Меню

упражнения на формирование школьных навыков

Сборник упражнений для развития познавательных процессов «Тренинг когнитивных способностей младших школьников»

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ШАХТЕРСКА

ШАХТЕРСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА І-ІІІ СТУПЕНЕЙ № 14

(сборник упражнений для развития познавательных процессов)

«Воспитанники могут успешно учиться только

тогда, когда они умеют наблюдать, думать,

выражать мысль, читать, писать,

думая читать и читая думать»

С 2012 года я, Костюченко Л. Л., в своей педагогической деятельности работаю над проблемой развития когнитивных качеств младших школьников через использование упражнений для развития когнитивных способностей. Целью данной работы является систематизирование форм и методов развития когнитивных качеств и способностей младших школьников в процессе обучения.

Обучение представляет собой педагогическое взаимодействие ученика и учителя, за время которого развиваются когнитивные качества обучаемого. В процессе образования ученик приобретает знания об объектах и предметах окружающего мира, создает субъективно новый или объективно новый продукт.

Когнитивные качества включают в себя:

— физические и физиологические качества: умения видеть, слышать, осязать, чувствовать изучаемый объект с помощью обоняния, вкуса; развитая работоспособность, энергетичность;

— интеллектуальные качества: любознательность, эрудированность, вдумчивость, сообразительность, логичность, «коэффициент интеллекта», осмысленность, обоснованность, аргументированность, способности к анализу и синтезу, способность находить аналогии, использовать различные формы доказательств.

Когнитивное развитие ребенка непосредственно связано с развитием его когнитивных способностей. В психолого-педагогической литературе нет единства в понимании «когнитивных способностей», а, следовательно, нет единства и в терминологии. В разных источниках синонимами являются понятия «когнитивные способности» — «общие способности» — «умственные способности» -«ментальные способности» — «познавательные способности», в зависимости от того, какое именно содержание авторы вкладывают в понятие «когнитивные способности». Так или иначе, когнитивные способности относятся к общим способностям. От когнитивных способностей зависит успешное овладение любым видом деятельности, в том числе и обучением. Они охватывают сенсорные, интеллектуальные, творческие способности. Когнитивные способности находят применение и развиваются в процессе усвоения знаний по различным разделам образовательных программ. Формирование когнитивных способностей включено в становление образных форм познания действительности: восприятие, образную память, наглядно-образное мышление, воображение, т. е. в создание образного фундамента интеллекта. Таким образом, развивая и тренируя познавательные процессы младших школьников в процессе обучения, мы, учителя, развиваем когнитивные способности учеников: умение видеть, представлять, запоминать, мыслить. Для развития когнитивных качеств и способностей в своей деятельности использую: дидактические игры, интеллектуальные игры и упражнения для развития когнитивных способностей.

В данном пособии мною систематизированы упражнения, направленные на развитие и тренировку познавательных процессов младших школьников: восприятие, мышление, память, воображение. Учебное пособие может быть использовано во время занятий в качестве дидактического материала, а также во внеурочное время для домашней самостоятельной работы.

Источник

Сборник занятий, игр, упражнений, направленный на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников

ООО «Центр независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования»

(занятия, игры, упражнения, направленные на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников)

«Страна понимания» (занятия, игры, упражнения на формирование коммуникативных компетенций у младших школьников). – Екатеринбург: ООО «Центр независимой оценки квалификаций и дополнительного профессионального образования», 2019.

Составители: Воронкина И.Н.

Должикова Н.В., председатель областной

территориальной психолого-медико-педагогической комиссии,

практический психолог международного уровня

Рецензент: Должикова Н.В.

В сборнике представлены занятия, упражнения, игры на формирование коммуникативных компетенций младших школьников в процессе внеучебной деятельности.

Дана методика их проведения и рекомендации по их использованию.

Сборник предназначен для учителей начальных классов, а также для всех, кого интересует проблема развития коммуникативных компетенций младших школьников.

РАЗДЕЛ 2. «Что такое сотрудничество?» (цикл занятий)

РАЗДЕЛ 3. Методические рекомендации по проведению диагностики коммуникативных умений младших школьников

Формирование коммуникативных компетенций является важнейшим аспектом речевого и общего развития личности младшего школьника.

В настоящее время проблема формирования коммуникативных компетенций является актуальной, так как наблюдения в педагогической деятельности позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции у младших школьников недостаточно развиты, они не могут точно выражать свои мысли, просьбы, правильно сформулировать предложение, лексически верно произнести речь, донести информацию до собеседника, добиться обратной связи, что в свое время приводит к конфликтным ситуациям. Наблюдения во время педагогической деятельности, изучение теоретической литературы позволили убедиться в том, что коммуникативные компетенции успешно развиваются у младших школьников в процессе внеучебной деятельности, если использовать специальные упражнения, задания, проводить систематические занятия.

В данном сборнике представлены занятия, игры, упражнения, способствующие формированию коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности и рекомендации по практическому их использованию.

К сожалению, не все педагоги систематически используют различные упражнения, задания, проводят занятия в своей педагогической деятельности, это прежде всего, объясняется тем, что в современной литературе для учителей начальных классов существует множество программ, пособий и учителю предоставлена возможность выбора, но из-за недостатка времени у них нет возможности для индивидуального подбора материала, который бы соответствовал индивидуальным и возрастным особенностям детей.

Мы отобрали материал, обобщили и представили его в сборнике, содержащем занятия по формированию коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности. Они подобраны с учетом возрастных психологических особенностей детей младшего школьного возраста. В сборнике представлены методика проведения и рекомендации по проведению занятий.

Цель данного сборника – обеспечить условия для формирования коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности у младших школьников через использование в работе учителя различных методов, форм, средств работы.

Мы считаем, что данный сборник, содержащий различные занятия, может послужить не только средством развития коммуникативных компетенций в процессе внеучебной деятельности, но и средством развития нравственных, эстетических качеств личности, предотвратит образование конфликтных ситуаций, а в дальнейшем будет способствовать благоприятной психологической среде в школе.

Раздел 1. «Страна понимания» (цикл занятий).

Раздел 2. «Что такое сотрудничество?» (цикл занятий).

Раздел 3. Методические рекомендации по проведению диагностики коммуникативных умений младших школьников.

РАЗДЕЛ 1. «Страна понимания»

ЗАНЯТИЕ 1. ЭТИ РАЗНЫЕ, РАЗНЫЕ ЛЮДИ

Цель : Развитие внимания к окружающим людям, развитие устной связной речи, воспитание внимания к имени окружающих и собственному; развитие умения общаться со взрослыми и сверстниками.

1. Давайте познакомимся

Цель: Позволяет участникам познакомиться друг с другом, привыкнуть, адаптироваться в новой среде.

Упражнение проводится в кругу. Каждый участник называет себя по имени (если хочет, то что-то рассказывает о себе, своем имени).

Цель: Способствует запоминанию имен всех участников группы, продолжает знакомство.

Первый участник (например, слева от ведущего) называет свое имя. Следующий – повторяет его, затем называет свое. Третий участник повторяет два имени и называет свое. И так по кругу. Упражнение заканчивается, когда первый участник назовет по именам всю группу.

Цель: Способствует созданию комфортной обстановки для каждого участника, осознанию своей коммуникативной задачи.

Каждый участник говорит по кругу о том, какое звучание его имени ему больше нравится. (Лена, Леночка, Алена, Елена…) и какое не нравится. Как он хочет, чтобы его называли в группе.

После этого упражнения можно опять повторить, кого как будут теперь звать в группе (Лена или Леночка и т.д.).

4 . Давайте поздороваемся

Цель: Продолжить знакомство, создать психологически непринужденную атмосферу.

В начале упражнения говорится о разных способах приветствия, реально существующих и шуточных. Детям предлагается поздороваться плечом, спиной, рукой, носом, щекой, выдумать свой собственный необыкновенный способ приветствия для сегодняшнего занятия и поздороваться им. (Для каждого последующего занятия придумывается новый, ранее не использованный способ приветствия!).

5. Встаньте все те, кто…

Цель: Развитие внимания, наблюдательности, умение понимать значение слов и конструкций, а так же продолжения группового знакомства.

Ведущий предлагает встать тем, кто…

— радуется хорошей погоде,

— имеет младшую сестру,

— любит дарить цветы и т.д.

При желании роль ведущего могут выполнять дети. После завершения упражнения детям задаются вопросы, подводящие итоги игры:

— Сейчас мы посмотрим, кто у нас в группе оказался самым внимательным. Кто из ребят запомнил, кто у нас в группе любит сладкое? У кого есть младшая сестра? и т.д. Затем вопросы усложняются (включают в себя две переменные):

— Кто у нас в группе любит сладкое и имеет младшею сестру? Каждый вопрос адресуется конкретному ребенку, если он не может ответить сам – ему помогает группа.

Цель: Развитие внимательности и умение описывать то, что видел, продолжение знакомства.

Упражнение выполняется в парах (одновременно всеми участниками).

Дети стоят спиной друг к другу и по очереди описывают прическу, одежду и лицо своего партнера.

Потом описание сравнивается с оригиналом и делается вывод о том, на сколько ребенок был точен.

Цель: Развитие внимания и внимательности, необходимые для эффективного общения, умение ориентироваться в ситуации общения.

Каждый ребенок по очереди становиться водящим. Водящий выходит из комнаты. За это время в группе производится несколько изменений в одежде, можно пересесть на другое место (но не больше двух – трех изменений; все производимые изменения должны быть видимые). Задача водящего – правильно подметить происшедшие изменения.

Цель: Развитие сплоченности и взаимодействия между младшими школьниками.

Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Это процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.

В первый день тренинга детям предлагается единый для всех дней ритуал прощания, который должен содержать в себе взаимодействия (всеобщее рукопожатие, похлопывание по плечу, встать в круг и, положив руки на плечи друг другу покачиваться из стороны в сторону и т.п.)

Цель: Развитие умения слушать собеседника, анализировать его речь и свою; развитие наблюдательности, внимания к чувствам других людей; умение сотрудничать со сверстниками, договариваться, приходить к общему решению, развитие чувства коллектива.

Каждое занятие начинается с нового приветствия, с того, каким не здоровались на предыдущем занятии. Упражнение продолжает знакомство, создает психологически комфортную атмосферу.

2. Как ты себя чувствуешь?

Цель: Развитие внимательности, эмпатии, умения чувствовать настроение другого, приходить ему на помощь.

Упражнение выполняется по кругу. Каждый ребенок внимательно смотрит на своего соседа слева и пытается догадаться, как тот себя чувствует, рассказывает об этом.

Ребенок, состояние которого описывается, слушает и затем соглашается со сказанным или не соглашается, дополняет.

Цель: Развитие умения описывать свое настроение, распознавать настроения других, благодарить за оказанную ему помощь, развитие эмпатии.

Детям предлагается поведать остальным о своем настроении: его можно нарисовать, можно сравнить с каким-либо цветом, животным, состоянием, можно показать его в движении – все зависит от фантазии и желания ребенка.

4. Подарок на всех (цветик — семицветик)

Цель: Развитие чувства коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками, осуществлять взаимопомощь в процессе общения.

Детям дается задание: «Если бы ты был волшебником и мог творить чудеса, то что бы ты подарил сейчас всем нам вместе?» Или: «Если бы у нас был цветик – семицветик, какое бы желание ты загадал?» Каждый ребенок загадывает одно желание, оторвав от общего цветка один лепесток.

Лети, лети, лепесток, через запад на восток,

Через север, через юг, возвращайся, сделав круг,

Лишь коснешься ты земли, быть по–моему вели.

В конце можно провести конкурс на самое лучшее желание для всех.

5 . Портрет самого лучшего друга

Цель: Развитие анализа и самоанализа совместной деятельности.

Детям дается задание нарисовать портрет своего самого лучшего друга. Затем проводится беседа:

— Кого ты считаешь своим самым хорошим, самым лучшим другом?

— Какими качествами обладает этот человек?

— Хотите ли вы, чтобы вас считали хорошим другом?

— Что для этого надо делать, как себя вести?

В ходе общего обсуждения формулируются правила радостного общения, которые рисуют в доступной для детей схематичной форме или же записывают их на листе ватмана печатными буквами (если дети уже умеют читать). Например:

— Делись с ними, учись играть и заниматься вместе.

— Останови друга, если он делает что-то плохое. Скажи ему, если он в чем-то не прав.

— Не ссорься, не спорь по пустякам; играй со всеми дружно.

— Если поступил плохо, не бойся признаться в этом, извинись.

— Спокойно принимай советы и помощь других ребят.

— Не радуйся, когда кто-то проигрывает. Если можешь, помоги ему.

— Если проиграл сам, не срывай злость на других, может быть, ты выиграешь в следующий раз.

Цель: Развитие дружеских, сплоченных отношений между детьми.

Заканчиваются все дни тренинга одним и тем же прощанием. Это процедура единого прощания объединяет детей и связывает все дни тренинга в единую программу.

ЗАНЯТИЕ 3.ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: ИНТОНАЦИЯ

Цель: Знакомство с интонированием речи: развитие внимания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других; умение осуществлять взаимопомощь, приходить к общему решению в процессе общения.

1 . Давайте познакомимся

2. Этюд на различные позиции в общении

Цель: Прочувствование различных позиций в общении, развитие умения строить высказывание в определенной композиционной форме, понимание авторской позиции, умение общаться со сверстниками.

Детям дается задание разбиться на пары. Общение в парах проходит в диалоговом режиме. Для общения предлагаются интересные и актуальные для детей темы: «Мое любимое животное», «Мой самый радостный день в прошлом месяце» и пр.

Сначала ситуация общения организуется, когда оба ребенка сидят лицом друг к другу; затем один ребенок сидит на стуле, а другой около своего стула (дети меняются местами); затем дети, сидя на стуле спиной друг к другу, продолжают разговор.

После этого у детей спрашивают о впечатлении, настроении, возникшем в процессе общения. Как больше понравилось общаться? Почему?

3 . Руки знакомятся. Руки ссорятся. Руки мирятся

Цель : Соотнесение человека и его тактильного образа, снятие телесных барьеров; развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновение, умение общаться со сверстниками.

Упражнение выполняется в парах с закрытыми глазами, дети сидят напротив друг друга на расстоянии вытянутой руки.

Взрослый дает задания (каждое задание выполняется 2-3 минуты):

— Закройте глаза, протяните навстречу друг другу руки, познакомьтесь одними руками. Постарайтесь получше узнать своего соседа. Опустите руки.

— Снова вытяните руки вперед, найдите руки соседа. Ваши руки ссорятся. Опустите руки.

— Ваши руки снова ищут друг друга. Они хотят помириться. Ваши руки мирятся, они просят прощения, вы расстаетесь друзьями.

Обсудите, как проходило упражнение, какие чувства возникали в ходе упражнения, что понравилось больше.

4 . Волшебные средства понимания

Цель: Развитие умения осуществлять взаимопомощь в процессе общения.

Вводная беседа направлена на осознание того, что можно помочь человеку, которому грустно, плохо, что в силах каждого оказать помощь всем нуждающимся в ней, понимание того, что конкретно для этого можно сделать.

— Что вам помогает, когда вам трудно, плохо, когда вы провинились, когда вас обидели?

— Что особенного умеют делать люди, с которыми нам принято общаться, что их отличает? (Улыбка, умение слушать, контакт глаз, добрый ласковый голос, мягкие нерезкие жесты, приятные прикосновения, вежливые слова, умение понять человека.)

— Почему эти средства понимания мы можем назвать «волшебными»?

— Можем ли мы с вами принять эти «волшебные» средства, когда?

5 . Кто тебя позвал, узнай

Цель: Развитие чувствования детьми друг друга, дифференцировка слухового восприятия, соотнесение человека и его звукового образа, развитие эмпатии.

Дети, каждый по очереди, становится в конец комнаты и закрывают глаза – водят. Два человека из группы по очереди зовут водящего по имени. Задача водящего – отгадать, догадаться, кто его позвал. Если дети хорошо знакомы друг с другом, то можно усложнить задание, предложив детям изменить голос.

Цель: Развитие у детей понимания и чувствования друг друга, дифференцировка слухового восприятия, развитие эмпатии.

Ведущий вводит понятие об интонации. Затем детям предлагается по очереди повторить с различными чувствами с различной интонацией различные фразы (зло, радостно, задумчиво, с обидой):

— Дай мне игрушку и др.

Цель: Узнать, насколько у детей сформировано представление об интонации.

— С каким «волшебным» средством понимания вы сегодня познакомились? (МИМИКА, ЖЕСТЫ, ИНТОНАЦИЯ .)

— Что такое интонация?

— Как применяли в общении интонацию?

— Какие результаты при этом получили?

ЗАНЯТИЕ 4. ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: МИМИКА

Цель: Знакомство с мимическими выражениями: развитие внимания, сочувствие, внимательности ко всем детям в группе, умения самостоятельно выражать просьбу и излагать ее понятно, отрицательного отношения к безразличию и безучастности к проблемам других, умение осуществлять взаимопомощь в процессе общения

1 . Давайте познакомимся (см. занятие 1)

2 . Воспоминание о законном средстве понимания

Читайте также:  упражнения на расслабление мышц после упражнений

Цель: Знакомство детей с новым «волшебным» средством понимания.

— С каким «волшебным» средством понимания познакомились на прошлом занятии? Что это такое?

— Как еще можно узнать о настроении человека?

Какие выражения лица вы знаете?

— Как они называются, о чем они нам говорят?

( О настроении человека, с которым мы обещаемся.) Далее взрослый рассказывает о мимике.

Цель: Способствует развитию понимания мимических выражений и выражения лица, умение понимать значение слов.

Руководитель вывешивает на доске различные картинки, маски:

Задача детей – определить какое чувство выражает маска (можно использовать рис. 16).

Цель: Умение различать мимику и в случае необходимости приходить на помощь, самостоятельно, сознательно пользоваться мимикой для выражения своих эмоций.

Каждому из участников дается задание – выразить с помощью мимики горе, радость, боль, страх, удивление… Остальные участники должны определить, что пытался изобразить участник.

5 . Ролевое проигрывание ситуаций

Цель: Развитие умения осуществлять взаимопомощь в процессе общения, эмпатии, умения самостоятельно отзываться на просьбу другого ребенка, помогать ему.

Упражнение выполняется в парах, оно направлено на конкретную проработку, применение «волшебных» средств понимания. Воспользовавшись «волшебными» средствами понимания, дети должны помочь:

плачущему ребенку, он потерял мячик;

мама пришла с работы, она очень устала;

товарищ в классе сидит грустный, у него заболела мама;

ваш друг плачет, он получил плохую оценку;

девочка-соседка попросила тебя сделать ей аппликацию.

Необходимо подобрать столько ситуаций, чтобы каждый ребенок смог выполнить задание.

Цель: Развитие эмпатии, творческого воображения, умения осуществлять взаимопомощь в процессе деятельности (делиться исходным материалом), умения договариваться, приходить к общему мнению.

Детям дается задание: «Нарисуйте доброе животное и назовите его ласковым именем», наградите его каким-нибудь «волшебным» средством понимания.

Рисование проводится под тихую, спокойную му­зыку, красками или яркими мелками, фломастерами на нелинованных белых листах.

Затем устраивается выставка рисунков добрых жи­вотных, проводится обсуждение рисунков. (Что говорит о том, что это животное доброе? Какие средства использовал художник? и т. д.)

7 . Подведение итогов занятия

Цель: Узнать, насколько у детей сформированы представления о мимике.

— С каким «волшебным» средством понимания вы сегодня познакомились?

— Что такое мимика? О чем нам может рассказать выражение лица?

— Как применяли в общении мимику?

8 . Прощание (См. занятие 1)

ЗАНЯТИЕ 5. ВОЛШЕБНЫЕ СРЕДСТВА ПОНИМАНИЯ: ПАНТОМИМИКА

Цель: Знакомство с понятием пантомимики и жеста: развитие вни­мания, сочувствия, внимательности ко всем детям в группе, умения общаться со сверстниками, приходить к общему решению, осуществлять взаимопомощь.

1. Давайте познакомимся

2. « Волшебные» средства понимания

Цель: Знакомство детей с новым «волшебным» средством понимания.

— С какими «волшебными» средствами понима­ния мы познакомились на прошлых занятиях? Что это такое?

— Можно ли узнать о настроении человека, не видя его лица, не слыша его голоса? Каким образом? (С по­мощью пантомимики.)

— Вспомните, какие жесты вы знаете, и какие жесты вы используете при общении. Поздоровайтесь с по­мощью только жеста, попрощайтесь, позовите друга.

Цель: Развитие сензитивности и соотнесения тактиль­ных образов. Водящий сидит на стуле в дальнем конце комнаты в расслабленной позе с закрытыми глазами.

Один человек из группы подходит к водящему и протягивает ему в руки свою одну руку. Водящий ребенок внимательно исследует ее с закрытыми глазами. Как только водящий считает, что он достаточно хорошо запомнил руку, он говорит: «Все».

Тогда все участники группы одновременно протя­гивают ему свои руки, и водящий пытается найти сре­ди этого множества рук именно ту руку, которую ему давали первоначально. Обычно, выполняя это зада­ние, дети трогают по очереди руки товарищей, гово­ря «не та», отодвигают руку, не соответствующую сформированному тактильному образу.

4. Волшебные заросли

Цель: Снятие телесных барьеров, развитие умения общаться со сверстниками, добиваться своей коммуникативной цели приемлемыми способами общения.

Каждый участник (по очереди) пытается проник­нуть в центр круга, образованного тесно прижавши­мися друг к другу «волшебными водорослями» — все­ми остальными участниками.

«Водоросли» понимают человеческую речь и чув­ствуют прикосновения и могут расслабиться и про­пустить участника в центр круга, а могут и не пропус­тить его, если их плохо «просят».

Затем следует обсуждение: когда водоросли рассту­пались? Когда нет?

5 . Пантомимические этюды

Цель: Развитие способности общаться с помощью пан­томимики.

Детям предлагается пройтись так, как в их представлении ходит:

— маленькая девочка в хорошем настроении;

— ребенок, который учится ходить;

Цель: Развитие умения выражать свои чувства и понимать чувства другого через прикосновения.

Упражнение предваряется разговором о том, какие эмоции существуют и как они выражаются (мимика, пантомимика, голос). Один; человек (ведущий) закры­вает глаза. К нему по очереди подходят двое из участ­ников группы и выражают свое отношение к этому че­ловеку прикосновением. После двух прикосновений участники рассаживаются по местам, водящий откры­вает глаза и пытается отгадать, кто к нему прикасался, обосновывая свой выбор. Затем проводится обсужде­ние того, что хотели выразить своим прикосновением дети, и того, как ребенок-водящий их понял.

Цель : Развитие умения понимать и чувствовать других, развитие пантомимики, эмпатии.

Группе детей раздаются парные картинки с изоб­ражением различных предметов 11 животных. Задача детей — найти себе подобных, не пользуясь при этом словами и звукоподражанием (то есть только с помо­щью мимики и пантомимики).

В дальнейшем задание может быть усложнено: например, всем раздаются картинки с изображением только птиц (ястребы, вороны, воробьи), затем толь­ко зверей, например семейства кошачьих и т. п.

Усложнить задание можно, предложив детям завя­зать глаза после того, как они посмотрят на картинки. И таким образом собираться в группы.

8. Ролевые проигрывания ситуации

Цель: Развитие умения договариваться, приходить к общему решению, умения общаться со сверстниками.

Упражнение выполняется в парах; оно направле­но на конкретную проработку, применение «вол­шебных» средств общения, развитие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания. Детям задаются игровые ситуации, которые они ин­сценируют.

— Ты участвовал в соревновании, занял первое ме­сто, а твой друг был почти последним. Твои действия, слова.

— Твой друг попросил у тебя твою любимую игрушку, а вернул ее сломанной.

— Мама принесла три апельсина: тебе и твоему другу. Как ты их поделишь? Почему?

— Ребята играют в интересную игру, а ты опоздал к началу. Попроси, чтоб тебя приняли в игру. Что ты будешь делать, если тебе откажут, не возьмут играть?

9 . Подведение итогов занятия

Цель: Узнать, насколько дети различают «волшебные» средства понимания.

Как подведение итогов можно на доске вывесить схематические рисунки «волшебных» средств пони­мания, вспомнить их, обсудить (см. рис. 4).

1. Интонация 2. Пантомимика 3. Мимика

Рис. 4. «Волшебные» средства понимания

ЗАНЯТИЕ 6. ТЫ МОЙ ДРУГ И Я ТВОЙ ДРУГ

Цель: Развитие бережного отношения к людям, умения учитывать интересы других, договариваться, приходить к общему решению, умения общаться со сверстниками и взрослыми.

1. Давайте познакомимся

Цель: Развитие способности описывать наблюдаемое, умения выделять существенные для описания дета­ли: использование приемлемых, необидных слов, рас­ширение активного и пассивного словаря детей.

Каждый ребенок по очереди задумывает кого-то из группы и начинает рисовать его словесный портрет — его внешние особенности (а по возможности и внут­ренние, психологические), не называя конкретно име­ни этого человека.

Учитывая уровень развития детей, можно предложить им упражнения на ассоциативное восприятие. (На какое животное похож? На какой цветок? На ка­кой предмет мебели? и т. д.)

3 . Сделаем по кругу друг другу подарок

Цель : Развитие у детей чувствования друг друга, пони­мания настроения другого; развитие эмпатии.

Ведущий дает задание каждому сделать своему соседу справа подарок, но не какой-то конкретный по­дарок, а выдуманный: «Что вы хотели бы подарить именно этому человеку? Подарите тот подарок, ко­торый, по вашему мнению, сейчас ему особенно ну­жен». Подарок можно описать словами или показать жестами.

Цель: Развитие уважения в общении, привычки пользо­ваться вежливыми словами.

Игра проводится с мячом в кругу. Дети бросают друг другу мяч, называя вежливые слова. Затем упраж­нение усложняется: надо называть только слова приветствия (здравствуйте, добрый день, привет), бла­годарности (спасибо, благодарю, пожалуйста), изви­нения (извините, простите, жаль), прощания (до сви­дания, до встречи, спокойной ночи).

В конце упражнения спрашивается, какие чувства вызвали вежливые слова у того, кто их говорил, и у того, кому они были адресованы.

Цель: Развитие чувства коллектива, снятие эмоционального и физического напряжения, обучение согласо­ванности своих движений с окружающими, умение осуществлять взаимопомощь.

Дети встают в одну линию, ставят руки на пояс друг к другу и таким вот «паровозиком» (склеившимися дождевыми капельками) начинают, движение. На пути им встречаются различные препятствия: необходимо перешагнуть через коробки, пройти по импровизиро­ванному мосту, обогнуть большие валуны, проползти под стулом и т. д.

Цель: Отработка навы­ков эффективного взаимодействия и взаимопомощи, эмпатии, умения сотрудничать, договариваться.

Упражнение выполняется в парах. Один ребенок из пары — обладатель красивой и очень любимой им игрушки, с которой он очень любит играть. Другой ребе­нок очень хочет поиграть с этой игрушкой. Его зада­ча — уговорить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Важно: при выполнении этого упражнения ребенку — хозяину игрушки в руки дается любая игрушка, кото­рую он должен представить как свою самую любимую.

Как только хозяин игрушки отдает ее просящему ребенку, упражнение прерывается, и у ребенка спра­шивают, почему он отдал игрушку.

7. Ролевое проигрывание ситуаций

Цель: Проработка и применение «волшебных» средств общения, разви­тие эмпатии, использование уже знакомых средств понимания.

Детям задаются игровые ситуации, которые они инсценируют. Упражнение выполняется коллективно (из группы выбираются участники, разыгрывающие ситуацию, и наблюдатели). Задача актеров — макси­мально естественно проиграть заданную ситуацию, наблюдатели же анализируют увиденное. После кол­лективного обсуждения можно проиграть ситуацию еще раз с теми же самыми актерами (если ранее они сделали это неудачно) или с новыми (для закрепле­ния использования на практике «волшебных» средств понимания).

Примеры проигрываемых ситуаций:

— Ты вышел во двор и увидел, что там дерутся два незнакомых мальчика.

— Тебе очень хочется поиграть с такой же игрушкой, как у одного из ребят вашего класса. Попроси ее.

— Ты очень обидел своего друга. Извинись и по­пробуй помириться.

Цель: Развитие умения выражать свое настроение и чувствовать состояние другого, приходить на помощь товарищу в процессе общения, умения общаться со сверстниками.

1. Давайте познакомимся

Цель: Умение описывать свое настроение, развитие по­нимания настроения других, развитие эмпатии, ассо­циативного мышления.

Создается цветопись настроения группы. Напри­мер, на общем листе ватмана с помощью кpacoк — каж­дый ребенок рисует свое настроение в виде полоски, или облачка, или просто в виде пятна. Возможен дру­гой вариант: из корзинки с разноцветными лепестка­ми из цветной бумаги каждый ребенок выбирает для себя лепесток, цвет которого наиболее подходит к цвету его настроения. Затем все лепестки собира­ются в общую ромашку. Можно предложить детям со­чинить спонтанный танец настроения.

Цель: Развитие эмпатии, навыков культурного, речевого общения и поведения.

— Когда люди улыбаются?

— Какие бывают улыбки?

— Попробуйте их показать. (Дети пробуют улыб­нуться сдержанно, хитро, искренне. )

— Нарисуйте улыбающегося человека.

— Улыбающийся человек, — какой он?

Цель: Развитие понимания, чувствования настроения собеседника в любой ситуации общения.

Объявления конкурс на лучшее изображение радости, страха, гнева; горя (в дальнейшем набор эмо­ций можно расширить). Настроение изображается с помощью мимики и жестов. Затем, когда выражение эмоции найдено, ведущий просит придумать и издать звук, ассоциирующийся у каждого ребенка с этим со­стоянием. Если задание выполняется с трудом, то можно связать его с ситуацией из конкретного жиз­ненного опыта детей: «Вспомни себя, когда ты радо­вался, когда у тебя произошло какое-то приятное событие и т.д.»

Если дети начинают копировать движения другу друга, то задание можно проделать с закрытыми гла­зами и открывать их только тогда, когда выражение нужного состояния будет найдено.

Работа в парах. Выбирается несколько базовых эмоций, например, испуг, удивление, радость, горе. Дети стоят спиной друг к другу, на счет раз-два-три показывают одно и то же состояние не сговариваясь.

Важно как можно лучше научиться чувствовать друг друга. Удачно, когда выбор состояния в паре совпада­ет 2-3 раза подряд.

Разрабатывается единый, всеобщий знак для изобра­жения основных эмоций, например страха, горя, радо­сти. На этом этапе важна работа по обсуждению види­мых признаков, выражающих определенное состояние.

ЗАНЯТИЕ 8. ЕСЛИ БЫ Я БЫЛ ВОЛШЕБНИКОМ

Цель: Развитие творческого воображения и непосредственности в общении со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, приходить к общему решению.

1. Давайте познакомимся

2. Я хороший – я плохой

Цель: Развитие рефлексии и самоанализа совместной деятельности.

Детям предлагается нарисовать рисунок, автопортрет, на котором должны быть нарисованы как их хо­рошие, так и плохие качества. Если дети затрудняют­ся, то можно поговорить с ними о том, какие качества они считают плохими, а какие хорошими и почему. Как можно нарисовать плохое качество, а как хоро­шее? Какого они могут быть цвета и какой формы?

3. Коллективное сочинение сказки

Цель: Развитие творческого воображения, навыков групповой работы: умение учитывать ход сюжета, понимание норм культурного, речевого общения и поведения, подготовка к экзамену.

Детям раздается несколько последовательных картинок (по числу участников) с общим сюжетом, представляющих собой основу для связного расска­за. Каждый выбирает себе одну картинку и готовит по ней рассказ (но все вместе раскладывают картинки по порядку, чтобы иметь представление об общем сюжете). Главный герой сказки — житель Страны Понимания, Мастер общения. Он отправляется в путешествие, и на пути ему встречаются различные люди; он попадает в сложные ситуации: лиса хочет его перехитрить, волк хочет съесть, медведь не хочет помогать. Но все препятствия и испытания он вы­носит с честью.

4. Инсценировка сочиненной сказки

Цель: Отработка навыков эффективного общения («волшебных» средств понимания).

Когда сказка сочинена, она разыгрывается по ролям. Можно инсценировать сказку дважды, при этом актеры меняются ролями.

ЗАНЯТИЕ 9. ЭКЗАМЕН НА ЗВАНИЕ МАСТЕРА ОБЩЕНИЯ

Цель: Подведение итогов обучения, максимальное приближение ситуации общения к жизни, символические признание успехов детей в общении.

1. Давайте познакомимся

2. Экзамен на звание Мастера общения

Экзамен проводится с привлечением других лю­дей воспитателей, родителей, старших и младших детей. Со всеми этими людьми проводится минималь­ная подготовка для наилучшего понимания и исполнения их ролей.

Всю дорогу детей сопровождает ведущий — тренер группы, который спрашивает детей, направляет их. Детям дается задание узнать, где находится Страна Понимания. Из комнаты, в которой проводились основные занятия, группа детей отправляется «в дорогу» (путь, по которому отправляется дети, как-то фиксируется: можно написать названия, повесить указатели, можно сделать какие-то декорации, муляжи).

ПРИМЕРНЫЙ СЦЕНАРИЙ ЭКЗАМЕНА

Путь-дорога приводит детей к берегу реки. Видят: вокруг лес, а на берегу сидит маленький Леший, глядит в воду и горько плаче. Задача детей – утешить и расспросить, чем расстроен Леший. ( Предполагается, что эта ситуация моделирует отношения с младшими. )

На расспросы Леший отвечает: «Меня никто не любит, никто не хочет со мной ни играть, ни дружить, говорят, что я некрасивый…» Задача детей – помочь Лешему, чтобы он не считал себя некрасивым и несчастным. Затем Лешего спрашивают, не знает ли он дорогу в Страну Понимания.

Леший говорит, что не знает точно, но наверняка надо идти через лес, там далеко есть город, наверняка, это и есть Страна Понимания. Дети идут в город через лес. В пути им встречается Лиса, которая говорит, что никакой Страны Понимания на самом деле нет, это все выдумка, и зовет всех детей к себе в гости. ( Лиса говорит одно: ласковые слова, приятные предложения, но интонационно это говорится зло; дети должны подметить эту несогласованность и неподдаться на лживые уговоры Лисы. ) В городе дети встречают множество очень высоких людей, занятых своим делом. Никто не обращает на них внимания. ( Ситуация моделирует психологические взаимоотношения со взрослыми. ) Важно корректно привлечь к себе внимание людей-великанов и спросить, это ли Страна Понимания.

Житель города отвечает, что Страна Понимания находится на другом берегу реки. Там живет мудрейший из мудрых – Волшебник. Дети благодарят великана и идут к реке.

Следующая задача детей – переправиться через импровизированную реку любым творческим способом: построить мостик из шарфиков, перенестись с помощью воздушного шара, соорудив плот и т.д. На другом берегу детей встречает Волшебник. Дети приходят к Волшебнику и задают ему вопрос, где же находится Страна Понимания. Волшебник отвечает: «Все, что видели вокруг себя здесь и видите каждый день, — все это Страна Понимания. Вы всегда в этой стране. Я внимательно наблюдал за вашими успехами в Волшебное зеркало, — вы настоящие Мастера общения и все достойны этого звания». Далее Волшебник вручает детям дипломы о присвоении звания «Мастер общения» и медали за различные заслуги: «За находчивость», «За вежливость», «За желание помочь». [1, с.87]

Читайте также:  какие упражнения нужно делать при боли в мышцах

РАЗДЕЛ 2. Что такое сотрудничество?

Цель: Формировать у детей представления о понятии «сотрудничество», развитие умения общаться со сверстниками и взрослыми, умения договариваться, приходить к общему решению, умение осуществлять взаимопомощь в процессе общения.

ЗАНЯТИЕ 1. ЧТО ТАКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО?

«Я сегодня обрадовался встрече с. » Ведущий обращает внимание на выражение глаз собравшихся детей, на особен­ности взгляда каждого и, не глядя на адресатов, говорит: «Я сегодня обрадовался встрече с одним человеком, у которого ясные, лучистые глаза. », или: «. у которого глаза печаль­ные, взор потуплен, но когда он посмотрел на меня, в гла­зах были доброта и доверие». Дети должны догадаться, оком идет речь.

Загадав несколько человек, ведущий может назначить во­дящего из числа детей, пусть он попытается подобрать точные слова о выражении глаз одноклассников.

«Спасибо тебе за. » Ведущий беседует с детьми о том, что нередко в жизни успех зависит от таких мелочей, как, скажем, умение вовремя сказать спасибо. Выбирается водя­щий из числа детей. Его усаживают в центр круга и называют по одному имена одноклассников. Нужно повернуться лицом к названному человеку, посмотреть ему в глаза, найти, за что его можно поблагодарить, и сказать вслух, например: «Саша, спасибо тебе за то, что ты мне утром улыбнулся»; «Лена, спасибо тебе за то, что ты дала мне на уроке ластик» и т.д.

«Кто лишний?» Выбираются четверо участников. Они по­лучают карточки с изображениями животных, из которых одно — «лишнее», например: тигр, слон, жираф и гусь. Во­дящие распределяют роли между собой и пластически изобра­жают каждый своего животного. Остальные отгадывают, кто изображается, и определяют лишнего в этом ряду. Затем за­дание выполняет вторая четверка и т.д.

Основное содержание занятия

«Что такое сотрудничество?» Ведущий заводит беседу о том, что для выполнения какого-нибудь важного дела необ­ходимы усилия многих людей. Например, в одиночку невоз­можно построить большой дом, корабль, автомобиль, из дать книгу, вырастить большой урожай. Но люди, участвующие в общем деле, должны действовать согласованно, иначе ничего не получится, как это случилось с Лебедем, Раком и Щукой в известной басне Крылова. Необходимо учиться делать сов­местно разные дела, учиться сотрудничеству. Дети включают­ся в беседу, и в результате коллективного обсуждения этой темы на доске возникает надпись: «Сотрудничество — это умение делать дело вместе. Из каких умений складывается умение сотрудничать:

— из умения понять другого;

— из умения договориться;

— из умения уступить, когда очевидна правота другого;

— из умения разумно распределить роли в процессе работы.

Ведущий предлагает перейти от слов к делу и попробовать

сотрудничать в выполнении одного задания. Дети разделяются на пары. Каждая пара получает по два вырезанных из бумаги силуэта варежек. Нужно суметь украсить их узорами или ри­сунками, чтобы варежки были парными, не отличались друг от друга. На выполнение задания дается 5-7 минут.

По окончании работы устраивается обсуждение, в котором каждая пара рассказывает о том, как им удалось договорить­ся, как шла работа, и демонстрирует результат.

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Добрая память (Р. Руднев)

В давние времена существовал на земле один удивительный город. ОН был большой и красивый, жизнь в нем была спо­койная и богатая. Населяли его люди, владеющие различны­ми искусствами и ремеслами. Так и звался этот город: Город

Одно было плохо: каждый мастер был сам по себе, мало было между умельцами единства и согласия. Нет, они не ссо­рились, не дрались, а просто не замечали друг друга: настоль­ко каждый был поглощен своим делом и гордился им. К тому же каждый ремесленник ревностно оберегал секреты своего ремесла. Люди были так заняты, что ни один горожанин, по­павший в беду, не мог рассчитывать на помощь другого. Ни­кто никому не помогал, никто ничем не жертвовал для других, никто не просил о помощи. Порой это было неприятно, но с этим мирились, поскольку это не мешало городу процве­тать и богатеть. Жизнь продолжалась, мирная и спокойная.

Но однажды на город надвинулась беда. Звездочет пред­сказал: скоро на город нападут полчища крыс из дикой стра­ны, они разорят его, уничтожат все припасы, и Городу Мас­теров придет конец. Но звездочета никто не послушал. Мас­тера разошлись по своим мастерским и занялись каждый своим делам.

Однако звездочет тоже знал свое дело: он стал искать в древних книгах указания, как можно избавиться от такой на­пасти. Дни и ночи проводил он в библиотеках и архивах и водном магическом справочнике нашел такое указание: «В море-океане на диком острове растет Дерево Крысиного Стра­ха. Если построить корабль, отправиться на этот остров и со­рвать плод с этого дерева, он поможет избавиться от крыси­ной напасти. Для этого сорванный плод нужно будет закопать на центральной площади, и каждому жителю города придется ежедневно приходить к этому месту в течение трех месяцев и поливать его. Тогда в городе вырастет такое же Дерево Кры­синого Страха, и ни одна крыса не сможет приблизиться к го­родским» стенам. Если же хоть кто-нибудь пропустит хотя бы один день, не придет поливать росток, никакого толку не бу­дет. Дерево не выpaстет».

Звездочет опять стал стучаться во все двери и рассказывать людям об этом средстве. Но мастера опять не хотели его слу­шать. Они были так озабочены своими делами, что до спасе­ния города руки уже не доходили. Лишь один человек — са­пожник Янек — прислушался к словам звездочета. Дел у него было не меньше, чем у других, просто он больше остальных любил свой город всем своим молодым горячим сердцем.

Янек решил взяться за постройку корабля. Но он понимал, что одному ему это не осилить. Он принялся уговаривать зна­комых столяров и плотников помочь ему. Никто не соглашал­ся. Да еще насмехались над ним и над старым звездочетом: «Что стар, что мал: один выжил из ума, а другой еще его не нажил!»

Прошел целый месяц бесплодных поисков и уговоров. Толь­ко одна девушка Марта — сестра сапожника Янека согласи­лась помогать брату. Она была искусной швеей и вышивальщицей. Янек решил строить корабль в одиночку. Марта взя­лась шить паруса и плести канаты. Звездочет учил Янека раз­бираться в картах и ориентироваться по звездам — это приго­дится в дальнем плавании.

Янек купил топор и начал валить деревья в сосновой роще за городом. Он готовил строительный материал для корабля, а горожане только посмеивались над ним. В тяжелых трудах прошло еще два месяца. Бревна были обтесаны. Янек начал распиливать их на доски. Но это была непосильная работа для одного. Марта целыми днями, не разгибаясь, шила пару­са. Но материя была на исходе, к тому же слишком тонкая, чтобы выдержать сильный морской ветер. Силы у брата и се­стры кончались, они были близки к отчаянию. Звездочет, по­нимая, что труды Янека и Марты могут оказаться напрасны­ми, решил прибегнуть к последнему средству. Он взобрался на высокую гору и стал молиться всем четырем сторонам све­та: «Услышьте меня хоть кто-нибудь, кому дорог этот город! Помогите Янеку и Марте! Не дайте пропасть великому труду! Помогите спасти город!»

Мольбу звездочета услышал гном-волшебник, что жил на чердаке городской ратуши. Он понял, что, когда человеческо­го разума и сил не хватает, надо прибегнуть к волшебству. Гном позвал своего черного кота и велел ему бежать по всем цехам и мастерским и уговаривать людей одуматься. Гном произнес заклинание и выпустил кота в город. Кот бежал по городу: от кузнецов к гончарам, от гончаров к кожевникам, от кожевников к портным, к малярам, к жестянщикам. Все лапы сбил в кровь, но к вечеру обежал всех, уговаривая их оставить на время свои дела и помочь Янеку.

Говорящих котов люди еще не видывали. Чудо подействова­ло: люди задумались над его словами, отвлеклись от работы и поняли, что нужно всем вместе предотвратить беду.

Первым на помощь Янеку пришел плотник. Они вместе рас­пилили бревна на доски. Следом подоспели столяры и помог­ли обработать деревянные детали для корабля. Затем пришли корабелы и по чертежам сколотили большой и крепкий ко­рабль. Кузнецы выковали надежные якоря и цепи. Ткачи при­несли прочную пару сную ткань, а портные помогли Марте сшить паруса. Все вместе плели канаты для корабельной оснастки. К кораблю приладили мачты и оснастили корабль всем необходимым. На главную мачту водрузили флаг с гер­бом города, вышитым Мартой. Звездочет принес на готовый корабль карты, компас и астролябию.

Корабль получился на славу — недаром лучшие руки и го­ловы потрудились над ним. Мастерам так понравилось рабо­тать вместе, что они попросили Янека взять их в плавание. Была сформирована команда корабля, и день отплытия насту­пил.

Все горожане собрались на берегу, чтобы проводить смель­чаков в дальний путь. И тут в друг кто-то заметил, что у ко­рабля нет имени. Звездочет заявил, что отправляться в даль­нее плавание без названия корабль не может. Все загалдели, выкрикивая слова для названия, но всех перекрыл голос чер­ного кота. Он выгнул спину дугой и произнес: «Др-р-руж­ба — вот каким должно быть название. Иначе не назовеш­ш-шь!» Все согласились с ним, и на борту корабля вывели это слово: «Дружба».

Три месяца плыл корабль по Морю-океану. И вот мореходы отыскали дикий остров, сорвали заветный плод. И благопо­лучно возвратились в Город Мастеров.

Каждый день каждый житель города приходил на централь­ную площадь и поливал пробивающийся росток. Дерево рос­ло удивительно быстро и день ото дня набирало силу.

И вот часовые сообщили, что орда крыс надвигается на го­род со всех сторон. Крыс было столько, что не видно было ни земли, ни травы. Они шли, уничтожая все на своем пути. Горожане собрались вокруг волшебного дерева и ждали, что будет. И когда первые крысы уже взбирались по городским стенам, на вершине дерева распустился волшебный цветок. И тут крыс как ветром сдуло. Они с большой скоростью уди­рали прочь от города, оставляя за собой разоренные окрест­ности.

Город Мастеров и поныне стоит на том же месте. Потомки тех, кто спас город от гибели, хорошо помнят уроки предков я уже никогда не забывают помогать друг другу, соседям и друзьям. Народ увековечил память о Янеке и Марте, назвав главную площадь их именами. На ней под волшебным дере­вом стоит памятник звездочету. Изображения черного кота и парусника «Дружба» вошли в новый герб города. Помнят люди и имена тех, чьими усилиями удалось спасти город. Только старый гном по-прежнему живет на чердаке городской ратуши, не видимый никому.

ЗАНЯТИЕ 2. Я УМЕЮ ПОНИМАТЬ ДРУГОГО

«Передай чувство». Каждый участник загадывает опреде­ленное чувство и с помощью мимики показывает его соседу. Сосед должен назвать это чувство на ушко первому и показать следующему. Все остальные в это время должны сидеть с за­крытыми глазами. В конце круга сравнивается мимическое изображение чувства у первого и последнего участников, а также сопоставляются названия чувств. Можно воспроизвести всю цепочку толкований: насколько они изменились в ходе игры?

«Извини меня. » Ведущий беседует с детьми о том, как важно уметь вовремя извиниться перед человеком. Многие по­рой чувствуют свою неправоту, но не каждый способен это признать перед другим. Некоторые просто не могут произнес­ти это слово: «извини». А есть и такие, кто извиняется на каждом шагу, за любую мелочь или неловкость. Предложите детям по очереди в роли водящего сказать нескольким одно­классникам (по указанию ведущего): «Извини меня за то, что. »

«Кто лишний?» Повторяется игра с разгадыванием не­скольких изображаемых животных, одно из которых «лишнее». Но на этот раз животных нужно представить не пласти­кой, а при помощи имитации звуков, которые они издают.

Основное содержание занятия

«Что значит понимать дpyгoгo?» Ведущий обсуждает с детьми, как им удается понимать друг друга в различных си­туациях. Как можно научиться видеть явления и события чужими глазами? Далее ведущий назначает водящего из числа тех детей, кто обычно пассивен на занятиях и не слишком по­пулярен в классе. Он произносит начала предложений, кото­рые дети по очереди должны продолжить так, как, по их мне­нию, продолжил бы сам водящий:

«Меня очень огорчает. »

­«Меня о6uжает. » и т.д.

Водящий отмечает, насколько точно дети отгадывают его собственные мнения на этот счет.

Работа со сказкой. После прослушивания и обсуждения сказки дети, разделившись на тройки, выполняют рисунки к ней.

Путевые заметки Оле-Лукойе (О. Юхман)

Было это давным-давно. В одном из старинных замков жила семья Эдамсов. Семья была очень необычной, как и замок, в котором она обитала.

Там постоянно происходили разные чудеса и неожиданнос­ти: то вдруг двери начинали хлопать сами собой, то свечи на люстрах вдруг гасли во всех комнатах разом, то мама начина­ла говорить папиным голосом, то папа — маминым.

Рано утром, когда петухи вот-вот должны прокричать, а все обитатели замка еще спят, в замке начинает твориться нелад­ное. Из разных углов доносятся странные звуки: кряхтенье, чиханье, тяжелые шаги, от которых качается пол, и дрожат стекла — прямо как на корабле во время качки.

Однажды пришлось мне гостить у Эдамсов. Встал я как-то под утро и решил прогуляться по замку, пока вся семья спа­ла. Вошел в гостиную, а там — настоящий бал-маскарад. Ди­ван и кресла гоняются друг за дружкой, а кочерга, выскочив из камина, ставит им подножки. Книги в шкафу в прятки играют — перепрыгивают с полки на полку. А на кухне настоя­щее светопреставление: тарелки выстраиваются в пирамиды, ложки с ножами водят хороводы, металлические чайники с крышками половника собрались в оркестр и гремят что есть мочи. А в залах старинные портреты перескакивают со стенки на стенку, меняясь местами. «Да, — подумалось мне, ­в таком доме не соскучишься!» Жалко, что все Эдамсы еще спали и не видели этого представления.

Со временем я узнал, что в отношениях Эдамсов друг с дру­гом не все хорошо: дети часто капризничают, дерутся, устраивают взрослым разные пакости. А взрослые часто ссорятся друг с другом, кричат на детей, обижают их. Раньше эта семья была веселой и дружной. По утрам они все вместе делали зарядку на поляне и записывали свои рекорды на специальной доске. В выходные они обязательно выезжали за город, там гуляли или катались на велосипедах. На каникулах путе­шествовали все вместе и посетили много дальних стран. По вечерам Эдамсы любили собираться у камина, сочинять волшебные сказки и интересные истории и записывать их в тол­стую книгу в бархатном переплете. Дети рисовали в книге иллюстрации к этим историям. Все это было когда-то, а теперь… Эдамсы порой вздыхают о прошлых добрых временах, они чувствуют, что в замке все изменилось, нет в нем прежнего уюта. Все догадываются, что в замке творится что-то непонятное, по боятся признаться к этом друг другу. Никто не жалуется, что ему страшно и жутко от предрассветным звуком, но каждый страдает поодиночке.

А те обитатели замка, которые были невидимыми и творили все эти бесчинства, очень хотели подружиться с хозяевами.

Они решили устроить ночь ужасов и кошмаров, чтобы познакомиться с Эдамсами поближе.

Однажды ночью родители, уложив детей спать, пробирались по темному замку к своей спальне. И вдруг скатерть из столовой пролетела прямо над их головами. 3а ней проскакала целая конница стульев из гостиной, а портреты на стенах начали переговариваться друг с другом. Взрослые в ужасе прижались к стене и замерли. Но когда кресла из гостиной бросились на них, им пришлось спасаться бегством. Вещи из платяных шкафов, летающие по коридорам, путались у них в ногах, накрывали головы, липли к рукам. Мама не выдержа­ла и громко завизжала.

Читайте также:  упражнения для того чтобы убрать крылья с рук

Проснулись дети и побежали по лестнице на крик, но ков­ры свились в трубы и зашипели по-змеиному. Дети кубарем покатились по ступенькам. Весь замок гудел, трещал и ходил ходуном. То-то натерпелись Эдамсы страху! Они забились в темный чулан и решили там отсидеться, пока не закончится ночной переворот.

Я тоже проснулся и решил помочь перепуганному семей­ству. Как-никак я сказочник и знаю толк в чудесах! Я про­брался в чулан и раскрыл там свой волшебный зонтик. Эдам­сы, выбившись из сил, дремали в объятиях друг друга, и я наслал на них волшебные сны. Они увидели много интерес­ных историй — все, что происходило в замке, пока они спали все предыдущие месяцы.

Утром каждый проснулся в своей постели. Собравшись в столовой, они рассказали друг другу свои сны. Оказалось, что все видели одно и то же! Все недоумевали. Но с этой поры все в этом семействе пошло на лад. Эдамсы поняли, что их семья — это нерушимое единство, что нет никого на свете ближе, что они любят друг друга. Они заново влюбились в свой замок и записывали в толстую книгу свои общие сны и волшебные истории, которые происходят с вещами, окружаю­щими их в замке. Они научились дружить с невидимыми оби­тателями замка и участвовали в их проделках. Они научились доверять таинственным силам, и их жизнь опять стала уютной и интересной.

Я понял, что мое дело сделано, и однажды утром тихо ис­чез из замка и отправился в дальнее путешествие. Я — ска­зочник Оле-Лукойе и сейчас странствую по миру и учу людей доверять друг другу и миру, не бояться чудес и неожидан­ностей.

«Конструктор». Приготовьте наборы простых конструкторов для детского сада. Участники разделяются на пары. В каждой паре один с закрытыми глазами пытается собрать из деталей любую конструкцию, второй дает ему указания. Оп­ределяется пара, которой удалось собрать конструкцию быстpee. Она делится с другими своим опытом взаимодействия.

­ЗАНЯТИЕ 3. Я УМЕЮ ДОГОВАРИВАТЬСЯ С ДРУГИМИ

«Передай чувство». Поиграйте в знакомую игру по принципу «испорченного телефона»: все закрывают глаза, кроме двоих участников, сидящих по соседству. Одному ведущий тихонько шепотом задает чувство, которое нужно изобразить с помощью мимики, второй разгадывает и тихо называет его, а затем передает следующему соседу. Напоследок сравнивают­ся первоначальный вариант и конечный результат: удалось ли довести название чувства и его верное изображение до конца круга?

«Собери картинку». Дети разделяются на группы по три­ четыре человека и получают карточки с названиями частей тела какого-либо животного, например: «Хобот слона», «Туло­вище слона», «Уши слона», «Ноги слона». Нужно распреде­лить, какую часть будет изображать каждый из группы, и со­единить их в общей композиции. Остальные должны догадать­ся, что это за зверь.

«Кто сказал «мяу»?» Водящему завязывают глаза, рас­кручивают его и усаживают на колени одного из участников. Тот должен тихо произнести слово «мяу», а водящий — дога­даться, на чьих коленях он оказался.

Основное содержание занятия

«Я умею договариваться». Группа разделяется на две-три части по пять-шесть человек в каждой. Подгруппы получают задание инсценировать сюжеты, которые записаны на карточ­ках и раздаются ведущим. На подготовку дается 8 — 10 минут: нужно распределить роли, согласовать действия, придумать окончание истории. Побеждает та подгруппа, которая действу­ет более слаженно.

Сюжеты могут быть такими:

«Петя подговорил Павлика убежать во время прогулки за территорию школы. Нина узнала об этом и рассказала учи­тельнице. Саша услышал это и рассказал Пете с Павликом. Что было дальше?»

«Надя на переменке упала и ушибла коленку. Семен уви­дел и громко рассмеялся. Надя обиделась и позвала Дашу, они вместе повалили Семена на пол. Об него споткнулась учительница и чуть не упала она рассердилась на Семена и принялась его ругать. Коля видел все с самого начала. Что была дальше?»

Работа со сказкой. Дети слушают, рисуют и обсуждают сказку.

Чтобы тебя любили (Н. Орешкина)

Жил-был Маленький Ёжик. В большом лесу была школа, и Ёжик очень хотел скорее вырасти, чтобы пойти туда учиться, как все ежики. Однажды мама сказала ему: «Вот ты и вырос. Пора учиться. Завтра я отведу тебя в школу». Ёжик никак не мог заснуть, ждал утра. И вот оно наступило.

Ёжик пришел в школу, и начался первый в его жизни урок. Учитель показывал, как нужно насаживать грибы на иголки. Но у Ёжика это плохо получалось: то гриб попадался несъе­добный, то никак не удавалось его подцепить на иголки так, чтобы он не падал. Ёжик очень волновался, и от этого все по­лучалось еще хуже. К тому же учитель отругал его, а другие ежики смеялись над ним.

Ёжик возвращался домой опечаленный. Он вспоминал первый школьный день и плакал. И тут кто-то погладил его по колючей спинке. Ёжик оглянулся: это был Старый Мудрый Ёж. ОН сказал: «Я знаю, почему ты плачешь. Ты не смог вы­полнить задание учителя и теперь думаешь, что ты самый пло­хой на свете. НО не надо так горевать. Я тоже в детстве не умел собирать грибы. Зато я знал много интересных игр, и все ежики любили играть со мной. Может быть, и ты умеешь делать что-то такое, чего не могут другие? Научи их, и они перестанут смеяться. Да еще и помогут тебе научиться выпол­нять задания учителя. Вот увидишь!» И Старый Ёж бесшумно исчез.

Ёжик задумался. И вспомнил, как он умеет сочинять смеш­ные истории, а когда рассказывает их младшим братишкам и сестренкам, они слушают его с раскрытыми ртами. А еще он научил всех соседских малышей перепрыгивать через веревоч­ку, натянутую между двух деревьев. «Нужно мне и в школе попробовать научить ежиков-одноклассников скакать через ве­ревку, что-то я не видел, чтобы кто-нибудь занимался этим на переменке. А ведь это так интересно!» — решил он, и ему ста­ло веселее.

И он попробовал. Никто не смеялся над ним, все старались научиться хорошо прыгать, не задевая за веревку. А потом позвали Ёжика играть в салочки. Так они и подружились. А когда Ёжик попросил друзей научить его собирать грибы, они сразу согласились. И Ёжик стал учиться на пятерки. НО это было не главное. Ёжик понял: «Чтобы тебя любили, не обяза­тельно хорошо учиться. Нужно просто уметь сделать другим что-нибудь приятное».

ЗАНЯТИЕ 4. МЫ УМЕЕМ ДЕЙСВОВАТЬ СООБЩА

«Передай чувство». Повторите знакомое упражнение с мимической передачей какого-либо чувства по кругу, приду­мывая новые названия чувств.

«Что лишнее?» Предложите детям разделиться на группы и пластически изобразить неодушевленные предметы, перечисленные на карточках так, чтобы остальные участники не толь­ко отгадали, что это за предметы, но и назвали тот, который «лишний» в своем ряду. Например: «Велосипед, мотоцикл, автомобиль, корабль».

Основное содержание занятия

«Собери картинку». Дети работают в группах по три-че­тыре человека. На карточках написаны части какого-либо не­одушевленного предмета, каждую из которых изображает кто-­то один. Части собираются в единую композицию, а остальные участники должны догадаться, какой это предмет, и назвать его. Например: «Чайник: носик, ручка, крышка, корпус».

«Найди себе пару». На карточках написаны названия жи­вотных, причем каждое название встречается дважды – в женском и в мужском роде: если есть карточка со словом «слон», то должна быть и карточка со словом «слониха». Они перемешиваются и раздаются детям. Каждый изображает свое животное и находит себе пару, не разговаривая и не показывая карточек. Когда все пары соединятся, ведущий сверяет их с карточками, а затем устраивается обсуждение: кто активно за­нимался поисками, а кто стоял и дожидался, пока его найдут.

«Мы вместе». Дети берутся за руки и образуют круг. С закрытыми глазами все вместе выполняют команды ведущего: перестроиться в треугольник, в квадрат, сесть, встать, попры­гать на одной ножке и т.д.

Рисунок «Мой класс». Дети выполняют рисунки на тему «Мой класс», а затем обсуждают, почему рисунки оказались разными. Позже можно, используя эти рисунки, составить коллаж.

ЗАНЯТИЕ 5. ЧТО ТАКОЕ КОЛЛЕКТИВНАЯ РАБОТА?

«Найди себе пару». Повторите игру с поисками пары жи­вотных, которых пластически изображают дети. Приготовьте новые карточки, чтобы не повторялись ситуации прошлого занятия.

«Вальс дружбы». Дети разделяются на пары. Они стано­вятся лицом друг к другу, соединяются лбами, между ними зажимается тетрадка или какой-нибудь другой предмет. Руками за спиной. Звучит музыка. Дети должны танцевать в таком положении, не роняя предмета. Пара, которая не удержит его, выбывает из игры. Побеждают самые стойкие.

Основное содержание занятия

«Что мы хотим пожелать друг дpyгy?» К доске прикреп­ляется лист ватмана с изображением фигурок мальчика и де­вочки. Дети должны вырезать из цветной бумаги силуэты предметов, написать на них свои пожелания всем однокласс­никам к лету и при крепить вырезки к ватману. Например: че­моданчик «Счастливых путешествий!», цветок «Новых дру­зей!», солнышко «Хорошей погоды!» и т.п. Полюбуйтесь по­лучившейся композицией. Если все пожелания не поместятся на листе, продолжите высказывать их устно, адресуясь и ко всем вместе, и персонально.

«Коллективный плакат». Дети делятся на подгруппы по четыре-пять человек и рисуют плакат на тему «Мы». Это мо­гут быть портреты участников группы, любые символы или абстракции. По окончании работы организуется выставка пла­катов, из каждой группы выделяется «экскурсовод» и коммен­тирует плакат своей группы. [6, с.228]

РАЗДЕЛ 3. Методические рекомендации по проведению диагностики коммуникативных умений младших школьников

Представленные в сборнике занятия, игры, упражнения направлены на формирование коммуникативных компетенций младших школьников.

Правила проведения предложенных занятий:

Самое главное условие эффективности таких занятий – добровольное участие в них детей. «Мы не можем насильно тянуть за уши личность, чтоб она скорее выросла, — мы можем лишь создать условия для ее развития. Поэтому начинайте первое занятие с теми, кто захотел поиграть с вами в новые игры. Постарайтесь организовывать и проводить занятия так, чтобы все дети захотели принять в них участие. В этом вам помогут следующие правила и, конечно, ваше творчество!» [1, с.11]

Не оценивайте детей, не добивайтесь единственно правильного, на ваш взгляд, ответа. Такого ответа и не может быть – ведь каждая личность уникальна, каждый по-своему воспринимает окружающий мир. Более того, постоянное оценивание со стороны взрослого мешает детям раскрепоститься, выражать собственные мысли и чувства. В этом случае они будут лишь повторять за взрослым то, что надо. «С подобным результатом мы довольно часто сталкиваемся: на словах дети (да и взрослые!) говорят красивые и правильные слова, а их чувства и поступки далеки от совершенства». [1, с.12]

Дети легко заражаются чужими эмоциями, поэтому, чтобы заинтересовать их занятиями, надо самому увлечься ими. Если вы с удовольствием готовитесь к этим занятиям, с удовольствием проводите их, дети это обязательно заметят, и им тоже захочется попробовать!

Занятия проводятся 20-40 минут в зависимости от возраста детей. В младшем школьном возрасте продолжительность занятий может достигать 60 минут. Занятия не должны переутомлять детей, поэтому, во-первых, если вы видите, что дети уже устали, закончите занятие, а во-вторых, занятие должно заканчиваться чем-то радостным, веселым, положительном.

Занятия лучше проводить регулярно, один раз в неделю. Между занятиями необходимо обращать внимание детей на поступки, эмоции, свои и окружающих их детей, тем самым закрепляя пройденный материал. Это также способствует развитию внимательности к людям, привычки задумываться о себе, что является непременным условием формирования личности.

Наиболее эффективными данные занятия, игры, упражнения будут, если их использовать во внеучебной деятельности с учетом результатов диагностики развития коммуникативных умений младших школьников. Для этого можно использовать методики, предложенные Урунтаевой Галиной Анатольевной.

Методика «Изучение навыков культуры общения».

Цель методики: изучить навыки культуры общения со взрослыми и сверстниками.

Проведение исследования: за детьми 8-9 лет наблюдают в естественных условиях.

Обработка данных. Анализ проводится по схеме:

Общение со взрослыми

— Как обращается ко взрослому; называет ли учителя по имени, отчеству; может ли вежливо, спокойно выразить свое желание, просьбу; как реагирует на отказ взрослого выполнить требуемое; употребляет ли вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

— Умеет ли разговаривать со взрослым спокойно, глядя ему в лицо, глаза; слушать, не перебивая; дожидаться своей очереди, чтобы что-то ему сказать.

— Насколько внимателен ребенок ко взрослому; умеет ли вовремя прийти ему на помощь. Как реагирует на просьбу взрослого, как выполняет его поручение. Проявляет ли заботу, внимание, сочувствие по отношению ко взрослому. Как и в каких ситуациях.

2. Общение со сверстниками

— Насколько приветлив со сверстниками: сформирована ли привычка здороваться и прощаться; называет ли сверстника по имени; умеет ли обращаться вежливо, спокойно. Употребляет ли при обращении вежливые слова, какие и в каких ситуациях.

— Внимателен ли к сверстнику: замечает ли его настроение; старается ли помочь; умеет ли не отвлекать сверстника во время выполнения деятельности, не мешать; считается с его мнением.

— Как часто и по какой причине возникают конфликты со сверстниками, каким образом ребенок их разрешает. Как себя ведет в конфликтных ситуациях: уступает, кричит, дерется, обзывает, обращается за помощью к взрослому и т.д.

— Какие взаимоотношения преобладают в общении со сверстниками: ровные и доброжелательные по отношению ко всем детям; равнодушные; скрыто негативные; открыто негативные; избирательные.

Полученные результаты соотносятся с таблицей. Делаются выводы об уровне сформированности культуры общения детей.

Формирование навыков культуры общения

Закрепляется умение вести себя в соответствии с правилами поведения: не вмешиваться в разговор старших, не перебивать говорящего, вежливо отвечать на просьбу, вопрос. налаживают отношения с ровесниками, младшими и старшими детьми.

Говорят спокойно, с уважением; заботливо относятся ко взрослым, их труду и отдыху, охотно выполняют просьбу и поручения взрослых. выполняют правила поведения в группе в отсутствие воспитателя. дружелюбно напоминают сверстникам о правилах поведения. в общественных местах ведут себя сдержанно, не привлекают излишнего внимания, разговаривают не громко.

Закрепляются навыки поведения в общественных местах, навыки общения со взрослыми и детьми.

Закрепляются все ранее перечисленные навыки.

Методика «Изучение коммуникативных умений».

Цель методики: изучить коммуникативные умения младших школьников.

Подготовка исследования: приготовить силуэтные изображения рукавичек, 2 набора по 6 цветных карандашей.

Проведение исследования: исследование проводится с детьми 7-9 лет.

Первая серия. Двум детям одного возраста дают по одному изображению рукавички и просят украсить их, но так, чтобы составили пару, были одинаковые. Поясняют, что сначала договариваться, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию. Дети получают по одинаковому набору карандашей.

Вторая серия. Аналогична первой, но детям дают один набор карандашей, предупреждая, что карандашами нужно делиться.

Во всех сериях дети выполняют задание самостоятельно.

Обработка данных. Анализируется, как протекало взаимодействие детей в каждой серии, по следующим признакам:

Умеют ли договариваться, приходить к общему решению, как они это делают, какие средства используют: уговаривают, убеждают, заставляют и т.д.

Как осуществляют взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют.

Как относятся к результату деятельности, своему и партнера.

Осуществляют ли взаимопомощь по ходу рисования. В чем это выражается.

Умеют ли рационально использовать средства деятельности (делиться карандашами во второй серии).

Делаются выводы о сформированности коммуникативных умений у детей. [4, с.194]

Калинина Р.Р. Тренинг развития личности дошкольника: занятия, игры, упражнения. – СПб.: Изд-во «Речь», 2005.

О региональном (национальном — региональном) компоненте дошкольного, начального общего, основного и среднего (полного) общего образования Свердловской области. – Екатеринбург. Издательство «Дом учителя», 2005.

Русский язык в начальных классах / М.С. Соловейчик, П.С. Жедек, Н.Н. Светловская и др.; Под ред. М.С. Соловейчик. – 3-е изд. – М.: Изд. центр «Академия», 1997.

Урунтаева Г.А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии / Под ред. Г.А. Урунтаевой, — М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995.

Хухлаева О.В., Хухлаев О.В., Первушина И.Н., Тропинка к своему «Я». – М.: Генезис, 2005.

Хухлаева О.В. Хочу быть успешным: Методическое пособие / Сост. О. Хухлаева – М.: Чистые пруды, 2005.

Источник

Adblock
detector