Меню

упражнения чтобы перестать картавить на букву к

Порррычим — можно ли исправить картавость у взрослых?

Сегодня взрослые люди всё чаще обращаются к логопеду. Приходят те, чьи занятия в детстве по разным причинам оказались неэффективными. От родителей тогда ещё маленького ребенка можно услышать порой очень странные фразы: «Мы учим французский ))», «Оставьте, как есть. Это наша изюминка».

Ребёнок вырастает, и начинается новая история: завтра поступать в театральный, а я картавлю. Человек не может решиться исправить звук из-за того, что уверен — после определенного возраста невозможно. Другой считает, раз пришел к специалисту, пусть специалист и работает. Покрутит языком, произнесет волшебные скороговорки, может, выпишет средство и заговорю.

Постановка и исправление звука – кропотливая и командная работа, требующая усилий и стабильных занятий. А теперь посмотрим, что ждет человека, решившего избавиться от картавости?

Постановка правильного звука Р

Отличные новости для тех, кто уверен, что никогда не освоит навык правильного произношения: в большинстве случаев тот самый звук можно поставить уже на первом занятии. Многие люди испытывают искреннюю радость и удивление от того, что наконец-то научились пррррроизносить дрррожащий и звонкий звук Р.

Артикуляционные упражнения

Для того, чтобы звук Р получился правильным и чётким, важно тренировать нужные мышцы языка. Вот одно из них: «приклейте» язык к нёбу за верхними зубами, попытайтесь сказать «ТРРРРР!».

Другие звуки

Почувствовать правильную вибрацию и положение языка помогают звуки, которые похожи на Р — это Т и Д. Попробуйте прочитать слоги в быстром темпе и почувствуйте вибрацию на кончике языка

Т-ТА Д-ДА/ Т-ТО Д-ДО/ Т-ТУ Д-ДУ/ Т-ТЭ Д-ДЭ/ Т-ТЫ Д-ДЫ//

А-ДДДДДД/ О-ДДДДДД. / У-ДДДДДД. / Ы-ДДДДДД. / Э-ДДДДДД. //

Автоматизация

Как только человек научился правильно выговаривать Р, звук сразу начинают вводить в речь. Для этого используют специальные слоги, слова, иллюстрации, скороговорки и тексты. Например такие

РА́-РЭ-РА/ РА-РЭ́-РА/ РА-РЭ-РА́//

РЭ́-РЫ-РЭ/ РЭ-РЫ́-РЭ/ РЭ-РЫ-РЭ́//

РЫ́-РО-РЫ/ РЫ-РО́-РЫ/ РЫ-РО-РЫ́//

Пересчитайте предметы, например: один рак, одна рысь, второй рак, третий рак и т.д.

Бара́ны рога́ми воро́та тара́нят.

Баро́н-фанфаро́н воротился на паро́м.

Прочитайте вслух названия жителей разных городов России

Радужане из города Радужный

Раменцы из города Раменское

Рудняне из города Рудня

Город Руза для ружан

Ростовцы из города Ростов

Результат работы

В любом возрасте можно научиться говорить звук Р. Взрослый человек довольно быстро начинает правильно произносить этот звук в речи на логопедических занятиях. Но за пределами кабинета логопеда он снова начинает картавить, потому что чувствует неловкость при произношении нового звука. Некоторые испытывают настоящий страх, что над ними будут смеяться. С этим сложно справиться, но важно верить в то, что кропотливая и командная работа была проделана не зря и цель была достигнута.

Вам когда-нибудь приходилось обращаться за помощью к логопеду? Какой был результат?

Спасибо, что прочитали! Спасибо за внимание!

Источник

Учим ребёнка выговаривать буквы л, р, ш, ж, к – без участия логопеда

Учим ребенка выговарить проблемные звуки л, р, ш, ж, к без логопеда. Постановка звука «р» за 15 секунд. Бесплатные занятия и правила их организации дома с мамой. Логопедическая гимнастика.

Чёткая, красивая и многообразная речь ребёнка— естественное желание любой мамы. Не стоит впадать в панику, если к 3,5 годам малыш говорит ещё не все буквы. А вот проблемы с произношением звуков в возрастном диапазоне 4-5 лет — повод задуматься о наличии дефектов.
Неправильное произношение буквы «л» — самая частая проблема в детской речи. Очень часто малыши стараются заменить твёрдый звук мягким, или вставить в слово звук «в». Реже наблюдается замена твёрдого звука «л» на «й», а также его пропуск.
Этот процесс может вызываться рядом причин:

  • Подражание неправильной речи взрослого окружения
  • Проблемы с речевым аппаратом
  • Врождённые или приобретённые дефекты слуха
  • Психологически тяжёлая атмосфера в семье
Читайте также:  упражнения с эспандером для мужчин на ноги

Прежде, чем впадать в панику и «тащить» детей к логопеду и психологу, стоит попробовать самостоятельно справиться с этой сложностью.

Помните! Каждый дошкольник имеет индивидуальный темп развития и усваивания информации. В большинстве случаев, мальчики несколько отстают от девочек.

Так ли сложно научить ребёнка выговаривать звуки самостоятельно

Организовать домашние логопедические занятия по постановке правильного произношения самостоятельно достаточно просто. Самое главное условие, которого нужно придерживаться — это проводить их в форме игры. Малышу должно быть интересно. Ни в коем случае, на него нельзя оказывать давление, иначе интерес к урокам просто пропадёт. Информацию детям нужно подавать дозированно. Начинать лучше с 4-5 занятий в неделю по 10-15 минут, постепенно наращивая частоту и количество упражнений. Как научить ребёнка выговаривать звуки перед зеркалом? Малыш должен видеть, что происходит с его ртом, как ведут себя его губы и одновременно следить за мамой. Рекомендуется обустроить достаточно удобное место и повесить зеркало так, чтобы сын или дочь видел своё отражение беспрепятственно, в положении сидя.

Важно! Хвалить ребёнка за каждый, даже незначительный успех, нужно обязательно!

Любое занятие по орфоэпии (правильному литературному произношению) нужно начинать с разминки речевого аппарата, т. е. артикуляционной гимнастики.
Самые простые и эффективные из них:

  • «улыбка». Просим кроху улыбнуться максимально широко, но зубки показывать не нужно. Удерживаем губы в таком положении на счёт 5
  • «трубочка». Малыш вытягивает губы трубочкой вперёд и удерживает в таком положении на счёт 5
  • «заборчик». Ребёнок улыбается и показывает верхний и нижний ряд зубов. Длительность — на счёт 5
  • «бегемотик». Широко раскрываем рот, как во время зевания и держим его до 5 секунд
  • «змейка». Высунуть и спрятать острый язычок между плотно сжатыми губками. Повторить 5-7 раз
  • «лопатка». Широкий, максимально расслабленный язык, кладём на нижнюю губу и удерживаем до 3 секунд. Два повтора подряд
  • «часики». Высовываем язычок и двигаем им влево-вправо в течение 3 секунд
  • «качели». Ротик широко открыт, язычок двигается вверх-вниз. Длительность упражнения — 3-5 секунд
  • «чистим зубки». Ротик раскрыт широко и языком проводим по внутренней поверхности верхних, а потом нижних зубов, слева направо и наоборот

Длительность разминки обычно составляет 10 минут и помогает натренировать и одновременно расслабить разговорные мышцы лица. Иногда, методичное повторение таких занятий на протяжении месяца, устраняет многие проблемы ребёнка с произношением и лишает первичных дефектов речи навсегда. После такой зарядки стоит приступать к постановке того или иного звука.

К – конь. Выговариваем с ребёнком букву «к»

Каппацизм — такое название носит нарушение выговора звуков «к», «к´». Это заднеязычная группа звуков. При воспроизведении она предполагает высокий подъём корня языка. Натренировать его поможет упражнение «весёлый борец». Ребёнок открывает рот и пытается вытолкнуть указательный палец взрослого кончиком языка, одновременно произнося та-та-та. Чем большее сопротивление будет испытывать язык, тем быстрее он станет горкой у основания. Это автоматически приведёт к трансформации «т» в «к». Конечно же, руки взрослого нужно предварительно помыть и обработать спиртом. Упражнение нужно выполнять постепенно, начиная с нажима малой силы, для избежания рвотного рефлекса.

Л – лама. Учим ребёнка выговаривать букву «л»

Правильное произношение звука «л» — одна из самых простых логопедических задач. Место прописки этого звука — на кончике языка в положении «за верхними зубками».
Для того чтобы его поставить, нужно поместить язык между передними зубами и слегка зажать. Далее произноситься протяжно «ы-ы-ы» с резким одёргиванием языка назад. Для закрепления эффекта нужно пробовать соединять получившийся звук «л» с гласными «а», «о», «е» и т.д. Вот и все!

Читайте также:  видео программа с упражнениями с гантелями для

Ш – шарф. Обучаем ребёнка выговаривать букву «ш»

Раскрытие звука «ш» в домашних условиях происходит через укрепление мышц губ. Не каждому дошкольнику это под силу на первых порах. Для начала нужно выполнить с крохой упражнения «трубочка» и «улыбка» из комплекса разминки. Начинать нужно с темпа на счёт три, постепенно увеличивая скорость поочерёдной смены положения губ. Можно подключить другие способы тренировки губных мышц. Следующий этап — постановка правильного положения языка у верхнего нёба. Для этого можно предложить ребёнку сымитировать звук цокота копыт лошади. Далее — показать, как дует ветер на одуванчик. Все позиции из комплекса рекомендуется выполнять последовательно, в течение 3-5 секунд каждое. Закрепление произношения происходит через фиксацию плоского расслабленного языка у нёба с одновременным его воспроизведением. Иногда помогает метод физического воздействия, который любят использовать опытные логопеды. Простой деревянной палочкой ребёнку помогают придерживать язык у нёба. В то же время его просят с усилием выдувать воздух изо рта. Звук «ш» получается автоматически.

Ж – жираф. Учим ребёнка выговаривать звонкую букву «ж»

Механизм раскрытия звука «ж» у ребёнка происходит примерно по тому же принципу, что и «ш», но звонко. Правильное положение речевого аппарата при этом: расслабленный язык стоит наверху ковшиком, зубы в положении заборчика, губки вперёд, гортань напряжена. Стараемся добиться нужного звучания.

Р – рама. Трудная миссия, но реальная! Обучаем правильно выговаривать букву «р»

Как правило, этот звук логопеды ставят в последнюю очередь, т. к. он достаточно сложен для произношения. Главная задача — избавить чадо от привычки воспроизводить букву горлом, чтобы избежать «картавого» эффекта.
В игровой форме малышу предлагается прилепить язык к нёбу и попросить с силой выдохнуть воздух на его кончик в течение 10 секунд. Дети с удовольствием повторяют это упражнение, ведь оно так смешно щекочет во рту. Для закрепления навыка правильно выговаривать букву р малышу можно предложить порычать, как лев. Если повторять эту игру достаточно часто, через некоторое время можно забыть о проблеме картавости навсегда.

Источник

8 упражнений, которые помогут избавиться от картавости

Когда о ком-то говорят, что он картавый, вспоминается жегловское из «Место встречи изменить нельзя»: «А теперь – картавый! Я сказал – картавый!». Что же это за человек такой – картавый?

Картавость – это дефект речи, одна из форм нарушения произношения звуков. Вследствие такого нарушения речь картавого человека становится весьма специфической. Многие люди, обладающие этим недостатком, стесняются его. Они избегают публичных выступлений, из-за чего ограничиваются перспективы их профессионального роста. Сужается и круг профессий, которые они могли бы выбрать. Самооценка картавых людей часто довольно занижена.

Как проявляется картавость

Картавый человек либо заменяет звук «р» другими звуками, например «л» (и это явление логопеды называют параротацизмом), либо звук «р» искажается или пропускается (ротацизм).

Как известно, в детстве картавят все – детская картавость называется возрастной или физиологической. И связана она с недоразвитием органов артикуляции. Находчивые дети в ответ на просьбу взрослых сказать слово «рыба» говорят: «Селедка!». Физиологическая картавость с возрастом, до 5–6 лет, проходит самостоятельно.

По статистике, к 9 годам картавят примерно 26% детей. Их картавость вызвана более сложными причинами, о которых родителям должны рассказать логопед, стоматолог или ЛОР. Если же родители проигнорируют посещение этих врачей, ребенок, став взрослым, будет говорить так, как горе-логопед из фильма «По семейным обстоятельствам»: «Как ыаз на ыазных. Одна – на Киевской, а втойая – на Киевской!». (Вместо «Как раз на разных. Одна – на Киевской, а вторая – на Кировской!».) Не излеченную вовремя картавость иногда приходится наблюдать даже у некоторых телеведущих.

Читайте также:  эффективные силовые упражнения со штангой

Логопед – понятно: его задача – помочь пациенту преодолеть речевые и психофизические нарушения с помощью индивидуальных занятий. Но причем здесь стоматолог и ЛОР? Дело в том, что причины картавости могут крыться более глубоко, и логопед будет не в силах правильно поставить звук. Например, картавость может быть вызвана специфическим строением полости рта: короткой подъязычной связкой, выдвинутой вперед нижней челюстью, слабыми мышцами кончика языка, редкими зубами.

Различные слуховые патологии и, как следствие, снижение слуха также могут привести к картавости. Кроме того, существует генетическая предрасположенности к картавости, то есть она может передаваться по наследству. Бывает и так, что ребенок начинает подражать, копировать кого-то с этим дефектом речи из своего ближайшего окружения и «заражается» сам.

В любом случае причину определяет врач и назначает соответствующее лечение, вплоть до операции. В случаях, не требующих оперативного вмешательства, поможет логопед, причем лечению поддаются пациенты любого возраста. Однако откладывать визит к врачу в долгий ящик не стоит, ведь последствия картавости часто негативно отражаются на психике ребенка. Его могут дразнить дети, из-за чего он начинает избегать их, чувствуя себя среди них «белой вороной». У него могут развиться комплекс неполноценности и прочие психические заболевания.

В некоторых случаях от картавости можно избавиться самостоятельно

Для этого нужно иметь желание, время и упорство. Логопеды предлагают специальный комплекс упражнений, которые обязательно нужно выполнять ежедневно, делая как минимум три подхода. Они направлены на укрепление мышц языка и связок ротовой полости. Итак:

  1. Широко открываем рот и языком поглаживаем небо. Повторяем не менее 10 раз.
  2. Открываем рот как можно шире и кладем язык на нижнюю губу. Совершаем им мягкие поглаживающие движения вверх и вниз, одновременно стараясь произнести звук «р».
  3. Растягиваем рот в широкой улыбке. Кончик языка касается внутренней стороны верхнего зубного ряда. Делаем им плавные движения вправо и влево, напоминающие движения зубной щетки при чистке зубов.
  4. Укрепляет речевой аппарат следующее упражнение: складываем язык «желобком» и стараемся произнести букву «ф» так, чтобы струя воздуха прошла по этому желобку.
  5. Медленно проговариваем слоги «тэ», «лэ», «дэ» — каждый по 10 раз. Затем соединяем их в одно слово «тэлэдэ» и несколько раз четко проговариваем его.
  6. Дотрагиваемся кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда. Теперь точно так же медленно и четко произносим те же самые слоги «тэ», «лэ», «дэ», а затем «тэлэдэ».
  7. Таким же образом, сначала обычным способом, а затем дотрагиваясь кончиком языка до десны внутренней стороны верхнего зубного ряда, произносим слова, в которых есть одна буква Р.

Дополнительно вырабатывать правильное произношение звука «р» нужно с помощью скороговорок.

Скороговорун скороговорил, выскороговаривал, что все скороговорки перескороговорит, перевыскороговорит. Но заскороговорившись, выскороговаривал, что всех скороговорок не перескороговорить, не перевыскороговорить.

Не получается? Можно начать со скороговорки попроще:

Два дровосека, два дроворуба, два дровокола отточили топоры. Топоры остры-то до поры. До поры остры топоры.

В грозу от груза арбузов развалился кузов.

Источник

Adblock
detector