Меню

упражнения по русскому языку по теме фонетика

Практические задания и упражнения по фонетике и орфоэпии

«Практические задания по фонетике и орфоэпии»

Разработал: преподаватель высшей категории С.А Проскурякова

Методическая разработка « Практические задания по фонетике и орфоэпии» предназначена для аудиторных занятий обучающихся 2-го курса колледжей в системе СПО в процессе изучения ими соответствующего раздела дисциплины «Русский язык и культура речи».

Содержательной основой представленных практических заданий является повторение и обобщение ранее приобретенных обучающимися знаний о единицах фонетического языкового уровня в сочетании с более глубоким осмыслением общих вопросов этого раздела дисциплины «Русский язык и культура речи». Упражнения и задания помогают систематизировать изученный материал, совершенствовать речевую культуру, способствуют более полному и осознанному владению системой орфоэпических, в том числе и акцентологических норм русского литературного языка.

Задания и тесты могут быть использованы как на этапе изучения темы «Фонетика и орфоэпия», так и при подготовке к зачетному занятию.

ЗАДАНИЯ И УПРАЖНЕНИЯ

Приведите примеры 2-3 слов, у которых:

написание совпадает с произношением;

написание и произношение расходятся.

Распределите слова по трём группам:

а) согласный перед Е произносится твердо;

б) согласный перед Е произносится мягко;

в) возможно вариативное произношение:

Распределите слова по трём группам:

а) количество букв и звуков в слове совпадает;

б) букв в слове больше, чем звуков;

в) звуков в слове больше, чем букв:

Дротик, бульон, солнце, боль, маяк, тетрадь, моя, радостный, компьютер

Сколько раз звук [ш] встречается в данной пословице:

Не тот хорош, кто лицом пригож, а тот хорош, кто для дела гож

Распределите слова по группам:

а) ударение падает на первый слог;

б) ударение падает не на первый слог;

в) в слове возможна вариативная постановка ударения

Колледж, каучук, кашлянуть, мастерски, мизерный, гражданство, закупорить, свекла, пурпур, навзничь, сливовый, еретик, договор, иконопись, искра, комбайнер, мусоропровод,

Приведите примеры слов, в состав которых входят:

только твердые согласные;

только мягкие согласные звуки.

Утренний поезд опять опаздывает. Такая картина мне нравится.

В приведённых словах расставьте ударение:

августовский, дефис, заговор, феномен, ходатайство, мышление, газопровод, кладовая, облегчить, включит, звонит, запломбировать, щавель, хвоя, досуг, усугубить, квартал, иконопись, танцовщица, балованный, баловень, баловник, камбала, флюорография.

Выпишите слова, в которых рядом находятся два гласных звука:

заяц, лауреат, мелодия, батарея, филиал, оазис, библиотека, поющий, видеофильм, диалог.

Образуйте краткую форму прилагательных мужского, женского, среднего рода, а также форму множественного числа и расставьте ударение:

глупый, веселый, умный, верный, красивый, ласковый, хитрый.

Распределите данные слова по двум группам: в первую запишите слова, где произносится Е, во вторую – слова с Ё. Проверьте себя по орфоэпическому словарю:

афЕра, новорождЕнный, остриЕ, свЕкла, дарЕный, осведомлЕнный, гренадЕр, преЕмник, издЕвка, жЕлоб, опЕка, многожЕнец, многожЕнство, платЕжеспособный, шЕрстка, щЕлка, крЕстный отец, крЕстный ход.

Восстановите слова по ударным слогам:

фёр; − − метр; − − лог; − − вор; за − −; − − дер; − ти − .

Назовите прием звуковой выразительности, использованный автором в приведенном отрывке. Объясните, в чём он проявляется.

Ужу с ужицей не ужиться.

Уж уж от ужаса стал уже –

Ужа ужица съест на ужин.

Придумайте словосочетания с каждым из данных слов, различающихся ударением и окончанием:

Определите, в каких словах сохраняется орфографическое произношение чт, а в каких нужно произносить шт.

Что, ничтожество, нечто, ни за что, не за что, чтобы, ничто, что-то, кое-что, почтение, что-нибудь, ни про что, почта

СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ К ЗАДАНИЯМ И УПРАЖНЕНИЯМ

а) согласный перед Е произносится твердо: компьютер, бутерброд, деградировать, темп, резюме, энергия, тест, термос;

б) согласный перед Е произносится мягко : академия, демократический, патент, пионер, пресса, фанера, федеральный, шинель, термин, термометр.;

в) возможно вариативное произношение : дезодорант, рейтинг, менеджер, бизнесмен.

кОлледж, каучУк, кАшлянуть, мастерскИ, мизЕрный, граждАнство,

закУпорить, свЁкла, пУрпур, нАвзничь, слИвовый, еретИк, договОр, Иконопись, Искра и искрА, комбАйнер и комбайнЁр, мусоропровОд.

Августовский, дефИс, зАговор, фенОмен, ходАтайство, мышлЕние, газопровОд, кладовАя, облегчИть, включИт, звонИт, усугубИть, квартАл,красИвее, танцОвщица, балОванный, бАловень, баловнИк, кАмбала, флюорогрАфия.

а) произносятся с Е : афера, гренадер, преемник, опека, многоженец, крестный ход

б) произносятся с Ё : новорождённый. остриё, свёкла, дарёный, осведомлённый, издёвка, жёлоб. многожёнство, платёжеспособный, шёрстка, щёлка, крёстный отец

Источник

Интересные задания по русскому языку » Фонетика»

Непроверяемые безударные гласные.

1. Игры «10 ос»

Ос- — а
На этой осе в октябре позолота,
Ос- — а
А эта растёт на лугу у болота,
— ос-а
У этой на лапках зелёные иглы,
— ос — — — а-
На этой опасно устраивать игры,
— ос — — — а — —
Эта оса на луну улетает,
— ос — — — — а
Эта на солнце худеет и тает,
— — ос — — — — а — —
Эта оса продаётся в бутылке,
— ос — — — а
Эта боится горчицы и вилки,
— ос – а
С этой спит в колыбели малыш,
— о — с — — — — а
Эта по классу крадётся , как мышь.

Ответ: осина, осока, сосна, мостовая, космонавт, сосулька, простокваша, сосиска, соска, подсказка.

2. «Поле чудес»

Некоторые буквы уже открыты. Остальное – за вами. Разгадайте и запишите пословицу о зиме.

Д – ка- — — — о — — — — — — — — , а з – му н — — — на- — .

Ответ: Декабрь год кончает, а зиму начинает.

3. «Три сороки».

Три болтливые сороки
У различных птиц гостили,
Буквами заполнив строки,
Догадайтесь, с кем сороки
Ели джем и кофе пили.
Не забудьте, что таится
В каждом строчке только птица

2.Со — —
— — ро — а
— — — — — — — ка

Соловей, жаворонок, какаду.

Сова, ворона, перепёлка.

Сокол, воробей, канарейка.

4. Шарады.

Первое – нота, второе – тоже,
А целое на боб похожа. ( Фа – соль)

Первое – предлог, второе- летний дом,
А целое порой решается с трудом. ( За – дача).

Начало – голос птицы, конец – на дне пруда.
А целое в музее найдёте без труда. ( Картина).

5. Ребусы

6. «Словарное домино»

Игру можно составить из словарных слов для любого класса. Для этого надо вырезать 28 карточек с размером 5×8 см. В верхней части карточек пишется слова с пропущенной буквой, а в нижней части – только буквы, которых пропускали в других словах. Задача детей – подставить к слову с пропущенной буквой карточку с изображением той буквы, которая нужна в данном слове. Первым ходит ученик, у которого карточка со словом «Родина». (Смотри Приложение 1 )

Домино можно составить на любую тему.

7. Графические ассоциации.

Суть метода – видеть сходство формы букв и предметов. Дети сами делают рисунки, можно прямо в тетради на уроках.

Попробуйте эти приёмы! Вы не представляете, как это интересно и увлекательно!

Непроизносимые согласные.

Есть согласные такие В, Д, Т, Л.
Не во всех словах слышны,
Но везде они нужны.
Чтобы знать, где их писать,
Надо слово проверять.

Грустный
Грустный – грусть,
Грустить не буду.
Грустный – «Т» не позабуду.

Поздно
Поздно – проверим опоздали,
В слове поздно «Д» написали.

Солнце
В слове солнце «Л» не слышим.
В слове солнышко напишем.

Звёздный
Звёздный – проверяй звезда.
Звёздный – «Д» пиши всегда.

Здравствуй
В слове здравствуй «В» не слышна,
Проверим словом здравие.
Здоровья всем вам пожелаем
И в слове здравствуй «В» не забываем.

Загадки.

День и ночь стучит оно
Словно бы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук. (Сердце)

Что выше леса, краше света, без огня горит? (Солнце)

Когда лежу я на спине,
Нет пользы никакой во мне,
Но прослони меня к стене –
Найдётся сразу дело мне. (Лестница).

Правописание шипящих жи–ши, ча-ща, чу-щу.

1. Загадки

У неё во рту пила, под водой она жила.
Всех пугала, всех глотала, а теперь в котёл попала. (Щука)

Они живут на крыше,
Их очень любят кошки. (Мыши)

Дикая роза с ярко-красными ягодами. (Шиповник).

Стучит, стучит весь день,
Никого не боится.
Считает он весь век,
Но не человек. (Часы)

Посуда с длинным носом и с круглым хвостом. (Чайник).

2. Ребусы

3. Кроссворды

4. Замените одним словом.

Жвачное животное с очень длинной шеей. (Жираф).

Что у человека дороже всего? (Жизнь).

Густой частый лес. (Чаща).

Хищная рыба с острыми зубами. (Щука).

Из чего делают тяжёлые сковородки? (Чугун).

Животные, которые носят еду на спине. (Ежи).

Парные звонкие и глухие согласные.

1. Шарады.

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье. (Колос – голос).

С глухим – траву она срезает,
Со звонким – листья обьедает. (Коса – коза).

С «м» – приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «л» зимой бывает, а весною изчезает. (Мёд – лёд).

С глухим шипящим кругл, как мячик,
Со звонким – как огонь горячий. ( Шар – жар).

2. Игра « Цепочка».

Один из учащихся называет слово со звонкой или глухой согласной, рядом сидящий называет проверочное слово. Например: друг – друга, зуб – зубы ит.д.

3. Загадки.

Правописание звонких и глухих согласных на конце слова.

Потяну за верёвку – встанет гора. (Верблюд).

Старик-шутник, на улице стоять не велит,
За нос домой тянет. (Мороз).

За тобою он плетётся
Хоть на месте остаётся. (След).

Правописание звонких и глухих согласных перед согласными.

В лесу родилась, в лесу живёт. (Лодка).

Набитая пухом, лежит под ухом.(Подушка).

С одной стороны лес, а с другой – поле. (Шубка).

4. Кроссворд.

Упражнения для обогащения словарного запаса детей.

1. Замени одним словом из 4 букв:

Приятель – …. , противник – … ,
Солдат – … , работа – … , шагать – … .

2. Найдите спрятавшееся слово.

Хлев (лев), удочка (дочка), коса (оса), столб (стол), щель (ель).

3. Угадай слово.

К – р – н д – ш (карандаш), д – ж – р н – й (дежурный), л – с т – п – д (листопад), з – м – ш к — (зимушка).

4. Помогите прочитать «странное письмо».

Дети придумывают слова к данным схемам.

Безусловно, работа с предметно- образными и схематическими моделями развивает фонематический слух, орфографическую зоркость и познавательную активность, так как соответствует возрастным особенностям учащихся младшего школьного возраста.

Читайте также:  упражнения на тему приставки в русском языке

Заключение.

Предложенная методика носит развивающий характер, реализуя тем самым ведущую цель начального образования. Она переводит ученика из состояния объекта обучения в субъект изучения учебного материала. Школьник обучается сообразно своим возможностям, у него возникает интерес, чувство удовлетворённости, желание работать.

Безусловно, освоение нового – сложный и противоречивый процесс. Любые методы и приёмы только тогда становятся действенными, когда естественно вплетаются в уже сложившуюся методическую систему, приняты учителем и проверены на практике.

В данной статье мы описали методику работы по изучению написаний непроверяемых безударных гласных, непроизносимых согласных, парных звонких и глухих согласных, слов с сочетаниями жи-ши, ча-ща, чу-щу, а также описали упражнения, направленные на обогащение словарного запаса детей.

Полученные результаты подтвердили высокую эффективность данной методики. При этом у учащихся расширяется кругозор, совершенствуются речевые навыки, развивается логическое мышление, что, в свою очередь, способствует прочности усвоения материала.

Источник

Комплекс фонетических упражнений на основе текста

Комплексы упражнений по фонетике.

Для того, чтобы ученик научился расчленять звучащую речь на звуки, отвлекшись от графического облика слова, необходим следующий комплекс упражнений:

Игра «Отгадай имя». Дети должны угадать имя мальчика или девочки, соединив первые звуки в словах. Данную игру необходимо проводить на слух для достижения наибольшего результата:

а) волк – абрикос – сирень – ананас;

б) торт – облако – лиса – аист;

в) вилка – игла – тюбик – арбуз;

г) астра – ноты – тополь – ослик – новость;

д) обруч – лимон – аист;

е) танец – артист – нитки – астра;

ж) носки – автобус –самолёт – телевизор – Африка.

Ответы для самопроверки:

Вася, Толя, Витя, Антон, Оля, Таня, Настя

Прочитайте данные слова. Какой звук обозначен сочетанием букв сч, зч? Какой еще буквой он обозначается? Запишите слова в алфавитном порядке. Какие звуки обозначает в этих словах буква д?

Подписчик, песчаный, считать, щедрый, рассказчик, указчик, возчик, счетовод.

Ответы для самопроверки:

Сочетания букв сч и зч передают [щ]. Такой же звук передает буква щ.

Найдите в каждой паре предложений слова, которые состоят из одних и тех же звуков.

Ты румян, как маков цвет,

Я, как смерть, и тощ, и бледен.

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть.

Лещ лежал в сырой траве между плетей ежевики.

Неуклюжие постройки клетки лепились к домам, сходясь вверху черепичными крышами так близко, что от неба оставалась лишь узкая щель, и на улице, даже днем, было темно.

И тут краб каким-то незаметным боковым, чисто крабьим движением вильнул вбок, где лежала большая плоская зелено-белая глыба.

Кабинет был огромный, чистый, светлый, с высокими окнами на детский парк.

Ответы для самопроверки:

1) тощ – [тощ’] – счет [щ’от]; 2) лещ – [л’эщ’] – щель [щ’эл’]; 3) краб – [крап] – парк [парк]. Слова состоят из одних и тех же звуков, но различаются их последовательностью.

Посчитайте, какое количество раз встречается звук [с] в представленных предложениях?

Через поле и лесок Он бежит по проводам.

Подается голосок. Скажешь здесь, а слышно там.

Ответы для самопроверки:

5 раз — чере[с], ле[с]ок, голо[с]ок, [с]кажешь, [с]лышно; в слове здесь – [с’].

Подчеркните буквы, на месте которых произносится звук [в], в отрывке из стихотворения Константина Бальмонта «INCUBUS»:

Как стих сказителя народного

Из поседевшей старины,

Из отдаления холодного

Несет к нам стынущие сны,—

Так, темной полночью рожденные

Воззванья башенных часов,

Моей душою повторенные,

Встают, как говор голосов…

Мы замираем, как проклятия,

Мы возрастаем, как прибой.

Раскрой безгрешные объятия —

Мы все обнимемся с тобой.

Ответы для самопроверки:

народно[в]о, холодно[в]о, [в]озз[в]анья, го[в]ор, [в]озрастаем.

Найдите в данном тексте слова, в которых количество букв и количество звуков различаются. Разделите эти слова на 2 столбика. В одном пропишите слова, где количество букв больше, чем количество звуков; в другом, где количество звуков больше, чем количество букв.

Ночью впереди теплохода, на гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он серебрился, извивался змейкой, прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.

Верилось и с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую тень луны, сомнёт её, срежет плугом носа.

Но проходили минуты, прошёл час, другой, а отблеск далёкой луны всё бежал и бежал перед теплоходом, без усилий опережая напряжённо работающую машину.

И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл её, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия. (В. Астафьев).

Ответы для самопроверки:

лунный, живую, тень, её, опережая, напряжённо, работающую, жизнь, казалось, ухватишь, постигнешь, бытия.

лунный, тень, напряжённо, жизнь, казалось, ухватишь, постигнешь.

живую, её, опережая, работающую, бытия.

Данный комплекс упражнений развивает слуховую память, внимание к звучащей речи; умение анализировать звучащую речь с опорой и без опоры на графическую запись. Учит группировать слова с общностью фонетических признаков. При правильном подходе данный комплекс также учит грамотно произносить звуки вне звучащей речи, если все упражнения проговаривать. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Для того, чтобы научиться называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово, и правильно произносить звуки, необходим следующий комплекс упражнений:

Укажите слова с мягким согласным [т`]. В словах компьютер, термин, темп определите количество звуков, охарактеризуйте каждый из них.

Пастель, термин, Амстердам, темп, Данте, компьютер.

Ответы для самопроверки: пастель, термин.

Запишите слова в два столбика. В первом столбике слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают один звук, во второй столбик слова, в которых буквы Е, Ё, Ю, Я обозначают два звука. В словах полет, скамья, ругаться, длинная определите количество звуков, охарактеризуйте каждый из них.

Петли, полет, скамья, язык, ругаться, блистающий, льет, (с) дядей, мясо, воркование, весь, длинная, вести, уходя, влево, опустился, любить, слушают, молодая.

Ответы для самопроверки:

обозначают один звук: петли, полет, ругаться, (с) дядей, мясо, весь, вести, уходя, влево, опустился, любить.

обозначают два звука: скамья, язык, блистающий, льет, воркование, длинная, слушают, молодая.

Прочтите слово проезд . Определите, сколько раз каждый звук этого слова встречается в следующей фразе:

Жили-были старик да старуха .

Ответы для самопроверки:

В данном задании надо проанализировать именно произнесение приведенных слов.
Произнесение слова ПРОЕЗД можно разбить на элементы:
1) твёрдый глухой [п]
2) мягкий звук [р’]
3) гласный звук [а]
4) согласный звук [й]
5) гласный звук [э]
6) твёрдый глухой [с]
7) твёрдый глухой [т]
Запись произнесения предложенной фразы [ жыл’и-был’и стар’ик да старуха], где звук [п] не встречается ни разу, мягкий [р’] – 1 раз, гласный [а] – 3 раза, согласный [й] – 1 раз, гласный [э] – ни разу, твёрдый глухой [с] – 3 раза, твёрдый глухой [т] – 2 раза.

Какие звуки обозначают выделенные буквы в следующих фразах?

В кон ц е кон ц ов оте ц бы не стал на нас серди ться .

Бодливой корове Бо г ро г не дает.

А. М.Горький долго ж и л в И талии.

Ответы для самопроверки:

1) [ц] – в словах в кон ц е кон ц ов, серди ться ; [дз] – в слове оте ц (безударная частица бы образует со словом оте ц единое фонетическое слово, и в позиции перед звонким согласным глухой звук [ц] озвончается: [ат’эдзбы];

2) [х] – в слове Бо г , [к] или [х] в слове ро г . Эта поговорка, вероятно, возникла в местности с южнорусским говором, где имеется специфический диалектный звук (фрикативный г), и поэтому слова Бо г и ро г рифмуются: [бох] — [рох].

Прочитайте стихотворение. Выпишите слова, в которые количество звуков не совпадает с количеством букв, охарактеризуйте в них каждый звук.

Я пришел к тебе с приветом,

Рассказать, что солнце встало,

Что оно горячим светом

По листам затрепетало;

Рассказать, что лес проснулся,

Весь проснулся, веткой каждой,

Каждой птицей встрепенулся

И весенней полон жаждой;

Рассказать, что с той же страстью,

Как вчера, пришел я снова,

Что душа все так же счастью

И тебе служить готова;

Рассказать, что отовсюду

На меня весельем веет,

Что не знаю сам, что буду

Петь, — но только песня зреет. (Фет)

Ответы для самопроверки:

я [ j а], солнце [сонцэ], весь [в`эс`], весенней [в`эс`эн`эй], служить [служит`], веет [в`э j эт], знаю [зна j у], петь [п`эт`], только [тол`ка], зреет [зр`э j эт].

Прочитай отрывок из повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет». Сделайте полный фонетический разбор следующих слов: подножки, мужественным, узнавшие.

Генерал Аносов, тучный, высокий, серебряный старец, тяжело слезал с подножки, держась одной рукой за поручни козел, а другой — за задок экипажа. В левой руке он держал слуховой рожок, а в правой — палку с резиновым наконечником. У него было большое, грубое, красное лицо с мясистым носом и с тем добродушно-величавым, чуть-чуть презрительным выражением в прищуренных глазах, расположенных лучистыми, припухлыми полукругами, какое свойственно мужественным и простым людям, видавшим часто и близко перед своими глазами опасность и смерть. Обе сестры, издали узнавшие его, подбежали к коляске как раз вовремя, чтобы полушутя, полусерьезно поддержать его с обеих сторон под руки.

Ответы для самопроверки:

1) Орфографическая запись слова: подножки
2) Деление слова на слоги: под-нож-ки (3 слога, ударение падает на 2й)
3) Фонетическая транскрипция слова подножка : [падн`ошки]
4) Характеристика всех звуков:
п [п] — согласный, твердый, глухой, парный
о [а] — гласный, безударный
д [д] — согласный, твердый, звонкий, парный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [`о] — гласный, ударный
ж [ш] — согласный, твердый, глухой, парный
к [к`] — согласный, мягкий, глухой, парный
и [и] — гласный, безударный

1) Орфографическая запись слова: мужественным
2) Деление слова на слоги: му-жест-вен-ным (4 слога, ударение падает на 1й)
3) Фонетическая транскрипция слова мужественный : [м`ужиств’иным]
4) Характеристика всех звуков:
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
у [`у] — гласный, ударный
ж [ж] — согласный, твердый, звонкий, парный
е [и] — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный
в [в’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
е [и] — гласный, безударный
н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
н []
ы [ы] — гласный, безударный
м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

Читайте также:  упражнения для массажа косточки большого пальца

1) Орфографическая запись слова: уставшие
3) Деление слова на слоги: ус-тав-ши-е (4 слога, ударение падает на 2й)
4) Фонетическая транскрипция слова уставший : [уст`афшый’э]
5) Характеристика всех звуков:
у [у] — гласный, безударный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный
а [`а] — гласный, ударный
в [ф] — согласный, твердый, глухой, парный
ш [ш] — согласный, твердый, глухой, парный
и [ы] — гласный, безударный
е [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[э] — гласный, безударный

Данный комплекс упражнений учит называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово, правильно произносить звуки, делать фонетический разбор, группировать слова с общностью фонетических признаков, различать графическое написание буквы от ее произношения, определять какое количество звуков дает одна буква. При правильном подходе данный комплекс также учит грамотно произносить звуки вне звучащей речи, если все упражнения проговаривать. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Для того, чтобы научиться характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости (с указанием парности), необходим следующий комплекс упражнений:

Разделите слова на группы. В первой группе слова, которые заканчиваются на парный звонкий согласный. Во второй группе слова, которые заканчиваются на парный глухой согласный. В каждом слове проставьте ударение.

Рассказ, тетрадь, карандаш, мальчик, багаж, кровать, народ, артист.

Ответы для самопроверки:

Это задание с подвохом, так как все представленные слова заканчиваются на глухой парный согласный.

Перепишите слова в тетрадь, раскрыв скобки. Запиши проверочные слова. Проставьте ударение. В каких словах оно является подвижным?

Портре(д/т), кни(ж/ш)ка, рома(ж/ш),ка, сторо(ж/ш)ка, сугро(б/п), шу(б/п)ка, хирур(г/к).

Ответы для самопроверки:

Портрет — портреты, книжка — книжечка, ромашка – букет ромашек, сторожка — сторожить, сугроб — сугробы, шубка — шубы, хирург — хирурги.

Затранскрибируйте предложения. Для каждого согласного укажите, произносится ли он глухо или звонко:

Рак бы укусил гребца .

Играть же в снежки забавно.

Ответы для самопроверки:

[раг бы укус’ил гр’ипца]: [р] – звонкий, [г] – звонкий, [б] – звонкий, [к] – глухой, [с’] – глухой, [л] – звонкий, [г] – звонкий, [р’] – звонкий, [п] – глухой, [ц] – глухой.

[иград’ жэ фсн’ишк’и забавнъ]: [г] – звонкий, [р] – звонкий, [д’] – звонкий, [ж] – звонкий, [ф] – глухой, [с] – глухой, [н’] – звонкий, [ш] – глухой, [к’] – глухой, [з] – звонкий, [б] – звонкий, [в] – звонкий, [н]- звонкий.

Сколько раз употребляются звуки [з] и [з’] в данном предложении?

Затем, приземлившись и сбросив с себя парашюты, десантники принимаются закладывать в грунт взрывчатку.

Ответы для самопроверки:

5 раз – [з]атем, при[з’]емлившись, [з]бросив, [з]акладывать, в[з]рывчатку.

Прочитайте стихотворения А.Т. Твардовского. Найдите случаи оглушения/озвончения и смягчения. Объясните. Охарактеризуйте все звуки в слове сберечь :

В том, что другие не пришли с войны,
В том, что они – кто старше, кто моложе –
Остались там, и не о том же речь,
Что я их мог, но не сумел сберечь, –
Речь не о том, но все же, все же, все же.

Ответы для самопроверки:

Оглушение: мог [мок], все [фс`о]

Озвончение: сберечь [зб`эр`эч`]

Прочитайте стихотворение А. Фета. Найдите случаи оглушения/озвончения. Запишите эти слова в транскрипции.

Есть ночи зимней блеск и сила,
Есть непорочная краса,
Когда под снегом опочила
Вся степь, и кровли, и леса.

Сбежали тени ночи летней,
Тревожный ропот их исчез,
Но тем всевластней, тем заметней
Огни безоблачных небес.

Как будто волею всезрящей
На этот миг ты посвящен
Глядеть в лицо природы спящей
И понимать всемирный сон.

Ответы для самопроверки:

Оглушение: под [пат], вся [фс`а], исчез [ищ`эс], всевластей [фс`эвлас` n `эй`], будто [бут:а], всезрящей [фс`эзр`ащ`эй`], миг [м`ик].

Озвончение: сбежала [зб`эжал`и]

Данный комплекс упражнений учит характеризовать звуки по следующим признакам: гласные — по ударности / безударности, согласные — по глухости / звонкости (с указанием парности), твердости / мягкости; определять позиционные изменения звуков (не вводя понятие), называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово, группировать слова с общностью фонетических признаков, различать графическое написание буквы от ее произношения. При правильном подходе данный комплекс также учит грамотно произносить звуки вне звучащей речи, если все упражнения проговаривать. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Для того, чтобы научиться проводить соответствие между звуковым и графическим обликом слова: указать, какими буквами обозначены звуки в слове, необходим следующий комплекс упражнений:

Какой из вариантов фонетической транскрипции слова «семья» верен?

[с`им`й`а]; 2. [с`имьйа]; 3. [с`имй`а]; 4. [с`йим`й`а].

Ответы для самопроверки:

Обращение не является членом предложения.

Сделайте транскрипцию следующих предложений:

Сегóдня я пойдý с дрýгом в парк.

Дай мне ч и стый нож, лóжку и крýжку!

Я сдéлал в диктáнте однý ош и бку.

На обéд у мен я был вкýсный пирóг.

Наш пóезд пр и был на вокзáл с опоздáнием.

Под окнóм растёт большóй дуб.

В теáтре мы смотрéли нóвую скáзку.

Я всегдá гул я ю с брáтом в садý.

Мы сдéлали отбóр экспонáтов на в ы ставку.

В цирк я пойдý с женóй и с ы ном.

Ответы для самопроверки:

[ с’иводн’а йа пайду з другам ф парк]

[дай мн’э ч’истый нош лошку и крушку]

[йа зд’элал ф д’иктант’э адну ашыпку]

[на аб’эт у м’ин’а был фкусный п’ирок]

[наш пойэст пр’ибыл на вакзал с апаздан’ийэм]

[пад акном раст’от бал’шоṷ дуп]

[фт’иатр’ь мы сматр’эл’и новуйу скаску]

[йа фс’игда гул’айу з братам ф саду]

[мы зд’элал’и адбор ыкспанатаф на выстафку]

[ф цырк йа пайду ж:ыной и сынам]

Перепишите в орфографии.

[мы катáл’ис’ з брáтам на лóтк’э]

[у т’иб’á аднá аш ы пка ф т’итрáтк’э]

[муш ж:ынóй пайэхал’и ф т’иáтр]

[пóсл’э аб’эда йа в ы майу нош ы лóшку]

[наш пóйэст фс’игдá пр’ихóд’ит на вагзáл тóч’но]

Ответы для самопроверки:

Мы катались с братом на лодке.

У тебя одна ошибка в тетрадке.

Муж с женой поехали в театр.

После обеда я вымою нож и ложку.

Наш поезд всегда приходит на вокзал точно.

Прочитайте стихотворение А. Блока «Ночь, улица, фонарь, аптека…». Найдите слова, в которых количество букв и количество звуков не совпадает. Сделайте их транскрипцию.

Ночь, улица, фонарь, аптека,
Бессмысленный и тусклый свет.
Живи еще хоть четверть века —
Все будет так. Исхода нет.

Умрешь — начнешь опять сначала,
И повторится все, как встарь:
Ночь, ледяная рябь канала,
Аптека, улица, фонарь.

Ответы для самопроверки:

Ночь [ноч`], фонарь [фанар`], бессмысленный [б`эс:мысл`эн:ый`], еще [ j эщ`о], хоть[хот`], четверть [ч`этв`эрт`], умрешь[умр`ош], начнешь [нач`н`ош], опять [ап`ат`], повторится [павтарица], встарь [фстар`], ледяная [л`эд`ана j а], рябь [р`аб`].

Восстановите текст. К какому произведению относится данный отрывок?

[дн`а ч`эр`эз ч`этыр`э пр`ийэж:айэт Азамат ф кр`эпас`т`. Па абыкнав`эн`ийу, он зашол к Гр`игор`йу Ал`эксандров`ичу, каторый йэво ф`с`игда карм`ил лакамствами. Йа был тут. Зашол разгавор а лашад`ах, и П`ичор`ин начал расхвал`иват` лошат` Казб`ича: уш такайя-та ана р`эзвайа, крас`ивайя, словна с`ерна, — ну, проста, па йэво славам, этакай и ф цэлам мир` н`эт].

Ответы для самопроверки:

Отрывок из произведения Лермонтова «Герой нашего времени».

Дня через четыре приезжает Азамат в крепость. По обыкновению, он зашел к Григорью Александровичу, который его всегда кормил лакомствами. Я был тут. Зашел разговор о лошадях, и Печорин начал расхваливать лошадь Казбича: уж такая-то она резвая, красивая, словно серна, — ну, просто, по его словам, этакой и в целом мире нет.

Данный комплекс упражнений учит проводить соответствие между звуковым и графическим обликом слова, транскрибированию, называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово. При правильном подходе данный комплекс также учит грамотно произносить звуки вне звучащей речи, если все упражнения проговаривать. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Для того, чтобы научиться разделять слово на фонетические слоги, необходим следующий комплекс упражнений:

Игра «Составь слова». Составьте слова из последних слогов слов. Запишите полученные слова.

Облака, кора, отмель — …

Много, чучело, носок — …

Ответы для самопроверки:

Карамель, лопата, пирожок, малыши, голосок, задача.

Назовите слова, в которых ударение падает на второй слог:

Послала, умерший, форзац, мельком, агентство, хозяева, свекла, досуг, понявший, понятый, позвонить, торты, диспансер.

Ответы для самопроверки:

Послала, умерший, форзац, агентство, хозяева, досуг, понявший.

Затранскрибируйте предложения, разделяя слова на слоги.

Ученик десятого класса мог бы решить такую задачу.

Если бы вы приехали еще раз, все было бы по-другому.

Друзья познаются в беде.

Вчерашний концерт прошёл успешно.

Близкая молния разрубила небо, ударила рядом.

Ответы для самопроверки:

[у-ч`э-н`ик д`э- c `а-та-во кла-с:а мок бы р`э-шит` та-ку- j у за-да-чу]

[ j э-сли бы вы пр`и- j э-ха-ли j э-що рас, фс`о бы-ло бы па дру-го-му]

[дру-з` j а па-зна- j у-ца в б`э-д`э]

[фч`э-ра-шний кан-церт пра-шол у-сп`э-шно]

[бл`и-ска- j а мол-ни- j а раз-ру-б`и-ла н`э-бо, у-да-р`и-ла р`а-дом]

Прочитайте предложения. Найдите слова, в которых количество букв и количество звуков не совпадает. Разделите эти слова на слоги.

Что скажут о тебе другие, коли ты сам о себе ничего сказать не можешь? Если хочешь быть счастливым, будь им. Не будь цветов, все ходили бы в одноцветных одеяниях! Есть ли на свете человек, который мог бы обнять необъятное?

Читайте также:  как сделать плоский живот при помощи упражнений

Ответы для самопроверки:

Дру-ги-е, мо-жешь, хо-чешь, быть, сча-стли-вым, будь, о-де-я-ни-ях, есть, о-бнять, не-о-бъя-тное.

Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина. Выделите такты в данном стихотворении. Найдите в тексте слова, слоги которых состоят из трех и более букв.

Брожу ли я вдоль улиц шумных,

Вхожу ль во многолюдный храм,

Сижу ль меж юношей безумных,

Я предаюсь моим мечтам.

Я говорю: промчатся годы,

И сколько здесь не видно нас,

Мы все сойдем под вечны своды –

И чей-нибудь уж близок час.

Гляжу ль на дуб уединенный,

Я мыслю: патриарх лесов

Переживет мой век забвенный,

Как пережил он век отцов.

Ответы для самопроверки:

Бро-жу, вдоль, у-лиц, шум-ных, вхо-жу, мно-го-лю-дный, храм, меж, ю-но-шей, бе-зум-ных, пре-да-юсь, меч-там, про-мча-тся, ско-лько, здесь, вид-но, нас, все, сой-дем, под, веч-ны, сво-ды, чей, ни-будь, бли-зок, час, гля-жу, буд, у-е-ди-не-нный, мыс-лю, пат-ри-арх, ле-сов, пе-ре-жи-вет, мой, век, заб-ве-нный, как, пе-ре-жил, от-цов.

Прочитайте отрывок из повести Н.М. Карамзина «Бедная Лиза». Сделайте транскрипцию выделенных слов, разделите на слоги. Объясните, как транскрипция помогает разделить слово на слоги.

Саженях в семидесяти от монастырской стены, подле березовой рощицы, среди зеленого луга, стоит пустая хижина, без дверей, без окончин, без полу; кровля давно сгнила и обвалилась. В этой хижине лет за тридцать перед сим жила прекрасная, любезная Лиза с старушкою , матерью своею.

Ответы для самопроверки:

Три-дцать [тр`ицат`]; ста-ру-шко-ю [старушка j у]

Данный комплекс упражнений учит слово на фонетические слоги, транскрибированию, называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово, различать графическое написание буквы от ее произношения. Развивает логическое мышление, расширяет словарный запас ученика. Как было сказано ранее с данной работе, теме «Слог» уделяется крайне мало времени, поэтому данный комплекс упражнений необходим для учеников средней и старшей школы. При правильном подходе данный комплекс также учит грамотно произносить звуки вне звучащей речи, если все упражнения проговаривать. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Для того, чтобы научить ребенка делать фонетический разбор, необходим следующий комплекс упражнений:

Разделите слова на слоги. В слове яблоко охарактеризуйте каждый звук.

Я блоко, молодой, объявление, женщина, отпуск, наездница.

Ответы для самопроверки:

Я-бло-ко, мо-ло-дой, о-бъя-вле-ни-е, жен-щи-на, от-пуск, на-е-здни-ца-ми.

я [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
[`а] — гласный, ударный
б [б] — согласный, твердый, звонкий, парный
л [л] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
о [а] — гласный, безударный
к [к] — согласный, твердый, глухой, парный
о [а] — гласный, безударный

Охарактеризуйте согласные звуки в словах под цифрой 1.в Словах под цифрой 2 охарактеризуйте все гласные звуки.

1. шорох, дело, рост, линия.

2. вор, миллион, ящик, беда.

Ответы для самопроверки:

Шорох
ш [ш] — согласный, твердый, глухой, парный
р [р] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
х [х] — согласный, твердый, глухой, непарный

Дело
д [д’] — согласный, мягкий, звонкий, парный
л [л] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный.

Рост
р [р] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный
с [с] — согласный, твердый, глухой, парный
т [т] — согласный, твердый, глухой, парный.

л [л’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
н [н’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
я [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный
[а]

о [о] – гласный, ударный

и [и]- гласный, безударный

и [и]- гласный, безударный

о [о] — гласный, ударный

[а] – гласный, ударный

И [и] – гласный, безударный

Е [э] – гласный, безударный

А [а] – гласный, ударный

Сегóдня пóсле урóков мы пойдём гулять в парк.

Мои родители хотят поéхать к мóрю в Египет.

Мáльчики лЮбят зимóй игрáть в хоккéй.

Отéц и сын зáвтра поéдут вмéсте на рыбáлку.

Нáши тётя и дядя из Прáги приéдут к нам в гóсти.

Ответы для самопроверки:

[с’иводн’а посл’э урокаф мы пайид’ом гул’ат’ ф парк]

[маjи рад’ит’эл’и хат’ат паjэхат’ к мор’у в j эг’ип’эт]

[мал’ч’ик’и л’уб’ат з’имой играт’ ф хак’:эй]

[ат’эц ы сын зафтра паjэдут вм’эст’ь на рыбалку]

[нашы т’от’а и д’ад’а ис праг’и пр’иjэдут к нам ф гост’и]

Скóлько врéмени у теби на часáх?

Я хочý катáться на лóдке на нáшем óзере.

Кто сдéлал домáшнее задáние без ошибки?

На вокзáл прибыл пóезд из Братислáвы без опоздáния.

Дай мне, пожáлуйста, чистые тарéлку и лóжку.

Ответы для самопроверки:

[скол’ка вр’эм’эн’и у т’иб’а на ч’исах]

[jа хач’у катац:а на лотк’э на нашэм оз’эр’э]

[кто зд’элал дамашн’э j э задан’и j э б’эз ашыпк’и]

[на вагзал пр’ибыл по j эст ис брат’иславы б’эз апаздан’и j а]

[дай мн’э пажалуста | ч’исты j э тар’элку и лошку]

Прочитайте стихотворение Ф.И. Тютчева «Не говори: меня он, как и прежде любит». Затранскрибируйте первую строфу. Сделайте фонетический разбор слова бесчеловечно.

Не говори: меня он, как и прежде, любит,

Мной, как и прежде, дорожит.

О нет! Он жизнь мою бесчеловечно губит,

Хоть, вижу, нож в руке его дрожит.

То в гневе, то в слезах, тоскуя, негодуя,

Увлечена, в душе уязвлена,

Я стражду, не живу. им, им одним живу я —

Но эта жизнь. О, как горька она!

Он мерит воздух мне так бережно и скудно.

Не мерят так и лютому врагу.

Ох, я дышу еще болезненно и трудно,

Могу дышать, но жить уж не могу.

Ответы для самопроверки:

[н`э гвари: м`эн`а он как и пр`эжд`э л`уб`ит, мной как, и пр`эжд`э, даражыт… о н`эт! Он жыз`н` ма j у б`ищ`элав`эчна губ`ит, хот`, в`ижу нош в j эво рук`э дражыт.]

1) Орфографическая запись слова: бесчеловечный

2) Ударение в слове: бесчелов`ечный

3) Деление слова на слоги (перенос слова): бес-че-ло-веч-ный

4) Фонетическая транскрипция слова бесчеловечный : [б’ищ’илав’`эч’ный’]

5) Характеристика всех звуков:

б [б’] — согласный, мягкий, звонкий, парный

е [и] — гласный, безударный

с [щ’] — согласный, мягкий, глухой, непарный

е [и] — гласный, безударный

л [л] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

о [а] — гласный, безударный

в [в’] — согласный, мягкий, звонкий, парный

е [`э] — гласный, ударный

ч [ч’] — согласный, мягкий, глухой, непарный

н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

ы [ы] — гласный, безударный

й [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

Прочитайте текст. К какому произведению относится данный отрывок? Сделайте фонетический разбор выделенных слов.

Деревня Маниловка немногих могла заманить своим местоположением. Дом господский стоял одиночкой на юру, то есть на возвышении, открытом всем ветрам, какие только вздумается подуть; покатость горы, на которой он стоял, была одета подстриженным дерном. На ней были разбросаны по-английски две-три клумбы с кустами сиреней и желтых акаций; пять-шесть берез небольшими купами кое-где возносили свои мелколистные жиденькие вершины. Под двумя из них видна была беседка с плоским зеленым куполом, деревянными голубыми колоннами и надписью : «Храм уединенного размышления»; пониже пруд, покрытый зеленью, что, впрочем, не в диковинку в аглицких садах русских помещиков. У подошвы этого возвышения, и частию по самому скату, темнели вдоль и поперек серенькие бревенчатые избы, которые герой наш, неизвестно по каким причинам, в ту ж минуту принялся считать и насчитал более двухсот; нигде между ними растущего деревца или какой-нибудь зелени; везде глядело только одно бревно. Вид оживляли две бабы, которые, картинно подобравши платья и подтыкавшись со всех сторон, брели по колени в пруде, влача за два деревянные кляча изорванный бредень, где видны были два запутавшиеся рака и блестела попавшаяся плотва; бабы, казались, были между собою в ссоре и за что-то перебранивались.

Ответы для самопроверки:

Этот отрывок относится к поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».

1) Орфографическая запись слова: господский

2) Ударение в слове: госп`одский

3) Деление слова на слоги (перенос слова): гос-подс-кий

4) Фонетическая транскрипция слова господский : [гасп`оцк’ий’]

5) Характеристика всех звуков:

г [г] — согласный, твердый, звонкий, парный

о [а] — гласный, безударный

с [с] — согласный, твердый, глухой, парный

п [п] — согласный, твердый, глухой, парный

о [`о] — гласный, ударный

д [ц] – согласный, непарный глухой, непарный твердый

к [к’] — согласный, мягкий, глухой, парный

и [и] — гласный, безударный

й [й’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

1) Орфографическая запись слова: подстриженным

2) Ударение в слове: подстр`иженным

3) Деление слова на слоги (перенос слова): подс-три-же-нным

4) Фонетическая транскрипция слова подстриженным: [пастр`ижэн:ым]

5) Характеристика всех звуков:

п [п] — согласный, твердый, глухой, парный

о [а] — гласный, безударный

с [с] — согласный, твердый, глухой, парный

т [т] — согласный, твердый, глухой, парный

р [р’] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

и [`и] — гласный, ударный

ж [ж] – согласный, твердый, звонкий, парный

е [э] – гласный, безударный

н [н:] – согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

ы [ы] – гласный, безударный

м [м] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный .

1) Орфографическая запись слова: надписью

2) Ударение в слове: н`адписью

3) Деление слова на слоги (перенос слова): над-пись-ю

4) Фонетическая транскрипция слова надпись : [н`атп’ис’ j у]

5) Характеристика всех звуков:

н [н] — согласный, твердый, звонкий, непарный, сонорный

а [`а] — гласный, ударный

д [т] — согласный, твердый, глухой, парный

п [п’] — согласный, мягкий, глухой, парный

и [и] — гласный, безударный

с [с’] — согласный, мягкий, глухой, парный

ю [ j `] — согласный, мягкий, звонкий, непарный, сонорный

[у] — гласный, безударный

Данный комплекс упражнений учит делению слова на фонетические слоги, транскрибированию, называть по порядку все звуки, из которых состоит то или иное слово, различать графическое написание буквы от ее произношения и, как итог всему перечисленному, учит делать фонетический разбор. Развивает логическое мышление, расширяет словарный запас ученика. Упражнения составлены в градации от более простого к более сложному. От минимальной единицы речи (слова) до художественного текста. Это позволяет использовать данный комплекс как для изучения, так и для повторения курса фонетики в средней и старшей школе.

Источник

Adblock
detector