Меню

упражнения для развития речи младших школьников на уроках русского языка

Картотека упражнений на развитие речи учащихся начальных классов

Упражнения направлены на формирование связанной речи

Просмотр содержимого документа
«Картотека упражнений на развитие речи учащихся начальных классов»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Средняя школа №6 города Димитровграда Ульяновской области»

Учитель начальных классов

Грушевская Елена Викторовна

Развитие речи младших школьников через систему упражнений

Работа по умению выделять признаки предложения, определять границы предложений в устной речи по интонации начинается в 1 классе, в период обучения грамоте. У каждого учителя в арсенале имеются специальные упражнения и задания, которые помогают первоклассникам быстрее и глубже усвоить понятия «текст», «предложение», развивать умения построения самостоятельного письменного высказывания. Я предлагаю ребятам следующие задания.

Упражнения для развития фонематических процессов.

Упражнение № 1 «Назовите слова»:

— назовите слова, которые начинаются на звук а (т, о, р и т.д.);

— назовите слова, которые заканчиваются на звук п (и, о, с и т.д.);

— назовите слова, в середине которых есть звук л (н, э, г и т.д.).

Упражнение № 2 «Хлопки»:

— сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, которое начинается со звука с (в, о, г и т.д.), сразу хлопайте в ладоши: дача, кошка, шапка, лиса, дорога, жук, окно, волосы и т.д. Варианты задания: «поймать» звук, на который слово заканчивается или который слышим в середине слова.

— сейчас я буду называть вам слова, а вы, как только услышите слово, в котором есть звук к, хлопните в ладоши 1 раз, а если звук г – 2 раза: корова, кисель, гора, норка, гитара, сапог, сук, рука, догнал и т.д.

Упражнение № 3 «Играем со словом»:

— придумайте слово, которое начинается (оканчивается) на такой же звук, как и в слове «лягушка», «флаг», «стол»;

— назовите, какой звук первый (последний) в слове «луч», «сила», «диван»;

— назовите все звуки по порядку в слове «небо», «туча», «крыша»;

— какой звук в слове «рыбка» («стул», «ковёр») стоит вторым, четвёртым, первым, третьим?

Упражнение № 4 «Новое слово»:

— я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить второй звук так, чтобы получилось новое слово: дым, сок, пил, мел.

— я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить первый звук так, чтобы получилось новое слово: точка, лук, лак, день, педаль, макет.

— я сейчас назову вам слово, а вы попробуете изменить последний звук так, чтобы получилось новое слово: сыр, сон, мак, стоп.

Упражнение № 5 «Кружки»:

— сейчас мы запишем несколько слов, но не буквами, а кружками. Сколько звуков в слове, столько и кружков: трава, бумага, булка, звезда, таблетка.

Упражнение № 6 «Длиннее – короче»:

— мы будем сравнивать слова. Я буду говорить по два слова, а вы будете решать, какое из них длиннее. Только помните, что надо сравнивать слова, а не вещи, которые они обозначают: стол – столик, усики – усы, пёс – собака, хвост – хвостик, змея – змейка.

Упражнения для развития

лексико-грамматического строя и связной речи.

Упражнение № 1 «Вторая половинка»: при чтении произносится только вторая половина слова. Мысленная линия раздела проходит примерно по середине слова. Это позволяет акцентировать конец слова как существенную часть, нуждающуюся в таком же точном восприятии, как и начало: чтение, только, трава, солома, кровать, кастрюля, кричал.

Упражнение № 2 «Догадайтесь»

Выгляну… солнц…. Обрадо… молод… синич…, запе… и собра… в лес. Старый вороб… гово…, что рано пташеч… запе…, ещё будут моро….

Упражнение № 3 «Составьте предложение»:

— придумайте предложения, используя следующие словосочетания: забавный щенок, спелая ягода, лесное озеро.

— слова в предложении перепутались, надо расставить их на свои места: дымок, идёт, трубы, из; стоят, вазе, цветы, в.

Упражнение № 4 «Пропавшие слова»:

— сейчас я прочитаю вам рассказ, но некоторые слова в нём потерялись. Попробуйте их отыскать.

Читайте также:  какие упражнения нужно делать на выносливость

Тишина царит в дремучем _____ . Чёрные _____ затянули солнце. Птицы умолкли. Вот-вот пойдёт _____ .

Упражнение № 5 «Найдите ошибку»:

— послушайте предложения и скажите, всё ли в них верно:

Зимой в саду расцвели яблони. В ответ я киваю ему рукой. Скоро удалось мне на машине. Мальчик стеклом разбил мяч.

Упражнение № 6 «Действие»:

— я буду называть слова, а вы говорить, что этот предмет может делать: метель – метёт, гром, ветер, снег, дождь, солнце. Важно, чтобы подбирали как можно больше слов, обозначающих действие. «А что ещё делает солнце? Оно ведь не только светит?»

Упражнение № 7 «Признак»:

— если предмет сделан из железа, то какой он: железо, бумага, дерево, снег, пух, стекло.

Упражнение № 8 «Слова-приятели»:

— как можно по-другому сказать о печальном человеке? Ценный – это какой? Жёсткий?

— какое слово лишнее: грустный, печальный, унылый, глубокий; слабый, ломкий, долгий, хрупкий.

Упражнение № 9 «Слова-неприятели»:

— скажи наоборот: холодный, тупой, просторный, поднять, низко, весна.

Упражнение № 10 «Один и много»:

— я назову один предмет, а вы измените слово так, чтобы стало много: озеро, имя, друг, человек, стол.

— я буду говорить слово, обозначающее много предметов, а вы – один: листья, молодцы, когти.

Упражнение № 11 «Уменьшение»:

— скажите, как будет называться маленький предмет: мяч – мячик, рука, флаг, шапка, солнце, стул.

Упражнение № 12 «Объясни слово»: письмо, гвоздь, храбрый, зонтик, алмаз.

ЗАДАНИЕ: определить на слух и показать (можно сигнальной карточкой), сколько предложений в тексте.

Цель: научить определять границы предложений в устной речи по интонации и паузам, определять количество предложений в тексте.

(Текст читает учитель.)

Ребята расчистили каток. Малыши катаются парами. Звенят веселые голоса. Хорошо зимой!

— Повторите предложение, которое я прочитала с чувством. Какое чувство я передала?

— Сколько слов в названном предложении?

— А какое предложение состоит из одного слова?

— Как вы определили, сколько здесь предложений? (По паузам, по интонации).

— Как мы находим конец предложения в устной речи? (По интонации, по голосу).

— Связаны ли между собой по смыслу эти предложения и о чем в них говорится?

— Как еще можно озаглавить текст?

ЗАДАНИЕ: прочитать текст с доски, подумать, подходит ли заглавие к содержанию текста.

Цель: развивать умения выделения признаков связного письменного текста, его озаглавливания, дать первое представление о редактировании текста.

Шла лиса по лесу. Вдруг она почуяла запах мяса. Побежала лиса на запах. А капкан цап лису за лапу! (По П. Афанасьеву).

— О ком здесь рассказывается?

— Какие две картинки можно нарисовать к тексту?

— Что было с лисой сначала? Из какого предложения об этом узнали? Прочитайте.

— Что случилось потом? Прочитайте.

— Чем все закончилось? Прочитайте.

— Соответствует ли заглавие содержанию текста?

— Подходит ли оно к содержанию каждого предложения?

— Какой же случай произошел с лисой?

— В каком предложении заключается основная (главная) мысль рассказа?

— Выберите из данных предложений подходящее для заголовка: «Случай в лесу», «Полакомилась!». Обоснуйте свой выбор. Какой заголовок можете предложить сами?

— В рассказе (связном тексте) все предложения должны быть объединены общим смыслом и могут быть озаглавлены. Заглавие должно подходить ко всему содержанию и охватывать все предложения. Прочитайте предложения и назовите то, которое подходит по смыслу к содержанию рассказа:

— «Лес был густой. Лиса была голодна».

— Поможет ли это предложение лучше понять общий смысл рассказа?

— Где его надо вставить?

— Почему предложение «Лес был густой» – лишнее и его не надо включать в рассказ?

— Прочитайте дополненный текст. Что заметили? (Повторяется слово «лиса» несколько раз.)

— Какими словами можно заменить это слово, чтобы избежать повтора? (она, рыжая, бедняга)

Читайте также:  самые простые упражнения для похудения йоги

— У нас получился связный текст, рассказ? Докажите. (Все предложения связаны общим смыслом, сообщается какой-нибудь случай, всё рассказывается по порядку: что было сначала, потом, чем все закончилось). Отредактированный текст прочитывается учениками и записывается (можно использовать приемы списывания, диктовку, списывания с заданием и другие виды работы с текстом.)

Создание текста-загадки по кругу

Этот вид полифункциональных текстовых упражнений можно использовать во время представления нового словарного слова и на других этапах урока. Каждому учащемуся предъявляется текст загадки, которую он должен отгадать, или зашифровывается слово, которое ему необходимо определить. Специфика выполнения такого упражнения заключается в следующем:

Первый ученик читает записанные на доске слова, например: медведь, лиса, заяц, и выделяется по самостоятельно найденному признаку одно из слов.

Тот же ученик обосновывает свой выбор: «Можно выделить слово лисица, так как в нем три слога. Оно женского рода. В нем есть согласные звонкие и глухие, а слова медведь и заяц — мужского рода, двусложные, и все согласные в них звонкие»

Далее ученик записывает на листе свою загадку об этом животном и передает лист следующему ученику, сидящему справа. Например: Рыжая сестрица — хитрых речей мастерица.

Второй ученик, прочитав загадку, отгадывает ее, но ответа не записывает, а загибает текст- загадку первого ученика -на оборотную сторону. Ниже пишет свою загадку об этом же животном. Например:

С пушистым хвостом, но не белка.

Огненная, но не пламя.

Любит воровать яйца, но не курица.

И так по кругу. Последний ученик должен записать свою загадку и
отгадку.

Плутовка к дереву на цыпочках подходит, Вертит хвостом, с вороны глаз не сводит

И говорит так сладко, чуть дыша.

Кто эта героиня? (Лисица)

Проверка проводится коллективно, или написанные варианты текстов меняются между группами. Задача участников — отгадать загадки и определить зашифрованное слово. Важную роль в этом виде упражнения играет первый ученик, который должен верно определить принцип выделения зашифрованного слова.

Создание двух текстов из одного исходного материала.

Учитель предлагает учебный материал, представляющий соединение двух неполных текстов:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким пушком. Весной самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринка превращается в головастика.

Учитель(У).: Прочитайте запись. Установив ее особенность, сформулируйте задание к упражнению.

Дети(Д).\Запись представляет собой объединение двух текстов: первый — о птицах, второй — о лягушках. Необходимо восстановить оба текста.

У.: Прочитайте каждый из отрывков и докажите, что это разные тексты

Д. :(зачитывая отрывки): Это разные тексты, так как у них разные темы: в первом говориться о гнездах птиц, во втором рождении лягушки

У: Какие части текстов даны?

Д.: У первого текста дано начало, у второго — начало и середина.

Далее учитель предлагает распространить данные тексты новыми предложениями , которые можно помещать в любую часть исходного текста. Уч-ся высказывают свои предложения, а учитель записывает на доске. Затем ученики по выбору записывают и дополняют один и текстов. Вот что получилось после выполнения работы:

Птицы строят гнезда. Гнезда сделаны из травы, корешков, мха. Внутри они выстланы мягким, пушком. Это очень сложная работа! Вскоре рождаются птенцы. Самка и самец учат их летать и приносят им пищу. Они не бросят своих птенцов. Вот какие заботливые родители!

Как рождается лягушка.

Весной, когда выглядывает яркое солнышко, самка лягушки откладывает множество яиц. Их называют икрой. Каждая икринк превращается в головастика. Через несколько дней у головастика вырастают лапки и хвост. Через четыре месяца головастик превращается в лягушку.

Составление двух текстов на основе выявленного слова.

Исходный материал записывается с пропусками одного и того же слова, которое заменяется условным обозначением. В качестве дополнительной записи предлагается схема.

живет на коврике бережёт свое брюшко в виде колесика

Читайте также:  видео с упражнениями для увеличения бюста видео

«Хвост» не даёт уползти от меня далеко я рисую

— не только сложное устройство, но и полезный зверек

помогает работать на компьютере и поддерживать экосистему.

У.: Прочитайте запись. Внимательно рассмотрите схему к ней. Сформулируйте задание к упражнению.

Д.: Необходимо определить, о ком или о чём идёт речь в тексте. На основе этого составить два текста.

У.: Верно. Что у вас получилось?

Д.: В тексте пропущено слово мышь —

1) устройство компьютера, служащее для ввода информации и передвижения курсора;

Учащиеся выясняют и разбирают смысловые ошибки текста, дополняют его новыми предложениями, по выбору записи текстов, сами формулируют дополнительные задания.

Упражнения для развития коммуникативных качеств младших школьников.(1 класс)

Рассмотрите с детьми натуральные фрукты: яблоко, грушу, персик, сливу, виноград, абрикос, апельсин, мандарин, лимон. Уточните, как это все можно назвать одним словом («фрукты»). Расскажите, что лимон, апельсин, мандарин, грейпфрут — цитрусовые. Помогите запомнить информацию.

Обратите внимание на характерные признаки фруктов: вкус, цвет, форма, запах.

Расспросить ребенка, знает ли он, где растут фрукты (в саду, на дереве).

Выясните, знает ли ребенок, что можно приготовить из фруктов.

Упражнение «Назови цвет, форму» на согласование существительных с прилагательным.

Слива (какая?) — синяя, овальная.

Абрикос (какой?) — и т.д.

Упражнение «Посчитай» на согласование числительных с существительными.

1 лимон, 2 лимона, 3 . 4 . 5 лимонов.

1 слива, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 абрикос, 2 . 3 . 4 . 5 .

1 груша, 2 . 3 . 4 . 5 . и т.д.

Упражнение «Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов.

Слива – сливка, абрикос – абрикосик и т.д.

Упражнение «Один-много» на употребление существительных в родительном падеже множественного числа.

Один апельсин — много апельсинов.

Одна груша — много груш и т.д.

Упражнение на образование множественного числа существительного в именительном падеже.

Груша – груши и т. д.

Упражнение «Закончи предложение» на употребление падежных форм существительного.

Мама купила фрукты, вымыла, положила в тарелку. Мы их с удовольствием ели. Мы ели яблоки. На тарелке не осталось ни одного . (яблока). Мы съели все . (яблоки). Мы ели груши. На тарелке не осталось ни одной . (груши). Мы съели все . (груши). Мы ели сливы. На тарелке не осталось ни одной . (сливы). Мы съели все . (сливы). Мы ели вишни. На тарелке не осталось ни одной . (вишни). Мы съели все . (вишни).

Упражнение «Назови варенье» (учимся образовывать относительные прилагательные).

Варенье сварили из яблок, оно будет называться .

Варенье сварили из груш, оно будет называться .

Варенье сварили из персиков, оно будет называться .

Варенье сварили из вишни, оно будет называться .

Варенье сварили из слив, оно будет называться . и т. д.

Упражнение «Какие будут фрукты?» (учимся образовывать отглагольные прилагательные).

— Если фрукты сварить, то они будут — вареные.

— Если фрукты заморозить, то они станут .

— Если яблоки запечь, тогда они получатся .

— Если груши посушить, тогда они станут .

Отработать упражнение на примере всех фруктов.

Упражнение «Что где растет?» на образование однокоренных слов.

Яблоки растут на яблоне.

Сливы растут на . и т.д.

Развитие связной устной речи.

А) Составление предложений из слов.

яблоки, лежать, яблоня, под.

Б) Составление сложноподчиненных предложений (упражнение «Закончи пред-ложение»)

Мама собрала в саду яблоки, чтобы .

Мама помыла груши, чтобы .

Мама купила в магазине сливы, чтобы .

В) Составление сложносочиненных предложений по образцу.

Слива синяя, а яблоко — зеленное.

Лимон кислый, а груша — . и т.д.

Развитие мелкой моторики.

Упражнения для пальчиков.

Будем мы варить компот,

Фруктов нужно много. Вот.

(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Будем яблоки крошить,

Грушу будем мы рубить.

Отожмем лимонный сок,

Слив положим и песок.

(загибать пальцы по одному, начиная с большого пальца)

Варим, варим мы компот.

Угостим честной народ.

(левую ладонь держать «ковшиком», указательным пальцем правой руки «мешать» компот)

Развитие логического мышления (учимся отгадывать загадки).

Источник

Adblock
detector