Меню

упражнения на формирование уверенного поведения

Упражнения для тренинга уверенного поведения

Упражнения для проведения тренинга уверенного поведения

Скачать:

Вложение Размер
protivostoyanie_vliyaniyu.docx 60.38 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения к тренингу уверенного поведения

Одно из важных проявлений уверенного поведения – это умение противостоять нежелательному влиянию. Чаще всего такое влияние имеет манипулятивный характер, т. е. совершается таким образом, что его истинную цель стремятся скрыть от адресата.

Чтобы успешно противостоять ему, необходимо:

? Распознать сам факт манипулятивного влияния.

? Сохранить эмоциональное спокойствие, невозмутимость (манипуляторы, как правило, «ловят» свою жертву как раз на эмоциях).

? Планомерно отстаивать свои интересы, не идя на поводу у манипулятора.

Упражнения, входящие в состав этого занятия, позволяют тренировать все перечисленные составляющие, главный акцент сделан на третью из них .

Упражнение «Волк и семеро козлят»

Описание упражнения. Игра основана на сюжете одноименной народной сказки. Семеро участников – добровольцев берут на себя роли «козлят» (если общее количество участников меньше 12, то «козлят» тоже будет не 7, а меньше). Их задача – не пускать к себе в домик (который сооружается, например, с помощью загородки из нескольких стульев) «серых волков», но пустить «маму-козу», «тетю-козу» и прочих представителей козьего племени. Между всеми остальными участниками роли распределяются так, чтобы примерно половина из них оказались «серыми волками», а половина – различными родственниками «козлят» (которые не знают, кому досталась какая из этих ролей). Потом все эти участники поочередно подходят к «домику козлят» и в течение минуты пытаются убедить их, что они их родственники, а не волки, и их нужно пустить в дом. «Козлята» совещаются и принимают решение – пустить очередного персонажа или нет. Когда все, находившиеся за пределами «домика», попробовали свои силы, игра завершается и каждый персонаж говорит, кем же он был на самом деле – «козочкой» или «волком». Соответственно, появляется возможность подсчитать, сколько раз «козлята» были бы съедены, пустив в дом волка, а скольких родственников они сами оставили на улице на съедение волкам.

Психологический смысл упражнения. Тренировка уверенного поведения при необходимости убеждать других людей, а также наблюдательности. Хороший материал для обсуждения признаков, на основе которых мы делаем выводы, кому можно доверять, а кому нет.

Обсуждение. Чем руководствовались «козлята», принимая решения о том, кому можно поверить, а кто пытается ввести их в заблуждение? Что важнее всего для тех, кто пытался убедить «козлят» в чистоте своих намерений, чтобы им поверили? А на основании чего мы выносим суждения об искренности/неискренности окружающих людей в реальных жизненных ситуациях?

Упражнение «Заезженная пластинка»

Описание упражнения. Упражнение направлено на отработку техники уверенного отстаивания своих интересов и требований – так называемой «заезженной пластинки». Ее суть сводится к тому, что человек раз за разом повторяет свое требование вне зависимости от того, какие бы возражения он ни услышал, уподобляясь поцарапанной граммофонной пластинке, которую «заело» на одной строчке из песни. Высказывания строятся по схеме: «Я понимаю, что… (пересказ своими словами возражения собеседника), но мне нужно… (повторение своего требования)».

Упражнение выполняется в четверках, при этом два человека предъявляют претензии или отказываются выполнить требование, а еще два отстаивают свои интересы с помощью указанной техники (2–3 минуты). Остальные участники в это время находятся в роли наблюдателей и потом делятся своими соображениями о том, насколько эффективно была применена техника, и какую пользу она могла бы принести, будь это не игра, а реальная жизненная ситуация.

Вот примеры ситуаций для разыгрывания:

? Вы хотите вернуть в магазине деньги за купленный там товар, оказавшийся некачественным.

? Знакомый уговаривает вас принять участие в сетевом маркетинге: купить у него некий товар, стать его распространителем и продавать такой же товар дальше. Вы хотите вежливо отказаться и убедить его больше не обращаться к вам с подобным предложением.

Психологический смысл упражнения. Отработка конкретной техники, позволяющей отстаивать свои интересы или отказываться от неприемлемых требований окружающих, не переходя к оскорблениям собеседников и другим агрессивным проявлениям.

Обсуждение. Что служит условием эффективности этой техники? (Сохранение собственного спокойствия, принципиальная выполнимость и обоснованность предъявляемых требований и т. д.) Когда имеет смысл прибегать к ней? А когда отстаивать свои требования не имеет смысла, а лучше согласиться с тем, что предлагает другой человек?

Упражнение «Бесконечное уточнение»

Описание упражнения. Упражнение направлено на ознакомление с техникой нейтрализации зарождающихся конфликтов. Ее суть состоит в том, что человек, к которому обращаются с фразами, способными спровоцировать конфликт (конфликтогенами), не отвечает на них и не возражает, а стремится разрядить ситуацию, задавая уточняющие вопросы, примерно таким образом:

? «Ты одета как неряха!» – «Какая именно деталь моей одежды плохо выглядит»?

? «На тебя никогда ни в чем нельзя положиться!» – «Чем я тебя подвел»?

Упражнение выполняется в тройках. Два участника договариваются между собой, по какому поводу они будут «наезжать» на третьего (это могут быть детали его одежды, какие-либо особенности его поведения и т. п.), после чего начинают поочередно говорить ему обвиняющие фразы. Его задача – не отвечая на них по существу и не переходя к встречным обвинениям, реагировать только уточняющими вопросами (2–3 минуты). Роль участника, к которому обращаются с обвинениями, может оказаться для подростков довольно сложной (но одновременно ее исполнитель получает более ценный жизненный опыт, чем другие игроки). Поэтому на нее рекомендуется приглашать участников только добровольно, а сразу после окончания очередного раунда игры давать им возможность поделиться своими чувствами.

Психологический смысл упражнения. Обучение одному из способов нейтрализации зарождающегося конфликта, основанному на задавании уточняющих вопросов вместо перехода к оправданиям или встречным обвинениям.

Обсуждение. В каких реальных жизненных ситуациях целесообразно реагировать на обвинения уточняющими расспросами, пытаясь сгладить таким образом конфликт? А когда имеет смысл действовать другими способами: пойти на открытый конфликт и перейти к встречным обвинениям, признать свою вину и начать оправдываться, просто отказаться от разговора?

Упражнение «Просто скажи «нет»»

Описание упражнения. Участники делятся на две равные подгруппы (при их нечетном количестве в упражнении участвует также ведущий). Члены одной подгруппы становятся в круг лицами вовне, члены второй подгруппы – в круг большего диаметра лицами к центру, таким образом, чтобы каждый из них оказался напротив участника из внутреннего круга. Потом каждый из стоящих во внешнем круге обращается к тому, кто находится напротив него, с какой-либо просьбой, а тот ему отказывает. При этом он не должен начинать оправдываться, извиняться, объяснять причины своего отказа, неуместность просьбы или невозможность ее выполнения. Следует отказаться, сказав просто: «Нет», «К сожалению, не смогу», «Нет, я не буду это делать» – или употребив другие подобные фразы.

После этого внешний круг сдвигается на одного человека по часовой стрелке (т. е. меняется состав пар), и теперь стоящие по внутреннему кругу обращаются с очередной просьбой к находящимся во внешнем, а те отказывают.

Круг сдвигается еще на одного человека, люди из внешнего обращаются с просьбой к стоящим во внутреннем, и так повторяется 6–8 раз.

Психологический смысл упражнения. Демонстрация того, что мы можем отказаться от выполнения просьбы без оправданий и объяснений каких-либо причин, тренировка соответствующего навыка и материал для обсуждения, почему сделать это бывает дискомфортно, в каких ситуациях стоит так вести себя, а в каких лучше реагировать по-другому.

Обсуждение. Что было сложнее – обращаться с просьбами и получать отказ на них, или самому отказывать, с чем это связано? Просьба – эта такая форма влияния, которая, в отличие от приказа или требования, подразумевает возможность отказа. С чем связано то, что люди зачастую стесняются обратиться с просьбой к другим, а если с просьбой обратились к ним, то стесняются отказаться? Допустим, просьба для нас неприемлемая, и мы все же решили отказаться. Когда лучше сделать это без объяснения причин, как в этом упражнении, а когда отказ все же стоит сопроводить извинениями, объяснениями его причин, обещаниями выполнить просьбу позже и т. п.?

Источник

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении. Данный тренинг предполагает научить боязливых и скованных людей уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в межличностных отношениях. В ходе тренинга важно научить клиентов отличать уверенное поведение от агрессивного и неуверенного, а также сформировать автоматические навыки уверенности. Упражнения и ролевые игры, входящие в тренинг, объединены в законченную последовательность действий, приводящих к результату-развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях. Тренинг предназначен для психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников, а также всех, кто стремится развить свою уверенность и коммуникативные навыки.

Скачать:

Вложение Размер
trening_uverennogo_povedeniya.doc 148 КБ

Предварительный просмотр:

ТРЕНИНГ УВЕРЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ

В МЕЖЛИЧНОСТНОМ ОБЩЕНИИ

Педагог-психолог МКОУ СОШ № 29

г.Дзержинска Нижегородской области

Карпова Ирина Александровна

Планирование результатов обучения………………………………..4

Методические разработки и сценарии занятий………………….….6

Занятие 1.Психологический анализ личности………………………6-10

Занятие 2. прояснение уверенного поведения и развитие коммуникативных навыков общения……………………………….11-14

Занятие 3.Методы преодоления психологических барьеров и развитие уверенности в конфликтных ситуациях…………………………….15-18

Занятие 4.Формирование уверенности в себе и позитивного образа

Список рекомендуемой литературы…………………………………..28

Неуверенное поведение людей приводит к затруднению в межличностном общении.

Данный тренинг предполагает научить боязливых и скованных людей уверенному самоутверждению и отстаиванию своих прав в межличностных отношениях. В ходе тренинга важно научить клиентов отличать уверенное поведение от агрессивного и неуверенного, а также сформировать автоматические навыки уверенности.

Упражнения и ролевые игры, входящие в тренинг, объединены в законченную последовательность действий, приводящих к результату-развитию чувства собственной ценности и уверенности в межличностных отношениях.

Тренинг предназначен для психологов, психотерапевтов, социологов, социальных работников, а также всех, кто стремится развить свою уверенность и коммуникативные навыки.

Планирование результатов обучения

Развитие уверенного поведения личности: овладение определенными социально-психологическими знаниями, развитие способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей, изучение и овладение приемами уверенного межличностного взаимодействия.

Занятие 1. Психологический анализ личности.

Цель занятия: создание благоприятных условий для работы тренинговой группы: ознакомление участников с основными принципами проводимого тренинга, принятие правил работы группы; развитие умений самоанализа; освоение активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

Занятие 2. Прояснение уверенного поведения и развитие коммуникативных навыков общения.

Цель занятия: закрепление умений самоанализа; освоение и развитие навыков вербального и невербального общения, навыков эффективного слушания; введение общегрупповых игровых процедур, помогающих формированию навыков уверенного поведения.

Занятие 3. Методы преодоления психологических барьеров и развитие уверенности в конфликтных ситуациях.

Цель занятия: закрепление навыков вербального и невербального общения; преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; преодоление конфликтов в межличностных отношениях;

Занятие 4. Формирование уверенности в себе и позитивного образа будущего.

Цель занятия: закрепление навыков уверенного поведения; завершение работы тренинговой группы, прояснение всех вопросов, оказание необходимой психологической поддержки; формирование позитивного образа будущего.

Тренинг уверенного поведения в межличностных отношениях предполагает осознание своей ценности и развитие коммуникативной культуры личности.

Целью коммуникативного тренинга является рост личности через расширение сферы осознания себя и других, а также с помощью процессов, происходящих в группе. Группа в тренинге используется для развития и отработки навыков межличностного общения ее участников. Участники могут исследовать свои межличностные стили и экспериментировать с ними, устанавливая взаимоотношения с другими членами группы, которые дают обратную связь. Руководители могут также играть активную роль в распространении информации, моделировании и обеспечении группы обратной связью.

Данный тренинг позволяет решить намеченное, важнейшими средствами чего является участие в групповой работе, выполнение индивидуальных, командных и общегрупповых упражнений, домашних заданий.

Предлагаемый материал является лишь ориентиром, в практической деятельности необходимо творчески подходить к организации работы группы. В соответствии со спецификой состава группы, опытом руководителя, социально-психологической компетентности участников, можно использовать приведенные упражнения, добавлять свои и т.д.

Социально-психологический тренинг детально описывается в 4 занятиях. Каждое занятие рассчитано на 2,5 – 3 часа с группой из 10 – 15 человек.

Методические разработки и сценарии занятий

Занятие 1. Психологический анализ личности.

Цели занятия: 1) создание благоприятных условий для работы тренинговой группы: ознакомление участников с основными принципами проводимого тренинга, принятие правил работы группы; 2) определение качеств личности для позитивного межличностного общения; 3) освоение активного стиля общения и способов передачи и приема обратной связи.

  1. Знакомство.
  2. Обсуждение и принятие каждым участником основных правил работы в группе.
  3. Дискуссия по качествам личности, важных для уверенного поведения.
  4. Индивидуальная оценка личности.
  5. Домашнее задание.
  6. Обратная связь.

Материалы к занятию: ручки, цветные карандаши, фломастеры, чистые листы, булавки.

Примерное содержание занятия.

1. Представление. Каждый участник группы оформляет карточку-визитку, где указывает свое тренинговое имя (можно взять любое). Имя должно быть написано разборчиво и достаточно крупно. Визитки крепятся на груди так, чтобы все могли прочитать. В дальнейшем, на всем протяжении занятий участники обращаются друг к другу по этим именам.

Затем участники объединяются в пары и каждый рассказывает о себе своему партнеру. Задача – подготовиться к представлению своего партнера всей группе, подчеркнуть его индивидуальность, рассказать о нем так, чтобы все остальные участники сразу его запомнили. Затем участники садятся в большой круг и по очереди рассказывают о своем партнере, подчеркивая его особенности (привычки, качества, умения, притязания и т.д.)

Цель: помочь участникам лучше узнать друг друга, сократить дистанцию в общении.

2. Упражнение «Этот тренинг будет иметь для меня смысл…»

Всем участникам тренинга раздаются карточки, на которых написано: с одной стороны — «этот тренинг будет иметь для меня смысл, если…», а на другой — «тренинг будет для меня бессмысленным, если…». Нужно дополнить предложения. Затем каждый читает и комментирует написанное им на карточках, группа и тренер задают уточняющие вопросы.

Цель – более подробно обсудить предстоящий тренинг, чтобы не создавать нереалистических ожиданий участников.

3. Выработка правил работы в группе:

1.Доверительный стиль общения. В качестве первого шага к созданию климата доверия можно предложить принять единую форму общения на ТЫ, психологически уравновешивающую всех членов группы и ведущего.

2. Общение по принципу «Здесь и теперь». Для многих участников характерно стремление уйти в область общих соображений, обсуждений событий, случившихся с другими людьми. Это срабатывает «механизм психологической защиты». Но основная задача тренинга состоит в том, чтобы каждый член группы смог увидеть себя во время своих проявлений. Это достигается тем, что в группе существует интенсивная обратная связь, основанная на доверительном общении.

3. Конфиденциальность всего происходящего в группе. Все, что происходит во время занятий, не выносится за пределы группы. Это облегчает включение участников в групповые процессы, способствует их самораскрытию.

4. Искренность в общении. Говорим только то, что чувствуем или молчим. При этом открыто выражаем свои чувства по отношению к действиям других участников.

5. Принцип активности. Активность – основная норма поведения в тренинге, она подразумевает постоянное реальное включение каждого участника в интенсивное групповое взаимодействие.

6. Персонификация высказываний. Суть его заключается в добровольном отказе от безличных речевых форм, помогающих в обыденном общении скрыть свою позицию. Вместо суждений типа: «обычно считается…», «некоторые полагают…» в группе необходимо говорить личными формами: «я считаю…», «я полагаю…».

7. Акцентирование языка чувств. Каждый участник должен акцентировать внимание на эмоциональных состояниях (себя и партнеров) и при обратной связи по возможности использовать язык, фиксирующий эти состояния. Например: «Твоя манера говорить на повышенных тонах вызывает у меня раздражение».

8. Определение сильных сторон личности. Во время обсуждения упражнений и заданий каждый участник должен подчеркнуть положительные качества выступающего.

9. Недопустимость непосредственных оценок человека. При обсуждении происходящего в группе следует оценивать не участников, а только их действия.

Затем идет коллективное обсуждение этих правил: что-то можно исправить, что-то добавить и в дальнейшем пользоваться только этими принятыми нормами обращения.

4. Упражнение «Счет». Один из участников называет цифру от 1 до того числа, сколько членов группы присутствуют на занятии. В группе каждый раз должно встать быстро без предварительной договоренности ровно столько человек, какое число названо. Так повторяется несколько раз, пока названная цифра и число встающих не совпадут.

Цель – способствовать созданию позитивного эмоционального единства группы.

5. Упражнение «Девиз». Все участники по очереди говорят о том, какую футболку и с какой надписью-девизом они купили бы себе. Эта надпись должна отражать кредо человека, его основной жизненный принцип, а цвет соответствовать его характеру.

6. Задание. Список качеств, которыми должен обладать уверенный в себе человек.

На первом этапе этого задания проводится дискуссия с целью выяснения коллективного мнения о качествах личности, характерных уверенному поведению. Любой член группы может высказаться, аргументируя свое мнение. Составляется сводный список качеств.

На втором этапе каждый участник заполняет свой листок, указывая качества, которые по мнению группы, наиболее важны для уверенного общения. В этот индивидуальный список можно включить и дополнительные качества, важные по мнению участника, но не включенные группой в сводный список.

Затем все оценивают проявление этих качеств у себя, используя шкалу от 0 до 10. После того, как все это сделали, оценочный лист сдается руководителю. На последнем занятии к этому можно вернуться и попросить членов группы заново оценить эти качества, чтобы узнать — произошли ли какие- либо изменения.

  1. Упражнение «Я так боюсь, а многие этого не боятся».

Нужно найти в себе минимум 3 вещи, которых вы боитесь, выстроив фразы по следующему шаблону «Я боюсь чего – то, а многие этого не бояться». Затем идет обсуждение.

Цель – разобраться с эмоциональным компонентом неуверенности в себе и определить уровень социальных страхов.

  1. Упражнение «Я не боюсь, а многие боятся».

Нужно обнаружить в себе «зоны смелости» и найти такие действия, совершать которые вы не боитесь, хотя многие люди этого боятся. Фразы выстраивайте так «Я не боюсь чего – то, хотя этого боятся многие люди». Обсуждение задания.

Затем, если обнаруживаются пары участников, один из которых не боится того, чего очень боится другой, можно использовать следующее упражнение.

9. Упражнение « Как же ты научился этого не бояться?».

Составляются пары, в которых один участник боится того, чего не боится другой. Нужно выяснить, как первый участник научился не бояться, что ему в этом помогло.

Затем идет обсуждение различных способов формирования смелости.

10. Упражнение «Доброе слово». Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая-внешний. Внутренний круг начинает двигаться по часовой стрелке. Каждый участник во внутреннем кругу делает комплимент тому, перед кем останавливается.

Цель – создать в группе атмосферу эмоциональной открытости, доверия и ввести в коллективное понимание группы готовность говорить о чувствах.

До следующей встречи вам необходимо обратиться к трем незнакомым людям и поговорить с ними на заранее подготовленную тему в течение 2-3 минут.

Ведущий спрашивает о том, что сейчас чувствуют участники тренинга,

напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы.

Занятие 2. Прояснение уверенного поведения и развитие коммуникативных навыков общения.

Цели занятия : 1) закрепление умений самоанализа; 2) освоение и развитие навыков вербального и невербального общения, навыков эффективного слушания; 3) введение общегрупповых игровых процедур, помогающих формированию уверенного поведения.

  1. Приветствие.
  2. Закрепление умений самоанализа.
  3. Характеристика уверенного, агрессивного и неуверенного поведения путем дискуссии.
  4. Обсуждение домашнего задания.
  5. Освоение навыков вербального и невербального общения; навыков слушания.
  6. Ролевая игра.
  7. Домашнее задание.
  8. Обратная связь.

Материалы к занятию: ручки, карандаши, чистые листы, ватман, карточки к упражнениям.

  1. Приветствие. Члены группы по кругу здороваются друг с другом прикасаясь при этом к какой-либо части тела (руки, уха, головы…).

Затем каждый пытается ответить, какие чувства вызвало у него прикосновение.

2. Упражнение « Подарки». Все участники по кругу высказывают « Что бы я хотел подарить участнику, сидящему рядом?» Называется то, что, по мнению говорящего, могло бы по-настоящему обрадовать человека, которому сделали такой подарок.

Затем тот, кому подарили благодарит и объясняет, действительно ли он был рад этому подарку и почему.

Цель – снизить чувство напряженности в группе.

3. Упражнение «10 секунд ». Нужно быстро и спонтанно передвигаться по комнате, но быть внимательными, потому что ведущий будет задавать различные задания, на выполнение которых отводится 10 секунд. Каждое задание важно выполнять с максимальной точностью.

Примерный перечень заданий:

Распределиться на группы по цвету волос; по любимому занятию; по цвету глаз; по настроению, которое вы сейчас испытываете и т.д.

Затем идет обсуждение: что понравилось, что нет, что заставило задуматься, как чувствовали себя те, кто остался один.

Цель – создание позитивного эмоционального единства группы; организовать групповую работу переключением внимания и эмоций участников тренинга на «здесь и теперь».

4. Упражнение «Сильные стороны». Каждый член группы должен рассказать о своих сильных сторонах – о том, что он любит, ценит, принимает в себе, о том, что дает ему чувство внутренней уверенности в себя. Нужно избегать любых высказываний о своих недостатках.

Цель – научиться мыслить о себе в положительном ключе.

5. Упражнение «Комплимент». Сидя в кругу, каждый участник должен внимательно посмотреть на соседа слева и подумать о том, какая черта характера, привычка этого человека ему нравится, и сделать комплимент.

Цель – умение увидеть положительные качества другого человека и сказать ему об этом.

6. Задание . Нужно вспомнить из реальной жизни человека, который на ваш взгляд является уверенным. Попытайтесь объяснить почему. Идет обсуждение.

Цель – подготовка к следующему заданию.

7. Задание. Определение качеств, которыми обладают уверенные, неуверенные и агрессивные люди. Общее обсуждение качеств, присущих трем видам поведения: уверенного, неуверенного, агрессивного. Запись их на доске.

8. Обсуждение домашнего задания . Попытаться проанализировать людей, с которыми знакомились участники тренинга. Какое поведение у них преобладало, по каким признакам это выявилось.

9.Упражнение « Найди свою пару». Каждому участнику тренинга выдается карточка на которой написано животное, которое нужно изобразить. В группе все животные парами. Нужно найти свою пару.

Цель – развить умение пользоваться языком жестов, мимикой, телом, для эффективной невербальной коммуникации.

Затем идет обсуждение: что было легко, что сложно, какие возникли эмоции. Образовавшиеся пары можно оставить для следующего упражнения.

10.Упражнение «Захват инициативы в диалоге».

Пары садятся друг против друга. Один из участников начинает диалог с любой реплики на любую тему. Второй должен подхватить разговор, но при этом переключить собеседника на свою тему. Затем все собираются в большой круг и обсуждают, что у кого получилось, какие были эмоции, чувства.

11.Упражнение «Цепочка речи». Проводится в большом кругу. Игра будет идти «с накоплением», т.е. информация будет накапливаться от игрока к игроку. Первый участник произносит свое предложение на заданную тему, второй – буквально дословно повторяет услышанное предложение, добавляя к нему свою реакцию. Третий возвращается по смыслу к предыдущим двум предложениям и добавляет свое.

Цель – тренировка умения слышать и слушать.

12..Упражнение «Карусель». Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая-внешний. По сигналу ведущего круги начинают двигаться: один по часовой стрелке, другой — против. Затем снова по сигналу — остановка и работа в парах.

Стоящий во внутреннем круге играет роль продавца, который должен что-то продать покупателю, т.е. партнеру, стоящему во внешнем круге. В течение 2-3 минут идет ролевая игра, затем по сигналу руководителя происходит ролевой обмен.

Примерный перечень ролей:

-продавец, который хочет продать холодильник эскимосу;

-предприниматель просит ссуду в банке;

-кандидат на вакантную должность беседует с менеджером фирмы.

Затем идет обсуждение.

Цель – тренировка уверенного поведения.

За один день поприветствуйте как можно больше количество знакомых и незнакомых людей. Проследите за тем, чтобы это было сделано с улыбкой и глядя в глаза партнеру. Постарайтесь запомнить, что вызвало у вас положительные эмоции, а что отрицательные.

Ведущий спрашивает о том, что сейчас чувствуют участники тренинга,

напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы.

Занятие 3. Методы преодоления психологических барьеров и развитие уверенности в конфликтных ситуациях.

Цели занятия: 1) закрепление навыков вербального и невербального общения; 2) преодоление психологических барьеров, мешающих полноценному самовыражению; 3) преодоление конфликтов в межличностных отношениях.

2. Закрепление навыков вербального и невербального общения.

3. Обсуждение домашнего задания.

4. Барьеры межличностного общения.

5. Уверенность в конфликтных ситуациях.

6. Умение сказать «нет».

7. Неожиданное задание.

8. Домашнее задание.

Материалы к занятию: ручки, карандаши, карточки к упражнениям, чистые листы, мяч.

1. Приветствие. Все сидят в большом кругу. Нужно, бросая мяч, назвать имя кому бросаем. Тот, кто получит мяч, принимает любую позу, какую захочет, и все остальные вслед за ним воспроизводят эту позу. После этого тот, у кого мяч, бросает его следующему и так до тех пор, пока мяч не побывает у каждого.

2. Упражнение «Эстафета чувств». Группа сидит в большом кругу. Нужно невербально, по кругу передать заданное ведущим некое выражение определенной эмоции. Все остальные игроки сидят с закрытыми глазами. Первый игрок решает, как он может передать то же чувство другим способом, касается своего соседа рукой и, когда тот открывает глаза, передает ему свой вариант того же чувства. Так исходная информация передается по кругу. Отыгравшие участники уже не закрывают глаза, они имеют возможность наблюдать за тем, как трансформируется исходное чувство, в каком месте происходит ситуация «испорченного телефона» из-за непонимания. Пройдя круг, эстафета приходит к ведущему, который показывает исходное задание. Затем идет обсуждение.

Цель — закрепить умение пользоваться языком жестов для эффективной невербальной коммуникации.

3. Обсуждение домашнего задания.

4. Упражнение «Скажи-ка, дядя». Группа разбивается на три – четыре подгруппы. Каждая подгруппа получает от тренера один и тот же блок вопросов. Задание: как можно скорее и точнее ответить на все вопросы и отдать их тренеру. Команда сама определяет для себя тактику игры.

  1. Имена скольких участников тренинга начинается на букву «Г»?
  2. Сколько окон есть в коридоре первого этажа нашего здания?
  3. Что написано на входной двери комнаты, в которой проходит тренинг?
  4. Выясните у Светы, в каком городе она родилась?
  5. Сколько ламп дневного света расположено в кабинете у секретаря?
  6. Какой любимый анекдот у Антона?
  7. Сколько карманов есть в куртке, которую носит Лена?
  8. Узнайте, какое любимое блюдо у Максима?
  9. Как зовут члена тренинговой группы, который живет в доме № 5 по Маяковского?
  10. Сколько берез растет перед зданием нашего центра?

Затем идет обсуждение: что было сделать легко, что сложно, как справлялись.

Цель — объединить игроков для решения задач в условиях партнерских отношений; стремиться к устранению психологических барьеров, ограничивающих эффективность общения.

5. Упражнение «Крокодил». Группа делится на две подгруппы. Каждая команда загадывает слово (имя существительное в единственном числе) и вызвав игрока из другой команды потихоньку передает ему загаданное слово. Получив слово, игрок с помощью мимики и жестов в течение 2 минут должен передать своей команде информацию о полученном слове. Можно задавать вопросы, содержащие положительный или отрицательный ответ.

Цель — продемонстрировать эффективное владение мимикой и жестами невербальной коммуникации; способствовать преодолению психологических барьеров, препятствующих общению, путем развития спонтанности участников тренинга.

6. Задание «выступление перед публикой». Выбирается один участник и ему говориться задание, которое он должен выполнить сразу же. Нужно заставить публику поверить, что ты уверенный человек. Задания могут быть любые. Например, нужно рассказать о приготовлении одного из блюд в китайской кухне.

Затем идет обсуждение: по каким критериям можно сказать, что человек вел себя уверено, по каким нет.

Цель – отработка навыков уверенного поведения; способствование преодолению психологических барьеров, связанных с внутренним конфликтом, страхом перед аудиторией.

7. Упражнение «Умение сказать НЕТ». Группа делится парами (рассчитаться на первый-второй). В каждой паре первый участник должен что – нибудь попросить у своего напарника, а тот должен ему отказать. Затем поменяться ролями. После идет обсуждение: что было легче – просить или отказывать, какими чувствами это сопровождалось. Пары могут остаться на следующее задание.

8. Неожиданное задание. Каждой паре тренер дает свое задание, с которым уверенно нужно обратиться к 3-5 прохожим. Первый участник пары обращается к людям, а второй в это время записывает, что на его взгляд напарник делает не так, что мешает ему вести себя уверенно. Затем участники меняются ролями. На это задание отводится от 30 минут до 1 часа. Затем все члены группы собираются и делятся своими впечатлениями.

  1. Помогите, пожалуйста, отгадать загадку «Два конца, два кольца, а посередине гвоздик».
  2. Скажите, пожалуйста, чем докторская колбаса отличается от молочной.
  3. Скажите, пожалуйста, как добраться до психиатрической больницы.
  4. Скажите, пожалуйста, сколько сейчас стоит сахарный песок.
  5. Помогите, пожалуйста, вдеть нитку в иголку ит.д.

Цель – отработка навыков уверенного поведения; способствование преодолению психологических барьеров, связанных с внутренним конфликтом.

9. Упражнение « Я считаю тебя уверенной(ым), потому что…»

Группа делится на две части, одна из них образует внутренний круг, другая — внешний. Внутренний круг начинает двигаться. Образовавшаяся пара поочередно говорит друг другу: « Я считаю тебя уверенным, потому что…».

Цель – создание положительной эмоциональной атмосферы.

Задание на дом. Пройти тест на выявление тревожности. (См. приложение)

Ведущий спрашивает о том, что сейчас чувствуют участники тренинга,

напоминает всем участникам о месте и времени следующего занятия, перечисляет, что нужно принести для работы.

Источник

Читайте также:  какие упражнения нужно делать при варикоцеле
Adblock
detector