Никем не нарушаемым сном

Никем не нарушаемым сном

Словарные диктанты

I. Нелепый поступок; недозрелый арбуз; не жаль времени; не достает до дна; недостает доброты; небо не голубое; непродуманное решение; волосы не распущены; не усвоив предыдущего; не чувствуя никакой боли; повадки не лисьи; портфель не кожаный; не нужно так говорить; чайник не фарфоровый; ветка не сломана; не обладающий тактом; поступил не по-товарищески; сочинение не проверено; не ответив на письмо; не менее двух метров; еще не замерзшая речонка; никем не интересовался; ни с кем не делился своими проблемами; неоткуда взять силы; никуда не годится; сделать во что бы то ни стало; как ни в чем не бывало; не лучше этого; сделал не по-вашему; никогда не ссорился; негде яблоку упасть; никак не соглашался; нигде не видно; ничем не измерить; не предупредил вовремя; ничего не видел; нисколько не удивился; светит не по-летнему; не жаль; не нужно; не было времени; не закрытая мною дверь; не продумав до конца; длительное ненастье; неряшливый вид; несуразный наряд; негодовать по поводу случившегося; не глубокое, а мелкое озеро; небольшая, а быстрая речонка; не пораженные сорняком; сделал не лучше; непрошеный гость; несмышленый малыш; далеко не интересный фильм; не завершенная, а только начатая работа; не говори несуразицы; далеко не легкая задача; всякие неожиданности; скрытая неприязнь; сделал небрежно; не высоко, а низко.

II. Говорил неправду; это была не правда, а ложь; некрасивый поступок; не красивый, а просто симпатичный; ушел недалеко; ушел не далеко, а близко; говорил несуразицы; нелепый поступок; выглядел нелепо; вовсе не красивый наряд; поступил далеко не красиво; нелегкое задание; далеко не легкая задача; взлететь невысоко; взлететь не высоко, а низко; некрасивый плащ; не веселый, а грустный вид; отвечал небрежно; вел себя непринужденно; несбыточность помыслов; недорогой, но красивый шарф; неширокая, но глубокая река; скрытая неприязнь; всякие неожиданности; неприглядный вид.

III. Не был в школе; не мог; не говорил; не нарушай; с утра нездоровится; сразу невзлюбил; не чувствуя; не говоря; не понимая; негодуя; невзирая на лица; не вспоминая; не надеясь; не видеть; ненавидел фальшь; нераспечатанное письмо; не распечатанное отцом письмо; письмо не распечатано; вода не пролита; не написанный, а отпечатанный лист; не встреченный мною друг; невстреченный друг; полы не покрашены; не покрашенные краской полы; непокрашенные полы; трава не скошена; нескошенная трава; еще не скошенная трава; вовсе не продуманное решение; не знающий усталости турист; незаселенные дома; еще не заселенные дома; дома не заселены; поступить не по-товарищески; не жаль бездельника; не нужно опаздывать; портфель не кожаный; кофта не коричневая; вопрос не решен; река неширока; путь не долог, а короток; бормотал что-то невнятное; обошлось недешево; стоит не дешево, а дорого; невежда в музыке; не должен унывать; несмотря на непогоду; неисправимый дефект; перейти неширокую, но глубокую речку; не заглядывая в завтрашний день; не громкий, а тихий говор; вести себя непринужденно; непрерывный крик; костер не погашен; непогасший костер; неказистая фигура.

Источник

Никем не нарушаемым сном

1. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

В отличие от журавлей, живущих на глухих, недоступных болотах, цапли обычно гнездятся у берегов рек. Широкие, сплетенные из толстых прутьев гнезда цапли устраивали на самых высоких вершинах вековых сосен. Однажды в бурную ветреную погоду из гнезда выпал оперившийся, но еще не умевший летать птенец.

2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.

Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.

3. Вставить пропущенные знаки препинания, если это необходимо; прокомментировать их поставку.

Листья блистающие золотом.
Возле полянок усеянных брусникой.
Пылающие золотом вершины берез.
Листва опаленная дыханием осени.
4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

Гласные, (не) проверяемые ударением.

Решение (не) продумано.

Еще (не) прочитанная книга.

(Не) обозримая равнина.

(Не) устрашимый боец.
5. Написание Н, НН в причастиях и прилагательных; объясните свой выбор.

Поляна освеще(н, нн)а; даль тума(н, нн)а; размеша(н, нн)ые краски; исправле(н, нн)ая работа; кожа(н, нн)ый портфель; жаре(н, нн)ая в масле рыба.
6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.

Аппарат, посыла:мый на Луну.

Изредка прерыва:мый гул.

Завис:мое слово.
7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объяснить свой выбор.

Размеш:нные краски.
8. Синтаксический разбор предложения и морфологический разбор причастия.

По утрам железо покрывалось хрупкой изморозью тающей под рукой.
II вариант.

1. Выпишите причастия из текста, произведите их морфемный разбор.

Я поймал этого птенца. Рукой я придерживал клюв пойманной птицы. Молодую цаплю я устроил на небольшой застекленной веранде, где помещалась моя собака. Устроенная в другом углу цапля, казалось, ни малейшего внимания не обращала на Фрама.

2. Замените действительные причастия страдательными или наоборот, а затем запишите получившиеся выражения.

Охотник, поймавший тигра; письмо, написанное другом; ученик, прочитавший параграф учебника; задание, выполненное ребятами в срок.
3. Вставить пропущенные знаки препинания, если это необходимо; прокомментировать их поставку.

Читайте также:  Как сделать сон длиннее

Тронутый утренником осенний лист.
Деревья одетые в нарядный убор.
Осины трепещущие на ветру.
Расшитый золотом ковер.
4. Раскрыть скобки, прокомментировать слитное и раздельное написание НЕ с причастиями.

(Не) продуманный ответ.

(Не) законченное сочинение.

Еще (не) обжитый край.

Никем (не) нарушаемая тишина.

(Не) построенный дом.
5. Написание Н, НН в причастиях и прилагательных; объяснить свой выбор.

Книга прочита(н, нн)а; бесце(н, нн)ая вещь; краше(н, нн)ый маляром пол; почине(н, нн)ый трактор; оловя(н, нн)ый солдатик; комиссия образова(н, нн)а.

6. Вставить пропущенные буквы в суффиксах страдательных причастий, прокомментировать свой выбор.

Издава:мый струнами звук.

Невид:мые глазом частицы.

Изуча:мое правило.
7. Вставить нужную гласную перед Н, НН в причастиях, объясните свой выбор.

Мы вошли в лес освещенный лучами осеннего солнца.

Слитное и раздельное написание НЕ
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

25
Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не) оконченную вчера работу.
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не) уверенность.
В сгустившихся сумерках уже (не) видны силуэты людей.
Экспедиция (не) должна была приступать к работе.
Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не) весенним вечерком.

26
Посещение Третьяковской галереи оставило (не) забываемое впечатление.
Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести.
Река еще (не) замерзла.
То был (не) веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.
Они сидели, ничего (не) говоря.

Мысли о (не) оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не) стриженые вихры.
Кто (не) знает стихов Пушкина!
Вовсе (не) интересный фильм показали вечером.
В окнах (не) было ни одного стекла.

28
Кругом стоит удивительная, ничем (не) нарушаемая тишина.
Во влажном воздухе витал (не) повторимый запах приближающейся весны.
Ни один восход (не) бывает похож на другой.
(Не) дождавшись брата, я ушел.
(Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

29
(Не) смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не) тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то от-чуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не) дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Путники шли без привала весь день, (не) чувствуя усталости,
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не) справедливость
существующего порядка.
Мне (не) за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не) смущаясь.
Он никогда (не) смотрит прямо.

31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами.
Он широко шагал по еще (не) расчищенным от снега улицам.
Удобрение (не) вывезено на поля.
Дождей больших еще (не) было.
Я (не) готов к уроку.

32
Луна (не) бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не) получал писем.
(Не) исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не) ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не) проверив пароля.

33
Мальчики (не) узнавали леса.
(Не) котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не) такой, как все, тихий, ласковый.

Эта задача так и (не) решена учениками.
(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
(Не) у кого спросить, все молчат.
Пошел дождь, (не) прекращавшийся в течение часа.
(Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

35
В предместье живут отнюдь (не) богачи.
На снег, (не) тронутый никем, легли тени.
(Не) распроданные игрушки уценили.
Дуня (не) лишена обаяния.
Вася никогда (не) стремился к славе

36
Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.
Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.
(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Ведь вы ни в чем (не) обвиняетесь.

37
Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не) облегчающий душу сон.

38
Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не) исследованной местности.
До нас (не) долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не) вправе
Наказывать солдат было (не) за что.

Правописание частицы не с глагольными образованиями на -мый

7 класс

Правописание глагольных форм на -мый является одним из самых трудных вопросов орфографии. Ключом для безошибочного написания частицы не в таких случаях является правильное отнесение данного слова к соответствующей части речи – причастию или прилагательному, поскольку каждая из этих частей речи подчиняется своим правилам орфографии. Неумение различать отглагольные прилагательные на -мый и причастия приводит к устойчивым ошибкам в работах школьников.

К сожалению, в школе изучение правописания глагольных образований на -мый в рамках традиционной программы не предусматривается, однако опыт работы подсказывает, что знакомство с правописанием таких слов надо начинать уже с 7-го класса.

Необходимость этого объясняется наличием в учебнике упражнений, требующих выбора слитного/раздельного написания частицы не с этими глагольными формами.

Читайте также:  Ловец снов диван собрать

Так, в упражнении № 101 (Баранов М.Т., Григорян Л.Т. и др. Русский язык. 7-й класс. М.: Просвещение, 1993) даются формы (не)видимый, (не)сокрушимой. Как писать не с этими словами? Как определить, к какой части речи они относятся? Учебник не дает ответов на эти вопросы. Видимо, предполагается, что ученик сможет разрешить проблему самостоятельно. Думаю, сказанного уже достаточно, чтобы убедить коллег в необходимости изучения правописания глагольных форм на -мый именно на этом этапе обучения.

На одном из уроков закрепления темы «Не с причастиями» ученикам предлагается такое задание:

Раскрыть скобки, объяснив слитное и раздельное написание не:

1) (не)законченный эксперимент; (не)законченный лабораторией эксперимент; эксперимент (не)закончен; эксперимент до сих пор (не)закончен;
2) (не)просохшая после дождя земля; (не)просохшая земля; (не)утихающий, а усиливающийся ветер;
3) (не)замеченная ошибка; (не)обнаруженные при осмотре дефекты; (не)поладки (не)устранены;
4) (не)прекращающийся всю ночь снегопад; (не)прекращающиеся метели; движение транспорта (не)прекращено;
5) (не)принятое комиссией предложение; (не)приятный для всех разговор; решение (не)принято;
6) совсем (не)исследованные районы; совсем (не)исследованные геологами районы;
7) (не)установленные до конца причины; совершенно (не)выясненные обстоятельства;
8) (не)заменимый на данной работе сотрудник; никем (не)заменимый сотрудник; (не)любимая ребенком игрушка.

Последнее, восьмое задание позволяет создать на уроке проблемную ситуацию: ученики не могут правильно объяснить слитное/раздельное написание не в этих примерах.
Поставим вопрос: (не)заменимый, (не)любимый – это причастия или прилагательные?
Нужно обратить внимание учеников на суффиксы обоих слов (в данном случае – -им-) и подвести их к мысли, что по форме они похожи на страдательные причастия настоящего времени. Здесь полезно обратиться к таблице «Образование страдательных причастий настоящего времени» (см. учебник, с. 39). Ребята должны вспомнить, что интересующая нас разновидность причастий не образуется ни от глаголов совершенного вида, ни от непереходных глаголов несовершенного вида. Стоит поговорить и о том, в каких контекстах употребляются страдательные причастия настоящего времени:

(обратим внимание на то, что подлежащее исходного предложения в конструкциях со страдательным причастием превращается в дополнение в форме тв. п.).
Вернемся к поставленному вопросу. От каких глаголов образованы интересующие нас слова?

На отглагольные прилагательные с -ем-/-им- распространяются правила правописания имен прилагательных, а не причастий: частица не может писаться слитно с полными прилагательными такого типа и при наличии зависимых, поясняющих слов, а также с прилагательными такого типа в краткой форме: методы работы неприменимы в данных условиях, запасы солнечной энергии неистощимы, независимое от ударения написание и т.д.

Раздельно с не пишутся отглагольные прилагательные на -мый в двух случаях:

1) если от них зависят отрицательные местоимения или наречия с частицей ни (ср.: почти неизлечимая болезнь – не излечимая никакими средствами болезнь);
2) если при них есть частицы далеко не, отнюдь не и др. (ср. у него независимый характер – это отнюдь не зависимый показатель).

Необычно ведут себя отглагольные образования на -мый, восходящие к переходным глаголам несовершенного вида: будучи формально «законными» причастиями, в сочетании с не они ведут себя то как причастия, то как прилагательные. Они считаются причастиями и пишутся раздельно с не, когда:

1) от них зависят отрицательные местоимения и наречия с частицей ни (никем не любимый человек, нисколько не почитаемый праздник);
2) от них зависит дополнение в форме тв. п. (не любимая ребенком игрушка, не определяемое нами понятие – но: неопределяемое в рамках этой теории понятие).

В этом и заключается особенность страдательных причастий настоящего времени: все остальные пишутся раздельно с не при наличии любых зависимых слов (слова со значением высшей степени качества не в счет). Ср.: нелюбимая с детства игра – не полюбившаяся с детства игра, неопределяемое в данной теории понятие – не определенное в данной теории понятие).

Эта особенность отглагольных образований на -мый делает правило еще более запутанным. Чтобы справиться с ним, удобно воспользоваться приведенным ниже алгоритмом.

Следует, однако, иметь в виду, что отглагольные прилагательные на -мый очень часто без не не употребляются и поэтому пишутся слитно с этой частицей (полный их список приводится ниже).

Алгоритм правописания отглагольных образований на -мый

Теперь необходимо вернуться к записанным словам и выяснить, как же пишется с ними частица не.

(Не)заменимый на данной работе сотрудник: (не)заменимый – слово образовано от глагола заменить совершенного вида; это отглагольное прилагательное. При слове нет отрицательного местоимения, нет части типа отнюдь не. Вывод: пишу незаменимый на данной работе. Никем (не)заменимый сотрудник: к отглагольному прилагательному относится отрицательное местоимение.

Вывод: пишу никем не заменимый сотрудник.

(Не)любимая ребенком игрушка: (не)любимая – слово образовано от глагола любить несовершенного вида, переходного. Это причастие на -мый. Оно пишется с не раздельно, если у него есть зависимое слово в тв. п.: (не)любимый (кем? чем?) ребенком – значит, пишу не любимая ребенком игрушка.

На этом этапе урока очень важно строго соблюдать шаги алгоритма, чтобы избежать ошибочных написаний.

После того как основное правило разграничения отглагольных образований на -мый осмыслено учащимися, полезно записать в словари исключения, то есть слова, которые пишутся с не всегда слитно. Эти 45 слов входят в активный словарный запас школьников и часто употребляются ими в различных письменных работах. Не стоит требовать от учеников заучивания этих слов. Постоянная работа со словарем, включение этих слов в разного рода диктанты сформируют необходимый навык правописания. Таблица с этими словами может постоянно находиться на стенде в кабинете русского языка в качестве зрительной опоры.

Читайте также:  Книги о сне младенцев

На заключительном этапе урока предложим ученикам следующее упражнение:

Объясните написание не с прилагательными на -мый в данных примерах.

Никем несокрушимая сила, неразличимые невооруженным глазом детали, неуловимое для глаз движение, никем не уловимое движение, ничем не объяснимый случай, ни с чем не сравнимая радость, непереводимое на другой язык выражение, не нарушаемая нами тишина; не спрягаемая, а склоняемая часть речи.

В конце урока учащиеся получают домашнее задание: выучить алгоритм, внимательно перечитать слова-исключения и выполнить синтаксический разбор предложений, расставив в них знаки препинания, раскрыв скобки и объяснив орфограммы.

1. Многое в них было (не)понятно закрыто (н_)кем (не)ощутимой (н_)кому (не)видимой завесой.

2. Ему самому захотелось что есть духу бежать туда где на снегу лежал этот маленький (н_)кем (не)любимый человек оказавшийся вдруг таким стойким.

На следующем уроке материал закрепляется уже на более сложных примерах. Хочу порекомендовать коллегам упражнение из книги: Розенталь Д.Э. Практическое пособие по русскому языку. М.: Просвещение, 1990. С. 140, № 302.

Богатый материал содержится и в пособии Хлебниковой А.В., Плотниковой А.В. Сборник текстов для закрепления навыков орфографии и пунктуации. М.: Просвещение, 1967. С. 136–138.

Думаю, что каждый учитель отберет необходимый материал с учетом возможностей своего класса. Предложенная система, проверенная в работе автора в течение нескольких лет, дает хорошие результаты и позволяет добиться устойчивого орфографического навыка.

Надеюсь, что описанный в статье опыт работы заинтересует коллег-словесников и окажет им практическую помощь в изучении трудных вопросов правописания.

Источник

Слитное и раздельное написание НЕ
Определите предложение, в котором НЕ со словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

25
Роман с наслаждением думал о том, что ему предстоит продолжить (не) оконченную вчера работу.
Во всех движениях молодого механика чувствовалась какая-то (не) уверенность.
В сгустившихся сумерках уже (не) видны силуэты людей.
Экспедиция (не) должна была приступать к работе.
Мартовский день с капелью и солнцем внезапно сменился студеным, совсем (не) весенним вечерком.

26
Посещение Третьяковской галереи оставило (не) забываемое впечатление.
Сергею довелось услышать об этом странном человеке много отзывов, (не) делающих тому чести.
Река еще (не) замерзла.
То был (не) веселый, смеющийся говор весны, а едва слышная, дремотная болтовня.
Они сидели, ничего (не) говоря.

Мысли о (не) оконченной вчера работе заставляли Михаила идти быстрее.
Мальчик упрямо покачал головой и решительным движением пригладил (не) стриженые вихры.
Кто (не) знает стихов Пушкина!
Вовсе (не) интересный фильм показали вечером.
В окнах (не) было ни одного стекла.

28
Кругом стоит удивительная, ничем (не) нарушаемая тишина.
Во влажном воздухе витал (не) повторимый запах приближающейся весны.
Ни один восход (не) бывает похож на другой.
(Не) дождавшись брата, я ушел.
(Не) знающий меры будет горевать и в богатстве.

29
(Не) смотря на сложность изучаемой темы, мы постараемся разобраться в ней как можно лучше.
Сегодня его слова звучали (не) тепло и ласково, как прежде, а холодно и как-то от-чуждённо.
Синий рассвет заглянул в (не) занавешенное с вечера окно.
Давно ему (не) дышалось так легко.
Дом стоял посреди степи, ничем (не) огороженный.

Путники шли без привала весь день, (не) чувствуя усталости,
Публицист заострил социальную проблематику очерка, указав на (не) справедливость
существующего порядка.
Мне (не) за что на вас сердиться.
Она отвечала ему, нисколько (не) смущаясь.
Он никогда (не) смотрит прямо.

31
Старинный сад утром похож на сказочный лес с (не) хожеными тропами.
Он широко шагал по еще (не) расчищенным от снега улицам.
Удобрение (не) вывезено на поля.
Дождей больших еще (не) было.
Я (не) готов к уроку.

32
Луна (не) бледна, а прозрачна, как хрусталь.
Он ниоткуда (не) получал писем.
(Не) исследованные места влекут меня, а глухие дебри.
Дорога (не) ровная, зато самая короткая.
Часовой пропустил их, (не) проверив пароля.

33
Мальчики (не) узнавали леса.
(Не) котел варит, а стряпуха.
Друзья разъехались, и (не) кого позвать в гости.
Солнце, ещё (не) скрытое облаками, освещает мрачную жёлто-лиловую тучу.
Какой-то он (не) такой, как все, тихий, ласковый.

Эта задача так и (не) решена учениками.
(Не) яркое пламя в камине освещало письменный стол и картины на стенах.
(Не) у кого спросить, все молчат.
Пошел дождь, (не) прекращавшийся в течение часа.
(Не) сшитые, а связанные вещи мне нравятся больше.

35
В предместье живут отнюдь (не) богачи.
На снег, (не) тронутый никем, легли тени.
(Не) распроданные игрушки уценили.
Дуня (не) лишена обаяния.
Вася никогда (не) стремился к славе

36
Наш спутник тоже (не) сидел сложа руки.
Вокруг тянулись (не) скончаемые виноградники.
Путники вышли к ещё (не) обросшему кромкой льда берегу.
(Не) мешкая ни минуты, ребята собрали чемоданы.
Ведь вы ни в чем (не) обвиняетесь.

37
Коту Тимофею (не) меньше десяти лет.
Воздух, ещё (не) ставший знойным, приятно освежает.
(Не) сули журавля в небе, дай синицу в руки.
У Насти были (не) правильные, но приятные черты лица.
Николай провалился в тяжкий, (не) облегчающий душу сон.

38
Не) дождавшиеся ужина путешественники легли спать.
Работать пришлось в (не) исследованной местности.
До нас (не) долетал грохот взорвавшихся снарядов.
Отказаться от такого угощения никто (не) вправе
Наказывать солдат было (не) за что.

Источник

admin
Упражнения для здорового тела
Adblock
detector