Меню

упражнения на формирование языковой компетенции

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка
учебно-методический материал по русскому языку

Доклад «Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка» представляет интерес для педагогов, работающих с учащимися, изучающих русский язык как неродной. Особую трудность для таких учащихся представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы.

Скачать:

Вложение Размер
Доклад «Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка» 25.53 КБ

Предварительный просмотр:

Н.В. Никулина, учитель русского языка МБОУ «Подсинская СШ» Алтайского района

Фонетические упражнения и игры как средство формирования языковой компетенции на уроках русского языка

Для всех изучающих русский язык как неродной особую трудность представляют: категория рода, категория одушевлённости/неодушевлённости, русская предложно-падежная и видовременная системы.

Степень трудности в этом случае может быть разной, в зависимости от степени близости родного и русского языков.

Каждый язык обладает своей системой распределения существительных по родам, и трудности в усвоении русской категории рода объясняются системными расхождениями родного и русского языков.

Все это приводит к ошибкам типа: мой книга, красивый девочка, горячий вода, большой комната, мама сказал, одна газет, моя папа сильная и т.п. Характерными являются ошибки, связанные с категорией одушевленности/неодушевленности. Важно видеть трудности изучаемой единицы в комплексе: фонетические, лексические, грамматические, чтобы определить последовательность работы с ними.

Например, в простых предложениях: Книга лежит в столе. Брат работал на заводе учитель должен предусмотреть:

  • фонетические трудности (слитное произношение предлога с существительным, оглушение/озвончение: с завода — в столе и т.п.);
  • трудности усвоения падежной формы (различение предлогов в и на, различное оформление существительных в предложном падеже: на фабрике, но: в санатории, в лаборатории);
  • трудности усвоении глагольного управления (работает где? доволен чем? удивляется чему?);
  • трудности усвоения согласования подлежащего со сказуемым в роде, числе (брат работал, книга лежит).

Фонетические «трудности» требуют особого внимания. Часто учащиеся, говорящие на русском языке как иностранном, не могут корректно произнести некоторые русские звуки. Сложность при изучении русского алфавита и русской фонетики для таких учащихся заключается в том, что почти все буквы русского алфавита могут обозначать несколько разных звуков, например: буква Е может обозначать звуки [Э], [ЙЭ], [И], а иногда даже буква Е может обозначать звук [Ы] (после согласных букв Ж, Ш, Ц без ударения: цена, жена).

Постановка произношения – это еще одна сложность для учителей русского языка при обучении русскому языку учащихся, имеющих языковой барьер.

Работу над постановкой любого звука русского языка нужно начинать с постановки фонематического слуха, т.е. сначала нужно добиться, чтобы учащиеся, говорящие на русском языке как иностранном, различали звуки на слух. Это важно, потому что для данных учащихся многие русские звуки звучат одинаково. Например, если Ваш ученик говорит «деДушка» вместо «деВушка», а когда Вы его поправляете, он отвечает, что так и сказал, то это значит, что Ваш ученик не различает на слух звуки [Д] и [В], они для него звучат одинаково.

Для того чтобы учащиеся, владеющие русским языком как иностранным, научились различать звуки на слух, рекомендую включать в урок или в индивидуальные занятия фонетические игры и упражнения . Вот некоторые из них.

Упражнение «Игра с карточками» :

1. Возьмите два листа бумаги, напишите на них звуки, которые Вы будете отрабатывать. Например, на одном листе пишем Д, а на другом – В. Отдадим эти карточки учащемуся. Учитель произносит звуки [Д] и [В] в случайном порядке, а ребёнок должен поднять соответствующую карточку.

2. Затем учитель произносит слоги, например: ва – да, ду – ву, ава – ада и т.д., а иностранец должен поднять карточку «Д» или карточку «В».

Упражнение «Фонетический диктант» :

Учитель диктует ученику звуки, слоги, слова, а учащийся записывает то, что слышит.

(В упражнении «Игра с карточками» и «Фонетический диктант» при отработке согласных звуков не нужно диктовать слова, которые заканчиваются на звонкие парные согласные буквы (Б, В, Г, Д, Ж, З), т.к. при произношении на конце слова звонкие парные согласные оглушаются. Например, если Вы будете диктовать «лук», «луг», то учащийся, владеющий русским языком как иностранным, запишет «лук», «лук», потому что «луг» произносится как «лу[К]», при этом он не сделает ошибку, т.к. это фонетический, а не орфографический диктант).

Когда учащийся начал различать русские звуки на слух, то учитель уже может поменяться с нимм местами, т.е. учитель показывает карточку, а ученик произносит то, что написано. На этом этапе возникает другая проблема: учащийся, владеющий русским языком как иностранным, слышит и понимает, как должен звучать русский звук, но не может его корректно произнести. Наибольшие сложности у таких детей возникают при произношении следующих звуков: [Ы], [Й], [Р], [Ж], [Ц], [Ш], [Щ] .

Упражнение «Передай скороговорку»

Цель – отработать чёткость произношения

Несколько команд по 5-10 человек строятся в один ряд каждая. Руководитель сообщает на ухо капитанам скороговорку. Те передают ее на ухо своему соседу и т.д. Побеждает команда, которая быстрее и правильно передаст скороговорку, произнесенную последними членами команд вслух.

1. Всех скороговорок не перескороговоришь, не перевыскороговоришь.

2. На дворе трава, на траве дрова.

3. Два дровосека, два дровокола, два дроворуба.

4. Водовоз вез воду из-под водопровода.

5. Архип осип. Осип охрип.

6. Щетинки у чушки, чешуя у щучки.

7. Ушел косой козел с козой.

8. Прохор и Пахом ехали верхом.

9. Клади уголь в угол и т.д.

Упражнение «Глухие телефоны»

Цель – отработать чистоту произношения

Дети усаживаются в ряд, ведущий говорит скороговорку на ухо первому, который повторяет ее соседу и т.д. Когда текст передан по цепочке, ведущий спрашивает, что каждый слышал. Ошибившийся выходит из игры.

1. На машине мышь и Нина — вот какая мешанина.

2. Хороши в Шексне ерши, щуки тоже хороши.

3. Коси коса, пока роса; роса долой и мы домой.

4. У маленькой Сани сани едут сами.

5. Везет Сеня с Саней Соню на санях.

6. У сени и Сани в сетях сом с усами.

7. Звонит звонок, звонок зовет.

8. Заржавел железный замок и т.д.

Упражнение «Угадай первый звук»

Цель — развивать фонематический слух, учить выделять звук из слова.

В произнесенных учителем словах дети должны назвать первый звук, например: дом, трава, арка, кит, гриб и т.д. Правильно ответивший получает фишку. Побеждает тот, кто получит большее количество фишек.

Упражнение « Что нарисовано?»

Цель — учить правильно ставить ударения в словах.

Учитель показывает картинки, изображающие предметы, названия которых вызывают затруднения в постановке ударений. Учащиеся за каждое правильное произнесенное слово получает фишку. Побеждает набравший большее количество фишек. Можно использовать картинки с изображением следующих предметов: арбуз, шофер, автобус, портфель, доска, жаворонок, инструмент, камбала, квартал, крапива, пингвин, пихта, планер, ракушка, свекла.

Упражнение «Составь слово из слогов»

Цель – учить анализировать слоговую структуру слова.

Учитель читает стихотворение «Врун» Д. Хармса с остановками в нужном месте (отмечено точками). Дети хором произносят угаданное слово.

А вы знаете, что ПА?

А вы знаете, что ПЫ?

Было сорок сыновей?

А вы знаете, что СО?

А вы знаете, что БА?

А вы знаете, что КИ?

А вы знаете, что НА?

А вы знаете, что БЕ?

Что . вместо солнца

Скоро будет колесо?

А вы знаете, что ПОД?

А вы знаете, что МО?

А вы знаете, что РЕМ?

Упражнение «Какой звук чаще звучит?» (чистоговорки)

Цель — развивать фонематический слух, учить вычленять звук из слова и правильно его артикулировать.

Скажите быстро чистоговорку и назовите звук, чаще других встречающийся.

Клим из Клина ехал в Крым У Аграфены и Арины

Ким из Крыма ехал в Клин (К) Растут герань и георгины (Г)

Боря Ире дал ириску Черепаха не скучая,

Ира Боре — барбариску (Б) Час сидит за чашкой чая (Ч)

Над крышею груша У елки иголки колки

На груше Андрюша (Ш) Сорок сорок ели сырок (С)

Испекла Иришка куклам по коврижке

Нравятся коврижки Кришке и Маришке (Ш) и т.д.

Цель -учить различать слова, отличные по одному звуку, соотносить слова с предметной картинкой, его заменяющей.

Учитель произносит слово, ученики находят к нему картинку и закрывает ей соответствующий рисунок в карточке: коза, коса; гора, кора; зуб, суп; трава, дрова; дом, том; грот, крот; и т.п.

Упражнение «Слова – « перевёртыши»

Цель — развивать фонематический слух, внимание к слову, как звуковой единице речи.

Придумать такие слова, которые можно читать и наоборот, например: нос-сон,мир-Рим,кот-ток и т.д. Дети по очереди называют слова. Побеждает тот, кто последним называет слово.

Упражнение «Какие слова?»

Цель – учить различать звуки в близких по звучанию словах.

Найдите в стихотворении слова, которые отличаются одной буквой.

Делом нужным занят грач:

Ходит полем, словно врач,

Пашни лечит он, поля…

— Где болит, скажи земля?

Назовите другие слова, которые отличаются одной буквой. Какие звуки они обозначают?

Таким образом, фонетические игры и упражнения позволяют формировать языковую компетенцию, улучшать качество усвоения фонетических единиц русского языка, формировать у учащихся позитивный эмоциональный фон, а также повышать уровень их мотивации к изучению русского языка.

Список литературы и источников:

Синёва О.В. , Синева Е.С. , Какорина Е.В. , и др. «Русский язык в разноуровневом поликультурном классе: технологии языковой адаптации. Книга для учителя». М., ГАОУ ВО МИОО., 2016.

https://cyberleninka.ru/article/n/foneticheskie-igry-pri-obuchenii-inostrantsev-russkomu-proiznosheniyu «Фонетические игры при обучении иностранцев русскому произношению»

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В данном материале представлен опыт работы учителя по формированию речевой и языковой компетенций на уроках русского языка и литературы в 5 классе в условиях реализации ФГОС.

Коммуникативная компетенция включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. У.

Антуан Экзюпери писал: «Единственная настоящая роскошь – это роскошь человеческого общения». Современное человеческое общество невозможно представить без живого общения. Акт общения – это связь .

Работа по развитию речи учащихся.

Статья посвящена особенностям обучения иноязычной лексике.

Источник

Комплекс упражнений, направленный на формирование коммуникативной компетенции младшего школьника.
учебно-методический материал по русскому языку по теме

Комплекс упражнений, включает:

  1. наблюдение над функционированием лексических явлений в речи.
  2. знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.
  3. использование изучаемых лексических явлений в структуре предложения и текста.

Скачать:

Вложение Размер
Комплекс упражнений 158.5 КБ

Предварительный просмотр:

направленный на формирование

у младшего школьника.

Важную роль в процессе формирования коммуникативной компетенции у младших школьников играет лексический уровень, то есть обогащение словарного запаса и умение применять слова в соответствии с их коммуникативной целесообразностью. Анализ практикуемых в современной школе приемов словарной работы привел к выводу, что обогащению словаря учащихся способствует, прежде всего, использование различных упражнений. Но здесь необходимо руководствоваться общедидактической задачей повышения степени самостоятельности и познавательной активности самих учащихся.

Так, предложенная система лексических упражнений построена с учетом уровней речевого процесса (доречевого, речевого), целей овладения лексикой (продуктивного и рецептивного аспектов), трех аспектов лексических единиц (формы, значения и употребления), характера упражнений по лексике и фразеологии (репродуктивные, конструктивные, творческие), а также с учетом необходимости разграничивать стили речи (официально-деловой, разговорный, научный) в связи с коммуникативной целесообразностью.

Для этого был разработан комплекс упражнений, способствующих эффективному формированию у младших школьников коммуникативной компетенции при изучении лексических явлений в процессе обучения родному языку, и включающий в себя задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера.

Необходимо уточнить, что предложенная методика (комплекс лексических упражнений) реализовывалась на отдельных этапах уроков русского языка в течение двух недель.

Все занятия были направлены на выработку у учащихся системного взгляда на каждое лексическое или фразеологическое явление в отдельности, а также на совершенствование умений в точном, уместном и выразительном
употреблении лексических единиц в устной и письменной речи школьников.

Система данных практических упражнений построена в соответствии с тематическим принципом:

Занятие 1. Умение определять лексическое значение.

Занятие 2. Однозначные и многозначные слова.

Занятие 3. Прямое и переносное значение слова.

Занятие 4. Антонимы.

Занятие 5. Синонимы.

Занятие 6. Паронимы.

Занятие 7. Фразеологизмы и устойчивые сочетания.

Занятие 8. Слова ограниченной и неограниченной сферы употребления.

Занятие 9. Изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения).

Каждый блок предусматривает четыре основные линии (этапы становления лексического умения):

1) Обогащение словаря, т.е. усвоение новых, ранее неизвестных учащимся слов, а также новых значений тех слов, которые уже имелись в словарном запасе. Это достигается средством прибавления к словарю ребенка ежеурочно 4-6 новых словарных единиц.

2) Уточнение словаря — это словарно-стилистическая работа, развитие гибкости словаря, его точности и выразительности, которая включает в себя:

  • наполнение содержанием тех слов, которые усвоены не вполне точно,
  • что обеспечивается включением их в контекст, сопоставлением и сравнением с другими словами.
  • усвоение лексической сочетаемости слов, в том числе во фразеологических единицах.
  • усвоение иносказательных значений слова, многозначности слов.
  • усвоение синонимики лексической и тех оттенков смысловых значений
  • слов, которые свойственны отдельным синонимам в синонимической группе.

3) Активизация словаря, т.е. перенесение как можно большего количества слов из словаря пассивного в словарь активный. Слова включаются в предложения и словосочетания, вводятся в пересказ прочитанного, в беседу.

4) Исправление речевых ошибок: замена неудачного слова другим, синонимичным ему и более уместным в данном тексте, устранение нелитературных слов, перевод их из активного словаря в пассивный. Имеются в виду слова диалектные, просторечные, жаргонные, которые школьники усвоили под влиянием речевой среды. Здесь особое внимание необходимо уделять тем умениям и лингвистическим трудностям, с которыми нужно особенно тщательно работать в дальнейшем.

Иными словами, наш комплекс упражнений, включает:

  1. наблюдение над функционированием лексических явлений в речи.
  2. знакомство с лингвистическими признаками основных лексических явлений.
  3. использование изучаемых лексических явлений в структуре предложения и текста.

Все названные направления работы над словарем постоянно взаимодействуют. Основные источники обогащения и совершенствования словаря — это произведения художественной литературы, тексты учебных книг, речь учителя. Все это — педагогически контролируемые и организуемые источники обогащения языка.

Все направления словарной работы реализовывались лишь на практической основе, в ходе упражнений, главным образом, с опорой на текст, без теоретических сведений и даже, чаще всего, без терминов.

Данный комплекс упражнений построен с учетом этапов становления лексических умений и включает в себя задания репродуктивного, конструктивного и творческого характера. Его цель — способствовать формированию у учащихся следующих лексических компетенций:

  • определять лексическое значение слов и использовать их в соответствии с лексическим значением;
  • определять синонимы, подбирать их к данному слову, пользоваться ими в речи;
  • определять антонимы, подбирать их к данному слову, пользоваться ими в речи;
  • определять многозначные и однозначные слова;
  • определять паронимы, подбирать их к данному слову, пользоваться ими в речи;
  • находить слова с переносным значением, определять их роль в тексте;
  • находить в тексте средства выразительности, основные тропы (эпитеты, метафоры, сравнения и др.), использовать их в речи;
  • обнаруживать фразеологизмы, объяснять их значения, употреблять в речи;
  • находить в тексте слова ограниченной сферы употребления.

Особого оборудования для реализации данного комплекса упражнений не требуется: необходимы рабочие тетради, ручки, сигнальные карточки, иллюстрации, карточки с заданиями.

Ниже представлен комплекс упражнений, способствующих формированию у младших школьников коммуникативной компетенции на лексическом уровне на уроках русского языка.

Занятие 1. Умение определять лексическое значение.

Цель: способствовать наблюдению над функционированием лексического значения слова в речи, упорядочить знания о лексическом значении слова и способствовать осознанию его важной роли.

  • Башня с сигнальными огнями для ориентировки проходящих судов (маяк).
  • Цвет, средний между красным и желтым, цвет апельсина (оранжевый).
  • Группа специалистов, решающих вопрос о присуждении премии или награды на конкурсе, выставке (жюри).
  • Слова, имеющие близкие значения (синонимы).

Как вы смогли ответить на вопрос? Что помогло? Это определение – лексическое значение слова. Для чего нужно? Его значение.

Цель: познакомить с лингвистическими признаками лексического значения слова, способствовать формированию умения определять лексическое значение слова.

Соедини слово с его значением.

а) душевный 1)несмелый, боязливый

б) аккуратный 2)умеющий без вражды относиться к чужому мнению, поведению

в) терпимый 3)исполнительный, соблюдающий во всем порядок

г) робкий 4)непоколебимый, упорный, твердый

д) стойкий 5)полный искреннего дружелюбия

Цель: познакомить с лингвистическими признаками лексического значения слова, изучить способность к обобщению слов на основе их лексического значения.

В каждом ряду слов найдите «лишнее» и объясните почему.

1. Лампа, фонарь, солнце, свеча.

2. Сапоги, ботинки, шнурки, валенки.

3. Собака, лошадь, корова, лось.

4. Стол, стул, пол, кровать.

5. Сладкий, горький, кислый, горячий.

6. Очки, глаза, нос, уши.

7. Трактор, комбайн, машина, сани.

8. Москва, Киев, Волга, Минск.

9. Шум, свист, гром, град.

10. Суп, кисель, кастрюля, картошка.

11. Береза, сосна, дуб, роза.

12. Абрикос, персик, помидор, апельсин.

Цель: познакомить с лингвистическими признаками лексического значения слова, отрабатывать умение распределять слова на группы по значению, закреплять умение определять значения непонятных слов по толковому словарю.

Перед тобой список слов. Их следует «рассортировать» по группам. Определи темы, по которым распределишь слова. Если тебе встретятся неизвестные слова, каким словарем воспользуешься?

Груша, байдарка, лютик, лодка, яблоко, гвоздика, фиалка, манго, барка, гичка, маракуйя, василек, арбуз, каноэ, нектарин, георгин, ялик, гондола, киви, роза.

Цель: закрепить умение определять лексическое значение слов по контексту.

Послушайте рассказ. Ответьте на вопрос, кого называют равнодушным человеком?

Жила в селе бабушка Арина. Такая старая, что никто не помнил, сколько ей лет. У бабушки два соседа — оба трактористы. У одного дочь Галя, семиклассница, а у другого — дочь Нина, третьеклассница.

Однажды спросила Нина у бабушки:

— Бабушка, когда Ваш день рождения?

Завтра, детка, — ответила бабушка. Дождалась Нина утра, нарвала цветов и несет бабушке. А Галя спрашивает:

— Куда ты несешь цветы?

— Бабушке Арине. Сегодня ее день рождения.

Засмеялась Галя и говорит:

А разве она твоя бабушка? Почему ты чужую бабушку поздравляешь с днем рождения?

Нину поразили слова Гали. Она спросила с удивлением:

— А разве может быть ничья бабушка?

(По В.А. Сухомлинскому.)

Напишите определение слова «равнодушие».

Цель: закрепить осознание лексических значений слов и их сочетаемости, способствовать формированию умения в соответствии с коммуникативной целесообразностью использовать лексические значения слов в структуре предложения.

Соедини стрелочкой предмет с возможным его признаком. Составь с 1 словосочетанием предложение.

Занятие 2. Однозначные и многозначные слова.

Цель: способствовать наблюдению над функционированием многозначных слов в речи, формировать умение определять значение многозначного слова по контексту.

Это и вправду было как в сказке. Кленовые листья повисли на нитях осенней паутины. Лес прощался с солнцем. А при прощании все бывают особенно ласковы. Световые зайчики играли на опавших листьях. Я выбрал зайчика покрупнее и накрыл плащом. Получилась мягкая постель. (В. Песков)

О каких зайчиках говорится в рассказе? Какое еще значение имеет слово зайчик?

Цель: познакомить с лингвистическими признаками многозначных слов, способствовать формированию умения определять лексические значения многозначных слов.

Объясни значение слов письменно. Если значений несколько, напиши все, известные тебе.

Цель: способствовать формированию умения использовать многозначные слова в речи в соответствии с их коммуникативной целесообразностью, использовать их в структуре предложения.

Выбери из ряда такое слово, чтобы оно подходило в оба предложения. Подчеркни его.

а) Через речку был построен ( ). На капитанском ( ) собралось много людей, все они любовались океаном.

Слова: двор, мостик, порог, окоп.

б) Группа ребят на байдарках преодолевали ( ) реки. Только он вышел за ( ), как услышал крик.

Слова: дверь, окно, порог, граница, стена.

в) Скоро на небо выйдет ( ), и станет светло. До Нового года осталось всего три ( )!

Слова: луна, месяц, звезда, солнце.

г) постепенно лошадь перешла на ( ). На снегу виднелись свежие следы ( ), но у дерева они исчезали.

Слова: галоп, шаг, рысь, волк, погоня.

Цель: закреплять умение использовать многозначные слова в структуре предложения и текста.

Напиши со словом «мягкий» как можно больше словосочетаний. Если затрудняешься, обращайся к справочному материалу.

Материалы для справок: приятный для глаз; уступчивый; несуровое; с мягкими спальными местами; название буквы.

Цель: формировать умение определять лексическое значение многозначных слов, активизировать многозначные слова в речи, использовать их в структуре предложения и текста.

Определи значение слова идти и вместо точек поставь подходящие по смыслу слова.

Идет девочка, ___, ___, ___.

Идет снег, ___, ___, ___.

Идет поезд, ___, ___, ___.

Ему идет шляпа, ___, ___, ___.

Занятие 3. Прямое и переносное значение слова.

Цель: способствовать наблюдению над функционированием в речи слов в прямом и переносном значениях и формированию умения определять их.

У мамы сердце золотое

И руки мамы золотые,

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

Сестричка только вот вздыхает:

  • Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

  • Сколько раз встречается слово «золотой» в тексте? (6)
  • Сформулируйте лексическое значение слова «золотой» в каждом случае.

(«золотая мама» – хорошая мама; «золотое сердце» – доброе, отзывчивое; «золотая голова» – умная; «золотые руки» – умелые; «золотой человек» – хороший, добрый).

  • Что вы можете сказать про слово «золотой»? Какое это слово? Что общего между всеми словами? («Золотой» — многозначное слово.)
  • Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. Золотой – 1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень. 2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора. 3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки. 4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

— Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

— Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой перен. Таким образом, какова тема нашего урока, о чем мы сегодня будем говорить? (запись темы «Прямое и переносное значение слова».)

  • Какое значение слова будет называться прямым? Назовите прямое значение слова «золотой».
  • А почему другие значения являются переносными? Почему они называются переносными?

Цель: формировать умение различать слова в прямом и переносном значениях, познакомить с лингвистическими признаками слов в прямом и переносном значениях, способствовать осознанию сочетаемости этих слов с другими лексемами.

Из слов, данных в скобках, выберите такие, в сочетании с которыми прилагательные получат переносное значение.

  • Бирюзовый (брошь, небо, перстень);
  • золотой (кольцо, руки, колосья);
  • жемчужный (ожерелье, зубы, серьги);
  • зажечь (свеча, костер, дрова, ребята);
  • рассыпались (зерна, монеты, лучи, звезды.)

Цель: закрепить умения различать слова в прямом и переносном значениях, способствовать формированию умения применять эти слова в структуре предложения.

Запишите словосочетания, распределяя в 2 столбика: 1) с прямым значением; 2) с переносным значением. Со словосочетаниями из 1 пары составьте 2 предложения.

Жар солнца – жар чувства, тяжесть багажа – тяжесть утраты, гибкость ума – гибкость ветки, каменное здание – каменное сердце, зрелый возраст – зрелый плод, молоть зерно – молоть вздор, строить планы – строить мост, хранить ценности – хранить молчание.

Занятие 4. Антонимы.

Цель: способствовать наблюдению над функционированием антонимов в речи, формировать умение находить антонимы в предложениях.

Найди в пословицах слова, противоположные по смыслу. Выпиши эти пары.

  1. На смелого собака лает, а трусливого кусает.
  2. Кто хочет много знать, тому надо мало спать.
  3. Труд всегда дает, а лень только берет.
  4. Велик телом, да мал делом.
  5. На черной земле белый хлеб родится.

Цель: познакомить с лингвистическими признаками антонимов, формировать умение подбирать антонимы к словам, применять их в речи.

Подбери противоположные по смыслу слова. Составь с ними словосочетания.

чистый -. здоровый -. светлый -. мягкий -.

Цель: закрепить умение подбирать слова-антонимы и работать со справочными изданиями.

Подбери к приведенным словам, обозначающим черты характера человека, противоположные по смыслу слова. В случае затруднения обращайся к словарю антонимов.

Трудолюбивый, сознательный, организованный, энергичный, волевой, инициативный, добросовестный, бесстрашный, ответственный.

Цель: способствовать формированию умения подбирать антонимичные пары и использовать их в структуре предложений в соответствии с коммуникативной целесообразностью.

Вместо вопросов в скобках вставь пропущенные слова – антонимы (противоположные по значению).

а) (Какой?) друг лучше (каких?) двух.

б) Морковный сок Вова очень (что делал?), а томатный (что делал?).

в) Чтобы попасть к морю, сначала нужно было (что сделать?) в гору, а потом (что сделать?) в ущелье.

г) Чтобы найти потерянное кольцо, я целый час ползал по комнате то (как?), то (как?).

д) Когда мы шли на рыбалку, мы переходили сначала (какой?) ручей, а потом переплывали (какую?) речку.

Занятие 5. Синонимы.

Цель: наблюдение над функционированием синонимов в речи, знакомство с лингвистическими признаками синонимов, способствовать формированию умения подбирать синонимы к данным словам, опираясь на признак принадлежности к одной части речи.

Подбери к перечисленным словам слова, сходные по значению. Не забывай, что это слова одной и той же части речи.

Волшебник, пища, зябнуть, использовать, неуклюжий, неправильный.

Слова для справок: мерзнуть, кудесник, употреблять, корм, нескладный, ошибочный, стыть, питание, колдун, мешковатый, еда, маг, применять, неверный, продовольствие, неловкий, коченеть, чародей.

Цель: формировать умение находить синонимы в текстах, сравнивать их по значению, активизировать в речи.

Прочитай текст. Найди в нем слова, сходные по значению, объясни их. Составь с этими же словами другие предложения, запиши их.

Строгал Митя палочку. Строгал, да бросил. Косая палочка получилась, неровная, некрасивая. Решил Митя, что ножик у него плохой. «Да нет; — говорит отец, — ножик хороший. Он только торопливый. Его нужно терпению выучить». Взял отец палочку да принялся ее строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Понял Митя, как нужно ножик терпению учить, тоже стал строгать потихонечку, полегонечку, осторожно. Долго торопливый ножик не хотел слушаться, торопился: то вкривь, то вкось норовил вильнуть, да не вышло. Заставил его Митя терпеливым быть. Хорошо стал строгать ножик, ровно, красиво.

Цель: выяснить на практической основе словоупотребительные возможности слов-синонимов с учетом их отличий друг от друга, познакомить с лингвистическими признаками синонимов, формировать умение использовать синонимы для более точного выражения мыслей.

Правильно ли употреблены слова, сходные по значению? Исправь ошибки словоупотребления, если считаешь это необходимым. Какой можно сделать вывод?

карие носки — коричневые глаза — коричневое пальто

сырой луг — мокрый луг — мокрый воздух

голубое платье — лазурное платье — голубое небо

покоится пустыня — лежит пустыня

Цель: показать на практических примерах роль синонимов для связи предложений в тексте (стилистическую функцию).

Весной ребята посеяли около клуба семена цветов. Марина посеяла астры и настурции. Совсем скоро здесь будет красиво!

Все ли тебе нравится в первых двух предложениях? Как можно это исправить? Запиши лучший вариант.

Цель: способствовать формированию умения выбирать из синонимического ряда слово в соответствии с его коммуникативной целесообразностью.

Выбери из скобок слово, которое наиболее точно подходит по смыслу и подчеркни его.

а) Погода на улице была пасмурная. Из-за этого Саша сидел у окна и (горевал, грустил, сокрушался, тужил).

б) Меня это очень обидело, и я гордо (ушел, удалился, скрылся, ускользнул, убежал).

в) Сегодня мы с другом получили двойке и (плелись, вышагивали, шли, тащились, бежали, неслись) домой, повесив головы.

Цель: способствовать формированию умения строить антонимические и синонимические ряды, использовать эти языковые единицы в речи.

Составьте два ряда слов по возрастанию размеров.

Огромный, гигантский, большой, маленький, микроскопический, крохотный.

С каждым словом из одного ряда составь предложения.

Занятие 6. Паронимы.

Цель: сформировать представление о словах-паронимах, подвести к пониманию их значения, способствовать наблюдению над функционированием паронимов в речи.

Объясните разницу в значении словосочетаний.

Опасный человек — опасливый человек; кардинальное решение — кардинальское решение; осудить поступок — обсудить поступок; соседний дом — соседский дом; хозяйские интересы — хозяйственные интересы.

Цель: познакомить с лингвистическими признаками паронимов, способствовать формированию умения различать значения паронимов, употреблять их в речи.

Употребите паронимы в сочетании с прилагательными и существительными, данными в скобках. Составьте с этими сочетаниями предложения.

  • Поиски — происки (вражеские, музейных экспонатов, тайные, скрытые, возмутительные);
  • абонент — абонемент (аккуратный, просроченный, библиотечный, молодой, концертный);
  • описка — отписка (возмутительная, непростительная, досадная, неубедительная);
  • кожный — кожаный (портфель, заболевание);
  • удачный — удачливый (день, охотник, намек, операция).

Цель: способствовать формированию умения использовать паронимы в структуре предложений.

С приведенными ниже паронимами составьте словосочетания.

Цель: способствовать формированию умения выявлять паронимы и правильно их употреблять.

Исправьте речевые ошибки, связанные с употреблением паронимов.

1. Чтобы чаще бывать в театре, я купил абонент.

2. В этот день я услышала много обидчивых слов.

3. Любой поступок заслуживает осуждения.

4. Мальчик отвечал на вопросы с каким-то виновным видом.

5. В новых кварталах города находятся самые высотные дома.

6. Она приготовила сытый завтрак.

7. Соседний кот важно прошел на кухню.

Занятие 7. Фразеологизмы и устойчивые сочетания.

Цель: способствовать наблюдению над функционированием лексических явлений в речи, раскрыть значение фразеологизмов, познакомить с функцией фразеологизмов развивать и обогащать речь.

Какими фразеологизмами можно заменить слова и выражения «опытный человек», «темно», «до конца», «много», «наказывать»?

Дать нагоняй, с три короба, ни зги не видно, хоть пруд пруди, от корки до корки, разделать под орех, куры не клюют, тьма кромешная, вагон и маленькая тележка, снять стружку, стреляный воробей, намылить голову, хоть глаз выколи, непочатый край, от доски до доски.

Какова ценность фразеологизма в речи? Составь и запиши с одним из них предложение.

Цель: познакомить с лингвистическими признаками фразеологизмов, подвести к пониманию устойчивости фразеологической единицы.

Допишите фразеологизмы, выбрав из скобок нужное слово или форму слова. Объясните ваш выбор.

Держать . востро (уши, ухо)

Смотреть сквозь . очки (розовые, темные)

С . нос (голубиный, гулькин)

Делать из . слона (комара, мухи)

Не в своей . (чашке, тарелке)

Цель: способствовать формированию умения определять лексические значения фразеологических единиц.

Выбери правильный вариант значения каждого фразеологизма и обведи его.

а) ловкий б) ленивый в) слишком усердный

  1. он не ходит по струнке перед кем-то

а) наглый б) добрый в) послушный

  1. он не лезет за словом в карман

а) находчивый б) разговорчивый в) молчаливый

а) не прост б) мужественный в) слабохарактерный

Цель: формировать умение находить фразеологические единицы в тексте, понимать их лексические значения из контекста, использовать их в структуре предложения и текста.

Прочитайте текст. Найдите в тексте фразеологизмы (задание предлагается в соревновательной форме).

Шурик любил, оказывается, считать ворон, бить баклуши и гонять лодыря. Дома он, как о том были наслышаны все в квартале, палец о палец не ударял, чтобы помочь бабушке. Как его только ни корили вернувшиеся с работы родители, что ему ни выговаривали, а ему все нипочем.

В один из вечеров мы, приятели Шурика, услышали, что на его месте мы давно бы сквозь землю провалились и что мучили бы нас угрызения совести. А этому, что ни толкуй — в одно ухо влетает, в другое вылетает. И таким он, оказывается, был и когда от горшка два вершка только составлял, и теперь, вымахавши с коломенскую версту. Все с него как с гуся вода, все ему, что об стенку горох.

— Нет, мать, — заключил однажды отец, — я больше не намерен бросать слова на ветер и сидеть, сложа руки. И он потянулся за ремнем на стене, чтобы Шурику всыпать по первое число, задать баню, снять с него стружку и, в конце концов, показать, где раки зимуют. (По Э.А. Вартаньяну)

Найдите в тексте фразеологизмы, которые имеют одинаковое значение. Назовите их. Каково их значение? О значении каких фразеологизмов вы еще догадались? Назовите их и объясните значение.

Цель: формировать умение использовать фразеологизмы в речи, показать их стилистическую функцию.

Прочитайте предложения. Замените подчеркнутые слова фразеологизмами. Если есть трудности, воспользуйтесь словами для справок. Что изменилось? Предложения запишите.

1) Вера Сергеевна объясняла решение задачи, но Петя не слушал.

2) Ира узнала, что поездка откладывается, и загрустила.

3) Кирилл целый день бездельничал.

4) Мы догадывались, что он нас обманывает.

5)Первого сентября Уля проснулась очень рано.

Справочный материал: повесить нос, водить за нос, ни свет ни заря, бить баклуши, пропустить мимо ушей.

Занятие 8. Слова ограниченной и неограниченной сферы употребления.

Цель: сформировать представление о стилях, общеупотребительной лексике и словах ограниченного словоупотребления и их роли в общении.

Большое спасибо за то, что нашла время приехать. Очень рад был тебя видеть. Наше семейство скучает по тебе. Надеемся встретиться в будущем году. Не могла бы ты выслать мне книги, о которых упоминала во время своего пребывания в Петербурге? Я был бы тебе очень признателен, потому что они нужны мне для работы.

Спасибо. Очень по тебе скучаю.

Уважаемая мисс Джексон!

Пишу Вам в продолжение нашего разговора в нашем офисе в Петербурге. Благодарю Вас за то, что не пожалели времени встретиться. Книги, о которых мы с Вами говорили, необходимы мне для дальнейшей работы. Просьба выслать их почтовой бандеролью по указанному ниже адресу. Заранее спасибо.

Еще раз благодарю Вас за встречу.

С наилучшими пожеланиями, К. Соколов.

Чем похожи? Чем отличаются? В чем причина?

Цель: способствовать формированию умения выявлять общеупотребительные слова и лексику ограниченной сферы употребления.

Все ли слова из списка можно использовать в любой ситуации? Распределите слова в три столбика: общеупотребительные, профессиональные, диалектные. Попробуйте объяснить значения слов.

Волок (глухой лес), зараз (сейчас), эпилог, помидор, космос, камбуз, хвост, натюрморт, плетюха (корзина из ивовых прутьев), драма, скорость, зажорина (вода под снегом в ямах и рытвинах на дороге при таянии снега), композиция, тусовка, окружение, графика.

Занятие 9. Изобразительно-выразительные средства языка (метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения).

Цель: способствовать наблюдению над функционированием изобразительно-выразительных средств в речи, познакомить с их лингвистическими признаками, научить находить изобразительно-выразительные средства в тексте, способствовать осознанию роли ИВСЯ в речи.

Выразительно прочитайте текст. Далее работаем по предложениям: найдите языковые средства, основанные на использовании переносного значения слова: метафоры, эпитеты, сравнения, олицетворения. Какова их роль в тексте?

Когда с утра до вечера сеял дождь, березка сникала и безропотно мокла. Случалось, перед самым закатом у горизонта открывалось чистое небо и на березовую вершину садилось отдохнуть солнце, будто сказочная жар-птица. Запутавшись в ветвях, солнце рассыпалось пучками лучей. Скошенное поле вдруг озарялось низким, тревожным отсветом, вспыхивала и становилась отчетливо заметной каждая серебряная нитка паутины. Я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе.

. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу все зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку. (Е.Носов)

Лексическая работа. 1 вариант.

1. Подчеркни зеленым цветом слова, говорящие, какими должны быть люди, а красным – какими быть не должны.

Добрыми, злыми, лживыми, справедливыми, честными, прилежными, учтивыми, сострадательными, мстительными, терпеливыми, правдивыми, милосердными, гуманными, чуткими, равнодушными, жестокими.

Составь предложение с любым словом из списка.

2. Прочитай рассказ. Ответь на вопрос, что такое «милосердие»?

Что не увидишь в школьных коридорах? Вот спускается по лестнице девочка с больными ногами. Сзади идут две одноклассницы и торопят ее: «Ну, коряга, иди скорее!» Вот сжался в угол черноволосый первоклассник, глаза которого, сильно увеличенные очками, полны отчаяния. А трое его одноклассников показывают на него пальцами и орут: «Косой чучмек! Чурка! Косой!».

Стыд и позор таким одноклассникам! Милосердными надо быть!

Милосердие – это ____________________________________________

3. Составь все возможные сочетания, используя слова из списка.

«идти», «часы», «строительство», «дети»

4.Какое из слов в предложении употреблено в переносном значении?

На малой площади перед вокзалом, собралась густая толпа народа.

а) площадь б) вокзал в) собралась г) густая

5. Сравни значения слова «верный» в предложениях.

1. Верный товарищ никогда не оставит в беде.

2. У Маши верный ответ.

Какие слова подходят к первому предложению, какие ко второму?

Ответь на вопрос, вставляя в окошки «1» или «2»:

«надежный»

«преданный»

«точный»

6. Вставь в пропуски подходящие слова из списка.

Я сплю, вижу во сне залитый солнцем луг, бабочек много-много_______________ . И слышу, как ко мне прикасается ______________ , _______________ рука матери. Я узнаю ее руку. _______________ _______________ мама берет меня, прижимает к себе, несет куда-то, а я плыву, плыву. И мне так радостно, так приятно. Хочется, чтобы эта_______________ минута длилась бесконечно.

Слова для справок: теплый, материнский, нежный, заботливый, разноцветный, прекрасный, ласковый.

7. Какое из слов относится к общеупотребительной лексике (могут употреблять все, в любой ситуации)? Обведи это слово.

а) клевый б) классный в) крутой г) отличный

8. Найди два слова, противоположные по значению, подчеркни их.

Верность, жестокость, внимание, гостеприимность, доброжелательность, насмешка, обидчивость, добродушие, правда, бессердечность, любовь.

9. Подбери слова, противоположные по смыслу. Напиши.

Добрый человек — …; честный поступок — …; гуманное отношение — …; тактичный ученик — …; свирепый взгляд — ….

Слова для справок: равнодушный, злой, лживый, невежливый, добрый.

  1. Найди лишнее слово, обведи его.

Вежливый, благовоспитанный, деликатный, корректный, общительный, тактичный.

11. С какими из приведенных ниже слов можно сочетать слова «жестокий» и «жесткий»? Соедини линиями.

12. Прочитай стихотворение. В списке красным цветом подчеркни эпитеты, синим – сравнения, желтым – олицетворения, зеленым – метафоры.

Выходит осень на опушку года,

Выходит так, как рыжая лиса.

Пусть скупо светит солнце с небосвода,

Зато сияют рощи и леса.

В такую пору мудрая природа

Нам в буднях открывает чудеса.

Улетают птицы за море,

Миновало время жатв,

На холодном сером мраморе

Листья желтые лежат.

Солнце спряталось за ситцевой

Под горой улегся лес.

Выходит осень, опушка года, сияют рощи и леса, мудрая природа, солнце спряталось за ситцевой занавескою небес, улегся лес, как рыжая лиса.

13. Какое выражение не соответствует значению «много»?

б) семь пятниц на неделе

Лексическая работа. 2 вариант.

1. Распредели слова из списка по тематическим группам. Если необходимо, можешь воспользоваться подсказкой. С одним словом составьте предложение.

Мороз, агроном, шофер, доброта, уважительный, иней,

заботится, комбайн, корабль, честный, инженер,

равнодушие, ухаживать, внимательный.

Подсказка. Выполните по образцу:

Явления природы: мороз,… Профессии: агроном,…,

Машины: комбайн,… Человеческие отношения: доброта…..

2. Прочитай рассказ. Ответь на вопрос, в каком значении здесь используется слово «внимательный»?

Девочка пришла домой из школы. Она переоделась, вымыла руки и хотела обедать. Вдруг она заметила, что бабушка лежит в постели. Внучка выключила радио и накормила бабушку, дала ей лекарство, а потом сама пошла обедать. Какая внимательная внучка!

3. Составь все возможные сочетания, используя слова из списка.

«Мягкий», «теплые», «сухой», «хлеб», «вечера»,

«ветер», «характер», «взгляд», «отношения».

4. Какое из выделенных слов употреблено в прямом значении?

5. Сравни значения слова «такса» в стихотворении.

– За проезд какая такса?

Определи, к какому случаю относятся выражения «маленькая собачка», «тариф», «расценка», «питомец»? Соедини линиями.

6. Напишите слова в порядке уменьшения качества:

— маленький, небольшой, крохотный;

— большой, огромный, гигантский.

7. Какое слово относится к лексике ограниченного употребления?

8. В каком предложении нет слов, противоположных по значению?

а) Книга учит различать добро и зло.

б) Корень учения горек, да плод его сладок.

в) Недруг поддакивает, а друг спорит.

г) Ученье способно и украшать, и утешать.

9. Распредели слова по парам так, чтобы в каждой паре находились слова, противоположные по смыслу.

Польза, блондин, болтун, молчун, вред, старт, мрак, зрячий, больной, свет, сухой, слепой, здоровый, финиш, брюнет, влажный.

10. Найдите и подчеркните в пословицах близкие по смыслу слова.

1) Скупой глядит — как бы другому не дать, а жадный глядит — как бы у другого отнять.

2) Клевета и ложь — не одно и то ж.

3) Жди горя от моря, а беды от воды.

4) Ложь бывает и спроста, а клевета всегда с умыслом.

11. Обведи подходящее слово из скобок, чтобы получились правильные словосочетания.

(Дружеский, дружный) класс;

(жестокий, жесткий) человек;

(скрытный, скрытый) характер;

(обидчивая, обидная) женщина;

(радушное, равнодушное) угощение;

(гуманная, гуманитарная) помощь.

12. Прочитай стихотворение. В списке красным цветом подчеркни эпитеты, синим – сравнения, желтым – олицетворения, зеленым – метафоры.

Неохотно и несмело
Солнце смотрит на поля.
Словно туча от дождя,
Принахмурилась земля.
Ветра теплого порывы,
Дальний гром и дождь порой.
Зеленеющие нивы —

М оря волны под грозой.

Для справок: солнце смотрит, дальний гром, словно туча от дождя , неохотно и несмело смотрит, нивы — м оря волны принахмурилась земля.

13. Определите, в каком варианте значение фразеологизма указано неверно.

а) считать ворон — бездельничать

б) в час по чайной ложке — медленно

в) тертый калач — опытный (о человеке)

г) седьмая вода на киселе — близкие родственники

Источник

Читайте также:  past continuous или past simple упражнения с ответами
Adblock
detector