Меню

упражнения на формирование понятий часть и целое

Конспект урока по сенсорному развитию «Часть и целое»

Тема: «Часть и целое».

понимание части и целого,

умение анализировать и сопоставлять,

умение классифицировать по цвету и форме,

развитие зрительного восприятия,

развитие произвольного внимания,

развитие логического мышления;

развитие мелкой моторики рук.

2. Помочь детям уяснить, что

— целое состоит из частей;

— если объединить части — получим целое;

— если из целого убрать одну часть — останется другая.

3. учить собирать целое из частей.

предметные разрезные картинки к игре « Собери картинку »;

карточки для игры « Часть и целое »;

кубики с картинками;

по одной одинаковой ручке на парту.

словесный — беседа — диалог;

наглядный — рассматривание картинок;

д\и « Из чего состоит?»;

д\и « Собери картинку »;

д\у « Чего не хватает?».

I . Вступительная часть .

Собрались все дети в круг,

Я – твой друг и ты мой – друг.

Крепко за руки возьмемся и

Друг другу улыбнемся.

У. Здравствуйте, ребята. Тема нашего урока «Часть и целое».

Посмотрите вокруг себя и обратите внимание на предметы, которые нас окружают. Большинство из них состоит из различных деталей. Перед вами новая ручка. Снимите колпачок и положите на парту. Что лежит на парте?

У. Это части ручки. Сколько их?

У. А из чего еще состоит ручка?

У. Правильно. Сколько стало частей?

У. Соедините части снова вместе. Что получили?

У. Как получить целое?

( Собрать части вместе )

У. Как получить часть?

( Из целого забрать другую часть)

У. Ребята, прежде чем приступить к следующей части нашего занятия, разогреем наши пальчики.

Этот пальчик — маленький,

Безымянный — кольцо носит,

Ни за что его не бросит.

Ну а этот — средний, длинный,

Он как раз посередине.

Большой палец, хоть недлинный,

Среди пальцев самый сильный.

Пальчики не ссорятся,

Вместе дело спорится.

на каждые две строчки палец, о котором говорится, сначала потянуть на себя, затем погладить. В конце сжать пальчики в кулак, разжать и повертеть кистями.

Д/у «Чего не хватает?»

формирование представлений о предмете;

развитие мелкой моторики;

Учитель раздает картинки с недорисованными частями предмета.

У. Ребята, что художник забыл дорисовать? Назовите. Дорисуйте.

Перед нами стол без … ( ножки ),

А на этой вот картинке

Нарисован стул без … ( спинки ) и т.д.

Д/и «Собери картинку».

формирование целостного восприятия предмета,

развитие наблюдательности, сосредоточенности,

развитие образного мышления,

активизация и обогащение словарного запаса.

У. Ребята, достаньте разрезанные на части картинки и попробуйте собрать их. Побеждает тот, кто быстрее всех соберет картинку и правильно назовет предмет и все его части.

Ученики получают конверты с деталями (частями) предметов и выкладывают их. Детям, затрудняющимся в выполнении, учитель дает зрительную опору в виде целостной картинки.

— Расскажите, что получилось после того как вы сложили картинку.

— Это. ( цветок — корень, стебель, листья, лепестки.

Машина — кабинка, колеса, дверка, кузов.

Чайник — стенки, крышка, носик, ручка.

Дом — стена, крыша, дверь, окно, крыльцо ).

— Правильно. Сравни свое изображение с целой картинкой. И т.д.

— Молодцы. Вы выполнили очень сложное задание.

У. Мы немножко засиделись,

Выходи в кружок, дружок,

Повторяй за мной стишок.

И вновь урок начнем.

Кубики с картинками.

развитие наглядно — образного мышления;

умение работать по образцу;

развитие зрительной памяти;

развитие логического мышления.

У. Ребята, в этой игре необходимо сложить кубики так, чтобы получилось изображение как на картинке — образце.

развитие образного и логического мышления;

развитие произвольного внимания;

развитие восприятия, в частности, различение отдельных элементов по цвету, форме, размеру;

Читайте также:  гемартроз коленного сустава комплекс упражнений

умение правильно воспринимать связь между частью и целым;

развитие мелкой моторики рук.

У. Ребята, а сейчас мы с вами составим изображение белочки из девяти элементов различной формы.

Дети собирают картинку способом наложения.

развитие зрительного восприятия;

развитие логического мышления;

умение классифицировать по цвету, форме.

У. Ребята, нужно из 20 карточек подобрать к круглой карточке 4 подходящих и присоединить так чтобы они логически дополняли центральную карточку.

(Центральная круглая карточка с изображением машины, подбираем 4 карточки — корпус машины, колесо, сиденье, руль.

Центральная круглая карточка с изображением головы, подбираем 4 карточки — ухо, нос, рот, глаз).

III . Заключительная часть : (оценка работы детей).

Учитель убирает все карточки и предлагает детям вспомнить, чем они сегодня занимались на занятии, в какие игры играли, что им понравилось делать.

— О чём было интересно узнать?

— Что понравилось больше всего?

— Ребята, у вас на столе лежат 3 картинки: солнце, солнце с тучкой и тучка. Поднимите, пожалуйста, такую картинку, какое у вас сейчас настроение после нашего урока. Посмотрите, ребята, как много в нашем классе солнышек, наш класс весь осветился солнечным сиянием. Значит, настроение после урока у вас прекрасное.

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-961672

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Коррекционное занятие по развитию зрения и зрительного восприятия. Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей

Тема: Развитие умения выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Место занятия: второе занятие в теме «Целое и часть от целого».

Цель занятия: создание оптимальных условий для развития умений выделять элементы из целого и составление целого из частей.

Задачи учителя способствовать:

    развитию зрительного восприятия, зрительно-моторной координации;
  • развитию мелкой моторики рук, координации движений;
  • развитию креативности мышления.
Читайте также:  значение физических упражнений в формировании осанки и свода стопы

Приёмы, обеспечивающие доступность учебной информации:

  • контрастность иллюстративного материала;
  • масштабные модификации;
  • сочетание зрительного и осязательного восприятия;
  • сравнение, уточнение и конкретизация.

Ход урока I.

1. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! Садитесь. Проверим готовность к уроку. Все готовы, хорошо. Начнём! 2. Объявление темы урока. На предыдущем занятии мы с вами учились выделять элементы, части на натуральных объектах. – Обследование натуральных объектов. Вспомним, как мы это делали. (Обращение к опыту учащихся)

Часы – корпус, циферблат, стрелки.

Ручка – корпус, стержень, пружинки.

Заяц – голова, шея, туловище, лапы(4), хвост.

Машина – кабина, кузов, колёса, двигатель.

(Называем только существенные признаки)

Сегодня на занятии мы будем учиться выделять элементы из целого и составлять целое из частей.

– А для чего нам это нужно уметь делать?

  • Археологи, следователи по одному элементу могут воссоздать образ, внешний вид целого предмета, которого никогда не видели. Благодаря этому мы знаем, как выглядели древние животные, жившие много лет назад.
  • Реставраторы дают новую жизнь произведениям искусства, восстанавливают поврежденные части.

– Но для того, чтобы научится видеть целое и часть от целого, необходимо быть очень внимательными и организованными.

В процессе выполнения заданий вы будете анализировать, опознавать, описывать, сравнивать изображения, выделяя в них различия и сходства (по алгоритму). I I. Работа по теме. Мы отправимся в сказочный лес. 1. Групповая дорога.

  • Выложим дорожку, по которой пойдем, постараемся её запомнить, чтобы потом вернуться домой.

(Критерий – параметр – форма)

Дорожку выкладываем вместе из крупной мозаики около доски. (Объёмная мозаика)

– Из чего состоит наша дорожка? (Из частей)

А, соединив эти части, мы получим целую дорожку. Значит дорожка – целое, а фигуры мозаики – её части, элементы.

– Дорога в лес будет нелегкой, что возьмем с собой в дорогу? (Внимательность, дружбу).

– Вспомните, какая музыка звучит, когда провожают поезда, самолеты …

– Конечно, это торжественная, немного грустная музыка называется маршем. ( Музыка – целое, нота – часть)

– Мы с вами отправляемся в путь и, значит, будет звучать марш.

Идем под марш по дорожке, маршируя четко и выполняя все движения за мною (2–3 раза).

Проходим на своё рабочее место. 2. Разминка на внимание. Мы не заметили, как добрались до места. Но, что это? Вывеска.

– Прочитаем, что на ней написано: Вход в лес разрешен только тем, кто умеет наблюдать за звездами.

Игра

«Сигнальные огоньки» – Нужно показать, что мы умеем наблюдать.

– У каждого из вас 5 кружочков: 2 красных, 2 желтых и 1 синий. Разложите их перед собой в одну ровную линию.

Я демонстрирую полоску (3 сек), вы запоминаете, а потом выкладываете перед собой по памяти.

Рисунок 1. 3. Игра «Собери звезду». – С неба упала одна звездочка и распалась. Соберите её из частей. Составьте целое (звезда – целое, лучик – часть).

– Собрали? Какие молодцы!

Рисунок 2. 4. Физминутка «Дождик». Пойдем дальше. Посмотрите, мы очутились на поляне. Выходите все на неё. Ой, кажется, что-то капает. Вытянули левую руку вверх, откройте ладошку, а правой рукой будем ловить капельки.

Ударяем большим пальцем правой руки по левой ладошке – 1 капелька, добавляем указательный – 2 капельки, средний – 3 капельки, безымянный – 4 капельки, мизинец – 5 капелек, пятью пальцами хлопаем в ладоши. Дождь пошёл. Тихий – медленно и тихо хлопаем. Участился – увеличиваем громкость и темп. Ливень – громко и часто хлопаем.

– Попробуем с самого начала поймать эти капельки-дождинки.

Читайте также:  упражнения при сколиозе и укорочении ноги

– Вот и закончился дождь.

(Дождь – целое; капля, дождинка – часть) 5. Игра «Животное». — Пойдем дольше. Что случилось?! Дождь размыл нашу тропинку. Придётся нам побыть здесь немного.

Садитесь на “пенечки”. Кто же в лесу нас окружает? Посмотрите на картинки, кто на них изображен? Все ли части у животных на месте?

Дорисуй недостающие части.

– Скажите, а какое животное мы не можем встретить в нашем уральском лесу? (Слон – африканское животное, у индийского нет бивней)

– А чем питается белочка? (рибами) 6. Сборка грибов. – Соберем гриб для белочки.

– Найдите к каждой части пару и составь из элементов такой же гриб (параметр – форма).

Рисунок 4. Работа по алгоритму. – Как это сделать? (Сравнить, то есть найти различия и сходство)

Работаем по алгоритму.

Алгоритм сравнения объектов.

  1. Определи объекты сравнения.
  2. Рассмотри объекты сравнения.
  3. Определи основные признаки объектов.
  4. Определи параметры сравнения объектов (форма, цвет, размер, использование).
  5. Найди различия и сходства объектов сравнения.

– Сколько лишних частей и под какими номерами?

Карточка. Отдельные элементы пронумерованы. (11 деталей, из них 4 детали лишние) 7. Офтальмологическая гимнастика. Сняли очки. Комплекс упражнений для глаз. III.

1. Работа с танграмом. – Ребята, посмотрите, сколько вокруг нас птиц.

– Соберите своих птиц из геометрической мозаики “Танграм” (Назовите часть, целое)

– А где же наши птицы будут жить?

– Давайте построим домики для наших друзей из элементов мозаики. Попробуйте использовать только треугольники.

– Назовите части наших домов.(Крыша, окно, ..)

– Думаю, что нашим новым друзьям очень понравились домики. Они с удовольствием будут в них жить. 2. Развитие памяти (восстановление дорожки по памяти). Дома, наверное, волнуются, беспокоятся, пора возвращаться. Кто же помнит дорогу домой?

Восстанавливаем дорожку из крупной мозаики по памяти. (Параметр – форма, цвет)

Молодцы, встаём на тропинку и идём домой. (Маршируем под музыку)

– Добрались благополучно до дома. 3. Игра «Узнай животное по его части». – А теперь проверим, насколько внимательны вы были в путешествии.

Карточка
(лягушка, утка, бабочка, птица, рыба, слон).

Рисунок 5. 4. Развитие воображения.

«Рисуем картину». – Молодцы!

– В памяти о нашем путешествии дорисуйте картину, недорисованную художником.

Рисунок 6. IV. Итог урока. – Молодцы. Свои прекрасные работы оставьте у себя на память о нашем уроке.

– Внимание, умение запоминать, умение делать выводы, анализировать, сравнивать и так далее. У человека совершенствуется и развивается. Психологи утверждают, что в коре головного мозга человека заключено столько мыслительной энергии, сколько энергии содержится в атомном ядре.

Значит, возможности человека, в том числе и мыслительные, творческие – безграничны.

– Чему учились на занятии?

– Что было для вас самым интересным?

– Что вызвало затруднение?

– Какие действия нужно произвести для выделения элемента из целого, или для составления целого из частей?

– Спасибо за работу на уроке. Урок закончен.

ЛИСТ САМОКОНТРОЛЯ

(Оценивают свою работу на каждом этапе урока. Пройти по дорожке от этапа к этапу, оценить цветом: красный – всё выполнено верно; жёлтый – сомневаюсь, думаю, что были ошибки; зелёный — затруднялся, часто ошибался.)

Дополнительные задания.

1. Графический диктант Траектория прыжков белочки.

2. Придумай и нарисуй несуществующее животное, используя элементы. Несуществующее животное.

Рисунок 9. 3. Раздели целое на части, узнав изображение по контуру. Узнай по контуру.

Рисунок 10. 4. Собери картину. У каждого из вас на столе 9 частей от одной картины.

– Найдите фрагменты изображения и опишите местоположения этого фрагмента.

Источник

Adblock
detector