Меню

упражнения на формирование фонационного дыхания

Упражнения на развитие фонационного дыхания.

Овладение техникой дыхания начинается со снятия физического и эмоционального напряжения. Это расслабляет фонационные пути, убирает преграды, мешающие координации речевого процесса. Упражнения следует подбирать дифференцированно, учитывая индивидуальные особенности студента.

Упражнение 1. «Егорки». Определение индивидуальных особенностей речевого выдоха. После произнесения известной детской считалочки «Как на горке на пригорке стоят тридцать три Егорки» — глубокий вдох и на выдохе считать: «раз Егорка, два Егорка…» и т. д. до полного использования воздуха. Последний счет — показатель распределения и емкости дыхания.

Упражнение 2. «Цветочный магазин». Исходное положение — стоя. Для контроля левую руку положите на живот, правую на ребра. Выдохните (п-фф). При этом живот втянется. Исполнение: делая вдох, представьте, что нюхаете цветок. При этом живот выдвигается вперед, ребра расширяются, закрепите вдох толчком живота, подтяните низ живота (кашель или позывы к кашлю). После этого начинайте выдох медленно и плавно на п-ффф, при этом живот постепенно втягивается, ребра опускаются, вдох короткий, выдох длинный. Упражнение повторить 2—3 раза.

Упражнение 3. «Свеча» (ровный, интенсивный выдох). Возьмите узкую полоску бумаги (шириной 2—3 см, длиной 7—10 см) и, представив, что это свеча, дуйте на нее. Она отклоняется от вас,— это отклонилось «пламя». Такая «свеча» позволяет наглядно следить за ровностью выдыхаемой струи воздуха; выдох ровный— бумажка находится в одном положении — отклонившись (положили «пламя» свечи и держите его в этом положении). Обратите внимание на небольшое напряжение в области диафрагмы и межреберных мышц. Крепкий «дыхательный поясок» сохраняет ровность выдыхаемой струи воздуха.

Упражнение 4. «Проколотый мяч» (плавный, энергичный выдох, не ослабевающий к концу). Представьте, что в руках у вас на уровне груди большой резиновый литой мяч. Он оказался проколотым. Если на него нажимать, слышишь, как выходит из него воздух. Имитируйте его звукоподражательным «ссссс…». Нажимайте на «мяч» ладонями легко, без усилий, чтобы воздух выходил из него (ваших легких) подольше. Руки сходятся медленно-медленно: они ощущают небольшое сопротивление «мяча»… Наконец ладони сошлись. И с этим движением «выбросился» на последнем активном звуке с использованный при звучании воздух. Проделайте несколько раз упражнение. Выполняйте его легко, без напряжения в руках.

Упражнение 5. «Звукоподражание» (различные виды выдыха­ния). Вспомните и воспроизведите различные звуки природы и жизни: свист ветра: сссс…, шум леса: шшш…, тончайший звук комара: зьзьзь…, жжжж. жьжьжь… . Крик и карканье вороны кркркр…, крр! карр! карр!, трескотню сороки: трр! трр!, рокот мо­тора: рррр!, звук электрического звонка: рьрьрь, возгласы кучера: тпру! тпру! тпру!, нно! нно! нно и т. д.

Обратите внимание на работу диафрагмы: то у нее минимальное напряжение (когда воздух как бы сам «вытекает в природу»— при шуме леса или жужжании жука, например), то напряжение усиливается (при рокоте мотора или звуке электрического звонка). Когда воздух как бы с силой выгоняется, диафрагма активно и энергично двигается, рывками «выталкивая» воздух (при крике вороны, трескотне сороки, при возгласе кучера).

Упражнение 6. «Пильщики». Возьмитесь вдвоем за руки крест-накрест. Правые руки — это ваша пила, левые — бревно. Первый из участников тянет на себя пилу правой рукой, имитируя звук: зззззззззз… (счет «раз»), второй — своей правой рукой берет «пи­лу» на себя сссссссс… (счет «два»).

Так, по очереди беря на себя пилу, тренируются пильщики. Пилить надо энергично, весело, не задерживая свою руку, когда партнер берет пилу на себя, как при настоящей пилке! Дыхание должно быть равномерным, ритмичным: беря пилу на себя, делайте выдох со звуком, отпуская ее — вдох.

Упражнение 7. «Вежливый поклон». Позиция первая — поднимитесь на носки, руки в стороны (вход), позиция вторая — мед­ленно склоняйтесь вперед, постепенно сводя руки и прижимая их по-восточному к груди. При поклоне произносите растянутое на звуке с слово здрассссссссте.

Упражнение 8. «Перекличка». Называйте фамилию школьника, изучите его взглядом, постарайтесь запомнить его особенности, посадите на место. Перед каждой фамилией делать вдох. Затем ведите перекличку, распределяя выдох на 3—4 фамилии.

Оцениваются умения мотивировать работу, контакт с классом, правильность дыхания, свобода и естественность поведения.

Упражнение 9. «Словарный диктант». Проведите словарный диктант. Диктуйте по словам, следя за письмом учащихся. Дыхание берите перед каждым словом. Слова произносите четко, не спеша. И главное—голосом и темпом руководите записями учащихся

Упражнения на развитие голоса.

Упражнение 1. «Стон». Для выполнения этого упражнения сядьте на стул не очень глубоко, сохраняя положение «тело на колок», т. е. не откидывайтесь на спинку стула, держите привычно спину в прямом положении. Это помогает правильной работе дыхательного аппарата. Вообразите, что у вас болит горло или голова. Негромко стоните, произнося звук м с целью «успокоить боль, отвлечься от нее». Не кряхтите! При кряхтении звук не тянущийся, а глухой, короткий, связки напряжены. Все должно быть свободно: мышцы лица, шеи, ног, рук. Плечи опущены. Шея настолько свободна, что голова слегка наклонилась вниз или в сторону.

Медленно, проверяя свободу мышц, двигайте головой вниз, влево, вправо, продолжайте в то же время «стонать». Не зажимайте звука. Стон свободный, на средней ноте, свойственной вашей разговорной речи. Рот закрыт, но губы сомкнуты не плотно, а лишь слегка соединены.

Вы скоро почувствуете, как легко, без всяких напряжений голосовых связок, звук заполнит головные резонаторы, начнут вибрировать губы, вибрация отразится на твердом небе, в носоглоточной полости. Резонацию можно ощутить даже физически, прикладывая пальцы рук попеременно к губам, ко лбу, к темени, к затылку.

Укрепите звук м, постепенно присоединяйте к нему гласные звуки: а-о-у-э-ы-и.

Сохраняя положение предыдущего упражнения и продолжая «стонать», медленно, без напряжения опускайте слегка нижнюю челюсть «Мма…» и сейчас же закрывайте рот, продолжая «стонать»: «ммаммаммамма…». Гласный а произносится мягко, без толчков, мышцы нижней челюсти и губ свободные. Выдох ровный, не ослабевающий в момент открытия рта на гласном а. Проделайте несколько раз это упражнение. Затем на «стоне» произнесите фразу: Ммаммедунамм. Главное — мышечная свобода. Работает только дыхательный аппарат. Можно усложнить это упражнение, осуществляя тренировку голоса путем добавления к звуку м других гласных. При проведении этого упражнения нужно следить, чтобы гласные не заваливались в полость рта.

Читайте также:  упражнения и игры на формирование навыков общения

Упражнение 2. «Колыбельная». Вспомните, как, укачивая ребенка, мягко и свободно напевают знакомую фразу колыбельной

Напевайте эту мелодию на всех гласных (А, О, У, Э, и др.), добиваясь мягкой атаки звука

Запомните это состояние мышечной свободы в области глотки и ощущение того, что «качаешь» гласные диафрагмой.

Упражнение 3. «Маляр». Представьте, что красите раму окна, сопровождая движения руки (движения по вертикали) словами «и вверх, и вниз, и вверх, и вниз, и вверх, и вниз…»

Не закрепощайте кисть руки, она должна быть свободной, движения ее легкие, мягкие. Сначала маленькие мазки только кистью руки. За нею идут слова — такие же короткие.

Движения становятся увереннее, шире (от локтя) и слова крупнее, а голос поднимается все выше, вместе с движением руки.

Затем руки заработали от плеча. Широкий мазок вверх и вниз. Гласный в слове еще шире, голос поднимается еще выше и опускается еще ниже.

Постепенность повышения и понижения голоса — важное достоинство речи. Оно свидетельствует о выдержке, владении собой, своими чувствами, голосом.

Упражнение 4. «Летающие шарики» (развитие диапазона голоса). Представьте, что высоко в воздухе летают воздушные шарики, подсчитайте их количество.

Упражнение 5. «Этажи» (развитие диапазона голоса). Представьте, что шагаете по этажам с группой ребят. Они устали. Вы своим голосом как бы подбадриваете их, говоря о том, что скоро дойдем: и пятый этаж, и четвертый этаж, и третий этаж, и второй этаж, и первый этаж.

Звук направляется не вперед, а как бы вверх — в голову! Слова «кладите» все выше и выше (это фиксирует движение руки), от грудного в средний, затем в головной регистр.

Помогайте рукой. Смелее подъем — шире движение руки. Трудно сразу спустить голос в «подвал»? Вновь помогите рукой. Опуская руку, расслабьте объем глотки. Повышая голос, ничего не меняйте в речевом аппарате. Та же свобода. Никаких изменений. Голос поднимается и «кладет» «выше, на следующий этаж» — «воздушный столб». Мысленно шагайте по этажам.

Упражнение 6. «Зов» (развитие полетности голоса). Чтобы развить полетность голоса, надо уметь и на негромком звучании посылать звук вдаль. Надо выработать ощущение того, что говорить следует, как бы посылая звук «к себе», а не «от себя». Дей­ствуйте с задачей привлечь внимание аудитории к себе. Перед тем как начать говорить, скажите мысленно: «Внимание! Начинаю». И голос звучит спокойно, зазывно, приковывая внимание аудитории к вашей речи.

Представьте себе, что идут уроки. Вы в коридоре, не желая мешать учителям, должны срочно позвать дежурного, сидящего у входа. Допустим, его зовут Коля, можете позвать по фамилии: «Петренко!» А теперь начался перерыв, вы не боитесь, что помешаете, и зовете громче. То же задание, но условие — контрольная работа, в классе тишина.

Упражнение 7. Сверните из бумаги трубку диаметром 3—4 см. Приложите ее к губам. Произносите гласные (слоги, слова, тексты), стараясь, чтобы они звучали в трубке.

Работа над дикцией.

Работа над дикцией начинается с упражнений по артикуляционной зарядке.

Упражнение 1. Тренировка нижней челюсти. Необходимым условием четкой, хорошей речи является умение правильно открывать рот. Это связано с работой нижней челюсти.

Исходное положение: голова держится прямо, подбородок в обычном удобном положении, губы сомкнуты. На счет «один» челюсть опускается на расстояние ширины двух пальцев (среднего и указательного), язык лежит свободно, кончик его — у нижних резцов; губы сохраняют округлую форму, зубы не обнажаются. При тренировке нужно следить за тем, чтобы голова не наклонялась, все внимание должно быть сосредоточено на опускании челюсти. На счет «два» фиксируем открытое положение рта; на счет «три» рот закрыт. Упражнение повторяется шесть раз подряд.

Упражнение 2. «Пятачок» (тренировка губных мышц). Исходное положение: зубы сомкнуты, губы в обычном спокойном состоянии.

На счет «один» губы собрать в «пятачок», а затем, стараясь не разжимать «пятачка», делать круговые движения: вправо, вниз, влево, вверх; повторить этот круг три-четыре раза, после чего столько же раз сделать это упражнение слева направо.

Упражнение 3. «Почесывание». Нижние зубы касаются верхней губы и легко почесывают ее, затем то же движение делают верхние зубы, касаясь нижней губы. Упражнение повторяется три-четыре раза.

Упражнение 4. Тренировка мышц языка. Исходное положение: рот открыт, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних резцов.

На счет «один» кончик языка поднимается к верхним передним зубам; на счет «два» язык опускается в исходное положение (кончик языка у нижних резцов); на счет «три» кончик языка поднимается к альвеолам; на счет «четыре» язык в исходном положении; на счет «пять» кончик языка за альвеолами; на счет «шесть» — исходное положение. Упражнение повторяется три-четыре раза.

Работа над гласными звуками (изучение положения речевого аппарата при образовании гласных звуков).

Звук а. Нижняя челюсть опущена, расстояние между зубами равно двум пальцам, язык лежит плоско, кончик языка у нижних передних зубов, губы образуют ровный овал, нёбная занавеска поднята, голосовые связки вибрируют.

Звук о. Челюсть опущена на расстояние, меньшее, чем при произнесении звука а — на полтора пальца; губы несколько вытянуты вперед и округлены; кончик языка опущен вниз и оттянут от нижних передних зубов; задняя часть языка несколько приподнята к мягкому нёбу.

Читайте также:  упражнения для утренней гимнастики для начинающих видео

Звук у. Челюсть-опущена на расстояние, равное одному мизинцу, губы сильно выдвинуты вперед и округлены больше, чем при произнесении звука о; кончик языка отодвинут от нижних передних зубов на расстояние, большее, чем при произнесении звука о; задняя его часть высоко поднята к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук и. Расстояние между зубами несколько меньше, чем при произнесении звука у; зубы немного обнажены; кончик языка касается нижних передних зубов; средняя его часть приближается к нёбу; нёбная занавеска поднята; голосовые связки вибрируют.

Звук э. Нижняя челюсть опущена на расстояние полутора пальцев; зубы слегка обнажены; язык своим кончиком касается нижних передних зубов, а его средняя часть поднята к нёбу, нёбная занавеска поднята; связки вибрируют.

Звук и. Кончик языка касается нижних зубов; спинка сильно напряжена и поднята к передней части твердого нёба; голосовые связки вибрируют, губы слегка растянуты и прижаты к обнаженным зубам, нёбная занавеска поднята.

При произнесении йотированных гласных спинка языка напрягается и поднимается к передней части твердого нёба.

Изучение каждого звука рекомендуется проводить в такой последовательности: знакомство с положением речевого аппарата, артикуляция звука в слогах, в словах, во фразе. При этом следует обращать внимание не только на четкое произнесение звуков, но и на передачу обратного содержания (видения), четкой передачи мысли. Покажем на примере некоторых гласных.

Упражнение 5а. Найдите правильное звучание гласных, произнося их в следующем порядке: и, э, а, о, у, ы. При упражнении внимательно следите за правильной установкой речевого аппарата на каждый гласный звук, не торопитесь.

Упражнение 5б. Звуки а, я. В этом упражнении, как и в последующих, тренируемся произносить гласный звук в слогах, слове и фразе:

«Широка страна моя родная».

Упражнение 5в. Звуки о — ё.

Источник

Формирование физиологического и фонационного дыхания
консультация по логопедии на тему

в статье раскрывается значение дыхания для развития речи, выделены несовершенства речевого дыхания у дошкольников, представлены основные правила работы над дыханием, пречислены игры и игровые упражнения для работы над дыханием

Скачать:

Вложение Размер
tekstovoe_vystuplenie.docx 23.33 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование физиологического и фонационного дыхания».

Дыхание – физиологический процесс, происходящий автоматически, рефлекторно. На дыхание можно влиять, регулируя его, делая поверхностным и редким, задерживая на некоторое время и т.д.

Дыхание, осуществляемое движением грудной клетки, называется грудным; производимое при помощи диафрагмы и брюшных мышц – диафрагмальным или брюшным . Дети пользуются комбинированным грудобрюшным типом дыхания, наиболее выгодным для речи и полезным для здоровья (как наиболее лёгким, экономным, плавным и богатым по количеству выдыхаемого воздуха). У некоторых детей наблюдается верхнегрудное или ключичное дыхание (при нём поднимают плечи, а воздух попадает преимущественно в верхушки лёгких). Этот тип дыхания вреден для здоровья. От него надо отучать детей.

Учащённый дыхательный пульс нарушает ритм и плавность произношения слов и фраз, что ведёт к искажению звуков.

Из-за лёгкой возбудимости дыхательного центра в мозгу ребёнка, недоразвития регуляции, любое физическое напряжение и небольшое повышение температуры ещё больше учащает пульс дыхания, нарушает ритм, а, следовательно, усиливает несовершенство речи. Наконец, неумение малышей дышать ртом также вносит дезорганизацию в произношении: пропуски звуков, запинки в речи, «застревания».

У дошкольников наблюдаются такие несовершенства речевого дыхания:

· Очень слабый выдох и вдох, что ведёт к тихой, едва слышимой речи. Это часто наблюдается у физически ослабленных детей, а также робких, стеснительных.

· Неэкономное и неравномерное распределение выдыхаемого воздуха. В результате этого ребёнок иногда выдыхает весь запас воздуха на первом слове, а то и на первом слоге и затем договаривает фразу или слово шёпотом. Нередко из-за этого он недоговаривает, «заглатывает» конец слова или фразы.

· Неумелое распределение дыхания по словам. Ребёнок вдыхает в середине слова (мы с мамой пой – вдох – дем гулять).

· Торопливое произнесение фраз без перерыва и на вдохе, с «захлёбыванием».

· Неравномерный толчкообразный выдох: речь звучит то громко, то тихо, еле слышно.

Правильное речевое дыхание – основа для нормального звукопроизношения, речи в целом. Некоторые звуки требуют энергичного сильного выдоха, сильной воздушной струи.

Для полноценного речевого дыхания необходима гибкость, эластичность, большой объём дыхательного аппарата, что достигается путём тренировки речевого и голосового аппарата (произнесения отдельных звуков, слогов, слов и фраз), сочетающихся с соответствующими движениями.

Регулярные занятия дыхательной гимнастикой способствуют воспитанию правильного речевого дыхания с удлиненным постепенным вдохом, профилактике болезней дыхательных путей.

Правильное носовое дыхание способствует тренировке дыхательной мускулатуры, улучшает местное и мозговое кровообращение, препятствует разрастанию аденоидов, предохраняет от переохлаждения. Следует серьёзно отнестись к совету врачей, рекомендующих дыхание через нос как наиболее полезное для здоровья и ограждающее голосовые органы от различных заболеваний. Установлено, что дыхание через нос помогает окрепнуть мышцам носоглотки, а здоровая носоглотка оберегает организм от насморка, который, в свою очередь, плохо действует на голосовой аппарат.

Когда человек дышит ртом, слизистая рта быстро пересыхает, часто появляется жажда. К тому же инфекции легче забраться в гортань, трахею и бронхи. Врачи твердят: дышите носом, а не ртом. Но ребёнок дышит не как надо – он дышит как получится.

В дошкольном учреждении дыхательным упражнениям необходимо уделять особое внимание.

Во время выполнения упражнений нужно следить не только за тем, чтобы ребёнок не поднимал плечи, но и чтобы не «перебирал дыхание». «Перебор дыхания» влечёт за собой резкий выдох – голос звучит прерывисто, форсировано. Поэтому количество выдыхаемого воздуха не должно быть слишком большим. Следует избегать больших задержек дыхания.

Для успешного овладения дыхательной гимнастикой необходимо соблюдать основные правила:

-Дышать надо с удовольствием;

— Выполнять упражнения каждый день по 3-6 минут, в зависимости от возраста детей;

— Проводить упражнения в хорошо проветренном помещении или при открытой форточке;

— Дышать надо медленно, это необходимо для насыщения организма кислородом

— Дозировать количество и темп проведения упражнений;

— Вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать – через рот;

— В процессе речевого дыхания не напрягать мышцы в области шеи, рук, живота, груди (плечи не поднимать при вдохе и опускать при выдохе);

— После выдоха перед новым вдохом сделать остановку на 2-3 секунды.

Весёлые логопедические упражнения научат ребёнка, как же всё-таки «надо» дышать правильно.

Уроки дыхания. Логопедические упражнения.

«Физиологическое и фонационное дыхание».

Развитие дыхания – важный этап коррекционного воздействия на детей с нарушениями речи, а так же детей с хроническими заболеваниями

Цель дыхательных упражнений – формирование правильного диафрагмального дыхания, выработка продолжительного выдоха, тренировка его силы и постепенности.

Этапы выполнения дыхательных упражнений:

1. Принять позу и зафиксировать её.

3. Сосредоточиться на упражнении, обдумать его основные элементы.

4. Выполнить дыхательное упражнение.

5. Отдохнуть после упражнения, сменив позу.

«Большой и маленький». Стоя прямо, на вдохе ребёнок поднимается на пальцы ног, тянется руками вверх и показывает, какой он большой. Зафиксировать это положение на несколько секунд. На выдохе ребенок опускает руки вниз, затем приседает, обхватив руками колени и одновременно произнося «у-х», спрятать голову между коленями – показать, какой он маленький.

«Паровоз». Ходите по комнате, имитируя согнутыми руками движения колёс паровоза, произнося при этом «чух-чух» и изменяя скорость движения, громкость и частоту произношения.

«Гуси летят». Медленно и плавно ходите по комнате, взмахивая руками, как гуси. Руки-крылья на вдохе поднимать, на выдохе опускать, произнося «г-у-у-у» (5-10 раз).

«Аист». Стоя прямо, поднять руки в стороны, одну ногу согнуть в колене, вынести её вперёд. Зафиксировать положение на несколько минут. Держать равновесие. На выдохе опустить ногу и руки, тихо произнося звук «ш-ш-ш-ш» (5-10 раз).

«Дровосек». Встать прямо, ноги чуть уже плеч. На вдохе сложить руки топориком и поднять вверх. Резко, словно под тяжестью топора, вытянутые руки на выдохе опустить вниз, корпус наклонить, позволяя рукам «прорубить» пространство между ногами. Произнести «б-а-х». (5-10 раз).

«Мельница». Стоя, ноги вместе, руки вверх. Медленно вращайте прямыми руками, произнося на выдохе звук «р-р-р» или «ж-р-р». У ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.

«Конькобежец». Ноги на ширине плеч, руки в замке за спиной, корпус наклонён вперёд. Подражая движениям конькобежца, сгибать то левую, то правую ногу, произнося звук «р-р-р»или «к-р-р». Если у ребенка не получается рычать, тогда замените другим звукоподражанием.

«Сердитый ёжик». Стоя, ноги на ширине плеч. Представить, как ёжик во время опастности сворачивается в клубок. Наклониться как можно ниже, не отрывая пятки от пола,обхватить руками грудь, голву опустить, произнося на выдохе «п-ф-ф» — звук,издаваемый сердитым ёжиком, затем «ф-р-р» (3-5 раз) – это уже довольный ёжик.

прыгает. Приземляясь произносить «к-в-а-к» и повторить его прыжки: слегка приседая, вдохнув, сделать прыжок вперёд. Приземлившись, «квакнуть».

«В лесу» Представьте, что вы заблудились в глухом лесу. Сделав вдох, на выдохе произнести звуки «а-у». Меняйте интонацию и громкость. Поворачивайтесь то влево, то вправо.

«Весёлая пчёлка». На выдохе произнести звук «ж-ж». Представить, что пчёлка села на нос (звук «Ж» и взгляд направить к носу), на руку, на ногу.

«Великан и карлик». Сесть на пол, сложив ноги ступня к ступне. Руки положить на внутренние стороны коленей, которые прижаты к полу. Вдох – набрать полную грудь воздуха, плечи расправить, голву поднять вверх. На выдохе опуститься вниз, прижаться головой к ступням.

«Часы». Встать прямо, руки вниз. Размахивайте прямыми руками вперёд-назад в одном темпе и, не меняя интонацию, произносите «тик-так» (5-10 раз).

«Ловля комара». Представьте состояние, которое испытываешь, когда вокруг летает назойливый комар. Направлять звук «з-з-з» в разные стороны, регулируя громкость и темп«комариного писка». Пытаться поймать комара, хлопая ладонями то слева, то справа.

«Косарь». Представьте, что вы на лугу, пахнет свежескошенной травой. Широкими размашистыми движениями начинайте «косить», произнося на выдохе «ж-у-х, ж-у-х». (5-10 раз).

«Трубач». Воображаемую трубу поднести к губам. Имитируя движения трубача, нажимать пальцами на воображаемые клавиши, произнося на выдохе «ту-ту-ту-ту» (15-20секунд).

«Петушок». Стоя, ноги вместе, руки вниз. На вдохе подняться на пальцы ног, голову вытянуть вперёд-вверх, руки развести в стороны и назад и, хлопая себя по бёдрам,произнести «ку-ка-ре-ку» (5-8 раз).

«Насос». Стоя, ноги вместе, руки вниз. Сделав вдох, выполнить резкие пружинистые наклоны(по 2-3 раза) в стороны, скользя руками по ноге, в сторону которой делаете наклон. На выдохе произносить звук «с-с-с» (5-8 раз в каждую сторону).

«Песенка без слов»
Сделав вдох через нос, ребенок постепенно и медленно выдыхает воздух через рот, произнося звук «а» (без голоса). Выдох контролируется: левая рука на животе (живот втягивается), правую руку надо поднести ко рту тыльной стороной ладони, чтобы почувствовать теплую воздушную струю.

«Прялица»
Дети соединяют пальцы рук, собранные в щепотку, у левой щеки, а затем начинают опускать ведущую руку вниз, имитируя движения плетения пряжи, одновременно пропевая гласный звук («тянут длинную нить»). Для вызывания большего интереса к упражнению можно предложить детям сначала вытянуть короткую звуковую ниточку (до 1 секунды), а затем длинную звуковую нить (от 3 до 6 секунд).

Источник

Adblock
detector