Меню

упражнения на формирование умения классифицировать

Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.
методическая разработка на тему

Комплекс упражнений поможет активизировать исследовательскую деятельность ребёнка и осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_na_formirovanie_issledovatelskih_umeniy_i_navykov._shirgazina_r.k.docx 397.59 КБ

Предварительный просмотр:

Ширгазина Рузиля Кашифовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 46 с УИОП

Упражнения на формирование исследовательских умений и навыков.

Давно выяснено, что каждый ребенок от природы любознателен и полон желания учиться и именно на начальной ступени обучения он стремиться к творчеству, познанию и активной деятельности. В данном аспекте, исследовательская деятельность является одним из важнейших способов получения ребенком представления об окружающем мире.

Начинать организацию исследовательской деятельности целесообразно с первого класса. В первом классе в своей работе я использовала специальные игры и занятия, позволяющие активизировать исследовательскую деятельность ребёнка, помогающие осваивать первичные навыки проведения самостоятельных исследований. Применять метод исследовательской деятельности я стала с первоклассниками, используя упражнения Е.Ю. Коростылевой – умение классифицировать, умение давать определения понятиям — на уроках обучения грамоте и окружающего мира.

Упражнение «Кто лишний?»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: учителем предлагается логический ряд, где необходимо выбрать лишнее слово или картинку. Возможен вариант, когда лишние слова можно объединить по какому- либо принципу.

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: прочитайте предложенные ниже слова и найдите пару

Упражнение «Узнай по описанию»

Цель: развитие умений давать определения понятиям — описание предметов.

Задание: учитель показывает предмет учащимся класса, один ученик выходит из кабинета, дети не называя предмет, описывают, а ученик должен отгадать предмет по описанию.

В последующих классах упражнения остаются те же, но задания усложняются.

Упражнение «Что это?»

Цель: развитие умений давать определения понятиям.

1.Зацвела весной бела – весь овражек замела! И не снегом – лепестками. Кто она, узнайте сами! (черёмуха)

2.Маленький Тимошка, голова да ножка,

Подрастёт немножко, попадёт в лукошко. ( гриб)

3. Затерянный и одинокий, вблизи тропинки полевой скрывает он во ржи высокой осколок неба над землёй. (василёк)

4. Длинноногие сестрички вышли стайкой на лужок, словно снег у них

реснички и, как солнышко глазок. (ромашки)

5. По заснеженной лужайке ходит мальчик в белой майке. ( подснежник)

Упражнение «Найди пару»

Цель: развитие умений классифицировать

Задание: подберите парные имена существительные женского рода к существительным мужского рода на тему Домашние животные и птицы.

Бык – корова петух — …(курица)

Баран — … (овца) гусь — …(гусыня)

Козёл — … (коза) конь — …(лошадь)

Упражнение «А может быть…»

Цель: развитие умений выдвигать гипотезы

Задание: учитель задает наводящий вопрос по теме урок (Например: Почему бывают день и ночь? ), учащиеся должны сделать предположение, начав свой ответ со слов: «А может быть…».

Упражнение «Полезный – бесполезный»

Цель: развитие умений анализировать и выдвигать гипотезы

Задание: учитель сначала предлагает ряд слов (предметы мебели, растения, животные и т.д.) и предлагает определенную ситуацию. Учащиеся должны выделить полезные и бесполезные предметы. К тем предметам, которые оказались бесполезными учащиеся должны придумать условия, пи которых и они бы стали полезными. Возможно и действие от обратного если учитель задает вопрос: «При каких условиях эти же предметы могут быть совершенно бесполезны и даже вредны?»

Упражнение «Что скрывает черный ящик»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: учитель прячет в коробку предмет, непосредственно связанный с темой урока. Учащиеся должны задавать вопросы, которые помогут догадаться, что лежит в ящике. Но вопросы должны быть такими, чтобы ответ на них был «Да» или «Нет».

Упражнение «Кто о чем»

Цель: развитие умения задавать вопросы

Задание: ученику, вышедшему к доске, учитель дает несколько карточек с вопросами. Он, не читая вопроса вслух и не показывая, что написано на карточке, громко отвечает на него. Например, на карточке написано: «Вы любите фрукты?» Учащийся отвечает «Я люблю яблоки». Всем остальным надо угадать, какой вопрос был задан.

Упражнение по математике – умение видеть проблему.

Введение математических понятий представляет также много возможностей

для организации проблемных ситуаций в классе. Например, ученик получил

задания: «К 2 прибавь 5 и помножь на 3». И другое: «К 2 прибавь 5,

помноженное на 3». Можно записать обе задачи и вычислить следующим образом:

Такая запись вызывает удивления у детей. После анализа действий

учащиеся приходят к выводу, что два разных результата могут быть правильным

и зависит от того, в какой очередности выполнять сложение и умножение.

Возникает проблемный вопрос, как записать этот пример, чтобы получить

правильный ответ. Вопрос побуждает детей к поискам, в результате чего они

приходят к понятию скобок. После вписывания скобок, задача принимает вид:

Упражнение «Сочини сказку».

Цель: умение видеть проблему.

Задание: сочините сказку самостоятельно, используя приведённое начало

1. На море – на океане, на острове – не Буяне стояла небольшая ветхая избушка; в той избушке жили старик да старуха…

2. Жил – был царь, у него было три дочери, да такие красавицы. Что ни в сказке сказать, ни пером описать…

3. Жил – был мужик; у него было три сына…

4. В некотором царстве, в некотором государстве жил – был…

Упражнение «Кто я? Что я?»

Цель: развитие умение создавать кластеры

Задание: на доске предлагается спайдограмма, которую необходимо заполнить. ( Можно заполнить середину, написав тему, например «Имя существительное», а также можно сделать подписи под стрелками, дав возможность учащимся определить тему по ассоциации )

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В документе содержатся краткие описания «Методики развития общих исследовательских умений и навыков школьников» и рекомендации по организации работы на уроке: примерные задания, упражнения и т.п.

Данное дидактическое пособие было создано с учетом календарно-тематического планирования к УМК «Мы и окружающий мир» Н.Я. Дмитриева, А.Н. Казакова.Также, прописаны методические реком.

В концепции Федеральных государственных стандартов 2 поколения определено понимание основного результата образования как индивидуального прогресса в основных сферах личностного развития, достиг.

Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.

В арсенале инновационных педагогических средств и методов особое место занимает исследовательская творческая деятельность. Исследовательская работа вырабатывает у учащихся исследовательские навыки, фо.

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо.

В современной литературе по педагогике и педагогической психо¬логии нередко приходится сталкиваться с тем, что понятия «проект¬ное обучение» и «исследовательское обучение», «метод проектов» и «исследо.

Источник

Дидактические игры направленные на формирование умения обобщать, сравнивать, выявлять признаки, обобщать, классифицировать

Тиунова Елена
Дидактические игры направленные на формирование умения обобщать, сравнивать, выявлять признаки, обобщать, классифицировать

1 блок: Дидактические игры, направленные на формирование умения выделять существенные признаки предметов

1. Дидактическая игра «Для чего нужен предмет?» Развивать у детей сообразительность активность и самостоятельность мышления, закреплять знания детей о назначении предметов обихода, инструментов, орудий труда; умение рассказать о предметах, используя слова – действия и слова – признаки.

2. Дидактическая игра «От зернышка до булочки» Закреплять и систематизировать знания детей о том, как выращивают и производят хлеб;активизировать в речи детей слова: сеялка, борона, элеватор, комбайн, завод и т. д.

3. Дидактическая игра «Умные машины» Закреплять знания детей о том,что в работе людям помогают разные машины: учить группировать машины по одному признаку: по их назначению, упражнять в правильном назывании машин,активизировать словарь детей словами: бульдозер, подъемный кран, «Скорая медицинская помощь», грузовой автомобиль, снегоуборочная машина и т. д.

4. Дидактическая игра «Кто больше знает?» Обогащать знания детей об окружающих их предметах; закрепить умение детей называть предметы, уточняя их свойства, признаки и назначение.

5. Дидактическая игра «Кто подойдет, пусть возьмет!» Упражнять детей в умении рассказывать о предмете, выделяя его наиболее характерные признаки: цвет, форму, качество и его назначение; по описанию находить нужный предмет, узнавать орудия труда и кем они используются в работе.

2 блок: Дидактические игры, направленные на формирование

умения сравнивать, сопоставлять

1. Дидактическая игра «Что изменилось?» Формировать у дошкольников наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять, делать выводы и заключения, умение замечать незначительные, малозаметные изменения, происходящие с предметами, сопровождая все свои действия речью.

2. Дидактическая игра «Из чего и кем сделано?» Уточнить знания детей о том, из каких тканей на фабрике шьют одежду, активизировать в речи детей такие слова, как льняная, хлопчатобумажная, сделанная из хлопка, парчи, шелка.

3. Дидактическая игра «Да – нет» Учить детей мыслить, логично задавать вопросы, делать правильные умозаключения, сопоставив их с вопросами.

4. Дидактическая игра «Похож – не похож» Учить детей сравнивать предметы, находить в них признаки различия, сходства, узнавать предметы по описанию.

5. Дидактическая игра «Придумай предложение» Развивать у детей речевую активность, быстроту мышления; закрепить умение детей самостоятельно составлять предложения с названным словом, сравнивая и сопоставляя свое предложение с предыдущим.

6. Дидактическая игра «Было – будет» Уточнить представления детей о прошлом, настоящем и будущем времени; совершенствовать умение детей отвечать на слова стихотворения словами «есть», «было», «будет».

7. Дидактическая игра «Найди такую же» Совершенствовать умение детей сравнивать предметы, находить в них признаки сходства и различия; сопровождая свою речь четкими высказываниями.

3 блок: Дидактические игры, направленные на формирование

умения обобщать и классифицировать предметы

по различным признакам

1. Дидактическая игра «Первоклассник» Закрепить знание детей о предметах, необходимых для учебы, сформировать умение выделять школьные принадлежности из ряда других.

2. Дидактическая игра «Кто потрудился?» Расширять и уточнять знания детей о труде взрослых,научить группировать предметы по месту их производства: фабрика, завод, колхоз, объясняя свой выбор.

3. Дидактическая игра «Кто быстрее?»Уточнять и расширять знания детей о видах спорта: зимних и летних; расширять словарь детей словами, обозначающие разные виды спорта.

4. Дидактическая игра «Отвечай быстро» Закреплять умение детей классифицировать предметы по цвету, форме, качеству; приучать быстро думать и отвечать; активизировать в речи детей слова, обозначающие цвет, форму, величину.

5. Дидактическая игра «Охотник» Упражнять детей в умении классифицировать и называть животных, рыб и птиц.

6. Дидактическая игра «Вершки – корешки» Совершенствовать умение детей классифицироватьпредметы по принципу: что съедобно – корень или плоды на стебле.

7. Дидактическая игра «Кому что нужно?» Совершенствовать умение детей классифицировать предметы, называть предметы, необходимые людям определенной профессии.

8. Дидактическая игра «Что где растет?» Закреплять знания детей о растениях; развивать умение устанавливать пространственные связи между предметами, группировать растения по месту их произрастания; активизировать в речи детей слова, обозначающие растения.

Неделя игр и игрушки старшая группа Неделя игр и игрушки (старшая группа). Понедельник: Утро: Д/игра «Собери цветок» Цель: развивать логическое мышление; закрепить знания.

Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.

Источник

Читайте также:  основные физические упражнения на картинках
Adblock
detector