Меню

упражнения на формирование ууд по физкультуре

Формирование УУД на уроках физической культуры

Формирование УУД на уроках физической культуры

Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

Соотнесение известного и неизвестного

Выбор эффективных способов решения учебной задачи

Способность к волевому усилию

Действия постановки и решения проблемы

Сложность заключается в том, что урок физической культуры должен обладать высоким уровнем моторной плотности, а в случае использования материалов по формированию УУД, уже разработанных в современной науке и практике, необходимо осуществлять вынужденные простои. Следовательно, для того, чтобы уроки физической культуры не выпали из общенаправленности образовательного процесса, и одновременно с этим успешно решали узкопредметные задачи физической культуры, необходимо разработать методику, т.е. выявить методы и приёмы, при помощи которых можно осуществлять формирование УУД у учащихся 1-4 классов и развитие 5-9 классов без ущерба для остальных задач урока физической культуры.

Рекомендации по разработке методики:

Урок необходимо организовать по-новому, обращаясь к учащимся, к их ощущениям. Приоритет необходимо отдать самостоятельности учащихся (там, где это возможно и безопасно) так, чтобы они не заучивали готовые материалы, а сами решали двигательную задачу.

Задания должны соответствовать возрасту детей. Если в 11-12 лет ребята могут ориентироваться в рисунках, изображениях, фотографиях и по их образцу выполнять задания, то к 9 классу они должны ориентироваться в схемах, таблицах, знать терминологию и выполнять задание, исходя из словесного описания упражнений. Можно создать условия для создания учащимися фотографий, рисунков, схем.

Возможностями формирования и развития УУД обладают разные этапы обучения двигательному действию. Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии (ученики показывают, как, по их мнению, необходимо выполнить двигательное действие), нахождению обучающимися последующее выполнение действий, близких по технике к вновь изучаемому. На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы в группе по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. На этапе совершенствования — выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Каждый раздел учебной программы, а также различный программный материал по физической культуре имеет различный потенциал в формировании УУД.

При разработке конспекта урока ощутимую помощь учителю может оказать технологическая карта урока – современная форма планирования педагогического взаимодействия учителя и обучающихся — в ней должен быть описан весь процесс деятельности.

Технологическая карта урока физической культуры (пример)

Предмет: Физическая культура

Раздел : подвижные игры с элементами спортивных.

Практический компонент цели: Формирование умения навыка работы с мячом (чувство мяча).

Задачи урока: Закрепить подбрасывание мяча на заданную высоту.

Закрепить стойки и передвижения игрока.

Воспитывать у учащихся доброе и уважительно отношение к окружающим, содействовать улучшению эмоционального фона на уроке и психоэмоционального состояния занимающихся.

Тип урока: урок систематизация знаний.

предметные – уметь организовать правильно работу в группе, взаимодействовать со сверстниками в группе,.

метапредметные (универсальные учебные действия):

личностные : развития навыков сотрудничества со сверстниками при работе по станциям.

регулятивные : определять цели и задачи урока, уметь осуществлять действия по образцу и заданному правилу, оценивать свои действия и действия партнера.

познавательные: уметь объяснять задания ; понимать причины успеха и не удачи.

коммуникативные: сохранять доброжелательные отношения друг к другу, уметь слышать друг друга и с взрослого, формировать навык учебного сотрудничества.

Необходимое оборудование: резиновые мячи, теннисные.

Подготовительная часть 1.Организационный этап

Здравствуйте! Я рада видеть вас сегодня таких подтянутых, красивых учеников.

Строятся в одну шеренгу. Приветствуют учителя, отвечают на вопросы.

Регулятивные – настрой на рабочую деятельность.

Коммуникативные – действия планирования учебного сотрудничества.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. Актуализация знаний.

Читайте также:  комплекс упражнений для разминки хоккеиста

Спрашивает чем отличается теннисный мяч от резинового, что у них общего?

Проверка на внимание.

Определение вместе с учащимися задачи урока.

Ученики отвечают на вопросы, выдвигают варианты ответов, участвуют в обсуждении.

Научиться различать по форме, по цвету

Учащиеся выполняют повороты на месте. С открытыми, и закрытыми глазами.

Определяют с помощью учителя задачи урока.

Регулятивные – самостоятельно выделять и формулировать задачи; искать и планировать способы достижения поставленной цели

Личностные – самоопределение, смыслообразование.

Коммуникативные — добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Показывает упражнения в ходьбе, беге («Слушай сигнал»).

Осуществляет индивидуальный подход

Корректирует выполнение заданий.

Контролирует выполнение разминки.

Учащиеся идут в обход по залу, смотрят на учителя, выполняют задания которые учитель показывает.

В беге выполняют задания. После бега переходят на ходьбу, восстанавливают дыхание. Перестраиваются из одной шеренги по четыре.

Выполняют упражнения в игре «Молекулы».

Регулятивные — формировать умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстников.

Познавательные – уметь ориентироваться различные способы бега «змейкой», «противоход».

Коммуникативные – сохранять доброжелательные отношения к друг другу; устанавливать рабочие отношения.

Основная часть урока.

Делит класс на 4 отделения.

Организует работу в отделениях.

Проверяет, контролирует направляет.

Переходят к местам работы.

Знакомятся с заданием

Составляют план работы( по предложенному шаблону).

Объясняют план работы.

Показывают задания. Акцентируя внимания на том, как правильно необходимо выполнять упражнения.

Высказывают свои предположения.

Ответственные организуют работу в отделениях.

Выполняют задание. Контролируют собственное выполнение задания.

Регулятивные формировать умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по наставлению взрослого.

Коммуникативные – доброжелательность, сдержанность и уважение к соперникам и игрокам своей команды в процессе игровой деятельности.

Познавательные – уметь составить план работы, разбирать задания, находить информацию.

Учитель организует рефлексию.

Какие трудности испытывали на уроке, какую цель поставили, какими способами ее достигали.

Все получилось – 2 больших пальчика вверх;

Не совсем все получилось испытывал затруднения – один большой пальчик вверх

Испытывал затруднения, очень сложно было работать. – руки за спину.

Ученики осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, анализируют достигнутый результат с затруднением и поставленной целью.

Личностные – действия смыслообразования;

Регулятивные – учатся оценивать свою работу на уроке, умение признавать свои ошибки.

Познавательные – действия, связанные с рефлексией деятельности

Домашнее задание: выполнять упражнения с мячом.

Учащиеся прощаются с учителем , организованно уходят с урока.

Регулятивные – развитие самостоятельности в поиске решения поставленных задач.

Источник

Программа развития УУД
методическая разработка по физкультуре

Программа реализации системы результатов обучения по предмету «Физическая культура»

Скачать:

Вложение Размер
programma_uud.doc 579.5 КБ

Предварительный просмотр:

Требования ФГОС к результатам обучения

В соответствии с ФГОС предъявляются новые требования к результату обучения в целом и в частности по физической культуре. Результативность оценивается по трем составляющим: метапредметным, предметным, личностным результатам. Согласно Фундаментальному ядру содержания общего образования, личностные результаты обеспечиваются через формирование базовых национальных ценностей; предметные – через формирование основных элементов научного знания по предмету, а метапредметные результаты – через формирование универсальных учебных действий (далее УУД). Представленные результаты отражают цель школьного образования – формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности ФК для укрепления и длительного сохранения собственного здоровья.

Требования к результатам обучения по физической культуре , отраженные в Примерных программах основного общего образования по физической культуре

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в творческой двигательной деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Приобретаемый опыт проявляется в знаниях и способах двигательной деятельности, умениях творчески их применять при решении практических задач, связанных с организацией и проведением самостоятельных занятий физической культурой, укреплением здоровья, ведением здорового образа жизни.

Метапредметные результаты характеризуют сформированность универсальных компетенций, проявляющихся в применении накопленных знаний и умений в познавательной и предметно-практической деятельности. Приобретённые на базе освоения содержания предмета «Физическая культура», в единстве с освоением программного материала других образовательных дисциплин, универсальные компетенции востребуются как в рамках образовательного процесса (умение учиться), так и в реальной повседневной жизнедеятельности учащихся.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые приобретаются в процессе освоения учебного предмета «Физическая культура». Эти качественные свойства проявляются, прежде всего, в положительном отношении учащихся к занятиям двигательной (физкультурной) деятельностью, накоплении знаний и формировании умений использовать ценности физической культуры для удовлетворения индивидуальных интересов и потребностей, достижения личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Метапредметные результаты освоения

УУД в широком смысле – это «умения учиться», т.е. совокупность способов действия обучающегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Универсальные учебные действия (УУД) – способность ученика к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного обретения нового социального опыта; совокупность действий учащегося, обеспечивающих его культурную идентичность, социальную компетентность, толерантность, способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса

Функции универсальных учебных действий:

  • обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в предметной области — «Физическая культура».

Виды и содержание УУД, формируемые на уроках физической культуры

1.Соотнесение известного и неизвестного

4.Способность к волевому усилию

2.Выделение необходимой информации

4.Выбор эффективных способов решения учебной задачи

9.Действия постановки и решения проблемы

1.Строить продуктивное взаимодействие между сверстниками и педагогами

План формирования УУД

Цель: Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться.

  • Изучить программу формирования УУД, заложенную в ФГОС
  • Рассмотреть УУД и адаптировать к специфике образовательного процесса по ФК
  • Обеспечить формирование УУД на уроках физической культуры через различные способы организации деятельности
  • Дать характеристику результатов формирования УУД на разных программных разделах предмета «Физическая культура
  • Осуществлять подбор контрольно-измерительных материалов в соответствии с требованиями к результатам обучения.

Программа формирования УУД обеспечит повышение сформированности общеучебных умений и навыков, даст толчок для развития самостоятельности учащихся в учебной деятельности и, тем самым, повысит качество знаний обучающихся по предмету.

В соответствии с поставленной целью, система формирования УУД должна помочь:

получить более качественные знания, которые необходимы для физического развития;

обеспечить доступ к нетрадиционным источникам информации;

повысить интерес к предмету и уровень мотивационно-ценностного отношения к ЗОЖ;

повысить активность учащихся на уроках;

повысить эффективность самостоятельной работы, умения контролировать занятия физической культурой

реализовать принципиально новые формы и методы обучения;

сохранить психологическое благополучие и здоровье детей в учебной деятельности ;

повысить уровень качества знаний по предмету ;

повысить эффективность урока и его эстетическую привлекательность;

привлечь учащихся к использованию ИКТ;

повысить роль самоконтроля, самокоррекции и самооценки в учебной деятельности

При этом результатом образования становятся не столько сами знания по конкретным дисциплинам, сколько умение применять их в повседневной жизни, использовать в дальнейшем обучении. Новая школа формирует у школьника целостный социально-ориентированный взгляд на мир в его единстве и разнообразии.

В условиях введения ФГОС ООО в профессиональной деятельности учителя будут иначе расставлены акценты. Предметные знания всегда на первом месте, поскольку без знаний невозможно сформировать учебную компетентность ученика. Перед учителем стоит задача не только «дать» знания, но и показать «путь приобретения» этих знаний», т.е. к дидактической роли учителя естественно прирастает ещё одна – управленческая (учитель управляет образовательным процессом по своему предмету)

Приоритет формирования УУД в процессе обучения

различным видам двигательной деятельности

Определять способы организации работы по формированию УУД на уроке с учетом этапа обучения, так как на разных этапах отмечены отличия при формировании УУД.

Так, на этапе начального разучивания следует уделить внимание определению предполагаемого результата обучения, а также работе с представлениями обучающихся об изучаемом двигательном действии. Можно предложить обучающимся выполнить действия, близкие по технике к вновь изучаемому. При этом устно выделять существенные признаки движения при демонстрации в различных её видах (показ учителя или ученика, изображения, видеоматериалы). Рекомендуется выполнение частей движения по инструкциям, рисункам; выявление грубых ошибок в выполняемом действии, выполнение движения в условиях, в которых необходимо акцентировать внимание на ведущем звене техники.

Для обучения целеполаганию, сравнению и классификации двигательных действий можно использовать подводящие и подготовительные упражнения, выполняемые ранее, для освоения двигательного действия из другого раздела учебной программы с выявлением цели его выполнения, основываясь на предыдущем опыте обучение другому действию. С помощью фронтальной беседы можно помочь обучающимся отнести новое двигательное действие к известной группе упражнений.

На этапе углубленного изучения рекомендуется организация работы по выполнению серии упражнений по таблицам, рисункам, создание условий для концентрации внимания на пространственных, временных или динамических характеристиках техники двигательного действия. Работа с обучающимися направлена на выявление ошибок на основе собственного опыта и наблюдения за другими занимающимися, выявление причин ошибок. Предлагается школьникам самостоятельно незначительно изменить условия и технику выполнения движения в связи с вновь возникшими условиями. На данном этапе необходимо самостоятельно выявлять значительные ошибки при выполнении движения самим учеником и другими занимающимися.

В работе по формированию УУД наибольшее внимание уделяется развитию способности к использованию рациональных способов выполнения того или иного задания. Предлагается выполнить двигательное действие различными способами и их сравнение.

На этапе совершенствования — выявление индивидуальных деталей техники двигательного действия на основе собственного опыта и опыта товарищей; самостоятельное создание различных условий и ситуаций применения упражнения и использование известных способов его выполнения.

Рекомендуется организовать работу по выявлению необходимости в изменениях условий выполнения движения и самостоятельное их изменение; по обоснованию различных способов выполнения действия путем апробации.

Также работа обучающихся на уроке может строиться на создании условий, в которых необходимо концентрировать внимание на отдельной детали техники (например, сочетание с различными действиями), усложнение условий выполнение движения на фоне утомления для выделения групп мышц, которые необходимо в наибольшей степени задействовать в движении при повышающих волевых и физических усилиях.

К вышеперечисленным способам формирования УУД на всех этапах обучения добавляются домашние задания, заключающиеся в написании (или графическом изображении) движений, сходных с изучаемым, в составлении различных условий и ситуаций и их сравнение с изучаемыми на уроке.

Также на каждом этапе обучения движение анализируется и фиксируется в дневнике, не просто заносится изучаемое двигательное действие, но и к какой классификации относится.

Формы организации образовательного процесса.

Уроки физической культуры — это основная форма организации учебной деятельности учащихся в процессе освоения ими содержания предмета. В основной школе уроки физической культуры подразделяются на три типа: уроки с образовательно-познавательной направленностью, уроки с образовательно-обучающей направленностью и уроки с образовательно-тренировочной направленностью. В целом каждый из типов уроков физической культуры носит образовательную направленность и по возможности должен включать школьников в различные формы самостоятельной деятельности (самостоятельные упражнения и учебные задания). Основные методы (продуктивные и репродуктивные и т.д.) работы на уроке: словесный; демонстрации; разучивания упражнений; совершенствования двигательных действий и воспитания физических качеств; игровой и соревновательный. В работе используются разные формы организации деятельности учащихся на уроке – индивидуальная, групповая, фронтальная, поточная, круговая, дифференцированная и варьируются виды деятельности в рамках одного урока. В этом возрасте рекомендуется применять метод индивидуальных занятий, дополнительных упражнений, заданий по овладению двигательными действиями, развитию физических способностей с учетом типа телосложения, склонностей, физической и технико-тактической подготовленности.

Источник

Adblock
detector