Меню

развитие общей моторики статические и динамические упражнения

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ МОТОРИКИ
картотека (младшая группа) по теме

Для того, чтобы гармонично и разносторонне развиваться, детям необходимо МНОГО и РАЗНООБРАЗНО двигаться! Предложенные упражнения помогут воспитателю научить детей снимать мышечное напряжение во время занятий.

Скачать:

Вложение Размер
uprazhneniya_dlya_razvitiya_obshchey_motoriki.docx 30.16 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие общей моторики

Развивать общую и тонкую моторику следует параллельно, предлагая ребенку упражнения, соответствующие его возрасту т возможностям. На примере простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук, ног, туловища – можно научить его выслушивать и запоминать задания, а потом выполнять их.

В первый раз покажите упражнения и объясните, как их делать. Во второй раз выполните упражнение вместе с ребенком, называя при этом ваши действия. На третий раз предложите ребенку выполнить ваше задание самостоятельно, без вашего участия. Наряду с развитием моторики будут развиваться внимание и память.

Не уставайте изо дня в день повторять названия действий, направлений, движений, предметов, окружающих ребенка. Наступит день, когда он сам назовет вслед за вами много раз повторенное слово.

Начните с простых инструкций:

  • Пройди прямо от стола к двери.
  • Обойди вокруг стола (стула).
  • Встань на скамеечку,
  • И т.д.

Понаблюдайте, насколько правильно ребенок выполняет простые инструк-ции: шаг на месте, на носочках, на пятках. Вот примерные задания:

-Пройди по комнате (по кругу), а я буду хлопать в ладоши – помогать тебе (ребенок должен шагать в заданном вами ритме).

— Выполняй мои команды :

Руки вперед, в стороны, вверх, вниз.

Левую руку – влево, правую – вправо.

Левую – на бок, правую – на голову.

Правую ногу вперед, левую – приставить.

Ребенок учится управлять своими движениями. Сначала это простые упражнения из одного элемента, потом – более сложные.

Предложите ребенку пройти по комнате , как на параде, — под барабан. Объясните, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложите нормальный темп, быстрый, замедленный…

Положите на пол доску шириной 20 см. Попросите ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце – мягкий соскок на пол.

По доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

По той же доске можно проползти на четвереньках туда и обратно.

На полу – шнур, вытянутый по прямой линии. Малыш идет по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки – в стороны.

Ребенок шагает по шнуру, выложенному зигзагообразно.

На конце гибкого прутика – нитка длиной 0,5 м. К концу ее привязан бантик. Пусть малыш, как котенок, подпрыгнет и попытается достать бантик над его головой.

Возьмите ребенка за руки, помогите ему подпрыгнуть, мягко приземлиться. Потом несколько ослабляйте поддержку.

Ребенок должен перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

Ребенок продвигается вперед на двух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Малыш должен перепрыгнуть через них.

Ребенок подпрыгивает и вращается вокруг себя.

Положите на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. Малыш должен «впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук воспитывается специальными упражнениями. Это – начальный этап, предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся тонко выполнять произвольные движения по команде взрослого . При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начните с простых упражнений. Показав упражнение 2 раза, предложите затем ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

1.Руки в стороны. Руки подняты до уровня плеч и составляют с ними одну линию.

2. Руки вперед. Руки подняты до уровня плеч и параллельны одна другой.

3.Руки наверх. Руки подняты вертикально и приблизительно параллельны одна другой.

Следите, чтобы в плечах и в руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1.Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, «как веревочки».

2.Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев. Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, локти, кисти, пальцы слегка сгибают-ся.

Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук, постепенно усложняйте их. Пусть он при этом исполняет различные «роли».

Слегка наклонившись. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

Слегка наклонившись. Руки — вниз, перед собой; раскачиваются параллельно вправо – влево.

Стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмах кистями рук.

Руки подняты. Раскачиваются параллельно вправо – влево.

Игры с воображаемыми предметами

Дети стихийно подражают действиям, заинтересовавшим их. Наблюдая с детьми за людьми различных профессий, обсудите их действия, позы, способ пользования инструментами, орудиями труда. Хорошо (скорее необходимо), чтобы эти инструменты и орудия труда ребенок рассмотрел, подержал в руках, понял, как ими пользуются. Впоследствии в играх он может применять инструменты из игрушечных наборов. Очень полезно для развития воображения ребенка, способности заменять предмет символом использо-вать вместо реальных инструментов любые другие предметы. Например, заменить рубанок бруском из строительного набора, метлу – просто палкой и т.д. После этого легко перейти к упражнениям с воображаемыми предметами. Предложите малышу отгадать загадку – определить по вашим действиям род занятий человека. Пусть малыш вслед за этим загадает загадку вам.

Вращая руками воображаемый руль, очень интересно быстро мчаться по условным дорожкам, поворачивая то вправо, то влево. Хорошо, если «шофер» сумеет правильно реагировать на зеленый , красный, желтый свет (цветные кружки).

А. Руки – одна наверху, другая внизу – обхватывают рукоятку воображаемой метлы. Широкими взмахами «подметает тротуар».

Б. Руки – в том же положении – «обхватывают лом». «Колем лед».

В. Руки «обхватывают черенок лопаты». «Сгребаем снег».

А. Встать друг против друга. Левая нога выдвинута вперед. Правой ногой двигать воображаемую пилу к себе и от себя.

Б. Рубим дрова. Расставить ноги на ширину плеч. Руки со сцепленными пальцами – над головой. Наклоняясь, широким взмахом опускать руки вниз.

Сидя. Вращать сжатыми в кулаки руками – «грести веслами» от себя и к себе, одновременно наклоняя и разгибая корпус.

На корточках. Ладони, сложенные вместе, «держат удочку». Резкий взмах руками снизу вверх – «поймали рыбку».

Опираясь левой рукой о стол, «плотник» широкими движениями правой руки «строгает доску» — водит воображаемым рубанком. Затем «распиливает доску пилой». И, наконец, «сколачивает полку» — «забивает гвозди» воображаемым молотком.

Приносит тяжелое ведро с краской, размешивает, размешивает ее, окунает кисть и широкими движениями рук красит стену.

Ребенок учится, подражая. Наблюдения за животными помогут ребенку, подражая повадкам зверей, совершенствовать свои движения, развивать их выразительность, точность, разнообразие. Он научится управлять своим телом. Понаблюдайте вместе с ним за животными в деревьями, в зоопарке, по телевидению. Назовите точными словами их действия, повадки. Пора открывать «Театр зверей» . Малыш с удовольствием будет изображать то одного, то другого зверя.

Руки согнуты перед грудью, кисти опущены. Скачет, передвигаясь одновременно на двух ногах вперед, назад, вбок. Пугливо оглядывается.

Руки – перед грудью. Мягко переступает на носочках – «крадется». Поворачивает голову вправо, влево. Оборачивается на ходу, оглядывая свой «пушистый хвост».

Сложить вместе согнутые «лапки», слегка присесть, переступая мелкими шажочками. «Свернуться клубком»: присесть, обхватив колени руками, голову – вниз.

Встать на четвереньки, вытянуть правую переднюю «лапу» вперед, опереться на нее, подтянуть «заднюю лапу». Затем то же – левой рукой и ногой. Прогнуться.

Руки опущены, тело слегка наклоняется вперед. «Медведь» переваливается с ноги на ногу.

Присесть. Опираясь на ладони, прыгнуть вперед.

Шагать, высоко поднимая ноги, согнутые в коленях, хлопая руками-«крыльями» по бокам. Высоко поднять голову.

Семенить, переваливаясь с ноги на ногу, вытянув шею вперед.

Мелкие шажки на прямых ногах, локти прижаты к бокам, хлопает по бокам кистями рук – крылышками.

Скачет на двух «лапках» одновременно, потом «летит»: бежит, размахивая руками-«крылышками» — движения частые и неширокие. Воробушек сел на ветку :сесть на корточки, сгруппировася.

Семенит мелкими шажками, чуть-чуть похлопывая по бокам «крыльями» — прямыми руками, опущенными вдоль тела.

Широко взмахивая руками-«крыльями», пробежать по кругу – орел кружит в воздухе.

«Жук ползет по ветке» — по положенной на пол узкой доске , «падает с ветки на землю» (на пол), болтает «лапками» (руками и ногами), затем переворачивается, встает и «летит», на бегу взмахивает руками –«крыльями».

Бьет «копытом» — поднимает и опускает ногу, скользя носком по полу спереди назад. Затем скачет приставным галопом – приставляя на скаку одну ногу к другой. Бежит, высоко поднимая согнутые в коленях ноги.

Пусть ребенок сам изобразит то, что часто видит дома. Наблюдательность и воображение развиваются лучше, если он старается подробно и точно воспроизвести последовательность действий, движений в процессе игры, прибегая только к помощи жестов (не употребляя предметов).

Трем кулачек о кулачек – «отстирываем пятна». «Полощем» полотенце, затем «отжимаем». Встряхиваем, расправляем ткань. Вешаем на веревку. Зажимаем прищепками.

Вымоем руки. Снимем с полки и наполним водой кастрюлю. Зажжем горелку. Поставим кастрюлю на плиту. Сыплем из пакета крупу. Помешиваем ложкой кашу. Солим. Накрываем крышкой. Затем пробуем кашу на вкус и раскладываем по тарелкам.

Эта роль требует более тонких движений рук. Двумя пальцами «держим иголку». «Сматываем нитку с катушки». «Вдеваем нитку в иголку». Проводим вдоль воображаемой нитки сложенными большим и указательным пальцами – «делаем узелок». Теперь нужно изобразить, как иголка проходит сквозь ткань и тянет за собой нитку.

Непросто научиться ловить мяч. Начните с мяча среднего размера (чуть меньше волейбольного). Киньте (или вложите в руки ребенка) мяч с близкого расстояния. Малыш должен научиться подбрасывать мяч, ударять им об пол, перебрасывать маме. Научите ребенка…

  1. Встаньте напротив малыша на расстояние одного метра. Прокатите мяч по полу, чтобы он поймал его. Предложите ему прокатить мяч, чтобы он попал к вам.
  2. На расстоянии одного метра поставьте стул. Покажите ребенку, как направить мяч, чтобы он прокатился между ножками стула. Первый раз направьте его руку, второй раз пусть пробует сам.
  3. Стоя рядом с ребенком слегка толкните лежащий на полу мяч вперед. Пусть малыш догонит мяч, поймает его.
  4. Киньте мяч ребенку с ближнего расстояния, чтобы он наверняка мог поймать его. Пусть его вдохновит первая удача. Постепенно увеличивайте расстояние.
  5. Теперь предложите малышу кинуть мяч вам. Подбадривайте его: «Повыше, повыше».
  6. Ударить мяч о землю и поймать его.
  7. Подбросить мяч вверх и поймать его совсем не просто. Придется поупражняться.
  8. Покажите как ударить мяч о землю, чтобы он отлетел к стоящему напротив партнеру по игре. Помогите малышу освоить это упражнение.

Постепенно уменьшайте размеры мячей. Учите малышей перекладывать, перекатывать мяч из одной руки в другую. Маленький резиновый мяч ребенок должен уметь удерживать одной рукой, сжимать его. Научите его выполнять команды : прокатить мяч вперед, назад; подбросить вверх, бросить вниз.

Перебросить мяч через препятствие (скамеечку, веревку и т.п.) – очень увлекательная задача. А от вас к ребенку мяч вернется по полу.

Попасть мячом в широкую корзину, стоящую на полу. Малыш будет в восторге, если сможет точно забросить в корзину 2-3 мячика.

А теперь корзинка (коробка) расположена на высоте. Научите ребенка забрасывать мяч из поднятых кверху рук.

Ударить мячом о стену, а затем поймать отскочивший от пола мяч.

Источник

Упражнения для развития общей моторики

Елена Бородулина
Упражнения для развития общей моторики

Важной составной частью развития предметно-манипулятивной деятельности является обучение владению телом.Виды нарушения:

-слабость мышечной силы;

-плохо координированное равновесие;

-плохой контроль за скоростью и силой движений:

-неловкость движений при обхождении препятствия;

-трудности включения всего тела в процесс движения.

Интенсивные упражнения, направленные на устранение

указанных нарушений, способствуют совершенствованию моторики. Возрастной период для этих упражнений охватывает первые шесть лет. т. к. развитие общей моторики в это время происходит наиболее интенсивно. При выполнении упражнений по овладению телом используется сверхактивность некоторых детей с ранним детским аутизмом.

Предлагаемые упражнения можно проводить как индивидуально, так и небольшими подгруппами.

Общие двигательные упражнения.

Упражнения для рук

Умение свободно и непринужденно пользоваться движениями своих рук развивается специальными упражнениями. Это — начальный этап,

предшествующий занятиям по развитию мелкой моторики рук. На простых, доступных для понимания и выполнения упражнениях дети учатся выполнять произвольные движения по команде взрослого. При этом нужно следить, чтобы упражнения выполнялись без излишнего напряжения и в то же время четко и выразительно.

Начинать следует с простых упражнений. Показав упражнение два раза, предложить ребенку выполнить его только по вашей команде, без показа. Это развивает его слуховое внимание.

.1. Руки в стороны. Руки поднять до уровня плеч и составить с ними одну линию.

2. Руки вперед. Руки поднять до уровня плеч и параллельно одна другой.

3. Руки наверх. Руки поднять вертикально и приблизительно параллельно одна другой.

Обязательно следите затем, чтобы в плечах и руках не было излишнего напряжения. Здесь помогут упражнения на расслабление.

1. Встать, слегка наклонившись. Руки в стороны. Затем уронить руки, как «веревочки».

2. Твердые и мягкие руки. Ребенок поднимает руки в стороны (или вперед) и до предела вытягивает их от плеча до кончиков пальцев.Потом ослабить напряжение: плечи опускаются, кисти, пальцы слегка сгибаются.

Предлагая ребенку выполнить различные упражнения для рук. необходимо постепенно усложнять их. При этом ребенок выполняет различные «роли».

«Петрушка» — предложить детям слегка наклониться. Прямые повисшие руки раскачиваются в стороны, затем перекрещиваются.

«Маятник» — дети слегка наклоняются. Руки — внизу, перед собой; раскачиваются параллельно вправо-влево.

«Балерина» — и. и. стоя. Широкий взмах руками, разведенными в стороны. Подняться на носки. Взмахнуть кистями рук.

«Дерево на ветру» — и. п. стоя, руки подняты. Раскачивать туловище параллельно вправо-влево.

«Кулачки» — сжать пальцы рук в кулачки, а затем встряхнуть кистями так, чтобы пальчики расправились.

«Олени» — скрестить руки над головой с сильным напряжением (твердые, как рога, а затем быстро расслабить и опустить вдоль туловища.

«Подъемный кран» — вытянуть руки вперед и напрячь, как будто приходится удерживать на них тяжелый груз. Затем быстро расслабить, как будто резко сняли с них груз; уронить руки на «пуховые подушки».

«Резиновый мяч» — имитация сжимания и разжимания резинового мяча.

Упражнения для ног.

.«Загораем» — сидя, выпрямить ноги с напряжением (потягивание, как на пляже под •солнцем) и затем расслабить. Повторить 8 раз.

«Ножницы» — сидя, выпрямить напряженные ноги, развести в стороны, затем уронить расслабленные. Повторить 8 раз.

«Пружинки» — пальцами ног- надавливать на воображаемые пружинки, опирающиеся на пол, чередуя напряжение с расслаблением. Повторить 8 раз.

«Журавль на болоте» — ходьба с высоким подниманием коленей и вытягиванием вниз ступней ног при напряженных мышцах с последующим расслаблением мышц при опускании ноги. Повторить 8 раз.

Упражнения для туловища

«Стирка» — наклониться и выполнять движения, напоминающие полоскание белья, затем после распрямления выполнить движения, имитирующие развешивание белья на натянутую высоко веревку. Повторить 8 раз.

«Деревянный Буратино» — замирание в позе навытяжку и расслабление. Повторить 8 раз.

«Тряпичная кукла» — полное расслабление всего тела, «провисание». Повторить 8 раз.

«Спортсмен» — имитация поднимания штанги с напряжением и расслаблением всего тела после ее опускания.

В такой же последовательности поднимание гири одной, а затем другой рукой и перетягивание каната. Каждое движение повторить 8 раз.

«На параде» — предложить ребенку пройти по комнате, как на параде, — под барабан. Объяснить, что каждый шаг нужно делать вместе с ударами барабана. Предложить нормальный темп, быстрый, замедленный.

«Гимнаст» — положить на пол доску шириной 20 см, попросить ребенка пройти по ней, не сходя на пол, вперед и в обратном направлении. В конце — мягкий соскок на пол.

«По тропинке» — по доске шириной 20 см нужно пройти, перешагивая через камушки, палочки.

«Акробат» — на полу — шнур, вытянутый по прямой линии. Пройти по шнуру, приставляя пятку к носку. Руки — в стороны.

«Котенок» — на конце гибкого прутика — нитка длинной 0.5 м. К концу ее привязан бантик. Подпрыгнуть и пытаться достать бантик над головой.

«По камушкам» — продвинуться вперед на дух ногах (на расстоянии до двух метров). Можно обозначить «воду ручейка» полосками голубой бумаги, положенной поперек «ручейка». Перепрыгнуть через них.

«Волчок» — подпрыгнуть и вращаться вокруг себя.

«Мишка на бревне» — по доске шириной 20 см нужно проползти туда и обратно.

«Ручеек» — перепрыгнуть на двух ногах через ленту или шнур, лежащий на полу.

«На бережок» — положить на пол поролоновый коврик или плоский поролоновый матрас. «Впрыгнуть на бережок» двумя ногами одновременно.

Упражнения для шеи

Попеременное напряжение и расслабление мышц шеи (голова «на ниточке» упала на грудь, на левое плечо, на правое плечо). Повторить 8 раз.

Любопытная Варвара смотрит влево (вытягивая шею с напряжением,

А потом опять вперед.

Здесь немного отдохнет. (Шея не напряжена и расслаблена, голова прямо). Повторить 8 раз.

Любопытная Варвара смотрит вправо.

Дальше всех и дольше всех.

(поворот головы, шея напряжена).

А Варвара смотрит вверх,

Выше всех, все дальше вверх! (голову поднять вверх).

Шея не напряжена И расслаблена.

А теперь посмотрит вниз —

‘Мышцы шеи напряглись! (Голову опустить вниз.)

Шея не напряжена И расслаблена.

«Зайчики». Дети-зайчики прыгают на двух ножках па одном месте.Учитель: «Скачут зайки на полянке: прыг-скок, прыг-скок».

«Лягушки». Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Лягушки-подружки долго гуляли, домой опоздали» дети-лягушки прыгают в свои ямки (на стульчики).

«Лягушки и медведь». На полу вычерчивается круг-лужайка. Дети-лягушки прыгают на лужайке.После слов учителя: «Вот идет Мишка, лягушек «давишка» лягушки прыгают в разные стороны, стараясь выпрыгнуть из круга. Медведь идет вперевалку, перенося тяжесть тела с одной ноги на другую и поочередно выставляя вперед руки-лапы. Если медведь успевает коснуться лягушки, та застывает на месте.

Рекомендации по руководству самостоятельной двигательной активностью детей с РДА.

Все дети в разной степени нуждаются в руководстве и организации их самостоятельной двигательной активности. Педагог, организуя подвижные игры с детьми, должен уметь дифференцированно помочь каждому ребенку.

Для гармоничного физического развития детей следует максимально поощрять, а также специально организовывать игры с мячами, обручами и другими игрушками.

Педагог подключается к игре ребенка, помогает ему добиваться положительных результатов от совместных действий с другими детьми.

Тренировка движений на природе обогащает представления детей об окружающем мире, способствует развитию силы, выносливости, тренирует пространственные представления, развивает волевые качества личности. На природе создаются оптимальные условия для выполнения одних и тех же движений в различных вариантах, что способствует автоматизации движений.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики Развитие мелкой моторики играет важную роль в развитии ребенка. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием.

«Полянки для пальчиков». Игра для развития моторики пальцев рук и для развития памяти Пальчиковая гимнастика по лексической теме: «Фрукты» На базар ходили мы, Много груш там и хурмы, Есть лимоны, апельсины, Гранаты, сливы,.

Формирование общей моторики у детей с ОВЗ (из опыта работы) Основная задача домов ребенка обеспечить здоровое, физическое и психологическое развитие ребенка – сироты или малыша временно определенного.

Игры для развития мелкой моторики рук ребёнка с задержкой психического развития Все мы хорошо знаем, что уровень развития малышей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев их.

Коврик с пробками для развития у детей мелкой моторики рук и сенсорного развития Коврик с пробками Возраст: для детей младшей группы Описание материала: игра изготовлена с целью развития у детей мелкой моторики рук и.

Мастер-класс «Занимательные игры и упражнения для развития nмелкой моторики руки» Цель: 1. Показать важность работы по развитию мелкой моторики для развития детей дошкольного возраста. 2. Систематизировать знания педагогов.

Народные игры для развития мелкой и общей моторики. Приложение 3 к проекту «Использование малых форм фольклора» Народные игры для развития мелкой и общей моторики Игра «катание на карусели» (народная) Цели: развивающая, познавательная, воспитательная.

Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. Упражнения и дидактические игры для развития пальцевой моторики у дошкольников с нарушением речи. Фотоотчет. У детей при ряде речевых нарушений.

Влияние мелкой и общей моторики на речь детей раннего возраста (2–2,5 года) Известно, что развитее мелкой моторики связано с развитием левой лобной и левой височной областей головного мозга. Эти отделы отвечают за.

Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей первой младшей группы Проект «Влияние мелкой моторики на развитие речи. Упражнения по мелкой моторики для детей 1 младшей группы. » Тип проекта: Практический,.

Источник

Читайте также:  фитбол для беременных упражнения 2 триместр фото
Adblock
detector