сказать спасибо?

  1. Работа в паре. Я предлагаю вам в паре поучиться составлять диалоги на заданную тему по слайдам. ( Учитель помогает парам, испытывающим затруднение в составлении диалога)

Учитель – Ребята, решили мы следующую поставленную перед собой задачу научиться составлять диалог?

Ученик – Мы научились составлять диалог.

  1. Физминутка. Меж еловых мягких лап.

Дети поглаживают подушечками пальцев поверхность стола и говорят:
Меж еловых мягких лап (стучат пальцами по столу)
Дождик кап-кап-кап (поочерёдно всеми пальцами раскрытых кистей)
Где сучёк давно засох,
Серый мох-мох-мох. (Поднимают руки над столом, сжимают-разжимают кулаки)
Где листок к листку прилип,
Вырос гриб, гриб, гриб. (Указательным пальцем правой руки касаются поочерёдно всех пальцев левой руки

Учитель Кто нашёл его друзья?

Дети (Сжав все пальцы левой руки, кроме мизинца, показывают его) Это я, я, я!

Учитель – Это был диалог или монолог?

Ученик – Это был диалог.

  1. Продолжение работы по теме.
  1. Работа по учебнику. Стр. 102 упр.192

Учитель — Прочитайте текст.

— Если читать текст по ролям, как распределите слова?

Ученик – Слова можно отдать маме и сыну.

Учитель- Опираясь на текст, можно ли составить диалог?

Ученик – Диалог составить можно.

Учитель — Как записаны слова каждого героя?

Ученик – Перед словами мамы и сына стоит черта.

  1. Запись диалога мамы и сына у доски начиная с черты на каждой

Учитель — Как писали каждую реплику?

Ученик – Каждую реплику писали с новой строки, начиная с

Учитель – Выполнили мы еще одну поставленную перед собой

задачу научиться записывать диалог ?

Ученик – Да. Мы научились записывать диалог?

3.Определите количество букв и звуков в словах отлетают

(8б., 9зв.), удивляюсь (9б., 9зв.).

  1. Рабочая тетрадь стр. 24 № 31 – самостоятельная работа.

Проверка слов, в которые вставили буквы орфограмм.

Учитель- Вы списали монолог или диалог?

Ученик – Мы писали монолог.

Прочитайте текст. /Слайд 10/

— Здравствуй, киска, как дела
Что же ты от нас ушла?
— Не могу я с вами жить,
Хвостик негде положить,
Ходите, зеваете
На хвостик наступаете.

Учитель- Что это за тексты?

Ученик – Это диалог.

Учитель- Чем отличается диалог от монолога?

Ученик – В монологе идет речь от одного лица, в диалога участвуют

два и более человек.

Ученик- На письме каждая реплика героя диалога пишется с новой

строки и впереди ставится черта.

Посмотрите на эти смайлики.

— Если вы считаете, что то чем мы занимались на уроке, вам не пригодится, хлопаем когда покажу первого смайлика.

— Если вы считаете, что на уроке чему-то научились и вам это пригодится в дальнейшем, то хлопаем, когда я покажу второго смайлика.

Источник

Тема урока . Диалог
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) на тему

Урок разработан для аудитории 8 класса. Включены задания на подготовку к ГИА

Скачать:

Вложение Размер
dialog.doc 186.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока. Диалог. Знаки препинания при диалоге.

Цель. знать особенности диалога и знаки препинания при нём

  • обогащать словарный запас учащихся;
  • развивать навыки работы в парах;
  • уметь различать постановку знаков препинания при прямой речи и диалоге, составлять схемы предложений;
  • работать над культурой устной и письменной речи, выразительным чтением.

Девизом сегодняшнего урока я предлагаю взять строчки Л.Н. Толстого Слово сближает людей, и потому надо стараться говорить так, чтобы все могли понимать тебя …

Мотивация. Диалог двух учеников.

Диалог на тему «Мой город»

— Куда ты идешь один?

— Да вот хочу город посмотреть, да мне некому его показать! Мои дядя и тетя, к которым я приехал в гости, сейчас на работе.

— Давай я тебе покажу наш замечательный Иркутск и его достопримечательности. Если ты, конечно, мне доверяешь. Мы ведь еще не совсем хорошо знакомы.

— Я бы с радостью нашел провожатого, да боюсь тебя стеснить!

— Да брось, у меня много свободного времени! Перво-наперво, в Иркутске нужно посмотреть Ангару, я считаю.

— А в городе есть набережная?

— Конечно! А еще нам бы хорошо прокатиться по самой реке. На экскурсионном пароходике, например. Только так можно оценить всю прелесть.

— Что еще в Иркутске интересного?

— Тебя интересует архитектура?

— Я люблю смотреть на все красивое и необычное.

— В этом году Иркутску исполнится 353 года. Но у нас много не только старинных зданий, но и современной архитектуры.

— Еще я бы отдохнул в каком-нибудь парке.

— Я поведу тебя в сквер Кирова, откуда начал свою историю г. Иркутск, а потом отправимся в 130-ый квартал. Ну что, в путь?

Я предлагаю вам ребята всем вместе отправиться в путь и взять с собой своих друзей и не забыть про хорошее настроение. Еще я вам желаю хорошо потрудиться.

— Какая тема объединяет наши последние уроки? (Способы передачи чужой речи)

— Мы и сегодня продолжим добывать знания по блоку данной темы.

( запись в тетрадь даты ).

Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь на уроке. Сформулируем тему.

Сформулируем цель урока.

Диалог и прямая речь связаны. Поэтому без повторения нам не обойтись.

  1. Повторение-мать учения . Работа с кластером на листочках в парах. (то, что уже вам известно по этой теме.)

Какую тему вы не вписали? (диалог, к ней мы вернемся чуть позже).

Повторение на прямую речь. По вариантам.
1 вариант. Сформулируйте задание к карточке. 2 человека у доски.

«Я буду сейчас играть», — сказал Андрей.
«Полно врать. Подавай сюда деньги, или я тебя взашеи прогоню», — прервал я строго

Он воскликнул:«Как прекрасен вид из окна!»

«П, – а, – п». «Я командовать приехал, – заявил Чапаев, – а не с бумажками возиться»

« П? – а. – П ». « Почему я раньше этого не заметил ? – подумал он. – Ведь это так очевидно ».

«Спишь, лежебок! – накинулись на него. – Небось и ухом не ведёшь, что тут два генерала вторые сутки с голода умирают!»

Дополнительные задания. Перестройте прямую речь в косвенную.

В чем отличие прямой речи от косвенной?

– Какие изменения происходят при замене прямой речи косвенной? В переделанных предложениях полностью или частично утратилась эмоциональная выразительность. Исчезли драматический элемент предложения, та интонация, мимика, жест, с помощью которых передавалась прямая, дословная речь персонажа. Косвенные предложения более книжные, в них не слышится живой голос, потерялась образность речи. Учащиеся отмечают неблагозвучие подчинительных союзов в косвенной речи, а также лаконизм и четкость речи косвенной.

Вариант 1. Найдите фразеологизм, объясните его лексическое значение.

♦ ухом не ведёшь – не обращаешь внимание.

Вариант 2.Подберите синонимы к слову ЛЕЖЕБОК (лентяй, лодырь, бездельник).

Взаимопроверка по слайду.

Оцените свою работу и запишите в оценочный лист. (5б –нет ошибок, 1-2 ош – 4б, 3-4 ош. -3б. )

Словарная работа. (слайд 4-5)

  1. Исследуем. Работа с учебником литературы по худ. текстам. (Работа в группах)

1).Изучите оформление диалогов в художественном тексте, приготовьтесь выразительно прочитать, и определить как оформляется диалог. Составить схемы.

— 1 ряд.- Л.Н.Толстой «После бала» стр. 29.(Я про себя скажу..) (4 реплики)

— 2ряд – с. 32 (так после ужина кадриль моя. ) (6 реплик)

— 3 ряд – с.40 (Ну это уж совсем глупости… )

2). Объясните, как оформляются диалоги? Что общего в оформлении диалога и прямой речи?

3).Чем отличается оформление диалога от оформления прямой речи?

Какой вывод можно сделать. ( при диалоге знаки препинания такие же как и при прямой речи, только без кавычек и каждая реплика оформляется новой строки)

Сделаем вывод. (слайд 6)

Оцените свою деятельность в листе самооценки.

Вернемся к кластеру и дополним его.

3. Самостоятельная работа

— Исправьте деформированный текст с диалогической речью, расставьте знаки препинания. (слайд)

Что это они делают ? Спросил я у кузнеца остановившегося рядом со мною. Татарина гоняют за побег сердито сказал кузнец взглядывая в дальний конец рядов.

— Сверьтесь с текстом Л.Н.Толстого. Стр. 37.

4 . Составьте схему диалога. (Слайд)

— Иди, дорогой, иди. Счастья не упусти!

— Пока товарищей не освобожу, крепость не возьму, счастья себе не найду, — отвечает Болотников.

— Кто любит меня и кто верит в меня, седлайте коня, — говорит Воропаев.

Проверяем схему (слайд)

Составьте диалог (работа в парах)

Вспомним диалог Вани и Люды, о чем они говорили. Составьте диалог на тему «Знакомство с достопримечательностями Иркутска». Не забудьте о знаках препинания.

— Желающие могут взять интервью у присутствующих.

5. Готовимся к ГИА. Сочинение на лингвистическую тему: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Ознакомьтесь с мнением Антона и Кирилла о роли знаков препинания в диалоге и предложениях с прямой речью.

Помогите Антону доказать его точку зрения.

Напишите сочинение-рассуждение: «Зачем нужны знаки препинания в диалоге и предложениях с прямой речью?»

Обдумывая ответ на вопрос, прочитайте ещё раз текст Ю.Медведева.

Приведите 2 примера из прочитанного текста, иллюстрирующие разные функции знаков препинания в предложениях с прямой речью и диалогом. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему только на лингвистическом материале и/или в общекультурном плане.

Начать сочинение вы можете как фразой, принадлежащей Антону, так и собственным высказыванием.

Вы можете писать работу от своего имени или от имени Антона.

Я считаю, что для оформления диалога и предложений с прямой речью знаки препинания необходимы. В таких предложениях могут употребляться тире, запятая, кавычки, двоеточие. Каждый из перечисленных знаков препинания очень важен.

Какие же функции выполняют пунктуационные знаки? Рассмотрим примеры из текста Ю.Медведева. В предложении 22 запятая и тире разделяют прямую речь и слова автора. Двоеточие в предложении 42 также служит для разделения.

Кроме того, тире может выполнять выделительную функцию. В качестве аргумента можно привести предложения 18, 25, 38. В них тире, стоящее вначале, выделяет реплики диалога. Для выделения нужны и кавычки. Например, в предложении 42 они используются для обозначения прямой речи.

Таким образом, при оформлении конструкций с прямой речью и диалогом используют разные знаки препинания, каждый из которых играет важную роль. Это доказывает тот факт, что без кавычек, тире, двоеточия, запятой невозможно понять структуру и смысл предложений с чужой речью.

В этом задании оцените себя так: было легко – 5, возникли некоторые затруднения, но потом я понял – 4, было не совсем легко — 3

Наш урок подошел к концу. Скажите, смогли мы достичь цели нашего урока ?

Подведем итог. Подсчитаем баллы. 25-24 б – 5, 23-21 – 4, 20-16 -3 Кто получил дополнительное задание приплюсуйте еще 1 балл

Выберите фразеологизм, который характеризует вашу работу сегодня (слайд 11)

Работал(а) засучив рукава

— Работал(а) спустя рукава

Или напишите сочинение-рассуждение по тексту.

Вернемся к началу нашего урока. Мы пожелали друг другу хорошего настроения и продуктивной работы. Скажите удалось ли сохранить хорошее настроение и хорошо поработать.

Составляем дерево настроений.

(1)Это было сразу после войны. (2)Лето выдалось на Кубани жаркое, но не сухое. (3)Сочные травы вымахали чуть ли не по пояс. (4)Станичники, кто с косами, кто с серпами, с утра уходили на сенокос. (5)Пока старшие занимались делами, я бродил по округе. (6)Нередко мне попадались затянутые временем воронки, россыпи гильз.

(7)Однажды, когда я продирался сквозь заросли черёмухи, боярышника, облепихи, еле заметная тропинка вывела меня на поляну, заросшую разнотравьем. (8)Но что это? (9)Над зелёным ковром покачивались на ветру махровые фиолетово-синие ирисы. (10)Ровными рядами возвышались они над скромными полевыми цветами.

(11)Откуда здесь, среди леса, возникло это садовое чудо, украшение хрустальных ваз? (12)Может быть, тут когда-то стояла усадьба, снесённая военным шквалом?

(13)Вдруг кто-то кашлянул. (14)В тени на бугорке сидел пожилой мужчина. (15)На нём была выгоревшая гимнастёрка, такие же солдатские брюки-галифе, через плечо ремень.

(16)Я подошёл, поздоровался. (17)Показывая на ирисы, спросил о цветах.

(18) — Сам сажал. (19)В сорок третьем. (20)После боёв здесь стояли. (21)На отдыхе. (22)Как раз на этом месте были разбиты наши палатки, — сказал мужчина.

(23) — А ты, хлопец, чей будешь?

(25) — Гостишь, значит. (26)А ирисы и впрямь хороши, по весне их около хаты высажу. (27)Видел на краю станицы высокую шелковицу? (28)Так это моя.

(29)- Заходи. (30)С сыном познакомлю.

(31). Недавно я побывал в тех краях. (32)Ещё из автобуса заметил на околице высокую шелковицу. (33)Она! (34)Но рядом стояла не прежняя белая мазанка под соломой, а красного кирпича дом. (35)Да и вся станица сильно изменилась.

(36)3ашёл в дом. (37)Спросил хозяина.

(38) — Схоронили запрошлым летом, — ответила старушка. -(39)Жена я ему. (40)Сын на ферме. (41)Посидите чуток.

(42)Пообещав вернуться, пошёл в лес: «Интересно, живы ли ирисы?»

(43)Вот, кажется, и то место. (44)Да, точно оно. (45)Раздвигаю ветки густых кустов — и сердце учащённо забилось. (46)На поляне, среди травы, стоят фиолетово-синие ирисы необыкновенной красоты. (47)Живы!

(48)Вот оно как бывает: солдат умер, а цветы, посаженные им, живут.

Источник

Читайте также:  как быстро убрать ноги и ягодицы упражнения
Adblock
detector