Меню

упражнения на фортепиано для двух рук в руки

Как научиться играть на фортепиано за 7 дней

Этот текст не предназначен для тех, кто знаком с нотной грамотой.
И пусть плюются в меня те, кто лучшие годы детства промучился в музыкальной школе или зубрил сольфеджио.

Я не умею играть на фортепиано в обычном понимании, и не знаю ноты.
В детстве меня не отдали в музыкалку, потому, что я просто не могла запомнить семь нот.

Для других семь нот на нотном стане — это элементарно. Для меня до сих пор кажется нереально сложно.
Зато я могу любую знакомую песню вполне сносно напеть на слух.

Поэтому меня отдали в хор, а потом в детский ансамбль, где ноты были вроде как и не нужны. Преподаватель играл на рояле, мы пели в меру своих возможностей и на радость родителям.

Дома у меня стояло фортепиано. Резное, красного дерева, с костяными клавишами. Досталось от бабушки. И я всегда завидовала подруге которая умела играть и непринужденно сесть и сбацать популярную мелодию на раз-два-три.

Прошли годы. Чем только я не занималась все это время.
А пианино стояло. На него ставили вазы и прыгали кошки. Пытались настроить — не настраивается. Устаревшая модель, дека рассохлась, Пытались продать — не продается. Предлагали самовывоз за деньги.
То есть мы должны заплатить, чтобы наше родное пианино чужие дядьки выкинули.
Я не согласилась, пожалела его тогда. Пусть живёт, для декора.
А моя мечта вдруг сесть и заиграть жила вместе со старым пианино.

И вдруг грянул коронавирус. И потянулись выходные за выходными, и эта, ну как ее — само. ну вы поняли . изоляция.

И пошли в ход всевозможные ухищрения, как время занять.
Давно заброшенное вязание, шитье масок, просмотр всех телепередач подряд, экспериментальная кулинария, маниакальная уборка квартиры, химические опыты по смешиванию компонентов для санитайзеров в домашних условиях.
Вдруг я заметила пианино. Оно скромно стояло в углу, молча и благородно-матово блестело резьбой. Я вытерла с него пыль.
Играть я как не умела, так и не умею.

Это было романтические вступление. У каждого оно свое, как и свой путь до того заветного момента, когда ты сможешь сесть и сыграть свое первое музыкальное произведение.

А теперь ПРАКТИКА.

Уровень 1

Существует множество пособий и современных методик, как освоить нотную грамоту с нуля.
Взрослому человеку, у которого немного желания серьезно учиться и нет свободного времени будет некогда разбираться в куче разных методов.

Я не открываю Америку. Я просто утверждаю, что это работает. На моем личном опыте.

— Инструмент
(Если нет фортепиано, подойдёт электронная клавишные, или для начала приложение для Android — Mini Piano Light, например.

— Интернет (ну куда же без него).

— Хотя бы приблизительно знать как звучит нужная вам мелодия, чтобы сыграть ее.

Тональности, темп и интервалы мы проходить не будем. Все это вы сможете выучить потом, если конечно, захотите

— Ваше личное свободное время, от получаса, до.
Как-то я пять часов сидела за инструментом. У мужа началась истерика и он ушел в Дикси, хлопнув дверью.
Пусть это не будет открытием для вас, но ваши родные далеко не всегда будут разделять ваши увлечения. Не каждый же может жить с гением. ☺

— Минимальное знание английского алфавита.

— И мои простые инструкции.

Это ноты скрипичного ключа, в котором обычно играют мелодию,
правой рукой.
Белые клавиши — основные семь нот, черные бемоли (b) и диезы (♯).

Видимо, на Руси нотам учили итальянцы, поэтому общепринятым считается нотный стан с привычной нотописью.
Англичане, как прогрессивная и практичная нация поступили проще. Заметили непонятные закорючки и линейки на буквы своего алфавита.

Вам нужно будет запомнить семь букв, которые вы и так уже знаете. Каждая из них соответствует ноте.
Есть заблуждение, видимо его придумали те, кто может запомнить ноты, что буквы обозначают ноты для гитары.
Но это не так, буквами можно обозначать ноты для фортепиано, и для флейты, и даже для органа, если хотите.

С -до
D — ре
E — ми
F -фа
G — соль
A- ля
H (B) — си

дальше идут ноты следующей выше октавы:
С — до и т.д.

Основные семь нот — белые клавиши.
Черные клавиши это :
# — Диез справа, на пол тона выше
b — Бемоль слева, на пол тона ниже
То есть F# — это Фа диез, черная клавиша справа от Фа.

Линейка басового ключа — не копия скрипичного. Это следующая за скрипичным ключом линейка. Верхняя нота С (До) на картинке басового соответствует нижней С (До) на картинке скрипичного ключа.

Как узнать на клавиатуре фортепиано, где находится скрипичный или басовый ключ?
Действуем проще.
Садитесь за инструмент ровно по центру. На клавишах, что справа от центра начиная с Первой октавы (или 4-й октавы) и выше — играем мелодию.
Все что по левую руку, начиная с Малой октавы (3-й октавы) и ниже — будет аккомпанемент.

На фортепиано есть октавы, они обозначаются цифрами.
С4 — это нота До Первой октавы.

Упражнение 1.

Для начала возьмем самую простую мелодию и переведем ноты на нотном стане в буквы латинского алфавита.
Для меня это был Auld Lang Syne (Старое доброе время), достаточно послушать ее один раз, чтобы запомнить.
Эта простая народная песня построена на европейской гармонии и удобна для запоминания. Диезов и бемолей в этой версии нет.

Учимся играть мелодию, по нотам. Каждая нота для удобства обозначена соответствующей буквой.
Играем правой рукой, пока не запомним расположение нот (в нашем случае, букв) на клавиатуре. Держим под рукой шпаргалку:
Ноты скрипичного ключа .
На ноты в квадратиках над линейкой пока не обращаем внимание.

Я визуал, поэтому мне легче запомнить форму клавиш на клавиатуре фортепиано и расположение белых клавиш относительно черных.
Буквы можно и наклеить, в конце то концов!

Уровень 2.

Для аккомпанемента будем сперва использовать аккорды, которые также обозначаются буквами. Играть их будем в басовом ключе.

Например аккорд С (CEG) — это аккорд До, состоит из трех нот:
до, ми, соль. Нижняя нота здесь — C (До).

Заучивать все аккорды пока не нужно.
В интернете есть масса таблиц вроде этой, где можно подсмотреть.

Или удобный генератор аккордов, который можно посмотреть здесь .
Простые аккорды состоят из трех нот, есть аккорды из четырех и даже пяти нот.

Мы уже знаем, что До — это C, значит в аккорде С (CEG ) эта нота будет присутствовать по-любому.
Переводим аккорды аккомпанемента в буквы.

В песне Auld Lang Syne (Старое доброе время) (здесь приводится упрощенная версия) — всего три повторяющихся аккорда (обозначены нотами в квадратиках):
G (Соль) — (GBD),
D (Ре) — (DFA)
C (До) — (CEG)

Если вам будет так легче воспринимать — запишем в тетради:
Правая рука: Пишем ноты мелодии.
Под ней левая рука: соответствующие аккорды аккомпанемента
с расшифровкой, строку отчеркиваем.
Продолжаем с новой строки.

Упражнение 2.

Играем всю мелодию отдельно правой, затем все аккорды аккомпанемента левой рукой, затем первую ноту мелодии, затем аккорд, , соответствующий аккорд, следуя нотам.

Одновременно двумя руками играть сразу не получится, но это не беда. Пусть поначалу аккомпанемент отстаёт, как в джазовом исполнении. Когда понемногу научитесь владеть левой, ☺ будете успевать.

Источник

Организация игровых движений и постановка рук в классе фортепиано

Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть: динамичной, экономичной, контактной.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Читайте также:  упражнения для поддержания осанки у ребенка

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя.

Скачать:

Вложение Размер
Постановка рук и организация игровых движений в классе фортепиано 44.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Постановка рук, организация игровых движений в классе фортепиано».

Начальный период обучения игре на фортепиано – период закладывания фундамента пианистических навыков, от качества которого зависит процесс дальнейшего развития ученика. Именно здесь происходит первое знакомство ученика с инструментом, формируется основа слуховых и физических ощущений.

От того, каким образом был проведен данный этап работы, зависит все последующее становление юного пианиста, и недостатки в ней могут сказаться через годы. Начальный этап обучения один из наиболее трудоемких и ответственных.

Можно сказать, что первые шаги в музыке, первые прикосновения, ассоциации ребенка, влияют на все его последующее отношение к музыке, инструменту, занятиям. Это фундаментальная опора для всего последующего музыкального обучения за фортепиано. Зажечь, заразить ребенка желанием овладеть языком музыки – главнейшая из первоначальных задач педагога. Занятия необходимо сделать любимыми и интересными. Этому должно сопутствовать все, что будит воображение ребенка: музыкальный материал, рисунок, текст песенок, рассказ, сопровождающий игру. Все это помогает находить правильный образ, и находить нужные движения рук. От педагога требуется большое внимание, такт, понимание особенностей ученика. Педагог не может надеяться, что ребенок полюбит музыку, если ему не стала близка личность педагога.

Особое внимание в начале обучения важно уделять процессу постановки рук и занятию упражнениями. Постановка рук и организация правильной осанки за инструментом — самый непростой этап в обучении. В это время перед педагогом стоит очень серьезная задача: «слепить» руки ребенка. Очень жаль тех детей, которые проучились достаточно долго в музыкальной школе, проведя при этом немалое количество времени за инструментом, но при этом так и не сумевших к нему приспособиться. Такие дети испытывают трудности при использовании элементарных базовых технических навыков, и с неимоверным трудом преодолевают неудобства пианистического аппарата.

Детей с плохо поставленными руками приходится переучивать, возвращаясь к этапу первого класса спустя годы обучения. Как правило в данном вопросе встает сразу несколько проблем: сутулая спина, поднятые плечи, прогнутые пальцы, лежащие кисти. И наоборот, ребенок, занятия с которым были изначально правильно организованы и результатом которых являются хорошо поставленные, беглые пальцы, с легкостью может продолжать обучение за фортепиано.

Любое движение, совершаемое человеком, это, по сути, серия почти автоматических действий, выполняемых последовательно. Частично эти автоматизмы имеют врожденную природу, многие формируются в процессе обучения. Есть в центральной нервной системе особые механизмы, обеспечивающие своевременную смену автоматизмов. Физиологи и невропатологи назвали слитный набор сменяющих друг друга автоматизмов «кинетической мелодией» (от греческого слова «кинезис» – движение). Даже самое элементарное движение, самый простой двигательный акт человек не мог бы осуществить, если бы происходящие при этом малейшие изменения в его теле не контролировались сенсомоторными системами головного мозга, которые получают сигналы от всех периферийных нервов и в соответствии с этими сигналами направляют новые (командные) cигналы тем системам, органам или отделам организма, которые должны «начать действовать». Именно такой отдел «глубокой чувствительности» информирует двигательные центры о всех параметрах опорно-двигательной системы в каждый данный момент: о степени сокращения мышц, напряжении сухожилий, о положении конечностей в пространстве, о взаимном расположении отдельных частей тела. Выдающийся физиолог Н. А. Бернштейн, изучавший физиологию движений человека, раскрыл значение специальной «кинестетической системы» для централизованного контроля и регулирования всех двигательных актов, совершаемых человеком. Обратимся к книге Л. О. Бадаляна «Невропатология» (М., 1982), к тому ее разделу, который посвящен двигательным отделам головного мозга: «Кинестетическая система создает возможность обмена нервными импульсами между работающими органами и командным центром центральной нервной системы (постоянные прямые и обратные связи). По каналу обратной связи постоянно поступает информация о ходе выполнения двигательных команд, и тем самым создается возможность систематической коррекции выполняемого движения. Более того, без кинестетической системы невозможна предварительная настройка двигательного аппарата для совершенствования какого-либо движения. Например, для того, чтобы просто согнуть руку в локтевом суставе, необходимо предварительное расслабление разгибателей предплечья, т. е. согласованное перераспределение тонуса мышц-антагонистов… Механизм целенаправленного действия представляет собой сложнейшую функциональную систему. Важнейшими процессами в этой системе являются предварительный синтез всей информации о предстоящем действии для формирования двигательной задачи, обеспечение стойкости двигательной задачи, выбор необходимых двигательных автоматизмов, обеспечение кинетической мелодии — своевременного переключения автоматизмов, постоянный кинестетический контроль. Этот сложный механизм совершения целенаправленного действия называется праксисом. Нарушение любого из перечисленных процессов приводит к расстройствам целенаправленного действия — апраксии. Характер апраксии зависит от того, какие отделы двигательной функциональной системы поражены. Игра на фортепиано может считаться праксисом высочайшего уровня, так как при ней взаимодействуют практически все сенсорные системы. При этом задача, решаемая каждой из них, предельно трудна. Кроме того, сами двигательные акты в не меньшей степени сложны — в них задействованы многие мышцы организма, опорно-мышечный аппарат, крупные мышцы спины и шеи, мышцы ног, мелкие мышцы кистей рук, сгибатели-разгибатели и пр. Тонкость, «членораздельность» и вместе с тем синхронизированность и своевременность движений требует порой необыкновенной виртуозности, натренированности и тонкости «настройки» всего организма. Именно поэтому любые нарушения в двигательной сфере приводят, как правило, к огромным сложностям в освоении игры на фортепиано. И именно поэтому постоянная забота о физическом состоянии, тренировка двигательной системы, вообще активные движения так важны для пианиста, особенно — для начинающего. Сугубо отрицательное влияние на способность человека управлять своим телом оказывают психические и психологические травмы — при этом могут возникнуть мешающие автоматизмы (тики, подергивания, зажимы, гипертонус мышц). Или другая крайность — расслабленность мышц, которая не позволит совершить сколько-нибудь сложные и требующие определенного мышечного тонуса движения». Что же важно для нас, педагогов, если исходить из вышеизложенных теоретических посылок? Прежде всего стоит помнить, что различные функциональные системы в человеческом организме независимы друг от друга. Например, между музыкальным слухом и моторной ловкостью нет однозначной связи. «Можно прекрасно и тонко понимать музыку, но плохо выражать ее в движениях» (Л. О. Бадалян). Хотя бесспорно: без хорошо развитых двигательных навыков пианист никогда не сможет достичь достаточно высокого уровня. Следовательно, педагогам можно дать несколько практических советов. При знакомстве с будущим учеником нужно проверить, нет ли у него видимых нарушений в опорно-двигательной системе. И в первую очередь обратить внимание на осанку. Для этого существует самый простой метод: свести лопатки к позвоночнику, чтобы образовалась кожная складка. Если эта складка ровная, значит признаков сколиоза (искривления позвоночника) нет. Особенно важно проследить, не появятся ли признаки искривления позвоночника в то время, когда ребенок начнет учиться в школе. Работая с учеником, педагог внимательнейшим образом следит за его физическим развитием, и не только затем, как он сидит за инструментом, но и за привычными позами, за тем, как стоит, ходит, бегает, как «держит спину». Когда малыш уже сел за инструмент, контроль и внимание должны быть нацелены на выявление первых признаков какого-либо неудобства. Наше внимание чрезвычайно важно для изначальной организации правильных пианистических навыков, чтобы в дальнейшем не возникали более сложные пробле мы, вплоть до профессиональных заболеваний

Организация игровых движений должна проходить незаметно и ненавязчиво для ученика. Наилучшим для ребенка является игра при помощи рук педагога. Пальцы находиться в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Их нужно держать так, чтобы они были в разъединённом положении, не «слипаясь» друг с другом, чтобы каждый из них мог действовать самостоятельно. Не следует говорить ученику: «Играй круглыми пальцами»,- ребенок начинает непроизвольно «закруглять» пальцы ногтями к клавишам, а необходимо, чтобы между первым и остальными пальцами получалось «овальное окошечко». При этом у каждого пальца (кроме первого) должны быть видны три «бугорка». Маленьким детям часто бывает интересно обрисовать мелом или фломастером эти небольшие бугры-места сгибания, которые и создают как бы «каркас свода» всей кисти. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя. Дети должны знать, что у первого (большого) пальца особенная форма: у него видны только два бугорка, а не три, и они смотрят вбок. Пока первые пальцы не заняты, не играют, они тоже должны находиться в свободном положении, как бы «повисшем» над клавиатурой, и, следуя за остальными пальцами, должны всегда быть наготове, ждать, когда придет их время опуститься на нужную клавишу. Опускаться на клавишу большой палец должен только первым сгибом, краем подушечки. Запястье обязательно остается на уровне белых клавиш. Преодолевая «ударность» рояля, педагог должен в своих объяснениях говорить, что рояль «поет», а пальцы «погружаются», «мягко падают», «окунаются», но никогда не ударяют по клавишам. В этот период перед педагогом стоит самая ответственная задача, которая является решающей: «создать» руки ребенка. С первого прикосновения к клавишам необходимо стараться сделать их гибкими, свободными, естественными. Ребенок должен ощутить, что его руки — передаточное звено для выражения в звуках мыслей, чувств, эмоций, это его голос. Ученик должен понять, что руки могут «говорить», извлекая звуки громко или нежно, сердито или певуче, быстро или мягко; словом, как чувствуешь, так и «говоришь» — играешь. Эталона постановки руки нет, как и нет одинаковых людей. Однако, есть общие нормы и правила. Постановка должна быть : динамичной, экономичной, контактной.

Некоторые способы закрепить навыки правильной посадки и постановки рук

Показывать приемы следует в живой и увлекательной форме и так, чтобы ученик сам убедился в их правильности и удобстве на собственных ощущениях. Например, для того, чтобы помочь ребенку избавиться от «зажатости», надо научить его, во-первых, воспринимать разницу в ощущении напряженной и свободной руки, а, во-вторых, услышать зависимость качества звука от изменения состояния руки. Для этого педагогу полезно сыграть простенькую мелодию тремя способами:
а) напряженной рукой с жесткими пальцами;
б) преувеличенно расслабленной рукой;
в) свободной, но организованной рукой, и предложить ученику внимательно послушать, в каком случае мелодия звучит лучше.
Обычно дети правильно выбирают (в данном случае) третий вариант.
При повторном проигрывании этими тремя способами, ученик может придерживать руку педагога, чтобы почувствовать, что перемена качества звучания зависит от изменения состояния руки.

Вот несколько упражнений, которые помогают ребенку чисто визуально, техническими приемами, научиться быстро ориентироваться на клавиатуре, закрепить навыки правильной посадки и постановки рук:
1) «Кластеры» на двух — трех черных клавишах.
2) «Вертолет» — извлечение одного звука. Цель — научиться брать звук сразу и непосредственно, одним движением, без прицеливания или остановки. Выполняется двумя руками одновременно определенным пальцем, по определенным нотам от середины клавиатуры и обратно. Звуки исполняются различными длительностями, начиная с более длинных к более коротким.

Вопросу организации движений пианиста большое внимание уделила в своей практике педагог и пианистка А.Шмидт — Шкловская, занимавшаяся
изучением профессиональных заболеваний пианистов и поисков рациональных приемов игры. В своей брошюре «О воспитании пианистических навыков» она приводит множество упражнений, помогающих правильно сформировать осанку и взаимодействие всех частей игрового аппарата. Сидеть за инструментом следует спокойно, удобно и прямо, допустим лишь небольшой наклон вперед. Плечи опущены, дыхание ровное и свободное. Сохранить осанку помогает хорошая опора на ноги. Поэтому малышам 6-7 лет важно подобрать необходимой высоты подставку под ноги. Выработке такой осанки помогают различные упражнения:
Стоя: а) поднять руки в сторону от корпуса и произвольно опустить их, сознательно сосредоточившись на полной пассивности их падения.
б) размашистыми движениями вращать вытянутыми руками вокруг
корпуса и над головой с ощущением абсолютной свободы плечевых
суставов.
в) поднять плечи и внезапно легко и непроизвольно опустить их.
Сидя: а) оперев локоть о ладонь другой руки, двигать предплечья
вверх — вниз, одним движением, без остановки в крайних точках.
б) описывать круги предплечьем, оперев локоть о ладонь другой руки.
в) подвесить кисть, опершись тремя средними вытянутыми пальцами о
край стола. Рука висит безвольно с ощущением тяжести в локте. Отвести ее в
сторону от корпуса (пальцы остаются на столе, после чего внезапно опустить
и дать возможность самостоятельно колебаться вплоть до остановки).

Основную нагрузку при игре несут самые сильные и выносливые мышцы плеча, спины, груди и плечевого пояса. Очень часто зажатость этих мышц мешает работе пианиста. Наилучшее положение руки на фортепиано то, которое можно легче и скорее изменить. Поэтому нежелательны такие встречающиеся крайности, как прижатые, опущенные или неестественно раздвинутые локти, затрудняющие игру и вызывающие напряжение.

Педагог должен знать природные возможности пианистического аппарата, уметь анализировать состояние ученика, понимать и чувствовать, какие движения вызывают неудобства, чтобы вовремя прийти на помощь. Ведь самого ребенка его ощущения во время игры не занимают, и он часто даже не замечает напряжения. Организованность движений должна сочетаться с освобождением от всяких лишних напряжений. Возникают напряжения легко, а избавиться от них трудно. Распознаются излишние напряжения различными способами. Одно из них — слуховое восприятие. Для игры скованных исполнителей характерно форсирование звука. Другой способ — субъективные ощущения исполнителя — чувство скованности, быстрое утомление, в последствии могущее перейти в боль. Наконец, напряжение заметно по внешнему виду исполнителя

Несколько типичных двигательных дефектов и возможные способы их устранения

I. Скованность плеча. Причина: ученик близко или низко сидит. Нужно проверить посадку и, если замечания недостаточно, следует предложить упражнение — перенос руки на далекие расстояния или гимнастические упражнения.
II Тряска кисти. Малыши начинают трясти рукой потому, что не чувствуют силы и самостоятельных возможностей в своих еще маленьких и неокрепших пальчиках. Между тем это психологическое заблуждение. Можно порекомендовать упражнения на выполнение небольших последовательностей из 2-3-4-5 звуков на одном дыхании.
III. Слабые пальцы могут прогибаться. Причина этого — желание играть более громко, неестественным для себя звуком — отсюда излишнее давление. По этому поводу Игумнов говорил: «Так же как нельзя ходить, продавливая ногами пол, так нельзя и играть, продавливая пальцами клавиатуру». При необходимости лучше играть тише, чем пользоваться распространенной рекомендацией «собрать пальцы «, вызывающей перезакругленные ленивые пальцы с проломленным сводом кисти. Следует дать ученику упражнение на беззвучное, мягкое нажатие клавиши.
IV. Скованность кисти. Следует играть трели в медленном темпе,
делая круговое движение запястьем.
V. Скованность предплечья. Следует играть тремоло в медленном темпе, преувеличенно раскрывая ладонь руки.
VI. Скованность пятого пальца. Когда обращают внимание учащихся на данный недостаток, они ссылаются обычно на физическую слабость своих пятых пальцев. Иногда это верно. Но сама слабость пятых пальцев проистекает из-за музыкальной и физической нетребовательности. Следует играть этюды для четвертых и пятых пальцев и последования, начинающиеся с пятых пальцев.
VII. Напряженность первого пальца. Этот недостаток происходит из-
за несамостоятельности, из-за того, что его действие подменяется
вращательным движением предплечья. Для того, чтобы заиграл палец, надо
играть именно пальцем, не заменяя его работу действиями других мышц.
Внешним признаком развитости первого пальца являются приобретение им
закругленной, выпуклой формы и увеличение управляющей его движением
мышцы. Упражнения: доставать первым пальцем квинту при задержании
пятого пальца; взять третьим пальцем звук, а первым брать звуки с разных
сторон от третьего.

Гимнастика на занятиях музыки
(рекомендует автор уникальной методики музыкального развития детей Т.Б. Юдовина-Гальперина)

«В своей педагогической практике я неизменно использую различные гимнастические упражнения, которые помогают ученикам преодолевать затруднения, вызванные нарушениями в опорно-двигательной системе. Приведу ряд упражнений, позволяющих решать стоящие перед нами задачи. В зависимости от индивидуальности ребенка педагог может варьировать, изменять эти упражнения, придумывать новые и т.п.

Пальцевые игры. Готовим руки к игре.

1. «Балерина»
Чуть прогнутый корпус. На вдох подняться на носки и одновременно плавно приподнять руки вверх, скрестить их над головой и развести в стороны. На выдохе вместе с наклоном туловища руки свободно падают и раскачиваются до полной остановки. Педагог в это время проверяет, расслаблены ли мышцы плеч (подставляя под плечи ребенка ладони).

Упражнение помогает распрямить туловище, научиться ощущать руки «из корпуса», а также освобождать мышцы рук от зажимов.

2. «Палочка»
Спинка прогнута. Руки свободно лежат на гимнастической палке, которая находится за спиной в подмышечных впадинах. Ребенок вращает туловище в разные стороны, не напрягая при этом рук.
Упражнение помогает держать прямо спину, предотвращает сколиоз и зажатие рук в локтевых суставах.

3. «Пальчики — очки»
Наши пальцы — не крючки, — Сделай круглые очки!
Попробуйте сделать колечко, соединив палец правой и левой руки с остальными, — получатся очки, в которые можно посмотреть! Это упражнение полезно для постановки рук на фортепиано.
Прочтите стихи, потренируйтесь изображать пальцами очки, затем распойте стихи песенкой (каждый ребенок сочиняет по очереди) и поиграйте в очки, разглядывая друг друга!

4. «Пальцы – грабли»
Переплетите пальцы ладонями к себе и прочтите:
Что за пальцы: «Ну!» и «Ну!»
Как граблями я гребу!

Распойте слова песенкой и потренируйте пальчики. Это упражнение способствует хорошей растяжке между пальцами, которая необходима для игры на фортепиано.

5. «Пальцы – колечки»
В кольцо колечко пропусти
Цепочку встретишь на пути.

Соедините в кольцо большой и указательный пальцы левой руки. Через него попеременно пропускайте колечки из пальчиков правой руки: большой и указательный, большой и средний, большой и безымянный, большой и мизинец, — участвуют все пальцы. Упражнение полезно для правильной постановки рук и развития пальцевой техники в игре на фортепиано.

6. «Пальцы – домик»
игра-загадка

Построим дом.
Кто в нем живет
И песню такую звонкую поет?
(скворечник, скворец)

Сделайте ладошками домик, поставьте их друг к другу, мизинцы прижаты, а большие пальцы загнуты внутрь. Полюбуйтесь домиком и распойте слова песенкой. Похвалите лучшего исполнителя.

7. «Пальцы как жук»
Покажи, как жук летит и усами шевелит.
Сложите пальцы в кулачок, а указательный и мизинец разведите в стороны и пошевелите ими. Распойте слова песенкой, изображая пальцами полет жука.

Все пальцевые игры подготавливают детскую ручку к игре на фортепиано.

Начальные исполнительские навыки

Приступая с учащимися к освоению игровых навыков, преподаватель должен начать объяснения, каким образом на фортепиано извлекается звук. Громкость звука зависит от силы удара, нажатия или давления на клавишу. Налаживание первого навыка происходит каждой рукой в отдельности. При этом используется прием non legato. Начинать стоит с третьего пальца, так как он является наиболее устойчивым, затем переходить ко второму и четвертому, и, наконец, к первому и пятому. Путь от non legato к legato рационален потому, что воспитывает у ребенка координацию всех частей руки, вырабатывает постоянный певучий звук, который послужит наилучшей основой для певучего legato. Необходимо сразу же направить внимание ученика на качество звука. Звук должен быть сочным, певучим, долго длящимся, а не сухой, резкий. Ученик должен связывать качество звука с соответствующими движениями. Полный и красивый звук – со спокойным опусканием руки и кисти, глубоким погружением округлого пальца в клавишу, «сухой и жесткий» — с напряженностью руки и пальцев. Ученик должен понять, что его целью всегда является звучание, то есть результат движений. Важно, чтобы ребенок чувствовал переход от одного звука к другому, ощущая движение вперед во всем упражнении. Нужно следить, чтобы учащийся не прижимал клавишу после ее взятия, а почувствовав опору пальца в клавише и услышав звук, продолжал движение, поднимая руку вверх с приподнятым запястьем и как бы пассивно висящей кистью. Для освобождения кисти, локтя, свободы движений всей руки, для преодоления боязни клавиатуры и широких расстояний полезны упражнения на перенос руки из одной части клавиатуры в другую.

Упражнения всегда должны иметь определенный ритмический рисунок. Без ритма упражнения нецелесообразны. Темп должен быть медленным, но не чрезмерно. Такой, чтоб позволял вслушиваться в звук и контролировать движения.

Добились хорошего качества звучания? Переходим к legato! Это переливание одного звука в другой, плавный переход одного звука в другой. Добиваться этого можно только внимательно слушая этот переход. Рука стоит на кончике пальца, а последующий палец заранее нацелен на нужную клавишу и в этот момент нажатия делает только движение вниз. Остальные пальцы должны быть спокойны.

Прежде, чем играть пьесы на legato, следует поиграть упражнения на соединение двух, трех звуков. Излишняя опора на каждый звук, когда ученик хотя бы немного давит на клавишу, будет препятствовать свободе, плавности и цельности движений, нарушит мелодическую линию. Контроль за исполнением legato осуществляет слух. Владение legato способствует певучему исполнению мелодии, а в дальнейшем – развитию беглости.

В начальном детском репертуаре часто встречается staccato, это нельзя понимать буквально, а как требование исполнить звуки non legato, которое постепенно может быть приближено к более легкому и короткому звучанию, в зависимости от темпа и характера пьесы, что достигается быстрым, но мягким снятием руки.

Таким образом, постановка рук и налаживание работы пианистического аппарата является важнейшим этапом становления юного музыканта. Терпением, любовью к детям, музыке, каждый преподаватель может подобрать нужные средства для того, чтобы раскрылся талант будущего пианиста.

Источник

Adblock
detector