упражнения по теме состав слова в школе 8 вида

Тест по письму для 8 класса школы 8 вида по теме «Состав слова, словообразование»
методическая разработка (8 класс) на тему

Тест предназначен для выявления уровня знаний обучающихся 8 класса и составлен в соответствии с действующей Программой по письму и развитию речи специальной (коррекционной) школы VIII вида, учебник «Русский язык, 8 класс», авторы-составители: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Москва, «Просвещение», 2012 г. Данный тест будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида . Задания теста могут быть использованы как в условиях класса, так и для индивидуальных занятий с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Состав слова, словообразование»

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_sostav_slova.docx 16.81 КБ

Предварительный просмотр:

Тест по теме : «Состав слова, словообразование»

для 8 класса адаптивной школы

Автор – составитель : учитель – дефектолог МОУ «Сош№1 г.Ртищево, Саратовской области» Фахрединова Людмила Федоровна

Тест предназначен для выявления уровня знаний обучающихся 8 класса и составлен в соответствии с действующей Программой по письму и развитию речи специальной (коррекционной) школы VIII вида, учебник «Русский язык, 8 класс», авторы-составители: Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская, Москва, «Просвещение», 2012 г. Данный тест будет полезен для учителей специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида . Задания теста могут быть использованы как в условиях класса, так и для индивидуальных занятий с целью проверки знаний, умений и навыков учащихся по теме: «Состав слова, словообразование»

Внимание! На все вопросы возможен только один правильный ответ.
1. Укажи неверное утверждение.

А) Все слова состоят из основы и окончания.

Б) Окончание образует форму слова.

В) Приставки и суффиксы образуют новые слова.

Г) Слова, имеющие один и тоже корень, называются однокоренными.

2.Выбери правильный ответ: Части слова…

а) приставка, корень, суффикс. окончание

б) приставка и корень

в) корень и окончание

3.Найти форму слова трудный :

а) трудному б) труднейший в) потрудиться г) трудность

4 Найди группу однокоренных слов к слову вода :

а) водяной, водянистый, заводь, водитель;

б)водяной, подводник, наводнение, заводь;

в)водяной, водянистый, проводить, заводь;

г) водяной, заводь, завод, водопровод.

5 . Укажи слово, которое не является родственным:

а) друг б) дружок в) товарищ г) подружка

6 . Найди пару слов, которые не являются однокоренными. а) радость – радостный
б)вода – водитель
г)гора – горец д) носить – носильщик .

7. Подберите слово к схеме: приставка + корень + суффикс +окончание а) зимушка б) перелётные в)грузчик г)лесочек

8 . .Укажи слово, образованное приставочным способом

а) леса, б) лесной, в) залесье , г) перелесок

9. Отметь ряд, в котором все слова имеют одинаковый состав слова.

а). карта, вода, горка, трава

б). поле, кофе, море, солнчный

в). снежки, дождевой, белочка, малинка

г). записка, посадка, полянка, наклейка

10. Определите способ словообразования слова БЕЗБРЕЖНЫЙ:

Источник

Урок письма и развития речи в коррекционной школе VIII вида. Тема: «Состав слова»

Тип урока: обобщения и систематизации знаний.

Форма урока: игра-путешествие.

Класс: 5 класс специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «состав слова» в рамках изученного материала 5 класса коррекционной школы VIII вида.
  • Способствовать развитию орфографической зоркости через игровую деятельность на уроке.
  • Способствовать воспитанию самостоятельности аккуратности при выполнении письменной работы.

1. Оргмомент

Всем, всем, добрый день!
Прочь с дороги нашей лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

2. Целеполагание и мотивация

Тема урока спряталась (логограмма)

– Мы сегодня подведем итоги работы по теме «состав слова», повторим разбор слова по составу. Вспомним и закрепим правила правописания частей слова. Если мы не будем лениться, а дружно трудиться, то достигнем цели нашего урока! Помогать сегодня в нашей работе будет «План путешествия по стране словообразования». Каждый раз, как мы пройдем запланированный пункт, подводим итоги, я оцениваю вашу работу.
(Слайд 3, части слова появляются друг за другом)

– Для чего нам всем нужно знать состав слова? (Чтобы не делать ошибок в разных частях слова, быть грамотным и образованным.)
– Какое имя мы дадим нашему уроку?

«Путешественники».
Девиз: Ты за ключиком иди и замочек отомкни! (Слайд 4)

– Как вы понимаете девиз нашего урока? (Мы будем повторять изученный материал, использовать наши знания как ключи для раскрытия темы нашего урока «Состав слова»).

Работа в тетрадях (число, название урока)

3. Повторение и обобщение материала

– Начинаем наше путешествие с самой главной части слова. Какой? Что вы знаете о корне? (Дети рассказывают правило) (Слайд 5).

– Что одинакового в этих словах? (Общая часть родственных слов — корень)
– Придумайте однородные слова к словарному слову беседа.
– Как пишутся корни в однокоренных словах?

Беседа, беседушка, беседка, беседую.

– Запишите, выделите корень в этих словах, придумайте предложение со словом беседа.

Беседа о нашем земляке Герое Советского Союза Аркадии Кукине проходила в школьном музее.

Вывод: в группе однокоренных слов корень пишется одинаково. (6 слайд)

– Найдите однокоренные слова: лев, тигр, лисица, лисенок, котенок, лис.
– Почему вы считаете их однокоренными? Выделите корень в однокоренных словах? Придумайте предложение со словом лисица.

Хитрая лисица подкралась к Серой Шейке.

– Исключи лишнее слово в ряду однокоренных слов. Какое слово лишнее, почему?

Проход, проеду, перееду, въеду, поездка.

Вывод: корень значимая часть слова, в нем заключено основное значение, он пишется одинаково у всех однокоренных слов. Оценивание работы учащихся. (Слайд 7)

– Какие правила правописания в корне слова вы знаете? (Правило о безударной гласной в корне слова)

Игра «Проверяй-ка » (устно говорят проверочные слова)

Лесник, беседа, верблюд, север, грибы, рябина, садовник.

Вывод: для проверки безударной гласной в корне слова, надо подобрать проверочное слово, чтобы гласная стояла под ударением. Если слово проверить нельзя, запомни, как оно пишется. (Слайд 8)

– И еще одна орфограмма часто встречается в корне слова. (Правило о звонких и глухих согласных в корне слова).

Игра «Узнай меня»

На карточках вписать звонкую или глухую согласную, выделить корень. (Проверка в парах )

  • 1 группа учащихся: Зу..ки – зу..ы, сторо..ка – сторо..у, тетра..ка – тетра..и, гла..ки – гла..а.
  • 2 группа учащихся: Зу.. – зубы, тетра..ь – тетради, гла.. – глаза

Вывод: парные звонкие и глухие согласные в корне пишутся одинаково, согласные в корне надо проверять, изменив слово, чтобы после согласной стояла гласная буква. Оценивание работы учащихся. (Слайд 9)

Физкультминутка

За высокими горами, (поднимаются на носочки)
за широкими морями, (разводят руками)
За дремучими лесами (повороты)
На пригорке теремок. (поднимаются на носочки)
На дверях висит замок. (наклон вперед)
Ты за ключиком иди (шагают на месте)
И замочек отомкни (хлопают в ладоши)

– Мы продолжаем наше путешествие. Куда держим путь? Приставка? Где она стоит, для чего нужна, как её выделяют? (Слайд 11)
– Приведите примеры слов с приставкой. Запишите их. (Например: приезд, отъезд, замазка и т.д.)
– Какая часть слова еще служит для образования новых слов? Где стоит суффикс? (Слайд 12)

Игра «Угадай слово по его схеме»

– С помощью, каких частей слова образовываются новые слова?

Вывод: с помощью приставок и суффиксов образуются новые слова. Приставка стоит перед корнем, а суффикс за корнем. Оценивание работы учащихся. (Слайд 13)

– Мы подходим к концу нашего путешествия, но метель замела все дорожки, выполните задание, чтобы путешествие закончилось удачно.

– Измени слова так, чтобы получился красивый рассказ..

Метель спрятала лесные (дорожка). Поскрипывает под (нога) снежок. Деревья застыли в зимнем (сон).

– Что мы изменили? (Слайд 14)
– Для него нужны окончания?

Вывод: окончания нужны для связи слов в предложении.

– Из каких частей может состоять слово? Составь слова из разных частей? (логограмма)

Строй а за к (у каждого учащегося разрезные карточки)

– Какие слова у вас получились?
– Из каких частей может состоять слово?
– У каждого из вас схема разбор слова по составу. (Слайд 15)

  • Запиши слово
  • Выдели корень
  • Выдели окончание
  • Найди и обозначь приставку и суффикс

Игра «Кто быстрее»

Каждый ученик разбирает по одному слову.

  • 1 ряд: Загадка, лодка, посадка, грибок, снежок.
  • 2 ряд: Ветерок, тетрадка, зимушка, побег, постройка

Вывод: сегодня каждый смог проверить себя не подвести своих товарищей при разборе слов по составу. Оценивание работы учащихся. (Слайд 16)

4. Итог урока

– На какие правила учились писать слова?
– Для чего нужно знать эти правила?
– Кому понравилось путешествие?

5. Рефлексия

– Поднимите карточки со знаком «ключик» кому понравился урок.

6. Домашнее задание

Карточка по разбору слов по составу (подбирается каждому ученику индивидуально).

Источник

Система упражнений по теме «Состав слова» для 5-7 классов СКОУ VIII вида
учебно-методический материал на тему

Представлена система упражнений для отработки темы «Состав слова» в школе для обучающихся с умственной отсталостью (5-7 классы). Пособие составлено с учетом требований программы под ред. Бгажноковой И.М.

Скачать:

Вложение Размер
sostav_slova.docx 380.34 КБ

Предварительный просмотр:

Состав слова.

  1. Выдели корень в словах. Как называются такие слова?

лес, лесочек, лесник, лесок.

  1. Выдели корень в словах. Как называются такие слова?

лимон, лимонница, лимончик, лимонный

  1. Измени слова так, чтобы они обозначали много предметов. Запиши. Выдели окончания.

Образец: Туча – тучи,

абрикос- ____________ , ананас — ______________,

арбуз — _____________, барсук — ______________,

берег — _____________, бегемот — _____________,

бутерброд — ___________, велосипед — ___________ .

  1. Из данных слов составь и запиши предложение. Выдели окончания.

Орлы, гнёзда, на, вьют, скалах.

  1. Выдели основу слова в словах:

Уроки, бумага, партах, дети,

фигурки, животных, ёлку, бумажные, звери.

  1. Образуйте слова с помощью приставок НА-, ПО-, ВЫ-,ЗА-, С-, ПЕРЕ-, ПРО-, ДО-, ОБ-, В-, ПРИ-.

Ходить, читать, играть, думать.

  1. Найди в каждой группе слов лишнее слово. Выдели корень.

Лес, лесник, леска, лесной

Парк, парковый, паркет

Водичка, вода, водитель, водяной.

  1. Продолжи ряд однокоренных слов. Выдели корень.
  1. Составь цепочку из родственных слов к слову береза . Ответь на вопросы. Слова запиши. Выдели корень.

Как ласково мы называем это дерево? (Берёзонька)

Как называется лес, в котором преобладают берёзы? (Березняк)

Назовите гриб, который растёт под берёзой. (Подберёзовик)

А сок из этого дерева какой? (Берёзовый)

  1. «Слова потерялись» (распределить слова на две группы). Запиши в два столбика.

Сад, лес, лесной, садовый, садовник, лесник, лесочек, садик, залесье, садочек, посадка, лесовик, перелесок, сад.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Небо, н(и,е)беса, н(и,е)бесный.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Сне(к,г), сн(е,и)говой, сн(е,и)говик.

  1. Спиши слова, вставь нужные буквы в корни слов. Выдели корень.

Соль, с(о,а)лёный, с(о,а)лить.

  1. Придумай как можно больше однокоренных слов к словам:

Запиши их. Выдели корень.

  1. Запиши слова. Поставь в них ударение. Выдели окончание.

берёза, земляника, капуста, малина, огурец, яблоко, морковь, помидор, картофель, рябина.

  1. Спиши текст, вставляя слово «Москва» в нужной форме. Выделить окончание.

Например: Папа часто ездит в Москву.

… — столица нашей Родины. Часто приезжают в … наши друзья из разных стран. Вечером улицы и площади … заливает море огней. В … много мостов. Я горжусь … !

  1. Допишите слова так, чтобы получилось предложение. Выдели окончания.

Мам__ слушает дочк__.

  1. Прочитай выразительно текст. Вставь пропущенные буквы. Запиши. Выдели окончание в словах, записанных курсивом.

Зимой ру .. кий лес сказочный и ч.. десный.
Сне.. украшает пуш.. стые ветки деревьев.
См.. листые ш.. шки в.. сят на елях .
В серебряном уборе стоят красавицы — б.. рёзки.

  1. Составьте из слов каждой строки предложения.

Морозы, трескучие, на, стояли, улице.
Утро, каждое, сад, Костя, выносил, в, корм, птицам.
Прилетали, к, вороны, кормушке, и, воробьи, синички.

  1. Составьте из слов предложения, изменяя окончания. Окончания выделите.

Магазин, живая, привезут, рыба.

К, врача, больной, вызвали.

Срывал, с жёлтой, деревья, лист, ветер.

  1. Запиши слова. Выдели приставки.

Поехали, до школы, перешел, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота.

  1. Запиши слова, выдели приставку. Найди лишнее слово.

Зашел, забег, запад, заход.

  1. Спиши, вставляя слово писать с нужной по смыслу приставкой.

Например: С доски надо списать однокоренные слова.

С доски надо _писать однокоренные слова. Новую тетрадь ты должен правильно _писать. Из текста следует _писать слова с безударной гласной. Плохо выполненное задание лучше _писать.

  1. Спиши, вставляя нужную по смыслу приставку.

Милым детям нужно _стать, Руки медленно _нять. Пальцы _жать, потом _жать, Так секунду _стоять. Руку плавно _пустить. Всё ещё раз повторить.

  1. К данным словам запиши противоположные по значению с тем же корнем. Выдели приставку.

Образец: развязать – завязать.

Развязать — …. раздвинуть — …., вползти — …., внести — …. вбежать — …. въехать — …. выход — ….

  1. Спиши слова. Выдели суффиксы в словах.

Источник

Читайте также:  развитие мелкой моторики упражнения кольцо
admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector