Никифор астраханский толкование евангелия

Толкование на Евангелие от Луки в неделю девятнадцатую (Лк.6:31–36)

«Велия дела Господня, изыскана во всех волях Его» ( Пс.110:2 ). Таковую связь и изложение имеют словеса чтенного Евангелия, что если погрузим ум наш во глубину разумений, чрезмерно удивимся строению беспредельной Божия премудрости. Являет нынешнее Евангелие учение, неудобосовместное плотию обложенным человекам. Таковое есть любовь ко врагам и заимодаяние тем, от коих не чаем воздаяния. Однако когда о сем предлагал Богочеловек, так оное изъявил, что показалось совместным и несовместное; также столько справедливым и истинным сие поставил, что безответными явил сего непринимающих. И как мудрый учитель начинает учение для своих учеников от простейших и чувствам подлежащих вещей, после же, научив их оным, ведет к важным и отвлеченным предметам: так и премудрейший Учитель и Спаситель мира прежде изложил естественный и чувственный закон; потом, посредством сего расположив мысль и наклонности человеческие, научил высочайшим и совершеннейшим наставлениям, почитаемым от непросвещенных противными свойствам естества. Внемлющий сему толкованию ясно узрит сказанное.

Закон сей, который на самом разумном естестве изображен, столько есть истинен, благ и справедлив, что никто, ниже верный, ниже неверный, не может его опровергнуть или ему противостоять. Если ты желаешь, чтобы к тебе были расположены люди: поступай и с ними равным образом. Хочешь ли ты себе, чтобы кто другой или похитил имение твое, или коснулся чести твоей, или какой-либо тебе малый причинил вред? Без сомнения, не желаешь. Убо твори и ты так же, то есть не похищай, ниже бесчести, ниже повреждай другого. Чего желаешь от других? Поистине, хочешь, чтобы все и любили тебя, и уважали, и всячески благоприятствовали тебе. Убо поступай и ты со всеми равно: всех люби, всех почитай, всякому благоприятствуй. Какой может быть на сие ответ, или какое противусловие? Нет никакого. поелику же Божественный Евангелист Матфей, писав о сем Божием законе, упомянул, что Господь, когда сей закон предавал, присовокупил тогда и сие: «се бо есть закон и Пророцы» ( Мф.7:12 ): следует, что чему Моисейский закон и Пророки и Евангелие научают, столько есть праведно, сколько и сей праведнейший закон. Чрез сей убо закон предуготовив Богочеловек слушателей, обращает их к высочайшему и совершеннейшему учению, говоря:

Грешниками здесь называет не токмо нарушителей закона Божеского, который обещает великие почести законохранителям, но и беззаконных и неверных, не имеющих закона, обещающего за добродетель небесные почести. Таковые убо грешники не ради любви Божией, но ради собственной выгоды, не ради добродетели, но ради мзды любят только любящих, и благотворят одним благотворящим, и дают взаим одним тем только, от коих чают равное получить. Какая убо награда, или какое от Бога воздаяние должно быть сим? Никакое. Ибо они приемлют воздаяние от облагодетельствованных ими. За любовь к любящим их приемлют любовь и дружество, за долг – долг или равное воздаяние. Таким же образом, отвергнув Господь добродетель, языческою и грешническою называемую, предает святые наставления истинного и достойномездного благотворения и добродетели.

Вот добродетель истинная, Богу любезная и пред людьми достойночудная, добродетель достойная многих и великих наград и воздаяний! Когда любишь и благотворишь не токмо друзьям своим, но и врагам; когда даешь взаим не токмо тем, от коих надеешься получить равное, но и убогим и бедным, хотя от них и не ожидаешь воздаяния, – не отчаиваешься однако в том, но уповаешь, что Бог воздаст тебе сугубо за даяние твое: тогда таковой твой поступок есть истинная добродетель, тогда мзда тебе предлежит многая; тогда бываешь, по благодати и по образу, сыном Бога Вышнего. Ибо как Он есть благ и для неблагодарных и злых, «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф.5:45 ); так и ты, подражая Его милости, любишь и благотворишь и друзьям и врагам, и даешь взаим не токмо имущим, но и убогим, имеющим подателя воздаяния Бога. поелику убо и любовь ко врагам, и благотворение им, и даяние убогим составляют сожаление и милость, и сии, так как те, Богом вменяются: того для, сказав Богочеловек, к вышесказанному присовокупляет и следующее:

Беседа о любви к врагам

Заповедь ли Божия есть сие: «любите, враги ваша» ( Лк.6:35 ), так как и сие: «чти отца и матерь твою» ( Исх.20:12 ), или совет, так как и следующее: «аще хощеши совершен быти, иди, продаждь имение твое, и даждь нищим» ( Мф.19:21 )? Если бы яко совет предлагал сие Бог: кто слушал бы Его, был совершенным и удостоивался бы в царствии небесном высшего места, и славы вящей пред сынами и дочерьми Божиими; кто ж бы сему совету не повиновался, хранил же заповеди, был бы хотя несовершенным и непричастным вящей почести и славы, однако с спасающимися не не удостоился бы Божественного блаженства.

Сие «любите враги ваша» не как советуя сказал Господь, но так как повелевая; не яко советом сие предложил, но яко заповедию: следовательно, кто не сохранит сей Его заповеди, осудится так, как и прочих Его заповедей нарушители.

Посему Иудеи почитали законом Божиим не токмо любовь к друзьям и сродникам своим, но и ненависть ко врагам и иноземцам их. Сего для и Спаситель наш, говоря: «слышасте, яко речено есть: возлюбиши искренняго твоего, и возненавидиши врага твоего» ( Мф.5:43 ), и пришед в мир, не разорит Моисейский закон, но оный исполнит ( Мф.5:17 ), объяснив вторую заповедь Божескую и объяснением дополнив недостаток оной, усовершил и утвердительно сказал: «Аз же глаголю вам: любите враги ваша, благословите кленущия вы, добро творите ненавидящим вас, и молитеся за творящих вам напасть и изгонящия вы» ( Мф.5:44 ).

И сия заповедь чрезмерно возвысила и прославила Евангельское учение. Сию заповедь ублажают идолопоклонники Еллины, сию даже доныне и нехотя похваляют неверные. Сия обнаружила, что без сомнения Божие дело есть нравственное Евангельское учение. Сия есть слава и хвала Христианского закона. Ни один прежде Христа законодатель не научил толикому совершенству, ни один не узаконил когда-либо любить и благотворить врагам. Сия заповедь, будучи соблюдаема, прекращает все сущие в мире неприязни, низводит мир небесный на землю и переменяет землю в небо. Сия заповедь, соблюдаемая, возводит человека на высоту желаемого ему совершенства. Сия творит человека подобным Богу, Который «сияет солнце Свое на злыя и благия, и дождит на праведныя и на неправедныя» ( Мф.5:45 ).

Читайте также:  Надеть во сне сапоги

Подлинно, скажешь, все сие есть истинно и неложно; но заповедь сия есть весьма трудная, есть противная закону мирскому, противная свойствам человеческой природы. Если я люблю и благотворю тому, который меня презирает, и зло мыслит на имение мое и честь мою и жизнь мою, – почтут меня дураком, буду всего мира посмешищем. Брате! что ты предложил, есть догадка безрассудная, мысль ложная, мнение людей непросвещенных и развратных. Кто разберет дело, как должно, узрит тот, что сия заповедь не есть трудная, ниже противная суду мирскому, ниже несходная с свойствами человеческой природы.

Враг твой, тобою ненавидимый, расславляет везде имя твое: сие рождает тебе печаль. Враг ненавидимый покушается на честь твою: сие производит в тебе негодование. Враг ненавидимый старается всячески положить преграду к приращению имения твоего: сие причиняет тебе скорбь, беспокойство, смущение. Когда ненавидишь врага твоего, предлежит тебе денно и нощно бодрствовать, да превратишь злые ухищрения его; нужно тебе на сие посвятить большую часть внимания твоего, да не повредит жене твоей, чадам твоим, сродникам твоим, рабам твоим, дому твоему, нужно предостерегаться отвсюду; то того просит, то другого молит, да, вступився за тебя, противустоят и защитят тебя от нападения его. Сидишь ли за столом? Хлеб твой бывает тебе неприятен: ибо страшишься злобы врага твоего. Ложишься ли на постель? Сон твой бывает прерывистый и неспокойный: ибо представляются тебе во сне коварства неприятеля твоего. Ни во дни мира, ни в ночи спокойствия не имеешь, ниже, как должно, можешь вникать в занимательности твои. Если отмстишь врагу твоему и накажешь его, радуешься мало; но потом последует за тобою обличение и угрызение совести. Если не отмстишь тому, желание мщения бывает червем в сердце твоем и огнем во утробе твоей. Плоды же непримирительности бывают печаль, негодование, гнев, страх, забота, труды, принужденность мысли твоей, возмущение души твоей, скорбь сердца твоего. Но ужели сии невыгоды маловажны, удобосносны, легки? Избавление от сих невыгод состоит в едином хотении твоем. Зависит все от единого токмо твердого твоего сопротивления. Если решишься любить врага твоего, – избавишься от всех вышесказанных зол; если искоренишь вражду из сердца твоего, будешь весел, нескорбен, кроток, тих, незлобен, спокоен, мирен, невозмущен. Представь пред тобою все невыгоды, каковые скопляет тебе ненависть ко врагу твоему, и тогда увидишь, что удобнее, любовь или ненависть.

Ты говоришь, что кто любит и благотворит врагу своему, называется дураком и бывает посмеянием всего мира. Убо по сему твоему суждению святой Пророк Давид, который любил и благотворил врагу своему Саулу, поя на гуслях и укрощая бесовское в нем мучение, почитается дураком и есть посмешищем всего мира ( 1Цар.25:27 )? Убо, по сему твоему мнению, святой Апостол, первомученик и Архидиакон Стефан, который, приклонив колена молился Богу о врагах своих, почитается глупым и позором всего мира ( Деян.7:60 )? Убо, по сему рассудку, Богоносные Апостолы, которые, будучи укоряемые, благословляли, гонимые терпели, хулимые презирали врагов своих, были несмысленными и посмешищем всего мира ( 1Кор.4:12–13 )? Убо, по сему твоему рассуждению, Афанасий, Василий, Григорий, Златоустый и прочие святые, которые любили и благотворили врагам своим, почитаются неразумными, и суть посмеянием всего мира? Но мы видим, что весь мир называет их разумнейшими из всех людей, почитает их героями, и славою и хвалою человеческого естества, и ежедневно воспевает песни и похвалы святости их, молясь, да будет причастным чести и славы их. Видишь убо, что неправедно клевещешь на весь мир. Два ли, или три, или десять, или более есть непросвещенных и развращенных, безрассудных и своим страстям порабощенных, кои говорят, что если не отмстишь врагу твоему, почтешься дураком и посмешищем всего мира: сии ли составляют весь мир? Никак. Они не суть весь мир, но безумие и посмеяние всего мира и срам всего человеческого естества.

Но если заповедь сия есть свойственна и сообразна природе; что ж сердце мое не мирствует против врага моего, но стремлюсь пожрать и истребить его? Ибо сердце мое не имеет обычайного и естественного положения, но превращено и испорчено злобою моею. Что же душа моя так принужденно требует мщения против врага моего? Ибо есть обнажена всякой добродетели и пуста Божественной благодати. Что же мысль моя толь сильно меня убеждает ненавидеть врага моего? Ибо есть помрачена моими страстями; ибо грехи мои приводят в бессилие рассудительную ее силу. Тогда, когда мало успокоеваются волнения страстей моих, мысль моя внушает мне, говоря: вражда вредит душе и телу, вражда приводит тебя в разорение; примирись с неприятелем твоим, премени вражду в дружество: сие полезно душе твоей, сие мирною творит жизнь твою.

«Всяко преступление и ослушание праведное прият мздовоздаяние» ( Евр.2:2 ). «Отверглся ли кто закона Моисеова, без милосердия при двоих или триех свидетелях умирает» ( Евр.10:28 ). Кто попрал заповедь Сына Божия не при двух или трех свидетелях, но пред всеми людьми, какой казни должен быть достоин? Закон сей, «Аз же глаголю вам, любите враги ваша» ( Мф.5:44 ), есть столько понятен и известен, что ниже требует изъяснения, ниже заключает какое-либо сомнение. Исполнение сего не есть трудное, ниже несходное с естественными свойствами; и мир хвалит возлюбивших врагов, и премного ублажает. Преступников Божеских заповедей не другое что ожидает, как токмо огнь вечный, скрежет зубов, червь неуспаемый, мука бесконечная. Таковое есть Евангельское уверение: чем убо мы решимся, ненавидящие врагов?

Если веруете, что Иисус Христос есть Сын Бога живаго ( Ин.6:68 ); если веруете, что Он приидет паки судить живых и мертвых; если веруете, что творящие благое восстанут в наслаждение блаженной жизни, а творящие злая – в осуждение вечной муки; если веруете, что которые умрут, питая вражду в сердце своем, не могут таковые стоять пред Богом: «Бог бо любы есть» ( 1Ин.4:16 ), те же только узрят Божественное Его лице и пребудут всегда с Ним, кои исторгнут вражду от сердца своего и насадят любовь: приидите, припадем к ногам милостивого Спаса нашего Иисуса Христа, с сокрушением и со слезами взывая к Нему: Всемилостиве Господи, Владыко человеколюбче, согрешихом пред Тобою! Ты бо, ради душевного спасения и мирного состояния временной нашей жизни, изволил заповедать и рещи: «любите враги ваша» ; мы же, будучи лукавыми и несмысленными, презирая Божественное и спасительное Твое повеление, гоним врагов наших. Долготерпеливе, яви на нас милость Твою; многоблагоутробне, пощади немощь нашу; помилуй нас, Господи, помилуй нас! Мы же клянемся пред Тобою, яко уже не враждуем со врагами нашими, и отныне и всегда возлюбим друг друга, яко члены единого и тогожде тела Твоего, Господа и Бога и Спаса Иисуса Христа! Аще же обрящется кто, иже ниже слышать хочет о сем прошении, ниже обязуется сею клятвою: мы токмо сетуем ныне и скорбим о отчаянности души такового, и о вечном его осуждении. Он же, егда приидет страшный час горестной смерти его, видя слышанного событие, раскается, но поздно; восплачет о погибели своей, но тщетно. Да не будет сего, о Господи!

Читайте также:  Макс бодягин машина снов

Источник: Никифор Феотокис. Толкование Воскресных Евангелий с нравоучительными беседами. Ч. 2. / Пер. в Казан. Духовн. Академ. — М: Синодальная типография, 1890 г. Сочинено на Еллино-Греческом языке Преосвященным Никифором, бывшим Архиепископом Астраханским и Ставропольским.

Источник

Толкование на Евангелие от Луки в неделю двадцать пятую (Лк.10:25–37)

Великое различие между разумом Божественных Писаний и разумом книг человеческих. Если прочтешь о душе, добродетели, целомудрии и о правде слова Платоновы, все нравственное учение Аристотелево, полезнейшие наставления Пифагоровы, и нравоучительные сочинения Плутарховы, и другие подобные мирских мудрецов книги: приметишь, поистине, обилие мыслей, порядочное расположение истин, приятный слог, красивое сочинение, свойственные выражения, убедительные доказательства и все, чему только научает общая мирская философия. Но читая оные, и удивляешься, и пленяешься, и убеждаешься: закрыв же книгу, бываешь чужд духовного плода, так как и прежде. Когда же читаешь слова, содержащиеся в книгах Божественных Писаний, Божественная простота, в оных сияющая, и прямая вещей истина, и небесная скрывающаяся в сих премудрость, и благодать Божия и сила не токмо услаждают телесное чувствование, но и в душе твоей воспаляют ревность, и не токмо убеждают разум, но пленяют и сердце твое. От сего читающие и слушающие слово Божие «плодствуют на тридесять, и на шестьдесят, и на сто» ( Мк.4:20 ), по мере благого их намерения. Что же всякое слово Божественного Писания производит таковые следствия, свидетельствует и ныне чтенный Господа нашего Иисуса Христа ответ, данный искушавшему Его законоучителю. Если послушаете сего толкования с должным вниманием и любовию, узрите и восчувствуете то, о чем предлагаю.

Законниками назывались те, кои изъясняли и учили Моисейскому закону и довольны были ответствовать на все, какие бы ни предлагаемы были, законные вопросы. Сей убо законник, услышав, что Иисус не обинуясь научал народ, или по напыщению, поколику думал, что никто так, как он, не знает закона, или по зависти, поколику зрел, что весь мир обращался ко Иисусу Христу, пришел к Нему не послушать и воспользоваться, но искусить Его и опровергнуть учение Его. Почему спрашивает Его, говоря: какое мне нужно делать дело, да наследую жизнь вечную? Сей вопрос хотя, кажется, не есть искусительный, однако великое содержит искушение. Законник думал, что сим вопросом уловит Иисуса Христа. Ибо если бы Иисус сказал ему, что закон, которому Я научаю, тот вводит человека в жизнь: тогда бы законник возымел случай к обвинению Иисуса Христа, и обнес бы противобожником, так как учащего другому закону, а не закону Божию. Послушай же, коль мудро ответствовал ему Богочеловек.

Поколику закон Моисейский «никогдаже может приступающих совершити» ( Евр.10:1 ) и следственно достойными соделать вечной жизни, вера же во Христа могущественна «спасти до конца приходящих чрез Него к Богу» ( Евр.7:25 ): того для не сказал ему: если сохранишь Моисейский закон, внидешь в живот; но вопросил его, что есть писано в законе? – да, приявши случай чрез ответ его, научит его и о смотрении воплощения Своего. Что, говорит, в законе Моисейском есть писано? Како, то есть, с каким духом и намерением читаешь ты закон? Письменно ли только, яко Иудеянин, или и духовно, яко истинный Израильтянин?

Другое ласкался законник услышать, однако не то услышал. Почему, будучи принужденным, предлагает законные слова, заключающиеся в книгах Левит и Второзакония, и научающие от всего сердца и души, и силы, и помышления любить Бога и ближнего, и живот обещающие хранителям сея заповеди ( Лев.19:16 ; Втор.5:6, 30:6 ).

Ужели не знал законник, кто есть его ближний? и какая бы нужда была во оправдании на сказанное? и каким образом чрез сей вопрос оправдал бы он самого себя? Он, так как законник, знал без сомнения, кто есть ближний, знал же и то, что нужно ему оправдание, поколику приметил, что ответ Иисуса Христа показал его неведущим первых оснований закона; сверх сего, разумел, что Иисус Христос ведал злое его намерение. Но поелику Иудеи ближним своим называли не всякого человека, но токмо единоплеменных и друзей своих; того для прибегает к сему второму вопросу, да и намерение свое скрыет, и покажется чуждым обвинения в незнании. Но, может быть, предлагал сей второй вопрос и для того, дабы показать себя столько праведным и святым, что ни единого подобного и сходного в делах добродетельных себе не имел. Иисус же, возымев случай чрез сей вопрос, ответствует следующим образом:

Священник означает Моисейский закон, содержащий все, что касается до священнослужения; а Левит – Пророков, так как помазанных служителей Божиих и учителей откровений пришествия в мир единородного Сына Его. Ибо прешел закон, благодати пришедшей. От небес хотя происшел закон и дан на Синае Богом, и Пророки пророчествовали: однако ни закон, Пророки не могли загладить греха и восставить человеческое естество от бедственнейшего оного падения. «Не возможно бо крови юнчей и козлей отпущати грехи» ( Евр.10:4 ). Проходили убо и закон и Пророки путем тем, и были на том месте, в которое изгнан человек, то есть на земли, и видели достойноплачевное его состояние; но мимо шли, то есть, прочь отошли, не могше исцелить язв его.

Читайте также:  Какая фаза сна вещая

Беседа о Божием милосердии к человекам и о злоупотребляющих оное

Данный законнику приточный ответ Господа нашего Иисуса Христа столько ясно и живо изобразил милосердие Божие к человекам, что отдалил пагубное ради греха отчаяние и насадил в сердце каждого человека радостотворную спасения надежду. Посему Божественный Павел дерзновенно и радостно благовестил таким образом: «аще бо врази бывше, примирихомся Богу смертию Сына Его, множае паче примирившеся, спасемся в живот Его» ( Рим.5:10 ) Усматриваем сие Божие милосердие не токмо в таинстве воплощения единородного Сына Его, чрез которое призвал к вечному царствию весь изгнанный из сего человеческий род: но и во всяком человеке, чрез грех и беззаконие от него удалившемся.

Исполнен Ветхий Завет, исполнен Новый убеждений и примеров, доказывающих к грешникам милосердие Божие. Призвал Многоблагоутробный всех грешников, Пророческим гласом вопия: «сия глаголет Господь Бог: обратитеся, и отвратитеся от начинаний ваших, и от всех нечестий ваших, и обратите лица ваша ко Мне» ( Иез.14:6 ) и, как бы соболезнуя о погибели их, говорил: «не хощу смерти грешника, но еже обратитися нечестивому от пути своего, и живу быти ему: обращением обратитеся от пути вашего злаго: и вскую умираете, доме Израилев?» ( Иез.33:11 ) А чтобы вложить упование в сердца грешников и обратить их на покаяние, паки и Сам еще обещается обращаться к ним: «обратитеся ко Мне, глаголет Господь сил, и обращуся к вам, глаголет Господь сил» ( Зах.1:3 ). И чтобы кто, представляя долговременность и неудобоисправление во грехах своих, не усомнился о очищении и отпущении сих, предложил в пример багряный и червленый цвет, коему неудобно измениться в белый цвет снега и в волну овчую, и сказал: «приидите, и истяжимся, глаголет Господь: и аще будут греси ваши яко багряное, яко снег убелю: аще же будут яко червленое, яко волну убелю» ( Ис.1:18 ).

Давид был царь, царь же должен быть примером для всех подчиненных своих. Давид, поколику в законе Божием поучался, знал более всякого человека тяжесть сих преступлений. Давид был преимущественно облагодетельствован Богом: ибо Бог избрал его от стад овчих, и хранил его от сильного гонения Саулова, также возвел его на престол царства Израильского. Давид был исполнен Божией благодати, которая и вразумляла, и укрепляла его против всякого греха. Но однако столько великий человек, нимало о соблазне не размыслив, погасив свет совести своей, презрев благодеяния Божия, учинил сии два страшных преступления, сопутствуемые беззаконными обстоятельствами.

Но при всем сем Давид, Пророком Нафаном обличаемый, раскаивается и взывает: «согреших!» И рече Давид Нафану: «согреших ко Господу» ( 2Цар.12:13 ); виждь убо теперь беспредельную щедроту Божию изливаемую. Виждь безмерное Его милосердие; виждь, каким образом никакой грех не побеждает благоутробие Боже! «И рече Нафан к Давиду: и Господь отъя согрешение твое, не умреши!»

Но кто может исчислить все примеры милосердия Божия, каковые заключаются в Божественных Писаниях? Все сии по благоволению Божию для человеческого написаны суть спасения: однако люди, будучи разделены на две четы, обращают сии в погибель души своей. Иные, слыша бесчисленные примеры беспредельного милосердия Божия к грешникам, расторгают обуздания греховные и бесстрашно творят всякое беззаконие. Бог, говорят, есть милосерд, никакой грех не побеждает милосердие Его; убо в час смертный можем сказать и мы так, как разбойник: «помяни мя, Господи, егда приидеши во царствии Твоем!» ( Лк.23:42 ) Он же, яко беспредельно благоутробный, простит грехи наши, и скажет и нам милосердым Своим гласом: «аминь глаголю тебе, днесь со Мною будеши в раи» ( Лк.23:43 ). Иные же, не могши постигнуть, как Бог есть праведен купно и милосерд, и как действует милосердие и нимало правосудию то не оскорбительно бывает, видя также и страшные наказания грешников, и представляя множество беззаконий своих, совершенно отчаиваются. Каким же образом, говорит еретик Новат, покаяние отвергающий, и ученик его отчаивающийся, – каким Бог простит грехи юности моей, сластолюбия, гордости, славолюбия, зависти, лжи, осуждения и прочие? Если бы престал грешить хотя бы с мужеского возраста, если бы престал грешить хотя бы в старости моей: но я ежедневно падаю в таковые беззакония, паче же, что еще и другие новые и тяжчайшие присовокупляю. Сколько я решался отстать от обладавшего мною греха? Коликочастно обещевался пред Богом совершенно воздержаться от грехов моих, потом лжецом оставался пред Ним, и вместо воздержания в те же самые падал, да еще и худшие и тяжчайшие беззакония? Как убо могу ласкаться получить прощение от праведнейшего Судии?

Но каким образом, скажешь, сие не противно бывает правосудию Божию? Поистине, мы не понимаем, каким образом: поколику помышления и размышления и дела наши отстоят от совета и размышления и дел Божиих столько, сколько небо от земли. «Не суть бо совети Мои, якоже совети ваши, ниже якоже путие ваши путие Мои, глаголет Господь. Но якоже отстоит небо от земли, тако отстоит путь Мой от путей ваших, и помышления ваша от мысли Моея» ( Ис.55:8–9 ). Хотя убо мы не понимаем, каким образом не противно, но однако бывает Божеское правосудие Божескому милосердию, и сходствуют между собою, так как воспевает Пророко-царь, взывая: «милость и истина сретостеся, правда и мир облобызастася» ( Пс.74:11 ). И хотя мы того, как сии соединяются, не постигаем, но последствия от соединения ясно усматриваем.

Христиане! отчаяние есть глупость и безумие; почему, далеко отринув сие, положите на сердцах ваших упование на всемилосердого Бога, познав, что тот токмо есть отчаянный, который по жестокосердию своему хощет, и отчаивается. Вы же, которые, уповая на милосердие Божие, согрешаете нераскаянно, мыслите, что «нерадите о богатстве благости, и кротости, и долготерпении, не ведуще, яко благость Божия на покаяние ведет» ( Рим.2:4 ). А я, полагая конец слову моему, дерзаю и говорю, что паче страшусь милосердия Божия, нежели правды Его. Ибо если погрешу против правды, имею прибежищем милосердие: если же погрешу против милосердия, не имею другого прибежища.

Смот. Диод. Сиц. кн. 1. Смот. Уал, Макс. кн. 6, гл. 5.

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector