русский язык 1 класс звонкие глухие согласные упражнения

Карточки по русскому языку на тему «Парные звонкие и глухие согласные» 1 класс

Тема: «Парные звонкие и глухие согласные»

Выпиши слова, начинающиеся с глухих согласных.

Гора, фазан, шар, семя, жар, год, коза, пожар.

— К данным словам с твердыми согласными звуками н, р, с, т подберите и запишите по одному слову с мягкими согласными н , , р , , с , , .

Нос-, ров-… , сад, брат, поток.

Выпиши слова, начинающиеся с глухих согласных.

Бочка, пыль, торт, фуражка, газон, клумба, жилет, валенки, дятел, гараж, тётя, почка.

Глухие согласные на конце слова замени звонкими и запиши.

— Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Голу (п/б) ка, ле (в/ф), чи(ш/ж), мор(ж/ш), закла (т/д) ка.

-Запишите слова, подбирая проверочное слово. Запишите его через черточку. Подчеркните проверяемую согласную.
Грибки, сапог, лодка, березка, дорожка, лапка, бок, сетка, шкаф, миска, горошки, дуб, подставка, соседка, книжка, указка, ириска, нитка, кружка, жираф, снег, холод, суп, лоб, коробка, гладкий, ветка, подушка, городки, дружки, мотки, травка, слезки.

Спиши, вставь пропущенную парную звонкую или глухую согласную.
Дорогой Де… Моро…!
Мы живем в лесу дружно. Вместе со…ираем яго…ки, варим сла…кое варенье. Плаваем на ло…ке. Ловим ры…ку. Медве…ь приносит нам вкусный ме…. У нас все впоря…ке. На улице уже выпал сне…. Скоро наступит Новый го…. Приходи к нам в гости. До свидания!

Вставь пропущенную парную звонкую или глухую согласную

Составь письмо Деду Морозу, начинай предложение с выделенных слов.
Дорогой Де… Моро…!
Дружно, живем, в,
мы , лесу.
Ло…ке,
плаваем , на, ры…ку ловим.
Приносит, ме…, нам,
медве…ь , вкусный.
Выпал, улице, уже, сне…,
на .
Наступит, Новый,
скоро , го….
В,
приходи , к, гости, нам.
До свидания!

— Спиши, вставив пропущенные буквы, запиши проверочные слова.

Гри…ки, ша…ка, була…ка, шка…, пиро…, бо…, тетра…ь, кур…ка, свя…ка, ла…ка, ло…ка, ер….

— В тексте подчеркни слова со звонкими и глухими согласными на конце слова, которые нужно проверять при написании

И днём и ночью сыплет снег,

Река остановила бег

Мороз построил мост

— Спиши из стихотворения слова, в которых есть буквы, которые обозначают парный звонкий согласный звук, и подчеркни его.

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря;

Они жили в ветхой землянке

Ровно тридцать лет и три года…

— Спиши предложения, вставив подходящее по смыслу слово. Подчеркни букву, обозначающую парный согласный, запиши рядом в скобках проверочное слово.

По реке плывет… . Каков корень, таков и … .

Слова для справок: плод, плот.

— Выпиши только те слова, в которых нужно проверить парный согласный.

Шкаф, дым, май, гриб, львы, стол, лес, труд, утюги, пар, стриж.

Выпиши слова и подчеркни парные согласные, которые при написании нужно проверять.

Сугробы, арбуз, знаки, шарф, утюг, сон, лёд, лев, нож.

Выбери и запиши проверочное слово из скобок и вставь пропущенную букву .

Ма .ь (замазка, мазать, мазкий); де. ( прадед, дедка, дедушка); бо. (набок, боковой, вбок); голу.ь ( голубок, голубчик, голубка); рука. (рукавичка, рукава, безрукавка)

Выбрать проверочные слова из следующего ряда, доказать правильность своего ответа:

труд – труды, трудный, трудится;

гриб – грибы, грибки, грибной, грибок;

дед – дедушка, детки.

— Вставить пропущенные буквы.

Был бы дож…ь, да сне… помешал.

На что и кла…, коли в семье ла… .

— Спиши, вставив нужные буквы, запиши проверочные слова.

Ло(д,т)ка, варе(ж,ш)ки, стри(ж,ш)ка, тра(в,ф)ка, про(б,п)ка

Вставьте пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова. Разделите слова первого предложения для переноса.

Наступили морозные д..ньки. Лё..кий, мя..кий, пушистый сн..жок замёл доро..ки в с..ду. Вася надел ша..ку, шу..ку, пов..зал шар. схв..тил варе..ки и поб..жал гулять.

Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова.

Кр..сив зимний наря.. леса. На лапах елей л..жит сне.. . На тонкой бере..ке св..ркает иней. М..лодые ли..ки и ду..ки к к..чают замёр..шими ве..ками.

Всавьте пропущенные буквы. В скобках напишите провечные слова.

В моро.. снег сухой. Нельзя л..пить сне..ки . Б..льшой сла..кий арбу.. вырос на гря..ке . Я люблю свою лоша..ку, прич..шу ей шёрстку гла..ко. Шура упал на сколь..кой доро..ке и поранил руку. На руке у мальчика мя..кая повя..ка.

Спишите. Вставьте пропущенные буквы.

Ночью ударил сильный моро…. Он сковал ле…ком реки. Подул ре…кий ветер. Холодно стало ду…кам и бере…кам. Мелкие пта…ки спрятались в гне…ке.

Напишите слова в два столбика: в первый- со звонкой парной согласной, во второй- с глухой. Выделите орфограмму.

Кре..кий, поез. вре. ло..ка, ре..кий, пля. ши..ка, лё..кий, ре..кий,ска..ки, ла..ка, стру..ка, ука..ка.

Вставьте пропущенные буквы. В скобках напишите проверочные слова. Во втором предложении подчеркните подлежащее и сказуемое.

Ясное весеннее утро. Развернулись на ни..ких кустиках м..л..дые л..сточки. Из з..мли выглядывают у..кие срелки свежей тра..ки. Покачиваются на бере..ке лё..кие серё..ки.

Выберите книгу со скидкой:

ОГЭ. География. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

Читайте также:  упражнения для пианино для начинающих ноты

Математика. Новый полный справочник школьника для подготовки к ЕГЭ

Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения. Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. 2-е изд.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Начинаю считать: для детей 4-5 лет. Ч. 1, 2-е изд., испр. и перераб.

Считаю и решаю: для детей 5-6 лет. Ч. 2, 2-е изд., испр. и перераб.

Пишу буквы: для детей 5-6 лет. Ч. 2. 2-е изд, испр. и перераб.

Русско-английский словарик в картинках для начальной школы

ОГЭ. Литература. Новый полный справочник для подготовки к ОГЭ

ЕГЭ. Английский язык. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

Рисуем по клеточкам и точкам

ЕГЭ. Информатика. Новый полный справочник для подготовки к ЕГЭ

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Номер материала: ДБ-1443462

38 000 репетиторов из РФ и СНГ

Занятия онлайн и оффлайн

Более 90 дисциплин

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако редакция сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Система упражнений в процессе изучения парных звонких и глухих согласных в корне слов

Развитие у школьников орфографической зоркости, прочных орфографических навыков — одна из важных задач обучения их русскому языку в школе, так как грамотное письмо обеспечивает точность выражения мыслей, взаимопонимание людей в письменном общении.

От того, насколько полно будут развиты навыки правописания в начальных классах, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе, его орфографическая и речевая грамотность, его способность усваивать язык в письменной форме. “Безошибочное правописание составляет азбуку знания языка”, — писал в прошлом веке теоретик русской орфографии Я.К.Грот.

Прежде всего ученик должен найти орфограмму, только после этого он сможет решить вопрос о её конкретном написании. Значит, умение обнаруживать орфограммы, именуемое орфографической зоркостью, является базовым орфографическим умением, первым этапом при обучении правописанию, залогом грамотного письма. Неумение выделять орфограммы — одна из главных причин, тормозящих развитие орфографического навыка. Не “реагируя” на орфограммы, школьники пишут с ошибками в полной уверенности, что пишут верно; правила в этом случае оказываются ненужными, ученики о них зачастую и не вспоминают.

Значит, повышение эффективности обучения школьников связано с формированием и развитием орфографической зоркости. Тут возникает вопрос: с помощью каких методов, способов, средств, можно эффективно развивать орфографическую зоркость?

Решению данной проблемы посвящены работы известных методистов: В.Шереметевского, Н.С.Рождественского, М.Р.Львова, Е.Г.Шатовой, М.М. Разумовской и др.

На современном этапе вопрос о развитии орфографической зоркости является одним из актуальных вопросов лингводидактики. К сожалению, как показывает практика учащийся, оканчивающий начальную школу, допускает серьёзные орфографические ошибки. Это говорит о том, что у них не сформирована орфографическая зоркость.

Из всего вышеизложенного выявляется цель исследования: основываясь на теоретических аспектах обучения орфографии, разработать систему упражнений по формированию орфографической зоркости младших школьников на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова.

Объект исследования: процесс обучения младших школьников русскому языку.

Предмет исследования: развитие орфографической зоркости у учащихся на примере правописания парных звонких и глухих согласных в корне слов.

Гипотеза: процесс развития орфографической зоркости у учащихся будет эффективным:

— если будут выявлены возможности развития орфографической зоркости младших школьников;

— если будет разработана система упражнений, предполагающая строгий отбор дидактического материала с учётом характера развития орфографической зоркости у учащихся, установлением последовательности их выполнения с учётом возрастающей сложности словарного материала.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы необходимо решить следующие задачи:

1) рассмотреть сущность основных орфографических понятий;

2) проанализировать психологические аспекты формирования и развития орфографической зоркости;

3) рассмотреть методические приемы работы над формированием орфографической зоркости младших школьников;

Теоретико-методологическими основами исследования являются:

— работы Н.С.Рождественского, М.М.Разумовской, М.Р.Львова по методике обучения орфографии в школе;

— исследования Д.Н.Богоявленского, П.С. Жедек по психологии формирования и развития орфографической зоркости у младших школьников.

— изучение лингвистической, психолого-педагогической, методической литературы по теме исследования;

— наблюдение за деятельностью учащихся.

Система упражнений состоит из 4-х разделов

Развитие навыков грамотного письма у школьников — одна из трудных задач, которую приходится решать учителю. Но именно эта задача обозначена как важнейшая программная установка. Для успешного развития орфографической зоркости младших школьников недостаточно использовать материал учебника. Поэтому нами были разработаны специальные упражнения, направленные на развитие умения обнаруживать и распознавать орфограммы. В каждом разделе упражнения располагаются в определённой последовательности с учётом возрастающей сложности и самостоятельности учащихся. Задания составлены с учётом психологических аспектов формирования орфографической зоркости младших школьников. В упражнения вошёл разнообразный языковой материал: загадки, пословицы и поговорки, стихи, отрывки из произведений художественной, научно-популярной литературы, которые расширяют кругозор учащихся, развивают творческие способности, интерес к русскому языку, воспитывают любовь к Родине, к природе.

Читайте также:  упражнения на will be going to present continuous с ответами

/. Подготовительно-ознакомительный раздел: чтение слов и словосочетаний, написанных на доске (или на карточках) с выделенной орфограммой орфографически и орфоэпически, установление разницы в произношении и написании слов, объяснение орфограмм. Упражнения этого раздела развивают фонематический слух, позволяют более тонко и точно воспринимать речь.

//. Тренировочный раздел: учащимся предлагаются тексты, в которых встречаются слова с пропущенными орфограммами. Дети учатся видеть и называть уже выделенные орфограммы. На этом этапе используется кратковременное повторение слов с чёткой артикуляцией, при этом большое значение имеют зрительные, слухоартикуляционные ощущения. Этот этап способствует активному запоминанию слов с изученными орфограммами.

///. Закрепительный раздел: сюда вошли упражнения без выделения орфограмм, которые посвящены формированию умения выделять и распознавать орфограммы.

IV. Контрольно-диагностический раздел: включает упражнения, направленные на развитие умений самоконтроля и самооценки.

Прочитайте слова и словосочетания. Правильно произнесите слова с оглушёнными согласными в середине слова и в конце слова.

Устно подберите проверочные слова так, чтобы после проверяемого согласного стоял гласный звук.

Сток воды, стог сена; плод апельсина, на реке плот; зеленый лук, цветочный луг; средний род, красивый рот.

Прочитайте слова и словосочетания. Установите разницу в произношении и написании. Объясните орфограммы, подберите проверочные слова.

Скользкий лёд, узкий пояс, легкие сапожки, робкие ребятишки, близкий друг, низкая коляска, крепкие орешки.

Сколько раз встречается звук [т]?

Документ подписан директором.

Сколько раз встречается звук [г]?

На вокзале его встретил друг.

Посчитайте количество звуков [п]?

На поляне стоял дуб в два обхвата.

Поднимайте сигнальные карточки с нужным парным согласным.

Ено. — красавиц смотрит вни.,
Там потянулась сла.ко ры .ь,
Плывёт могучий бегемо.,
Медве.ь над нерпою ревет,
И белый голу. ь там летает,
Всех отдохнуть нас приглашает.

Спиши, вставляя пропущенные буквы.
Ловок — ло . кий. Скользок — сколь . кий.

Гибок — ги . кий. Резок — ре .кий.

Гладок — гла, кий. Робок — ро . кий.

Сладок — сла . кий. Лёгок — ле . кий.

Близок — бли . кий. Крепок — кре . кий.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Получить бага . , выйти на бере ., найти кла ., отправиться в похо ., букет ро ., ветки бере ., автор кни ., запах тра ., проливной дож . ь, вкусный обе ., широкий пру ..

Спиши. Вставь пропущенные буквы. В скобках напиши проверочные слова.

Сне . укутал деревья. Ду . в мохнатой ша. ке. На ветках бере . белый шар . . Молодая ёлочка спряталась в сугро .. Не страшен деревьям холо . и моро..

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Обозначь орфограммы на месте пропусков.

Вот иголки и була . ки
Выползают из-под ла . ки.
На меня они гл . дят,
Молока они х . тят. (К.Чуковский)

Выборочное списывание. Прочитай. Какие буквы ты напишешь на месте пропусков. Выпиши слова с парными согласными в корне слова.

Наш . порося . ки
Выросли на гря . ке,
К солнышку боч ? ком,
Хвостики крюч ? ком.
Эти порося . ки
Играют с нами в пря . ки. (Г.Сапгир)

Прочитайте цепочки слов. В каждой найдите лишнее. Ответ обоснуйте. Вставьте пропущенные буквы:

  1. ло . ка, игру. ка, к . ту . ка, клю . ка;
  2. д . ро . ка, кры . ка, варе ка, но . ка;
  3. л . ша . ка, лю . ской, л , па .ка, зага , ка;
  4. мину . ка, моне . ка, гря . ка конфе . ка;
  5. оши . ка, ру , ка, тру . ка, ла .ка.

Какое слово является лишним во всём упражнении?

Напишите слова в следующей последовательности: проверяемое, проверяемое, проверочное. Вставьте пропущенные буквы. Подчеркните орфограммы.

  1. ду . ок, ду . ки, ду .;
  2. зу . ки, зу ., зу . ок;
  3. коло ., коло . ки, коло . ок.;
  4. сторо ., сторо . ит, сторо . ка;
  5. голу . ь, голубо ., голу . ка. Образец: дуб, дубки — дубок.

Прочитай пословицы и поговорки.

  1. У наших ворот всегда хоровод.
  2. Был бы покос, да пришёл мороз.
  3. В мае дождь, будет рожь.
  4. Сорвать прут — небольшой труд.
  5. Добрая пословица не в бровь, а в глаз,
  6. Книга — твой друг, без неё как без рук.

Спиши. Подчеркни буквы парных звонких и глухих согласных на конце слова. Как надо проверять их написание?

Прочитай, приготовься писать по памяти.

Быть может, первый листопад
Встречает этот клён.
В свой самый праздничный наряд
Переоделся он. (В.Берестов).

Напиши. Проверь по тексту. Подчеркни буквы парных согласных на конце слова. Устно объясни их написание.

Читайте также:  упражнения для похудения нижнего пресса видео

Прочитай однокоренные слова.

  1. Груз, грузило, погрузка, грузить.
  2. Ловить, улов, ловушка, лов.
  3. Садовник, сад, садовый.
  4. Сенокос, косилка, косить, косьба.
  5. Обиход, ходьба, поход, ходок.
  6. Сторож, сторожить, сторожка, сторожевой

Выпиши сначала те однокоренные слова, которые являются проверочными, а затем те, в которых надо проверить букву согласного в корне.

Напишите слова в таком порядке: 1) слова, обозначающие предмет; 2) слова, обозначающие признак предмета; 3) слова, обозначающие действие предмета.

1) Готовить, подготовка, готовый, подготовительный, готовность, заготовка, наготовить.

2) Низкий, низина, низовье, понизить, занизить, унизительный.
Подчеркни букву согласного в корне, которую нужно проверить.

Возле грядки — две лопатки,
Возле кадки — два ведра.
После утренней зарядки
Мы работаем на грядке-
И посадки все в порядке,
Их теперь полить пора. (Е.Благинина)

Выпиши слова с парными звонкими и глухими согласными в середине слова, подбирая к ним проверочные. Сколько проверочных слов можно подобрать к каждому слову?

Прочитай слова. Спиши только те слова, в которых согласную надо проверять.

  1. Островки, островок, островком.
  2. Пирожки, пирожок, пирожком.
  3. Дружки, дружок, дружком.
  4. Холодок, холодком, в холодке,
  5. Медок, медком.
  6. Покрышка, покрышкой, покрышек.

Буквы — значки, как бойцы на парад,
В стройном порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется все — алфавит. (С.Маршак).

Выпиши только то предложение, в котором парный по глухости-звонкости согласный стоит в середине слова. В каких еще словах этого предложения надо проверить букву согласного.

Спиши, заменяя слова, которые обозначают действие предмета однокоренными.

Образец: Прокладывать пути — прокладка путей.

Плавить металл -. Переписать бумаги

Посадить лес -. Отправить письма

Заготовить сено -. Поливать огород

Рубить дрова -. Доставить мебель

Смазать колеса -. Погрузить багаж

Какое из однокоренных слов является проверочным?

IV. Контрольно-диагностический раздел.

Внимательно прочитайте и постарайтесь запомнить написанные на доске слова (время предъявления записи 15-20 секунд, после чего запись закрывается):

Робкий, ловкий, дерзкий; Селедка, сливки, рожки; Пятка, ножка, головка. Выполните следующие задания:

  1. напишите слова, которые начинались на букву С;
  2. напишите слова с парным согласным Ж в середине;
  3. напишите слова с парным согласным В в середине;
  4. напишите слово с парным согласным Т в середине;
  5. напишите два оставшихся прилагательных.

Муравьед питается муравьями. У него узкая морда и длинный липкий язык. У колибри длинный клюв. Им она собирает нектар с цветка.

Медведь может повалить лося, лошадь. Но может питаться и корешками трав. Любит мишка полакомится медком, рыбкой, ягодкой. Длинной гибкой шеей достает жираф зеленые побеги деревьев.

Продиктуй первую часть товарищу по парте, а вторую часть напиши под его диктовку. Проверь по тексту. Обозначь графически орфограмму парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Букварь, пенал, тетрадки — держи ты их в порядке (Ю.Коринец).

Сын на ножки поднялся, в дно головкой упёрся (А.С.Пушкин). Гриб растёт среди дорожки — голова на тонкой ножке (С.Маршак). Мягкие лапки — на лапках царапки (Загадка). Выгляни в окошко, дам тебе горошку (Из народной сказки). На грядках низко растёт редиска. Кошке игрушки, а мышке слёзки (Пословица). Стал дед репку из земли тянуть (Из народной сказки).

Зрительный диктант. Загадки.

  1. Красна, сладка, душиста, растёт низко, к земле близко.
  2. Бегут по дорожке доски, да ножки.
  3. Лежит на грядке круглый, зелёный, гладкий, внутри красный, на вкус сладкий.

Наступили морозные дни. Снег замёл все дорожки. Вася взял лыжи и побежал в сад. Он повесил кормушку на большой дуб. Прилетели птички. Жадно клюют зерна и крошки. Помоги и ты пернатым друзьям.

Хорош пруд около нашего села. К пруду ведёт узкая дорожка. На берегу беседка. Вокруг пруда растут березки и дубки. Вода в пруду прозрачная и гладкая. Мы часто катаемся на лодке. В тихой воде мелькают рыбки.

Скорый поезд подъезжал к Байкалу. Было раннее летнее утро. Дороге тянулась между сопок. Вдруг внизу показалась синяя гладь воды. Картина открылась прекрасная. Высокие горы окружали озеро. Оно словно налито в чашу из камня. Склоны гор покрывали хвойные леса. Широкие речки и мелкие речушки стекали с гор и наполняли чашу. Синее небо гляделось в воду. Далеко от берега качались лёгкие лодки. Рыбаки вышли на утренний лов рыбы.

Обозначь графически орфограмму – парные звонкие и глухие согласные в корне слова.

Составь с данными словами и запиши рассказ из 4-5 предложений.

Мальчик, девочка, по дорожке, скользко, старушка, упала, мальчик, помог, встать.

Стоял ясный зимний денёк. Лёгкий снег тихо падал на землю.

Высыпали на улицу ребятишки. Снег был липкий. Мальчики стали крепость строить и в снежки играть.

Девочки снегурочку лепили. Вместо глаз — льдинки. Вместо носа — морковка. Рот и брови угольком нарисованы. На головку надели шапку. Красивая снегурушка вышла.

Дописать предложения словами противоположного значения.

  1. Смелый там найдёт, где . потеряет.
  2. Редька горькая, а морковка .
  3. Дорожка широкая, а тропка .
  4. Дуб высокий, а орешник .

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector