Меню

упражнениями для гашения тонических рефлексов

Комплекс упражнений для погашение тонических рефлексов.

Прежде чем перейти непосредственно к упражнениям, необходимо ответить на вопрос: что такое тонические рефлексы?
Это рефлексы, которые регулируют положение тела и, отмечаются у младенцев на первом году жизни. По мере взросления рефлексы исчезают и уступают место осознанным движениям. Случаи, когда рефлексы не исчезают, как часто бывает у детей с ДЦП, являются патологичными. Родителям необходимо быть внимательными и при первых признаках отклонений, проводить комплекс мер для гашения тонических рефлексов, одной из которых является физическая нагрузка,
Рефлексы активизируются и сосуществуют с патологическим мышечным тонусом.

Лучшим способом подавления тонических рефлексов является специальная рефлексонормализующая гимнастика.

Рефлексонормализующая гимнастика – это набор специальных упражнений, которые помогают нормализовать мышечный тонус ребенка, и привести его в соответствие с моторным, эмоциональным и интеллектуальным развитием. Данная методика позволяет восстановить работу костно-мышечной и нервной систем ребенка без хирургического вмешательства и применения лекарственных препаратов. Гимнастика может использоваться не только профессиональными врачами, но и дома, обученными родителями.
В рефлексонармализующей гимнастике используются упражнения, не обучающие движениям, а нормализующие тонус, и тренирующие установочные рефлексы, которые должны быть у здорового ребёнка. При таком подходе у ребёнка после нормализации тонуса, необходимые навыки переворотов, присаживания, ползанья, стояния и ходьбы появляются самостоятельно.

В данном материале собрано небольшое количество упражнений для компенсации и борьбы с тоническими рефлексами. Вы можете выполнять их самостоятельно, но мы рекомендуем перед началом тренировок проконсультироваться с инструктором ЛФК. Это необходимо чтобы подобрать правильную силу и амплитуду движений, а также получить дополнительные рекомендации.

Упр. 1. Конечности больного с помощью постоянного легкого потряхивания группируют в положение максимального сгибания, голову приводят к груди в среднем положении, руки сгибают на груди, а ноги либо приводят к животу, либо, при высоком тонусе приводящих мышц, слегка разводят. Такое положение способствует растягиванию ранее укороченных мышц, а дополнительные постоянные покачивания в этом положении способствуют расслаблению и нормализации мышечного тонуса.

Упр. 2. Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

Упр. 3. Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

Упр. 4. Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении. Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

Упр. 5. В исходном положении на животе, с подложенной под грудь подушечкой, ребенку удерживают голову в среднем положении и проводят пассивные выпрямления рук с опорой на ладонь.

Упр. 6. Упражнение на большом мяче. Ребенок лежит животом на мяче, руки вытянуты вдоль мяча, ноги вытянуты вдоль мяча и разведены. Качание на мяче взад-вперед, с боку на бок.

Читайте также:  электронные книги с упражнениями по английскому языку

Упр. 7. Упражнение на мяче. Ребенок лежит на спине, ноги вытянуты вдоль мяча (придерживать рукой). Голова откинута назад, руки расслаблены и откинуты за голову. Прокатывание на мяче взад-вперед.
Упр. 8. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью. Если у ребенка резко выражено подошвенное сгибание стоп, их следует опустить за край опоры. Пассивно проводится сгибание головы, удерживая выпрямленные руки и согнутые ноги.

Упр. 9. В исходном положении на четвереньках с мячом или валиком под грудью с разогнутыми ногами и согнутыми в локтевых суставах руками, проводится пассивное разгибание головы и удержание согнутых рук и разогнутых ног.

Упр. 10. Ребенок лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом головы ребенка медленно поворачивают в ту же сторону его плечи и туловище.

Упр. 11. Малыш лежит на спине. Вслед за пассивным поворотом нижних конечностей и таза медленно поворачивают в ту же сторону плечи.

Упр. 12. В исходном положении лежа на спине. Ноги максимально разведены и развернуты кнаружи и упираются в бедра занимающегося, проводят пассивные присаживания.

Упр. 13. Ребенок стоит на столе спиной к инструктору так, чтобы пятка свешивалась. Одна нога сгибается в колене и удерживается в этом положении инструктором. Затем ребенка наклоняют вниз с резким поворотом туловища за одноименную с ногой руку. Ребенок рефлекторно делает обратный поворот туловища и, выпрямляя ногу, поднимается.

Источник

6 упражнений для гашения лабиринтного тонического рефлекса

6 упражнений для гашения лабиринтного тонического рефлекса

6 УПРАЖНЕНИЙ ДЛЯ ГАШЕНИЯ ЛАБИРИНТНОГО ТОНИЧЕСКОГО РЕФЛЕКСА

Перед выполнением комплекса упражнений необходимо расслабить мышцы с помощью приёмов покачивания в позе «эмбриона»: нужно сложить ручки ребёнка на груди, ножки согнуть в коленках так, чтобы колени были разведены, а стопы соединены вместе. Голову ребёнку нужно наклонить к груди, согнутые ножки подтянуть к животу. Для удобство ребёнка необходимо придерживать за ноги левой рукой, а правую положить под его затылок. Удерживая малыша, покачивайте его в разных направлениях несколько раз, пока он не расслабится.

2. Следующим шагом будет подложить под грудь ребёнка валик или небольшой мяч, ручки вытягиваются вперёд, под голени тоже подкладываются валики, но поменьше. На таз малыша необходимо положить груз.

3. Ребёнок в положении лёжа на животе должен попробовать встать на ручки и отвести плечики назад. Голова должна быть поднята. Если ребёнок не может выполнить это упражнение самостоятельно, то необходимо помочь ему.

4. Положите ребёнка животом на мяч, придерживая его за ноги. Голова при этом упражнении должна быть поднята. Затем начинаем выталкивать малыша с мяча вперёд, а он должен поднять голову, максимально разогнуть позвоночник, опираясь руками на мяч или на другого взрослого.

5. В положении ребёнка на животе необходимо аккуратно помассировать точки по обе стороны от позвоночника в области шеи и груди. В качестве стимуляции нужно аккуратно надавливать пальцами точечно и по обе стороны вдоль позвоночника. Далее нужно повторить предыдущее упражнение, но стараться, чтобы ребёнок разогнул голову самостоятельно.

6. Малыша необходимо положить на спину и зафиксировать его плечи с помощью своих предплечий. Свои ладони положите под голову ребёнка и производите наклон головы ребёнка к груди. Затем зафиксируйте плечи ребёнка, и пусть он попробует выполнить данное упражнение самостоятельно: согнуть голову к груди, максимально достать подбородком до грудной клетки.

При помощи этих простых упражнений вы сможете подготовить малыша к дальнейшей лечебной физкультуре, расслабить его и максимально исключить действие лабиринтного тонического рефлекса.

Читайте также:  как увеличить грудь при помощи упражнений с гантелями

Источник

Рефлексонормализующая гимнастика

Рефлексонормализующая гимнастика

Независимо от возраста вашего ребенка – 1 год, 5, 10, 15 лет, внимательно изучите его движения. Если вы видите ярко выраженные тонические рефлексы или их элементы – начинать реабилитационные мероприятия нужно с их устранения. Это важно! Любая другая гимнастика, механотерапия или занятия на тренажерах, безусловно, будут способствовать развитию вашего ребенка и возможно он научится держать голову, сидеть, стоять, ходить, но он никогда не сможет делать это правильно! Тонические рефлексы и компенсаторные позы не позволят сформироваться правильным двигательным навыкам.

Упражнения для устранения лабиринтного тонического рефлекса (ЛТР)

  • Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Хорошо иллюстрирует данное упражнение первая укладка по системе Бобат.

Упражнение для подавления тонического лабиринтного рефлекса.

  • Исходное положение – лежа на животе на твердой горизонтальной поверхности с опорой на предплечья. Руки согнуты в предплечьях и прижаты к туловищу по бокам, ладошка открыта. Голова в разогнутом положении. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Сначала, под влиянием тонуса мышц, предплечья будут согнуты под острым углом. Сразу не пытайтесь увеличить угол. Постепенно по мере увеличения времени нахождения в данной позе увеличивайте и угол опоры на предплечья.

Упражнения для подавления лабиринтного тонического рефлекса.

  • Для выполнения следующего упражнения необходимо участие двух взрослых. Ребенка укладывают на прочную простынь, поднимают её за четыре конца и, создавая наклон, осторожно перекатывают со спины на живот и в обратном направлении. Это упражнение хорошо развивает вестибулярный аппарат ребенка, активизирует рецепторы, отвечающие за определение тела в пространстве, учат координации и чувству равновесия. Постепенно увеличивайте время и количество перекатов, от одного в каждую сторону, до многократных перекатов.
  • Самое приятное упражнение и для ребенка и для взрослого. Возьмите ребенка на руки в положении на спине. Одна рука взрослого находится под головой ребенка, придавая ей изгиб. Вторая под коленями ребенка, согните ноги ребенка в коленях и прижмите их к животу. Постарайтесь руки ребенка согнуть и зафиксировать на груди. Покачайте его в таком положении. Именно качайте, а не трясите! В чем приятность? Вы можете выполнять это упражнение во время прогулок на улице. Сядьте на качели и качайте ребенка в указанной позе.

Упражнения для устранения шейного симметричного тонического рефлекса (ШСТР)

  • Первое упражнение то же, что используется для устранения ЛТР. Исходное положение — лежа на спине на твердой горизонтальной поверхности. Под голову можно положить небольшой валик, что бы придать ей согнутое положение. Руки согнуть и положить на грудь. Ноги согнуть и подтянуть к животу. Поза эмбриона. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.

Упражнение для подавления шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение как в первом упражнении. Голова согнута, подбородок касается груди, ноги согнуты в коленях и подтянуты к животу. Руки выпрямляем и укладываем вдоль туловища, ладошка открыта. Удерживать в таком положении ребенка от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе.
Читайте также:  что сделать чтобы вырасти с помощью упражнений

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение то же. Ноги и голова в согнутом положении. Руки выпрямляем в локтевых и плечевых суставах и вытягиваем вверх за голову. Удерживаем ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время. Если влияние тонических рефлексов и, как следствие, сопротивление ребенка велико, возможно для выполнения упражнений вам потребуется помощь второго человека.

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

  • Исходное положение лежа на животе на горизонтальной поверхности. Ноги вытянуты, опора на предплечья, ладошка открыта. Установите руки ребенка так, что бы угол изгиба в локте равнялся 90 градусам. Удерживайте ребенка в таком положении и сначала пассивно (с вашей помощью) осторожно поворачивайте голову ребенка в стороны – налево, направо, вверх, вниз. Затем просите его поворачивать голову самостоятельно, удерживая тело ребенка в исходном положении.Задача добиться, что бы движения головы автоматически не вызывали движений туловища и конечностей.

Упражнение для устранения шейного симметричного тонического рефлекса.

Упражнения для устранения асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР)
Давайте вспомним как проявляется шейный асимметричный тонический рефлекс. Поза фехтовальщика. Со стороны, в которую поворачивается голова ребенка рука автоматически выпрямляется, а с противоположной стороны сгибается. Если в рефлекс втянуты и нижние конечности, то тоже самое происходит и с ногами. Задача упражнений устранить автоматические движения конечностей в зависимости от поворота головы.

  • Исходное положение лежа на спине на горизонтальной поверхности. Попросите ребенка повернуть голову в сторону или стимулируйте этот поворот игрушкой, голосом, прикосновением. Осторожно удерживайте голову в повернутом состоянии и согните в локте руку ребенка со стороны, в которую повернута голова, а с затылочной стороны выпрямите. Т.е. придайте позу обратную позе фехтовальщика. Удерживайте ребенка в таком положении от нескольких секунд до нескольких минут, постепенно увеличивая время нахождения в данной позе. Затем повторите упражнение с поворотом головы в другую сторону и соответственно измените положения рук. Если в рефлексе задействованы и нижние конечности, значит в упражнении должны участвовать и ноги.

Все вышеперечисленные упражнения должны выполняться не только ежедневно, а по несколько раз в день и до тех пор пока тонические рефлексы не будут устранены полностью. От этого будет зависеть степень и выраженность вашего диагноза, а так же дальнейший реабилитационный прогноз.

Если ваш ребёнок еще мал, времени на устранение рефлексов потребуется меньше, чем старше ребенок тем больше времени займут занятия. Сделать конкретный временной прогноз или установить конкретные временные рамки вряд ли возможно. Так как двух одинаковых ДЦП не бывает, все очень индивидуально.

Вполне возможно, что ваш ребенок не будет испытывать желания выполнять упражнения, мало того будет активно возражать. Терпения Вам. Проявите смекалку, уговорите, отвлеките, займите чем-то интересным во время нахождения ребенка в нужном положении.

Знаете, так бывает, видишь, слышишь какую либо информацию, но почему то не придаешь ей значения или не находишь времени. Так произошло и со мной, о влиянии задержавшихся тонических рефлексах знала, но не придала должного значения, кроме того мой ребенок настолько активно протестовал, что попросту не хватило сил. Потом мы к ним все равно вернулись, но время было безвозвратно потеряно и в результате на устранение влияния тонических рефлексов у нас ушло несколько лет. Поэтому я повторяю: Это важно! Начинать реабилитационные мероприятия нужно с устранения тонических рефлексов!

Источник

Adblock
detector