Меню

упражнения на чередующиеся гласные в корне кос кас

Правописание корней кас//кос
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) по теме

Данный материал разработан к уроку русского языка по теме «Правописание а-о в корнях кас//кос» в 5 классе.

Скачать:

Вложение Размер
kas-kos.docx 16.74 КБ

Предварительный просмотр:

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

Инструкция к выполнению чертежа.

Лё_ким к_санием к_рандаша к_снись бумаги и наметь линию. Она называется к_сательной и соприк_сается с окружностью. Затем обведи свой черте?(ж,жь) тушью и держи его в неприк_сновенности, не к_сайся листка руками сам и никому не позволяй к нему прик_саться. Ты всё же к_снулся проведённой на чертеже линии? От твоего прик_сновения уже смазалась ту?(ш,шь). Неужели ещё остались отпеч_тки от к_савшихся листка пальцев?!

Задание. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы и объясняя орфограммы.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 5-м классе направлен на закрепление знаний и умений выбирать гласную в чередующихся корнях. Урок-закрепление проводится наглядно-действенным методом. На уроке используется презен.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе.

Правописание проверяемых гласных и согласных в корне, корни с чередованием.

Презентация к уроку русского языка в 5 классе, по программе «Школа 2100». Тема урока «Правописание корней -кос-, -кас-«.

Урок насыщен разными видами увлекательных упражнений, творческими диктантами, каждое задание способствует развитию речи учащихся.

Тест предназначен для закрепеления орфографии в корне слова.

Урок русского языка в 5 классе. Тема: «Правописание корней с чередованием гласных. Буквы о-а в корне – лаг- — -лож-». Цели: а) образовательные расширить, углубить знания учащихся о чередовании бу.

Источник

Упражнения на чередующиеся гласные в корне кос кас

Методика правописания чередующихся безударных гласных корня требует разграничения этого материала по двум основаниям:
1) по графическому признаку выделяют две подгруппы — с чередованиями о — а и е — и;
2) по условиям, от которых зависит написание той или иной безударной гласной в корне слова, а именно:
— от места ударения в слове (гар— гор-);
— от наличия или отсутствия суффикса а после корня (кас кос-, бер бир-);
— от последующих согласных в корне (раст-/ ращ рос-, лаг лож-).

При формировании навыков грамотного письма необходимо, чтобы учащиеся усвоили следующую последовательность действий — «шаги алгоритма»:
1) выделить в слове корень и определить, какой он — «одновариантный» или «неодновариантный»: полянка — полевой — полюшко — поле;
2) если корень «одновариантный», то можно ли проверить безударную гласную с помощью опорного слова: полянка — поле;
3) если корень «одновариантный», но в нем нельзя проверить безударную гласную с помощью опорного слова (например: пилоты — пилотировать — пилотаж — беспилотный), то лингвистическая задача решается путем обращения за нормативным написанием к словарям — орфографическому, грамматико-орфографическому;
4) если корень «неодновариантный», то следует определить, к какой группировке он относится — а — о или е — и;
5) если корень с чередованием а — о (например: излагать — изложить), то применяется соответствующее орфографическое правило: «В корне -лаг лож- безударная а пишется перед г, безударная о — перед ж». (Аналогичным образом решаются вопросы, связанные с правописанием корней -раст-/-ращ рос-, -гар гор-, -кас кос-.);
6) если корень с чередованием е — и, например: соберу — собираю, то выбор того или иного написания мотивируется правилом: «В корнях с чередованием е — и (-бер бир-, -мер- — -мир-, -дер дир-, -пер пир-, -тер тир-, -жег жиг-, -стел стил-, -блеет блист-) пишется буква и, если после корня стоит суффикс а». Соберу (нет -а-); собираю (есть -а-).

Для усвоения правописания проверяемых безударных гласных в корне необходима длительная, систематическая, кропотливая работа. Эта работа должна вестись при изучении всех разделов школьного курса (фонетики, графики, словообразования, лексики, грамматики), на уроках обучения изложениям и сочинениям, а также на уроках анализа письменных работ. Важную роль в овладении навыками грамотного письма вообще и безударных гласных корня в особенности играет орфографическая зоркость, позволяющая запоминать «графические портреты одновариантных корней», пишущихся по морфологическому принципу — ведущему принципу нашей орфографии. Выше предлагается дидактический материал по рассмотренной теме.

Источник

Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
bukvy_o-a_v_kornyah_kos-kas.docx 26.22 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: Буквы О и А в корнях -кос- – -кас-

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Учебно-методический комплекс: Русский язык, 6 класс, под ред. Т.А. Ладыженской

  • изучить правило написания букв О – А в корнях -КОС- – -КАС-;
  • определить различия в условиях выбора между корнями с чередованием гласных и корнями с безударными гласными, проверяемыми ударением;
  • научить применять изученное правило на практике, графически обозначать условия выбора правильных написаний, употреблять слова с изученной орфограммой в речи.

Внимание! Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок!
Всё ли на месте? Всё ли в порядке?
Книжки, ручки и тетрадки?
Есть у нас девиз такой:
Всё, что надо, под рукой!

Мотивирование к учебной деятельности

  • На доске записаны слова:
  • Запишите данные слова в тетрадь. Выделите в них корни.

— Как вы думаете, какая связь между всеми этими словами?

(У них общий корень. Слова однокоренные).

— А какое лексическое значение у данного корня?

(меняться местами; следовать друг за другом)

— Каким однокоренным словом называется один из процессов в русском языке, при котором происходит последовательная мена гласных и согласных в определенных позициях или определенных морфемах?

  • Вспомните, какие орфограммы с чередованием гласных в корнях слов мы изучали в 5 классе?

Е и И в корнях с чередованием ( -бир- – -бер-; -мир- – -мер-; -пир- – -пер-;

-стил- – -стел-; -тир- – -тер-, -блист- – -блест- и др.)

  • Давайте проверим, помним ли мы эти орфограммы:

Перед вами слова с пропущенными буквами. Вам нужно определить орфограмму и вставить пропущенные буквы.

Соб_раться, распол_гаться, отр_сти, расст_лать, предпол_жение, зам_рать, сл_жение, р_стовщик, отп_реть, разр_стался, р_сток.

Проверка с объяснением до конца первого абзаца.

— Ребята, а кто вставил пропущенные буквы в слова второго абзаца? Вы уверены в правильности выбора? Почему не уверены? (не знаем правила)

А мы должны уметь правильно писать эти слова? Значит, должны знать правило?

Постановка учебной задачи

— Как вы думаете, почему эти слова оказались в этом же ряду слов?

(тоже есть чередование гласных)

Определите нашу цель и задачи

Будем изучать данное правило, условия выбора похожи на одну из орфограмм, которую сейчас повторили.

Сегодня на уроке мы узнаем, когда в словах пишется корень -кос-. а когда корень -кас-?

Овладение новым знанием

  • Давайте вернемся к словам

прикосновение и касание

-Выделите корни в словах, подчеркните гласную в корне, выделите суффикс -а- после корня, если он есть.

-А теперь скажите, что вы заметили?

(в словах, в которых после корня стоит суффикс -а-, пишется корень -кас-, а в словах, в которых после корня нет суффикса -а- , пишется корень -кос-)

  • Теперь вы готовы сформулировать правило.

Ученики формулируют правило.

  • Проверим себя по учебнику (чтение правила).

(Объяснение примеров с выписыванием их в тетрадь и обозначением орфограммы)

Первичное з акрепление

Как не ошибиться в написании букв О и А В корнях -кос- – — кас-?

  1. Выделить корень.
  2. Проверить, есть ли после корня суффикс -а-.

3. Если есть суффикс -а-, то пиши -кас-, если нет суффикса -а-, то пиши -кос-.

Задание: вставить пропущенные буквы. Объяснить условия выбора орфограммы.

Прик_сался, к_снется, к_снулся, (не) к_сается, к_сить, к_скад

Два последних слова на другую орфограмму. Добавить в алгоритм действий пункт:

4. Обязательно обратить внимание на лексическое значение.

Физминутка. Грамматическая зарядка

Если в корне «а» — хлопаем в ладоши, если в корне «о» — качаемся в стороны.

Вставить буквы, обозначить графически орфограммы.

  1. Солнце к…снулось края степи.
  2. Солнечные лучи еще не к…саются замерзшей реки.
  3. Приятно к…снуться ароматного блинчика.
  4. Муму едва прик…салась мордочкой до кушанья.
  5. Мы к…снулись трудного вопроса.

Выпишите слова с чередованием в 2 столбика. Объяснить выбор буквы.

Вы узнали авторов этих предложений?

  1. “Теперь сядьте, пол…жите руки перед собой. Мы займёмся арифметикой”, – сказала девочка с голубыми волосами.
  2. “Предпол…жим, у вас в кармане два яблока, а некто взял у вас одно яблоко”. (А.Н.Толстой “Приключения Буратино”)
  3. “ Мыло у вас там или гуталин, меня это не к…сается, а посылку я вам не отдам”.
  4. “Это ты правильно предл…гаешь, Матроскин. Без коровы в хозяйстве никак не обойтись”. (Э.Успенский “Дядя Фёдор, пёс и кот”)
  5. Как только яичные скорлупки соприк…снулись с волшебной шляпой, так сразу же выросли в размерах и сделались мягкими и пухлыми.
  6. Пять маленьких тучек выпорхнули из шляпы и, не к…саясь земли, повисли в воздухе.(Т.Янссон “Сказки про мумии-троллей”)
  7. Над дверью домика, где жила Сова, распол…гались два объявления и колокольчик со шнурком.
  8. Солнце едва к…снулось верхушек сосен, а медвежонок уже выбежал из дома и помчался прямиком к ловушке на Слонопотама. (А. Милн “Винни-пух и все-все-все”)
  9. Доктор предлагал дать обезьянке лекарство, и её пришлось выложить из-за щёк свои сокровища: гаечки, пуговицы, ключики, и другие предметы. (Э. Успенский “Крокодил Гена”)
  • Работа с текстом (распечатки у каждого на парте)

Что вы знаете о картофеле? Скорее всего, то, что блюда из него очень вкусные. А между тем, это уникальный овощ. Что к_сается его ценных качеств, то они известны многим.

Картофель — целебный продукт. Он богат различными аминокислотами, витаминами, содержит много калия, фосфора.

Следует к_снуться и его целебных свойств. Картофель улучшает обмен веществ, избавляет организм от излишней соли. Особенно полезен он в печеном виде. А вот жареная картошечка наносит организму серьезный вред.

Позеленевшие клубни опасны и при употреблении в пищу могут вызвать серьезное отравление. А к зеленым ядовитым ягодам картофеля, которые образуются на стеблях после цветения, не стоит даже прик_саться.

Объяснение написания слов с -кос- и -кас-.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Ф.И. _____________________________________ класс _______________

1. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Графически обозначьте орфограмму.

К…саюсь, прик…снитесь, к…сательная, к…саешься, к…немся, к…сается, сенок…силка, прик…снулся, к…салась, к…снуться.

2. Выпишите слово, в корне которого не происходит чередование гласных, объясните его написание.

3. Составьте предложение с однородными членами, употребляя одно из слов с чередованием гласных корне.

1. Дополните предложения словами с корнем –КОС- – -КАС-. Графически обозначьте орфограмму.

Самолет плавно ______________________ земли.

Лектор несколько раз в своем выступлении __________________ этого вопроса.

Чтобы доказать теорему, нужно к окружности провести _______________________.

Эта проблема _____________________ меня меньше всего.

Мать нежно _______________ моего плеча.

2. Докажите, что слово “касаться” — многозначное. Приведите примеры.

1. Составьте контрольные вопросы по изученной теме.

2. Составьте словарный диктант на тему “Правописание корней с чередованием гласных”. Графически обозначьте орфограммы.

(наиболее удачный вариант будет продиктован всему классу на следующем уроке)

  • Чем вам запомнился сегодняшний урок?
  • Какие новые знания вы усвоили?
  • Что вызывало затруднения? Как удалось их преодолеть?
  • Что показалось наиболее интересным?
  • Как вы считаете, достигли мы поставленных целей?
  • Оцените свои успехи и подчеркните их на специальном маленьком листочке, который есть на парте у каждого ученика. Подчеркните одну из пяти фраз:
  1. У меня не было затруднений.
  2. Я только слушал предложения и ответы других.
  3. Я выдвигал идеи, уверенно отвечал.
  4. Я сам не мог справиться с заданиями.
  5. Я доволен собой и своей работой.

Спасибо, ребята, за урок. Все молодцы, очень хорошо работали сегодня.

Всем девчонкам и мальчишкам,

Выставляю я пятерки
В классный нас журнал.

Источник

Читайте также:  упражнения для уменьшения межпозвоночной грыжи
Adblock
detector