Меню

упражнения для чтения на русском языке для детей

Методики обучения чтению. Выбираем лучшую.

Обучение чтению важный и в то же время сложный процесс для ребенка. Родителям или педагогу необходимо увлечь ребенка, чтобы любовь к чтению осталась на всю жизнь.

При обучении ребенка чтению стоит соблюсти ряд правил:

— самый оптимальный возраст для обучения это 5-6 лет;

— не заставляйте, обучение должно проходить в игровой форме;

— занятие не должно превышать 10 минут;

— выберите подходящую для вас методику.

В настоящее время методик обучения чтению очень много. Рассмотрим самые популярные из них, и постараемся выбрать самую оптимальную.

Звуковой метод (буквенно -слоговый)

Вначале обучение изучаем буквы и учимся их произносить, затем переходим к слогам, потом к целым словам. Этот метод самый популярный его используют практически во всех школах.

-метод развивает фонетический слух (развивает правильное произношение);

-избавляет от дефектов речи;

-обучать можно в любом месте.

-не подходит ля раннего развития;

-поначалу ребенок не понимает, что читает.

Метод обучения по кубикам Зайцева

В основе этого метода лежит обучение по складам (согласная с гласной, согласная с мягким или твердым звуком), которые изображены на кубиках. Придумал этот метод педагог из Санкт-Петербурга Зайцев Н.А.

-игровая форма обучения;

-возможность обучения с раннего возраста;

— заниматься можно недолго по времени;

-хорошо подходит для левши (такие дети лучше понимают целое слово, а не отдельные буквы).

-ребенок быстро осваивает чтение.

— дети при чтении частенько плохо проговаривают окончание слова;

— детям сложно разбирать слово на части, по составу (так как воспринимают его целым);

Обучение по карточкам Домана

Эта методика подойдет для обучения чтению в раннем возрасте. Детям показывают карточки с написанными на них словами, и четко проговаривают их. Обучению названию букв и звуков в этом методе не учат.

— возможность обучения с раннего возраста;

-способствует расширению кругозора малыша;

— хорошо развивается память.

— сложности обучения в школе, при разборе слова и обучения грамоте;

-трудоемкость (нужно подготовить огромное количество карточек);

-возникают проблемы при чтении написанного по-другому.

Методика Марии Монтессори

Сначала по данной методике дети учатся писать буквы (с помощью специальных вкладышей). А затем уже происходит изучение букв. Ребенок с помощью взрослого называет звук и проводит пальчиком по букве на карточке (буквы из шероховатой бумаги). Далее из букв дети учатся складывать слова.

-возможность раннего обучения;

— параллельно (с помощью Монтессори-материалов) развиваются: мышление, логика, мелкая моторика;

— дети учатся сразу читать про себя

— методика больше подходит для детского сада, нежели для домашнего обучения;

-трудоемкость при организации;

Методика Ольги Соболевой

Каждая буква по методу Соболевой обыгрывается в стихотворениях, сказках, ее можно слепить,нарисовать, при этом создается ее запоминающийся образ-ассоциация. Постепенно буквы превращаются в слоги, и ребенок учится читать. Информация о букве преподносится для любого типа восприятия (визуалов, кинестетиков и аудиалов) с точки зрения психологии.

-расширяется словарный запас;

— раскрытие творческого потенциала у ребенка;

-параллельно происходит развитие воображения, логики, фантазии, внимания, памяти;

-возможность обучения с раннего возраста;

-подходит для детей с разным типом восприятия информации;

— больше подходит для детей творческих;

Методика Сергея Полякова

Занятия проходит в 7 ступеней. Всего их 70, в основе развивающие игры. Обучаются читать складами,предварительно изучив буквы.

-небольшое количество пособий.

-занятия проходит, четко по плану не прерываясь, иначе придётся начинать заново.

Методика Надежды Жуковой

В основе метода традиционный подход, дополненный оригинальными особенностями. Н.Жукова логопед с 30 летним стажем. Прежде чем приступать к обучению чтению ребенка с помощью этого метода необходимо сначала познакомиться с буквами.

-идеально подходит для домашнего обучения;

-не подходит для раннего развития.

Методика Чаплыгина

Методика похожа на методику Зайцева, но у Чаплыгина она упрощена. На кубиках (их 30) изображены также склады, нет разделения на гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие и звонкие.

-кубики изготовлены из дерева;

— игровая форма обучения;

-подходит для раннего развития.

Читайте также:  динамическое упражнение для развития артикуляционной моторики

-не подходит для группового обучения;

-дорогостоящий набор кубиков;

-нужно постоянно придумывать новые игры для поддержания интереса ребенка.

Как видите, методик обучения много и перечисленные в этой статье далеко не все. Какую же выбрать? Даже педагоги спорят на этот счет. Но самое главное, обучение должно проходить в игровой форме. Так как игровая деятельность, это ведущая деятельность у дошкольников. Выбирая, методику учитывайте индивидуальные особенности ребенка.

Каждая методика хороша по своему, но все же традиционная или основанная на ней остаётся вне конкуренции. Её можно дополнить, например, творческим подходом Ольги Соболевой и некоторыми Монтессори материалами. При желании можно взять и другие элементы из различных методик. И самое главное, учитывайте интересы, увлечения своего малыша, и тогда обучение пройдет легко, без сложностей!

Источник

5+ способов улучшить технику чтения ребенка

Как научить ребенка быстро читать в 1 классе? Наиболее частый вопрос, который задают себе родители после первой проверки техники чтения в школе.

Каждый хочет видеть успех своего чада, радоваться этому вместе с ним, но не все дети одинаково успешны в своих начинаниях.

Именно поэтому я расскажу, как помочь ребенку достигнуть наивысшей похвалы от учителя за чтение.

Содержание:

Проблемы, с которыми сталкиваются дети

Перед началом учебы в школе ребенок свободен целый день, его будни красочны и разнообразны.

В садике развлечения, игры, танцы, пляски, а если же проводятся начальные уроки чтения или письма, они с такой же вариацией.

Школьные будни — это всегда что-то новое, неизведанное, другой режим, правила, порядки.

Красочные, веселые, наполненные играми дни приобретают в глазах ребенка серые, скучные оттенки.

Далеко не все дети могут самостоятельно осознать, что, как ни прозаично это прозвучит, жизнь изменилась, и пора настроиться на работу.

И только с помощью родителей они смогут достигнуть успеха и лучших результатов. Давайте разберемся во всем подробнее.

Совет: ни в коем случае не заставляйте ребенка читать насильно, заинтересуйте его. Если же настроения нет, перенесите занятия на следующий день.

Ученые говорят, если ребенок быстро и правильно читает в начальных классах, в старших ему будет намного легче учиться и получать хорошие отметки.

Дети, у которых развита техника, быстрее справляются с домашним заданием, что в свою очередь приносит им хорошее настроение, повышает интерес к другим знаниям.

Но не нужно забывать, что произношение должно быть правильным.

Как я уже упоминала, не смотря на то, что все дети находятся в равных условиях в классе, некоторым скорочтение не под силу.

Изучив отзывы многих родителей и психологов, специалистов, я выделила основные причины и преграды, которые могут помешать узнать, как научить ребенка быстро читать в 1 классе:

  • Плохо развита рабочая память. Эта проблема является очень частой у детей. Суть в том, что человек, дочитав предложение до конца, частично забывает, о чем шла речь в начале. Один из лучших методов, который используется для улучшения рабочей памяти, — группировка. То есть чтобы запомнить номер из 10 цифр, его лучше разделить на группы.
  • Зрительное отступление. Когда ребенок читает одно предложение, он возвращается глазами на предыдущее, что в свою очередь замедляет процесс. Хороший и в то же время простой способ избавиться от этой проблемы — следить за порядком чтения линейкой или карандашом. В этом случае все внимание сосредотачивается на определенном предложении и не отвлекается на предыдущее. Также перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, нужно устранить проявления зрительного отступления, для этого используйте таблицы Шульте. О них мы отдельно поговорим ниже.
  • Недостаточный запас слов. Многие дети не посещали садик перед школой. Были с бабушками, дедушками, сестрами, братьями. Конечно, часто с детьми занимаются и дома, но не уделяют процессу обучения нужного внимания. Результатом такого подхода становится слабый словарный запас.
  • Отсутствие интереса к чтению. С этой проблемой сталкивается каждый третий родитель. Сейчас 21 век, хорошо развитые технологии. Дети все больше времени проводят за компьютером, планшетом, телевизором. Конечно, по сравнению с книгой, графика сильнее привлекает внимание.
  • Дислексия. Проблема встречается редко, но существует. Суть в том, что ребенок не может овладеть процессом чтения и письма, но при этом очень хорошо рисует или поет. Многие таких детей определяют в специализированное учебное заведение и забывают в результате о других талантах. Если проблема обнаружена, помогите ребенку справиться с ней при помощи специалиста.

Совет: если же ваш ребенок остается с вами дома, найдите время для него. Больше читайте и занимайтесь с ним . Есть огромное количество развивающих книг, игр, программ, даже мультиков, не забывайте прививать любовь к чтению.

Упражнения, способствующие улучшению чтения

Недостаточное количество прочитанных слов в минуту — это вовсе не главная проблема.

Читайте также:  время благоприятное для физических упражнений

Если с детьми занимались ранее, им легче справляться с поставленными заданиями; тем же, которым не уделялось должного внимания , намного труднее справляться.

Но это не критично: немного терпения, времени, знаний и все получится. Как научить ребенка быстро читать в первом классе?

Какие для этого нужны упражнения и возможно ли это в домашних условиях? Ответ однозначен: да.

Я перечислю лишь несколько методов, акцентируя внимание на наиболее эффективных:

  • Перед тем как научить ребенка быстро читать в 1 классе, помогите ему освоить технику чтения «по слогам». Процесс обучения, как правило, последовательный. Сначала буквы, потом слоги, затем целые слова. Нельзя перескакивать с одного этапа на другой. Есть много книг, слова в которых уже разбиты на слоги. Занимайтесь сначала именно с такими изданиями, ребенку это пойдет на пользу.
  • Хороший метод — просмотр фильмов или мультиков с субтитрами. Договоритесь с ребенком, что вы будете читать слова одного героя, а он — другого. Это поможет развить сосредоточенность на предложениях, повысить скорочтение.
  • Также вы можете взять издание с каким-то интересным текстом, засечь 1 минуту и дать ребенку старт. По истечении времени посчитайте, сколько слов было прочитано. Затем повторите 2-3 раза. Таким образом можно добиться заметного увеличения прочитанных слов с каждый разом, так как текст уже будет знакомым.
  • Следующее упражнение: нужно подготовить текст, дать почитать ребенку половину несколько раз. Достаточно трижды. Прочитали, немножко отдохнули, продолжаем. Берем тот же текст и начинаем сначала, первая часть ребенку будет знакома, он сможет прочесть ее с высокой скоростью, затем начнется незнакомый кусок. Темп сохранится на некоторое время. Если повторять это упражнение ежедневно, вы сможете заметно ускорить процесс чтения
  • Начните читать любимую книжку своего чада, через некоторое время попросите его прочитать вам, объяснив это тем, что немножко устали. В конце расспросите, о чем был рассказ.
  • Как же трудно научить ребенка читать в 1 классе, а быстро и правильно — еще сложнее, но только не с нашими упражнениями. Попробуйте читать вместе. Например, вы одно предложение, а ребенок — следующее. При этом совершайте ошибки в чтении, малыш должен их заметить и исправить. Тот, у кого больше замечаний, проиграл.
  • Для ускорения чтения учите с ребенком скороговорки. Произношение скороговорок улучшит не только скорость чтения, но и дикцию.

Залогом успешных занятий есть систематичность. Лучше читать по 10 минут 3 раза в день, чем 1 час ежедневно, это утомляет ребенка.

Ну и, конечно, не забывайте, что вы — главный пример для подражаний вашего чада.

Совет: не увлекайтесь просмотрами фильмов, они влияют на зрение, отдайте предпочтение книге.

Игры — элемент системы занятий

Как вы считаете, когда предложить ребенку выбор между развлечением и чтением, что он выберет? Конечно же, поиграть.

В этом случае нужно соединить интересное с полезным.

Научить ребенка быстро читать в 1 классе можно как с помощью упражнения, так и с помощью игры. Давайте рассмотрим наиболее интересные.

Для начала нужно подготовить записки для ребенка. Например «Вы уже начали игру, поздравляем! Все что нужно сделать — найти клад.

Следуйте указаниям, будьте внимательны. Следующая подсказка на столе», и так далее.

Читайте также:  упражнения на грудные мышцы и руки для женщин в зале

Объясните малышу правила: чем быстрее он найдет клад, тем больше сундуков сможет открыть, и тогда его ждет сюрприз .

В то же время подготовьте какой-нибудь маленький сюрприз для поощрения.

«Записка»

Ежедневно вы ходите в магазин, на работу, в гости или по делам, а ребенок остается с кем-то дома.

Это и будем использовать для достижения хороших результатов.

Каждый раз, когда вы уходите, пишите малышу записку, куда вы пошли, когда придете, что ему покушать, где лежат карандаши для рисования и после попросите вам позвонить.

Спросите, что ребенок прочитал, похвалите его. Только предупредите заботливых бабушек и дедушек, чтобы не помогали и не давали излишних подсказок.

«Слова»

Откройте алфавит, попросите ребенка выбрать любую букву. Затем объясните правила и начинайте.

Вы должны называть животных, героев мультфильмов или же имена, но только лишь те, которые начинаются на выбранную букву.

Для облегчения задачи можете позволить ребенку пользоваться какой-то книгой. Он будет думать, вместе с тем читать предложения в поисках нужного слова.

«На последнюю букву»

В эту игру вы можете играть, когда гуляете по парку, идете в магазин или едете в маршрутке и т.д.

Начните с какого-нибудь слова, скажите ребенку, ему нужно назвать слово на последнюю букву, и так по кругу.

Например, яблоко — орган — насекомое — ежик.

Совет: если ваш малыш неусидчив , не соглашается читать, говорит, что ему не интересно, игра — лучший способ достичь соглашения и найти компромисс.

Таблицы Шульте — эффективный способ достигнуть цели

Таблицы Шульте — методика, используемая для развития скорости чтения.

Схема была изобретена еще в середине 20 столетия немецким психотерапевтом и ученым Вальтером Шульте.

В результате регулярных упражнений по схемами ребенок способен с большей скоростью усваивать новую информацию, концентрироваться на цели и конкретном действии.

Также занятия помогут повысить технику чтения. Внешне это таблица в форме квадрата, разделенная на равные клетки.

Количество их зависит от сложности самой схемы. В клетках расположены цифры.

Они могут быть от 1 до 9 или же от 25 до 100. Это зависит от сложности схемы.

  • Классическая. Так как мы говорим о детях, сложность схемы должна быть минимальной. Таблица состоит из 9 или 15 ровных квадратов, в которых написаны цифры вразнобой. Как же ею пользоваться? Ребенку дают таблицу для ознакомления. 10 секунд будет достаточно. Потом ее переворачивают, объясняют, что нужно назвать все цифры по порядку как можно быстрее и соединить их карандашом. Затем ведущий дает команду начинать. Результаты записывают.
  • Таблица черно-красная. Предназначена для улучшения мышления. Задание для ребенка — назвать в порядке возрастания все красные цифры, затем в порядке убывания — черные.

Но заниматься с таблицами в интернете онлайн не стоит, вам будет намного сложнее улучшить память ребенка и научить быстро читать, особенно в 1 классе, когда процесс обучения и знакомства со школой только начинается.

Так, как важно не только называть цифры, их нужно соединять карандашом или ручкой.

Кроме названных техник, применяют и такую: ребенок смотрит в центр таблицы и не отводя глаз называет цифры по возрастанию.

Достаточно будет 9 клеточек для начала.

Совет: занимайтесь 2 раза в 7 дней, но не чаще. Продолжительность урока — 15 минут.

Занятия очень полезны для маленьких деток, которые только начинают произносить слова.

Таблицы Шульте вы можете скачать, распечатать и заниматься с ребенком, когда он уже в 1 классе, тогда вам удастся научить его не только концентрироваться на работе, а и быстро читать.

С помощью методики можно также вычислить психическую устойчивость детей.

Наконец, хотела бы сказать, что каждый ребенок развивается по-разному. Редко бывает так, что он будет хорош во всем. Что-то получается, что-то требует дополнительных усилий.

Проблемы же с низкой скоростью чтения можно исправить в домашних условиях. Для этого вам понадобятся время, терпение, знание методик, техник и упражнений.

Источник

Adblock
detector