Меню

упражнения чтобы научить ребенка выговаривать букву р

Как научить ребенка говорить букву Р

Когда ребенок начинает уверенно говорить, иногда возникают сложности произношения некоторых звуков. Самая сложная в русском языке буква «Р». Если другие буквы ребенок должен научиться выговаривать в возрасте 4-4,5 лет, то для букву «Р» можно осваивать до 6 лет. Логопеды придумали комплекс упражнений в помощь детям.

Что сложного в звуке «Р»?

Произношение этого звука требует достаточно развитого речевого аппарата. Здесь важны и вибрация, и амплитуда языка, чего не всем деткам удается достичь.

Дети, как правило, допускают следующие ошибки:

– пропускают звук «р» в словах, говорят «мо_оз» (вместо «мороз»), «га_аж» (вместо «гараж»);

– произносят вместо звука «р» другие звуки — «й», «л», «ы», например, «лот» (вместо «рот»), «койова» (вместо «корова»);

– могут произносить звук «р», но делать это неправильно, излишне мягко, чересчур вибрируя.

Если у ребенка всё-таки не получается овладеть этим звуком, расстраиваться не стоит, –проблема решаема, просто нужно ею заняться. Для начала определите: ребенок не произносит «р» вообще или сложности возникают только в словах. Выяснить это просто. Попросите ребенка порычать как тигрёнок «Ррррр», потом перейдите к слогам «ра», «ре», «ро», и только затем попросите говорить слова с буквой «р»: «рука», «мотор». Если малыш усердно рычит, а вот на слогах и словах уже возникают сложности, тогда проблема в развитии речевого аппарата, и помогут её решить специальные упражнения, которые можно делать самостоятельно в домашних условиях. Но вот если ребенок совсем не произносит звук «р», тогда без посещения логопеда не обойтись.

Идем к логопеду

Причиной неправильного произношения может быть физический дефект, такой, как слишком короткая уздечка. Только специалист сможет подсказать, что правильнее всего нужно сделать в такой ситуации.

Методы устранения дефектов уздечки:

– комплекс специальных логопедических упражнений;

– хирургическое вмешательство (уздечка подрезается только в крайнем случае, если все остальные методы не принесли результата).

Причинами неправильного произношения звука «р» могут также быть:

– Недоразвитый артикуляционный аппарат.

В этом случае помогут обычные «кривляки», которые просто обожают детки. Это и показывать язык, и скручивать его в трубочку, дотягиваться языком до носика и другие занимательные упражнения, которые помогут справиться с речевой проблемой.

– Искривление фонетического слуха.

– Неправильное речевое дыхание.

Может развиться в силу таких причин, как проблемы с воспалением носовых пазух, аденоидами, полипами. В этом случае кроме логопедических упражнений стоит также провести ряд мероприятий, направленных на устранение первопричины, а именно, хронических заболеваний.

Если при осмотре логопедом никаких серьезных нарушений не обнаружено, тогда нужно приступать к выполнению комплекса специальных упражнений.

Ребенку уже пять лет, а он по-прежнему не хочет рычать, как тигр, или мурлыкать, как кошечка? Значит, поход к логопеду откладывать больше нельзя. Именно опытный специалист поможет разобраться в причинах проблемы и назначит самый эффективный в конкретном случае вариант гимнастики для коррекции речевого аппарата.

Постановка произношения звука «р» состоит из таких этапов:

– Учимся произносить одиночный звук «р».

– Закрепляем звук «р» в слогах.

– Тренируем звук с помощью скороговорок.

Делать нужно все именно в такой четкой последовательности, и никак не иначе.

Родителям нужно набраться терпения, потому что занятия должны проходить ежедневно и не менее получаса в день на протяжении года, а если понадобится, то и дольше.

При этом очень важно, чтобы ребенку нравилось делать логопедическую зарядку, и он не относился к этому, как к наказанию. Лучше всего, если все упражнения будут проводиться в форме игры.

Читайте также:  упражнения ритуалы прощания и приветствия в тренинге

Важно. Ни в коем случае никогда не смейтесь с ребенка над дефектами его речи, иначе он не сможет справиться со своей проблемой, даже чисто на психологической почве.

Разминка

Как и при выполнении любой физической зарядки, перед выполнением логопедических упражнений нужно делать разминку. Вот какие упражнения для разминки можно предложить ребенку:

Последовательность действий: улыбаемся, немножко открывая рот, как малярной кистью проводим языком по небу от зубок к горлу, как можно дальше.

Последовательность действий: улыбаемся, немножко открывая рот, высовываем язычок и проводим им слева направо.

Последовательность действий: улыбаемся, немножко открывая рот, язычком проводим по внутренней стороне верхних зубов слева направо, проверяем, все ли зубки есть на месте.

Эти и другие упражнения помогают артикуляционному аппарату развиваться, способствуют укреплению мышц, и, таким образом, уздечка растягивается.

Но это все лишь разминка, а для правильно постановки звука «р» нужно делать особые упражнения.

Постановка звука «Р»

Открываем рот, язык располагаем у основания верхних зубов. Быстро произносим «ддддд». Дуем на кончик языка не останавливаясь. Таким образом ребенок учиться чувствовать вибрацию.

Открываем рот широко, произносим звук «жжжжж», язычок при этом нужно располагать как можно ближе к основанию верхних зубов. Во время, когда малыш подует на кончик языка, под язык нужно вставить специальный логопедический шпатель (продается в аптеках) и двигать им слева направо. В этом упражнении вибрация и колебания будут еще более явные.

Открываем рот и произносим слог «зззза», язык как можно дальше. Двигаем шпателем под языком слева направо. И если упражнение выполняется правильно, то обязательно получится звук «р».

Проделываем всё то же самое, что и в упражнении 3, только при этом произносим «ззззи». При этом звук «р» будет мягким.

Типичная ошибка родителей, которые сталкиваются со сложностями произношения звуков у своего ребенка – это паника и страх, что проблема не решаема. Вместо того чтобы спокойно и дружественно начинать логопедические занятия, взрослые бросаются в крайности, водят ребенка ко всем возможным специалистам, пугают малыша сложностями общения. Делать этого категорически нельзя. Если вы любящий родитель, возьмите себя в руки, не превращайте небольшую проблему в катастрофу, играйте с ребенком, обучайте его правильному произношению. Только благодаря вашим усилиям малыш может вырасти физически и психически здоровым.

Источник

Как быстро научить ребенка говорить букву «р» самостоятельно в домашних условиях?

Становление речи – непростая задача, которую ребенок осваивает в возрасте от 2 до 4 лет. В этот период он учится понимать речь окружающих и пытается сам воспроизводить звуки родного алфавита. Как правило, 4-летние малыши уже выговаривают все звуки. Но часто им нелегко дается произношение звуков «л» и «р».

В логопедии они считаются довольно сложными, поэтому для их становления специалисты отводят еще 2 года. Если малышу не удается самостоятельно освоить их до 6 лет, то ему следует помочь. Существует несколько способов, как быстро научить ребенка говорить букву «р» в домашних условиях, не прибегая к помощи логопеда. При этом родителям важно запастись терпением и выдержкой, поскольку тренировки требуют постоянных усилий и немало времени.

Почему ребенок не выговаривает букву «р»?

С проблемой невыговаривания звуков детьми, особенно «р», сталкиваются многие родители. При этом причины такого явления могут быть самые разные:

Анатомические. У некоторых деток встречаются аномалии развития речевого аппарата. Некоторые могут влиять на их способность выговаривать звуки:

  • плохая подвижность языка;
  • аномальное строение подъязычной уздечки;
  • неправильный прикус;
  • слабо развитые мышцы щек и губ.
Читайте также:  упражнения для лучшей работы желчного пузыря

Исправить такие проблемы достаточно сложно. В этом поможет специальная артикуляционная гимнастика, растяжение уздечки. В некоторых случаях требуется хирургическая операция.

Особенности восприятия звуков. В этом случае дети часто путают буквы, переставляют их местами, подменяют одни звуки другими. Причиной может быть нарушение фонетического слуха – когда малыш не воспринимает некоторые звуки.

Также такое нарушение может быть связано с подражанием кому-либо из близкого окружения (например, старший брат картавит, а малыш копирует его речь).

Проблемы с ЛОР-органами. Их могут спровоцировать нарушения дыхания (слабый вдох) или заболевания уха, горла, носа. Болезни, способные спровоцировать нарушение произношения звуков:

  • аллергический ринит;
  • тонзиллит;
  • перенесенная ангина;
  • наличие аденоидов или полипов в горле;
  • парезы ЛОР-органов.

В этом случае подбирается индивидуальное лечение, направленное на борьбу с основным заболеванием. Также детям потребуется подобрать комплекс логопедических упражнений для восстановления речевых функций.

  • Неврологические нарушения. Поражение речевого аппарата вследствие неврологических патологий называют дизартрией. Такое нарушение влияет не только на чистоту дикции, но и на возможность произносить некоторые звуки.
  • Отдельно выделяются психологические причины нарушения речи. В этом случае требуется консультация психотерапевта.

    Как научить ребенка 4-6 лет говорить звук «р» быстро в домашних условиях?

    Если малыш начал картавить или подменять «р» другими, более легкими для произношения звуками, то не стоит пускать проблему на самотек. С ребенком нужно заниматься. Лучше всего предоставить это врачу, специализирующемуся на становлении речи – логопеду. Но не все родители готовы воспользоваться его услугами, некоторые предпочитают научить малыша выговаривать звуки в домашних условиях. Для этого следует применять комплекс специальных упражнений.

    Упражнения для речевого аппарата

    В помощь родителям разработаны специальные упражнения, которые помогут развивать речевой аппарат, что очень важно при проблемах с речью и выговаривании звука «р».

    Гимнастика для губ. Губы также участвуют в воспроизведении звуков. Поэтому для их разработки применяют следующие упражнения:

    • растянуть губы в широкой улыбке и задержать в таком положении на несколько секунд;
    • сложить губы трубочкой и максимально вытянуть их вперед (показать хоботок слоника);
    • зубы сомкнуть, при этом раскрыть губы, чтобы зубки были видны (упражнение «Заборчик»).

    Гимнастические упражнения для языка:

    1. «Лошадка». Ребенок должен показать языком, как цокает лошадка.
    2. «Качелька». Сначала малыш высовывает язык и пытается достать до носа. Потом язычок опускается вниз к подбородку. Повторять упражнение следует до тех пор, пока кроха не устанет.
    3. «Варенье». Малыш представляет, что его губы вымазаны вареньем, которое нужно слизать язычком – сначала с верхней, а потом с нижней губы.

    Упражнения при короткой уздечке

    Если у ребенка до 5 лет проблемы с выговариванием звуков связаны с короткой уздечкой, то необязательно решать ее хирургическим путем. Логопеды рекомендуют попробовать растянуть ее, используя особую технику массажа, а также специальные артикуляционные упражнения. Проводить занятия следует в игровой форме:

      Соревнование – кто дотянется до кончика носа. Мама предлагает крохе поиграть в веселую игру – попробовать дотянуться до носа кончиком языка.

    При этом язык следует тянуть вверх, прилагая максимум усилий. Такое упражнение требует 5-6 повторений в день.

  • Лакать как котенок. Ребенку предлагают притвориться котенком и попробовать не пить, а лакать молоко или сок. Такое упражнение отлично растягивает уздечку.
  • Читайте также:  какие упражнения есть для предстательной железы

    Также взрослый может проводить ежедневный массаж уздечки. Для этого нужно попросить ребенка открыть рот и поднять язычок. Массажные движения производятся большим и указательным пальцами, периодически (не сильно) подтягивая уздечку вверх. В день 2 подходов по 2 минуты будет достаточно.

    Дыхательные упражнения

    Неправильное дыхание часто становится причиной проблем с речью. Для его улучшения используются такие упражнения:

    1. «Именинный торт». Ребенок должен представить, что перед ним торт со свечками. Его задача – задуть свечи. Для этого следует набрать побольше воздуха в легкие и с силой его выдуть.
    2. «Снежинка». Нужно представить, что у крохи на ладони снежинка. Попросите его носом вдохнуть воздух, а потом плавно выпустить его через рот, чтобы сдуть воображаемую снежинку.

    Автоматизация звука

    Закрепить произношение тяжелого звука «р» можно при помощи автоматизации, то есть его ежедневного проговаривания. В этом помогают стишки и скороговорки, которые следует выучить с малышом и повторять каждый день.

    Скороговорки

    Это особые предложения или несколько, в которых акцент ставится на трудновыговариваемом звуке. Лучше всего проговаривать скороговорки перед зеркалом. Так малыш будет видеть, как ему правильно ставить язычок или растягивать губки, чтобы звук получался чистым. Примеры скороговорок на «р»:

    1. Рома с мамой мыли раму и смотрели панораму.
    2. Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет.
    3. На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
    4. Испугался Рома грома, заревел он громче грома. От такого рева гром, притаился за бугром.

    Скороговорки на “р”

    Сначала можно произносить скороговорки медленно. Потом следует убыстрять темп, чтобы звук произносился автоматически.

    Стишки

    Стишки помогают малышу закрепить выученную «р» и применять ее в разных словах. При этом важно начинать с небольших легких стишков:

    • ру-ру-ру – ходил я к повару;
    • ро-ро-ро – красивое перо;
    • ри-ри-ри – делим все на три;
    • ра-ра-ра – высокая гора.

    Если малыш освоил такие стишки, можно начинать разучивать с ним более сложные:

    Дождь прошел. Трава блестит,

    В небе радуга стоит.

    Стихи и загадки на букву Р

    Кар! – кричит ворона. – Кража!

    Караул! Грабеж! Пропажа!

    Вор прокрался утром рано!

    Брошь украл он из кармана!

    Карандаш! Картонку! Пробку!

    И красивую коробку

    – Стой, ворона, не кричи.

    Не кричи ты, помолчи.

    Жить не можешь без обмана

    У тебя ведь нет кармана.

    – Как! – подпрыгнула ворона

    И моргнула удивленно.

    – Что ж вы раньше не сказали!

    Караул! Карман украли!

    Шел Егор через бор,

    Видит, вырос мухомор.

    — Хоть красив, а не беру,—

    вслух сказал Егор в бору.

    — Верно ты сказал, Егор! —

    так ему ответил бор.

    Потерялась буква Р.

    Где? В трамвае, например.

    Не забрали со двора?

    Уронили в гастрономе,

    Не нашли за дверью в доме?

    Или спрятали (проверьте!)

    В распечатанном конверте?

    Приведет нам букву Р?

    Но сказала громко Маша:

    – Отыскалась буква наша!

    Посмотри, как просто это:

    Рыба! Рак! Рука! Ракета!

    На парад идет отряд.

    На парад идет отряд.

    Барабанщик очень рад.

    полтора часа подряд.

    Мягкая «р»

    Часто родители предлагают малышу сказать слово «рак» или «рыба». Но в этих словах звук твердый. Легче всего выговорить мягкую «р». Она присутствует в словах «рябина», «царь», «ребенок», «посмотри» и прочих. Пусть малыш для начала попытается проговаривать подобные слова, тогда твердый звук ему будет даваться проще.

    Источник

    Adblock
    detector