Нисский толкование на псалмы

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Пс. 54:1

Свт. Афанасий Великий

В конец, в песнех разума Давиду [По славянскому переводу читается: Асафу].

Содержание: Пророк, прозрев духом, что сделают со Христом народ иудейский и самый Иуда, исполненный скорби и недоумения, которое в настоящем псалме называет печалью, при виде таковой дерзости не перестает смущаться и недоумевать, и умоляет Бога, чтобы обратил к нему слух Свой, внял молитве его, а во-вторых уведал молитвенно воссылаемое прошение, и в-третьих воззрел на состояние воссылающего молитву, а таким образом, удостоил выслушать его. Почему и присовокупляет: вонми ми, и услыши мя.

Толкование на псалмы.

Свт. Григорий Нисский

Ст. 1-7 В конец, в песнех разума, Асафу, псалом. Внуши, Боже, молитву мою и не презри моления моего: вонми ми и услыши мя: возскорбех печалию моею, и смятохся от гласа вражия и от стужения грешнича: яко уклониша на мя беззаконие и во гневе враждоваху ми. Сердце мое смятеся во мне, и боязнь смерти нападе на мя: страх и трепет прииде на мя, и покры мя тма. И рех: кто даст ми криле яко голубине? и полещу, и почию

Но как в телесных борьбах подвижники ведут дело не с теми же сопротивниками, которых преодолевали на поприще в молодости, напротив того, по мере возрастающей у них силы, выходят на противоборников, которые больше и ростом и крепостью; а если и этих одолеют, вступают в борьбу с превосходнейшими и их, всегда соразмерно приращению сил своих выбирая для борьбы сильнейших противников; таким же образом и тот, кто много раз отличался победами над врагами, делает победы свои еще более знаменитыми, вступая в битву с противоборниками более знаменитыми и важными.

Читайте также:  Нежные объятья во сне

И поэтому просит Подвигоположника об услышании, говоря: «внуши, Боже, молитву мою, и не презри моления моего». Просит также обратить внимание на подвиг его, продолжая речь: «вонми ми, и услыши мя». Указывает в слове на трудности подвигов, описывая печаль, затруднение, смятение сердца, «вражий глас, стужение грешниче», открывая сие Самому Подвигоположнику, как некие поражения, нанесенные на поприще противоборниками, и сверх этого еще «смятение сердца, боязнь смерти, страх и трепет», мрак, объявший всю его жизнь; почему, чтобы преодолеть столько трудностей и стать выше их, для всего этого нашелся один только способ – окрылиться ему крыльями голубиными, и поднявшись ввыспрь, там остановить полет в таком месте, которое, будучи безопасно от всех зол, изобилует дарами Божественными.

См. также Толкование на Пс. 4:1

О надписании псалмов.

Блж. Феодорит Кирский

В конец, в песнех разума, Давиду [По славянскому переводу читается: Асафу]

Евфимий Зигабен

В конец, в песнях, разума Давиду

В других списках вместо: Давиду, написано: Асафу. Слова Исихия: Этот псалом изображает человека, испытываемого искушениями. Посему он завещает воспевать с разумением Того, Кто может освободить от оных. Причем ясно предлагается и пророчество о Владычних страданиях.

Давид написал и этот псалом во время бегства от Саула и обитания своего в пустыне. По словам Афанасия, своими страданиями он изображает страдания, которые имел претерпеть Христос. Потому то псалом и надписывается: к концу, также в песнях и разумения, что предпосылает слушателя к концу того, что предсказано о Христе, побуждая его петь Христу, принявшему на Себя, как изъясняет Феодорит, таковые страдания, и слушать псалом с разумением, потому что в нем содержится прикровенное и неясное пророчество о Христе.

Читайте также:  Купание ребенка после сна

Лопухин А.П.

В конец, в песнех разума, Асафу, псалом

Если принять во внимание яркость подробностей в изображении автором своего состояния при открывшихся настроениях в Иерусалиме и постигнувших бедствиях, которые угрожали писателю, и то, что все эти гонения направлялись против личности писателя псалма, то таким автором нужно считать Давида; против него велись гонения и никто лучше его не мог знать его душевного состояния в данном положении, да и все волнения в Иерусалиме, о которых говорит псалом, совпадают с известными и описанными в исторических книгах событиями из жизни Давида.

Написан псалом во время гонения Давида от Авессалома, когда уже изменил ему Ахитофел (14-15 ст.) и когда он приготовился бежать из Иерусалима (7-9).

Толковая Библия.

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector