Меню

употребление предлогов с падежами упражнения

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.

Скачать:

Вложение Размер
upotreblenie_predlogov_s_razlichnymi_padezhami_imen_sushchestvitelnykh.doc 47.5 КБ
tablitsa.doc 37.5 КБ
kartochki_dlya_sam.r.doc 31.5 КБ

Предварительный просмотр:

Употребление предлогов с существительными в различных падежах.

Цели: создать условия для повторения падежных вопросов, способа их определения, обратить внимание на предлоги, указывающие на падеж;

содействовать развитию внимания, умения сравнивать, выделять главное, делать выводы;

способствовать воспитанию коммуникативных навыков: работать в паре, группе: внимательно слушать и слышать товарища.

2.Давайте вернемся к схеме морфологического разбора – Что мы не вспомнили?

Работа по карточкам тренажа:

Почему же столбик с предлогами пуст, кто догадался?

Это и будет темой нашего урока?

В русском языке около 200 предлогов, а падежей всего шесть, к тому же именительный падеж всегда употребляется без предлогов. Следовательно, 200 предлогов должны распределиться

Между пятью падежами. Это распределение, естественно, будет достаточно неравномерным, как неравномерно в целом развивается и сам язык.

Наибольшее количество предлогов падает на родительный падеж. Объясняется это тем, что предлоги, как известно, пополняются за счет имен существительных, а имя существительное, сочетаясь с существительным, обычно имеет форму родительного падежа. Став предлогом, предложно-падежная форма сохраняет управление родительным падежом (в целях обороны, в свете нового мышления, по линии демократизации, во время урока

И т. п.). По грубым подсчетам, с родительным падежом употребляется около 115 предлогов, большая часть которых отыменного происхождения. Остальные предлоги примерно равномерно распределяются между тремя падежами: с творительным употребляется 24 предлога (над, перед, с, за, под, согласно с, сообразно с, рядом с, вместе с, вслед за и др.), с винительным — 20 (в, на, с, о (об), про, за, под, сквозь, через, в ответ на, включая и др.), с дательным — 19 (к, благодаря, вопреки, согласно, подобно, соответственно и др.), а на долю предложного падежа падает всего 7 предлогов (на, в, о (об), при, по, по вопросу о).

4.С помощью правила на странице 78 дополните схему. Что вы узнали?

Источник

Упражнения по теме «Правописание предлогов»

Упражнения для отработки навыков правописания предлогов, как простых, так и производных, можно использовать в 7 классе во время работы над тетами «Предлог», «Правописание предлогов», а также в старших классах при подготовке к экзаменам.

Просмотр содержимого документа
«Упражнения по теме «Правописание предлогов»»

Запишите словосочетания и предложения, раскрывая скобки и графически выделяя приставки.

I. (В)ходим (в) кабинет; (во)шёл (в о) двор; (по)плыли (по) реке; (от)ехать (от) дома; (от)толкните лодку (от)берега; (по)плыл, (по)качиваясь, (по) волнам; (до)плыви (до) знакомой деревни; (по)бежали (по)оврагу; (на)правился (на) стадион, (под)бежать к (под)ъезду; (пере)браться через (пере)езд. (про)читал (про)завод; (под)полз (под)машину; (на)кричал (на)собаку; (за)катился (за)шкаф.

II.1. Всегда (до)води дело (до) конца! 2. Вот тебе (под)ушки белые(под)ушки. Одеяльце (на)пуху и платочек(на)верху. (С.Маршак) 3. На горе (под)солнышком выросли(под)солнушки. (Под)солнышком (под)солнечник ,когда денёк погожий,весь день глядит (на)солнышко ,сам (на)него похожий. 4.(Под)осинами (на)кочке гриб в малиновом платочке,(под)осиновиком звать,и его придётся взять!

С какими падежами употребляются производные предлоги? Запишите , вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки.

Согласно (расчёт), вопреки (мнение) специалистов, наперекор (предсказание), вследствие (невнимательность), благодаря (знания), несмотря на (метелица), ввиду (наступление) холодов, навстречу (ветер), по (задание) командира, по (истечение) часа, по (возвращение) из командировки, по (прибытие) в город, работать по (ночи).

Согласно (правило), вопреки (запрет) докторов, наперекор (общественное мнение), вследствие (болезнь), благодаря (поддержка) друзей, несмотря на (неудача), ввиду (предстоящие события), навстречу (приключения), по (поручение) тренера, по (прибытие) на станцию, по (возвращение) из отпуска, по (приезд) в город, заниматься по (вечера).

Соскучиться по (они), уверенность в (победа), вера в (победа), выполнять согласно (инструкция), действовать наперекор (здравый смысл), вернуть книгу по (истечение срока), поздравим по (приезд из отпуска), стрелять по (мишень), поступить согласно (традиция), встретиться по (приезд), тосковать по (мы), читал (в)течение (сорок минут), прийти из (школа), предостеречь от (ошибки), получил по (предъявление) паспорта, выехали (в)место (девять часов) в одиннадцать.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать НЕ со словами. Укажите части речи (произв. предлог или деепричастие с НЕ).

(Не) смотря на разницу лет, (не) смотря на молодость, , (не) смотря в окно, (не) смотря на ранний час, (не) смотря на хорошую погоду, (не) смотря на цветы, (не) смотря на дружеский совет , (не)смотря на дорожные знаки, (не) смотря на предсказания, (не) смотря через мутное стекло, , (не) смотря в глаза собеседнику, (не) смотря на все его достоинства, (не)взирая на усталость, , (не) смотря в зеркало, (не)взирая на запрет врачей, , (не) смотря по сторонам, , (не) смотря на препятствия, , (не) смотря на беспокойство родных, , (не) смотря на, (не) смотря вниз.

Предлог? Наречие или существительное с предлогом? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать слова со скобками. Определите части речи.

(На) встречу с выпускниками;

(В) виду предстоящего отъезда;

Расположиться (в) виду города;

Поинтересоваться (на) счёт путёвки;

Перевести деньги (на) счёт предприятия;

(В)виду недостатка времени;

Прибыть (в)место назначения;

Разместить (в)место предисловия;

Торопиться (на)встречу с писателем;

Выйти (на) встречу гостям;

Надеть (в) место шляпы;

Спросить (на)счёт здоровья;

Находиться (в)виду неприятеля;

(В)виду отсутствия транспорта;

Брошка (в)роде бабочки;

Распорядиться (на)счёт раненых;

Держаться (в) виду берега;

Согласовать слова (в) роде и числе;

Предмет (в) роде шара.

Слитно или раздельно? Раскройте скобки и определите, слитно или раздельно нужно написать букву В со словами. Объясните выбор конечной гласной Е или И.

  1. (В) течени… вечера звучала музыка.
  2. Об этом я узнал (в)последстви.
  3. (В)следстви… по делу выяснились подробности.
  4. (В) течени… реки много порогов.

Демобилизация (в)следстви… ранения.

(В)следстви… непогоды вылет задерживается.

(В) течени… реки был рез­кий по­во­рот.

О дальнейшей жизни героев узнаем (в)продолжени…фильма.

(В)следстви…, начатом прокурором, много неясного.

Пётр (в)последстви… хвалил себя за предусмотрительность.

Ехать (в)продолжени.. всего дня;

Пораниться (в)следстви. неосторожности;

Ждать (в)течени.. полутора суток.

Пожалел (в)последстви… о сказанных словах.

Бездельничал (в) течени… урока,

Всмотреться (в)течени… ручейка.

Уволился (в)следстви… контузии.

Проиграть (в)следстви.. невнимательности.

Настаивать (в) продолжени… переговоров на своей точке зрения.

(В) заключени… эксперта.

Раскланяться (в) заключени… концерта.

(В) заключени… речи остановиться на чем-либо.

Источник

Сборник упражнений по теме «Падеж имени существительного» (3 класс)

Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна

Падежи имён существительных

1. Запиши словосочетания с данными существительными. Обозначь падеж существительных.

Привет ( кому?) (брат, сестра)___________________________
Радовался (чему?) (весна, праздник)______________________
Писать (чем?) (перо, мел)_______________________________
Рассказывать (о ком?) (лиса, сова, ёж)_____________________
Урожай (чего?) (овёс, пшеница)__________________________
Рассказ (кого?) (ветеран, гость)___________________________

2. Спиши текст. В каждом предложение подчеркни основу. Над существительным укажи, в каком падеже оно употреблено.

Стоят суровые морозы. Реки и озера одеты плотным ледяным ковром. Январский лес спит под теплой шубой. В глубокий снег спрятались маленькие елочки.

Но и в суровое время года кипит в лесу жизнь. Следы рассказывают о ней. Под широким кустом ночевал заяц. На полянке ныряли в пушистый снег тетерева. Здесь прошел величавый лось.

3. Впиши подходящие по смыслу предлоги, укажи падеж существительных.

Добежать ….. реки, подъехал …. заводу, летел …. полем, читал …. животных, смотрел …. картину, нашёл … портфеле, поставил … полку, ушёл … другом, увидел … кроватью, поздравление … мамы, поскакал … дороге.

4. Определи падеж имён существительных, вставь нужную букву в окончании.

Работает в бригад…, заподозрил в измен…, сшила для куколк…, подготовился к работ…, сделал для букашк…, остался без клюшк…, стоял около аптек…., сделал из щепк…, лежат в книг…, направился к остановк…, ел без вилк…, пробежал по травинк…, отказался от повязк…, застряла в бочк….

5. Определи у существительных род, ,число, падеж.

Образец: По степи – по чему? (степь), ж.р.,ед.ч.,Д.п..

По болоту, на ветках, из гнезда, перед учителем, над облаками, в ненастье, для скворцов, к солнцу, об улыбке, про сказки, около метро.

6. Спиши текст. Подчеркни основу предложений, кроме первого предложения. Определи падеж имён существительных.

Вот еловый лес. На земле лежит мягкий ковёр из хвои. Изредка прозвенит синица. Вот постучал по стволу пёстрый дятел. Быстрой тенью перемахнула с ёлки на ёлку белка.

7. Прочитай текст. На месте пропусков вставь слово река в нужной форме (используя слова для справок)

Почти каждая …… начинается с родника. Маленькие ручейки сливаются в ……… Начало ……… называется истоком. То место, где ………. впадает в море, озеро или другую ……., называется устьем.

Слова для справок: река, реки, реку, реке, рекой

8. Спиши словосочетания, в скобках укажи падеж.

появился (на чём?) на ветках ( )

на ветках (чего?) березы ( )

покрывают (что?) землю ( )

украсились (чем?) инеем ( )

летит (на что?) на землю ( )

летит (с чего?) с ветки ( )

бежал (по чему?) по снегу ( )

9. Прочитай текст. Форма какого существительного часто употребляется в нём? (мост)

Определите падеж и выделите окончания существительного мост .

Санкт-Петербург – город мостов.

В самом красивом месте города расположен Дворцовый мост. Разведённые крылья этого моста в белые ночи – символ Петербурга.

Туристы смотрят и на Литейный мост. Его разводной пролёт один из самых больших в мире: имеет ширину пятьдесят метров.

Петербуржцы гордятся Благовещенским мостом. Главное украшение которого – чугунные перила с изображением морских коньков.

На Троицком мосту установлены фигурные фонари, ещё один символ Петербурга.

10. Составьте и запишите верно 2 предложения. У имён существительных определи падеж.

Наш, стоит, на, город, реке, Неве

Горожане, рекой, гордятся, Невой

11. Поставьте и напишите в скобках вопрос и определите падеж существительного.

1.Катались ( на ….. ) на машине. (… падеж).

2.Шли ( по … ) по площади . ( … падеж).

3.Отплыл ( от … ) от причала. ( ….. падеж).

4.Подбежал ( к …. ) к кровати. ( … падеж).

5.Прыгает ( …. ) белка. ( … падеж).

6.Достали ( … ) мяч. ( … падеж)

7.Гуляли ( за … ) за школой. ( … падеж).

8.Написал ( в ….. ) в тетради. ( … падеж).

9.Кружились ( в … ) в воздухе.( … падеж).

10. Мылись ( … ) шампунем. ( .. . падеж).

Определи падеж существительных.

На деревьях, в воздухе, в лесу, тишина, рыбой, в сторожке, над горизонтом, на площади, клювом, до ветки орешника.

Определи падеж существительных.

С крыши, из будки, водой, на скамье, с доски, молоком, по горам, от страха, на речке, на крыше, осенью, над полями, на липах.

Определи падеж существительных.

Ноябрь, с неба, с берез, на дубах, в лесу, на берегу, птичка .

Определи падеж существительных.

Щуку, в ведро, с водой, кот, за лапу, с поля, цветов, туча, на дубах, с берез.

Определи падеж существительных.

Над норой, лисы. Белка, по веткам, лису, утром, на полянку, пере д сосной, за шишкой, в зубах.

Определи падеж существительных.

Весна, по утрам по улице, к солнцу, в лучах, в саду, по дороге, за печкой, по стволам.

По сучьям, деревьев, мороз, хлопьями, в небе, в лесу, по чаще, к снегу, на ветке.

Под деревьями, заяц, по снегу, за мышкой, на поле, в сарае, жизнь, в деревне, на полу, с мамой.

С крыши, до берега, без зубов, к крючку, на берегу, с неба, снежинки, из окна, в домах, на ветках.

На поляне ,— кучки земли, землю, холмиком, с когтями, на свет, в глубину.

На поляне, кучка земли, с деревьев, на землю, человека, в ночь, мальчику¸ под столом, в книге, на диване.

Источник

Читайте также:  эффективные упражнения морщины вокруг рта
Adblock
detector