Меню

сенсорная система и занятия физическими упражнениями

Сенсорная система и занятия физическими упражнениями

Как и при любой деятельности, значение функций большинства сенсорных систем в процессе занятий физическими упражнениями весьма велико. Выполнение многих упражнений невозможно при значительном расстройстве двигательной и висцеральной сенсорных систем и резко затруднено при выключении функций зрительного, слухового, вестибулярного и тактильного анализаторов.

При выполнении физических упражнений всегда одновременно функционирует несколько сенсорных систем. В результате между ними по механизму условного рефлекса складываются определенные взаимоотношения, имеющие специфический характер при каждой новой комбинации комплекса раздражителей. Субъективно это воспринимается в виде особых ощущений, имеющих специализированный характер. Так, у спортсменов формируются ощущения, образно называемые «чувством снега» (у лыжников), «чувством воды» (у пловцов), «чувством льда» (у конькобежцев) и т. д. (А. Н. Крестовников). Эти ощущения позволяют спортсменам лучше координировать двигательную деятельность с учетом условий внешней среды.

В результате систематической физической тренировки функции многих анализаторов улучшаются. Это выражается, например, в снижении порогов проприоцептивной чувствительности. Так, у тяжелоатлетов и боксеров наблюдается высокая чувствительность двигательного анализатора при движениях в локтевом и плечевом суставах, у лыжников, прыгунов и слаломистов — при движениях в голеностопных суставах. Совершенствование функций зрительное аппарата (увеличение поля зрения, улучшение баланса глазных мышц и глубинного зрения) отмечается у представителей спортивных игр. Функции вестибулярной сенсорной системы, в частности связанные с устойчивостью к укачиванию, улучшаются в результате тренировки в гимнастических упражнениях, плавании и др.

В некоторых случаях происходит и снижение чувствительности. Например, у боксеров понижается болевая и тактильная чувствительность в тех областях тела, которые часто подвергаются ударам. Данные о состоянии анализаторов используются для характеристики уровня тренированности спортсменов, определения степени утомления и т. д.

Источник

Сенсомоторное развитие в гимнастике

Человек с самого рождения, благодаря сенсорному восприятию, познает окружающий мир и возможности своего тела, обучается навыкам крупной и мелкой моторики.

К сенсорному восприятию относятся пять органов чувств: зрение, слух, обоняние, вкус и осязание.

Например, за мелкую моторику отвечает осязание, которое позволяет понять, где находятся пальцы, кисти и руки, как они двигаются, без постоянного контроля над ними. Это способность без усилий нащупать в кармане монеты, поймать руками мяч, собрать волосы в хвост и прочее.

Читайте также:  упражнения лежа на кровати по бубновскому

Также к органам чувств относятся еще три чувствительности, отвечающих за крупную моторику:

— кинестетическая – способность воспринимать и анализировать движения собственного тела;

-проприоцепцептивная – способность воспринимать и анализировать информацию о движениях и положении тела в пространстве, которая поступает от мышц и суставов;

вестибулярная – способность воспринимать положения головы и тела в пространстве, а также направленные движения (ускорения, вибрация, вращения).

Процесс сенсорного восприятия информации можно стимулировать с помощью развивающих упражнений. Благодаря этому, у ребенка будет улучшаться интеллектуальное, физическое, психологическое развитие.

Занятия спортом — лучший способ для познания окружающего мира, получения новой информации и опыта, изучения возможностей своего тела, развития мелкой и крупной моторики. Именно поэтому сенсорное развитие тесно связано с моторным и объединено в общее понятие сенсомоторного развития.

По этой же причине физическая активность в различных формах проявления рекомендуется детям с рождения и считается залогом гармоничного развития и крепкого здоровья. Также спорт очень важен детям с особенностями развития для преодоления сенсорного дисбаланса и обучения управлению своим телом.

Как гимнастика стимулирует сенсомоторное развитие?

Гимнастика – это самый гармоничный вид физической деятельности из всех существующих, поскольку она одновременно развивает все способности человека: силу, выносливость, быстроту, координацию, гибкость, а также доступна для людей любого возраста и возможностей.

В гимнастическом зале есть огромное разнообразие снарядов и предметов, которые доступны детям с первых шагов.

В гимнастике постоянно задействуются органы чувств, отвечающие за вестибулярный аппарат, координацию движений, баланс, быстроту реакции, ощущение своего тела в пространстве и звеньев тела по отношению друг к другу. Благодаря этому у ребенка хорошо развивается нервная система, мелкая и крупная моторика, умение точно владеть телом, ликвидируется сенсорный дисбаланс. Дети раскрепощаются, перестают быть неуклюжими, зажатыми, приобретают уверенность в себе. Также у них формируется правильная осанка и походка.

Читайте также:  эффективные упражнения для мышц спины при остеохондрозе

Кроме того, многообразие гимнастических упражнений стимулируют активное развитие двигательного интеллекта, логики, мышления.

Лечебные свойства гимнастических упражнений

Все гимнастические упражнения различными способами стимулируют сенсорику ребенка и комплексно воздействуют на его физическое развитие.

На полосе препятствий ребенок изучает различные способы для преодоления гимнастических модулей, в это время у него развивается координация, баланс, сила, выносливость, сообразительность. Полоса препятствий одновременно является хорошим средством для всесторонней тренировки, отдыхом от силовой тренировки и увлекательным занятием. Преодолевая полосу препятствий, у детей долго сохраняется интерес и мотивация, они не ощущают нагрузки.

Силовые упражнения на брусьях, кольцах, перекладине, шведской стенке, канате укрепляют все группы мышц, но в первую очередь спину, пресс, грудь, руки, кисти. Сильные мышцы спины, рук, запястья, умение крепко держать снаряд или гимнастический предмет впоследствии помогут в обучении навыкам мелкой моторики.

Упражнения на бревне тренируют координацию, равновесие, вестибулярный аппарат, обучают правильной осанке и походке, а также развивают концентрацию внимания, смелость и уверенность в себе.

В целом все упражнения на снарядах – это движения на неустойчивой опоре, где необходимо задействовать все группы мышц для удержания равновесия и быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Таким образом у детей развивается ловкость и сила. Также на снарядах стимулируется множество рецепторов на поверхности рук, которые отвечают за мелкую моторику.

Акробатические элементы (кувырки, мостик, стойка на руках, березка, колесо) – эти упражнения выполняются с вращениями и вниз головой. Они тренируют сенсорную систему, а в частности кинестетическую, проприоцепцептивную и вестибулярную чувствительности, которые отвечают за координацию движений, вестибулярный аппарат, ориентацию в пространстве.

Прыжки на батуте – это тоже отличный способ для тренировки вестибулярного аппарата, ловкости и баланса. Прыжки на батуте укрепляют мышцы всего тела, учат концентрации и заряжают яркими эмоциями.

Упражнения с гимнастическими предметами : мячами, тактильными кругами, обручами, скакалками, кубиками в поролоновой яме. Они используются для обучения прыжкам и тренировке различных групп мышц. Развивают мелкую и крупную моторику, точность движений, быстроту реакции и концентрацию внимания.

Читайте также:  упражнение для профилактики спаек малого таза

Функциональные игры в поролоновой яме тренируют выносливость и в то же время очень нравятся детям.

Источник

Значение деятельности сенсорных систем в спорте.

Эффективность выполнения спортивных упражнений зависит от процессов восприятия и переработки сенсорной информации. Эти процессы обуславливают как наиболее рациональную организацию двигательных актов, так и совершенство тактического мышления спортсмена. Четкое восприятие пространства и пространственная ориентация движений обеспечиваются функционированием зри­тельной, слуховой, вестибулярной, кинестетической рецепции. Оценка временных интервалов и управление временными парамет­рами движений базируется на проприоцептивных и слуховых ощу­щениях. Вестибулярные раздражения при поворотах, вращениях, на­клонах и т. п. заметно влияют на координацию движений и проявление физических качеств, особенно при низкой устойчивости вести­булярного аппарата. Экспериментальное выключение отдельных сенсорных афферентаций у спортсменов (выполнение движений в специальном ошейнике, исключающем активацию шейных проприорецепторов; при использовании очков, закрывающих центральное или периферическое поле зрения) приводило к резкому снижению оценок за упражнение или к полной невозможности его исполнения. В противоположность этому, сообщение спортсмену дополнитель­ной информации (особенно срочной — в процессе движения) помо­гало быстрому совершенствованию технических действий. На осно­ве взаимодействия сенсорных систем у спортсменов вырабатываются комплексные представления, сопровождающие его деятельность в избранном виде спорта — «чувство» льда, снега, воды и т.п. При этом в каждом виде спорта имеются наиболее важные — ведущие сенсор­ные системы, от активности которых в наибольшей мере зависит ус­пешность выступлений спортсмена.

Вопросы для самоконтроля

Что такое «сенсорные системы»? Каково их биологическое значение?

Перечислите основные функции анализаторов?

Какова общая структура сенсорных систем?

4. Каким образом классифицируются анализаторы?

5. В чём заключаются основные свойства анализаторов?

6. Что такое пороги раздражения? Какие виды порогов вы знаете?

7. В чём суть адаптации сенсорных систем и её физиологическое значение? Приведите примеры адаптации для различных анализаторов.

8. Что такое рецептор? Перечислите виды рецепторов.

9. Каково значение деятельности сенсорных систем в спорте?

Высшая нервная деятельность.

Источник

Adblock
detector