Никогда не верьте снам

Не верьте снам, что не от Бога

Так предупреждают православные богословы, издавна уделявшие немалое внимание снам и сновидениям. Они призывают научиться различать сны, посылаемые Богом и подбрасываемые дьяволом. В Библии сказано: «Бог говорит однажды и, если того но заметят, в другой раз: во сне и ночном видении, когда сон находит на людей, во время дремоты на ложе, тогда Он открывает у человека ухо и запечатлевает Свое наставление, чтобы отвести человека от какого-либо предприятия и удалить от него гордость, чтобы отвести душу его от пропасти и жизнь его от поражения мечом» (Кн. Иова. 33, 14-18).

Сновидения относятся к нашей внутренней жизни. Спящий человек редко воспринимает впечатления внешнего мира. Эта отрешенность делает его душу доступной влиянию мира невидимого. Преподобный Никита Стифат, ученик преподобного Симеона Нового Богослова, разделяет сновидения на три вида: простые сны, зрения и откровения. Признак простых снов: они не пребывают в уме неизменными, но часто изменяются из одного предмета в другой. От таких снов не бывает никакой пользы, и сами они после пробуждения забываются, поэтому внимательные к себе люди должны их презирать.

Признаки зрений таковы: они бывают неизменны, не преобразуются из одного в другое, но остаются запечатленными в уме в продолжение многих лет и не забываются; они показывают события будущие или их завершение в будущем. От умиления или страха от таких видений может быть душевная польза для того, кто зрений удостаивается, ибо они приводят в трепет и сетование. Поэтому такие зрения следует считать великим событием.

Простые сны видят люди, подверженные чревоугодию и другим страстям. Из-за мрачности их ума им воображаются и навеиваются разные сновидения от бесов. Зрения же бывают людям, очищающим свои душевные чувства, которые через зримое в сновидении призываются к постижению вещей Божественных и к большему духовному восхождению. Зрения, по особому Промыслу Божию, могут видеть и люди, на первый взгляд не подготовленные к этому.

Примеры сновидений, посылаемых от Бога, весьма многочисленны в Священном Писании. Даже язычники, как, например, египетский фараон и его царедворцы, Навуходоносор, жена Понтия Пилата, получали во сне откровения от Бога. Одни из этих сновидений посылаются для вразумления людей, для возбуждения в них чувства покаяния и направлены, собственно, к совести, другие — для предостережения их от опасности или от неблагоразумного поступка.

Что же касается третьего вида снов — откровений, то они крайне редки. Откровения бывают людям совершенным, действующим силой Божественного Духа, которые долгим и крайним воздержанием, и подвигами, и трудами достигли степени пророков Церкви Божией.

Как можно узнать, какие сновидения посылаются от Бога? По каким признакам можно отличить их от обыкновенных сонных мечтаний? Сверхъестественные сны дают о себе знать сильным впечатлением на душу, которое неизгладимо сохраняется по пробуждении. В людях благочестивых они производят радость, некоторое сердечное горение, подобное тому, какое испытали от беседы со Спасителем Его ученики, шедшие с Ним в Иерусалим.

Есть и другие признаки отличия снов сверхъестественных от обыкновенных. Не распространяясь о них, заметим только, что не надо спешить с решительным заключением о происхождении того или другого сна от Бога. И дьявол, преобразуясь в светлого Ангела, может иногда обольщать видениями неопытных. Греха не будет, если кто, опасаясь прелести и смиренно сознавая себя недостойным видений от Бога, не примет их до времени за истинные; беда будет, если он поверит ложному видению и возмечтает о своем достоинстве. Необходимо помнить, что Бог, посылающий сновидения, дает и средства к тому, чтобы узнать их происхождение. Поэтому лучше с терпением дождаться особых вразумлений от Бога, чтобы удостовериться в истине посылаемых от Него видений во сне. Следует также в подобных случаях обращаться к совету опытных в духовной жизни людей.

Если большая часть наших сновидений — не что иное, как беспорядочная игра воображения, то верить таким сновидениям, как откровениям, и этой верой руководствоваться в жизни — значит обманывать себя. Однако немало людей, особенно среди женщин, которые в сонных призраках видят великую мудрость и либо сами толкуют их в добрую или дурную сторону, либо обращаются к другим, более «опытным» в этом деле. В толкователях же, заметим, никогда не бывает недостатка. Из множества толкований иное, может быть, случайно оправдывается на деле, и этого для многих бывает достаточно, чтобы в дальнейшем признавать знаменательным всякий сон.

Итак, при беспорядочности большей части наших сновидений видеть в них некоторое указание на будущее несправедливо. Но в сновидениях, лишенных пророческого значения, нельзя отвергать нравственного. В деле духовного самоиспытания они служат немалым для нас подспорьем. Сновидения бывают таковы, каково наше сердце. И поэтому по ним можно судить, большей частью верно, о нашем нравственном состоянии. У человека беспечного, преданного страстям, они всегда нечисты, страстны. У человека, обратившегося на путь истины и ревнующего об очищении сердца, они бывают то хороши, то скверны — смотря по тому, что возьмет перевес, а иногда — каким заснет. По мере очищения сердца очищаются и сновидения, так что у святых и совершенных они бывают в основном продолжением их бодрственной деятельности.

Будем же помнить, что сны бывают трех родов: от Бога и Ангелов — таким снам надо верить; от нечистой силы — таким снам верить не должно; и от нас самих — таким снам тоже верить не должно. Иногда бывает, что во сне наша душа что-нибудь предчувствует, но в этом случае надо быть очень осторожными.

Источник

Православная Жизнь

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума? Разъясняет кандидат богословия Ярослав Хижняк.

Сальвадор Дали, Сон ІІ, 1931 год

Современный мир разнообразен в своих формах. У него множество развлечений и… грехов. Он активно отстаивает социальную справедливость и право на улучшение уровня жизни. Во все времена люди порой доходили до безумства в поисках эффективных средств достижения земных благ. Но мы знаем, что быть счастливым — не значит оправдываться: дескать, мы призваны в этот мир для того, чтобы наслаждаться его благами, и неважно, каким путем мы этого достигнем.

Все виды благочестия (общественного, религиозного) настолько уменьшили свое влияние на общество, что, кажется, совсем исчезли. И человек, воодушевленный мифами о красивой жизни, готов идти на любые авантюры. Да, вполне естественно, что человек хочет жить, как все нормальные люди, иметь комфортное жилье, отмечать праздники. Но плохо, когда человек, привыкший говорить «хочу», начинает жить по принципу «хочу быть начальником, а все чтобы были моими подчинёнными; хочу, чтобы всё в мире было только для меня». Для достижения этой цели человек прибегает к самым изощрённым средствам, в том числе таким, как колдовство и гадание по снам. Наделяя сны таинственностью и сакральностью, он часто даже не задумывается над их происхождением.

Читайте также:  Ловец для снов крючком

Встречаются суеверные люди, которые вроде бы и в церковь ходят по праздникам, никого не убили и не обокрали, которые считают себя православными, но на самом деле таковыми не являются. Такие люди свято верят предписаниям всякого рода экстрасенсов и «бабок», которые говорят, что хотят помочь им, а на самом деле тянут за собою в пропасть.

Наши сны: знаки или больное воображение

Чем на самом деле являются наши сновидения: загадочными знаками из потустороннего мира или больными фантазиями нашего ума?

Во время сна, когда ослабевает наше самосознание, мы теряем контроль над собой, мы становимся искренни, и нам совсем нечего стыдиться — с нашего лица спадает маска, осуществляются все наши несбывшиеся желания, и мы становимся самими собой. Характерные для наших снов образы и душевные состояния есть самые верные, ничем не скрытые проявления нашей настоящей личности. Трезвая и умелая оценка сновидений может помочь в познании себя и на многое открыть глаза. Сны в какой-то степени могут быть индикатором чистоты души.

Иногда во сне мы можем грешить такими грехами, которых не может быть наяву. Это показатель того, что очищение души — лишь поверхностное, в её недрах ещё таится грех. Святые отцы утверждают, что только при совершенном очищении сердца и сновидения будут всегда чистыми и светлыми. Характер снов отвечает духовному состоянию человека. Враг рода человеческого, имея доступ к нашим душам во время нашего бодрствования, имеет его и во время сна. И во время сна он соблазняет нас грехами, примешивая к нашему мечтанию своё мечтание. Также, заметив в нас внимание ко снам, он придаёт им привлекательность и возбуждает к этим бредням большее внимание, и мы постепенно начинаем доверять им. Такое доверие всегда связано с гордостью, которая делает наш внутренний взгляд на нас самих помрачённым.

Не на всех снах можно акцентировать своё внимание. Сам Господь повелевает богоизбранному народу через Моисея: “Не ворожите и не гадайте” (Лев. 19:26). Каждый человек вправе решать, как ему жить. “Безрассудные люди, — говорит премудрый Сирах, — обманывают самих себя пустыми и ложными надеждами: кто верит снам, тот подобен обнимающему тень или гоняющемуся за ветром; сновидения совершенно то же, что отображение лица в зеркале” (34:1–3).

Сны довольно часто вводят нас в заблуждение и противоречат реалиям жизни. Преподобный Кассиан Римлянин рассказывает историю об одном человеке, которому во сне падшие ангелы внушили, что он проживёт долгую жизнь. Он собрал достаточно сбережений, чтобы беззаботно прожить до старости, но вдруг заболел и вскоре умер — и таким образом не мог получить никакой пользы от своего богатства, и в то же время не мог взять с собою в вечность никаких добрых дел.

Не принимай и не отвергай

Как в отношении рассуждения о снах — являются ли они благодатными или от лукавого, так и в отношении вообще всех сверхъестественных явлений у святых отцов есть правило: не принимать и не отвергать. Это разумное правило спасёт человека от гордости и превозношения, если такие явления он будет приписывать Божественной благодати, а также спасёт от хулы на благодать, если действительно имело место её проявление.

К сожалению, не все люди хотят задуматься над этим. Им невыгодно назвать свои ошибки грехом, а не добродетелью. Они не только не хотят каяться, они хотят превозноситься, представляя свои греховные действия как образец для окружающих, и в конце концов падшее человеческое естество берёт своё. Множество людей, в том числе высокообразованных специалистов, в случае неудач прибегают к гаданию по снам. И хорошее светское образование здесь не помогает, и религиозный скептицизм куда-то исчезает. Даже те, кто идут в ногу со временем, продвигают прогресс вперёд, вплоть до выращивания отдельно взятых органов, всё же остаются суеверными, всё так же боятся рассказать кому-то свой плохой сон, чтобы он не сбылся, или наоборот, рассказывают хороший в надежде на то, что он непременно сбудется. Человек боится поменять что-то в своей жизни, ему проще сказать, что так делают все. Это очень плохо, потому что, не имея истинной веры в Бога, человек неизбежно освобождает в своей душе место для веры ложной, суетной и мелкой.

Источник

Почему нельзя верить снам

Сны, сновидения – призраки умственной деятельности, сопровождающие состояние частичного самозабвения (утраты самосознания) во время сна.

Следуя св. Григорию Нисскому, сновидения есть «некие призраки умственной деятельности», «некие подобия бывшего наяву и отголоски произведенного чувством и мыслью».

«Во время сна человеческого состояние спящего человека устроено Богом так, что весь человек находится в полном отдохновении. Это отдохновение так полно, что человек во время его теряет сознание своего существования, приходит в самозабвение…

— говорит св. Игнатий Брянчанинов,

…Во время сна всякая деятельность, сопряженная с трудом и производимая произвольно под управлением разума и воли, прекращается: пребывает та деятельность, которая необходима для существования и не может быть отделена от него… В душе продолжают плодиться мысли, мечтания и чувствования, но не в зависимости от разума и произвола, а по бессознательному действию естества. Из таких мечтаний, сопровождаемых свойственным мышлением и ощущениями, составляется сновидение».

Видящий сны, также как и во время бодрствования, человек открыт искушению падших духов. Православные подвижники считают, что падшие духи используют сновидения для вызывания особого доверия к себе, для введения человека на путь прелести.

«Демоны, имея доступ к душам нашим во время бодрствования нашего, имеют его и во время сна,

– говорит св. Игнатий Брянчанинов.

… И во время сна они искушают нас грехом, примешивая к нашему мечтанию свое мечтание. Также, усмотрев в нас внимание ко снам, они стараются придать нашим снам занимательность, а в нас возбудить к этим бредням большее внимание, ввести нас мало-помалу в доверие к ним»

Поэтому православный подвижник совершенно не должен обращать внимание на сны, чтобы не подпасть влиянию падших духов.

«Никто в продолжение дня не представляй себе в уме случающихся во сне мечтаний; ибо и то есть в намерении бесов, чтобы сновидениями осквернять нас бодрствующих»

— учит св. Иоанн Лествичник.

Блаженный Диадох Фотикийский называет неверие снам «великой добродетелью», призывая:

«совершенно не верить никакому сонному мечтанию. Ибо сны наибольшей частью бывают не что иное, как идолы помыслов, игра воображения или бесовские над нами наругания и забавы».

Читайте также:  Как растолковать сон драка

Святой Макарий Оптинский:

«Когда будешь верить снам, то, точно, немудрено впасть в прелесть. Святые отцы совсем отвергают и велят не верить снам, нам страстным и самомнительным. Вместо того чтобы смущаться о пустой мечте, надобно смотреть свои грехи и всегда себя укорять за неисправление и смиряться, чем привлечешь на себя помощь Божию»

Святой Амвросий Оптинский:

«Более же всего остерегайся верить твоим снам и сновидениям, старайся забывать их и не приписывай им никакого значения»

Описывая опасности, во время того, как человек видит сны, преподобный Варсонофий Великий говорит:

«Сон бывает двух родов: иногда тело отягощается многоядением, а иногда человек и от бессилия не может исполнить своего служения, и на него находит сон; за многоядением же следует брань блуда, ибо (враг) отягощает тело сном для того, чтобы осквернить его».

Преподобный Иоанн Кассиан указывает два вида вреда, какие монах может получить от сна:

«Диавол, ненавидящий чистоту… силится осквернить нас во время покоя и повергнуть в отчаяние особенно после того, как мы принесли Богу покаяние… и ему удается иногда и в краткое время этого часа сна уязвить того, кого он не мог уязвить в продолжение всей ночи. Во-вторых… и чистый сон без опасных грез может расслабить монаха, которому нужно скоро встать, производит в духе ленивую вялость, ослабляет его бодрость на целый день, иссушает сердце, притупляет зоркость разума, которые на весь день могли бы сделать нас более осторожными и более сильными против всех наветов врага».

Преподобный Иоанн Лествичник еще подробнее пишет о том, как бесы используют сны в качестве способа борьбы с подвижником:

«Когда, по гласу духовной трубы (колокола), видимо собираются братия, невидимо стекаются душевные враги. Одни приступают к постели, когда мы встали, и подущают нас снова лечь на нее, говоря: «Подожди, пока кончатся начальные песни, и тогда пойдешь в церковь». Другие предстоящих на молитве погружают в сон «неискусный монах в беседах бывает бодр; а когда настал час молитвы, тогда и глаза его отяготились сном. Нерадивый монах искусен в многословии; а когда пришло время чтения, от дремоты смотреть не может».

А вот что святой отец говорит о вреде многоспания:

«Бодрствующее око очищает ум, а долгий сон ожесточает душу. Бодрый инок – враг блуда, сонливый же – друг ему. Бдение есть погашение плотских разжжений, избавление от сновидений… Излишество сна – причина забвения; бдение же очищает память. Многий сон есть неправедный сожитель, похищающий у ленивых половину жизни или еще больше»

Преподобный Паисий Величковский пишет, что сны порождают леность, уныние, отчаяние, «и многие другие страсти».

«Великое, братие, бедствие есть сон: как мгла покрывает солнце, так многий сон закрывает созерцательную силу ума и, как завесу, налагает забвение на ум, который становится от того нечувствительным ко всему доброму духовному и непамятлив… Бесы, как тьмою ум омрачают и как водою погашают огонь, так дремотою и сном они одолевают, чтобы иметь возможность лишить душу всех добрых дел и навести на нее страсти».

Учитывая указанные опасности от излишнего сна, неудивительно, что святые отцы уделяли внимание тому, как бороться с ним, и это должно было стать одним из первых аскетических деланий новоначального монаха. Преподобный Иоанн Лествичник пишет:

«Как много пить зависит от привычки, так и много спать. Потому-то и должно нам, особенно в начале нашего подвига, подвизаться против сна; ибо трудно исцелить давний навык».

Преподобный Паисий добавляет, что

…как многоядение и многопитие переходит в обычай… так и сон: если кто ослабеет и не борется со сном, а хочет спать до насыщения, много тогда и природа требует сна… Если же кто навыкнет мало спать, мало и природа тогда сего просит… Ничто так не помогает против сна, как следующие четыре добродетели: воздержание, трезвение, молитва Иисусова и память смертная; эти добродетели называются бодрым и трезвым стражем… Без книги и рукоделия никогда не садись; не потому, что нужно рукоделие, но для того, чтобы поставить противодействие сну…
Мера сна в сутки: новоначальным – семь часов, средним – четыре, совершенным – два часа и всенощное стояние.

Святые отцы также давали и конкретные советы о том, как подвижнику надлежит каждый день готовиться ко сну, чтобы во время его не получить вреда. Преподобный Антоний Великий советует:

«Когда склоняешься на свое ложе, с благодарением вспоминай благодеяния и промысл Божий. Тогда… сон тела будет для тебя трезвением души, смежение очей твоих – истинным видением Бога, и молчание твое, будучи преисполнено чувством блага, от всей души и силы воздаст восходящую горе сердечную славу Богу всяческих».

А преподобный Нил Сорский советует обращать внимание и на положение тела, готовясь ко сну:

«Наипаче должно соблюдать себя во время сна, благоговейно, с помышлениями, внутрь себя собранными, и с благочинием в самом положении наших членов; ибо сон сей маловременный есть образ вечного сна, т.е. смерти, и возлежание наше на одре должно напоминать нам положение наше во гроб. И при всем этом всегда должно иметь пред очами своими Бога… Поступающий так всегда в молитве пребывает».

Преподобный Варсонофий дает такой совет о том, как монаху надо бороться с излишней сонливостью:

«Произноси на каждую песнь по три псалма и делай земной поклон, и сон не овладеет тобою, исключая немощи. Так должен ты поступать каждую ночь».

Высказанные аскетические предписания касаются не только монахов, но в общих принципах полезны и для мирян. Это следует, во-первых, из того, что некоторые из указанных выше принципов отношения ко сну нашли выражение в утреннем и вечернем молитвенном правилах, которые читает каждый православный христианин.

Во-вторых, об актуальности для мирян аскетического отношения ко сну прямо писали некоторые святые. Так, святитель Амвросий Медиоланский предписывает тому, кто хочет каяться во грехах,

«спать меньше, нежели требует природа, сон прерывать стонами и разделять его с молитвой».

И святой Иоанн Кронштадтский замечает:

«Кто долго спит, для того интересы духовные делаются чуждыми, молитва трудною, наружною и несердечною, а интересы плоти становятся на первом плане… Излишний сон вреден, расслабляет душу и тело».

Однако в борьбе с многоспанием надлежит соблюдать разумную умеренность, поскольку впадение в другую крайность – чрезмерный отказ от сна – также приносит большой вред не только телу, но и душе монаха, как о том предупреждает преподобный Иоанн Кассиан, излагая опыт подвижников из Скитской пустыни:

«По коварному действию диавола сон до того удалился от глаз моих, что я, проведши много ночей без сна, молил Господа, чтобы немного заснуть мне. И я был в большей опасности от неумеренности в посте и бдении, нежели от чревоугодия и многого сна… И чрезмерное желание плотского удовольствия, и отвращение от пищи и сна возбуждаются врагом нашим; притом неумеренное воздержание вреднее пресыщения; потому что, при содействии раскаяния, можно от последнего перейти к правильному рассуждению, а от первого нельзя».

Читайте также:  Красное облако во сне

О той же умеренности в подвигах пишет и святитель Игнатий (Брянчанинов):

«Должно довольствоваться пищею и сном постоянно умеренными, соразмерными с силами и здоровьем, чтоб пища и сон доставляли телу должное подкрепление, не производя непристойных движений, которые являются от излишества, не производя изнеможения, которое является от недостатка».

Источник

Никогда не верьте снам

Если ты будешь верить ложным видениям, то диавол во сне научит тебя «пророчествам».

Если ты будешь верить ложным видениям, то диавол во сне научит тебя «пророчествам». Бесы ведь предсказывают такие вещи, которые произойдут через месяц, через два или три. Есть такие бесы, которые отгадывают будущее. И ты говоришь себе: «Но ведь это же правда! То, что мне снилось на прошлой неделе, сбылось теперь!» Это бесы, отгадывающие будущее.

Однако ты скажешь мне: «Батюшка, но ведь в Писании сказано, что сны видел Иосиф, видел Давид, видел ещё тот-то». Да. Есть сны и от Бога. Но они бывают в жизни человека очень редко, и он не может понять их, если рядом не будет того, кто имеет дар различения духов. Дух один, как говорит великий апостол Павел в 1 Кор. 12, однако дары различны (ст. 4).

Вы слышали, что есть дух премудрости, дух разума, дух страха Божия, духведения (ср.: Ис. 11,2 — 3). Видишь, что сказал дар различения духов? И святой Иоанн Евангелист говорит: чадо, испытывайте духов, ибо не все они от Бога (ср.: 1 Ин. 4, 1).

Если великий пророк Даниил, муж желаний, не понимал своих видений, то послушай, что говорит Писание. Бог дал повеление Архангелу Гавриилу, говоря: Гавриил, объясни ему во сне элю видение (Дан. 8, 16)! Он видел их, но не понимал. Итак, запомним из всего этого, что не всякий видящий видение или сон может понять его, пока у него не будет дара различения.

Далее есть бесы, называемые колдунами. Они помогают при колдовстве, чародеяниях и вводят в обман человека, чтобы ему казалось, будто он от этого исцелился. Поэтому святой Иоанн Лествичник говорит: «Кто не верит никаким видениям и никаким снам, тот духовный мудрец».

Не верь снам! Не верь видениям! Если ты веришь снам и пришёл ко мне исповедоваться, я отлучу тебя на 3 года от Святого Причастия. Кто тебе сказал, что можно верить снам? Разве ты не слышишь, что говорит Священное Писание? А ну-ка посмотри в Книге премудрости Иисуса, сына Сирахова, в главе 34: как обнимающий тень или гоняющийся за ветром, так верящий сновидениям. Ибо многих сновидения ввели в заблуждение, и надеявшиеся на них подверглись падению (ст. 2, 7).

Наша душа состоит из трёх частей:
— разумная часть,
— раздражительная часть и
— вожделевательная часть.

Все эти три части нашей души имеют свои добродетели, свои страсти и свои сны. Следует знать, какие из снов проистекают из разумной части, какие из раздражительной и какие из вожделевательной.

Затем имеются сны от естества, бывающие по причине грома, молнии, шума воды, ветра. Если вы не знаете этого, то бесы могут всячески прельщать вас. Они с лёгкостью прельстят тебя. Поэтому никому не следует верить снам, ибо многих слабых людей, как говорит Писание, сны ввели в погибель (см.: Сир. 34, 7).

Бывают видения и от бесов. А бес — это коварная сила. Он может принять образ Христа и сиять подобно солнцу, может принять образ Богоматери, Ангелов, святых, любой образ. Но только он погубит тебя, если поверишь ему. Вы не слышали, что говорит апостол Павел? Неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды (2 Кор. 11, 14—15). Поэтому будь осторожен! Не принимай никакого явления, никакого видения.

Другой старец-исихаст шёл как-то по лесу. И вот, откуда ни возьмись, возник перед ним «Архангел», сияющий как солнце, с пальмовой ветвью и лилией в руках, как он являлся на Благовещение. Он всё старался нагнать старца, а старец всё отворачивался в другую сторону.
— Старец, да посмотри ж на меня!
А старец повернулся к нему спиной и сказал:
— А кто ты?
— Я «Архангел Гавриил»! За твою святую жизнь, за твой подвиг, за твои молитвы и весь труд твой я пришёл, чтобы принести тебе с неба благую весть от Матери Божией.
— Нет, ты явно послан к кому-то другому! Ты ошибся адресом. Я — грешный человек и недостоин видеть Архангела Гавриила!
— Проклятый старик! Мы не можем прельстить вас, потому что вы нас не чтите.
— Пусть чтит вас тот, кто служит вам, а я поклоняюсь Христу и не нуждаюсь в вас!
Так избегали святые видений.

Но ты спросишь меня: «Батюшка, а может, это Бог хотел послать мне видение, ну что-нибудь, какой-нибудь сон? Не будет ли тогда грешно, если я не поверю в это? Может, это что-нибудь истинное. Разве это не грех, если я отвергну знамение от Бога?»

Не грех, Боже упаси! Бог, называющий блаженными смиренных, никогда не огорчается, когда они поступают по смирению, потому что не считают себя достойными видеть Ангелов. Ты видел, что говорит святой Исаак Сирин? «В тысячу раз полезней тебе, человек, видеть свои грехи, чем видеть Ангелов. — И дальше: — Тебе полезней один час поплакать о грехах своих, чем видеть Ангелов и воскрешать мёртвых молитвой или творить чудеса!».

Будем же иметь то смирение, о котором говорил великий пророк Давид: яко беззаконие мое аз знаю, и грех мой предо мною есть выну (Пс. 50, 5). Будем видеть свои грехи и оплакивать их! Вот позиция, которая не доведёт тебя до падения никогда. А те, кто видел ангелов, тех прельстили бесы и ввергли в погибель.

Святой Иоанн Лествичник так говорит в 3-м Слове «Лествицы»: «Бесы тщеславия сделали слабых умом пророками, — ведь он будет хвастать, что он пророк, что видел видения, — а кто не верит никаким снам и видениям, тот духовный мудрец».

Цит. по книге: Архимандрит Клеопа (Илие). Поучения сердца моего.

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector