Меню

упражнения на формирования ууд по окружающему миру

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира
методическая разработка на тему

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира

Скачать:

Вложение Размер
zadaniya_poznavatelnye_uud.docx 16.89 КБ

Предварительный просмотр:

Задания, способствующие формированию познавательных УУД на уроках окружающего мира

I. Задания, которые позволяют учащимся овладевать логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей на уроках окружающего мира.

1. Сравни старинные классные комнаты и классную комнату, в которой учишься ты. Чем они различаются? Чем похожи?

2. Рассмотри фотографии птиц. Какая из птиц обитающая на территории Татарстана, вероятнее всего, питается мелкими млекопитающими? Обоснуй свой ответ.

3. У Оли и Лены были семена томатов от одного и того же растения. Они насыпали землю в одинаковые горшки. Затем в каждый горшок посадили семена, вырастили рассаду, высадили рассаду в положенные сроки на грядки в саду. Через некоторое время дети сравнили растения и увидели, что они очень отличаются друг от друга в своём развитии. (детям предлагается рассмотреть фотографии) Возможно, Оля и Лена по-разному ухаживали за своими растениями. В чём могло быть это отличие. Приведите два примера.

II. Использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач. 1) Расскажи по схеме «Какой бывает транспорт?». 2) Посмотри, какие знаки по охране природы нарисовали юные натуралисты в своём лесу. Придумай и нарисуй свой знак по охране природы.

III. Фрагмент урока окружающего мира в первом классе по теме «Питание. Почему надо есть много овощей и фруктов? ».

— Попробуем выяснить, что значит быть здоровым? Выберите слова для характеристики здорового человека.

— А чтобы быть сильным, ловким, крепким, подтянутым, какие действия должен совершать человек? (Заниматься спортом, гулять на свежем воздухе, хорошо питаться.)

— Сегодня на уроке мы будем говорить о питании человека. Чтобы ощущать себя здоровыми людьми, надо не просто кушать, а правильно питаться. Вы наглядно сейчас в этом убедитесь.

Анализ ситуации 1. Вспомните одного из любимых сказочных героев — Винни-Пуха, когда он был в гостях у Кролика. Что с ним приключилось и почему? (Он много съел в гостях, не смог выйти через дверь наружу.)

— Какой совет дадите Винни-Пуху? (Не переедать.)

Анализ ситуации 2. А сейчас я начну рассказывать сказку, а вы продолжите. «Жил-был один сказочный король. У него была дочь. Она любила только сладкое. И с ней случилась беда». — Какая случилась беда с принцессой? Какие советы вы дадите, чтобы принцесса поправилась? (Принцесса ела много сладкого, у неё заболели зубы, живот. Пища должна быть разнообразной.)

— Итак, подведём итог. Какую информацию мы выяснили пока о правильном питании? (Питание должно быть разнообразным. Не нужно переедать.)

— Есть такие продукты, которые люди должны есть каждый день. А что это за продукты вы сейчас узнаете. Внимательно послушайте стихотворение Ю. Тувима «Хозяйка однажды с базара пришла…»

— Кто из вас запомнил, что принесла хозяйка? (Картошку, капусту…) Как это всё назовём? (Овощи.)

— Какие овощи ещё вы знаете? (Лук, чеснок…)- Как отличить овощи от фруктов? (Они растут на грядках.)

— Откройте учебник на странице 38 (2 часть) . Самостоятельно соедините название овоща с рисунком.Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

— Как назовём картинки, которые остались? (Фрукты.)

— Как отличить фрукты от овощей? (Растут обычно в саду, они обычно сладкие, кроме лимона.)

— Самостоятельно соедините название фрукта с рисунком. Посмотрите на экран. Проверьте себя, если есть ошибки, исправьте.

— Названия овощей подчеркните зелёным карандашом, а названия фруктов – красным.

— Ребята, какие из этих овощей и фруктов выращивают в нашей местности, а какие привозят из далёких краёв? Подумайте, для чего человеку необходимо есть овощи и фрукты каждый день? (Они полезны.) Чем полезны?

— Какие витамины содержатся в овощах и фруктах? Сможете ли распределить эти овощи и фрукты на группы в зависимости от тех витаминов, которые в них содержатся?

Как правило, учащиеся не могут ничего рассказать о витаминах, а также разделить овощи и фрукты на группы.

— С чем встретились? (С затруднением.)

Таким образом, на этапе актуализации знаний мы формируем у детей следующие познавательные УУД: общеучебные: умение структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

— Какое задание выполняли? (Повторили, какие бывают фрукты и овощи. Пытались ответить на вопрос: почему надо есть много овощей и фруктов? Какие витамины содержатся в овощах и фруктах?)

— Почему возникло затруднение? (Мы не знаем, какие витамины содержатся в овощах и фруктах, для чего эти витамины нужны человеку.)

На этапе выявление места и причины затруднения мы формируем у детей познавательные УУД: умение структурировать знания; постановка и формулирование проблемы; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание.

— Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Узнать, чем полезны овощи и фрукты.).

— Сформулируйте тему нашего урока.

— Что нужно делать, если чего-то не знаешь, а хочешь узнать? (Можно спросить у того, кто знает; можно подумать самому, а можно найти ответ в учебнике, в энциклопедии, в книгах.)

— Каким путём сегодня на уроке вам будет интереснее пойти: самим найти ответ на вопрос в учебнике, энциклопедии или услышать готовый ответ от учителя?

Учитель подводит детей к решению самим найти ответ на поставленный вопрос, поработать самостоятельно.

— Предлагаю вам поработать в группах. Составим план работы. 1. Узнать, что такое витамины.2. Узнать, какие бывают витамины.3. Распределить овощи и фрукты на группы, в зависимости от витаминов, которые в них находятся. (Составить эталон.)

На этапе построения проекта выхода из затруднения мы формируем у детей познавательные УУД : общеучебные: знаково-символические – моделирование; выбор наиболее эффективных способов решение задач в зависимости от конкретных условий.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проверка – составляющий элемент контроля, основная дидактическая функция которого обеспечение обратной связи между учителем и учеником, получение педагогом объективной информации о степени освоения у.

Тестовые задания к урокам окруающего мира для 2 класса.

Обозначенная мною тема концепции продиктована противоречивой ситуацией, создавшейся в обществе: с одной стороны возрастающие потребности общества в творчески активных людях, с другой стороны недостато.

Несколько заданий для урока окружающего мира «Почему звенит звонок?».

Задания, способствующие формированию коммуникативных УУД на уроках окружающего мира.

Источник

Система упражнений по формированию УУД на уроках окружающего мира

В статье описана система заданий и упражнений, способствующих формированию универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Просмотр содержимого документа
«Система упражнений по формированию УУД на уроках окружающего мира»

Система упражнений по формированию универсальных учебных действий в рамках предмета «Окружающий мир»

Упражнения на развитие умения сравнивать и выделять свойства

1.Упражнение «Узнайте предметы по заданным признакам»

Цель: развитие мышления.

Каждый ученик приносит на урок какой-нибудь предмет, игрушку. Из группы выбирается один водящий. На три — пять минут он выходит за дверь. В его отсутствие учитель с ребятами придумывает описание из трех — пяти предложений. Все предметы расставлены на столе. Водящий входит в класс и по описанию ребят должен найти и назвать выбранный предмет.

Можно это упражнение проводить, используя загадки.

Есть один такой цветок,

Не вплетёшь его в венок

На него подуй слегка,

Был цветок — и нет цветка.

У занесённых снегом кочек,

Под белой шапкой снеговой,

Нашли мы маленький цветочек,

Полузамёрзший, чуть живой.

Тот рад поклониться

Но когда дотронешься,

В черном поле заяц белый

Прыгал, бегал, петли делал.

След за ним был тоже бел.

Кто же этот заяц бел?

На десятерых братьев

Двух шуб не хватает.

В листья прячется она

Хоть и много ножек,

Яростно река ревёт

В домик свой скворец вернулся,

И в лесу медведь проснулся.

2. Упражнение «Найди ошибку»

Цель: развитие логического мышления, умения сопоставлять.

Учитель показывает предмет и даёт его описание, заведомо делая ошибки, обучающиеся должны найти эти ошибки и исправить их.

Цель: развитие логического мышления, умения выделять существенные признаки.

Учитель предлагает детям закончить предложение:

Я знаю, что не все звери – хищники, потому что…

Я знаю, что человек млекопитающее, потому что…

Я знаю, что у птиц есть крылья, потому что…

Я знаю, что стол не относится к предметам живой и неживой природы, потому что…

5.Упражнение «Найди сходства и различия»

Цель: установить уровень развития у учащихся умения сравнивать предметы, понятия.

В процессе работы учитель знакомит детей с понятиями «размер», «форма» и предлагает им следующие вопросы:

— Что вы можете сказать о размерах (формах) этих предметов? (Большой, маленький, круглый, как треугольник, как квадрат и т.д)

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета либо понятия, например:

Книга – тетрадь солнце – луна

Лошадь – корова сани — телега

Озеро – река дождь — снег

Линейка – треугольник автобус – троллейбус

Каждый ученик должен назвать черты сходства и черты различия названных предметов, понятий.

6.Упражнение «Найди сходства и различия»

Цель: развитие умения выделять существенные признаки

Нужно сравнить пары объектов по представлению, найти признаки различия и сходства: одуванчик и ромашка; клубника и земляника; ель и береза; яблоня и клен; роза и колокольчик; кошка и собака; курица и утка; самолет и чайка; животные и растения.

Упражнения на развитие умения анализировать и синтезировать

1.Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно беспо­лезны и даже вредны?»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

На­зывается предмет, например: стол. Задача учащихся — называть как можно больше возможных признаков этого предмета. Так, например, стол может быть: красивым, большим, новым, высоким, пластмассовым, письменным, детским, удобным и др. Выиграет тот, кто выделит и напишет как можно больше признаков этого предме­та. Учитель может организовать работу над данным упражнением как индивидуально, так и в группах.

3.Упражнение «Продолжай — ка»

Цель: развитие умения наблюдать и анализировать

1)Учитель начинает предложение, учащиеся продолжают, поясняя свой вариант.

2) Учитель рассказывает историю, но оставляет её незаконченной. Учащиеся должны закончить историю определенными словами, которые учитель предварительно озвучил.

4.Упражнение «Зачем нам нужен…»

Цель: развитие умение видеть проблемы

Учащимся предлагается какой-нибудь хорошо знакомый предмет, с хорошо известными свойствами. Это может быть, например, карандаш. Задание — найти как можно больше вариантов нетрадиционного, но при этом реального использования этого предмета.

5.Упражнение «Какой рисунок в свободной клетке?»

Цель: развитие умения устанавливать закономерности, анализировать

Источник

Примеры заданий для формирования УУД на уроках окружающего мира

для формирования УУД

на уроках окружающего мира

Внедрение Федерального Государственного Образовательного С тандарта актуализировало значимость применения современных образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения.

Интерактивные методы обучения направлены на достижение предметных , метапредметных и личностных результатов.

Слово «интерактив» пришло к нам из английского от слова «interact». «Inter» – «взаимный», «act» – действовать.
Интерактивный – означает способность взаимодействовать или находится в режиме беседы, диалога с кем-либо (человеком) или чем-либо (например, компьютером).

В России использование интерактивных методов широко практиковалось в 20-х гг. хх в. (проектный, лабораторно-бригадный метод, производственные, трудовые экскурсии, практики). Дальнейшая разработка этого метода присутствует в трудах Сухомлинского (60-е гг.), а также “педагогики – сотрудничества” (70-80-е гг) — Шаталова, Амонашвили, Лысенковой и других.

Очень сложно классифицировать интерактивные методы, так как многие из них являются сложным переплетением нескольких приемов.

Хочу остановиться на одном из интерактивных методов «Пазл», который включает в себя несколько приемов.

Прием: «Инструментальный пазл»

Пазл (англ. puzzle – загадка, головоломка) – известная детская игра по сбору картинок из неровных частей.

Цель использования: определение цели и содержания занятия самими обучающимися посредством составления пазла из разрозненных предметов.

Подробная технология проведения:

На столе разложены в хаотичном порядке кусочки пазла. Обучающимся предлагается из кусочков пазла собрать единую картинку и ответить на вопросы.

На примере урока окружающего мира приведу пример использования данного приема.

Плешаков А.А. «Окружающий мир». 4класс

Тема урока: Жизнь леса.

Учитель предлагает задание трем парам:

— Перед вами лежат пазлы. Ваша задача — составить картинку.

Каждая пара называет результат, полученный после сбора пазла. (Медведь, белка, волк).

— Что объединяет все полученные картинки? Где живут эти животные? Определите тему нашего урока. А что такое лес? Какие цели поставим перед собой?

Сегодня мы снова отправляемся в лес. У каждого из вас уже имеется определенный запас знаний, но сегодня нам предстоит не только освежить свои знания, но углубить и систематизировать знания об обитателях леса: растениях и животных, об их взаимосвязи, об экологических проблемах леса и охране природы в лесной зоне!

Давайте обратимся к учебнику и вспомним какие темы связанные с лесом мы изучили? ( Обратиться к учебнику «Окружающий мир»)

Систематизовать знания нам поможет прием «Учебный пазл»

Прием: «Учебный пазл»

Цель использования: развитие коммуникативных способностей, умение работать в паре.

Подробная технология проведения:

Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе. Учитель вывешивает чистый лист ватмана («Учебный пазл») по количеству групп и пишет на нем тему урока. Далее предлагается участникам групп обсудить основные идеи, которые связаны с этой темой и записать их на ватмане. Работа происходит с переходом внутри групп и взаимопереходах групп. Причем каждая группа дополняет «Учебный пазл» своими идеями и записывает их таким же образом.

Учитель предлагает каждой из трех пар занять рабочее место.

— За определенный отрезок времени каждая пара пишет все, что знает по данной теме: «Жизнь леса». Для записей можно использовать маркеры, карандаши, стикеры. По сигналу (звонок колокольчика) пара прекращает работу и происходит переход внутри пары и взаимопереход пар. Так происходит до тех пор, пока пара не вернется опять на свое место. Во время работы вы не только делитесь знаниями, но и приобретаете их для того, чтобы принести их в общее дело сбора пазла.

У кого возникнут вопросы, можете обратиться за помощью ко мне. По завершении работы каждая пара представит свой «Учебный пазл».

— Какую цель мы поставили в начале урока. Добились ли мы поставленной цели?

Действительно, из всего этого, как из частей пазла, сложен лес: огромный, зеленый, заманчивый. Наш лес… И должны мы за это быть благодарны лесу, должны его знать, чтобы охранять и беречь.

Учебный “пазл” можно составлять с учащимися на любой стадии изучения материала, в любой возрастной группе.

Источник

Читайте также:  кинезиологические упражнения для детей начальной школы
Adblock
detector