Меню

упражнения на формирование характера для детей

Психологическая игра «Что такое мой характер»
методическая разработка (психология, 8 класс) по теме

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Скачать:

Вложение Размер
psih_igra.doc 64 КБ

Предварительный просмотр:

Психологическая игра «Что такое мой характер»

авторская работа педагога – психолога ГБОУ «Негинский детский дом для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» — Сидоренко О.И.

Игра предназначена для подростков 12-14 лет.

Отношение к себе, своим чертам характера у воспитанников детского дома по сути повторяет оценку окружающих. Иногда мы встречаемся с этим почти в парадоксальной форме, когда в ответ на просьбу написать «Каким я кажусь себе» подросток пишет: «Мой воспитатель говорит, что я грубый, всегда просыпаюсь поздно, ленивый». Воспитанники практически не владеют навыками самоанализа, испытывают трудности при составлении своего характерологического портрета. В связи с этой проблемой необходимо активно проводить различного рода занятия, направленные на процесс становления у воспитанников собственного отношения к себе, основанного на собственных представлениях, выработке собственных критериев оценки себя.

Цель: знакомство с понятием «характер». Знакомство воспитанников с особенностями своего характера.

  1. Знакомство с понятием «характер». Сходства и различия в характере различных людей.
  2. Формирование установки на партнерство.
  3. Изучение воспитанниками характерологических особенностей. Помочь воспитанникам осмыслить сильные стороны своей личности.
  4. Формирование адекватной самооценки.
  5. Освоение способов самораскрытия.

Форма занятия: психологическая игра с элемента тренинга.

Начало работы. Представление команд: название, девиз.

Введение в тему занятия. Теоретическая часть.

«Ребята! Сегодня мы познакомимся с понятием «характер». В переводе с древнегреческого характер означает «чеканка», «печать». Под характером понимают типичные, часто повторяющиеся в поступках и действиях проявления индивидуальных свойств человека, привычные формы его поведения. С одной стороны, жизнь формирует характер, с другой – характер накладывает отпечатки на все поступки, мысли, чувства человека. Характер отражает отношение человека к окружающему миру.

В системе отношений принято выделять четыре группы черт характера (Г. В. Резапкина):

  1. Отношение к другим людям (общительность, замкнутость, равнодушие, чуткость и т. п.).
  2. Отношение человека к своему делу (трудолюбие, лень, ответственность, инициативность, халатность и т. п.).
  3. Отношение человека к самому себе (скромность, тщеславие, самокритичность и т. п.).
  4. Отношение человека к вещам (аккуратность, бережливость. )-

Черты характера во многом определяют поведение человека. Вам наверняка приходилось слышать отзывы о своем характере или характере других людей. Взрослые часто говорят: «У него ужасный характер», «Этой девчонке Бог дал золотой характер!» Давайте разберемся в понятиях «плохие» и «хорошие» черты характера. Черты характера не могут быть хорошими или плохими сами по себе. Их роль для человека может быть как положительной, так и отрицательной в зависимости от жизненной ситуации, от того, как они могут помочь или помешать человеку в жизни, в общении с другими людьми. Одни и те же черты характера могут помогать или мешать человеку в разных случаях, приводить к успеху или неуспеху в разных жизненных ситуациях. Например, желание помогать людям – замечательное качество. Однако если человек начинает навязывать свою помощь окружающим, которые в ней не нуждаются, качество становится отрицательным».

Характер – наиболее устойчивые черты человека, практически не поддающиеся изменениям (С. Л. Рубинштейн).

Сегодня мы попытаемся с вами лучше изучить свой характер, разобраться какие же мы на самом деле. Итак, приступим…

Задание 1. « Психогеометрический тест», который позволяет лучше узнать и понять себя.

Инструкция к тесту: посмотрите на пять фигур — треугольник, квадрат, круг, прямоугольник и зигзаг (эти фигуры должны быть нарисованы на доске или бумаге и находиться перед глазами воспитанника). Выберите из них ту, в отношении которой вы можете сказать: это — «Я»! постарайтесь почувствовать свою форму. Если вы испытываете затруднение, выберите из фигур ту, которая первой привлекла вас. Выбранная фигура дает возможность определить ваши главные, доминирующие черты характера и особенности поведения.

Краткая характеристика основных форм личности.

Квадрат . Вы — неутомимый труженик. Трудолюбие, усердие, потребность доводить начатое дело до конца — вот чем, прежде всего, знамениты истинные Квадраты. Выносливость и терпение делают его высококлассным специалистом в своей, области. Квадраты любят раз и навсегда заведенный порядок. Им пропиться предсказуемая, распланированная жизнь, и им не по душе изменения привычного хода событий. Все эти качества способствуют тому, что Квадраты могут стать и становятся отличными исполнителями и администраторами. Но когда приходит время принимать решение, особенно связанное с риском, они вольно или невольно затягивают его принятие. Кроме того, рациональность, сухость и холодность мешают Квадратам быстро устанавливать контакты с разными лицами.

Треугольник . Эта форма символизирует лидерство. Характерная особенность Треугольника — концентрироваться на главной цели. Это неудержимые, энергичные, сильные личности, которые, как правило, достигают своих целей. Сильная потребность быть правым и управлять положением дел, решать не только за себя, но, к по возможности за других, делает треугольника личностью, постоянно конкурирующей с другими. Треугольники очень не любят оказываться не правыми и с трудом признают свои ошибки. Можно сказать, что! они видят то, что хотят видеть, поэтому не любят изменять свои решения, часто бывают категоричны, не признают возражений и в большинстве случаев поступают по своему. Из треугольников получаются великолепные управляющие, они за версту чуют выгодное дело.

Главное их отрицательное качество — сильная направленность на себя. Треугольники заставляют всех и вся крутиться вокруг себя, но без них жизнь потеряла бы свою остроту.

Прямоугольник . Это временная форма личности, символизирующая переход и изменение. Это люди, неудовлетворенные тем образом жизни, который они ведут сейчас, и поэтому’ занятые поисками лучшего положения.

Наиболее характерные черты Прямоугольника — непоследовательность и непредсказуемость поступков в течении переходного периода. Они могут сильно меняться изо дня в день и даже на протяжении одного дня.

Тем не менее, как и у всех людей, у Прямоугольников обнаруживаются и хорошие качества, привлекающие к ним людей. Это — любознательность, пытливость, живой интерес ко всему происходящему и . смелость! В данный период они открыты для новых идей, ценностей, легко усваивают все новое.

Круг . Это мифологический символ гармонии. Это самый доброжелательный из пяти форм, высшая ценность для Круга — люди, их благополучие. Эти люди обладают высокой чувствительностью, способностью сопереживать, сочувствовать; они ощущают чужую радость и чувствуют чужую боль как свою собственную. Естественно, что люди тянутся к Кругам, любят и ценят их.

Но Крути, как правило, слабые руководители в сфере бизнеса. Они пытаются сохранить мир и иногда ради этого избегают занимать твердую позицию. Для них нет ничего более тяжелого, чем вступать в межличностный конфликт, они счастливы тогда, когда все ладят друг с другом. Круги ие отличаются решительностью, слабы в политических играх, все это ведет к тому, что над кругами часто берут верх более сильные личности.

Однако в одном Круги проявляют завидную твердость — когда дело касается вопросов морали или нарушения справедливости..

Зигзаг . Эта фигура символизирует творчество Зигзагам свойственна образность, интуитивность. В отличие от кругов, Зигзаги вовсе не заинтересованы в перемирии и добиваются желаемого не путем уступок, а наоборот — заострением конфликта и построением новой теории, в которой этот конфликт разрешается. Такие люди склонны видеть мир постоянно меняющимся, поэтому для них нет ничего более скучного, чем никогда не изменяющиеся вещи.

На работе им нужна независимость, разнообразие и высокий уровень стимуляции, тогда Зигзаг начинает выполнять свое основное предназначение — продуцировать новые идеи. Их отрицательные качества — отсутствие тактичности, отсутствие настойчивости в доведении дела до конца.

Задание 2. «Распредели черты характера»

Каждой команде дается список черт характера (каждая черта написана на отдельном листке). Сейчас в течение 10 минут вы должны соотнести каждую черту характера с одной из четырех групп: Отношение к другим людям, Отношение человека к своему делу, Отношение человека к самому себе, Отношение человека к вещам.

Команда, первая справившаяся с заданием получает 1 балл.

Задание 3. «Волшебные ладошки»

Каждому участнику раздается лист бумаги и карандаш. Ребятам предлагается обвести на листе свою ладонь. На каждом пальце написать качества характера, которые, по мнению воспитанника, отличают его от других, то есть составить свой характерологический мини-портрет. Затем ведущий собирает листки и передает их участникам другой команды, и ребята по этим мини-портретам должны, угадать о каком человеке идет речь.

С одной стороны, данная техника дает возможность осознать индивидуальность и неповторимость своей личности, с другой – показывает, что у каждого можно найти такие же черты и особенности, которые есть у других людей.

За каждый угаданный характерологический портрет участника команда получает 1 балл

Задание 4. «Ты мне – я тебе»

Каждой команде по очереди предлагается называть черту характера, начинающуюся на букву алфавита (например, 1 команда на букву «А» — аккуратность, 2 команда на букву «Б» — бескорыстность и т.п.).

Проигрывает та команда, которая затрудняется в подборе качества.

Задание 5. «Конкурс капитанов»

Каждому капитану предлагается литературный персонаж, для которого нужно составить характерологический портрет.

Например: Шерлок Холмс, Мушкетеры, Золушка, Буратино и т.п.

Подведение итогов соревнования. Выявление команды победителя.

4 этап. Мини-тренинг.

Ребята по цепочке называют положительную черту характера своего соседа по команде.

Упражнение «Какой я?»

Ребятам раздаются листки с текстом задания. Им предлагается продолжить 3 предложения. Список качеств характера прилагается к заданию.

— Я думаю, что у меня есть такие черты как ….

— Другие считают, что у меня есть такие черты как ….

— Мне хотелось бы иметь (сформировать) у себя такие черты как….

Источник

Формирование характера ребёнка
консультация на тему

Формирование характера ребёнка

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_haraktera_rebyonka.docx 17.91 КБ

Предварительный просмотр:

Характер ребёнка зависит от Вас

(Консультация для родителей)

Мы часто произносим слово «характер» и уже привыкли к нему. «Вот это характер», — говорим мы с восхищением. «Ну и характер!» — произносим, когда негодуем. Хорошо это или плохо — иметь характер?

Каждый, опираясь на свой опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности, какому-либо поручению (трудолюбие, добросовестность, настойчивость, усидчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе ( гордость, чувство собственного достоинства) и к окружающим (заботливость, отзывчивость, доброта, чуткость).

Названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка самостоятельность и чувство собственного достоинства, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способный довести до конца ни одного дела, не может поставить перед собой цель.

Родители часто возражают: «Не все можно воспитать: характер передается по наследству. В нашей семье двое детей-близнецов. Воспитываем мы их одинаково, а растут они совершенно разные. Что же поделаешь, родились с разными характерами».

Так ли это? Разберемся, насколько характер ребенка зависит от природных особенностей. Что в характере врожденное, а что приобретенное?

Врожденными, наследственными являются четыре свойства нервной системы ребенка. Первое — сила нервной системы или работоспособность: одни дети выносливы, способны к длительному напряжению, другие — быстро утомляются. Это можно заметить в игре, при выполнении ребенком поручения. Второе свойство — равновесие, или баланс процессов возбуждения и торможения: у одних детей может преобладать процесс возбуждения (шумные, непоседливые дети), у других — процесс торможения (спокойные дети, которых почти невозможно вывести из себя). Третья особенность — подвижность, переключаемость нервных процессов (один ребенок легко и быстро переходит от игры к режимным моментам: проснувшись, сразу включается в игру. Другому свойственно как бы застревание на каком-то переживании, очень медленное включение в состояние бодрствования из сна). Четвертая особенность — динамичность нервных процессов, т. е. способность к возникновению привычных форм поведения и быстрота их изменения. Одни дети легко привыкают к новым требованиям в детском саду, с охотой им подчиняются, другие, охотно им следуя, привыкают долго, с трудом.

Характер ребенка не предопределен этими природными особенностями нервной деятельности. Наблюдения за развитием близнецов подтверждают, что одинаковых условий для их развития даже в одной семье быть не может, обстоятельства как бы вынуждают их поступать по-разному. Если мама просит детей помочь ей, то первым отзывается кто-то один. Другой ребенок в это время может стоять к маме спиной и поэтому на какие-то доли секунды отозваться позже. Несколько сходных ситуаций — и уже есть основа для формирования противоположных качеств (пассивности и активности) у детей-близнецов.

Различные сочетания свойств позволяют выделить неодинаковые индивидуальные особенности в поведении и деятельности ребенка.

Особенности нервной деятельности могут и затруднить, и помочь воспитать определенные свойства характера. Так, у очень чувствительного ребенка труднее воспитать самообладание, чем у ребенка уравновешенного. У возбудимых детей труднее воспитать усидчивость, чем у детей медлительных.

Помните, что все дети, независимо от их индивидуально-психологических особенностей развития, нуждаются в целенаправленном влиянии взрослого, сознательно использующего различные методы и приемы для формирования определенных черт характера ребенка. У всех дошкольников воспитывают устойчивые нравственные чувства, нравственные мотивы поведения, послушание и любознательность, активность. Однако в воспитании детей с различными индивидуальными особенностями важно опираться на положительные особенности высшей нервной деятельности, изменяя при этом нежелательные их проявления.

Так, у п о д в и ж н ы х, уравновешенных детей особое внимание обращают на воспитание устойчивых интересов, устойчивых нравственных мотивов поведения. Если эта задача воспитания будет решаться правильно, то у ребенка появится терпеливость, упорство, которого до сих пор не было, и умение доводить начатое дело до конца, даже если оно ему не интересно. Воспитание нравственных чувств позволит ребенку сознательно выполнять правила и требования взрослых, предупредит развитие таких качеств, как легкомыслие и самоуверенность.

В воспитании детей другого типа — возбудимых, неуравновешенных — родители предупреждают их вспыльчивость, воспитывают самообладание, настойчивость, умение правильно оценивать свои силы, обдумывать решения и этапы своей деятельности.

Взрослые должны быть и требовательными и терпеливыми. Требуя от детей послушания и предупреждая вспыльчивость и упрямство, ребенку объясняют обоснованность того или иного требования, необходимость выполнения правил. Взрослые не уговаривают, а объясняют, оставаясь требовательными. Если ребенку дается поручение, он проговаривает его вслух, объясняя, что он будет делать, что ему для этого необходимо, на какие части лучин разделить поручение, чтобы его легче было выполнить, какие могут встретиться трудности и как их избежать. Не забывайте иногда подходить к нему — ребенку может понадобиться ваша помощь. Не надо бояться доверять ребенку, но следует оказывать ему и необходимую помощь. Дошкольнику можно поручить накрыть на стол, когда пришли гости; можно попросить сходить к соседям с какой-либо просьбой. Подобные поручения требуют от ребенка внешней и внутренней собранности, сдержанности, вежливости, то есть тех качеств, которых ему и не хватает; взрослые высоко оценивают именно эти качества, проявленные неуравновешенным ребенком, для того чтобы они стали устойчивыми чертами характера.

Необходимы также специальные игры, направленные на развитие целенаправленного внимания и сдержанности. Такие игры часто предлагаются в литературе, их можно придумать и самим. Это могут быть упражнения с различными предметами в любой обстановке. Например, по дороге в детский сад можно поиграть и игру «Называем все вокруг» с условием, что, как только встретится прохожий, нужно замолчать.

В воспитании медлительных детей особенно обращается внимание на формирование у них активности, инициативности, любознательности. У медлительных детей развивают умение быстро переключаться с одного дела на другое.

С такими детьми особенно часто совершают прогулки в парк, лес, ходят в зоопарк, цирк. Воображение медлительных детей постоянно будят, включая их во все события семейной жизни. Это способствует созданию привычки быть всегда занятым, активным. Если ребенок делает все очень медленно, важно быть терпеливым, не раздражаться. Полезно делать с ним что-то наперегонки, стараясь дать ему ограниченное время для выполнения поручения. При этом можно отсчитывать время (например, при одевании), пли напомнить ребенку о том, что собирались почитать ему книгу, посмотреть мультфильм, но из-за его медлительности можно не успеть сделать этого. У детей развивают точность, ловкость, быстроту движений. С медлительными детьми чаще играют в подвижные игры, требующие этих качеств.

В воспитании чувствительных, ранимых детей строго соблюдают режим дня, дают малышу только посильные задания и вовремя помогают ему.

Обращения к ребенку отличаются особой чуткостью, мягкостью, ровным, доброжелательным тоном, доверием к его силам и возможностям. Если что-то поручается, то следует помнить, что ему нужно время на подготовку рабочего места, что поручение будет выполняться очень тщательно. Поэтому не следует раздражаться, если ребенок будет обращать внимание на мелочи.

У ранимых детей воспитывают веру в свои силы, инициативность, самостоятельность, общительность. При посторонних нельзя обращать внимание на проявления застенчивости или неправильные действия ребенка. В воспитании не применяются строгие наказания или угроза наказанием в ответ на неуверенность, неправильные действия ребенка. Нельзя запугивать чувствительных детей — им и так свойственна боязливость, страх перед новым. Необходимо учить их преодолевать чувство страха. Если ребенок боится темноты, надо вместе с ним войти в темную комнату и включить свет. Затем ребенок сделает это один, а взрослый будет где-то рядом. Полезно провести это в игровой форме (например, в игре «Разведчики»). Воспитывая смелость, нужно учить малыша преодолевать свой страх. Если он испугался ползущей по земле гусеницы, возьмите ее в руки, пусть он потрогает ее в ваших руках, пусть возьмет в свои. Одобрите его действие: «Ты молодец, не испугался, ты смелый». Вы увидите радость маленького человека, преодолевшего свой страх, свою неуверенность. Чтобы эта неуверенность исчезла совсем, он должен почувствовать, что вы с пониманием, чутко отнесетесь к нему и в том случае, если он сделает что-то не так; что вы не станете его ругать и говорить: «Вот всегда у тебя так». Если по-доброму относиться к ранимому ребенку, его неудачам, то со временем, благодаря терпеливости и доброжелательности взрослого, его опережающей высокой оценке смелости, самостоятельности ребенка, у дошкольника появляется уверенность в своих силах, он становится общительным и доверчивым.

Источник

Читайте также:  какие упражнения для переворачивания грудничка
Adblock
detector