Меню

упражнениям в различении левой и правой руки

Как легко научить ребёнка различать лево и право?

Содержание:

Как люди определяют, где «лево», а где «право»? Учёные видят здесь самоощущение соответствующих сторон тела. Этим и следует руководствоваться при обучении этим пространственным понятиям детей. Проще всего для начала использовать в их обучении их собственное тело, затем переходить к обуви, варежкам и сторонам света.

Когда пора объяснять?

Процесс усваивания сторон растягивается на период 2-6 лет. Почему важно сделать это вовремя? Это помогает ребёнку ориентироваться в пространстве, а также развивает мышление и память. Если этим пренебречь, то у ребёнка возникнут проблемы на занятиях танцами или спортом, замедлится интеллектуальное развитие. Ему труднее будет считать, выполнять упражнения, подготавливающие к письму. В целом же, ухудшится школьная успеваемость.

1. Ребёнок должен усвоить, где у него левая рука и где правая

Примерно в трёхлетнем возрасте у детей выявляется доминирующая рука. Достаточно присмотреться, какой рукой малыш обычно хватает ложку, бросает мячик, рисует. У двух из трёх детей такой рукой будет правая. Как легко научить ребёнка различать лево и право? Начать с того, что сказать, что правая рука – та, которой он любит рисовать, если он правша, конечно. Запомнив это, малыш сообразит, что другая рука, в которую он не любит брать карандаш, будет левой.
Научившись различать левую и правую руки, ребёнок должен узнать, что и все части тела, находящиеся ближе к правой руке, называются правыми: глаз, ухо, нога, локоть, колено. То же относится и к левой стороне. Эти новые понятия следует закреплять в ежедневных занятиях, например, давать пояснения во время одевания. Дети с удовольствием выполняют упражнения на внимание: дотронуться правой рукой до левого уха, левой рукой до правой ноги и т. д.
Затем можно приступить к определению пространственного расположения предметов. Ребёнка можно попросить принести предмет, расположенный от него слева, справа, сказать, что находится у него по левую или по правую руку.

2. Научить определять левую и правую сторону

В 4-5 лет дети уже должны научиться определять направления и соотношение между предметами и применять эти знания: располагать предметы, перемещать их в указанном направлении.
Ребёнок должен усвоить, что все предметы, расположенные ближе к левой руке, находятся слева от него и наоборот. То же правило относится и к направлениям «налево» и «направо». Чтобы закрепить принципы направлений в пространстве, можно прибегнуть к играм, например, поставить в один ряд несколько игрушек и загадать одну из них. Задача малыша – угадать эту игрушку, а когда он укажет на не ту, его нужно направить с помощью слов «правее» или «левее».
Во время прогулки можно комментировать свой маршрут, говоря вслух, что сейчас будет поворот налево, а справа только что проехала машина.
В наше время многие дети учатся определять направления движения с помощью навигатора, комментирующего езду родительской машины. Вначале они слышат, например, «через 50 метров поверните направо», а потом дожидаются поворота, понимая, где же находится правая сторона. В обыденной жизни при разговоре с ребёнком полезно акцентировать его внимание на положение предметов в пространстве. Например, спросить, где любимая кукла дочери и подсказать, что она сидит справа от кубиков или попросить принести носовой платок, лежащий в левом ящике комода.

3. «Налево» и «направо» как движение в правильном направлении

Когда малыш немного подрастёт, ему можно предлагать более сложные задания. Здесь ему потребуется уже не просто вспоминать, где лево, а где право, но и двигаться в нужном направлении.
Обучение направлениям можно совмещать с обучением счёту. Пусть малыш закроет глаза, а затем повернётся в требуемую сторону и сделает несколько шагов в том направлении. Потом, не открывая глаз, он должен угадать, где он находится. Подобная игра подойдёт для трёхлетних детей. Если малыш пока не освоил счёт, то им можно командовать, прося шагнуть, ещё шагнуть, ещё шагнуть, повернуть налево и т. д.
С помощью этой игры он не только закрепит знания о «право» и «лево», но и научится пространственному ориентированию.

Чувство времени является естественным свойством не только людей, но и животных, поскольку их действи .

4. «Лево» и «право» с точки зрения другого человека

У каждого из нас своё «лево» и «право», и ребёнку нужно это усвоить. Это умение можно отрабатывать с помощью зеркала либо встав к малышу спиной, попросить его показать правую руку мамы. После этого на правые руки обоих повязать ленточки, а затем повернуться лицом к ребёнку. И снова спиной. При этом упражнении ребёнок должен запомнить, что правая рука всегда одна и та же, хотя он может видеть её с разных сторон маминого тела.
В зеркале же ребёнок увидит, что «хитрое» отражение повязало ленточку на левую руку, хотя у него она на правой – потому что это отражение, а не реальный предмет.

Читайте также:  логопедические упражнения при логоневрозе

5. Активнее использовать игры для закрепления понимания понятий право и лево

Есть множество подвижных и настольных игр, где движения нужно выполнять в разные стороны. Они поспособствуют тому, как легко научить ребёнка различать лево и право.
Дошкольникам 5-7 лет можно предложить графические диктанты, где детям приходится под диктовку взрослого вести линии по клеткам в нужном направлении. Детям более младшего возраста такое занятие будет выполнять трудновато. Взрослый словами задаёт направление, а ребёнок ведёт карандашом линию строго по клеточкам, поворачивая в нужную сторону по команде. В результате должен получиться определённый рисунок. Поначалу эти узоры должны быть простыми, а когда малыш приноровится, то задачу можно усложнять.
С помощью подобных графических диктантов можно получить вполне смысловые рисунки: крепости, машины, животных, любые другие предметы. Подобные инструкции для рисунков графических диктантов есть в специальных тетрадках для подготовки к школе, но можно их придумывать и самостоятельно.
Главное, чтобы бумага была обязательно в клеточку, причём размер её должен определяться возрастом малыша – чем старше он будет, тем клеточки можно брать мельче. Конечно, перед проведением графического диктанта ребёнку не следует показывать рисунок, который в итоге должен у него получиться.

Источник

«Как закрепить у детей навык правой и левой руки»
материал по теме

Буклет для родителей и педагогов

Скачать:

Вложение Размер
buklet_kak_vyrabotat_navyk_pravoy_i_levoy_ruki.doc 86 КБ

Предварительный просмотр:

5. Правая, левая – строят города.

( поочерёдно вытягивает вперёд

руки, затем «строим» — ставим

одну руку над другой, как будто

Правая, левая – водят поезда.

(показываем руки, а затем «крутим

Правая, лева – могут шить и штопать. (показываем руки, а затем правой рукой имитируем работу иголкой –шьём, левой рукой держим воображаемую ткань)

Правая, левая – любят громко хлопать.

(показываем руки, а затем хлопаем.)

Для того, чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире, детям придется усвоить много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве, попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются детям более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребёнка нужно учить.

Начиная с трёхлетнего возраста нужно начинать формировать у ребёнка представление о правой и левой стороне тела.

Сначала надо научить ребёнка определять правую и левую руку. Так, как у ребёнка этого возраста мышление конкретно, он воспринимает только те предметы, которые видит или может потрогать, абстрактное понятие «пространство» ему ещё не понятно, поэтому начиная объяснять ребёнку, где лево, а где право, Вы должны «привязаться» к конкретным вещам, другими словами создать у ребёнка ассоциацию. Например, правая рука, это та, которой ты держишь ложку или карандаш. Теперь ребёнок методом исключения будет определять, что та рука, которой он ложку не держит –

  1. Любопытная Варвара смотрит – лево (повернуть корпус – посмотреть влево)

Смотрит вправо ( повернуть корпус – посмотреть вправо)

Смотрим вверх (наклон головы назад)

Смотрит вниз (наклон головы вперед)

Чуть присела на карниз

А потом свалилась вниз

Мы похлопаем немножко.

А теперь ладошкой левой

Ты шлепки погромче делай.

Хлопаем мы по ногам,

И конечно по ногам,

И конечно, по рукам,

Хлопаем перед собой

И конечно за спиной.

Над головой – хлоп, хлоп!

По коленям – шлёп, шлёп!

И погладить себя можем –

Мы здоровью так поможем!

Все движения можно выполнять

Поочерёдно правой и левой рукой.

левая. За опору, вы можете взять часики

или браслет, которые ребёнок постоянно

Также можно использовать игры и забавные стихи.

Здравствуй, левая рука!

Здравствуй, правый мой носочек!

Здравствуй, левый мой носочек!

Здравствуй, моя спинка,

Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

2. У меня есть две руки – и правая, и левая!

Они в ладоши могут бить – и правая, и

За ухо могут потрепать! – и правая, и левая!

Увидев маму, помахать – и правая, и левая!

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребёнка – детский сад № 7

«Как закрепить у детей навык правой и левой руки».

Источник

Методическое пособие «Навыки правой — левой руки»

Структурное подразделение государственного бюджетного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы №1 «Образовательный центр» с.Борское, Дом детского творчества «Гармония»

Методическое пособие для педагогов дополнительного образования

« Навыки правой и левой руки» Учим детей определять правую и левую сторону (5-7 лет)

педагог дополнительного образования

Рогова Ольга Сергеевна .

Часто на занятиях с детьми дошкольного и младшего школьного возраста встает проблема определения направления право – лево и ориентации в пространстве. И, как правило, очень много времени уделяется разъяснениям и пояснениям детям, где право, а где лево, зачем и почему нужно вправо или влево и т.д. Почему так важно понять и суметь правильно действовать вправо или влево? Данное методическое пособие поможет педагогам дополнительного образования в организации пространственной ориентации детей на уроке, а учащимся выучить понятия «право-лево» в доступной и интересной форме. Для того чтобы уверенно чувствовать себя в окружающем мире маленькому человеку приходится осваивать много умений и навыков. Одним из важных навыков является сформированное представление о пространстве , попросту говоря, умение различать правую и левую сторону. Если такие определения, как «верх» и «низ» даются ребенку более-менее легко, то отличать левую сторону от правой, ребенка нужно учить. Нужно это для того, чтобы в дальнейшем не было сложностей с письмом, счетом, конструированием, занятиями танцами и физкультурой. Даже в царской армии самая большая проблема возникала, когда солдаты – выходцы из крестьян – не могли различить правую и левую сторону. Проблему решили, привязывая к ногам солдат пучки сена и соломы. Командиры так и командовали: сено — солома. Тут уж ошибок в поворотах в нужную сторону не было. Времена дремучего невежества миновали и современные солдаты браво выполняют приказы своих командиров, безошибочно поворачиваясь налево и направо. Но в начальной школе, проблема определения, где право, где лево стоит очень остро. Тема «правое и левое» изучается в школе довольно бегло. Однако, даже многие взрослые люди путают эти направления. Умение различать правую и левую сторону – это важная предпосылка для многих видов обучения. Дети, поступающие в 1 класс, зачастую еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой стороны тела, особенно по отношению к другим людям. Физиология у человека такова, что за его пространственную ориентацию и восприятие пространства отвечает не один специальный орган чувств, а взаимодействие сразу нескольких (зрение, слух и осязание). Плохое или неточное формирование пространственных представлений может отрицательно сказаться на уровне интеллектуального развития ребенка. Начинать вводить понятие «право – лево» ребенку нужно как можно раньше! Первоначальные знания на эту тему естественно закладываются в семье, в отношениях и разговорах с мамой и папой: когда ребенка кормят — «берем ложечку в правую руку, а хлебушек в левую руку»; когда одевают его на прогулку — «надеваем ботинок на правую ножку, а потом на левую» и т.д. При осознании своего тела ребенок не путает ногу и руку, так почему же он путает правую руку и левую? Ребенок учится понимать слова «нога», «рука» еще в раннем младенчестве, а вопрос о «правом и левом» встает перед ним гораздо позже, когда освоение новых слов происходит уже не с той легкостью. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени.

Понятие «право – лево» довольно удачно закрепляются именно в хореографии с использованием игровых методик, логоритмики и музыкально — танцевальных импровизаций. Навык владения «право – лево» для занятий хореографией очень важен, так как без владения этого навыка успешное обучение танцевальному искусству практически будет безуспешным. Но не все так страшно, как кажется на первый взгляд.

Учим детей определять право и лево

Как искать правую руку? Правую руку часто ищут при помощи привычного действия – например, пытаются взять ложку. Словарь Даля определяет правую руку как «крещоную», рука которой человек кладет на себя молитвенный крест. Вот еще один способ – для тех, кто умеет читать. Представьте себе любое слово (например, «магазин»). Первая буква этого слова находится слева, последняя справа. Обычно люди читают слева направо, не задумываясь

Право не лево, а лево не право. Как все странно устроено! То, что для меня правое, оказывается левым для того, кто стоит лицом ко мне. Для того чтобы понять его, я должен мысленно поставить себя на его место, встать рядом с ним, посмотреть на мир его глазами. Думать о чем-то с позиции другого человека непросто. Но значение этого навыка трудно переоценить. По крайней мере, оно далеко выходит за рамки собственного образования.

Зеркальное отражение . Важно научить ребенка определять не только свою правую и левую руку, но и право, лево собеседника. Здесь Вам понадобится обычное зеркало, с помощью которого Вы объясните малышу, почему изображение получается перевернутым. Посадите спиной к ребенку куклу, спросите, где у нее левая рука, завяжите на ней ленточку, ребенку тоже повяжите ленту. Теперь поверните куклу лицом к ребенку, теперь ленты окажутся с разных сторон. Опять поверните куклу спиной к ребенку, снова ленточки совпадут. Важно, чтобы ребенок понял, что правая рука, правой и остается, а волшебство, получается из-за того, что положение предметов относительно друг друга меняется.

Занятные упражнения Зарядка – это не только средство взбодриться или отвлечь внимание детей, но и способ закрепить с детьми пространственные понятия.

Выполняя знакомые движения, попросите поднять правую (левую) руку, попрыгать на правой (левой) ноге. Со временем задания можно усложнять: поднять правую руку и левую ногу; дотянуться правой рукой до левого носочка ноги (и наоборот); положить правую руку на левое плечо (и наоборот) и т.д. Такие задания не только позволят закрепить навыки, но и будут способствовать развитию внимания, умению действовать по команде.

Попросите детей перемещаться в пространстве в форме игры (например, бабочки от цветка к цветку или самолеты на аэродроме) «вперед, назад, вправо, влево», усложняя задание количеством шагов – 2 вперед, 4 назад, 2 вправо, 4 влево. Можно использовать мяч, катая его по заданной какой-либо схеме: вперед, вправо, назад, влево… Это отложиться в детской памяти.

Поиграйте с детьми в следующую игру: сначала спрячьте предмет или игрушку, а потом предложите им найти ее, направляя их действия: три шага влево, шаг вправо и т.д.

Музыкально-танцевальная минутка. Все новое хорошо забытое старое. По данной теме можно использовать веселый танец «буги-вуги», который танцевали многие родители, их бабушки и дедушки в пионерские времена. Отлично помогает освоить право-лево. Ручку правую вперед, А потом ее назад И опять ее вперед И немножко покачать. Мы танцуем буги-вуги Поворачиваем в круге Поворачиваем в круге Мы вот так. Затем ручку левую…, ножку правую…, левую…, ушко…, плечо… и тому подобное.

Понятие «право – лево» довольно удачно закрепляются именно в хореографии с использованием игровых методик, логоритмики и музыкально — танцевальных импровизаций. Навык владения «право – лево» для занятий хореографией очень важен, так как без владения этого навыка успешное обучение танцевальному искусству практически будет безуспешным. Но не все так страшно, как кажется на первый взгляд.

Элементы ритмики Музыкально — ритмические упражнения на танцевальных занятиях позволяют ускорить процесс заучивания и закрепления навыка правой-левой руки. Конечно же наиболее эффективными в этом разделе будут игры с сопровождением не только музыки, но и забавных стихов (логоритмика).

Чтение стихов сопровождается исполнением по тексту.

1.Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу!
Топай правою ногой,
Топай левою ногой,
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой.
Вот тогда придешь домой!

2. Здравствуй, правая рука! Здравствуй, левая рука! Здравствуй, правый мой носочек! Здравствуй, левый мой носочек! Здравствуй, моя спинка! Здравствуй, поясок! Здравствуй, здравствуй, мой дружок!

3. У меня есть две руки – и правая, и левая! Они в ладоши могут бить — и правая, и левая! Они мне могут нос зажать — и правая, и левая! За ухо могут потрепать — и правая, и левая! Увидев маму, помахать — и правая, и левая! Воздушный поцелуй послать — и правая, и левая! И могут так меня обнять — и правая, и левая!

4. Дети ходят по залу в свободном направлении

Всего пять пальцев на правой руке ( поднять вверх правую руку ), Всего пять пальцев на левой руке ( поднять вверх левую руку), Десять пальцев на обеих руках ( встают в пары и хлопают по ладошкам друг другу ), Раз, два, три, четыре, пять (один в паре пересчитывает пальчики у другого, касаясь кончиков), Раз, два, три, четыре, пять (второй в паре пересчитывает пальчики у другого).

5. Правая, левая — строят города (поочередно вытягиваем руки, а затем «строим» ставим одну руку над другой, как бы кладка кирпичей). Правая, левая – водят поезда ( показываем руль, а затем «крутим» руль перед собой). Правая, левая – могут шить и штопать ( показываем руки, а затем имитируем работу иголкой – шьем, левой рукой держим воображаемую ткань). Правая, левая – любят громко хлопать (показываем руки, а затем хлопаем).

6. Любопытная Варвара смотрит влево ( повернуть корпус и посмотреть влево ), Смотрит вправо ( повернуть корпус и посмотреть вправо ), Смотрит вверх ( вытянуться вверх, запрокинув назад голову ), Смотрит вниз ( наклон вперед ), Чуть присела на карниз ( пружинистые полуприседания), А потом свалилась вниз ( глубокое приседание и сесть на пол ).

7. Нашей правою ладошкой мы пошлепаем немножко. А теперь ладошкой левой ты шлепки погромче делай. Хлопаем мы по ногам, и конечно, по рукам. Хлопаем перед собой и конечно, за спиной. Над головой хлоп-хлоп! По коленям шлеп-шлеп! И погладить себя можем – мы здоровью так поможем!

8. При подготовке танцевального номера бывают ситуации, когда срочно нужно научить детей определять правую и левую сторону или сложные ситуации, когда дети, стоя в кругу, должны выполнить движение правой рукой в левую сторону. Тогда можно воспользоваться простым и доступным способом – одеть (повязать) детям на правую руку и правую ногу яркие резинки (ленты) Они акцентируют на себе внимание и помогают детям не только быстро ориентироваться в своих руках и ногах на уроке, но и ускоряют сам процесс запоминания.

Таким образом, проводя занятия в виде различных игр и упражнений, можно научить детей двигаться непринужденно, выразительно и красиво не напрягая и не утомляя их.

Источник

Adblock
detector