Меню

упражнения по теме правописание ъ и ь знаков

1.11. Употребление букв Ь и Ъ

Упражнение 11. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель мягкости.

Вскол..з. сел..д. клян..чить, прос..ба, гус..ком, мел..тешить, чер..в. сер..ги, вос..м..ю (от восемь), воз..ле, нян..ка, нян..читься, люд..ми, рез..ня, рез..ба, бояз..н. ос..миног, вес..ма, цер..ков. четыр..мя, пал..ба, вес..ма, гвоз..дик, бан..тик, умен..шить, бол..ше, тон..ше, тон..чайший, гон..щик, л..стец, туч..нее, каприз..ничать, бревен..чатый, бакен..щик, апел..син..чик, реч..ка, реч..ной, испор..ченный, зон..тик, вин..тик, почес..т. нояб..р. сен..тяб..р. пис..менный, воз..мёшь, гранил..щик, крюч..ки, в коробоч..ке, бетон..щик, жестян..щик, жен..щина, свар..щик, печ..ник, девят..надцат. восем..надцат. пят..десят. шест..десят. сем..сот, пор..ча, помощ..ник, ноч..ник, вен..чик, загон..щик, январ..ский, октябр..ский.

Упражнение 12. Вставьте, где необходимо, пропущенный ь как показатель грамматической формы. Выделите эти формы.

Брос..те, (он) бросает..ся, вееш. лещ. пустош. (несколько) барышен. кирпич. (много) разин. мелоч. врач. строиш. (дом) строит..ся, застав..те, назнач..те, увлеч..ся, (он) увлечёт..ся, лиш. (несколько) таможен. настеж. (несколько) кухон. полноч. бреш. горюч. горяч. фальш. привлеч. кумач. нареж..те, утеш..ся, (он) утешит..ся, таеш. (много) яблон. вещ. трубач. (много) задач. мелоч. блиндаж. (много) тихон. волнуеш..ся, (много) нян. чертёж. меч. мяч. реч. камыш. (много) пашен. надееш..ся, (несколько) купален. мыш. (много) басен. молодёж. рож. клич. дюж. (надо) учит..ся, (несколько) черешен. (надо) выспат..ся, из-за рабын. дич. (много) туч. (несколько) тысяч. заглядываеш..ся, замуж. невмоч. познаком..тесь, (он) познакомит..ся, (надо) познакомит..ся, готов..ся, (надо) готовит..ся, (он) готовит..ся, (несколько) барышен. до плеч. ключ. гремуч. (мороз) жгуч. проч. трескуч. (несколько) кляч. хорош. пригож. намаж..те, попадёш..ся, еш..те, навзнич. наотмаш. взвес..те, эконом..те, вскач. невтерпеж.. .

Упражнение 13. Вставьте, где необходимо, пропущенные разделительные ъ и ь.

Авин..он, ад..юнктура, ад..ютант, ар..ергард, батал..он, без..абзацный, без..аварийный, без..ухий, без..ёмкостный, без..ядерный, без..языкий, бул..он, вз..обраться, вз..есться, в..есться, в..ехать, в..ёт, В..етнам, в..юн, двух..аршинный, двух..ярусный, дез..активация, дез..установка, дет..ясли, дос..е, друз..я, д..явол, из..обличить, из..украсить, из..евший, из..ездить, из..являть, из..ян, интерв..ю, ин..екция, ин..юрколлегия, ин..яз, кан..он, контр..атака, контр..угроза, контр..удар, контр..ярус, контр..экспозиция, кон..юнктивит, кон..юнктура, котил..он, лит..ё, медал..он, меж..американский, меж..европейский, меж..элементный, мин..он, нав..ючить, над..язычный, необ..ятный, неот..емлемый, об..учение, об..единение, об..ект, об..ектив, об..ективный, об..ехать, об..ятый, от..утюженный, от..учить, от..юлить, от..явленный, от..экзаменовать, пан..американский, пан..европейский, папил..отка, под..одеяльник, под..опытный, под..ельник, под..ём, под..язычный, под..ячий, пред..упредить, пред..юбилейный, пред..явитель, птич..и, раз..ахаться, раз..украсить, раз..единённый, раз..ярённый, р..яный, саф..ян, сверх..бтекаемый, сверх..ёмкий, сверх..естественный, сверх..экономный, син..ор, с..обез..янничать, с..ориентироваться, стул..я, суб..ект, суб..ективный, суб..ядерный, супер..агент, с..едобный, с..ёжиться, с..ехидничать, с..ябедничать, с..язвить, с..экономить, транс..океанский, транс..сибирский, транс..урановый, транс..европейский, трёх..осный, трёх..уровневый, трёх..ярусный, фельд..егерь, четырёх..ярусный, четырёх..этажный, шансон..е, ш..ют.

Упражнение 14. Вставьте, где необходимо, пропущенные ъ и ь.

1. Даже во т..ме окружающая природа была жалка (Платонов). 2. Стёпа, тараща глаза, увидел, что на мален..ком столике сервирован поднос, на коем имеет..ся нарезанный белый хлеб, паюсная икра в вазоч..ке, белые маринованные грибы на тарелоч..ке, что-то в кастрюл..ке и, наконец, водка в об..ёмистом ювелиршином графин..чике (Булгаков). 3. Привёл раз мне один мужичок гон..чую (Пришвин). 4. Батал..он, с которым он шёл из крепос..ти, находился в ар..ергар..де (Л. Толстой). 5. Отец.. весь как-то с..ёжился (Чуковский). 6. Черный маг раскинулся на каком-то необ..ятном диване (Булгаков). 7. На артис..те было тол..ко чёрное бел..ё и чёрные же востроносые туфли (Булгаков). 8. Эх, слыш. хозяйка, а это что за человек у стола уснул? (Арбузов) 9. Ты мнител..ный человек и из мухи делаеш.. протод..якона (Чехов). 10. Что-то нехорошее творилось в его мален..ком из..язвлённом сердце (Андреев). 11. А тепер.. им предлагалось поверит.. в реал..ност.. нового, суб..атомного мира (Данин). 12. Всё показалось ему бед..нее, мен..ше, жал..че (Тынянов). 13. Вед.. почему хочет..ся быть генералом? – Потому что, случит..ся, поедеш.. куда-нибудь – фел..д..егеря и ад..ютанты поскачут вез..де вперёд: «лошадей» (Гоголь). 14. Матвея осенила простая и гениал..ная мысл. и тотчас же, по своей горяч..ности, он осыпал себя проклятием за то, что она не пришла ему ран..ше (Булгаков). 15. Кирпич..ные ступен..ки вели из подвала к д..вери на двор (Булгаков). 16. На заводские дворы пришли камен..щики, арматур..щики, плотники, бетон..щики (Кочетов). 17. Как приятно в ясный декабр..ский или январ..ский ден.. побродит.. по глухому лесу (Пришвин). 18. Молча, с сер..ёзным видом, он нав..ючивал на лошадей какие-то тюки сверх..естественной величины (Рыбников). 19. Цыган хотел было кнутом ожеч.. эту девку (А.Н. Толстой). 20. К под..ездам гос..тиниц уже вели мален..ких мышастых осликов (Бунин). 21. Среди полных столов вот рядком старики-об..едалы (Некрасов). 22. Что же говорил вам Германн, или как биш.. его? (Пушкин) 23. Он с новой мысл..ю поглядел на этот земляной холм, под которым тоже лежал какой-нибудь небол..шой народ, перемешав свои кос..ти, потеряв имя и тело, чтобы не привлекат.. бол..ше к себе никаких мучителей (Платонов). 24. Он даже не знал, почувствуют ли бол..ные здоров..е (Платонов). 25. Из ближних рощ. с пашен.. и пастбищ.. – отовсюду доносит..ся радостная птич..я разноголосица (Пришвин). 26. Полукругом изогнулся двух..этажный павил..он сел..ского хозяйства, украшенный деревянной рез..бой (М. Горький). 27. Стремител..ным маршем идут батал..оны (Сурков). 28. Он уложил Айдым рядом с матер..ю (Платонов). 29. Овцы прожили вмес..те с пастуш..ими собаками нескол..ко лет (Платонов). 30. В двадцат.. трет..ем году я был послан в дал..ний вояж.. на шлюпке «Отважный» (Станюкович). 31. Дядя обещал при первом случае об..яснит..ся с племянником (Гончаров). 32. И вот проклятая зелен.. перед глазами растаяла, стали выговариват..ся слова (Булгаков). 33. Вчерашний ден.. лепился из кусоч..ков, но всё-таки тревога не покидала директора Вар..ете (Булгаков). 34. Позвол..те с вами рассчитат..ся (Булгаков). 35. И сам ты поднимаеш..ся на всём к зав..юженному радостному небу (Луговской). 36. В эту минуту раздались п..яные крики гос..тей (Гоголь). 37. Она села за фортеп..яно и сыграла нескол..ко любимых его п..ес (Гончаров). 38. Обивка на креслах первых рядов и на бар..ерах лож.. давно выцвела (Мамин-Сибиряк). 39. Тут Стёпа отчётливо увидел какого-то странного суб..екта – длинного, как жер..д. и в пен..сне (Булгаков). 40. Чагатаев опустил голову жен..щины обратно на землю и пошёл навстречу блуждающим овцам. Сначала он шёл обыкновенно, но потом, когда ден.. стал покрыват..ся ноч..ю, он побежал скорее вперёд, чтобы не пропустит.. овец.. во т..ме (Платонов).

Читайте также:  дыхательная гимнастика стрельниковой упражнения фото

Источник

Карточки по теме: «Правописание Ъ и Ь знаков»
тренажёр по русскому языку (2 класс) на тему

для проверки знаний правописания Ъ и Ь знаков

Скачать:

Вложение Размер
kartochki_po_teme.docx 15.08 КБ

Предварительный просмотр:

Карточки по теме: «Правописание Ъ и Ь знаков» 2класс.

  1. Спиши слова, исправляя ошибки.

Белъё, обехал, палъто, подьезд, счасте, объмен, братя, вороби, обьявление, соловъи, конки, седобный, пъеса, обезяна, подёмник.

  1. Вставь пропущенные буквы, составь словосочетания и запиши их.
  1. Раскрой скобки и запиши слова.

Лист(ъ/ь)я, ш(ъ/ь)ют, от(ъ/ь)езд, в(ъ/ь)юга, под(ъ/ь)езд, дерев(ъ/ь)я, об(ъ/ь)едение, п(ъ/ь)еса, пред(ъ/ь)юбилейный, с(ъ/ь)ел, п(ъ/ь)ю, мурав(ъ/ь)и, брат(ъ/ь)я, об(ъ/ь)ект, учен(ъ/ь)е.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка «Правописание разделительных ь и ъ знаков». 3 класс.

Опыт многолетней работы показывает, что в начальных классах существует проблема: ученики выучили правило отлично, но часто допускают ошибки в письменных заданиях, проверяющих знания по теме «Орфографи.

Информационно — коммуникационные технологии использовались на всех этапах повторительно-обобщающего урока «Правописание слов с разделительным твердым знаком». Методы обучения русскому языку на данном .

В данном уроке используется групповой вид работы учащихся. К уроку была подготовлена презентация.

конспект данного урока составлен по программе «Школа России», по стандартам ФГОС.

Тип урока: урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение употреблять раз.

Дополнене к уроку по теме «Правописание слов с разделительным мягким знаком и мягким знаком для обозначения мягкости согласных на письме&raquo.

Источник

Карточки по русскому языку «Разделительный ь и ъ знаки»
картотека по русскому языку (4 класс)

Карточки для закрепления по теме «Разделительный ь и ъ знаки». Можно использовать и для групповой работы.

Скачать:

Вложение Размер
razdelit._i_.doc 62 КБ

Предварительный просмотр:

Вставь ъ , где это необходимо. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

В. езд в город. На стене об. явление. Пред. явил документы. Раз. ыскал товарища. Раз. яснил задание. Раз. яренный зверь. Под. емный кран. Вы. езд из города. Необ. ятная степь.

Подбери к данным словам однокоренные слова с указанными приставками. Выдели приставки. Подчеркни буквы после ъ.

Езда (от-, под-, по-, раз-). Ел (по-, с-, об-).

Спиши, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. Выдели приставки. Подчеркни букву после ъ.

Отец поехал на (с) езд и взял меня (по) г..стить у бабушки. К (под) езду (под) ехал автомобиль. Мы (вы) ехали на дорогу и через час (в) ехали в город.

Обозначь цифрой 1 слова с разделительным ь , а цифрой 2 -слова с ь — показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, деревья, ночью,

мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик.

Напиши словосочетания, изменяя по смыслу слова, стоящие в скобках.

Образец: ( Лиса ) лисья нора ,

(птица). перо, (волк). следы, (собака)………………………. конура, (коза). молоко,

(медведь). лапа, (заяц). шапка, (белка). шкурка.

Запиши слова в два столбика: в первый — слова с разделительным мягким знаком, а во второй — слова с мягким знаком — показателем мягкости согласных.

Больной, ружье, копье, возьму, птичьи, письмо, соловьи, коньки, деревья, ночью, мальчик, осенью, галька, муравьи, счастье, жизнь, вьюга, долька, пальчик, воронье (гнездо).

Прочитай пословицы. Вставь разделительный твердый или разделительный мягкий знак. Подчеркни гласные, которые стоят после разделительных знаков.

1. Вся сем. я вместе, так и душа на месте. 2. Чтобы рыбку с. есть, надо в воду лезть. 3. По плат. ю встречают, по уму провожают. 4. Зимой с. ел бы грибок, да снег глубок. 5. Красна птица пер. ями, а человек учен. ем.

Спиши, вставив пропущенные буквы.

З..ма об..явила в..йну в..сне. Пр..л..тел вет..р, с.брал грозные тучи. Они не пускали на землю солнечный луч. В..сна п.сылала м..л..дой тра..ве теплые капли д..ждя. З..ма их замораживала. На д..рев..ях с..ежились поч..ки. З..ма щипала их м..ро..цем. Смешались дождь со снегом, в..сенний гром с в..югой. Раз..яренная з..ма старалась нанести удар в самое сердце в..сне, но не см..гла.

Запиши слова в два столбика.

Сем..я, в..ехал, бул..он, в..ет, в..езжать, в..юга, почтальон, в..юн, с..ежилась, об..явление, руч..и, Ил..я, раз..яренный, руж..е, Дем..ян, из..ян.

Вставь в предложения подходящие по смыслу слова с разделительными ъ и ь.

1. Саша ………………. пирог. 2. К дому. машина. 3. Весной по дорожкам потекли . . 4. Илья любит пенки с . 5. Птицы …………………. . гнезда на . и кустарниках. 5. Дожди часто . осенью.

Спиши, вставив пропущенные буквы.

1. (С) ели (с) прыгнула белоч..ка. 2. Гости (с) ели вкусный торт. 3. Черви (под) ели корни капусты. 4. Зайч..та сели (под) ели.

Придумай и запиши по два-три слова разных частей речи с разделительным ъ с данными приставками : С-, под-, об-, раз-, в-, от-.

Источник

Adblock
detector